|
|
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 05.03.2008 N 20/20 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы военного учебного заведения"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 2 Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 76. Идеологическая работа является одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза. 77. Основной целью идеологической работы является обеспечение поддержки военнослужащими и гражданским персоналом вуза внутренней и внешней политики Республики Беларусь, достижение и поддержание высокого морального духа военнослужащих и гражданского персонала, воспитание чувства личной причастности к защите Отечества у граждан Республики Беларусь и адекватного понимания международной общественностью миролюбивой политики Республики Беларусь, принимаемых ею мер по обеспечению национальной и международной безопасности. 78. Основными задачами идеологической работы в вузе являются: проведение в Вооруженных Силах государственной политики, реализация требований Президента Республики Беларусь; воспитание у курсантов и слушателей преданности Республике Беларусь, верности воинскому и служебному долгу по защите личности, общества и государства, чувства бдительности и ответственности за обеспечение сохранности государственных секретов; формирование и поддержание морально-психологического состояния курсантов и слушателей на уровне, обеспечивающем выполнение задач, стоящих перед ними; формирование у курсантов и слушателей высоких патриотических качеств, готовности к проведению идеологической работы с подчиненными; пропаганда среди курсантов и слушателей основ белорусской государственности, белорусской политической системы и социально-экономической модели, национальных традиций, духовных и моральных ценностей; разъяснение мер, принимаемых государством в области обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь; сплочение коллективов, формирование у курсантов и слушателей личных качеств, обеспечивающих безупречное исполнение ими должностных обязанностей, соблюдение воинской дисциплины; обеспечение социально-психологической адаптации курсантов и слушателей к специфическим условиям и характеру исполнения должностных обязанностей. Задачи идеологической работы решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной учебной, научной работы и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза. 79. Идеологическая работа в вузе должна осуществляться по следующим основным направлениям: воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; психологическая работа; социально-правовая деятельность; социокультурная деятельность. 80. Основными видами воспитательной работы являются гражданско-патриотическое, воинское, духовно-нравственное и семейно-бытовое воспитание. 81. Идеологическая работа должна проводиться постоянно в ходе повседневной служебной деятельности и профессиональной подготовки (боевой учебы), дифференцированно со всеми категориями военнослужащих и работников, в тесной взаимосвязи с учебной и методической работой, отражать интересы военно-профессиональной подготовки. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике коллективов курсантов и слушателей, ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию. 82. Персональная ответственность за состояние идеологической работы в вузе возлагается на начальника вуза. Непосредственная организация данной работы возлагается на заместителя начальника вуза по идеологической работе, а при его отсутствии - на одного из заместителей начальника вуза. Должностные обязанности заместителя начальника вуза по идеологической работе определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны. Члены совета вуза (совета факультета Военной академии) не реже одного раза в год должны анализировать состояние идеологической работы в вузе (на факультете Военной академии), вырабатывать предложения его начальнику, начальникам кафедр, отделов и служб по ее совершенствованию, координировать научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания личного состава. Должностные лица учебно-методического отдела и отдела идеологической работы Военной академии (должностные лица учебной части военного факультета совместно с заместителем начальника военного факультета по идеологической работе) должны обеспечивать единство планирования и организации учебной и идеологической работы с курсантами и слушателями. 83. Планирование идеологической работы с курсантами и слушателями осуществляется: в вузе, на кафедрах - на учебный год; на факультетах Военной академии, в батальонах (дивизионах) - на месяц; в ротах (батареях) и на курсах - на неделю. Основные мероприятия идеологической работы на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов, отделах (кроме отдела идеологической работы) и службах включаются в планы основных мероприятий работы соответствующих структурных подразделений на месяц. Выписка из плана идеологической работы, составляемая командиром подразделения курсантов на месяц, которая включает мероприятия, проводимые с курсантами в масштабе вуза, факультета Военной академии, батальона (дивизиона), роты (батареи), вывешивается в казарме (общежитии) на видном месте. Планы идеологической работы и материалы стенной печати подразделения должны храниться в течение учебного года. 84. Центрами идеологической работы с обучаемыми являются подразделения курсантов и слушателей. Командиры подразделений и их заместители по идеологической работе (при их наличии) непосредственно организуют и осуществляют: разработку плана идеологической работы подразделения на основании комплексного (перспективного) плана идеологической работы вуза в соответствии с военно-профессиональным предназначением курсантов (слушателей); проведение индивидуальной воспитательной работы с обучаемыми с учетом их способностей, склонностей и увлечений; взаимодействие по вопросам организации и проведения идеологической работы с отделом идеологической работы вуза, кафедрами, центром профессионального психологического отбора и сопровождения образовательного процесса вуза (при его наличии). 85. В идеологической работе с курсантами и слушателями в обязательном порядке участвуют все должностные лица кафедр вуза. Преподаватель является основным должностным лицом, осуществляющим практическую реализацию задач идеологической работы в ходе плановых учебных занятий. В рамках идеологической составляющей учебно-воспитательной работы преподаватель в числе приоритетных решает следующие задачи: расширение политического кругозора обучаемых на основе обеспечения их необходимым объемом мировоззренческих идей и понятий; развитие самостоятельного политического мышления обучаемых через привитие им навыков в самостоятельных адекватных оценках происходящих общественно-политических событий путем открытого обсуждения острых политических проблем, совместного комментирования событий, явлений на основе анализа, сравнения и сопоставления информации; воспитание уважения к Конституции Республики Беларусь, законодательству Республики Беларусь, внедрение в стиль жизни обучаемых норм общественной и правовой культуры, моральных принципов и поведенческих мотивов военнослужащего, развитие у них самодисциплины, гражданского и патриотического самосознания. Лица профессорско-преподавательского состава должны обеспечивать решение задач идеологической работы прежде всего личным примером в ходе образовательного процесса и повседневной военной службы, дисциплинированностью, требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков в идеологической работе с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера. 86. Кафедры идеологической работы, социальных наук Военной академии наряду с проведением идеологической работы с курсантами и слушателями должны осуществлять научно-методическое обеспечение организации идеологической работы в вузе. На них возлагаются: проведение исследований, связанных с оптимизацией условий и повышением качества идеологической работы; участие в работе по привитию курсантам и слушателям методических навыков в идеологической работе; участие в обучении постоянного состава Военной академии практике идеологической работы, в подготовке и проведении межкафедральных и межвузовских мероприятий по проблемам гуманитарного образования и воспитания военных кадров; участие в научном и методическом сопровождении идеологической работы в государственных органах системы обеспечения безопасности. 87. Начальники структурных подразделений вуза в соответствии со степенью участия в образовательном процессе несут персональную ответственность за состояние идеологической работы и ее результативность по формированию у обучаемых профессионально-личностных качеств, присущих офицерскому составу. Особенности организации и преподавания идеологических дисциплин в вузе определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны. Основными приоритетами в формировании профессионально-личностных качеств у выпускников вуза являются: патриотизм, гражданское самосознание, государственное мышление, гордость за принадлежность к офицерскому корпусу Вооруженных Сил, способность к самостоятельной военно-профессиональной деятельности как военного руководителя - проводника государственной идеологии в соединениях и воинских частях. 88. Руководство воспитательной работой осуществляется на основе следующих принципов: научный подход к определению целей воспитания и путей достижения результата; правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности; активность, целеустремленность и адекватность управленческих решений стоящим задачам в осуществлении воспитательной деятельности; сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия; профессионально-мотивационная направленность воспитания; единство воспитания и обучения как комплексного и согласованного процесса подготовки офицера, гармонично развитой личности и профессионально подготовленного специалиста; учет специфики обучения по конкретным воинским специальностям и уровня психических и физических нагрузок на обучаемых в ходе учебно-воспитательного процесса и повседневной воинской деятельности. 89. Анализ и подведение итогов идеологической работы, состояния правопорядка и дисциплины проводятся: в вузе - за учебный год и семестр; на факультетах Военной академии, в батальонах (дивизионах) - ежемесячно и за семестр; в ротах (батареях) и на курсах - еженедельно. Результаты идеологической работы в вузе определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны на основе оценки эффективности ее влияния на формирование у курсантов и слушателей качеств личности, необходимых защитнику Отечества и военному профессионалу. Глава 5 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 90. Методическая работа является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности руководящего состава вуза, учебно-методического отдела Военной академии, учебной части военных факультетов, факультетов Военной академии, кафедр, профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений. 91. Главными задачами методической работы являются: совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий; повышение педагогического мастерства лиц руководящего, профессорско-преподавательского состава; совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса. Центром методической работы является кафедра. 92. Планирование и организация методической работы в Военной академии осуществляются в учебно-методическом отделе, должностные лица которого разрабатывают план методической работы на учебный год, организуют и контролируют его выполнение. Мероприятия плана методической работы вуза на учебный год включаются в план-календарь основных мероприятий вуза на месяц. Планирование и организация методической работы на военных факультетах осуществляются в учебной части факультета. Методическая работа на военных факультетах (факультетах Военной академии), кафедрах планируется на учебный год и месяц и включается самостоятельным разделом в план работы на учебный год и месяц. 93. Основными формами и видами методической работы в вузе являются: учебно-методические (методические) сборы и совещания, научно-методические конференции и семинары; заседания советов вуза и факультетов, заседания кафедр (циклов, ПМК) с рассмотрением вопросов методики обучения и воспитания; инструкторско-методические занятия (далее - ИМЗ), показные, открытые и пробные занятия, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения, воспитания, общей и военной педагогики, психологии; разработка и совершенствование учебно-методических материалов, материального и технического обеспечения учебного процесса; проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение и реализация в образовательном процессе требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск; контроль за проведением учебных занятий. 94. Учебно-методические (методические) сборы в вузе (на факультете Военной академии) проводятся в начале учебного года (семестра). В ходе их проведения подводятся итоги работы за период обучения (семестр, учебный год), вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, методической и воспитательной работы, проводятся ИМЗ, показные и другие занятия, организуется чтение лекций на военно-педагогические, научно-методические и специальные темы, даются указания о порядке выполнения требований вновь изданных нормативных правовых актов Республики Беларусь и использовании опыта войск (сил). По планам Министерства обороны могут проводиться межвузовские сборы руководящего состава вузов, начальников и преподавателей кафедр по отдельным видам подготовки или учебным дисциплинам. Кроме того, с руководством вузов проводятся сборы с целью изучения новых вопросов военной теории и практики, обмена опытом учебной, методической и воспитательной работы, подведения итогов деятельности вузов и постановки задач на новый учебный год. 95. Методические совещания проводятся в целях решения вопросов образовательного процесса, в том числе методики проведения учений, комплексных занятий, практики и войсковой стажировки, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин. Они организуются и проводятся на факультетах, кафедрах. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуют и проводят начальник вуза, его заместители, начальник факультета Военной академии или начальник одной из профилирующих кафедр. 96. Научно-методические конференции и семинары проводятся в вузе, на факультетах Военной академии, кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемам военного образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки офицерских кадров, вопросы научной организации труда профессорско-преподавательского состава, внедрения новых методов и средств обучения и другие. Научно-методические конференции вуза, являясь формой методической работы, требующей длительной подготовки и предполагающей участие представителей Министерства образования и Министерства обороны, а также других вузов, проводятся с периодичностью один раз в два года. По наиболее важным методическим вопросам могут проводиться межвузовские научно-методические конференции и семинары. На научно-методических конференциях могут вырабатываться рекомендации, которые утверждает начальник вуза или старший начальник. 97. На заседаниях кафедры предусматривается обсуждение вопросов совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения, материального и технического обеспечения учебных занятий, подготовки педагогических и научных работников, повышения квалификации личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических экспериментов, а также другие вопросы. Решения на заседаниях кафедры принимаются простым большинством голосов, протоколы заседания с принятыми решениями подписывает начальник (заведующий) кафедры. 98. На кафедре (факультете Военной академии, в вузе) по отдельным учебным дисциплинам (группам учебных дисциплин, курсам) при необходимости создаются ПМК. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим учебным дисциплинам (курсам), также могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а по общевоенным дисциплинам - командиры подразделений. Председателя ПМК избирают члены комиссии, его кандидатуру утверждает начальник кафедры (факультета, вуза). На заседаниях ПМК обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения ПМК подписывает председатель, они отражаются в журнале работы комиссии. На заседаниях циклов, являющихся учебно-методическими подразделениями, выполняющими задачи по обучению и воспитанию курсантов (слушателей) одной специальности (специализации), обсуждаются методики проведения, материальное и техническое обеспечение учебных занятий, а также учебно-методические и другие материалы. Рекомендации и решения, принятые на заседаниях цикла, отражаются в журнале работы цикла, их подписывает начальник цикла. 99. ИМЗ проводятся: по планам учебно-методического отдела (учебной части военного факультета, факультета Военной академии), кафедры; в целях отработки методики организации и проведения занятий, освоения наиболее эффективных методов и методических приемов, установления единства в понимании и методике отработки учебных вопросов. ИМЗ проводят начальники, заместители начальников вуза, факультетов, кафедр и циклов, профессора, доценты, старшие преподаватели, командиры подразделений. 100. Показные занятия проводят лучшие методисты вуза с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования лабораторного оборудования, ВВТ, других элементов материально-технической базы. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий. На них привлекаются преподаватели и командиры подразделений. 101. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений в организации занятий и методике их проведения, осуществления контроля учебных занятий. Открытые занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (цикла, ПМК) или того коллектива преподавателей и командиров подразделений, который присутствовал на занятии. Анализ проведенного занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий. 102. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры с целью определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с курсантами и слушателями, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых методов обучения при проведении занятий. Пробные занятия проводятся без курсантов и слушателей для профессорско-преподавательского состава и обсуждаются на заседаниях кафедры. 103. Допуск преподавателей к самостоятельному проведению занятий осуществляет начальник вуза при положительном решении, принятом на заседании кафедры. 104. Педагогические (методические) эксперименты организуются и проводятся с целью проверки на практике результатов научных исследований в области военного образования и педагогической науки. Внедрение в образовательный процесс рекомендаций, основанных на результатах научных исследований, осуществляется после их экспериментальной проверки, обсуждения и рассмотрения на заседаниях кафедры, совета вуза (факультета Военной академии). 105. Контроль за проведением учебных занятий осуществляют заместители Министра обороны, командующие видами Вооруженных Сил, помощники Министра обороны, начальники структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командующий силами специальных операций Вооруженных Сил, в интересах которых осуществляется подготовка военных кадров по соответствующим специальностям, начальники вуза, учебно-методического отдела (учебной части военного факультета, факультетов Военной академии), кафедр, их заместители, начальники циклов, профессора, доценты, старшие преподаватели, а занятий по общевоенной подготовке - офицеры учебно-методического отдела (учебной части), командиры батальонов (дивизионов) и подразделений в целях определения методического уровня проводимого занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей, уровня подготовки лица, проводившего занятие. Контроль за проведением учебных занятий может быть плановым (полным) и внезапным. 106. Плановый (полный) контроль за проведением учебных занятий организуется в рамках вуза, факультетов Военной академии, кафедр. Общевузовский план контроля за проведением учебного процесса составляется в учебно-методическом отделе (учебной части) на месяц, утверждает его начальник вуза (заместитель начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе). Указанный план до учебных подразделений не доводится. Планирование контроля за проведением учебных занятий на факультетах Военной академии, кафедрах осуществляется на семестр, месяц, а результаты контроля отражаются в журналах контроля учебных занятий (для военных факультетов - в соответствующих журналах, установленных в высшем учебном заведении). По общевузовскому плану контроль за проведением учебных занятий осуществляют: начальник вуза и его заместители, начальник учебно-методического отдела (учебной части) и его заместитель, начальники факультетов Военной академии и их заместители, начальники (заведующие) кафедр и офицеры учебно-методического отдела (учебной части), командиры батальонов (дивизионов) курсантов и слушателей (для военных факультетов также командиры подразделений курсантов). По планам кафедр контроль за проведением учебных занятий осуществляют начальники (заведующие) кафедр, их заместители, начальники циклов, профессора, доценты, старшие преподаватели. При плановом контроле за проведением учебных занятий проверяются все вопросы организации и проведения занятий. Подробный анализ проверенных учебных занятий с выводами и предложениями, а также их оценка отражается в журнале контроля учебных занятий и доводится до начальника кафедры (курса), а также до преподавателя (курсового офицера), проводившего учебное занятие. Организация контроля должна обеспечивать проверку учебных занятий, проводимых лицами профессорско-преподавательского состава и командирами подразделений, не реже одного раза в семестр. 107. При внезапном контроле проверяются: соответствие времени, места, темы и вида учебного занятия, а также соответствие фамилии преподавателя расписанию занятий, готовность обучаемых, аудитории и необходимых технических средств обучения к учебному занятию; наличие у преподавателя утвержденного плана, текста лекции или методической разработки; другие вопросы, предусмотренные в плане контроля проведения учебных занятий. Внезапный контроль заканчивается с началом учебного занятия. 108. Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава вуза, а также не реже одного раза в год - на заседании совета вуза и не реже одного раза в семестр - на заседаниях совета факультета Военной академии, кафедр. 109. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания курсантов и слушателей, оказания помощи преподавателям в повышении педагогической квалификации в вузе может быть создан методический кабинет. На базе методического кабинета под руководством заместителя начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с молодыми преподавателями, слушателями магистратуры, адъюнктами и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий. Работой методического кабинета вуза руководит заместитель начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе. В методическом кабинете организуются выставки педагогической и методической литературы, проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по вопросам обучения и воспитания, накопление научно-методических материалов по проводимым на кафедрах педагогическим (методическим) экспериментам, ведение библиографии. 110. С целью обеспечения разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества учебно-воспитательного процесса и его научно-методического обеспечения, приказом начальника вуза создается научно-методический совет (далее - НМС) вуза (на военных факультетах решением начальника факультета создается научно-методическая комиссия (далее - НМК). Председателем НМС, как правило, назначается заместитель начальника вуза по учебной работе. В состав НМС входят: начальник учебно-методического отдела, заместители начальников факультетов по учебной и научной работе, начальники (заведующие) кафедр, заведующий библиотекой, начальник редакционно-издательского отдела, наиболее квалифицированные преподаватели и специалисты, обладающие опытом педагогической и научно-методической работы. Порядок создания и организации работы НМС на военном факультете определяется соответствующими документами высшего учебного заведения, структурным подразделением которого он является. На факультетах Военной академии решением начальника факультета создаются НМК, а на кафедрах решением начальника кафедры - научно-методические секции, которые решают вопросы организации межпредметных связей, ликвидации дублирования учебного материала, унификации методик проведения занятий, изучения и распространения передового педагогического опыта, организации проведения научных исследований по совершенствованию обучения. Глава 6 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 111. Научная работа является одним из основных видов деятельности вуза. Она организуется и проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 112. Научная работа в вузе - это совокупность скоординированных по целям, задачам, времени, ресурсам организационных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих осуществлять и реализовывать научную деятельность в практике строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, обучения военных кадров, создания и модернизации ВВТ, образовательном процессе вуза. Научная работа в вузе должна быть направлена на: исследование проблем военной безопасности Республики Беларусь; разработку вопросов теории военного искусства, строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями с учетом перспектив развития средств и способов вооруженной борьбы; научное обоснование перспектив развития и совершенствования ВВТ, разработку способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта; исследование проблем организации идеологической работы в Вооруженных Силах; исследование вопросов военной педагогики и психологии, воинского обучения и воспитания, содержания, организации и методики образовательного процесса, а также других проблем теории и практики военного дела. Направленность тематики научной работы должна соответствовать профилю вуза и отражать практические потребности войск (сил) и вуза. 113. Научная работа в вузе включает: участие в разработке (переработке) нормативных правовых актов и иных документов, определяющих порядок организации и ведения научной работы в Вооруженных Силах; планирование научной работы, контроль за выполнением ее мероприятий; научную деятельность в вузе; разработку научных (военно-теоретических) трудов, диссертаций, монографий, учебников, учебных пособий, статей, научных докладов; подготовку рецензий, отзывов и заключений; проведение научных конференций, семинаров, совещаний; организацию подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации; взаимодействие с вузами и научными организациями Республики Беларусь, ведущими исследования и по оборонной проблематике; организацию внедрения результатов исследований в практику строительства, подготовки, применения Вооруженных Сил и учебный процесс вуза; организацию и ведение военно-исторической работы в вузе; организацию военно-научной работы с курсантами и слушателями; изобретательскую и рационализаторскую работу; обеспечивающие мероприятия. 114. Научная работа в вузе организуется и проводится в соответствии с перспективным и годовым планами. Перспективным планом определяются основные направления научной работы в вузе. В годовой план вуза включаются мероприятия плана научной работы Вооруженных Сил, в которых предусматриваются участие вуза и мероприятия научной работы, проводимые по плану начальника вуза. 115. Научная работа, проводимая на факультетах, кафедрах и в научных подразделениях, входящих в состав вуза, планируется на календарный год на основании годового плана научной работы вуза. В вузе разрабатывается перечень документов согласно приложению 6. Перечень документов на факультетах, кафедрах и в научных подразделениях, входящих в состав вуза, определяется начальником вуза. 116. Научная деятельность в вузе организуется и проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В научной деятельности участвуют научные подразделения вузов, временные научные коллективы, профессорско-преподавательский состав, слушатели и курсанты. Научная деятельность в вузе включает: проведение прикладных научных исследований в военной сфере; апробацию результатов прикладных исследований; подготовку научных и научно-педагогических работников высшей квалификации. 117. Научные (военно-теоретические) труды, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия разрабатываются в соответствии с планом редакторско-издательской деятельности вуза в целях формирования научного задела для последующей научной проработки проблем строительства и развития Вооруженных Сил, подготовки научных, научно-педагогических работников высшей квалификации, обучения и воспитания слушателей и курсантов, а также подготовки войск (сил). 118. Профессорско-преподавательский состав, научные работники вузов привлекаются к подготовке отзывов и рецензий на научные (военно-теоретические) труды, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, статьи по профилю работы факультетов, кафедр и научных подразделений. При подготовке отзывов и рецензий на научные (военно-теоретические) труды, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, статьи учитываются актуальность работы, ее новизна, методологический уровень, научно-познавательная, практическая значимость, соответствие учебным программам (для учебников, учебных пособий). 119. Научные конференции, семинары, совещания проводятся в целях коллективного обсуждения, творческого решения актуальных проблем военной теории и практики. Научные дискуссии на научных конференциях, семинарах являются одной из форм апробации авторских выводов и рекомендаций, полученных в результате военно-научных исследований. В вузах под руководством начальников вузов проводятся: научные конференции - один раз в два года или по мере необходимости; научные семинары и совещания - по мере необходимости. 120. Организация подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации в вузе осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Подготовка научных и научно-педагогических работников высшей квалификации проводится в целях формирования (развития) научного потенциала вуза, способного организовывать и проводить исследования по актуальным проблемам военной теории и практики и использовать их результаты в учебном процессе вуза. 121. Взаимодействие с вузами и научными организациями Республики Беларусь, ведущими исследования по оборонной проблематике, организуется с целью согласования направлений, путей проведения исследований, рационального распределения, использования научного потенциала и ресурсов при совместном проведении исследований. Взаимодействие осуществляется в рамках проведения совместных исследований путем участия представителей вузов в научных конференциях, семинарах, совещаниях, выставках и др. 122. Внедрение результатов исследований в практику строительства, подготовки, применения Вооруженных Сил и учебный процесс вуза организуется и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны. Ответственность за реализацию результатов исследований по научно-исследовательским работам (далее - НИР), проводимым в соответствии с планом Вооруженных Сил, возлагается на заказчиков и головных исполнителей, а по инициативным НИР, проводимым в вузе, - на вуз. Результаты исследований реализуются на основании актов приемки НИР. Результаты научных работ, выполненных вузами, считаются реализованными, если они использованы: при решении актуальных вопросов военной науки; при разработке нормативных правовых актов Министерства обороны, уставных документов Вооруженных Сил; при создании новых и модернизации существующих систем и образцов ВВТ, их эксплуатации, восстановлении и ремонте; в разработке проблем и практике воинского обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил; в учебном процессе вузов, подготовке войск; при разработке учебников, учебных пособий. 123. Военно-историческая работа проводится с целью исследования и наиболее полного использования в учебном процессе вуза опыта военной истории в научной проработке проблем строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Порядок организации и ведения военно-исторической работы определяется нормативными правовыми актами Министерства обороны. 124. Военно-научная работа курсантов и слушателей осуществляется в общей системе научной работы вуза и должна быть тесно увязана с образовательным процессом, плановыми научными исследованиями, изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работой. Основными задачами военно-научной работы курсантов и слушателей являются: формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научных задач и навыкам работы в научных коллективах; развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний; выявление наиболее одаренных и талантливых курсантов и слушателей, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки; формирование из числа наиболее способных и успевающих курсантов и слушателей резерва научных кадров. 125. Результаты военно-научной работы курсантов и слушателей отражаются в ежегодных отчетах кафедр и научных подразделений по научной работе, а основные достижения - в отчете о работе вуза за учебный год. Курсанты и слушатели, добившиеся высоких результатов в военно-научной работе, поощряются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, их активное участие в научной работе отмечается в служебных аттестациях (характеристиках). На курсантов и слушателей, включенных в список исполнителей НИР, распространяются все авторские права, в том числе право на вознаграждение. Решением начальника (заведующего) кафедры отдельные научные работы курсантов и слушателей, получивших поощрения по итогам академического или республиканского конкурсов, могут быть зачтены в качестве курсовых работ (проектов, задач), а их авторы, кроме того, могут быть освобождены от сдачи экзамена (зачета) по соответствующей учебной дисциплине. Выпускники вуза, добившиеся за период обучения высоких показателей в научной работе, по представлению начальника вуза могут быть направлены после окончания вуза для прохождения военной службы в научно-исследовательские организации Вооруженных Сил или для поступления в магистратуру. 126. Изобретательская и рационализаторская работа в вузе организуется и проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Целями этой работы являются внедрение результатов исследований в разработку новых и модернизацию существующих образцов ВВТ, совершенствование методов эксплуатации и испытаний, а также закрепление приоритета и защиты авторских прав и объектов интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми принадлежит Министерству обороны. 127. Целью обеспечения научной работы в вузе является создание условий для эффективного ее ведения с учетом имеющегося научного потенциала, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов. К основным видам обеспечения научной работы в вузе относятся финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение. Обеспечение научной работы в Вооруженных Силах различными видами ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Глава 7 ПЕРЕМЕННЫЙ СОСТАВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 128. К переменному составу вуза относятся военнослужащие, должностные лица государственных органов и иных организаций, обучающиеся в вузе. В соответствии с Законом военнослужащие (кроме офицеров), обучающиеся в вузе, именуются курсантами. Офицеры, обучающиеся в вузе, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, именуются соответственно слушателями, ординаторами, адъюнктами и докторантами. Слушатели магистратуры, ординаторы, адъюнкты, докторанты очного обучения также относятся к переменному составу вуза. 129. Поступление в вуз осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (экзаменов) с учетом профессионального отбора кандидатов. Организация и порядок поступления в вуз установлены Правилами приема в высшие учебные заведения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 80 "О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 24, 1/7253), нормативными правовыми актами Министерства обороны (для военных факультетов - Министерства образования по согласованию с Министерством обороны). Правила приема в магистратуру вуза для продолжения образования на второй ступени высшего образования определяются Правительством Республики Беларусь. 130. Граждане, зачисленные в вуз по очной форме обучения, заключают контракт на период обучения и прохождения военной службы в Вооруженных Силах на воинской должности офицерского состава после обучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 131. Приказом начальника вуза (для военного факультета - заместителя Министра обороны по кадрам и подготовке войск - начальника главного управления кадров Министерства обороны (далее - заместитель Министра обороны по кадрам) из числа курсантов назначаются старшины курсов, заместители командиров взводов, командиры отделений. 132. Порядок прохождения военной службы курсантами и слушателями, их права и обязанности определяются законодательством Республики Беларусь. В процессе обучения в вузе курсанты и слушатели имеют право: |
Партнеры
|