Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 05.03.2008 N 20/20 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы военного учебного заведения"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 19 марта 2008 г. N 8/18416



На основании Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 719 "Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь", и Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство обороны Республики Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации работы военного учебного заведения.

2. Настоящее постановление разослать до отдельной воинской части.



Министр обороны Республики Беларусь

генерал-полковник Л.С.МАЛЬЦЕВ





Министр образования Республики Беларусь А.М.РАДЬКОВ







                                          УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановление
                                          Министерства обороны
                                          Республики Беларусь
                                          и Министерства образования
                                          Республики Беларусь
                                          05.03.2008 N 20/20


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция о порядке организации работы военного учебного заведения (далее - Инструкция) разработана на основании Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844), Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 года "О высшем образовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 171, 2/1349), Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года "О воинской обязанности и воинской службе" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 85, 2/976) (далее - Закон), Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. N 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 69, 1/6402) (далее - Положение).

2. Настоящая Инструкция определяет задачи и порядок организации образовательной деятельности военного учебного заведения (далее - вуз).

3. На основании Закона к вузам относятся: учреждение образования "Военная академия Республики Беларусь" (далее - Военная академия); военные факультеты в гражданских учреждениях образования Республики Беларусь (далее - военные факультеты) в соответствии с перечнем гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, в которых проводится обучение граждан на военных кафедрах или факультетах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. N 1469 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 127, 5/13346).

4. Вуз в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства обороны Республики Беларусь (далее - Министерство обороны), Министерства образования Республики Беларусь (далее - Министерство образования) и настоящей Инструкцией.

5. Военная академия является базовым научным и методическим центром Республики Беларусь в области военного образования.

Предмет, основная цель деятельности Военной академии и ее основные задачи установлены Уставом учреждения образования "Военная академия Республики Беларусь", утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. N 127 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 38, 1/4485).

6. Военные факультеты являются структурными подразделениями гражданских учреждений образования.

Основные задачи военных факультетов определены:

Положением о военно-медицинском факультете в Белорусском государственном медицинском университете, утвержденным постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 октября 2000 г. N 24/42 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 100, 8/4248);

Положением о военном факультете в Белорусском государственном университете, Положением о военно-техническом факультете в Белорусском национальном техническом университете, Положением о военном факультете в учреждении образования "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники", Положением о военно-транспортном факультете в учреждении образования "Белорусский государственный университет транспорта", Положением о военном факультете в учреждении образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы", утвержденными постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 9 августа 2005 г. N 34/69 "О военных факультетах в учреждениях образования Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 137, 8/13040);

Положением о военном факультете в учреждении образования "Минский государственный высший авиационный колледж", утвержденным постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2007 г. N 38/30 "О реорганизации военной кафедры учреждения образования "Минский государственный высший авиационный колледж" в военный факультет" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 144, 8/16583) (далее - Положение о военном факультете).

7. Порядок подчиненности, права, ответственность вуза устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

8. Структура вуза определяется его уставом (положением о военном факультете), штатом (штатным расписанием).



Глава 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



9. Образовательная деятельность является основным видом деятельности вуза и включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

10. В соответствии с Уставом в Военной академии осуществляются подготовка, повышение квалификации и переподготовка офицерских кадров тактического, оперативно-тактического, оперативно-стратегического (стратегического) звеньев.

11. В соответствии с положениями о военных факультетах на военных факультетах осуществляется подготовка офицерских кадров, офицеров запаса тактического звена, а также младших командиров.

12. Подготовка офицеров в вузе организуется по специальностям общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации", утверждаемого в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Повышение квалификации офицерских кадров тактического, оперативно-тактического, оперативно-стратегического (стратегического) звеньев, а также должностных лиц государственных органов и иных организаций в области военной безопасности и обороны Республики Беларусь осуществляется на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров Военной академии в ходе проведения соответственно офицерских, академических и высших академических курсов. Организация повышения квалификации вышеуказанных офицерских кадров и должностных лиц осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Продолжительность повышения квалификации на офицерских, академических и высших академических курсах составляет до одного месяца в объеме не менее 36 учебных часов.

Количество слушателей в группах повышения квалификации определяется заказом и не должно превышать 30 человек.

Итоговая аттестация слушателей, прошедших повышение квалификации, может проводиться в виде защиты выпускной работы, написания реферата, сдачи экзамена или зачета, собеседования.

13. Форма получения образования в вузе для курсантов - очная, для слушателей может быть очной и (или) заочной.

14. В вузе образовательный процесс организуется на государственных языках Республики Беларусь, а также иных языках, если это обусловлено спецификой изучаемых дисциплин.

15. Сроки обучения, режим занятий в вузе по специальностям определяются соответствующими образовательными стандартами, квалификационными требованиями, а также учебными планами и программами, утверждаемыми в установленном порядке.

16. Порядок обучения студентов на военных факультетах регламентируется нормативными правовыми актами Министерства образования, Министерства обороны и других республиканских органов государственного управления, в подчинении которых находятся учреждения образования, имеющие в своей структуре военные факультеты.

17. Подготовка научных работников высшей квалификации в вузе осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки научных кадров высшей квалификации в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 16 февраля 2005 г. N 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 38, 8/12201).

18. Отрыв курсантов и слушателей от учебных занятий и самостоятельной работы на мероприятия, не предусмотренные учебными планами, запрещается. На гарнизонные мероприятия, мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий личный состав вуза привлекается решением Министра обороны Республики Беларусь (далее - Министр обороны) (для военных факультетов - по согласованию с ректором высшего учебного заведения).



Глава 3

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ



19. Учебная работа является основной составной частью образовательной деятельности вуза и включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, внутрисеместрового контроля успеваемости, текущей аттестации обучающихся, итоговой аттестации.

20. Содержание образования и организация образовательного процесса по каждой специальности, установленной для вуза, определяются образовательной программой, которая включает в себя:

государственные требования к содержанию подготовки выпускников, устанавливаемые соответствующим образовательным стандартом, и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее - квалификационные требования), которые являются дополнениями к образовательным стандартам;

типовой учебный план, учебный план по специальности, типовые учебные программы, учебные программы по дисциплинам, войсковым стажировкам, практикам и государственному экзамену (далее - учебные программы).

21. Образовательные стандарты по специальностям содержат общие требования к уровню высшего образования, срокам обучения, типам высших учебных заведений, документам о высшем образовании, а также обязательный минимум содержания высшего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, критерии оценки качества образования. Они предназначены для обеспечения качества высшего образования.

Образовательные стандарты по специальностям разрабатываются в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утверждаются в Министерстве образования.

22. Квалификационные требования разрабатываются по каждой специальности (направлению, специализации). Председателями комиссий по разработке квалификационных требований назначаются должностные лица из числа заместителей командующих видами Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы), заместителей начальников структурных подразделений Министерства обороны (для специальностей подготовки офицерского состава внутренних войск и органов пограничной службы Республики Беларусь - из числа заместителей начальников структурных подразделений соответствующих республиканских органов государственного управления (далее - государственные органы). В состав комиссий входят представители структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командований видов Вооруженных Сил, командования сил специальных операций Вооруженных Сил, управлений оперативных (оперативно-тактических) командований, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, для которых организуется подготовка военных кадров по данной специальности (направлению, специализации) (далее - заинтересованные структурные подразделения), а также представители вузов, на которые возложена подготовка данных специалистов.

Квалификационные требования согласовываются с начальниками заинтересованных структурных подразделений, их утверждает Министр обороны (по специальностям подготовки офицерского состава для внутренних войск и органов пограничной службы Республики Беларусь - руководители соответствующих государственных органов). Квалификационные требования доводятся до руководителей вузов не позднее чем за год до начала подготовки обучаемых по данной специальности (направлению, специализации).

23. Типовой учебный план регламентирует структуру и содержание подготовки специалистов, виды учебных занятий и формы контроля знаний, учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

24. Типовые учебные планы разрабатываются на основании образовательных стандартов по форме согласно приложению 1 (для военных факультетов - в соответствии с формами, установленными в Министерстве образования) и утверждаются в Министерстве образования.

При разработке типовых учебных планов необходимо исходить из того, что содержание, объем, последовательность и организационные формы изучения дисциплин, которые включаются в типовые учебные планы, должны обеспечивать формирование у выпускников вуза всей совокупности компетенций, знаний, умений и навыков, предусмотренных соответствующими образовательными стандартами и квалификационными требованиями по специальностям обучения.

При разработке типового учебного плана и организации учебной работы в вузе необходимо руководствоваться следующим:

учебный год в вузе начинается, как правило, 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. На втором и последующих курсах в вузе (кроме военных факультетов) допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября. У курсантов первых курсов, кроме учебных взводов, комплектуемых прапорщиками, военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, учебный год начинается после их зачисления в вуз, как правило, с 1 августа для проведения с ними общевойсковой подготовки;

общий объем учебной работы курсантов и слушателей, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю.

Объем обязательных учебных занятий для курсантов и слушателей по расписанию под руководством преподавателя не должен превышать 36 академических часов в неделю на всех курсах без учета занятий по физической культуре (подготовке). На учениях в период полевых выходов, занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа под руководством преподавателя планируется из расчета 46 академических часов в неделю, в период войсковой стажировки и всех видов практики - исходя из 40-часовой рабочей недели.

25. В соответствии с типовым учебным планом в вузе разрабатывается учебный план по специальности, который согласовывается с руководителями заинтересованного структурного подразделения, управления высшего и среднего специального образования Министерства образования. Учебный план по специальности утверждает начальник вуза (для военного факультета - ректор высшего учебного заведения) не позднее чем за шесть месяцев до начала обучения.

Учебный план по специальности является учебно-методическим документом вуза, который разрабатывается по форме согласно приложению 2 (для военных факультетов - в соответствии с формами, установленными в Министерстве образования) на основании образовательного стандарта по специальности и квалификационных требований.

Учебный план по специальности разрабатывается на каждую специальность. Учебные дисциплины специализаций отражаются в учебном плане по специальности. По решению начальника вуза (для военного факультета - ректора высшего учебного заведения по ходатайству начальника военного факультета) на специализацию разрабатывается отдельный учебный план.

26. Для внесения в учебный план по специальности изменений и дополнений, связанных с реализацией требований Министра обороны, а также с учетом достижений военной науки, техники и передового опыта подготовки Вооруженных Сил начальнику Военной академии (для военного факультета - по согласованию с ректором высшего учебного заведения) предоставляется право:

перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данной группы (цикла) учебных дисциплин), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени образовательным стандартом по специальности при условии выполнения требований к качеству подготовки выпускников;

вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени;

определять количество, наименования и объемы факультативных дисциплин и дисциплин (курсов), предлагаемых обучаемым на выбор, с учетом требований образовательных стандартов.

Все дополнения и изменения в учебных планах по специальности рассматриваются на заседании совета вуза (для военного факультета - на заседании совета высшего учебного заведения) и утверждаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

27. На основании утвержденного учебного плана по специальности в вузе могут разрабатываться учебные планы индивидуального обучения (индивидуальные планы подготовки) курсантов и слушателей. Учебные планы индивидуального обучения рассматривают члены совета вуза (для обучающихся на военном факультете - члены совета высшего учебного заведения), их утверждает начальник вуза (для обучающихся на военном факультете - ректор высшего учебного заведения).

28. Учебная программа является документом, которым определяются и регламентируются структура и содержание подготовки специалиста по дисциплине, входящей в учебный план по специальности.

Типовая учебная программа определяет цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине.

Типовые учебные программы по каждой дисциплине обязательного компонента типового учебного плана по специальности (направлению специальности) разрабатываются в рамках учебно-методических объединений высших учебных заведений Республики Беларусь (далее - УМО) по профилям (направлениям образования, специальностям) и утверждаются Министерством образования.

Типовая учебная программа должна быть разработана и утверждена не позднее чем за три месяца до начала учебного года, на протяжении которого изучается соответствующая дисциплина.

29. По дисциплинам вузовского компонента, дисциплинам специализаций, по выбору и факультативным дисциплинам типовые учебные программы, как правило, не разрабатываются. Целесообразность разработки типовой учебной программы по указанным дисциплинам определяется УМО по военному образованию.

По дисциплинам вузовского компонента, дисциплинам специализаций, по выбору и факультативным курсам в вузе разрабатываются учебные программы на период обучения, которые утверждаются начальником вуза (для военного факультета - ректором высшего учебного заведения) по согласованию с УМО по военному образованию по образцу согласно приложению 3 (для военных факультетов - в соответствии с формами, установленными в Министерстве образования).

Срок действия учебных программ на период обучения составляет, как правило, 5 лет.

30. Учебная программа по дисциплине является учебно-методическим документом вуза, разрабатываемым на основании типовой учебной программы (учебной программы на период обучения) по образцу согласно приложению 4 (для военных факультетов - в соответствии с формами, установленными в Министерстве образования).

Учебные программы по дисциплине утверждает начальник вуза (для военного факультета - ректор высшего учебного заведения).

31. Учебные программы по дисциплине должны ежегодно (не позднее 1 августа) обсуждаться на заседаниях соответствующих кафедр, пересматриваться или дополняться с учетом достижений науки и техники, передового опыта и новых требований к подготовке специалистов.

Учебные программы по дисциплине могут объединяться в сборник учебных программ специальности, который утверждает начальник вуза.

32. Учебно-программная документация повышения квалификации разрабатывается в вузе, ее утверждает начальник вуза (для военного факультета - ректор высшего учебного заведения) по согласованию с начальниками заинтересованных структурных подразделений.

33. С целью обеспечения контроля за подготовкой выпускников вуза, корректировки квалификационных требований к выпускникам, учебных планов и программ командиры соединений и воинских частей в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны представляют отзывы на выпускников.

34. Расписание учебных занятий составляют должностные лица учебно-методического отдела (учебной части) вуза (факультета) на семестр. Оно согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами подразделений курсантов и слушателей (для военных факультетов - с должностными лицами учебно-методического управления (отдела) высшего учебного заведения), утверждает его начальник вуза (заместитель начальника вуза по учебной работе) (для военных факультетов - ректор или проректор по учебной работе высшего учебного заведения). Расписание учебных занятий доводится до профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного состава, подразделений курсантов и слушателей (далее - подразделения) не позднее чем за 10 дней до начала занятий.

Расписание учебных занятий составляется на основании графиков последовательности изучения дисциплин, разрабатываемых на кафедрах. Расписание должно обеспечивать максимально эффективное использование специализированных лабораторий, классов, аудиторий, тренажеров. Разрыв между лекциями и практическими (групповыми) занятиями, на которых предусматривается внутрисеместровый контроль знаний по данной теме, как правило, не должен превышать 10 учебных дней.

В вузах, где подготовка обучаемых включает в себя проведение учений, обучение вождению боевых машин и стрельбе, допускается составление расписания на месяц.

Расписанием предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий под руководством преподавателей не более 8 академических часов в день. Продолжительность академического часа составляет 45 (40) минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 (80) минут. Командно-штабные учения (далее - КШУ) (командно-штабные военные игры (далее - КШВИ), тактические (тактико-специальные) учения проводятся, как правило, в объеме запланированного времени без перерыва.

В расписании должны указываться: учебное подразделение, дисциплина, номер темы, занятие и его вид; дата, время и место проведения, фамилия преподавателя, проводящего занятие.

35. Кроме документов, указанных в пунктах 20 - 34 настоящей Инструкции, в вузе должны разрабатываться и другие документы в соответствии с перечнем согласно приложению 5.

36. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, КШУ, КШВИ, командно-штабные тренировки (далее - КШТ), военно-научные конференции (далее - ВНК), контрольные работы (занятия), самостоятельная работа курсантов и слушателей, консультации, практика, войсковая стажировка, выполнение курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов, задач).

В вузе могут проводиться и другие виды учебных занятий, которые вводятся по решению членов совета вуза (для военных факультетов - членов совета высшего учебного заведения).

37. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Основой лекции должно быть устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Лекции читают начальники (заведующие) кафедр, их заместители, начальники циклов, профессора, доценты и старшие преподаватели, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет.

Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики могут читать лица из числа руководящего состава Вооруженных Сил, должностные лица командований видов Вооруженных Сил, структурных подразделений Министерства обороны, управлений оперативных (оперативно-тактических) командований, а также руководящего состава вуза (факультета).

Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые из других высших учебных заведений, научных учреждений, специалисты предприятий, работающие в области обороны и национальной безопасности государства.

38. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения учебной дисциплины, формирования и развития у обучаемых научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение, привития им навыков в самостоятельном поиске и анализе учебной информации.

Подготовка курсантов и слушателей к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывают лица профессорско-преподавательского состава. Оно обсуждается на заседании кафедры (цикла, предметно-методической комиссии (далее - ПМК) и доводится до обучаемых до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится не ранее чем через пять-шесть дней после завершения последнего занятия по изучаемой теме. Продолжительность семинара составляет, как правило, не менее четырех часов.

39. Лабораторные работы проводятся с целью практического освоения курсантами и слушателями научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладения техникой проведения экспериментальных исследований и привития навыков в анализе полученных результатов, работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

После выполнения лабораторной работы курсанты и слушатели представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения курсантов и слушателей по данной учебной дисциплине.

40. Практические занятия проводятся в целях формирования практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, практического овладения иностранными языками, отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, освоения вооружения и военной техники (далее - ВВТ) (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта и слушателя.

41. Групповые упражнения проводятся по оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью приобретения курсантами и слушателями практического опыта в планировании, организации боевой и повседневной деятельности, их обеспечении и управлении войсками (силами).

В ходе выполнения группового упражнения все курсанты и слушатели, как правило, действуют в одной роли, исполняя функции определенного должностного лица.

42. Групповые занятия должны проводиться в целях углубленного изучения ВВТ и составлять основу обучения курсантов и слушателей организации их применения, эксплуатации и ремонта. Они проводятся в специализированных классах с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.

43. Тактические (тактико-специальные) занятия должны быть направлены на обучение курсантов организации, ведению и обеспечению боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управлению ими в бою.

Занятия, проводимые в полевых условиях, как правило, должны планироваться с отработкой в комплексе практических вопросов различных учебных дисциплин по видам боевого обеспечения на едином тактическом фоне.

44. Тактические (тактико-специальные) учения должны носить комплексный характер и проводиться, как правило, в полевых условиях с целью приобретения практического опыта или совершенствования умений и навыков курсантов и слушателей в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями.

Курсанты и слушатели исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, воинских частей и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.

КШУ, КШТ, КШВИ должны носить комплексный характер и проводиться по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью привить курсантам и слушателям навыки в исполнении обязанностей по определенным воинским должностям при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.

Руководителями КШУ, КШВИ являются, как правило, начальник вуза и его заместители (КШТ - начальники факультетов и профилирующих кафедр).

45. ВНК проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в целях систематизации и углубления полученных знаний, выработки у курсантов и слушателей навыков в сборе, анализе и обобщении информации, подготовке докладов и сообщений, приобретения опыта публичных выступлений и ведения научных дискуссий.

План проведения ВНК выдается курсантам и слушателям не позднее чем за месяц до ее проведения.

46. Контрольные работы (занятия) проводятся в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, контрольных заданий или практической проверки выполнения курсантами и слушателями упражнений, приемов и нормативов.

Содержание заданий контрольной работы (занятия) и порядок ее выполнения устанавливаются в ходе обсуждения на кафедре (цикле, ПМК).

47. Самостоятельная работа курсантов и слушателей является составной частью учебной работы и проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, самостоятельного поиска и приобретения новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, к установленным учебным планом видам текущей и итоговой аттестации.

Самостоятельную работу должны организовывать командиры подразделений, обеспечивать и контролировать лица из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3 часов ежедневно.

Должностные лица учебно-методического отдела (учебной части) вуза (факультета) должны систематически осуществлять контроль за организацией самостоятельной работы курсантов и слушателей. Результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.

Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей (далее - управляемая самостоятельная работа) в часы, определенные расписанием занятий, и в объеме не менее 5 процентов от отводимого на изучение дисциплины учебного времени. Она предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой по дисциплине. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении курсантов и слушателей методам самостоятельной работы с учебным и методическим материалами.

48. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой курсантов и слушателей, оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации должны проводиться регулярно в часы самостоятельной работы и носить в основном индивидуальный характер.

Перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, КШУ, КШТ, КШВИ, экзаменов (зачетов) в часы самостоятельной работы проводятся групповые консультации.

49. Организация и проведение практики осуществляются в соответствии с Инструкцией по организации и проведению учебной и производственной практики, войсковой стажировки курсантов, слушателей военных учебных заведений и других учреждений образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 35/93 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 168, 8/15125).

50. Выполнение курсовой работы (проекта) должно иметь цель научить курсантов и слушателей самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, прививать навыки в самостоятельном проектировании, производстве расчетов, проведении научных исследований и обосновании принимаемых решений.

Курсовые работы (проекты) выполняются в часы, отведенные на изучение дисциплины, их количество в семестре должно быть не более двух. Для руководства работой курсантов и слушателей назначаются руководители из числа преподавателей или научных работников. На курсовую работу (проект) руководителем курсовой работы (проекта) разрабатывается задание, которое обсуждается на заседании кафедры (научного подразделения) и утверждается ее начальником.

51. Выполнение дипломных работ (проектов, задач) является заключительным этапом обучения курсантов и слушателей в вузе. Они выполняются с целью закрепления, углубления и систематизации теоретических и практических знаний по специальности и применения их для решения сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определения уровня подготовленности к исполнению должностных обязанностей в соответствии с избранной специальностью.

Порядок подготовки, оформления и представления к защите дипломной работы (проекта, задачи) осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также настоящей Инструкцией.

52. Дипломная работа:

представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться курсантами и слушателями всех специальностей;

оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.

53. Дипломный проект является решением конкретной инженерной задачи по специальности. Он выполняется курсантами и слушателями инженерных, командно-инженерных и отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы, разработанные курсантами или слушателями.

54. Дипломная задача:

предусматривает разработку организационно-методических документов для подготовки и ведения операций (боевых действий), проведения КШУ, тактических (тактико-специальных) учений, КШТ, групповых упражнений;

выполняется слушателями вуза в рамках оперативной, боевой и мобилизационной подготовки по темам оперативного искусства, а также по перспективным направлениям строительства Вооруженных Сил;

оформляется в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и пояснительной записки.

55. Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются на кафедрах, согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями, их утверждает начальник вуза (для военного факультета - ректор высшего учебного заведения). Тему дипломной работы (проекта, задачи) курсанты и слушатели выбирают самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения.

В целях систематизации, закрепления, углубления теоретических и практических знаний, умений, навыков и применения их для решения конкретных задач боевой и повседневной деятельности войск (сил) в современных условиях темы дипломных работ (проектов, задач) должны быть направлены на исследование (решение) актуальных проблем (инженерных задач), связанных с жизнедеятельностью воинских формирований, для которых они готовятся.

56. Каждому курсанту и слушателю должен назначаться руководитель дипломной работы (проекта, задачи) из числа преподавателей, научных работников и лиц руководящего состава вуза (факультета Военной академии), при этом за одним руководителем закрепляется не более пяти курсантов или слушателей.

Назначение руководителей приказом начальника вуза (для военных факультетов - ректора высшего учебного заведения) и выдача курсантам и слушателям заданий на разработку дипломных работ (проектов, задач) осуществляются не позднее чем за три месяца до начала их разработки. В тех случаях, когда дипломная работа (проект, задача) выполняется в воинской части (организации), руководителем может назначаться специалист из соответствующей воинской части (организации).

По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой участвуют два и более курсанта (слушателя). Для руководства комплексной дипломной работой (проектом, задачей) один из руководителей назначается старшим.

57. На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная дипломная работа (проект, задача) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре.

Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в ГЭК вуза (высшего учебного заведения) для защиты.

58. В зависимости от вида занятия преподаватель на каждом учебном занятии должен иметь план его проведения, текст лекции или методическую разработку.

План разрабатывает преподаватель, утверждает начальник (заведующий) кафедры или начальник цикла (председатель ПМК). При необходимости проект плана может рассматриваться на заседании кафедры (цикла, ПМК).

Тексты лекций, методические разработки, задания к семинарам, лабораторным работам и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, должны обсуждаться на заседании кафедры или цикла (ПМК), их утверждает начальник (заведующий) кафедры.

59. Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных) учений, КШУ, КШВИ (КШТ) должны разрабатываться учебные оперативные, оперативно-тактические, тактические или тактико-специальные задачи.

В вузе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности (театрах военных действий), в различных условиях обстановки.

Для разработки учебных задач, используемых на нескольких кафедрах, может создаваться межкафедральная ПМК с привлечением представителей учебно-методического отдела (учебной части), факультетов, а также командиров подразделений курсантов и слушателей.

60. Все виды учебно-методических материалов должны храниться на кафедре (у начальника цикла, ПМК) в течение всего периода обучения курсантов и слушателей по действующим учебным планам и программам.

61. Контроль за успеваемостью и качеством подготовки курсантов и слушателей должен включать в себя внутрисеместровый контроль, текущую и итоговую аттестацию.

62. Внутрисеместровый контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом учебной программы по дисциплине.

Результаты внутрисеместрового контроля отражаются в журнале учета учебных занятий и используются должностными лицами учебно-методического отдела (учебной части), факультета и кафедр для оперативного управления образовательным процессом.

63. Текущая аттестация должна проводиться с целью определения степени достижения учебных целей по учебной дисциплине (группе дисциплин) или ее разделам в форме экзамена, зачета (дифференцированного зачета), иных форм контроля, установленных учебным планом.

Проведение текущей аттестации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

64. Экзамен должен проводиться с целью проверки и оценки уровня знаний, полученных курсантами и слушателями, умения применять их к решению практических задач, а также степени овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ.

Как правило, изучение каждой учебной дисциплины в объеме 100 и более учебных часов должно заканчиваться экзаменом. По дисциплинам с меньшим объемом учебных часов в качестве итогового контроля может предусматриваться зачет (дифференцированный зачет).

По сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, может предусматриваться два и более экзамена.

Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более пяти, не считая экзаменов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Республики Беларусь, строевой подготовке, физической культуре (подготовке) и факультативным дисциплинам. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий. Допускается их проведение в течение семестра по окончании изучения дисциплины.

65. Расписание экзаменов утверждает начальник вуза (заместитель начальника вуза по учебной работе) (для военных факультетов - ректор или проректор по учебной работе высшего учебного заведения). Оно доводится до преподавателей, курсантов и слушателей не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не менее трех дней.

На подготовку к экзаменам по общевоинским уставам Вооруженных Сил Республики Беларусь, строевой подготовке и вождению автомобиля (танка, тягача и тому подобных) дни могут не выделяться.

66. Экзамены должны принимать лица из числа профессорско-преподавательского состава, читающие лекции по данной дисциплине. Решением начальника кафедры в помощь основному экзаменатору для приема экзаменов могут назначаться преподаватели, ведущие занятия в группе.

В случае, когда лекции по разделам учебной дисциплины читали несколько преподавателей одной или нескольких кафедр, решением начальника кафедры (факультета) может создаваться комиссия для приема экзамена. Курсантам и слушателям в данном случае выставляется одна оценка.

Форму проведения экзамена определяет начальник вуза (факультета) по предложению начальника кафедры.

67. К экзамену должны допускаться курсанты и слушатели, выполнившие все требования учебных программ, сдавшие зачеты и не имеющие задолженностей по курсовым работам (проектам), контрольным работам, сдавшие зачеты по лабораторным работам, которые проводились в текущем семестре по данной дисциплине. Решение о недопуске к сдаче экзамена принимает начальник кафедры по представлению преподавателя, ведущего занятия по учебной дисциплине.

Начальник кафедры по представлению преподавателя, ведущего занятия в группе, может освобождать от сдачи экзамена или зачета наиболее успевающих курсантов и слушателей, имеющих по результатам внутрисеместрового контроля средний балл 8,5 (восемь с половиной) и более, с выставлением им оценки 9 (девять) или 10 (десять) баллов.

Курсантам и слушателям, не допущенным к сдаче экзаменов без наличия уважительных причин (болезнь, семейные обстоятельства, служебные командировки), в экзаменационную ведомость выставляется оценка 1 (один) балл.

68. Во время экзамена курсанты и слушатели могут пользоваться учебными программами, справочниками, картами, таблицами, макетами и другими пособиями, перечень которых утверждает начальник кафедры.

69. Для проведения экзамена лектор потока должен разрабатывать экзаменационные билеты, содержание которых, а также перечень примеров, задач и заданий для проверки практических навыков обсуждаются на заседании кафедры (цикла, ПМК), их утверждает начальник (заведующий) кафедры.

Количество билетов должно быть не менее чем на 20 процентов больше числа экзаменуемых, а содержание билетов охватывать весь материал учебной программы дисциплины.

Предварительное ознакомление курсантов и слушателей с экзаменационными билетами и материалами запрещается.

70. Зачет служит формой проверки выполнения курсантами и слушателями лабораторных, расчетно-графических и курсовых работ (проектов), усвоения материала практических занятий, выполнения программы войсковой стажировки (практики), заданий внеаудиторного практикума по иностранному языку.

В отдельных случаях зачет может устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам.

Количество зачетов в семестре не должно превышать шести, не считая зачетов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Республики Беларусь, строевой подготовке, физической культуре (подготовке) и факультативным дисциплинам.

71. Зачет должны принимать лица из числа профессорско-преподавательского состава, ведущие занятия в группе или читающие лекции по данной дисциплине.

Методика приема зачета рассматривается на заседаниях циклов (ПМК), ее утверждает начальник кафедры. Зачеты могут приниматься устно или письменно, в виде практического выполнения задания, оперативно-тактической "летучки", собеседования, в форме итогового семинара, КШУ и тому подобного.

Прием зачета проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующих дисциплин. На подготовку к дифференцированному зачету выделяется не менее одного дня.

72. Итоговая аттестация должна проводиться в целях завершающей проверки степени освоения курсантами и слушателями учебных планов по специальностям, учебных программ по изучаемым дисциплинам и определения возможности выдачи документов о высшем образовании.

Итоговая аттестация на первой ступени высшего образования проводится в формах государственного экзамена или государственного экзамена и защиты дипломной работы (проекта, задачи).

Итоговая аттестация на второй ступени высшего образования проводится в форме защиты магистерской диссертации.

Проведение итоговой аттестации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

73. Формы аттестационных испытаний по каждой специальности устанавливаются учебным планом.

Программы государственных экзаменов разрабатываются на кафедрах, обсуждаются на заседании совета вуза, согласовываются с руководителями заинтересованных структурных подразделений, их утверждает начальник вуза (на военном факультете - ректор высшего учебного заведения). Они доводятся до курсантов и слушателей не позднее чем за семестр до начала государственных экзаменов.

74. Для подготовки и сдачи каждого государственного экзамена, а также для защиты дипломных работ (проектов, задач) выделяется время из расчета не менее 4 - 6 дней.

Расписание государственных экзаменов и защиты дипломных работ (проектов, задач) утверждает начальник вуза (на военном факультете - ректор высшего учебного заведения). Оно доводится до курсантов и слушателей не позднее чем за месяц до начала итоговой аттестации.

75. Результаты внутрисеместрового контроля, текущей и итоговой аттестации курсантов и слушателей определяются оценками 1 (один), 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять) по десятибалльной шкале или "зачтено", "не зачтено" в соответствии с критериями оценки, установленными нормативными правовыми актами Министерства образования.

Оценка объявляется курсанту (слушателю) сразу же по окончании им ответа на экзамене (зачете). Минимально необходимой для положительной аттестации оценкой по десятибалльной шкале является оценка 4 (четыре).

Оценки 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять) по десятибалльной шкале, а также запись "зачтено" преподаватель, принимающий экзамен или зачет, заносит в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Кроме того, результаты текущей и итоговой аттестации заносятся в учебно-методическом отделе (учебной части) в учебную карточку курсанта (слушателя).

Недостаточными для положительной аттестации по десятибалльной шкале оценками являются оценки 1 (один), 2 (два), 3 (три). Данные оценки или "не зачтено" (при зачете) проставляются только в зачетно-экзаменационной ведомости и учебной карточке курсанта (слушателя).

Зачетно-экзаменационные ведомости составляются в одном экземпляре (для военного факультета возможно составление зачетно-экзаменационных ведомостей в двух экземплярах), их подписывает начальник учебно-методического отдела (учебной части) вуза. После проведения экзамена (принятия зачета) они хранятся в учебно-методическом отделе (учебной части) вуза (для военного факультета возможно их хранение на кафедре) в течение срока, установленного перечнем типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. N 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 30, 8/15517).

Зачетно-экзаменационные ведомости должны быть сданы в учебно-методический отдел (учебную часть) в день приема экзамена (зачета).



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.