Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2008 N 203 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Беларусь по аудиторской деятельности"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

Если аудиторская организация использует информацию о деятельности аудируемого лица, полученную в ходе аудита за предшествующий отчетный период, ей следует учитывать, что изменения в контрольной среде могут оказать влияние на актуальность такой информации. Например, повышение квалификации работников бухгалтерии, а также осведомленность руководства о работе по подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности может уменьшить риск возникновения ошибок при обработке финансовой информации. А невозможность руководства выделить достаточные ресурсы для снижения рисков, присущих информационным системам, может оказать негативное воздействие на систему внутреннего контроля.

37. Контрольная среда сама по себе не предотвращает, не выявляет и не устраняет существенные искажения информации на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации. Контрольная среда может стать положительным или отрицательным фактором при оценке аудиторской организацией риска существенного искажения и оказать влияние на характер, сроки и объем дальнейших аудиторских процедур. Поэтому аудиторская организация наряду с контрольной средой должна рассмотреть влияние других элементов системы внутреннего контроля при оценке риска существенного искажения.



Глава 5

ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ АУДИРУЕМЫМ ЛИЦОМ РИСКОВ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



38. Аудиторская организация должна получить понимание процесса оценки аудируемым лицом рисков хозяйственной деятельности, имеющих отношение к бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, предпринимаемых в отношении этих рисков мер и возможных их результатов.

При изучении процесса оценки рисков хозяйственной деятельности аудируемым лицом аудиторская организация должна выяснить, каким образом руководство аудируемого лица:

выявляет риски хозяйственной деятельности, имеющие отношение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;

оценивает значимость рисков;

оценивает вероятность возникновения рисков;

решает вопрос о способах управления рисками.

39. Аудиторской организации следует направить руководству аудируемого лица запросы в отношении выявленных им рисков хозяйственной деятельности и определить, могут ли эти риски привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если в ходе аудита аудиторская организация выявит риски хозяйственной деятельности, которые не были выявлены руководством аудируемого лица, этот факт может являться доказательством неэффективности процесса оценки рисков хозяйственной деятельности аудируемым лицом, что, в свою очередь, приводит к увеличению риска существенного искажения.



Глава 6

ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА



40. Аудиторская организация должна получить понимание информационных систем аудируемого лица, связанных с процессом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающих в себя систему бухгалтерского учета и состоящих из соответствующих процедур и записей, установленных для инициирования хозяйственных операций, их регистрации, обработки и включения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также для обеспечения учета соответствующих активов, обязательств и капитала.

Для получения понимания информационных систем аудиторской организации следует рассмотреть следующие вопросы:

какие группы однотипных хозяйственных операций в деятельности аудируемого лица являются существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности;

с помощью каких процедур (автоматических и ручных) хозяйственные операции инициируются, регистрируются, обрабатываются и включаются в бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

имеются ли соответствующие бухгалтерские записи, подтверждающая информация и конкретные статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности, касающиеся инициирования хозяйственных операций, их регистрации, обработки и отражения в учете и отчетности;

каким образом информационные системы отражают данные о необычных и сложных операциях;

как организован процесс подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая раскрытие требуемой информации и расчет важных оценочных значений.

41. Аудиторская организация должна понимать работу информационных систем, связанных с процессом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, для того, чтобы сделать вывод об их соответствии условиям деятельности аудируемого лица. Аудиторская организация должна знать:

как протекают хозяйственные операции в рамках различных действий аудируемого лица, направленных на развитие, приобретение, производство, реализацию его товаров, работ, услуг;

как обеспечивается соответствие осуществляемой деятельности законодательству;

как осуществляется отражение информации, в том числе в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

42. Аудиторская организация должна получить понимание, каким образом у аудируемого лица:

обеспечивается информирование работников об их функциях, обязанностях и ответственности, связанных с организацией и функционированием системы внутреннего контроля в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Система информирования может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, инструкции по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, и обеспечивает понимание работниками аудируемого лица характера своего участия и связи с другими работниками в процессе подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

осуществляется обмен информацией, относящейся к процессу подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, между собственниками, руководством, работниками аудируемого лица, в том числе работниками службы внутреннего финансового контроля, и другими лицами.



Глава 7

ПОНИМАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА



43. Аудиторской организации необходимо получить понимание контрольных действий аудируемого лица, чтобы оценить риск существенного искажения на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и разработать дальнейшие аудиторские процедуры с учетом оцененных рисков. Контрольные действия представляют собой политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, что предприняты необходимые меры в отношении рисков хозяйственной деятельности, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица.

Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Примерами контрольных действий являются:

санкционирование;

проверка выполнения;

обработка информации;

проверка физического наличия и состояния объектов;

разделение обязанностей.

44. Получая информацию о контрольных действиях аудируемого лица, аудиторская организация должна обращать внимание на то, каким образом конкретное контрольное действие в отдельности или в сочетании с другими предупреждает или выявляет и устраняет существенные искажения в группах однотипных хозяйственных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета и раскрытиях информации. Аудиторской организации не требуется понимания всех контрольных действий, имеющих отношение к каждой из существенных групп однотипных хозяйственных операций, остаткам по счетам бухгалтерского учета и раскрытиям информации, или на уровне каждой предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с ними. Аудиторская организация должна выявлять те контрольные действия, которые относятся к областям с наибольшей вероятностью возникновения существенных искажений информации. Если несколько контрольных действий преследуют одну и ту же цель, аудиторской организации не требуется понимания каждого из этих действий.



Глава 8

ПОНИМАНИЕ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО АУДИРУЕМЫМ ЛИЦОМ



45. Аудиторская организация должна получить понимание основных видов мероприятий, которые аудируемое лицо осуществляет для мониторинга системы внутреннего контроля в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая контрольные действия, имеющие отношение к целям аудита, а также то, каким образом аудируемое лицо осуществляет необходимые корректирующие действия в отношении средств контроля.

46. Большая часть информации, используемая при мониторинге, может быть получена из информационных систем аудируемого лица. Если аудиторская организация намерена использовать для целей аудита информацию, сформированную для мониторинга (например, отчеты работников службы внутреннего финансового контроля), ей необходимо убедиться в надежности и уместности такой информации.



Раздел IV

ОЦЕНКА РИСКА СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ



Глава 9

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РИСКА СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ



47. Аудиторская организация должна выявить и оценить риск существенного искажения на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок ее подготовки в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. С этой целью аудиторской организации следует:

выявить риски возможного искажения информации и определить относящиеся к этим рискам соответствующие средства контроля в процессе понимания деятельности аудируемого лица и его среды, а также в ходе рассмотрения групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

установить соответствие между выявленными рисками и информацией, которая может быть искажена на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

определить, могут ли выявленные риски привести к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

48. Для оценки рисков искажения информации аудиторской организации следует использовать данные, собранные при выполнении процедур оценки рисков, включая аудиторские доказательства относительно организации и применения уместных средств контроля. Полученная аудиторской организацией оценка рисков искажения информации должна использоваться для определения характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур.

49. Аудиторская организация должна определить, имеют ли выявленные риски искажения информации на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности отношение к конкретным группам однотипных хозяйственных операций, остаткам по счетам бухгалтерского учета и раскрытиям информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности или они имеют отношение в большей степени к бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и, возможно, затрагивают многие предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указанные в последнем случае риски могут быть обусловлены, в частности, недостатками контрольной среды.

50. Выполняя процедуры оценки рисков, аудиторской организации следует учитывать, что не все средства контроля способны предотвращать или выявлять и устранять существенные искажения информации на уровне конкретных предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как правило, средства контроля сами по себе не направлены на защиту от конкретных рисков, следовательно аудиторской организации необходимо их рассматривать в сочетании друг с другом и другими элементами системы внутреннего контроля аудируемого лица.

51. Средства контроля могут быть прямо или косвенно связаны с предпосылками подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чем более косвенной является связь, тем менее эффективно данное средство контроля предотвращает или выявляет и устраняет искажения в отношении какой-либо конкретной предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, в случае применения метода определения выручки от реализации продукции (товаров) по мере оплаты проводимая аудируемым лицом проверка продаж в определенных магазинах только косвенно связана с предпосылкой полноты отражения доходов. Соответственно данная процедура является менее эффективной для снижения риска искажения информации на уровне данной предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, чем средства контроля, прямо связанные с этой предпосылкой, такие как проверка соответствия документов на отгрузку товара документам на получение оплаты.

52. Оценка аудиторской организацией рисков существенного искажения на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности основывается на доступных аудиторских доказательствах и может меняться в ходе аудита по мере сбора дополнительных аудиторских доказательств.

Если в результате выполнения аудиторских процедур в процессе аудита аудиторская организация получает доказательства, противоречащие ранее полученным доказательствам, на основании которых производилась оценка рисков (например, в результате проведения тестов средств контроля аудиторская организация получит доказательства неэффективности их функционирования или, выполняя процедуры проверки по существу, обнаружит искажения в более крупных суммах, чем это допускалось изначально), аудиторской организации следует пересмотреть эту оценку и соответственно изменить планирование дальнейших аудиторских процедур.



Глава 10

ЗНАЧИМЫЕ РИСКИ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ



53. На основании профессионального суждения аудиторская организация должна установить, какие из выявленных рисков искажения информации являются значимыми, то есть требующими особого внимания.

При определении значимости риска аудиторская организация должна исключить влияние выявленных средств контроля, связанных с этим риском, и определить, являются ли характер риска, вероятная величина потенциального искажения (включая возможность возникновения множественных искажений) и вероятность возникновения риска таковыми, что требуется особое внимание аудиторской организации.

Рассматривая характер риска искажения информации, аудиторская организация должна определить:

является ли данный риск риском искажения информации в результате недобросовестных действий;

связан ли риск с какими-либо существенными изменениями в отрасли, новыми требованиями к ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности или иными подобными обстоятельствами;

какова сложность хозяйственных операций, осуществляемых аудируемым лицом;

относится ли риск искажения информации к операциям с аффилированными лицами;

какова степень субъективности при расчете оценочных значений, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

имеются ли сложные или необычные для деятельности аудируемого лица операции, значимые для бухгалтерской (финансовой) отчетности.

54. При осуществлении типовых и несложных хозяйственных операций вероятность возникновения значимых рисков низкая. Значимые риски, как правило, возникают из рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица и имеют отношение к необычным по характеру, объему или сложности хозяйственным операциям, а также к оценочным значениям, требующим применения профессионального суждения при их расчете в отсутствие точных способов их определения.

55. Риски искажения информации, связанные с необычными или сложными хозяйственными операциями аудируемого лица, возрастают в связи с:

высокой степенью влияния руководства на учетный процесс;

широким использованием ручной обработки данных;

применением сложных расчетов или учетных принципов;

сложностью организации и применения эффективных средств контроля.

56. Риски искажения информации, связанные с оценочными значениями, требующими применения профессионального суждения при их расчете в отсутствие точных способов их определения, возрастают, поскольку:

в отношении принципов расчета оценочных значений или признания доходов могут существовать различные подходы;

требуемое суждение может быть субъективным, сложным или зависеть от влияния будущих неопределенных событий.

57. В отношении значимых рисков аудиторская организация обязана оценить организацию и уместность соответствующих средств контроля и установить факт их применения. Если аудиторская организация сделает вывод о наличии существенных недостатков в системе внутреннего контроля аудируемого лица, ей следует учесть это при оценке риска существенного искажения.



Глава 11

РИСКИ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СНИЖЕНИЕ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО

ПУТЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ ТОЛЬКО ПРОЦЕДУР ПРОВЕРКИ ПО СУЩЕСТВУ



58. В ходе процесса оценки рисков аудиторская организация должна оценить организацию и уместность средств контроля в отношении тех рисков искажения информации на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, снижение которых до приемлемо низкого уровня невозможно путем выполнения только процедур проверки по существу.

Например, в условиях, когда значительный объем информации аудируемого лица инициируется, отражается в учете, обрабатывается и включается в отчетность в электронном виде, процедуры проверки по существу сами по себе не дадут достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что соответствующие группы однотипных хозяйственных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета не содержат существенных искажений, поскольку аудиторские доказательства могут быть доступны только в электронном виде, а их достаточность и надлежащий характер будут зависеть от эффективности средств контроля за полнотой и точностью обработки данных. При этом, если соответствующие средства контроля неэффективны, велика вероятность обработки неверной информации или неуместного изменения данных.

59. Процедуры проверки по существу не дают достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что на уровне определенных предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности не содержится существенных искажений в следующих случаях:

если аудируемое лицо в своей деятельности использует информационную систему для инициирования заказов на покупку и доставку товаров в соответствии с ранее согласованными правилами, устанавливающими, что и в каких количествах заказывать, а также для оплаты соответствующих счетов на основе данных, генерируемых информационными системами в случае подтверждения получения товаров (вся документация относительно размещенных заказов или полученных товаров создается и ведется только посредством информационных систем);

если аудируемое лицо предоставляет услуги пользователям посредством электронных средств связи (например, провайдер интернет-услуг или оператор сотовой связи) и использует информационные системы для регистрации предоставляемых услуг, формирования и обработки счетов за оказанные услуги, которые автоматически регистрируются в электронных бухгалтерских файлах, являющихся частью информационной системы подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.



Раздел V

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ПОНИМАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

И ОЦЕНКОЙ РИСКА СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ



Глава 12

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ



60. Рабочая документация аудиторской организации, формируемая в ходе аудита, должна содержать:

наиболее важную информацию относительно каждого из аспектов деятельности аудируемого лица и его среды, включая информацию о каждом из элементов системы внутреннего контроля, необходимую для оценки риска существенного искажения, источники информации, с помощью которой было достигнуто понимание деятельности аудируемого лица и его среды, и процедуры оценки рисков;

информацию о выявленных и оцененных рисках существенного искажения на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок ее подготовки в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

описание выявленных значимых рисков, а также рисков, снижение которых до приемлемо низкого уровня невозможно путем выполнения только процедур проверки по существу и связанных с ними средств контроля.

61. Аудиторская организация самостоятельно на основании профессионального суждения определяет форму и содержание рабочей документации. Так, результаты оценки рисков могут быть зафиксированы в отдельных рабочих документах или отражены в рабочих документах, касающихся выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Форма и содержание рабочей документации зависят от характера, масштабов и сложности структуры аудируемого лица, его системы внутреннего контроля, наличия и полезности информации, полученной от аудируемого лица, и конкретных методик проведения аудита.

Например, рабочая документация, касающаяся функционирования сложных информационных систем, в которых инициируется, обрабатывается, отражается в учете, включается в бухгалтерскую (финансовую) отчетность и передается большой объем информации о хозяйственных операциях в электронном виде, может включать блок-схемы, вопросники или выводы в табличной форме. В случае ограниченного применения информационных систем, а также в случае обработки небольшого объема операций может быть достаточно документов, оформленных в повествовательной форме.

Чем более сложным по структуре является аудируемое лицо и чем больше аудиторских процедур выполняется аудиторской организацией, тем в большем объеме должна быть составлена рабочая документация. Требования к аудиторской организации по составлению рабочей документации в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в правилах аудиторской деятельности "Документирование аудита", утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. N 81 "Об утверждении нормативных правовых актов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 83, 8/3932; 2008 г., N 94, 8/18547).



Глава 13

ИНФОРМИРОВАНИЕ РУКОВОДСТВА И СОБСТВЕННИКОВ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА



62. В соответствии с правилами аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. N 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 61, 8/14278), руководство аудируемого лица несет ответственность за разработку, внедрение и поддержание надлежащего функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица, которая должна обеспечивать подготовку достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений в результате ошибок или недобросовестных действий. Учитывая, что система внутреннего контроля снижает, но не устраняет полностью риск существенного искажения, руководство аудируемого лица несет ответственность за оставшийся риск существенного искажения.

За осуществление надзора в отношении обеспечения руководством аудируемого лица эффективности функционирования системы внутреннего контроля несут ответственность собственники аудируемого лица.

В связи с чем о выявленных в ходе аудита существенных недостатках в организации и функционировании системы внутреннего контроля аудируемого лица аудиторская организация должна сообщать руководству и собственникам аудируемого лица, а также отражать эти недостатки в письменной информации (отчете) аудиторской организации по результатам проведения аудита.

63. Если договором оказания аудиторских услуг предусмотрено, что помимо мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству аудиторская организация должна выразить также мнение относительно эффективности функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица, то в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. N 128 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 111, 8/10039), такое мнение должно содержаться в аудиторском заключении.







Приложение 1

к правилам аудиторской деятельности

"Понимание деятельности, системы

внутреннего контроля аудируемого

лица и оценка риска существенного

искажения бухгалтерской

(финансовой) отчетности"



ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

РАССМАТРИВАЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ЕГО СРЕДОЙ



Приведенные примеры охватывают широкий круг вопросов, однако не все они уместны в каждом конкретном случае проведения аудита.

Данный перечень не включает всех возможных вопросов в полном объеме.

1. Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица:

а) состояние отрасли:

рынок и конкуренция, включая проблемы спроса и предложения, а также ценовую конкуренцию;

цикличность и сезонность деятельности;

развитие технологии производства выпускаемой аудируемым лицом продукции;

энергоснабжение и стоимость энергоресурсов;

б) законодательные аспекты:

применяемые общие принципы ведения бухгалтерского учета, отраслевые особенности;

требования отраслевых нормативных правовых актов;

нормативные правовые акты, существенным образом влияющие на деятельность аудируемого лица (общие требования нормативных правовых актов, прямые регулирующие нормы);

в) налогообложение;

г) государственное регулирование деятельности аудируемого лица:

кредитно-денежная политика, включая валютный контроль;

налоговая политика;

финансовые стимулы (например, программы государственной помощи);

тарифы, торговые ограничения;

экологические требования, влияющие на отрасль и деятельность аудируемого лица;

д) прочие внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность аудируемого лица:

общий уровень развития экономики (например, спад или подъем);

процентные ставки и наличие доступных финансовых ресурсов;

инфляция, девальвация или ревальвация национальной валюты.

2. Характер деятельности аудируемого лица:

а) текущая производственная деятельность:

виды деятельности аудируемого лица и основные источники его предпринимательских доходов (например, производственная деятельность, оптовая торговля, банковская деятельность, страхование, иные финансовые услуги, импорт/экспорт, коммунальные услуги, транспортные услуги, высокотехнологичные продукция и услуги);

особенности товаров, работ, услуг и рынков их сбыта (например, основные заказчики и особенности договоров с ними, условия оплаты, рентабельность, доля рынка, конкуренты, работа на экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантийные обязательства, портфель заказов, тенденции развития, маркетинговая стратегия и цели, производственные процессы);

практическое осуществление хозяйственных операций (например, стадии и методы производства, сегменты деятельности, особенности поставок продукции или оказания услуг, подробности о сокращении или расширении операций);

объединения, совместная деятельность, привлечение внешних исполнителей (аутсорсинг);

участие в электронной торговле, включая интернет-продажи и маркетинговые операции;

географические и операционные сегменты;

местонахождение производственных помещений, торговых площадей, складов и офисов;

основные покупатели и заказчики;

особенности поставщиков (например, наличие долгосрочных контрактов, стабильность поставок, условия оплаты, необходимость импорта, способы поставки);

труд и заработная плата (например, кадровый состав с учетом обособленных структурных подразделений, уровень заработной платы, особенности коллективных договоров и деятельности профессиональных союзов, социальное обеспечение, права работников по приобретению акций своего предприятия, поощрительные выплаты, государственное регулирование уровня занятости в данной сфере деятельности);

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и расходы на них;

операции с аффилированными лицами;

б) инвестиционная деятельность:

приобретение, слияние, ликвидация отдельных сегментов хозяйственной деятельности (запланированные или недавно состоявшиеся);

приобретение ценных бумаг, предоставление займов;

капитальные вложения, включая приобретение зданий и прочей недвижимости, оборудования, технологий, иных активов (запланированные или недавно состоявшиеся);

инвестиции в совместную деятельность;

в) финансовая деятельность:

структура организации, хозяйственной или банковской группы, банковского холдинга, простого товарищества;

структура долгов, обеспечение обязательств, выданные гарантии;

аренда основных средств для использования в хозяйственной деятельности;

собственники (белорусские, иностранные), их деловая репутация и опыт;

аффилированные лица;

использование производных финансовых инструментов;

г) особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

применяемые принципы бухгалтерского учета и отраслевые особенности;

порядок признания доходов;

товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);

активы, обязательства и операции в иностранной валюте;

специфические и значимые для отрасли экономические показатели (например, для банков - кредиты и инвестиции; для производителей продукции - дебиторская задолженность и товарно-материальные запасы);

учет необычных или сложных операций;

представление и раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Условия, в которых аудируемое лицо реализует свои цели и стратегии, а также связанные с ними риски хозяйственной деятельности:

изменения в отрасли (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемое лицо, например, не владеет ситуацией в отрасли, не имеет соответствующих работников или опыта, чтобы среагировать на происходящие в отрасли изменения);

новые виды продукции или услуг (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемое лицо, например, не сможет обеспечить надлежащий уровень качества новой продукции или услуги);

расширение какого-либо вида деятельности (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемым лицом, например, не был точно оценен возможный спрос);

новые требования в отношении бухгалтерского учета (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемое лицо, например, не в полной мере или ненадлежащим образом выполняет новые учетные требования или их выполнение требует дополнительных трудозатрат);

требования нормативных правовых актов (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если, например, существует неопределенность или неоднозначность в силу противоречивости нормативных требований или их отсутствия);

текущие и перспективные потребности в финансовых ресурсах (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемое лицо, например, утрачивает источники финансирования вследствие невозможности выполнять в дальнейшем какие-либо требования);

использование информационных систем (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если, например, применяемые аудируемым лицом информационные системы не адаптированы к особенностям осуществляемых хозяйственных операций);

реализация стратегий и, как следствие, например изменение учетной политики (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемое лицо не в полном объеме или неправильно выполняет новые учетные требования).

4. Финансовые результаты деятельности аудируемого лица:

основные финансовые и статистические показатели отрасли;

основные показатели результатов деятельности аудируемого лица;

система стимулирования труда работников;

тенденции и прогнозы дальнейшего развития;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.