Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 11.05.2009 N 143 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы при предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, их утрате и аннулировании"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВА О ЗАЩИТЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ И ДЕПАРТАМЕНТЕ



48. Подразделение по гражданству и миграции после регистрации ходатайства о защите проводит его рассмотрение, которое включает:

проведение в пределах своей компетенции проверки наличия у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона;

направление в органы внутренних дел для проведения экспертизы документов иностранца, ходатайствующего о защите, при обнаружении в них признаков подделки;

направление в соответствующее управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (далее - управление КГБ) запроса о представлении в пределах его компетенции информации о наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований, предусмотренных статьей 3 Закона. К запросу прилагается копия анкеты иностранца, ходатайствующего о защите;

информирование Департамента о несопровождаемом несовершеннолетнем иностранце, ходатайствующем о защите. К информации прилагаются копии материалов по ходатайству;

оказание содействия иностранцу, ходатайствующему о защите, в поиске и сборе документальных и иных доказательств, подтверждающих сообщенные им сведения;

направление запроса в Департамент в случае необходимости получения информации о стране;

направление запроса юридическим и физическим лицам в случае необходимости получения информации, необходимой для осуществления проверки сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите;

приглашение свидетелей в случае необходимости подтверждения сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите;

проведение дополнительного собеседования в случае необходимости уточнения сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите;

оценку достоверности сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите, и представленных им документальных и иных доказательств;

установление наличия у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для предоставления ему статуса беженца в Республике Беларусь (далее - статус беженца) и оснований для отказа в предоставлении такого статуса;

при наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для отказа в предоставлении статуса беженца - установление наличия оснований для предоставления ему дополнительной защиты в Республике Беларусь (далее - дополнительная защита) и оснований для отказа в предоставлении такой защиты;

при наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для отказа в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты - установление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих его высылке, депортации или возвращению в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

подготовку заключения по итогам рассмотрения ходатайства о защите.

Материалы по ходатайству, документы и материалы, представленные иностранцем, ходатайствующим о защите, информация о результатах проверки наличия у данного иностранца оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона, информация, полученная от управления КГБ, юридических и физических лиц, информация о стране, использованная при рассмотрении ходатайства, а также заключение подразделения по гражданству и миграции по итогам рассмотрения ходатайства о защите (далее - материалы дела), оформленные в соответствии с правилами ведения делопроизводства, направляются в Департамент.

49. Департамент на основании сообщения подразделения по гражданству и миграции о несопровождаемом несовершеннолетнем иностранце, ходатайствующем о защите, принимает меры по розыску его родителей либо иных законных представителей или родственников, обращаясь при необходимости с соответствующими запросами в Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Белорусское Общество Красного Креста, Представительство Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в Республике Беларусь.

50. При рассмотрении ходатайства о защите Департамент осуществляет действия, предусмотренные абзацами одиннадцатым - пятнадцатым и при необходимости абзацами третьим, шестым, восьмым - десятым части первой пункта 48 настоящей Инструкции, а также при необходимости направляет в Комитет государственной безопасности Республики Беларусь запрос о представлении в пределах его компетенции информации о наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований, предусмотренных статьей 3 Закона.

51. Информация подразделения по гражданству и миграции о результатах проверки наличия у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона, должна содержать сведения о наличии либо отсутствии у данного иностранца указанных оснований. При их наличии к такой информации должны быть по возможности приложены документы и материалы, подтверждающие эти сведения.

52. Информация управления КГБ и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь о наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований, предусмотренных статьей 3 Закона, должна содержать сведения о наличии либо отсутствии у данного иностранца указанных оснований. При их наличии к такой информации должны быть по возможности приложены документы и материалы, подтверждающие эти сведения.

53. Ходатайства о защите несопровождаемых несовершеннолетних иностранцев, одиноких матерей и женщин - глав семей рассматриваются в подразделении по гражданству и миграции и Департаменте по возможности в первоочередном порядке.

54. При рождении у иностранца, ходатайствующего о защите, ребенка либо смерти одного из членов его семьи в период рассмотрения его ходатайства о защите такой иностранец обязан незамедлительно сообщить об этом в подразделение по гражданству и миграции, а также представить документы, подтверждающие данные факты.

Сведения о ребенке, указанные в части первой настоящего пункта, заносятся в ходатайства о защите обоих родителей.

55. Подразделение по гражданству и миграции при поступлении заявления иностранца, ходатайствующего о защите, о прекращении рассмотрения его ходатайства о защите, а также в случае смерти или высылки иностранца, ходатайствующего о защите, принимает решение о прекращении рассмотрения ходатайства о защите данного иностранца, если оно находится на рассмотрении в этом подразделении, или направляет уведомление в Департамент для принятия соответствующего решения Департаментом.

56. Если иностранец, ходатайствующий о защите, подозревается или обвиняется в совершении преступления на территории Республики Беларусь, подразделение по гражданству и миграции по представлению органов уголовного преследования принимает решение о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите данного иностранца, если оно находится на рассмотрении в этом подразделении, или направляет уведомление в Департамент для принятия соответствующего решения Департаментом.

Подразделение по гражданству и миграции или Департамент, принявшие решение о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите, после вынесения органом уголовного преследования или судом постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования в отношении иностранца, рассмотрение ходатайства о защите которого приостановлено, вступления в законную силу приговора суда и (или) окончания срока отбытия указанным иностранцем наказания принимает решение об отмене решения о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите данного иностранца.

57. В случае необходимости уточнения сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите, подразделение по гражданству и миграции или Департамент направляют по почте данному иностранцу приглашение явиться в указанное подразделение или Департамент в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты направления соответствующего приглашения.

Подразделение по гражданству и миграции или Департамент при неявке иностранца, ходатайствующего о защите, в эти органы в установленный ими срок принимает решение о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите данного иностранца.

Подразделение по гражданству и миграции или Департамент при неявке иностранца, ходатайствующего о защите, в эти органы в течение пятнадцати дней после его ознакомления с решением о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите принимает решение о прекращении рассмотрения ходатайства о защите данного иностранца.

58. Обязанность представлять доказательства, подтверждающие обоснованность ходатайства о защите, лежит на иностранце, ходатайствующем о защите. Если сведения, сообщенные иностранцем, ходатайствующим о защите, не подтверждаются документальными или иными доказательствами, эти сведения признаются достоверными, если они являются логически последовательными, правдоподобными, не противоречат общеизвестным фактам и имеющейся информации о стране.

59. После изучения и анализа материалов дела сотрудник подразделения по гражданству и миграции, Департамента оценивает достоверность сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите, и представленных им документальных и иных доказательств, а также устанавливает наличие у этого иностранца оснований для предоставления ему статуса беженца и оснований для отказа в предоставлении такого статуса.

60. Статус беженца предоставляется иностранцу, ходатайствующему о защите, согласно части первой статьи 18 Закона при наличии всех нижеперечисленных оснований:

иностранец, ходатайствующий о защите, находится на территории Республики Беларусь;

иностранец, ходатайствующий о защите, имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности, если он является гражданином этого государства, либо прежнего обычного места жительства, если он является лицом без гражданства;

опасения преследований иностранца, ходатайствующего о защите, связаны с признаками расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политическими убеждениями;

иностранец, ходатайствующий о защите, в силу вышеуказанных опасений не может или не желает пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности, если он является гражданином этого государства, либо не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства, если он является лицом без гражданства.

61. При оценке обоснованности опасений иностранца, ходатайствующего о защите, стать жертвой преследований необходимо принимать во внимание его биографию, особенности личной и семейной жизни, участие в политических, религиозных, культурных, общественных и этнических организациях, его отношение к религии, пол и возраст, его собственное суждение о его положении, его личный опыт, иные сведения, сообщенные данным иностранцем и являющиеся доказательством того, что основанием для его обращения являются опасения, а также соответствие этих сведений информации о стране.

62. Преследованием является угроза жизни и свободе. В качестве преследований могут также рассматриваться существенные нарушения основных прав человека, к которым относятся, в частности:

сексуальное или гендерное насилие;

правовые, административные и судебные меры, являющиеся дискриминационными или осуществляемые дискриминационным способом;

уголовное преследование или наказание, являющееся несоразмерным или дискриминационным;

отказ в судебном обжаловании, приводящий к несоразмерному или дискриминационному наказанию;

уголовное преследование или наказание за уклонение от военной службы, когда военная служба может включать совершение преступлений или деяний, предусмотренных абзацами вторым - третьим статьи 3 Закона.

63. Дискриминация в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства может рассматриваться в качестве преследования только в случае, когда она приводит к последствиям, наносящим существенный ущерб иностранцу, ходатайствующему о защите. К таким последствиям относятся, в частности, серьезные ограничения в праве зарабатывать на жизнь, отправлять религиозные обряды, в допуске к существующим возможностям в области образования и медицинского обслуживания.

64. Преследования иностранца, ходатайствующего о защите, должны быть связаны с его расой, вероисповеданием, гражданством, национальностью, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями. Преследования могут быть связаны с несколькими из вышеуказанных признаков, но наличие связи преследований хотя бы с одним из них является обязательным.

65. Понятие расы рассматривается в широком смысле, включая все виды этнических групп, именуемых расами в общепринятом значении, и содержит такие признаки, как цвет кожи, происхождение или принадлежность к какой-либо специфической социальной группе общего происхождения.

66. Преследования по признаку вероисповедания могут выражаться в запрещении участвовать в религиозных общинах, исповедовать религию тайно или публично, отправлять религиозные обряды либо не исповедовать никакой религии, а также в принятии серьезных дискриминационных мер к лицам, исповедующим свою религию или принадлежащим к определенной религиозной общине.

67. Понятие национальности включает в себя принадлежность к какой-либо группе, которая отличается своей культурной, этнической или лингвистической идентичностью, общим географическим либо политическим происхождением или связью с населением другой страны.

68. Определенная социальная группа обычно включает в себя лиц, имеющих врожденные или приобретенные особенности или общее происхождение, которые не могут измениться, либо имеющих особенности или убеждения, являющиеся настолько принципиальными для их идентичности или сознания, что таких лиц нельзя заставить от них отказываться.

69. Понятие политических убеждений предполагает, что иностранец, ходатайствующий о защите, является носителем убеждений, неприемлемых для властей, поскольку он критикует их политику и методы. Это также предполагает, что такие взгляды известны или могут стать известны властям.

70. При оценке наличия у иностранца, ходатайствующего о защите, вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований следует учитывать, что расовые, религиозные, национальные, социальные или политические особенности, которые вызывают преследования, могут не существовать, но приписываться властями данному иностранцу.

71. Если иностранец, ходатайствующий о защите, является гражданином нескольких государств, изучается вопрос о возможности пользования защитой каждого из государств, гражданином которых он является. Только при условии, что указанный иностранец не может прибегнуть к защите хотя бы одного из государств своей гражданской принадлежности, ему при наличии всех прочих оснований может быть предоставлен статус беженца.

72. При наличии оснований для предоставления статуса беженца иностранцу, ходатайствующему о защите, и отсутствии оснований для отказа в предоставлении такого статуса наличие оснований для предоставления дополнительной защиты указанному иностранцу не устанавливается.

73. При наличии оснований для предоставления статуса беженца иностранцу, которому предоставлена дополнительная защита и который вновь обратился с ходатайством о защите, подразделение по гражданству и миграции вносит в Департамент предложение об утрате таким иностранцем дополнительной защиты и предоставлении ему статуса беженца.

74. При наличии оснований для отказа в предоставлении статуса беженца иностранцу, ходатайствующему о защите, устанавливается наличие либо отсутствие у данного иностранца оснований для предоставления ему дополнительной защиты.

75. Дополнительная защита предоставляется иностранцу, ходатайствующему о защите, согласно части первой статьи 21 Закона при наличии всех нижеперечисленных оснований:

иностранец, ходатайствующий о защите, находится на территории Республики Беларусь;

у иностранца, ходатайствующего о защите, отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца;

иностранец, ходатайствующий о защите, имеет вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера;

иностранец, ходатайствующий о защите, в силу вышеуказанных опасений не может или не желает пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности, если он является гражданином этого государства, либо не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства, если он является лицом без гражданства.

76. Понятие пытки включает любое действие, которое какому-либо лицу умышленно причиняет сильную боль или физическое либо нравственное страдание, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо либо в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его либо третье лицо или по другой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом либо иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству либо с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций либо вызываются ими случайно.

77. При наличии оснований для отказа в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты иностранцу, ходатайствующему о защите, устанавливается наличие или отсутствие оснований, препятствующих его высылке, депортации или возвращению в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства с учетом требований частей первой - третьей статьи 5 Закона.

78. Заключения подразделения по гражданству и миграции и Департамента, подготовленные по итогам рассмотрения ходатайства о защите, должны состоять из общей, обосновательной и заключительной частей.

79. В общей части заключения по итогам рассмотрения ходатайства о защите указываются следующие сведения об иностранце, ходатайствующем о защите:

фамилия, собственное имя, отчество (при наличии);

гражданство или государство прежнего обычного места жительства;

число, месяц, год и место рождения;

образование;

вероисповедание;

семейное положение и состав семьи;

сведения о близких родственниках с указанием их места жительства;

трудовая, политическая или общественная деятельность;

обстоятельства, послужившие основанием для выезда из государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

маршрут передвижения из государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства в Республику Беларусь;

иные характеристики личности и обстоятельств жизни иностранца, ходатайствующего о защите, до прибытия в Республику Беларусь.

80. В обосновательной части заключения по итогам рассмотрения ходатайства о защите:

дается оценка достоверности сведений, сообщенных иностранцем, ходатайствующим о защите, и представленных им документальных и иных доказательств;

обосновывается наличие либо отсутствие у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для предоставления ему статуса беженца со ссылкой на информацию о стране происхождения;

указывается отсутствие оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона, либо обосновывается наличие указанных оснований;

при наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для отказа в предоставлении статуса беженца обосновывается наличие оснований для предоставления ему дополнительной защиты с указанием срока ее предоставления либо отсутствие таких оснований;

при наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для отказа в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты обосновывается наличие либо отсутствие оснований, препятствующих его высылке, депортации или возвращению в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства.

81. В заключительной части заключения по итогам рассмотрения ходатайства о защите должен содержаться вывод со ссылкой на соответствующие нормы Закона:

о возможности или невозможности предоставления иностранцу, ходатайствующему о защите, статуса беженца;

при наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для отказа в предоставлении статуса беженца - о возможности предоставления дополнительной защиты с указанием срока ее предоставления или невозможности ее предоставления;

при наличии у иностранца, ходатайствующего о защите, оснований для отказа в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты - о возможности или невозможности высылки, депортации или возвращения в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства.



Глава 8

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ХОДАТАЙСТВУ О ЗАЩИТЕ.

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЯХ



82. Решения, принимаемые Департаментом по ходатайству о защите, оформляются приказом начальника Департамента, за исключением решений о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите, об отмене решений о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите, о продлении срока рассмотрения ходатайства о защите, которые оформляются заключением.

Решения, принимаемые подразделением по гражданству и миграции по ходатайству о защите, оформляются заключением.

83. Департамент в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по ходатайству о защите, за исключением решений о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите, об отмене решений о приостановлении рассмотрения ходатайства о защите, о продлении срока рассмотрения ходатайства о защите, направляет подразделению по гражданству и миграции, рассматривавшему ходатайство о защите, материалы дела с оформленными в установленном порядке копиями принятого решения.

84. Подразделение по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней со дня получения материалов дела из Департамента уведомляет иностранца, которому предоставлен статус беженца, о принятом решении и приглашает его явиться в указанное подразделение.

При явке иностранца, которому предоставлен статус беженца, в отношении данного иностранца подразделение по гражданству и миграции:

ставит на учет;

вручает удостоверение беженца;

выдает оформленную в установленном порядке копию решения Департамента о предоставлении статуса беженца;

изымает свидетельство о регистрации ходатайства и приобщает его к материалам дела;

возвращает подлинники документов и материалов, представленных указанным иностранцем при рассмотрении ходатайства о защите, приобщив к материалам дела копии данных документов и материалов, если они не были приобщены к материалам дела ранее;

разъясняет права и обязанности;

выдает информационное сообщение иностранцу, которому предоставлен статус беженца, согласно приложению 13 к настоящей Инструкции;

проставляет на копии решения о предоставлении статуса беженца, которая хранится в материалах дела, дату выдачи копии соответствующего решения Департамента и информационного сообщения, предусмотренного абзацем восьмым части второй настоящего пункта, и подпись иностранца, получившего указанные документы;

производит ввод соответствующих данных в АС "Беженцы".

Подразделение по гражданству и миграции при неявке иностранца, которому предоставлен статус беженца, в указанное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения этим подразделением материалов дела из Департамента направляет по почте данному иностранцу уведомление о принятом в отношении него решении с разъяснением прав и обязанностей.

85. Подразделение по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней со дня получения материалов дела из Департамента уведомляет иностранца, которому предоставлена дополнительная защита, о принятом решении и приглашает его явиться в указанное подразделение.

При явке иностранца, которому предоставлена дополнительная защита, в отношении данного иностранца подразделение по гражданству и миграции:

ставит на учет;

выдает свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь согласно приложению 14 к настоящей Инструкции. Учет выданного свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь осуществляется в АС "Беженцы";

выдает оформленную в установленном порядке копию решения Департамента об отказе в предоставлении статуса беженца и о предоставлении дополнительной защиты;

изымает свидетельство о регистрации ходатайства и приобщает его к материалам дела;

возвращает документы для выезда за границу, изъятые при регистрации ходатайства о защите;

возвращает подлинники документов и материалов, представленных указанным иностранцем при рассмотрении ходатайства о защите, приобщив к материалам дела копии данных документов и материалов, если они не были приобщены к материалам дела ранее;

разъясняет права, обязанности и порядок обжалования принятого решения;

выдает информационное сообщение иностранцу, которому предоставлена дополнительная защита, согласно приложению 15 к настоящей Инструкции;

проставляет на копии решения о предоставлении дополнительной защиты, которая хранится в материалах дела, дату выдачи копии соответствующего решения Департамента и информационного сообщения, предусмотренного абзацем девятым части второй настоящего пункта, и подпись иностранца, получившего указанные документы;

производит ввод соответствующих данных в АС "Беженцы".

Подразделение по гражданству и миграции при неявке иностранца, которому предоставлена дополнительная защита, в указанное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения этим подразделением материалов дела из Департамента направляет по почте данному иностранцу уведомление о принятом в отношении него решении с разъяснением прав и обязанностей.

86. Подразделение по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении рассмотрения ходатайства о защите или получения материалов дела из Департамента, если иное не определено частью третьей настоящего пункта, уведомляет иностранца, рассмотрение ходатайства о защите которого прекращено, о принятом решении и приглашает его явиться в указанное подразделение.

При явке иностранца, рассмотрение ходатайства о защите которого прекращено, в отношении данного иностранца подразделение по гражданству и миграции:

выдает оформленную в установленном порядке копию решения о прекращении рассмотрения ходатайства о защите;

изымает свидетельство о регистрации ходатайства и приобщает его к материалам дела;

возвращает документы для выезда за границу, изъятые при регистрации ходатайства о защите;

выдает иностранцу, в отношении которого проводилась идентификация личности, справку о подтверждении личности иностранца согласно приложению 16 к настоящей Инструкции, копия которой с подписью иностранца, ее получившего, приобщается к материалам дела;

возвращает подлинники документов и материалов, представленных указанным иностранцем при рассмотрении ходатайства о защите, приобщив к материалам дела копии данных документов и материалов, если они не были приобщены к материалам дела ранее;

разъясняет права, обязанности и порядок обжалования принятого решения;

выдает информационное сообщение иностранцу, рассмотрение ходатайства о защите которого прекращено, согласно приложению 17 к настоящей Инструкции;

проставляет на копии решения о прекращении рассмотрения ходатайства о защите, которая хранится в материалах дела, дату выдачи копии соответствующего решения и информационного сообщения, предусмотренного абзацем восьмым части второй настоящего пункта, и подпись иностранца, получившего указанные документы;

производит ввод соответствующих данных в АС "Беженцы".

Подразделение по гражданству и миграции при неявке иностранца, рассмотрение ходатайства о защите которого прекращено, в указанное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения этим подразделением решения о прекращении рассмотрения ходатайства о защите или получения материалов дела из Департамента направляет по почте данному иностранцу уведомление о принятом в отношении него решении с разъяснением прав, обязанностей и порядка обжалования принятого решения, если иное не определено частью третьей настоящего пункта.

Подразделение по гражданству и миграции не уведомляет иностранца, ходатайствующего о защите, о принятом в отношении него решении о прекращении рассмотрения ходатайства о защите в случаях, предусмотренных абзацами шестым, десятым и одиннадцатым статьи 41 Закона.

87. Подразделение по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней со дня получения материалов дела из Департамента уведомляет иностранца, которому отказано в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты, о принятом решении и приглашает его явиться в указанное подразделение.

При явке иностранца, которому отказано в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты, в отношении данного иностранца подразделение по гражданству и миграции:

выдает оформленную в установленном порядке копию решения Департамента об отказе в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты;

изымает свидетельство о регистрации ходатайства и приобщает его к материалам дела;

возвращает документы для выезда за границу, изъятые при регистрации ходатайства о защите;

выдает иностранцу, в отношении которого проводилась идентификация личности, справку о подтверждении личности иностранца, копия которой с подписью иностранца, ее получившего, приобщается к материалам дела;

возвращает подлинники документов и материалов, представленных указанным иностранцем при рассмотрении ходатайства о защите, приобщив к материалам дела копии данных документов и материалов, если они не были приобщены к материалам дела ранее;

разъясняет права, обязанности и порядок обжалования принятого решения;

выдает информационное сообщение иностранцу, которому отказано в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты, согласно приложению 18 к настоящей Инструкции;

проставляет на копии решения об отказе в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты, которая хранится в материалах дела, дату выдачи копии соответствующего решения Департамента и информационного сообщения, предусмотренного абзацем восьмым части второй настоящего пункта, и подпись иностранца, получившего указанные документы;

производит ввод соответствующих данных в АС "Беженцы".

Подразделение по гражданству и миграции при неявке иностранца, которому отказано в предоставлении дополнительной защиты, в указанное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения этим подразделением материалов дела из Департамента направляет по почте данному иностранцу уведомление о принятом в отношении него решении с разъяснением прав, обязанностей и порядка обжалования принятого решения.

88. Подразделение по гражданству и миграции, рассматривавшее ходатайство о защите, осуществляет контроль за выездом иностранца, рассмотрение ходатайства о защите которого прекращено, и иностранца, получившего отказ в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты, не имеющих иных законных оснований для пребывания в Республике Беларусь, в сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь, а также принимает иные меры, необходимые для выезда указанных иностранцев из Республики Беларусь.



Глава 9

ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОДЛЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ

О ПРОДЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. УВЕДОМЛЕНИЕ

О ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЯХ



89. Иностранец, изъявивший желание продлить срок предоставления дополнительной защиты, а также члены его семьи, достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право лично или через уполномоченного представителя обратиться в подразделение по гражданству и миграции, где они состоят на учете, с письменным заявлением о продлении дополнительной защиты согласно приложению 19 к настоящей Инструкции.

От имени несопровождаемого несовершеннолетнего иностранца, изъявившего желание продлить срок предоставления дополнительной защиты, с заявлением о продлении дополнительной защиты обращается его опекун или попечитель. Заявление о продлении дополнительной защиты, поданное от имени несопровождаемого несовершеннолетнего иностранца, подписывается его опекуном или попечителем.

90. При обращении с заявлением о продлении дополнительной защиты представителя иностранца, изъявившего желание продлить срок предоставления дополнительной защиты, к заявлению о продлении дополнительной защиты должны быть приложены документ, подтверждающий невозможность личного обращения этого иностранца, и оформленная в установленном порядке доверенность, подтверждающая полномочия представителя.

Рассмотрение заявления о продлении дополнительной защиты, поданного представителем, проводится в порядке, установленном настоящей Инструкцией, после личной явки иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, в подразделение по гражданству и миграции, если иное не определено частью третьей настоящего пункта.

Рассмотрение заявления о продлении дополнительной защиты иностранца, который по состоянию здоровья в течение месяца после подачи такого заявления не может прибыть в подразделение по гражданству и миграции для проведения собеседования, проводится в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

91. По просьбе иностранца, изъявившего желание продлить срок предоставления дополнительной защиты, заявление о продлении дополнительной защиты может быть заполнено сотрудником подразделения по гражданству и миграции, его принимающим, или переводчиком с обязательным проставлением собственноручной подписи данного иностранца после ознакомления его с текстом заявления о продлении дополнительной защиты в оригинальном либо переведенном варианте, если иное не определено частью второй настоящего пункта.

Если иностранец, изъявивший желание продлить срок предоставления дополнительной защиты, вследствие физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно расписаться в заявлении о продлении дополнительной защиты, по его просьбе в присутствии его и сотрудника подразделения по гражданству и миграции, принимающего такое заявление, оно может быть подписано другим лицом. В таком случае в заявлении о продлении дополнительной защиты указывается причина, по которой оно не может быть подписано этим иностранцем собственноручно, а также данные документа, удостоверяющего личность, и адрес проживания лица, подписавшего заявление о продлении дополнительной защиты.

92. После приема заявления о продлении дополнительной защиты сотрудник подразделения по гражданству и миграции назначает иностранцу, обратившемуся с таким заявлением, дату проведения собеседования.

93. Собеседование с иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, проводится с целью получения сведений, подтверждающих наличие оснований для продления срока предоставления дополнительной защиты, с соблюдением требований главы 5 настоящей Инструкции.

94. Подразделение по гражданству и миграции после проведения собеседования с иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, проводит рассмотрение указанного заявления, которое включает:

проведение в пределах своей компетенции проверки наличия у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона;

направление в органы внутренних дел для проведения экспертизы документов иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, при обнаружении в них признаков подделки;

оказание содействия иностранцу, обратившемуся с заявлением о продлении дополнительной защиты, в поиске и сборе документальных и иных доказательств, подтверждающих сообщенные им сведения;

направление запроса в Департамент в случае необходимости получения информации о стране;

направление запроса юридическим и физическим лицам в случае необходимости получения информации, необходимой для осуществления проверки сведений, сообщенных иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты;

приглашение свидетелей в случае необходимости подтверждения сведений, сообщенных иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты;

проведение дополнительного собеседования в случае необходимости уточнения сведений, сообщенных иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты;

оценку достоверности сведений, сообщенных иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, и представленных им документальных и иных доказательств;

установление наличия у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований для продления срока предоставления дополнительной защиты и оснований для отказа в продлении срока предоставления дополнительной защиты;

при наличии у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований для отказа в продлении срока предоставления дополнительной защиты - установление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих его высылке, депортации или возвращению в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

подготовку заключения по итогам рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты.

Протокол собеседования с иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, документы и материалы, предоставленные данным иностранцем, информация о результатах проверки наличия у такого иностранца оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона, информация, полученная от юридических и физических лиц, информация о стране, использованная при рассмотрении указанного заявления, а также заключение подразделения по гражданству и миграции по итогам рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты приобщаются к материалам дела и направляются в Департамент.

95. При рассмотрении заявления о продлении дополнительной защиты Департамент осуществляет действия, предусмотренные абзацами девятым - двенадцатым и при необходимости абзацами третьим, четвертым, шестым - восьмым части первой пункта 94 настоящей Инструкции.

96. Информация подразделения по гражданству и миграции о результатах проверки наличия у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона, должна содержать сведения о наличии либо отсутствии у данного иностранца указанных оснований. При их наличии к такой информации должны быть по возможности приложены документы и материалы, подтверждающие эти сведения.

97. Обязанность представлять доказательства, подтверждающие обоснованность заявления о продлении дополнительной защиты, лежит на иностранце, обратившемся с таким заявлением. Если сведения, сообщенные иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, не подтверждаются документальными или иными доказательствами, эти сведения признаются достоверными, если являются логически последовательными, правдоподобными, не противоречат общеизвестным фактам и имеющейся информации о стране.

98. После изучения и анализа материалов дела сотрудник подразделения по гражданству и миграции, Департамента оценивает достоверность сведений, сообщенных иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, и представленных им документальных и иных доказательств, а также устанавливает наличие у данного иностранца оснований для продления срока предоставления дополнительной защиты или отказа в таком продлении.

99. Срок предоставления дополнительной защиты продлевается при сохранении в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца, которому предоставлена дополнительная защита, оснований, по которым она была предоставлена.

100. При наличии оснований для отказа иностранцу, обратившемуся с заявлением о продлении дополнительной защиты, в продлении срока предоставления дополнительной защиты устанавливается наличие или отсутствие оснований, препятствующих его высылке, депортации или возвращению в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, с учетом требований частей первой - третьей статьи 5 Закона.

101. Заключения подразделения по гражданству и миграции, Департамента, подготовленные по итогам рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты, должны состоять из общей, обосновательной и заключительной частей.

102. В общей части заключения по итогам рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты указываются следующие сведения об иностранце, обратившемся с заявлением о продлении дополнительной защиты:

фамилия, собственное имя, отчество (при наличии);

гражданство или государство прежнего обычного места жительства;

число, месяц, год и место рождения;

образование;

вероисповедание;

семейное положение и состав семьи;

основания предоставления дополнительной защиты;

дата и номер решения о предоставлении дополнительной защиты.

103. В обосновательной части заключения по итогам рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты:

дается оценка достоверности сведений, сообщенных иностранцем, обратившимся с заявлением о продлении дополнительной защиты, и представленных им документальных и иных доказательств;

обосновывается наличие у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований для продления срока предоставления дополнительной защиты с указанием срока ее продления либо отсутствие таких оснований;

указывается отсутствие оснований, предусмотренных статьей 3 и абзацем седьмым части второй статьи 43 Закона, либо обосновывается наличие таких оснований;

при наличии у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований для отказа в продлении срока предоставления дополнительной защиты обосновывается наличие либо отсутствие оснований, препятствующих его высылке, депортации или возвращению в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства.

104. В заключительной части заключения по итогам рассмотрения заявления о продлении дополнительной защиты должен содержаться вывод со ссылкой на соответствующие нормы Закона:

о возможности продления иностранцу, обратившемуся с заявлением о продлении дополнительной защиты, срока предоставления дополнительной защиты с указанием срока ее продления или невозможности продления срока предоставления дополнительной защиты;

при наличии у иностранца, обратившегося с заявлением о продлении дополнительной защиты, оснований для отказа в продлении срока предоставления дополнительной защиты - о возможности или невозможности высылки, депортации или возвращения в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства.

105. Решения, принимаемые Департаментом по заявлению о продлении дополнительной защиты, оформляются приказом начальника Департамента.

106. Департамент в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по заявлению о продлении дополнительной защиты направляет подразделению по гражданству и миграции, рассматривавшему указанное заявление, материалы дела с оформленными в установленном порядке копиями принятого решения.

107. Подразделение по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней со дня получения материалов дела из Департамента уведомляет иностранца, которому продлен срок предоставления дополнительной защиты, о принятом решении и приглашает его явиться в указанное подразделение.

При явке иностранца, которому продлен срок предоставления дополнительной защиты, в отношении данного иностранца подразделение по гражданству и миграции:

изымает ранее выданное свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь и приобщает его к материалам дела;

выдает новое свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь на срок продления дополнительной защиты и осуществляет учет его выдачи в АС "Беженцы";

выдает оформленную в установленном порядке копию решения Департамента о продлении срока предоставления дополнительной защиты, дата выдачи которой и подпись иностранца, ее получившего, проставляются на копии решения о продлении срока предоставления дополнительной защиты, которая хранится в материалах дела;

производит ввод соответствующих данных в АС "Беженцы".

Подразделение по гражданству и миграции при неявке иностранца, которому продлен срок предоставления дополнительной защиты, в указанное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения этим подразделением материалов дела из Департамента направляет по почте данному иностранцу уведомление о принятом в отношении него решении с разъяснением прав и обязанностей.

108. Подразделение по гражданству и миграции в течение трех рабочих дней со дня получения материалов дела из Департамента уведомляет иностранца, которому отказано в продлении срока предоставления дополнительной защиты, о принятом решении и приглашает его явиться в указанное подразделение.

При явке иностранца, которому отказано в продлении срока предоставления дополнительной защиты, в отношении данного иностранца подразделение по гражданству и миграции:

выдает оформленную в установленном порядке копию решения Департамента об отказе в продлении срока предоставления дополнительной защиты;

изымает свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь и приобщает его к материалам дела;

выдает иностранцу, в отношении которого проводилась идентификация личности, справку о подтверждении личности иностранца, копия которой с подписью иностранца, ее получившего, приобщается к материалам дела;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.