Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 N 36 "Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





На основании подпункта 4.8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить и ввести в действие Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2009 г.



Министр А.М.Радьков





СОДЕРЖАНИЕ



1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Основные положения

Таблица 1. Профили образования и соответствующие им коды направлений

Таблица 2. Коды уровней профессионального образования

Таблица 3. Укрупненная структура ОКСК

Таблица 4. Систематизированный указатель специальностей, направлений специальностей основного профессионального образования

Таблица 5. Алфавитный указатель специальностей, направлений специальностей основного профессионального образования

Таблица 6. Систематизированный указатель специальностей и квалификаций первой ступени высшего образования

Таблица 6а. Систематизированный указатель специальностей и степеней второй ступени высшего образования (магистратуры)

Таблица 7. Систематизированный указатель специальностей и квалификаций среднего специального образования

Таблица 8. Систематизированный указатель специальностей и квалификаций переподготовки кадров на базе высшего образования

Таблица 9. Систематизированный указатель специальностей и квалификаций переподготовки кадров на базе среднего специального образования

Таблица 10. Систематизированный указатель специальностей и квалификаций профессионально-технического образования

Приложение А. Повторяющиеся квалификации и соответствующие им должности

Библиография

(Измененная редакция, изм. N 1, 3, 4, 12, 13, 14)







ОКРБ 011-2009



ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ



СПЕЦЫЯЛЬНАСЦI I КВАЛIФIКАЦЫI



SPECIALITIES AND QUALIFICATIONS



Дата введения 2009-07-01



1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



Настоящий классификатор предназначен для использования во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления в целях проведения государственной политики в области высшего, среднего специального, профессионально-технического и дополнительного образования в части прогнозирования, планирования и регулирования номенклатуры, количества квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, качества их подготовки в соответствии с запросами сферы труда и общества.



2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ



В настоящем классификаторе использованы ссылки на следующие нормативные правовые акты:

ОКРБ 005-2006 Виды экономической деятельности

ОКРБ 006-96 Профессии рабочих и должности служащих

ОКРБ 014-2007 Занятия

МСКО-97 Международная стандартная классификация образования

Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД)

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)

Разделы 1 и 2 (измененная редакция, изм. N 1, 4, 12, 13)



3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ



В настоящем классификаторе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности (ОКРБ 006).

3.2. Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности.

3.3. Образование - по [1].

3.4. Профессиональное образование - образование, ориентированное на профессиональную деятельность.

3.5. Профессиональная деятельность - трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности.

3.6. Вид (подвид) профессиональной деятельности - вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией.

3.7. Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 006).

3.8. Вид экономической деятельности - по ОКРБ 005.

3.9. Система специальностей и квалификаций - совокупность специальностей с квалификациями и классификационных группировок специальностей, находящихся во взаимных связях и образующих единое целое.

3.10. Профиль образования - подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации.

3.11. Направление образования - подсистема профиля образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

Примечания:

1. Направления образования, как правило, объединяют множества специальностей как основного, так и дополнительного образования.

2. Отдельные направления образования объединяют только множества специальностей переподготовки кадров, если законодательными и нормативными положениями подтверждается необходимость подготовки специалистов с дополнительным образованием на базе высшего образования.

3. При определении объема учебного плана по специальностям переподготовки работников здравоохранения необходимо учитывать равнозначность направлений образования 79 и 81.



3.12. Группа специальностей - подсистема направления образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

3.13. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, - подсистема группы специальностей.

3.14. Направление специальности - подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального и первой ступени высшего образования.

Примечания:

1. Направления специальности выделяются в целях вариативной подготовки квалифицированных кадров в рамках одной специальности при небольших отличительных особенностях квалификаций, когда составить единый учебный план, отражающий разнообразие квалификаций, не представляется возможным.

2. Наименование направления специальности среднего специального и первой ступени высшего образования указывается кратко, в скобках, после наименования данной специальности.

3. Каждому направлению специальности среднего специального и первой ступени высшего образования может соответствовать отдельная квалификация в единой логике выделения квалификаций по направлениям. Квалификации по направлениям специальности должны быть равноценны по объему и содержанию обучения.

4. На уровне профессионально-технического образования направления специальности вводятся только посредством кодирования для присвоения определенной квалификации (профессии рабочего, должности служащего по ОКРБ 006).

5. Наименования специализаций по специальностям профессионально-технического образования вводятся в графе 3 таблицы 10 для уточнения квалификаций.



3.15. Специализация - составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и первой ступени высшего образования, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления.

Примечания:

1. Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности с потребностями сферы труда.

2. Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10 - 15% общего фонда учебного времени по специальности среднего специального и первой ступени высшего образования.

3. Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не допускается.

4. Специализации в системе дополнительного образования (по специальностям переподготовки), а также по специальностям второй ступени высшего образования (магистратуры) отсутствуют.



3.16. Первая ступень высшего образования, вторая ступень высшего образования - по [2].

Раздел 3 (измененная редакция, изм. N 1, 4, 8, 12, 13)



4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ



4.1. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Специальности и квалификации" (ОКСК) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) Республики Беларусь.

4.2. ОКСК, сохраняя национальную специфику, взаимосвязан с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97).

4.3. ОКСК предназначен для систематизации специальностей и квалификаций по видам профессиональной деятельности во взаимосвязи с должностями служащих и профессиями рабочих, обеспечения целостности непрерывного трехуровневого основного и дополнительного профессионального образования, проведения статистического учета и анализа в сфере профессионального образования, планирования и прогнозирования потребностей в подготовке кадров с высшим, средним специальным, профессионально-техническим образованием, переподготовки кадров, а также лицензирования образовательной деятельности.

4.4. ОКСК используется для решения следующих задач:

гармонизации номенклатуры специальностей высшего, среднего специального, профессионально-технического образования, специальностей переподготовки с направлениями социально-экономического развития страны;

обеспечения соответствия квалификаций по специальностям (направлениям специальностей) спросу и предложениям на рынке труда, взаимообусловленности квалификаций и первичных должностей служащих;

обеспечения непрерывности профессионального образования посредством создания единой системы специальностей трех его уровней во взаимосвязи с системой повышения квалификации и переподготовки кадров;

гармонизации классификатора с МСКО-97;

обеспечения единства и взаимосвязи информационной системы в сфере профессионального образования с другими системами технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь.

4.5. ОКСК обеспечивает связь:

подмножества специальностей в пределах направлений образования (групп специальностей) с МСКО-97;

подмножества специальностей и направлений специальностей с видами (подвидами) экономической деятельности согласно ОКРБ 005;

специальностей и квалификаций с первичными должностями служащих согласно ОКРБ 006;

специальностей и квалификаций основного и дополнительного образования;

специальностей и степеней второй ступени высшего образования (магистратуры) со специальностями и учеными степенями номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь.

4.6. Объектами классификации в ОКСК являются специальности с соответствующими им квалификациями или степенями, которые объединяются в множества и подмножества, дифференцируются по направлениям специальности и специализациям.

4.7. Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной специальности в профиле А, специализации) по ОКСК:



¦Х-¦ХХ¦ХХ¦ХХ¦-ХХ¦ХХ
¦  ¦  ¦  ¦  ¦   ¦
¦  ¦  ¦  ¦  ¦   ¦Специализация специальности основного образования
¦  ¦  ¦  ¦  ¦   ¦----------------------------------------------------------
¦  ¦  ¦  ¦  ¦Направление специальности основного образования
¦  ¦  ¦  ¦  ¦--------------------------------------------------------------
¦  ¦  ¦  ¦Специальность основного и / или дополнительного образования
¦  ¦  ¦  ¦-----------------------------------------------------------------
¦  ¦  ¦Группа специальностей основного и / или дополнительного образования
¦  ¦  ¦--------------------------------------------------------------------
¦  ¦Направление образования (основного и / или дополнительного)
¦  ¦-----------------------------------------------------------------------
¦Уровень образования
¦--------------------------------------------------------------------------


4.8. Кодирование специальностей основного (высшего, среднего специального и профессионально-технического) образования осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 01 01 "Дошкольное образование".

Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых десятичных знаков, например: 1-08 01 01-03 "Профессиональное обучение (энергетика)", код направления указывается после дефиса.

Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля "А.ПЕДАГОГИКА", например: 1-02 04 04-01.

Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 "Программное обеспечение вычислительных систем" специальности 1-31 03 04 "Информатика".

Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одиннадцать цифровых десятичных знаков, например: специализация "Автоматические системы и электрооборудование воздушных судов" 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 "Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)" с направлением специальности 1-37 04 02-01 "Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)".

Кодирование специальностей профессионально-технического образования осуществляется в установленном порядке со следующей особенностью: последние две цифры кода направления специальности начинаются с номера 51.

Отличительной особенностью кодирования специальностей второй ступени высшего образования (магистратуры) являются цифры, определяющие специально выделенные для данной подсистемы группы специальностей: 80 "Научная и педагогическая деятельность" (например: специальность 1-33 80 01 "Экология" с присвоением степени магистр (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических и др.; специальность 1-37 80 01 "Транспорт" с присвоением степени магистр технических наук) и 81 "Инновационная деятельность" (например: специальность 1-26 81 01 "Бизнес-администрирование" с присвоением степени магистр бизнес-администрирования).

Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности переподготовки на базе высшего или среднего специального образования включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на дому". Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки:

первая - последние две цифры кода специальностей переподготовки на базе высшего или среднего специального образования начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования;

вторая - последние две цифры кода специальностей переподготовки на базе высшего образования начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования на базе высшего.

4.9. Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности. Коды направлений образования соответствующих профилей приведены в таблице 1.



Таблица 1



Профили образования и соответствующие им коды направлений



------------------------------------------------------------+-------------¬
¦            Обозначение и наименование профиля             ¦     Коды    ¦
¦                                                           ¦ направлений ¦
+-T---------------------------------------------------------+-------------+
¦1¦                            2                            ¦      3      ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦A¦Педагогика                                               ¦   01 - 07   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦B¦Педагогика. Профессиональное образование                 ¦   08 - 14   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦C¦Искусство и дизайн                                       ¦   15 - 20   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦D¦Гуманитарные науки                                       ¦   21 - 22   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦E¦Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и  ¦   23 - 30   ¦
¦ ¦организация производства                                 ¦             ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦G¦Естественные науки                                       ¦   31 - 32   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦H¦Экологические науки                                      ¦   33 - 35   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦I¦Техника и технологии                                     ¦   36 - 68   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦J¦Архитектура и строительство                              ¦   69 - 73   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦K¦Сельское и лесное хозяйство.                             ¦   74 - 78   ¦
¦ ¦Садово-парковое строительство                            ¦             ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦L¦Здравоохранение                                          ¦   79 - 85   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦M¦Социальная защита                                        ¦   86 - 87   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦N¦Физическая культура. Туризм и гостеприимство             ¦   88 - 90   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦O¦Общественное питание. Бытовое обслуживание               ¦   91 - 92   ¦
+-+---------------------------------------------------------+-------------+
¦P¦Службы безопасности                                      ¦   93 - 100  ¦
L-+---------------------------------------------------------+--------------


4.10. Коды уровней профессионального образования приведены в таблице 2.



Таблица 2



Коды уровней профессионального образования



----+---------------------------------------------------------------------¬
¦Код¦          Наименование уровня профессионального образования          ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦Высшее образование                                                   ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Среднее специальное образование                                      ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 3 ¦Профессионально-техническое образование                              ¦
¦---+----------------------------------------------------------------------


Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.