Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 17.12.2007 N 88 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих подготовку прапорщиков, младших командиров и специалистов для Вооруженных Сил Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

К учебному плану школы разрабатываются:

приложение 1 - состав учебных групп и тематический расчет количества часов по предметам профессионально-должностной подготовки офицеров;

приложение 2 - тематический расчет количества часов (общий и по месяцам) на периоды обучения (по образцу согласно приложению 15);

приложение 3 - календарь основных спортивных мероприятий (по образцу согласно приложению 10).

Из мероприятий, проводимых по планам старших начальников, в план подготовки (учебный план), разрабатываемый в учебной воинской части (школе), включаются только те мероприятия, для участия в которых учебная воинская часть (школа, учебное подразделение) привлекается.

В конце плана подготовки оставляется несколько чистых листов для внесения при необходимости дополнительных или уточнения запланированных мероприятий. Здесь же указывается, чьим решением перенесен срок проведения мероприятия.

Мероприятия, проводимые под руководством различных должностных лиц, выделяются в плане подготовки (учебном плане) различными цветами.

40. План-календарь основных мероприятий, составляемый в учебной воинской части (школе) на месяц (по образцу согласно приложению 16), включает в себя кроме мероприятий учебного плана дополнительные мероприятия с конкретным раскрытием их содержания. Он составляется не позднее чем за семь суток до окончания текущего месяца.

Указанный план-календарь является основанием для постановки задач на следующий месяц.

41. Сводное расписание занятий с личным составом подразделений разрабатывается к среде текущей недели на следующую неделю (по образцу согласно приложению 17). В нем указываются учебные подразделения, наименования предметов обучения, количество часов, выделенных для проведения занятий, места проведения, должностные лица, которые будут проводить занятия, наряды и другие мероприятия.

42. Перечень мероприятий идеологической работы, планируемых к проведению с личным составом на следующую неделю, разрабатывает заместитель начальника школы по идеологической работе (по образцу согласно приложению 18) к среде текущей недели и доводит его в установленном порядке до командиров учебных подразделений для включения в расписание занятий.

43. Перечень спортивно-массовых мероприятий, отраженных в календаре основных спортивных мероприятий учебной воинской части (школы), доводится в установленном порядке до командиров учебных подразделений и также отражается в расписаниях занятий.

44. Расписание занятий на следующую неделю составляет командир роты (отдельного взвода) к пятнице текущей недели.

45. Как правило, при подготовке курсантов в учебной воинской части (школе) устанавливается шестидневная учебная неделя.

Продолжительность учебного дня устанавливается из расчета: 6 часов - занятия под руководством преподавателя (командира, начальника) и 2 часа - самостоятельная подготовка. Продолжительность учебного часа - 50 минут.

Для остальных категорий обучаемых продолжительность учебного дня уточняется соответствующими программами подготовки.

При проведении занятий на учебных полигонах и во время полевых выходов продолжительность учебного дня, как правило, не регламентируется.

В предвыходные и предпраздничные дни самостоятельная подготовка, как правило, не планируется. Вместо самостоятельной подготовки в эти дни могут проводиться восстановление и обслуживание вооружения, военной техники и объектов учебной материальной базы, хозяйственные работы.

В выходные дни проводятся мероприятия идеологической и спортивно-массовой работы.



Глава 5

УЧЕБНАЯ РАБОТА



46. Учебная работа в учебных воинских частях должна быть направлена на совершенствование организации учебного процесса и улучшение качества проведения занятий, осуществление контроля за ходом усвоения обучаемыми учебного материала.

Основными видами учебной работы являются занятия, самостоятельная подготовка, консультации, стажировка (практика).

47. Занятия с обучаемыми проводят преподаватели, командиры учебных подразделений, а по наиболее сложным темам - начальники соответствующих родов войск и служб вышестоящего органа военного управления, начальники (командиры) учебных воинских частей и их заместители.

48. В штабе вышестоящего органа военного управления назначаются (при необходимости) должностные лица из числа руководящего состава для проведения занятий по роду своей деятельности (службы). Тематические выписки направляются в школы. Начальник школы дополнительно определяет темы занятий, которые будет проводить сам и его заместители и в установленном порядке доводит их до командиров учебных подразделений.

В ходе проведения занятий осуществляются теоретическое обучение и привитие практических умений и навыков обучаемым по специальности.

Подготовка обучаемых должна носить практическую направленность и осуществляться преимущественно на учебных полигонах, учебно-тренировочных средствах, вооружении и военной технике.

При проведении занятий с курсантами максимально используются технические средства обучения: тренажеры, электронные обучающие и тестирующие программы, учебные фильмы, методические разработки и пособия по изучаемым темам.

Формы и методы проведения занятий определяются согласно программам подготовки прапорщиков, младших командиров и специалистов.

49. Отрыв обучаемых от занятий и тренировок запрещается.

В исключительных случаях решение по привлечению курсантов к выполнению задач, не связанных с обучением, принимает Министр обороны Республики Беларусь (начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь).

50. С обучаемыми, освобожденными по болезни от полевых занятий, занятий по строевой и физической подготовке, а также оставшимися для несения службы в наряде, проводятся занятия под руководством старшины подразделения (заместителя командира взвода или командира отделения) в расположении подразделения (классах учебного корпуса) по предметам и темам, которые определяет командир учебного подразделения.

51. Самостоятельная подготовка проводится в целях закрепления знаний, навыков и умений обучаемых, их подготовки к очередным занятиям. Она осуществляется под руководством командиров взводов или их заместителей в часы, установленные распорядком дня.

52. Консультации проводятся с целью оказания помощи обучаемым в изучении наиболее сложных вопросов. Их организуют командиры учебных подразделений, проводят преподаватели, начальники родов войск, служб и офицеры управления учебной воинской части, как правило, в часы самостоятельной подготовки.

53. Стажировка курсантов школы, проходящих обучение по программам подготовки младших командиров, проводится в учебном подразделении согласно программам подготовки с целью приобретения навыков и умений в командовании отделением (экипажем, расчетом).

Стажировка (практика) курсантов школы по подготовке прапорщиков проводится согласно программам подготовки, как правило, на базе воинских частей 72 ОУЦ или воинских частей гарнизона, где дислоцируется учебная воинская часть (школа).

По окончании стажировки (практики) курсанты школы по подготовке прапорщиков представляют письменные отчеты. Зачет по стажировке (практике) проводится непосредственно в учебной воинской части.

Запрещается в период стажировки (практики) привлекать обучаемых к работе, не связанной с выполнением плана стажировки.



Глава 6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА



54. Методическая работа является составной частью учебного процесса. Она организуется и проводится в целях повышения педагогического мастерства преподавательского состава и командиров учебных подразделений, совершенствования эффективности обучения.

55. Задачами методической работы являются:

изучение, анализ, оценка результативности (эффективности) учебного процесса;

повышение педагогического мастерства (методики преподавания) преподавательского состава и командиров учебных подразделений;

повышение эффективности и качества проведения всех видов занятий;

изучение, обобщение и внедрение передовых опыта, форм и методов обучения;

использование (внедрение) современных технологий и технических средств обучения;

совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса, разработка учебно-методических и наглядных пособий.

56. Планирование и организация методической работы в 72 ОУЦ, учебных воинских частях возлагаются на учебный отдел (отделение).

План методической работы разрабатывается на год, мероприятия, указанные в нем, включаются в план-календарь основных мероприятий на месяц.

Контроль за организацией и проведением методической работы возлагается на заместителя командира учебной воинской части (начальника учебного отдела (отделения).

Результаты методической работы председатель комиссии по приему выпускных экзаменов отражает отдельным пунктом в акте по итогам проведения выпускных экзаменов курсантов учебной воинской части.

57. Основными формами методической работы являются:

заседания методического совета;

учебно-методические (методические) сборы, совещания, конференции, семинары;

заседания учебных отделений, циклов;

инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия;

разработка и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;

участие руководящего и преподавательского состава в выработке предложений по внесению изменений и дополнений в программы подготовки, разработке учебных и методических пособий, частных методик по изучаемым предметам, подготовке учебных кино- и видеофильмов, других наглядных пособий, а также методических рекомендаций по использованию их в учебном процессе;

методические рекомендации и инструктажи руководителей занятий при разработке и утверждении плана (плана-конспекта) проведения занятия;

контроль за ходом проведения учебных занятий.

58. В целях выработки направлений оптимального решения проблем учебного процесса, осуществления методической работы, наиболее эффективной организации их обеспечения, научной организации труда преподавателей и обучаемых в учебных воинских частях создается методический совет.

В состав методического совета назначаются наиболее опытные офицеры из числа заместителей командира учебной воинской части, начальников родов войск и служб, начальников учебных отделений, циклов, старших преподавателей учебных воинских частей (школ), обладающие необходимыми методическими навыками и умениями, способные анализировать причины возникновения проблемных вопросов в организации учебного процесса (методической работы) и предлагать способы их решения.

Председателем методического совета является командир учебной воинской части (начальник школы). Состав методического совета утверждается приказом командира (начальника) учебной воинской части (школы) сроком на один год.

Работа методического совета планируется на учебный год, его заседания проводятся не реже одного раза в два месяца. В плане работы методического совета, указанном в образце согласно приложению 19, определяются сроки, форма проведения методических мероприятий, должностные лица, ответственные за их подготовку и проведение.

На заседаниях методического совета рассматриваются:

наиболее важные вопросы организации, планирования и совершенствования учебного процесса;

порядок организации, методические формы, приемы и способы проведения занятий по наиболее сложным темам;

вопросы организации и проведения стажировки (практики) обучаемых;

учебно-методические материалы материально-технического обеспечения учебного процесса (в том числе рекомендуемые к использованию в учебном процессе индивидуальные задания, учебные, методические и другие наглядные пособия, технические средства обучения, а также предложения и рекомендации по внесению изменений и дополнений в программы подготовки и правовые акты Министерства обороны в целях совершенствования учебного процесса).

Заседания методического совета оформляются протоколами, которые подписывают председатель и секретарь.

59. Учебно-методические сборы с командным и преподавательским составом учебной воинской части проводятся в целях совершенствования их методической подготовки, выработки единых подходов к организации и проведению учебной, воспитательной и методической работы.

Учебно-методические сборы проводятся по плану командира учебной воинской части под его личным руководством, как правило, в подготовительные периоды.

На учебно-методических сборах анализируются итоги учебной, методической и воспитательной работы за предшествующий период обучения, вырабатывается единый подход к организации и проведению занятий, воспитательной и методической работы, проводятся методические и показные занятия, организуется чтение лекций на военно-педагогические, научно-методические и специальные темы, даются указания о порядке реализации в учебном процессе новых требований правовых актов Министерства обороны, передового опыта обучения и воспитания военнослужащих и опыта боевой подготовки войск.

60. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебно-воспитательной работы и улучшения методики проведения занятий, в том числе комплексных занятий, стажировки и практики, а также обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других вопросов. С преподавателями цикла и личным составом подразделений их организует и проводит начальник учебного отдела, а с преподавателями нескольких циклов либо с командным и преподавательским составом учебной воинской части - командир учебной воинской части.

61. Учебно-методические конференции, семинары проводятся, как правило, с периодичностью один раз в год под руководством командующих видами Вооруженных Сил, командующего силами специальных операций, начальника Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, начальников структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил и требуют длительной подготовки. В ходе проведения учебно-методических конференций предполагается участие представителей структурных подразделений Министерства обороны и видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований, командования сил специальных операций, Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, в подчинении которых находится учебная воинская часть и осуществляется подготовка обучаемых.

В ходе проведения учебно-методических конференций рассматриваются и обсуждаются результаты, проблемные вопросы в организации учебного процесса (методической работы), намечаются пути дальнейшего совершенствования подготовки обучаемых, а также способы внедрения новых методов и средств обучения, вырабатываются рекомендации, которые утверждает должностное лицо (командир (начальник), по решению которого они проводились.

62. На заседаниях учебных отделений (циклов) обсуждаются методики проведения занятий, их материально-техническое обеспечение учебно-методическими и другими материалами, задания на стажировку и ее результаты, разработки по методике проведения занятий по отдельным предметам или темам, вопросы подготовки и повышения квалификации преподавателей циклов, оцениваются индивидуальные работы (задания), рассматриваются предложения преподавателей по совершенствованию учебной и методической работы, а также другие вопросы.

Заседания циклов проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Рекомендации, выработанные на заседании цикла, выносятся для обсуждения и принятия решения на заседании методического совета учебной воинской части.

63. Инструкторско-методические занятия проводятся по планам учебного отделения, циклов, а также учебных подразделений в целях отработки методики организации и проведения занятий, освоения наиболее эффективных методов и методических приемов, установления единства в понимании и методике отработки учебных вопросов по теме в целом или по отдельным учебным вопросам. Инструкторско-методические занятия проводят, как правило, командир (заместитель командира) учебной воинской части, начальник учебного отдела (отделения), начальник цикла, начальник службы учебной воинской части, старший преподаватель, командир учебного подразделения.

64. Показные занятия проводятся в целях показать образцовые организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования технических и учебно-тренировочных средств обучения и тренажеров, специального оборудования, вооружения и военной техники, других элементов материальной технической базы. Проведение показных занятий поручается лучшим методистам. Тему, учебные цели показного занятия и привлекаемую категорию участников определяет командир учебной воинской части или старший начальник.

65. Открытые занятия проводятся в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам учебных подразделений в организации занятий и методике их проведения.

66. Пробные занятия проводятся по решению начальника учебного отделения (цикла) в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с обучаемыми, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам, определения целесообразности использования новых методов обучения при проведении занятий.

Как правило, пробные занятия проводятся перед преподавательским составом.

Допуск преподавателей к самостоятельному проведению занятий осуществляет командир учебной воинской части на основании решения методического совета учебной воинской части только при достижении положительных результатов в ходе проведения пробных занятий.

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседании (совещании) учебного отделения (цикла) или учебного подразделения, представители которого присутствовали на занятиях.

67. Инструктажи проводятся с преподавателями или командирами подразделений накануне очередных занятий с курсантами. В ходе инструктажа даются указания по методике и порядку проведения предстоящих занятий, соблюдению требований безопасности, использованию учебно-тренировочных средств и учебных пособий.

68. Утверждение планов (планов-конспектов) проведения занятий является одной из форм методической подготовки руководителей занятий. В ходе изучения плана (плана-конспекта) и беседы с руководителем занятия старший начальник должен убедиться в правильном понимании целей, содержания, выбранных форм и методов проведения занятия, обеспеченности материальными средствами, дать ему методические рекомендации по проведению занятия.

69. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта в обучении и воспитании курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогического мастерства в учебной воинской части создается класс методической подготовки.

Работой класса методической подготовки руководит начальник учебного отдела (отделения). В классе методической подготовки обсуждаются вопросы по изучению, обобщению и распространению передового опыта в обучении и воспитании курсантов; организуются заседания методического совета, проводятся совещания, консультации и другие мероприятия по вопросам методической работы; обеспечивается накопление методических материалов, организуются выставки учебной и методической литературы. На базе класса методической подготовки могут проводиться показные и инструкторско-методические занятия.



Глава 7

КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



70. Контроль за ходом учебного процесса (далее - контроль) осуществляют должностные лица структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, командований видов Вооруженных Сил, командования силами специальных операций Вооруженных Сил, в интересах которых проводится подготовка обучаемых, а также должностные лица учебной воинской части (школы).

71. Целью контроля является получение объективных данных, отражающих реальное положение дел в организации учебного процесса и уровне подготовки обучаемых в учебной воинской части (подразделении).

72. Задачи контроля:

проверка полноты и качества выполнения учебной работы;

проверка и оценка уровня подготовки обучаемых;

определение и анализ причин вскрытых недостатков, оказание помощи подчиненным по их устранению;

оказание помощи должностным лицам учебных воинских частей (подразделений) в совершенствовании системы их работы по повышению качества учебной и методической работы;

проверка выполнения требований безопасности в ходе проведения учебной работы.

73. Должностное лицо, контролирующее учебный процесс, обязано остановить его в следующих случаях:

при нарушении требований безопасности;

при неподготовленности руководителя к проведению занятия или учебной материальной базы для его проведения.

74. Контроль может осуществляться посредством плановой работы старших начальников в учебных воинских частях и подразделениях, по докладам, полученным от подчиненных командиров (начальников), а также другими способами.

75. Результаты контроля должностные лица учебной воинской части (школы, подразделения) отражают в журнале учета боевой подготовки подразделения.

Должностные лица структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командований видов Вооруженных Сил, командования силами специальных операций Вооруженных Сил, осуществляющих контроль, результаты контроля отражают в журнале контроля за ходом учебного процесса (только для учебной воинской части (школы), который предоставляется по требованию проверяющего, по форме согласно приложению 20.

Запись должна содержать краткий анализ итогов проверки, соответствующие рекомендации, предложения и сроки устранения недостатков.

Командир учебной воинской части (начальник школы) после ознакомления с результатами контроля принимает меры по устранению недостатков.

76. Результаты контроля должностные лица учебной воинской части (подразделения), учебного отдела (отделения) используются для анализа успеваемости и принятия мер по устранению недостатков.

77. Результаты контроля анализирует, обобщает начальник учебного отдела (отделения, цикла), они рассматриваются на заседаниях методического совета учебной воинской части или на совещаниях учебного отдела (отделения), цикла.



Глава 8

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ОБУЧАЕМЫХ



78. После окончания полного курса обучения проводится проверка уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по предметам обучения в форме выпускных экзаменов в соответствии с программой подготовки.

К выпускным экзаменам допускаются курсанты учебной воинской части, выполнившие все требования программы подготовки.

По предметам обучения, не выносимым на выпускные экзамены, силами комиссии учебной воинской части (школы) проводятся зачеты с выставлением оценок.

79. Выпускные экзамены курсантов, проходящих обучение по программам подготовки прапорщиков, младших командиров и специалистов в 72 ОУЦ, принимаются, как правило, в два этапа:

первый этап - выпускные экзамены по предметам обучения, не определяющим профессиональную подготовку по военно-учетной специальности, принимают члены комиссии, которую назначает начальник 72 ОУЦ;

второй этап - выпускные экзамены по предметам обучения, определяющим профессиональную подготовку по военно-учетной специальности, принимают члены комиссии, которую назначает Министр обороны Республики Беларусь.

Прием выпускных экзаменов у курсантов в учебных воинских частях Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны осуществляют члены комиссии, которую назначает начальник Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны.

Прием выпускных экзаменов у курсантов кинологического центра осуществляют члены комиссии, которую назначает начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь.

80. Состав комиссий по приему выпускных экзаменов в учебных воинских частях утверждается приказами соответствующих должностных лиц не позднее чем за месяц до начала выпускных экзаменов.

В состав комиссий по приему выпускных экзаменов в учебных воинских частях назначаются офицеры структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, командований видов Вооруженных Сил, командования сил специальных операций, управлений оперативных (оперативно-тактических) командований, соединений и воинских частей, военных учебных заведений, а также офицеры управлений учебных воинских частей.

Для приема выпускных экзаменов в 72 ОУЦ по школам, отдельным специальностям и предметам обучения могут создаваться подкомиссии.

В учебных воинских частях, подчиненных начальнику Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, начальникам структурных подразделений Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил, могут создаваться подкомиссии только по отдельным специальностям и предметам обучения.

81. Работа членов комиссии (подкомиссий) по приему выпускных экзаменов организуется в соответствии с планом подготовки комиссии к приему выпускных экзаменов в учебной воинской части (далее - план), который разрабатывает председатель комиссии. План согласовывается с начальником (командиром) 72 ОУЦ (учебной воинской части).

Председатели комиссии и подкомиссий в срок, указанный в приказе о назначении комиссии (подкомиссий) по приему выпускных экзаменов в учебной воинской части, прибывают для инструктажа и утверждения плана:

по приему выпускных экзаменов в 72 ОУЦ - к заместителю Министра обороны по кадрам и подготовке войск - начальнику главного управления кадров Министерства обороны Республики Беларусь;

по приему выпускных экзаменов в учебных воинских частях Департамента транспортного обеспечения - к начальнику Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны;

по приему выпускных экзаменов в кинологическом центре - к начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил - первому заместителю Министра обороны Республики Беларусь.

После утверждения плана в учебные воинские части рассылаются выписки.

82. Срок прибытия членов комиссии по приему выпускных экзаменов указывается в приказе о назначении комиссии по приему выпускных экзаменов в учебной воинской части.

83. Подготовку членов комиссии к приему выпускных экзаменов организует председатель комиссии (председатели подкомиссий) в ходе инструкторско-методических занятий по изучению правовых актов Министерства обороны и других документов, регламентирующих порядок приема выпускных экзаменов и оценки курсантов учебной воинской части.

В ходе подготовки члены комиссии:

изучают ранее вскрытые недостатки в подготовке курсантов;

разрабатывают и утверждают личные планы работы по приему выпускных экзаменов;

готовят другие необходимые документы и справочный материал;

проверяют состояние готовности и соответствие учебных объектов, классов и других мест для проведения выпускных экзаменов требованиям правовых актов Министерства обороны;

рассматривают перечень разрешенных к использованию на выпускных экзаменах наглядных пособий, учебных материалов справочного характера, который затем утверждает председатель комиссии (председатели подкомиссий) по приему выпускных экзаменов;

раскрывают практическую составляющую каждого вопроса выпускных экзаменов и формируют дополнительные вопросы для определения уровня подготовки специалиста к исполнению должностных обязанностей в воинских частях.

84. Председатель комиссии (председатели подкомиссий) и члены комиссии (подкомиссий) несут ответственность за организацию приема выпускных экзаменов, а также за объективность оценок теоретических знаний, практических навыков и умений обучаемых.

85. Расписание выпускных экзаменов, экзаменационные билеты (тесты) составляются (разрабатываются) в штабе (учебном отделе (отделении) учебной воинской части, они представляются на утверждение председателю экзаменационной комиссии не позднее чем за 10 дней до начала экзаменов.

Расписание выпускных экзаменов доводится до командиров учебных подразделений, преподавателей и курсантов не позднее чем за неделю до начала их проведения.

86. Экзаменационные билеты, тесты для проверки уровня подготовки курсантов до представления их на утверждение председателю экзаменационной комиссии согласовываются с должностными лицами структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, видов Вооруженных Сил, в интересах которых осуществляется подготовка специалистов в учебной воинской части.

Содержание экзаменационных билетов или тестов должно соответствовать содержанию программ подготовки.

Теоретические знания курсантов по предмету обучения проверяются по экзаменационным билетам или тестам методом устного собеседования или письменно.

Экзаменационные билеты должны включать в себя не менее трех вопросов, а экзаменационные тесты не менее десяти вопросов и трех вариантов ответов на каждый вопрос. В экзаменационные билеты и тесты также включаются не менее трех нормативов (практических действий).

Справочный материал и наглядные пособия, используемые на выпускных экзаменах, не должны содержать текстовые материалы и ответы на вопросы экзаменационных билетов (тестов).

Количество экзаменационных билетов (тестов) на каждый выпускной экзамен должно на 10 - 20 процентов превышать численность курсантов учебного подразделения, сдающих выпускной экзамен.

Экзаменационные билеты (тесты) хранятся в запечатанных конвертах у командира учебной воинской части.

87. Проверка теоретических знаний, практических навыков и умений курсантов во время выпускных экзаменов проводится по предметам обучения согласно программам подготовки и оценивается в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и других правовых актов Министерства обороны.

88. Выпускные экзамены принимаются, как правило, в течение 4 - 5 дней. Интервалы между выпускными экзаменами устанавливаются с учетом объема изучаемого материала и сложности предметов.

89. Результаты сдачи выпускных экзаменов оцениваются на "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются каждому курсанту в дни сдачи после того, как их утвердит председатель экзаменационной комиссии.

90. Курсанту на подготовку к устному ответу по экзаменационному билету (состоящему из трех и более вопросов) или тесту (состоящему не менее чем из 10 вопросов, на которые предлагаются не менее трех вариантов ответов) отводится не более 30 минут, а на письменное изложение ответов - до 45 минут. На устный ответ по каждому вопросу отводится, как правило, не более 5 минут.

91. Индивидуальная оценка курсанту по предмету обучения, оценочные критерии которого не определены соответствующими служебными документами, определяется из оценок за практические действия и теоретические знания:

"отлично", если курсант за практические действия (нормативы) получил оценку "отлично", а за теоретические знания - не ниже "хорошо";

"хорошо", если практические действия не ниже "хорошо", а за теоретические знания - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если обе оценки не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если курсант получил хотя бы одну оценку "неудовлетворительно".

По предмету обучения, не имеющему практических и нормативных показателей, оценка курсанту определяется только за теоретические знания.

Оценка курсанту за выполнение нормативов определяется в соответствии с требованиями нормативов по боевой подготовке Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Оценка по предметам общевойсковой и профессионально-должностной направленности определяется в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны (уставов, курсов, наставлений, инструкций и так далее).

Оценки по предметам обучения специалистам родов войск и специальных войск выставляются в соответствии с правовыми актами, которые утверждают начальники родов войск и специальных войск.

Специальная подготовка военнослужащих подразделений кинологического центра проверяется и оценивается в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.

92. В случае неблагоприятных метеорологических условий в период проведения выпускных экзаменов и наличия других объективных причин, из-за которых не представляется возможным проверить практические действия, по решению председателя комиссии (председателей подкомиссий) индивидуальная оценка курсанта может определяться с учетом результатов последних контрольных занятий или только за теоретические знания.

93. Для выполнения практического действия курсанту дается одна попытка. В отдельных случаях (при срыве, падении и так далее) проверяющий может разрешить курсанту выполнить практическое действие повторно. Выполнение практических действий с целью улучшения полученной оценки не допускается.

Курсант, не выполнивший предлагаемое практическое действие, оценивается "неудовлетворительно". При невозможности выполнить практическое действие из-за болезни или травмы проверяющий может назначить другое практическое действие или оценить подготовку курсанта по результатам выполненных практических действий.

94. Теоретические знания курсанта по предмету обучения проверяются по билетам или тестам методом устного собеседования или письменно и оцениваются:

94.1. при проверке по экзаменационным билетам:

"отлично", если не менее половины вопросов оценены на "отлично", остальные - не ниже "хорошо";

"хорошо", если не менее половины вопросов оценены не ниже "хорошо", а остальные - на "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если не менее 70 процентов вопросов оценены положительно, а из трех вопросов положительно оценены два, при этом один из них - не ниже "хорошо";

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно";

94.2. при проверке по экзаменационным тестам:

"отлично", если получено не менее 90 процентов правильных ответов;

"хорошо", если получено не менее 80 процентов правильных ответов;

"удовлетворительно", если получено не менее 70 процентов правильных ответов;

"неудовлетворительно", если получено менее 70 процентов правильных ответов.

95. Итоговая оценка курсанту по предметам обучения определяется:

"отлично", если более 50 процентов по предметам обучения, в том числе по всем предметам, выносимым на выпускные экзамены, оценки "отлично", а остальные - не ниже "хорошо";

"хорошо", если более 50 процентов по предметам обучения, в том числе все по всем предметам, выносимым на выпускные экзамены, оценки не ниже "хорошо", а остальные - "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если по всем предметам обучения оценки не ниже "удовлетворительно" или по одному предмету, выносимому на выпускные экзамены, но не определяющему профессиональную подготовку обучаемого, курсант получил оценку "неудовлетворительно", при этом по другому предмету, выносимому на выпускные экзамены, - не ниже "хорошо" (для курсантов школы по подготовке прапорщиков - "удовлетворительно", если по всем предметам оценки не ниже "удовлетворительно");

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

96. Итоговая оценка учебному отделению, взводу, роте (батарее) (далее - учебное подразделение) по предмету обучения складывается из индивидуальных оценок, полученных курсантами по данному предмету, и определяется:

"отлично", если не менее 90 процентов военнослужащих оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - на "отлично";

"хорошо", если не менее 80 процентов военнослужащих оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - на "хорошо" и "отлично";

"удовлетворительно", если не менее 70 процентов военнослужащих оценены положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

97. Итоговая оценка учебному подразделению по результатам обучения выводится из итоговых оценок, полученных подразделением по проверенным предметам обучения, и определяется:

"отлично", если учебное подразделение по проверенным предметам обучения получило более 70 процентов оценок "отлично", а остальные - "хорошо";

"хорошо", если учебное подразделение по проверенным предметам обучения получило более 60 процентов оценок не ниже "хорошо", а остальные - "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если учебное подразделение по проверенным предметам обучения получило оценки не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

98. Итоговая оценка учебной воинской части (школы) по результатам выпускных экзаменов складывается из оценок, полученных учебными подразделениями, и определяется:

"отлично", если не менее 50 процентов учебных подразделений оценены на "отлично", а остальные - на "хорошо";

"хорошо", если не менее 50 процентов учебных подразделений оценены не ниже "хорошо", остальные - на "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если все учебные подразделения получили положительные оценки или одно из них получило оценку "неудовлетворительно", а другое имеет оценку не ниже "хорошо";

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

99. Итоговая оценка результатов выпускных экзаменов за 72 ОУЦ выводится из оценок, полученных школами, и определяется:

"отлично", если не менее 50 процентов школ оценены на "отлично", а остальные - на "хорошо";

"хорошо", если не менее 50 процентов школ оценены не ниже "хорошо", а остальные - не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если все школы получили положительные оценки или одна из них получила оценку "неудовлетворительно", а в другой школе - оценку не ниже "хорошо";

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

100. Идеологическая подготовка обучаемых оценивается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Министерства обороны.

101. Морально-психологическое состояние и состояние воинской дисциплины личного состава учебной воинской части проверяются и оцениваются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке оценки морально-психологического состояния личного состава воинских коллективов и состояния воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 г. N 1.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.