Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2008 N 203 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Беларусь по аудиторской деятельности"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 12 января 2009 г. N 8/20301



На основании Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности".

2. Внести в пункт 10 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. N 140 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 250, 8/17207) следующие изменения:

подпункт 10.2 исключить;

в подпункте 10.3 слова "2 и" исключить;

подпункты 10.4 и 10.5 исключить.

3. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 2 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 19 июня 2002 г. N 86 "Об утверждении правил аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 8/8272);

пункт 5 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. N 128 "Об утверждении правил аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. N 59" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 111, 8/10039).

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Министр А.М.ХАРКОВЕЦ





                                                      УТВЕРЖДЕНО
                                                      Постановление
                                                      Министерства финансов
                                                      Республики Беларусь
                                                      29.12.2008 N 203


ПРАВИЛА

АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

И ОЦЕНКА РИСКА СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ"



Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Правила) устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторская организация) при получении сведений о деятельности и системе внутреннего контроля аудируемого лица, а также при оценке риска существенного искажения его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Для целей настоящих Правил термины имеют следующее значение:

аудиторский риск - вероятность выражения аудиторской организацией ненадлежащего аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству;

процедуры оценки рисков - аудиторские процедуры, направленные на получение понимания деятельности аудируемого лица, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на его деятельность (далее - среда), включая систему внутреннего контроля, и выполняемые с целью оценки рисков искажения информации на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и на уровне предпосылок ее подготовки;

риск искажения информации - вероятность искажения в силу влияния каких-либо внешних и (или) внутренних факторов любой информации, имеющей отношение к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Оценка рисков искажения информации впоследствии влияет на итоговую оценку риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

риск необнаружения существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - риск необнаружения) - вероятность того, что аудиторская организация не обнаружит искажений информации на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, которые являются существенными по отдельности или в совокупности с другими искажениями;

риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - риск существенного искажения) - вероятность того, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица было допущено существенное искажение информации до начала проведения аудита;

риск хозяйственной деятельности - вероятность того, что аудируемое лицо не сможет достигнуть своих целей и реализовать свои стратегии в результате определенных условий, событий, обстоятельств, влияющих на аудируемое лицо; действий или бездействия самого аудируемого лица; выбора ненадлежащих целей и стратегий. Цели аудируемого лица определяются руководством или собственниками имущества, учредителями, участниками (далее - собственники) аудируемого лица в условиях воздействия отраслевых, правовых и прочих внутренних и внешних факторов. Стратегии включают в себя подходы, с помощью которых руководство аудируемого лица намеревается достичь своих целей;

система внутреннего контроля - совокупность методов управления, организационных мер, методик и процедур, принятых и осуществляемых собственниками, руководством и другими работниками аудируемого лица, для обеспечения:

эффективности, результативности и соответствия законодательству совершаемых хозяйственных операций;

сохранности активов;

выявления, исправления и предотвращения искажений информации на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и на уровне предпосылок ее подготовки;

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица.

3. Аудиторская организация должна планировать и проводить аудит таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, соответствующего целям аудита.

Аудиторский риск зависит от риска существенного искажения и риска необнаружения. Для оценки риска существенного искажения аудиторской организации следует выполнить процедуры оценки рисков. Выполняя дальнейшие аудиторские процедуры с учетом оцененных рисков аудиторская организация должна снизить риск необнаружения до приемлемого уровня.

4. Для подбора аудиторских процедур, направленных на выявление существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, аудиторская организация должна оценить риск существенного искажения на уровне:

бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом;

предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации.

5. Риск существенного искажения является риском аудируемого лица и существует независимо от аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторская организация должна оценить риск существенного искажения в соответствии с принятыми у нее методиками.

6. Оценка рисков может проводиться в количественном выражении, например в процентах, или качественно с использованием не менее трех градаций: высокий, средний, низкий. При этом любая оценка рисков аудиторской организацией является результатом профессионального суждения, а не точным измерением величины этих рисков.

7. Риск необнаружения зависит от эффективности выбора и применения аудиторских процедур. Аудиторская организация должна снижать риск необнаружения до приемлемого уровня, соответственно изменяя характер, временные рамки и объем аудиторских процедур. При этом риск необнаружения не может быть снижен до нуля по следующим причинам:

применение аудиторской организацией выборочных методов аудита;

выбор аудиторской организацией ненадлежащих аудиторских процедур;

неправильное выполнение надлежащих аудиторских процедур;

ошибочная интерпретация результатов аудита.

8. Для обеспечения необходимого уровня аудиторского риска аудиторской организации следует снижать риск необнаружения в зависимости от оценки риска существенного искажения. Чем выше оценка риска существенного искажения, тем меньший уровень риска необнаружения должна обеспечить аудиторская организация и, наоборот, чем ниже оценка риска существенного искажения, тем выше уровень риска необнаружения допустимо принять.



Раздел II

ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ



Глава 1

ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ЕГО СРЕДЫ



9. Понимание деятельности аудируемого лица и его среды является важным аспектом при проведении аудита в соответствии с республиканскими правилами аудиторской деятельности. Такое понимание дает основание аудиторской организации для планирования аудита, выражения профессионального суждения об оценке риска существенного искажения и определения аудиторских процедур в соответствии с оцененным риском. Понимание деятельности аудируемого лица и оценка риска существенного искажения необходимы аудиторской организации в процессе всего аудита, в частности, при:

установлении уровня существенности и оценки того, остается ли этот уровень неизменным в процессе проведения аудита;

рассмотрении правильности выбора и применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

выявлении аспектов, требующих особого внимания аудиторской организации, например, таких как операции с аффилированными лицами, уместность допущения о непрерывности деятельности аудируемого лица или соответствие хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, целям его деятельности;

выполнении аналитических процедур;

подборе и выполнении аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;

оценке достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, например таких, как устные и письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

10. Аудиторской организации следует руководствоваться профессиональным суждением для определения объема информации о деятельности аудируемого лица и его среде, включая систему внутреннего контроля, достаточного для оценки риска существенного искажения, а также для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур. До заключения договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация должна по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности аудируемого лица оценить возможность получения необходимого для проведения аудита объема информации.

11. Понимание аудиторской организацией деятельности аудируемого лица и его среды достигается путем изучения следующих аспектов:

внешних факторов (отраслевых, правовых и других), влияющих на деятельность аудируемого лица, включая применяемые принципы ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

характера деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение им учетной политики;

целей и стратегий аудируемого лица, а также связанных с ними рисков хозяйственной деятельности, которые могут повлиять на уровень риска существенного искажения;

основных финансовых показателей деятельности аудируемого лица и тенденций их изменения;

системы внутреннего контроля аудируемого лица.

Примеры вопросов для рассмотрения аудиторской организацией в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой представлены согласно приложению 1.

12. Аудиторская организация должна ознакомиться с соответствующими отраслевыми, правовыми и другими внешними факторами, влияющими на деятельность аудируемого лица, которые включают такие особенности, как:

рынок и конкуренция в отрасли, цикличность и сезонность работ;

взаимоотношения с поставщиками и покупателями;

развитие технологии производства;

применяемые принципы ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица;

особенности налогообложения;

экологические требования к отрасли и аудируемому лицу;

общие экономические условия;

другие.

Отрасль, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность, может быть подвержена специфическим рискам, которые могут привести к риску существенного искажения, следовательно, работники аудиторской организации, принимающие участие в аудите данного аудируемого лица, должны обладать надлежащими знаниями и опытом.

13. Аудиторская организация должна ознакомиться с характером деятельности аудируемого лица, который определяется осуществляемыми хозяйственными операциями, формой собственности и способом управления, видом финансовых вложений, которые осуществляет и намерено осуществить аудируемое лицо, его структурой и источниками финансирования. Понимание характера деятельности аудируемого лица позволяет аудиторской организации разобраться в группах однотипных хозяйственных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета и раскрытиях информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Причиной риска существенного искажения может являться сложная структура аудируемого лица, имеющего дочерние организации или территориально отдаленные структурные подразделения, что усложняет процесс консолидации бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Область повышенного риска охватывает также отношения с аффилированными лицами, поэтому аудиторской организации важно ознакомиться с перечнем собственников аудируемого лица и взаимоотношениями между ними, другими физическими и юридическими лицами, чтобы понять, надлежащим ли образом операции с аффилированными лицами отражены в учете.

Аудиторской организации необходимо получить информацию об учетной политике аудируемого лица, а именно о следующих аспектах:

надлежащем выборе и применении учетной политики;

адекватности отражения в учете сложных или необычных операций;

применении принципов учетной политики при отражении хозяйственных операций, в отношении которых существует неопределенность или неоднозначность в силу противоречивости нормативных требований или их отсутствия;

причинах и надлежащем характере изменений в учетной политике аудируемого лица;

раскрытии существенной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе фактов, о которых аудиторской организации стало известно на данный момент.

14. Аудиторской организации необходимо получить информацию о целях и стратегиях аудируемого лица, а также связанных с ними рисках хозяйственной деятельности, которые могут повлиять на уровень риска существенного искажения.

Не все риски хозяйственной деятельности обязательно повышают риск существенного искажения, однако большинство рисков хозяйственной деятельности имеют финансовые последствия и, следовательно, оказывают влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Например, риск хозяйственной деятельности, обусловленный сокращением числа покупателей аудируемого лица вследствие слияния предприятий отрасли, может повысить риск искажения оценки дебиторской задолженности. Однако этот же риск, например в сочетании со снижением спроса (потребностей рынка), может привести к риску непрерывности деятельности аудируемого лица.

Суждение аудиторской организации о том, может ли риск хозяйственной деятельности привести к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица должно выноситься с учетом знания обстоятельств, повлекших данный риск. Примеры условий и событий, которые могут указывать на риск существенного искажения, приведены согласно приложению 2.

Понимание аудиторской организацией рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица повышает вероятность выявления риска существенного искажения, однако в ее обязанность не входит выявление и оценка всех рисков хозяйственной деятельности.

15. Аудиторская организация должна оценить и проанализировать финансовые показатели деятельности аудируемого лица. При этом следует учитывать наличие или отсутствие внутреннего и внешнего воздействия на аудируемое лицо, которое может привести к недобросовестным действиям руководства и соответственно увеличению риска существенного искажения.

Формируемые аудируемым лицом учетные данные, анализируемые аудиторской организацией, могут содержать:

основные показатели результатов деятельности (финансовые и нефинансовые);

сметы;

проекты различных вариантов развития;

информацию по сегментам деятельности;

отчетность отделов, департаментов или иных подразделений разного уровня;

сравнительный анализ результатов деятельности аудируемого лица с аналогичными показателями других организаций той же отрасли.

Оценка финансовых показателей деятельности аудируемого лица может указать аудиторской организации на наличие риска существенного искажения. Например, показатели результатов деятельности могут указывать на то, что у аудируемого лица наблюдается необычно быстрое развитие или значительный рост прибыли по сравнению с аналогичными показателями других организаций той же отрасли. Такая информация в сочетании с другими факторами, такими как премиальные выплаты, размер которых зависит от показателей финансовых результатов деятельности аудируемого лица, может свидетельствовать о возможном риске негативного воздействия руководства на процесс подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

16. Аудиторская организация должна получить понимание системы внутреннего контроля аудируемого лица, необходимое для проведения аудита.

17. Понимание деятельности аудируемого лица и его среды, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита посредством выполнения аудиторской организацией процедур оценки рисков.

Результаты выполнения процедур оценки рисков могут быть также использованы аудиторской организацией в качестве аудиторских доказательств в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета, раскрытий информации и связанных с ними предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также эффективности средств контроля, даже если такие аудиторские процедуры не были специально запланированы в качестве процедур проверки по существу или тестов средств контроля.

Аудиторская организация вправе, если это эффективно, запланировать одновременное выполнение процедур проверки по существу, тестов средств контроля и процедур оценки рисков.



Глава 2

ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ



18. В качестве процедур оценки рисков могут выполняться следующие аудиторские процедуры:

запросы собственникам, руководству и работникам аудируемого лица;

аналитические процедуры;

наблюдение и инспектирование.

Для получения понимания деятельности аудируемого лица аудиторской организации следует выполнить все процедуры оценки рисков, а при необходимости и другие аудиторские процедуры, позволяющие выявить и оценить риск существенного искажения, однако в отношении отдельных изучаемых аспектов могут выполняться только уместные в этих случаях процедуры.

19. Аудиторская организация вправе направлять запросы собственникам, руководству и работникам аудируемого лица, ответственным за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также другим работникам аудируемого лица с различными административными функциями, производственному персоналу, работникам службы внутреннего финансового контроля (внутренним аудиторам или ревизорам). Определяя работников аудируемого лица, которым могут быть направлены запросы, а также количество таких запросов, аудиторская организация должна учитывать, какого рода информацию ей необходимо получить для выявления риска существенного искажения.

Аудиторская организация может получить следующую информацию от лиц, которым направляются запросы:

от руководства и собственников аудируемого лица - понимание среды, в которой готовится бухгалтерская (финансовая) отчетность;

от работников службы внутреннего финансового контроля - оценку организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также сведения об отношении руководства аудируемого лица к данной оценке;

от работников, имеющих отношение к сложным или необычным операциям, - оценку уместности выбора и применения аудируемым лицом учетной политики, отдельных учетных приемов и методов;

от работников юридической службы - сведения о судебных делах и претензионных спорах, в которых участвует аудируемое лицо; фактах недобросовестных действий или обстоятельствах, указывающих на возможность их совершения; гарантиях, обязательствах, соглашениях с контрагентами (например, о совместной деятельности), условиях договоров;

от работников, занимающихся маркетингом или продажами, - данные об изменении стратегии маркетинга аудируемого лица, тенденции продаж или договорных соглашений.

20. Аналитические процедуры в качестве процедур оценки рисков применяются для выявления необычных операций или событий, а также сумм, коэффициентов и тенденций их изменения, которые могут повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица и порядок проведения аудита.

Аудиторской организации следует рассчитать предполагаемые значения экономических показателей, характеризующих результаты деятельности аудируемого лица, и их вероятные соотношения. Если сопоставление этих показателей с фактически учтенными суммами или коэффициентами, рассчитанными на основе фактически учтенных сумм, дает необычные или неожиданные соотношения, аудиторская организация должна учесть эти результаты при выявлении рисков искажения информации.

Если при выполнении аналитических процедур используются обобщенные данные, то результаты таких аналитических процедур должны рассматриваться аудиторской организацией во взаимосвязи с другой информацией, полученной при выявлении рисков искажения информации.

21. Выполняя процедуры наблюдения и инспектирования, аудиторская организация должна по возможности подтвердить информацию, полученную в результате запросов собственникам, руководству и работникам аудируемого лица, а также получить другую необходимую информацию о деятельности аудируемого лица и его среде. В этом случае аудиторские процедуры включают:

наблюдение за различными аспектами деятельности и операциями аудируемого лица;

инспектирование документов (например, бизнес-планов и стратегий развития, документов, регламентирующих работу системы внутреннего контроля, учетных записей);

изучение различной отчетности аудируемого лица (например, внутренних отчетов, промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколов заседаний совета директоров и другой управленческой отчетности);

посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

прослеживание отражения хозяйственных операций в учетных регистрах и информационных системах, формирующих данные для бухгалтерской (финансовой) отчетности (сквозные проверки).

22. Если аудиторская организация планирует использовать информацию о деятельности аудируемого лица и его среде, полученную в ходе аудита за предшествующий отчетный период (например, в отношении организационной структуры аудируемого лица, состояния дел и средств контроля, а также имевших место искажений и исправлений бухгалтерской (финансовой) отчетности), то ей необходимо оценить актуальность такой информации для текущего аудита, поскольку в деятельности аудируемого лица и его среде могли произойти существенные изменения.

Аудиторской организации следует принимать во внимание всю уместную для аудита текущего отчетного периода информацию, полученную при оказании данному аудируемому лицу других аудиторских услуг.



Раздел III

ПОНИМАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА



Глава 3

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И СРЕДСТВА

КОНТРОЛЯ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА



23. Система внутреннего контроля состоит из следующих элементов:

контрольной среды;

процесса оценки аудируемым лицом рисков хозяйственной деятельности;

информационных систем, связанных с процессом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

контрольных действий;

мониторинга средств контроля.

Понятие системы внутреннего контроля подразумевает наличие всех пяти перечисленных элементов, в то время как понятие средств контроля одинаково применимо к одному или нескольким элементам или любому аспекту внутреннего контроля.

Детальное рассмотрение элементов системы внутреннего контроля приведено согласно приложению 3.

24. Разделение системы внутреннего контроля на пять элементов не обязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему внутреннего контроля. Такое деление предоставляет возможность аудиторской организации проанализировать, как различные аспекты системы внутреннего контроля аудируемого лица могут повлиять на ход проведения аудита. Аудиторской организации важно установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации. Аудиторская организация вправе использовать иную терминологию и подходы при рассмотрении системы внутреннего контроля аудируемого лица и для описания различных ее элементов.

25. Аудиторская организация, основываясь на профессиональном суждении, должна определить, какие средства контроля (в отдельности или в сочетании с другими средствами) имеют отношение к целям аудита в части оценки риска существенного искажения и планирования дальнейших аудиторских процедур с учетом оцененных рисков, поскольку не все средства контроля, которые применяет аудируемое лицо, имеют отношение к аудиторской оценке рисков. При этом аудиторская организация должна учитывать следующие факторы:

суждение аудиторской организации о существенности;

размер аудируемого лица;

характер деятельности аудируемого лица, включая особенности его организационной структуры и формы собственности;

разнообразие и сложность хозяйственных операций аудируемого лица;

применяемые требования нормативных правовых актов;

характер и сложность информационных систем, являющихся частью системы внутреннего контроля аудируемого лица.

26. Средства контроля, имеющие отношение к целям аудита, могут функционировать в рамках любого элемента системы внутреннего контроля. Для их выявления аудиторской организации следует использовать информацию, полученную:

в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой;

в ходе проведения аудита;

при проведении аудита за предшествующий отчетный период;

при оказании других аудиторских услуг данному аудируемому лицу.

27. Для получения понимания системы внутреннего контроля аудируемого лица аудиторская организация должна:

провести оценку надлежащей организации и уместности средств контроля;

установить факт применения средств контроля.

Оценка надлежащей организации и уместности средства контроля включает изучение способности средства контроля (в отдельности или в сочетании с другими средствами контроля) эффективно предотвращать или выявлять и устранять существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под применением средства контроля подразумевается, что средство контроля существует и аудируемое лицо его использует.

28. Аудиторская организация должна получить доказательства относительно организации и применения уместных средств контроля, выполняя следующие процедуры оценки рисков:

запросы работникам аудируемого лица;

наблюдение за функционированием конкретных средств контроля;

инспектирование документов и отчетов;

наблюдение за отражением существенных хозяйственных операций в информационных системах, имеющих отношение к подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности.

29. Для получения полного понимания средств контроля аудируемого лица аудиторская организация должна провести тестирование эффективности функционирования средств контроля, если только данные средства контроля не автоматизированы, что обеспечивает постоянное функционирование контроля. Так, например, информационные системы, обрабатывающие значительные объемы информации, обычно имеют встроенные средства контроля безопасности применяемых программ, баз данных и операционных систем. Поэтому наличие автоматизированного контроля может служить свидетельством эффективности функционирования средства контроля при условии, что в программы не вносились изменения. Однако получение аудиторского доказательства о применении средства контроля, выполняемого вручную, на определенный момент времени не является аудиторским доказательством эффективности функционирования этого средства контроля в течение всего аудируемого периода.

30. Для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности большинство аудируемых лиц использует компьютеризированные информационные системы. При проведении аудита у таких аудируемых лиц аудиторская организация должна руководствоваться правилами аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. N 163 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 5, 8/8919), и "Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004 г. N 38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 58, 8/10792).

31. Аудиторской организации следует учитывать, что система внутреннего контроля аудируемого лица не может быть абсолютно эффективной в силу присущих ей ограничений, обусловленных, например:

невнимательностью или некомпетентностью работников;

непониманием цели контрольных процедур;

наличием сговора, недобросовестных действий или ошибок;

другими факторами.



Глава 4

ПОНИМАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ СРЕДЫ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА



32. Аудиторской организации необходимо получить понимание контрольной среды аудируемого лица. Контрольная среда включает функции управления и руководства аудируемым лицом; отношение, осведомленность и практические действия руководства, собственников аудируемого лица, направленные на организацию и поддержание функционирования системы внутреннего контроля, а также понимание ими значимости такой системы для аудируемого лица.

Контрольная среда является основой для эффективной работы системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка и оказывающей влияние на сознательность работников аудируемого лица в отношении контроля.

33. При оценке контрольной среды аудиторская организация должна изучить элементы контрольной среды и то, каким образом они внедрены в деятельность аудируемого лица.

Описание элементов контрольной среды приведено согласно приложению 3.

34. Для получения надлежащих аудиторских доказательств применения элементов контрольной среды аудиторская организация должна провести процедуры оценки риска, такие как направление запросов руководству и работникам аудируемого лица в сочетании с наблюдением или инспектированием документов.

Путем направления запросов руководству и работникам аудируемого лица аудиторская организация получает представление о том, каким образом руководство доводит до работников свои взгляды на деловую практику и нравственно-этическое поведение. Наличие внутреннего кодекса этики деловых отношений у аудируемого лица и контроль со стороны руководства за его соблюдением могут являться доказательством применения средств контроля, относящихся к данному элементу контрольной среды. Однако аудиторские доказательства в отношении элементов контрольной среды могут и не иметь документальной формы, в частности приверженность руководства к этическим ценностям и профессионализму, как правило, внедряется руководством через его поведение и отношение, которое оно демонстрирует в процессе управления деятельностью аудируемого лица, а не через разработанный кодекс этики деловых отношений.

35. Изучая контрольную среду аудируемого лица, аудиторская организация должна обращать внимание, в частности, на такие вопросы, как:

независимость собственников и их возможность оценивать действия руководства;

наличие у аудируемого лица службы внутреннего финансового контроля, которая владеет информацией о совершенных хозяйственных операциях аудируемого лица и дает оценку правильности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учету и отчетности.

36. Контрольная среда аудируемого лица оказывает влияние на процесс оценки риска существенного искажения. Оценивая контрольную среду, аудиторская организация должна определить, обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды надлежащую основу для других составляющих системы внутреннего контроля и, наоборот, не ослабляется ли система внутреннего контроля недостатками контрольной среды.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.