|
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.01.2008 N 3 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 1 в руководящий документ Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об образовании" от 29 октября 1991 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 г.), пунктом 4.8 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Изменение N 1 в руководящий документ Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин" (РД РБ 02100.5.227-2006). 2. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2008 г. Министр А.М.РАДЬКОВ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель Первый заместитель Министр образования Республиканского Министра образования Республики Беларусь Совета ректоров Республики Беларусь А.М.Радьков высших учебных профессор 21.01.2008 заведений А.И.Жук профессор 18.01.2008 В.Н.Шимов 18.01.2008 СОГЛАСОВАНО Сопредседатель Координационного научно-методического совета учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь профессор И.М.Жарский 18.01.2008 ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ЦИКЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН АДУКАЦЫЙНЫ СТАНДАРТ ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ ЦЫКЛ САЦЫЯЛЬНА-ГУМАНIТАРНЫХ ДЫСЦЫПЛIН РД РБ 02100.5.227-2006 Дата введения 01.09.2008 Утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 января 2008 г. N 3. Разработано Государственным учреждением образования "Республиканский институт высшей школы". Подраздел 4.2 изложить в новой редакции: "4.2. Перечень социально-гуманитарных дисциплин для изучения на первой ступени высшего образования Перечень социально-гуманитарных дисциплин - в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 ---------------------------+---------------------------------------¬ ¦ Наименование дисциплины ¦ Количество часов ¦ ¦ и курсов по выбору +--------+------------------------------+ ¦ ¦ Всего ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ +------------+-----------------+ ¦ ¦ ¦ аудиторные ¦ самостоятельная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа студента ¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦1. История Беларуси <*> ¦ 102¦72 ¦ 30¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦2. Основы идеологии ¦ 36¦24 ¦ 12¦ ¦белорусского государства ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦3. Философия ¦ 102¦76 ¦ 26¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦4. Экономическая теория ¦ 102¦76 ¦ 26¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦5. Социология ¦ 54¦36 ¦ 18¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦6. Политология ¦ 102¦68 ¦ 34¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦7. Основы психологии ¦ 102¦72 ¦ 30¦ ¦и педагогики ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦8. Иностранный язык ¦ 272¦150 ¦ 122¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦9. Физическая культура ¦ 560¦70/490 ¦ -¦ ¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦10. Курсы по выбору <***> ¦ 152¦102 ¦ 50¦ ¦(культурология, этика, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эстетика, логика, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦религиоведение, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦права, права человека, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦другие курсы и учебные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦модули) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦Всего ¦ 1584¦746/490 ¦ 348¦ +--------------------------+--------+------------+-----------------+ ¦<*> Включая курс "Великая Отечественная война советского народа" ¦ ¦(в контексте Второй мировой войны). ¦ ¦<**> Включая курс по теоретико-методическим основам физкультурно- ¦ ¦спортивной деятельности и здорового образа жизни. ¦ ¦<***> Для 4 - 4,5 лет обучения - 2 курса по выбору общим объемом ¦ ¦102 часа, в том числе 68 аудиторных. ¦ +------------------------------------------------------------------+ ¦Примечания: ¦ ¦1. Перечень дисциплин социально-гуманитарного цикла и объемы часов¦ ¦устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. ¦ ¦2. 70 часов по курсу физической культуры включаются в сетку ¦ ¦установленного максимально допустимого количества часов аудиторной¦ ¦недельной нагрузки студентов: по 1 часу в неделю на 1 - 2 курсах. ¦ ¦490 часов реализуются сверх установленного максимально допустимого¦ ¦количества часов аудиторной недельной нагрузки студентов: по 3 ¦ ¦часа в неделю на 1 - 2 курсах и по 4 часа в неделю на старших ¦ ¦курсах, кроме выпускного. ¦ ¦3. При планировании в вузах аудиторной нагрузки по дисциплинам ¦ ¦социально-гуманитарного цикла предпочтение отдается аудиторной ¦ ¦нагрузке в виде семинарских и практических занятий, позволяющих ¦ ¦использовать активные дискуссионные формы обучения студентов. ¦ ¦------------------------------------------------------------------- ". Подраздел 7.2 изложить в новой редакции: "7.2. Требования к учебно-методическому обеспечению Учебно-методическое обеспечение социально-гуманитарной подготовки студентов должно соответствовать следующим требованиям: - каждая дисциплина социально-гуманитарного цикла должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, хрестоматийной, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио- и видеоматериалами; - предусматривать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню социально-гуманитарных дисциплин; - включать методические рекомендации для преподавателей и студентов по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, в том числе самостоятельной работе студентов; - предусматривать широкое внедрение в практику проведения семинарских и практических занятий методик активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника. Кафедры социально-гуманитарных дисциплин должны разрабатывать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные системы и технологии, адекватные компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методические комплексы, информационные технологии, модульные и рейтинговые системы обучения, тестовые и другие системы оценивания уровня социально-личностных компетенций студентов и т.п.).". |
Партнеры
|