Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.06.2009 N 88 "Об утверждении Инструкции о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 22 июля 2009 г. N 8/21230



В соответствии со статьями 26 и 32 Банковского кодекса Республики Беларусь и статьей 22 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "Об электронном документе" Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS.

2. Признать утратившими силу нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь по перечню согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 30 ноября 2009 г.



Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ







                                                        Приложение
                                                        к постановлению
                                                        Правления
                                                        Национального банка
                                                        Республики Беларусь
                                                        26.06.2009 N 88


ПЕРЕЧЕНЬ

УТРАТИВШИХ СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО

БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



1. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 ноября 2004 г. N 176 "Об утверждении Инструкции о порядке доступа и подключения банков-нерезидентов к системе BISS Национального банка Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 193, 8/11787).

2. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 марта 2005 г. N 37 "Об утверждении Инструкции по осуществлению межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 53, 8/12306).

3. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. N 74 "О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о порядке доступа и подключения банков-нерезидентов к системе BISS Национального банка Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 91, 8/12680).

4. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 октября 2005 г. N 148 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 марта 2005 г. N 37" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 176, 8/13336).

5. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 января 2006 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 марта 2005 г. N 37" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 35, 8/13902).

6. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 января 2007 г. N 13 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 марта 2005 г. N 37" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 66, 8/15834).

7. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 января 2007 г. N 30 "О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 ноября 2004 г. N 176" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 67, 8/15864).

8. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 марта 2008 г. N 43 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по осуществлению межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 96, 8/18617).

9. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. N 157 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по осуществлению межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 288, 8/19811).

10. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. N 199 "О расширении сферы применения электронного документооборота в автоматизированной системе межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 6, 8/20142).







                                                        УТВЕРЖДЕНО
                                                        Постановление
                                                        Правления
                                                        Национального банка
                                                        Республики Беларусь
                                                        26.06.2009 N 88


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ

РАСЧЕТОВ В СИСТЕМЕ BISS



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьями 26 и 32 Банковского кодекса Республики Беларусь и статьей 22 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "Об электронном документе" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 2/132). Настоящая Инструкция регламентирует общий порядок функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь (далее - АС МБР) и проведения межбанковских расчетов в белорусских рублях через систему BISS, устанавливает правила и определяет условия допуска к участию и исключения из участия в системе BISS.

2. Настоящая Инструкция обязательна для выполнения Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк), банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее - банки Республики Беларусь), банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, допущенными к участию в системе BISS (далее - банки-нерезиденты), открытым акционерным обществом "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее - биржа), открытым акционерным обществом "Банковский процессинговый центр" и поставщиками телекоммуникационных услуг.

3. Для целей настоящей Инструкции нижеприведенные термины используются в следующих значениях:

3.1. АС МБР - совокупность норм, правил, процедур и программно-технических средств, обеспечивающих осуществление межбанковских расчетов;

3.2. система BISS (Belarus Interbank Settlement System) - система межбанковских расчетов Национального банка, в которой в режиме реального времени осуществляются межбанковские расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также по результатам клиринга в смежных системах;

3.3. система передачи финансовой информации (далее - СПФИ) - совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих надежную и безопасную передачу электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам;

3.4. автоматизированная система "Центральный архив межбанковских расчетов" (далее - АС ЦА МБР) - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов комплектования, хранения, учета и использования электронных платежных документов, электронных сообщений и сопутствующей информации по межбанковским расчетам в центральном архиве межбанковских расчетов;

3.5. документация АС МБР - комплект взаимоувязанных документов (рабочая документация АС МБР и эксплуатационная документация АС МБР), полностью определяющих технические требования к АС МБР, проектные и организационные решения по созданию и функционированию АС МБР, разрабатываемых расчетным центром Национального банка (далее - расчетный центр) и утверждаемых начальником главного управления платежной системы Национального банка и директором расчетного центра;

3.6. электронный платежный документ - электронный документ, являющийся основанием для совершения операций по соответствующим счетам Национального банка, банков и их клиентов;

3.7. электронное сообщение - информация, подлежащая передаче и включающая данные об одной или нескольких финансовых операциях, а также сведения, связанные с этими операциями;

3.8. банки - банки Республики Беларусь и банки-нерезиденты;

3.9. межбанковские расчеты - расчеты в официальной денежной единице Республики Беларусь между участниками системы BISS по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и по платежам, инициированным их клиентами;

3.10. участники системы BISS - Национальный банк, банки, структурные подразделения Национального банка, филиалы (отделения) банков Республики Беларусь. Участники системы BISS подразделяются на прямых, косвенных и особых;

3.11. прямой участник системы BISS - участник, которому открыт корреспондентский (межфилиальный) счет в Национальном банке, имеющий право самостоятельной отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений и включенный в справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи на территории Республики Беларусь (далее - справочник БИК). Прямыми участниками являются Национальный банк и банки;

3.12. косвенный участник системы BISS - участник, которому не открывается корреспондентский счет в Национальном банке, имеющий право отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений через прямого участника и включенный в справочник БИК. Косвенными участниками системы BISS являются филиалы (отделения) банков Республики Беларусь и структурные подразделения Национального банка;

3.13. особый участник системы BISS - банк Республики Беларусь, находящийся в стадии ликвидации, которому открыт корреспондентский счет в Национальном банке, имеющий право самостоятельной отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений и включенный в справочник БИК;

3.14. режим реального времени - способ обработки электронных платежных документов, основанный на непрерывности процесса приема и обработки индивидуального электронного платежного документа в момент его поступления;

3.15. расчеты на валовой основе - механизм расчетов, при осуществлении которых каждый электронный платежный документ обрабатывается в полной сумме индивидуально;

3.16. взаимозачет - механизм расчетов, основанный на накоплении электронных платежных документов банков-отправителей за определенный период с последующим их расчетом посредством применения алгоритмов многостороннего неттинга;

3.17. смежные системы - расчетно-клиринговая система по ценным бумагам и системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек (БелКарт, Visa, MasterCard), взаимодействующие с Национальным банком в части выполнения им функции расчетного банка;

3.18. клиринг - процесс передачи, сверки, вычисления денежных требований и обязательств и формирования окончательных чистых позиций участников клиринга для последующего расчета;

3.19. чистая дебетовая (кредитовая) позиция - рассчитываемая на основе клиринга разность между денежными требованиями и обязательствами участников смежных систем. Если разность - отрицательное число, то участник смежной системы имеет чистую дебетовую позицию, если положительное - чистую кредитовую позицию;

3.20. системный риск - ситуация в системе BISS, когда неспособность одного или нескольких банков выполнить денежные обязательства приводит к невозможности выполнения денежных обязательств другими банками;

3.21. административный контроль - проверка соответствия назначения платежа электронного платежного документа перечню разрешенных операций, предусмотренному пунктом 22 настоящей Инструкции, для его последующего акцептования;

3.22. акцептование - согласие Национального банка на исполнение электронного платежного документа в системе BISS;

3.23. нормативно-справочная информация - совокупность справочников, создаваемых на основании объединенного в единую информационную базу систематизированного перечня данных, формирование и контроль соблюдения которых предусмотрены настоящей Инструкцией и документацией АС МБР;

3.24. системный контроль - проверка электронных платежных документов Национального банка, банка на соответствие установленным в системе BISS требованиям, в процессе которой определяется возможность обработки электронного платежного документа;

3.25. операционный день системы BISS - период работы системы BISS в пределах одного банковского дня, в течение которого осуществляются прием и обработка электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам;

3.26. банк-отправитель - банк (Национальный банк), с корреспондентского (межфилиального) счета которого осуществляется списание денежных средств по межбанковским расчетам;

3.27. банк-получатель - банк (Национальный банк), на корреспондентский (межфилиальный) счет которого осуществляется зачисление денежных средств по межбанковским расчетам;

3.28. платежный документ - расчетный либо иной документ, установленный нормативными правовыми актами Национального банка, являющийся основанием для отражения банком (Национальным банком) операций списания (зачисления) денежных средств по счетам клиентов либо счетам по учету собственных средств;

3.29. расчетно-клиринговая система по ценным бумагам - система клиринга по совершаемым на бирже сделкам купли-продажи государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка и отдельных видов иных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), а также финансовых инструментов срочных сделок, определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

3.30. банки - участники торгов ценными бумагами и финансовыми инструментами срочной сделки (далее - банки-участники) - банки, допущенные к заключению сделок по купле-продаже ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок на бирже;

3.31. финансовый инструмент срочной сделки - договор участников срочной сделки, на основании которого у сторон возникает денежное обязательство (право) купить или продать определенное количество базового актива в определенное время в будущем по цене, установленной сторонами договора на дату заключения срочной сделки;

3.32. депозитная маржа - сумма денежных средств, вносимых на субсчет биржи банками-участниками и обслуживаемыми ими профессиональными участниками рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники) для обеспечения исполнения своих обязательств в случаях и порядке, определяемых локальными нормативными правовыми актами биржи;

3.33. требование к депозитной марже - минимально допустимая сумма депозитной маржи, необходимая для обеспечения исполнения денежных обязательств по сделкам с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемым банками-участниками и профессиональными участниками, рассчитываемая в соответствии с локальными нормативными правовыми актами биржи;

3.34. межбанковский процессинговый центр - центр, осуществляющий на договорных условиях процессинг по операциям с использованием банковских пластиковых карточек и клиринг по денежным требованиям и обязательствам банков Республики Беларусь и Национального банка, которые участвуют в системе расчетов с использованием банковских пластиковых карточек (далее - банки - участники системы).

4. В состав АС МБР входят следующие функциональные системы: система BISS, СПФИ и АС ЦА МБР.

В состав системы BISS входят следующие подсистемы: ядро системы BISS, подсистема участника межбанковских расчетов, подсистема управления межбанковскими расчетами, подсистема мониторинга межбанковских расчетов, подсистема ведения нормативно-справочной информации. Функциональные возможности системы BISS и их реализация определяются документацией АС МБР.

СПФИ включает центральную и абонентскую части, состав и функциональные возможности которых определяются документацией АС МБР.

АС ЦА МБР принимает на хранение электронные платежные документы и электронные сообщения по межбанковским расчетам и обеспечивает их сохранность и использование в интересах участников системы BISS.

5. Межбанковские расчеты проводятся через корреспондентские счета банков, открытые в Национальном банке, и межфилиальный счет Национального банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами корреспондентского счета, заключенными банками с Национальным банком.

Списание денежных средств с корреспондентского счета банка производится в пределах имеющихся денежных средств по распоряжению владельца счета, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Списание денежных средств с межфилиального счета производится по распоряжению Национального банка независимо от наличия средств.

6. Расчеты между филиалами (отделениями) банка Республики Беларусь, структурными подразделениями Национального банка, а также между клиентами, имеющими счета в одном филиале (отделении) банка Республики Беларусь, структурном подразделении Национального банка, осуществляются без отражения на корреспондентских (межфилиальных) счетах в порядке, установленном локальными нормативными правовыми актами банков и Национального банка, разработанными с учетом требований настоящей Инструкции.

7. Общие требования к процессам создания и обработки электронных платежных документов определяются требованиями технических кодексов установившейся практики Республики Беларусь (далее - технические кодексы), требования к процессам создания и обработки электронных сообщений - документацией АС МБР.

Технология обмена и обработки используемых при осуществлении межбанковских расчетов электронных платежных документов и электронных сообщений определяется документацией АС МБР.

Размещение реквизитов в формах внешнего представления электронных платежных документов, выдаваемых из АС ЦА МБР, осуществляется в порядке, предусмотренном техническими кодексами.

8. При организации и проведении межбанковских расчетов Национальный банк:

осуществляет управление и мониторинг процесса межбанковских расчетов в системе BISS;

гарантирует участникам системы BISS применение одинаковых правовых и технических норм и требований;

осуществляет бесспорное списание денежных средств с корреспондентских счетов банков Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

выполняет функции расчетного банка в части отражения по корреспондентским (межфилиальному) счетам банков (Национального банка) результатов клиринга, осуществляемого в смежных системах;

утверждает график приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений (далее - график системы BISS) и принимает решение по оперативному изменению регламента работы системы BISS;

присваивает банковские идентификационные коды и ведет справочник БИК;

обеспечивает функционирование АС ЦА МБР и автоматизированной подсистемы документальной синхронизации архивов участников системы BISS;

определяет технико-эксплуатационные и организационные требования к поставщикам телекоммуникационных услуг;

определяет размер платы за расчетные услуги Национального банка;

осуществляет организацию межбанковских расчетов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР в соответствии с планом обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности АС МБР, разрабатываемым главным управлением платежной системы Национального банка и утверждаемым заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность указанного управления.

В течение операционного дня системы BISS Национальный банк посредством подсистемы управления межбанковскими расчетами:

устанавливает режимы работы системы BISS;

контролирует состояние межбанковских расчетов;

управляет режимом установки резервов на корреспондентских счетах банков для расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам;

отражает по корреспондентским (межфилиальному) счетам банков (Национального банка) чистые дебетовые (кредитовые) позиции по результатам клиринга в смежных системах;

организует проведение межбанковских расчетов при возникновении аварийной ситуации в программно-техническом комплексе банка - участника системы BISS в порядке, определенном нормативным правовым актом Национального банка, регулирующим проведение межбанковских расчетов в резервном режиме;

устанавливает параметры административного контроля электронных платежных документов и осуществляет их акцептование.

В течение операционного дня системы BISS Национальный банк посредством подсистемы мониторинга межбанковских расчетов:

контролирует состояние межбанковских расчетов банков и очереди ожидания средств, а также принимает другие меры по ограничению риска ликвидности и кредитного риска;

при возникновении угрозы системного риска доводит до банка-отправителя информацию о необходимости изменения последовательности обработки срочных электронных платежных документов, находящихся в очереди ожидания средств.

9. Национальный банк несет ответственность перед банками за правильность выполнения своих функций в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, договорами корреспондентского счета и другими договорами.

10. Техническую реализацию функций Национального банка по организации и проведению межбанковских расчетов через систему BISS осуществляет расчетный центр. Расчетный центр в рамках выполнения функций технического оператора обеспечивает:

эксплуатацию автоматизированных программно-технических комплексов функциональных систем;

разработку и сопровождение прикладного программного обеспечения АС МБР;

надежную и бесперебойную работу АС МБР в соответствии с регламентами работы функциональных систем;

информационную безопасность АС МБР;

разработку и доведение до сведения участников системы BISS документации АС МБР;

ведение, актуализацию и рассылку нормативно-справочной информации всем участникам системы BISS;

сертификацию программных средств, используемых для взаимодействия с АС МБР и подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

поставку банку средств криптографической защиты информации в составе комплекта абонентского программного обеспечения, выдаваемого при подключении к СПФИ.

Решение о замене средств криптографической защиты информации принимается Национальным банком и доводится до сведения банков в течение одного месяца со дня принятия такого решения.

Расчетный центр имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений МТ 900 "Подтверждение дебета" и МТ 910 "Подтверждение кредита", МТ 196 "Ответ по клиентскому переводу", МТ 296 "Ответ по банковскому переводу" и других электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов.

11. Расчетный центр осуществляет хранение, внесение изменений и рассылку в электронном виде всем участникам системы BISS справочника участников системы BISS, справочника условных цифровых обозначений видов платежных документов согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, справочника кодов платежей в бюджет и иных справочников, предусмотренных документацией АС МБР. Подготовка нормативно-справочной информации для подсистем системы BISS осуществляется подсистемой ведения нормативно-справочной информации.

Справочник участников системы BISS используется для идентификации участников системы BISS, имеющих право отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений.

Справочник участников системы BISS формируется на основании данных о банке из справочника БИК и включает в себя следующую информацию: БИК участника; код аутентификации, содержащий код абонентской группы; коды типов участников (автоматизированная банковская система банка, подсистема участника межбанковских расчетов, программный комплекс "Резервный ввод"); коды статусов участников (Национальный банк, банк). Структура справочника участников системы BISS определяется документацией АС МБР.

Справочник условных цифровых обозначений видов платежных документов используется банками и Национальным банком при формировании электронного платежного документа для заполнения реквизита "Вид документа".

12. При осуществлении межбанковских расчетов в системе BISS используются электронные платежные документы сообщений типов МТ 102 "Многократное зачисление клиентских средств" (далее - МТ 102), МТ 103 "Однократное зачисление клиентских средств" (далее - МТ 103), МТ 202 "Общий банковский перевод" (далее - МТ 202), МТ 204 "Распоряжение о прямом дебетовании", МТ 204 "Расчеты со смежными системами" (далее - МТ 204), электронные сообщения типов МТ n92 "Запрос на отзыв платежного сообщения", MT n96 "Ответ", MT n98 "Системное сообщение", MT 099 "Сообщение в свободном формате", подтверждения МТ 900 "Подтверждение дебета" и МТ 910 "Подтверждение кредита".

Область применения электронных платежных документов МТ 102 определяется системным кодом назначения, который принимает следующие значения:

"01" - электронный платежный документ используется для перевода денежных средств на основании платежного документа с приложением списка физических лиц с указанием номера счета физического лица;

"11" - электронный платежный документ используется для перевода денежных средств на основании платежного документа с приложением списка физических лиц без указания номера счета физического лица;

"02" - электронный платежный документ используется для перевода денежных средств на основании реестра с указанием номера счета физического лица;

"12" - электронный платежный документ используется для перевода денежных средств на основании реестра без указания номера счета физического лица;

"03" - электронный платежный документ используется для перевода денежных средств клиентов с одной датой валютирования, одной валютой расчета, одним БИК банка плательщика, одним БИК банка бенефициара.

При формировании электронного платежного документа МТ 102 с системным кодом назначения "03" количество входящих в него денежных переводов должно быть не менее двух, их общая сумма не должна превышать размер максимальной суммы электронного платежного документа МТ 102. Максимальную сумму электронного платежного документа МТ 102 вправе устанавливать Совет директоров Национального банка.

13. Банки вправе производить резервирование денежных средств на своих корреспондентских счетах на следующие цели:

участие в торгах и осуществление клиринга в расчетно-клиринговой системе по ценным бумагам (отдельно для участия в торгах по сделкам купли-продажи ценных бумаг и для участия в торгах финансовыми инструментами срочных сделок) - в сумме, не превышающей сумму средств на корреспондентском счете банка на момент резервирования;

осуществление расчетов по несрочным электронным платежным документам в системе BISS - в сумме, не превышающей сумму средств на корреспондентском счете банка на момент резервирования;

выполнение денежных переводов по усмотрению банка (операционный резерв банка) - без учета суммы средств на корреспондентском счете банка на момент резервирования.

14. Для обеспечения бесперебойности расчетов в течение операционного дня системы BISS банки обязаны принять меры по своевременному поступлению денежных средств на корреспондентские счета в сумме, необходимой для исполнения электронных платежных документов, направляемых для расчета в систему BISS.

Банк обязан:

до начала операционного дня системы BISS проверить наличие обновлений нормативно-справочной информации и в случае необходимости обеспечить ее актуализацию;

заранее предусмотреть процедуры и адекватные технические средства, обеспечивающие возможность отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений в случае возникновения сбоев в программно-технических комплексах банка;

обеспечить архивное хранение собственных электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам в соответствии с техническими кодексами;

вести учет не исполненных в течение текущего операционного дня банка денежных обязательств по платежам клиентов и по собственным платежам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Национального банка (за исключением обязательств банков-нерезидентов);

обеспечить прием и отражение в текущем операционном дне банка всех электронных платежных документов по межбанковским расчетам, поступающих в банк в течение операционного дня системы BISS.

15. В процессе осуществления межбанковских расчетов возможно возникновение конфликтных ситуаций между банком и Национальным банком либо между банками. К конфликтным ситуациям относятся:

отказ банка-отправителя и (или) банка-получателя и (или) расчетного центра от содержания электронного платежного документа или электронного сообщения;

отказ банка-отправителя и (или) расчетного центра от факта отправки электронного платежного документа или электронного сообщения;

отказ банка-получателя и (или) расчетного центра от факта получения электронного платежного документа или электронного сообщения;

нарушение предоставленных прав либо превышение полномочий уполномоченным лицом конфликтующей стороны.

16. Конфликтные ситуации разрешаются путем переговоров сторон. Если конфликтующие стороны в течение трех банковских дней не урегулировали конфликт, банк направляет в Национальный банк письменное заявление, в котором указывается суть конфликтной ситуации.

Национальный банк на основании имеющихся в АС ЦА МБР электронных платежных документов и электронных сообщений за определенную дату изучает обстоятельства возникновения конфликтной ситуации, рассматривает результаты проверки электронной цифровой подписи, протокольную информацию и информацию о работе программно-технических средств и персонала и в течение десяти банковских дней направляет в банк письменный ответ о результатах проверки и предлагаемом способе разрешения конфликта.

При несогласии банка с предлагаемым способом разрешения конфликта Национальным банком создается согласительная экспертная комиссия с привлечением специалистов всех заинтересованных сторон и при необходимости независимых экспертов. Согласительной экспертной комиссией в течение семи банковских дней выносится решение, которое оформляется актом.

В случае несогласия с решением согласительной экспертной комиссии несогласная сторона может обратиться в суд.

17. Конфликты между банками разрешаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Конфликтующие стороны имеют право обращаться в Национальный банк для получения детальной информации о проведении спорного электронного платежного документа.



Глава 2

ПОРЯДОК ДОПУСКА К УЧАСТИЮ И ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ УЧАСТИЯ

В СИСТЕМЕ BISS



18. Банк Республики Беларусь допускается к участию в системе BISS в качестве прямого участника при условии выполнения следующих требований:

наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, дающего право на осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, выданного Национальным банком;

включение банка в справочник БИК;

наличие корреспондентского счета, открытого в Национальном банке в соответствии с договором корреспондентского счета;

подключение к СПФИ;

наличие сертифицированных программных средств, реализующих процессы создания и обработки электронных платежных документов.

Подключение к системе BISS оформляется заключением о готовности банка к участию в системе BISS (далее - заключение) по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

Заключение подписывается руководителем банка Республики Беларусь либо уполномоченным им лицом с указанием даты подключения к системе BISS и передается в главное управление платежной системы Национального банка не позднее 12.00 рабочего дня, предшествующего дню подключения. Подключение банка Республики Беларусь к системе BISS осуществляется с даты, указанной в заключении. В случае нарушения банком Республики Беларусь срока представления заключения решение о дате подключения к системе BISS принимает начальник главного управления платежной системы Национального банка либо его заместитель.

19. Банк-нерезидент допускается к участию в системе BISS в качестве прямого участника при наличии соответствующего соглашения (договора) между Национальным банком и центральным банком (или другим уполномоченным органом) страны местонахождения банка-нерезидента либо в случаях, предусмотренных соответствующими международными договорами.

Для участия в системе BISS банк-нерезидент направляет в главное управление платежной системы Национального банка письменное заявление произвольной формы и легализованную в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, выписку из торгового регистра либо иного аналогичного документа, подтверждающего правоспособность и регистрацию банка-нерезидента.

Подключение к системе BISS банка-нерезидента осуществляется в порядке, установленном пунктом 18 настоящей Инструкции, за исключением абзаца второго части первой данного пункта.

20. Филиал (отделение) банка Республики Беларусь допускается к участию в системе BISS в качестве косвенного участника при условии выполнения следующих требований:

наличие письменного заявления банка Республики Беларусь произвольной формы, в котором указывается дата начала участия косвенного участника в системе BISS;

включение в справочник БИК.

21. Участие банка Республики Беларусь в системе BISS прекращается в следующих случаях:

ликвидация (реорганизация), в результате которой осуществляется закрытие корреспондентского счета банка Республики Беларусь и исключение его из справочника БИК на основании информации о прекращении ликвидационного производства и исключении банка Республики Беларусь из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полученной от главного управления банковского надзора Национального банка;

по инициативе банка Республики Беларусь на основании заявления произвольной формы, направляемого в Национальный банк.

Участие банка-нерезидента в системе BISS прекращается в следующих случаях:

прекращение действия соглашения (договора), предусмотренного частью первой пункта 19 настоящей Инструкции;

по инициативе банка-нерезидента на основании заявления произвольной формы.

Участие в системе BISS филиала (отделения) банка Республики Беларусь прекращается на основании письменного заявления произвольной формы банка Республики Беларусь, в котором указывается дата прекращения участия в системе BISS и БИК преемника косвенного участника системы BISS.

22. В случае отзыва у банка Республики Беларусь специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности Национальный банк устанавливает режим, ограничивающий списание средств с корреспондентского счета банка, за исключением операций, связанных с текущими и эксплуатационными платежами банка, выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Национальным банком, и включающих:

арендную плату, коммунальные платежи, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, командировочные расходы и тому подобное, а также погашение задолженности по указанным расходам, образовавшейся до дня отзыва у банка Республики Беларусь специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;

судебные расходы банка Республики Беларусь;

расходы временной администрации по управлению банком Республики Беларусь, в том числе обязательства по выплате вознаграждения руководителю и членам временной администрации;

налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), в государственные внебюджетные фонды;

расходы по удержанию денежных средств из заработной платы работников банка Республики Беларусь, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, в период со дня отзыва у банка Республики Беларусь специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Республики Беларусь (алименты, подоходный налог, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на нанимателя в соответствии с законодательством).

Со дня отзыва специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности и до дня создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) или назначения хозяйственным судом управляющего (антикризисного управляющего) электронные платежные документы, направляемые банком Республики Беларусь в систему BISS, подвергаются административному контролю на соответствие назначения платежа электронного платежного документа операциям, указанным в абзацах втором - шестом части первой настоящего пункта, и последующему акцептованию Национальным банком.

23. После создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) или назначения хозяйственным судом управляющего (антикризисного управляющего) в справочник БИК в соответствии с нормативным правовым актом Национального банка включаются сведения об особом участнике системы BISS. Операции по корреспондентскому счету особого участника системы BISS осуществляются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или управляющим (антикризисным управляющим) в пределах полномочий, предоставленных законодательством Республики Беларусь. Особый участник системы BISS обеспечивает наличие персонала и технических возможностей по передаче в систему BISS (приему от системы BISS) электронных платежных документов.



Глава 3

ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АС МБР



24. Порядок функционирования АС МБР определяется регламентами работы системы BISS, СПФИ и АС ЦА МБР.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.