Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.11.2006 N 143 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





На основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты", в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 127 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, согласно приложению.

2. Рекомендовать использовать Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, для применения при расчете численности работников коммерческих организаций.

3. Научно-исследовательскому институту труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечить опубликование настоящего постановления в бюллетене Министерства труда и социальной защиты.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2006 г.



Министр В.Н.ПОТУПЧИК





Приложение

к постановлению

Министерства труда и

социальной защиты

Республики Беларусь

14.11.2006 N 143



МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ

И ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Сборник "Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций" предназначен для расчета штатной численности работников, осуществляющих бухгалтерский учет, отчетность и финансовое обеспечение деятельности коммерческой организации.

2. Служба обеспечения бухгалтерской и финансовой деятельности организации может состоять из управления, отдела, сектора, бюро, группы специалистов, а также одного работника.

3. В сборнике приводятся межотраслевые нормативы численности работников указанной службы в общем по организации и с разделением по видам бухгалтерского учета.

4. Разработка межотраслевых нормативов численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации, осуществлена на основе применения современных технологических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.



Глава 2

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ

И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ



5. Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации разработаны по следующим функциям (таблица 1).



Таблица 1



--------------+----------------------------------------------------¬
¦Шифр функции ¦                Наименование функции                ¦
+-------------+----------------------------------------------------+
¦     1       ¦Бухгалтерский учет и отчетность                     ¦
+-------------+----------------------------------------------------+
¦     1.1     ¦Учет расчетов с работниками по заработной плате     ¦
¦             ¦и другим платежам                                   ¦
+-------------+----------------------------------------------------+
¦     2       ¦Финансовое обеспечение деятельности организации     ¦
¦-------------+-----------------------------------------------------


6. С целью определения необходимой численности работников бухгалтерии по выполняемым функциям и равномерного распределения нагрузки на работников по функции бухгалтерский учет и отчетность, таблицы нормативов численности разработаны по следующим разделам бухгалтерского учета:

учет основных средств и нематериальных активов;

учет материалов;

учет затрат на производство продукции и оказание услуг;

учет реализации товаров, готовой продукции и финансовых результатов;

учет денежных, расчетных и кредитных операций;

учет капвложений и основных фондов;

учет налоговых расчетов и платежей;

учет сводно-балансовых операций и отчетности.

По каждому разделу конкретизированы виды бухгалтерского учета, характеризирующие объем выполняемых работ. Разделы бухгалтерского учета устанавливаются нанимателем в соответствии со спецификой работы организации.

7. Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации разработаны в зависимости от следующих факторов:

списочной численности работающих в организации среднем за год (Р), чел.;

бухгалтерского учетно-отчетного документооборота <*> за месяц (Дб), шт.;

финансового учетно-отчетного документооборота за месяц (Дф), шт.

--------------------------------

<*> Документооборот - количество документов, полученных, созданных и принятых к учету, обработанных и переданных в архив за определенный отрезок времени (год, месяц).



8. Для определения нормативов численности работников на планируемый период принимать в расчет документооборот за месяц, соответствующий квартальному отчету предыдущего года.

За один документ условно принят:

по функции "Бухгалтерский учет и отчетность" - 1 лист в 10 строк, неопределенного формата и количества столбцов, из них 2 строки - реквизиты, подписи, печати и 8 строк - хозяйственные операции <*>;

по функции "Финансовое обеспечение деятельности организации" - 1 лист в 18 строк, формата А4.

Талоны на молоко, бензин, гарантийные талоны и т.п. - 100 шт. - равны одному условному документу.

--------------------------------

<*> Хозяйственная операция - действие или событие, влекущее изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.



9. Для учета документооборота принимать документы, по которым производятся арифметические действия, которые оформляются или вновь создаются. Документы, которые используются как прикладные - учитываются как один документ.

10. Нормативами предусмотрена следующая обработка условного документа для принятия его к учету (оформлению):

проверка наличия необходимых реквизитов, даты, подписи, печати;

содержание хозяйственных операций;

проверка прикладных документов, являющихся основанием для совершения хозяйственных операций;

пересчет и сверка итоговых цифровых значений документа;

законность сделки;

сверка курсов валют;

оформление документа: запись в учетный регистр, отметка штампом и т.п.;

отражение цифровой информации документа в документах бухгалтерского учета: карточках счетов, журнале-ордере счетов по субконто, накопительных ведомостях и т.п. (вручную или с помощью ПЭВМ, ИВЦ);

составление и представление сведений о документе по требованию.

11. Расчет документооборота за месяц на каждом рабочем месте работников бухгалтерии или финансового отдела осуществляется построчно с делением полученного количества строк на 10 или 18 строк и получением количества документов, приведенных к условному документу.

Пример учета документооборота:

платежное поручение - 1350 шт. · 14 строк : 18 строк = 1050 документов;

журнал-ордер N 8 - 1 строка (итоговые результаты за месяц), а также обработка первичных документов для составления ж/ордера N 8 - 42 документа · 7 строк = (294 строки + 1 строка) : 10 строк = 29,5 документов;

карточки складского учета материалов - учитываются только те, по которым было движение материалов за месяц - 1250 шт. (из 5680 шт.) · 2 строки = 2500 : 10 = 250,0 документов;

инвентаризация - 142500 строк : 12 месяцев : 10 строк = 1187,5 документов;

товарно-транспортные накладные - 2100 шт. · 12 строк : 10 строк = 2520 документов, которые проверили и приняли к учету, обработали на ИВЦ, сверили табуляграммы и по полученным суммам составили авизо по счетам бухгалтерского учета - 20 строк, всего 2522 документа за месяц и т.д.

12. Для оценки объективности расчета документооборота необходимо воспользоваться следующей методикой: разделить месячный фонд рабочего времени на документооборот. Например, фонд рабочего времени одного работника за месяц составляет (21,5 дней · 8,0 часов · 60) = 10320 минут : 2522 документа = 4 минуты на документ. Нормативами сборника предусмотрены затраты времени на один условный документ от 3,5 до 20 минут в зависимости от сложности обрабатываемых и создаваемых документов.

13. В основу расчета нормативов численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации, принята обработка и создание документов: вручную - 50%; с помощью ПЭВМ или ИВЦ - 50%.

14. При использовании компьютерных программ, частично или полностью формирующих Главную книгу, таких как "1С: Бухгалтерия", "Галактика", "БЭСТ" и аналогичных программ собственных разработок; локальных островных сетей или комплексной автоматизации учета; электронной системы работы с банковскими учреждениями и других инноваций, необходимо применять поправочные коэффициенты к нормативам численности (К) из таблицы 6. а).

15. Нормативами предусмотрена продолжительность рабочей смены - 8 часов, в том числе в нормативах учтено время на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности.

16. Нормативы численности разработаны с учетом трудовых отпусков продолжительностью 31 календарный день. Невыходы по другим причинам, предусмотренным законом, корректируются поправочным коэффициентом к нормативам численности работников (К) п. 3. таблица 6. а).

17. Нормативная численность работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации, определяется по нормативным таблицам, а в случае, когда числовые значения показателей выходят за пределы числовых значений факторов, указанных в нормативных таблицах - по приведенным в них формулам.

18. Если штатная численность работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью в организации ниже численности, рассчитанной по межотраслевым нормативам (формулам), то принимается штатная численность работников, действующая в организации.

19. Нормативные формулы (уравнения регрессии) рассчитаны по методу множественной корреляции и имеют общий вид:



                           x              x    y
                   Нч = а Р ; или Нч = а Д  · Р ,


где Нч - норматив численности работников, чел.;

а - коэффициент уравнения регрессии;

Р, Д - числовые значения влияющих факторов;

x, y - степень числа.

20. Числовые значения факторов для нормативных таблиц (и уравнений регрессии) определяются на основании данных статистической и текущей отчетности.

Штатная численность работников определяется по формуле:



Ч = Нч · Кн (п. 3, таблица 6. а);



где Кн - коэффициент невыходов по болезни, выполнению государственных обязанностей, трудовым и дополнительным отпускам, предусмотренным коллективным договором. Величина коэффициента невыходов определяется по данным бухгалтерии организации за вычетом трудового отпуска продолжительностью 31 календарный день, предусмотренного нормативами сборника.



                            % невыходов
                  Кн = 1 +  -----------
                                100


Пример расчета штатной численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации, представлен в главе 7.

21. Для распределения численности работников по функциям управления применительно к каждой функции управления устанавливается перечень относящихся к ней структурных подразделений и должностей. Этим перечнем рекомендуется руководствоваться при отнесении служащих к структурным подразделениям.

22. Распределение нагрузки на работников осуществляется главным бухгалтером, руководителем структурного подразделения (таблица 2).

23. Количество заместителей главного бухгалтера, начальника управления определяется с учетом норм управляемости (не менее 7 человек в подчинении).



Таблица 2



---------------------+-------------------+--------------------------¬
¦      Функции       ¦    Структурные    ¦    Примерный перечень    ¦
¦                    ¦   подразделения   ¦        должностей        ¦
+--------------------+-------------------+--------------------------+
¦1. Бухгалтерский    ¦Управление         ¦Главный бухгалтер,        ¦
¦учет и отчетность   ¦бухгалтерского     ¦начальник управления,     ¦
¦1.1. Учет расчетов с¦учета и отчетности,¦отдела, сектора, группы,  ¦
¦работниками по      ¦центральная        ¦их заместители, бухгалтер,¦
¦заработной плате и  ¦бухгалтерия,       ¦бухгалтер-ревизор,        ¦
¦другим платежам     ¦цеховые бухгалтерии¦экономист, инженер-       ¦
¦                    ¦                   ¦программист, программист  ¦
+--------------------+-------------------+--------------------------+
¦2. Финансовое       ¦Финансовое         ¦Начальник управления,     ¦
¦обеспечение         ¦управление, отдел, ¦отдела, сектора, бюро,    ¦
¦деятельности        ¦сектор, бюро,      ¦группы, заместитель       ¦
¦организации         ¦группа,            ¦начальника, экономист,    ¦
¦                    ¦специалисты, касса ¦бухгалтер, кассир,        ¦
¦                    ¦                   ¦специалист по налоговому  ¦
¦                    ¦                   ¦планированию              ¦
¦--------------------+-------------------+---------------------------


Глава 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ



24. Ведение бухгалтерского учета и отражение финансовой деятельности организации осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 г. N 3321-XXII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 г., 17.05.2004 г.), декретами и указами Президента Республики Беларусь, Типовым планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. N 89, Правилами составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004 г. N 16 (в редакции постановления от 31.03.2005 г. N 40). Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29.07.1983 г. N 105 и др.

25. Обязанности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации, регламентируются должностными инструкциями, разработанными в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД, том 1, Мн., НИИ труда, 2004) и утвержденными руководителем организации.

26. При больших объемах за работниками закрепляются определенные виды работ (учет основных средств, учет материальных ценностей, учет готовой продукции, ее реализация и т.д.). Возможно дробление на более мелкие участки при условии полной загрузки работника объемом работы.

Примечание. Перечень должностей представлен без учета квалификационных категорий и производных должностей "ведущий", "старший" и т.п.



27. При определении функциональных обязанностей работников бухгалтерии необходимо учитывать оснащенность финансово-экономической службы компьютерным оборудованием и используемыми программами.

28. Нормативы рассчитаны с учетом следующих организационно-технических условий:

рациональной организации рабочих мест;

своевременного получения работниками необходимой информации, консультаций и инструктажа;

соблюдения рационального режима труда и отдыха;

обеспечения установленных санитарных норм и правил.

29. Организация рабочих мест работников структурных подразделений бухгалтерского учета и финансовой деятельности организации осуществляется с учетом требований Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Следует исключить доступ к бухгалтерским документам лиц, не работающих в учетном аппарате.

30. Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано. Площадь помещений для структурных подразделений должна отвечать установленным нормам на одного человека.

При оборудовании помещений используются столы. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности оргтехники с учетом ее количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы, при этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

Выдвижные ящики стола следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения папок. Желательно, чтобы на каждом ящике укреплялась карточка с перечнем находящихся в нем папок.

Дела и папки должны иметь яркую маркировку, различную расцветку, кодовые отметки, чтобы после использования можно было вернуть их на прежнее место.

На столе должно находиться минимально необходимое количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.

Наиболее удобными для оборудования бухгалтерии и финансовых отделов являются стулья с металлической основой и подъемно-поворотным механизмом. В таких стульях можно регулировать высоту сидения, наклон спинки. Они должны иметь надежную фиксацию. Для опоры ног применяются подставки.

Для хранения специальной и справочной литературы, а также папок с отчетными и другими документами рекомендуется использовать шкафы, стеллажи и др.

31. В соответствии с положением о ведении кассовых операций кассовое помещение должно быть изолированным, чтобы исключалась всякая возможность нахождения в нем посторонних лиц. Для обеспечения сохранности денежных средств и документов окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком.

Рабочее место кассира оборудуется столом и стулом. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).

32. Работники бухгалтерии регулярно осуществляют инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности государственных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

33. В целях лучшей регламентации работы бухгалтерии с посетителями в организации следует разработать график, предусматривающий их прием в утренние часы и перед окончанием работы.

34. Для улучшения режима труда и отдыха, работники, занятые бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью организации, должны соблюдать установленный распорядок дня и регламентацию всех обязательных работ с выполнением наиболее трудоемких из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая работоспособность. После нескольких часов непрерывной работы рекомендуется делать кратковременный перерыв с активным отдыхом (например, дыхательная гимнастика). Возможны 3 перерыва по 5 - 7 мин., из которых один - в середине первой половины, а два других - во второй половине рабочего дня или два перерыва по 10 мин., через 2,5 - 3,0 часа и 1,5 - 2,0 часа до окончания работы.



Глава 4

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ



35. На подразделение бухгалтерского учета и отчетности возлагаются следующие задачи и функции:

достоверная и рациональная организация бухгалтерского учета, отвечающего требованиям оперативного руководства организацией и строгое соблюдение установленного правила ведения учета;

организация учета основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек производства и обращения, исполнения смет расходов реализации готовой продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;

организация расчетов по заработной плате с работниками предприятия;

составление балансов и бухгалтерской отчетности;

осуществление мероприятий по совершенствованию калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, по внедрению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;

своевременное начисление и контроль своевременности перечисления платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам, отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы;

обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов, отчислений от прибыли и других платежей в государственный бюджет;

обеспечение проверки организации бухгалтерского учета и отчетности в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;

проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов в организации;

принятие мер к предотвращению отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости;

осуществление совместно с другими структурными подразделениями экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов;

составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и соответствующих бухгалтерских записей, своевременное представление ее соответствующим органам;

участие в разработке рациональной плановой и учетной документации, в методическом руководстве и организации работы по внедрению, совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета;

применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации;

обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, правильное расходование полученных в банках средств по назначению;

обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив организации;

осуществление контроля за:

правильным и своевременным оформлением приема и расходования сырья, материалов, топлива, готовой продукции и других ценностей, за своевременным предъявлением претензий к поставщикам;

своевременным взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;

правильным расходованием фонда оплаты труда, исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений и пособий, соблюдением установленных штатов, должностных окладов, смет административно-хозяйственных и других расходов, а также соблюдением платежной и финансовой дисциплины;

обоснованным и законным списанием с бухгалтерского баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;

правильным и своевременным проведением и оформлением в установленном порядке переоценки товарно-материальных ценностей;

консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;

проведение работы с органами Министерства по налогам и сборам, согласование вопросов и разногласий правильности ведения бухгалтерского учета и налогообложения;

обеспечение ведения налогового учета и ведение регистров налогового учета.



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.