Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.10.2006 N 172 "Об утверждении форм отчетности и Инструкции о порядке составления и представления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 19

¦35.2¦вклады (депозиты),   ¦6831¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦займы и иные         ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦привлеченные средства¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦физических лиц       ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    +---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦    ¦в том числе:         ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    +---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦    ¦с фиксированной      ¦6832¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦ставкой              ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    +---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦    ¦с плавающей ставкой  ¦6833¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
+----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦ 36 ¦Прочие обязательства,¦6834¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦чувствительные к     ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦изменению процентной ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦ставки, не включенные¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦в строки 31, 32, 33, ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦34, 35               ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    +---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦    ¦В том числе:         ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    +---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦    ¦с фиксированной      ¦6835¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦ставкой              ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    +---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦    ¦с плавающей ставкой  ¦6836¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
+----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦ 37 ¦Нечувствительные к   ¦6837¦  x  ¦   x    ¦   x    ¦   x    ¦  x  ¦     ¦    x     ¦
¦    ¦изменению процентной ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦ставки               ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
+----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦ 38 ¦Всего обязательства в¦6838¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦иностранной валюте   ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦(строки 30 + 37)     ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
+----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦ 39 ¦Превышение активов   ¦6841¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦    x     ¦
¦    ¦над обязательствами в¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦белорусских рублях   ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦(строки 2 - 21)      ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
+----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦ 40 ¦Превышение активов   ¦6842¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦    x     ¦
¦    ¦над обязательствами в¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦иностранной валюте   ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦(строки 11 - 30)     ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
+----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+----------+
¦ 41 ¦Суммарное превышение ¦6843¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦    x     ¦
¦    ¦активов над          ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦обязательствами      ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦    ¦(строки 39 + 40)     ¦    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦     ¦          ¦
¦----+---------------------+----+-----+--------+--------+--------+-----+-----+-----------


Руководитель банка ____________________
                       (подпись)
Исполнитель ___________________________
                       (подпись)
_______________________
         (тел.)






                                             УТВЕРЖДЕНО
                                             Постановление Правления
                                             Национального банка
                                             Республики Беларусь
                                             31.10.2006 N 172


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАНКАМИ

И НЕБАНКОВСКИМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ПРУДЕНЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция о порядке составления и представления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьями 26, 34, 38, 119 Банковского кодекса Республики Беларусь в целях осуществления надзора за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (далее - банки) нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также анализа их финансового состояния с учетом требований национальных стандартов финансовой отчетности для банковской системы и устанавливает порядок составления и представления пруденциальной отчетности банками в Национальный банк Республики Беларусь (далее - Национальный банк) в целях осуществления им надзорных функций.

2. Пруденциальная отчетность представляет собой совокупность сведений о деятельности банка, соблюдении установленных нормативов безопасного функционирования, полноте и своевременности создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам), финансовом состоянии и эффективности работы банка.

3. Пруденциальная отчетность подразделяется на отчетность о соблюдении пруденциальных норм и аналитическую пруденциальную отчетность.

Отчетность о соблюдении пруденциальных норм включает в себя отчетность о соблюдении нормативов безопасного функционирования, установленных для банков, о формировании и использовании специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, специального резерва под обесценивание ценных бумаг и специального резерва на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

Аналитическая пруденциальная отчетность включает в себя отчетность о деятельности банка, его финансовом состоянии и эффективности работы, ликвидности и качестве активов.

4. Для целей настоящей Инструкции понятие "взаимосвязанные требования и обязательства банка" имеет значение, определенное Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 186, 8/15213) (далее - Инструкция о нормативах безопасного функционирования).



Глава 2

ОТЧЕТНОСТЬ О СОБЛЮДЕНИИ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ



5. Отчетность о соблюдении пруденциальных норм составляется и представляется в Национальный банк в целях осуществления надзора за соблюдением банками нормативов безопасного функционирования и созданием специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, специального резерва под обесценивание ценных бумаг, специального резерва на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

6. В составе отчетности о соблюдении пруденциальных норм банками представляются следующие формы отчетности:

6.1. форма 2801 "Расчет достаточности нормативного капитала" (далее - форма 2801), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за соблюдением банками нормативов минимального размера нормативного капитала и достаточности нормативного капитала.

Зарегистрированный уставный фонд банка принимается в расчет нормативного капитала банка в размере зарегистрированного уставного фонда банка, учитываемого на счетах банка.

Установленные в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка более высокие требования к достаточности нормативного капитала указываются в сопроводительной записке к отчетности банка;

6.2. форма 2809 "Расчет ликвидности" (далее - форма 2809), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за соблюдением банками нормативов мгновенной, текущей, краткосрочной ликвидности банка, соотношения ликвидных и суммарных активов банка;

6.3. форма 2820 "Сведения о кредитных рисках по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам" (далее - форма 2820), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за соблюдением банками норматива максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц и норматива суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц, а также расчета превышения суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц над ее максимальным размером, включаемого в расчет нормативного капитала банка в соответствии с формой 2801.

Превышение суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц над ее максимальным размером определяется следующим образом:

рассчитывается совокупная сумма положительных отклонений по графе 8 строк 1 и 2 формы 2820;

рассчитывается доля положительных отклонений по графе 8 строк 1 и 2 формы 2820 в совокупной сумме требований к инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам по графе 6 строк 1 и 2 формы 2820 соответственно;

рассчитывается соответствующий положительному отклонению по графе 8 строк 1 и 2 формы 2820 расчетный размер специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам (далее - расчетный специальный резерв по инсайдерам) как сумма расчетных специальных резервов по инсайдерам по графе 9 строк 1 и 2 формы 2820, взвешенных на соответствующую указанным строкам долю положительных отклонений;

рассчитывается превышение суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц над ее максимальным размером как разность совокупной суммы положительных отклонений и расчетного специального резерва по инсайдерам, соответствующего положительному отклонению.

Банки осуществляют контроль за соблюдением норматива максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц и норматива суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц ежедневно начиная с даты осуществления операций, сопряженных с возникновением кредитного риска.

Нормативный капитал банка принимается в расчет показателей, характеризующих соблюдение норматива максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц и норматива суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц, в размере, рассчитанном на последнюю отчетную дату в соответствии с формой 2801. До представления отчетности по форме 2801 на отчетную дату используется значение нормативного капитала на предыдущую отчетную дату;

6.4. форма 2810 "Сведения о соблюдении норматива максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу "A" (далее - форма 2810), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за соблюдением банками норматива максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу "A";

6.5. форма 2829 "Отчет о выполнении нормативов безопасного функционирования" (далее - форма 2829), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за соблюдением нормативов ликвидности, максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников), суммарной величины крупных кредитных рисков, максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц, суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском, участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций.

Для осуществления контроля за ежедневным соблюдением нормативов безопасного функционирования банки ежедневно рассчитывают показатели, характеризующие соблюдение нормативов ликвидности, максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников), суммарной величины крупных кредитных рисков, максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц, суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц, и включают сведения в отчетность по форме 2829.

Ежедневный расчет показателей, характеризующих выполнение нормативов безопасного функционирования, в электронном виде должен храниться в банке в течение срока, установленного законодательством. Нормативный капитал банка принимается в расчет указанных показателей в размере, рассчитанном на последнюю отчетную дату в соответствии с формой 2801. До представления отчетности по форме 2801 на отчетную дату используется значение нормативного капитала банка на предыдущую отчетную дату.

Банки осуществляют контроль за соблюдением нормативов максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников) и суммарной величины крупных кредитных рисков ежедневно, начиная с момента осуществления операций, сопряженных с возникновением крупного кредитного риска.

При составлении отчетности по форме 2829 отражается размер крупного кредитного риска на каждого должника (группу взаимосвязанных должников), в том числе инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц, остающегося крупным на конец соответствующего рабочего дня.

Банки осуществляют расчет максимального размера кредитного риска на одного инсайдера - физическое лицо (кроме индивидуального предпринимателя) и взаимосвязанных с ним физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей) и суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров - физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей) и взаимосвязанных с ними физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей) за каждый рабочий день отчетного месяца в случае, если по данным формы 2820 на 1-е число отчетного месяца суммарная величина кредитных рисков на инсайдеров - физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей) и взаимосвязанных с ними физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей) составляет 4 и более процента нормативного капитала банка.

Размер кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц отражается в форме 2829 только в случае нарушения банком норматива максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц. Банки, допустившие нарушение данного норматива, указывают размер кредитного риска за каждый рабочий день, в котором было допущено нарушение, и наименование должника.

Банки, осуществляющие консорциальное кредитование клиентов, при составлении отчетности по форме 2829 должны учитывать следующее:

банк-агент указывает в сопроводительной записке к отчетности данные о дате, номере консорциального кредитного договора, доле банка-агента и каждого банка-участника в сумме требований к должнику (группе взаимосвязанных должников), а также указывает банк-участник и его долю в консорциальном кредите, не включенную в сумму требований к должнику (группе взаимосвязанных должников) в соответствии с пунктом 87 Инструкции о нормативах безопасного функционирования;

банк-участник указывает в сопроводительной записке к отчетности номер, дату договора и наименование банка-агента, с которым заключен консорциальный кредитный договор. Если банк-участник включает свою долю по консорциальному кредитному договору в совокупную сумму требований к должнику (группе взаимосвязанных должников), дополнительно сообщается о наличии в договоре следующих условий:

банк-участник обязуется предоставить банку-агенту денежные средства не позднее окончания банковского дня, в течение которого банк-агент обязан предоставить должнику денежные средства в соответствии с условиями кредитного договора, или с момента вступления в силу кредитного договора;

банк-участник вправе требовать от банка-агента, а банк-агент обязуется перед банком-участником осуществить платежи по кредиту, процентам за пользование им, а также иные выплаты в размере, в котором должник исполняет обязательства перед банком-агентом по возврату кредита, уплате процентов за пользование им и иных выплат по предоставленному ему консорциальному кредиту, не ранее момента осуществления должником соответствующих платежей.

Для осуществления контроля за соблюдением нормативов безопасного функционирования, которые должны соблюдаться ежемесячно, банки рассчитывают показатели, характеризующие выполнение нормативов соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском, участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций на 1-е число месяца, следующего за отчетным, которые включают в отчетность по форме 2829.

Расчеты показателей, характеризующих выполнение указанных нормативов на отчетную дату, в электронном виде должны храниться в банке в течение срока, установленного законодательством.

В случае увеличения размера и (или) доли участия банка в уставном фонде других коммерческих организаций за счет выбытия других участников, перераспределения внутренних источников или иных причин, не связанных с инвестированием средств банка, данная информация отражается в сопроводительной записке к отчетности банка;

6.6. форма 2826 "Отчет о состоянии открытой позиции банка по валютному риску" (далее - форма 2826), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за соблюдением банками нормативов ограничения валютного риска.

Нормативный капитал банка принимается в расчет показателей, характеризующих величину валютного риска, в том числе соблюдение нормативов ограничения валютного риска в размере, рассчитанном на последнюю отчетную дату в соответствии с формой 2801. До представления отчетности по форме 2801 на отчетную дату используется значение нормативного капитала на предыдущую отчетную дату;

6.7. форма 2807 "Отчет о размере специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе" (далее - форма 2807), предназначенная для осуществления Национальным банком надзора за полнотой создания банками специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, специального резерва под обесценивание ценных бумаг, специального резерва на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

Для целей составления формы 2807 понятия "кредитная задолженность", "средства, размещенные в других банках" имеют значения, определенные Инструкцией о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 138 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 184, 8/15214).

Отчет по разделу I формы 2807 составляется с учетом следующих особенностей:

кредитная задолженность юридических лиц (кроме банков) должна быть отнесена к одному из следующих пунктов - 1, 3 - 5, 7 - 11;

кредитная задолженность физических лиц должна быть отнесена к одному из следующих пунктов - 2, 12;

средства, размещенные в других банках, должны быть отнесены к пункту 6;

задолженность по активам, классифицируемым банком на индивидуальной основе, относится к пунктам 1 - 11;

задолженность по активам, классификация которых производится по портфелям однородных кредитов, относится к пункту 12;

6.8. форма 2815 "Отчет о движении специального резерва на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе" (далее - форма 2815), предназначенная для анализа движения и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску.

Отчет по форме 2815 составляется нарастающим итогом с начала года.

7. При составлении отчетности по формам, приведенным в настоящей главе, банки руководствуются методикой оценки выполнения нормативов безопасного функционирования, установленной Инструкцией о нормативах безопасного функционирования. При этом следует исходить из экономической сущности операций и риска, который они несут.

8. Сведения о взаимосвязанных требованиях и обязательствах банка, не включаемых в расчет фактических значений нормативов в соответствии с Инструкцией о нормативах безопасного функционирования (за исключением нормативов ограничения валютного риска), и активах, по которым в соответствии с порядком формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, не осуществляется классификация в силу их взаимосвязанности с обязательствами банка, отражаются в сопроводительной записке к отчетности банка. Указанные сведения должны содержать наименования контрагентов, виды операций, существенные условия договоров с контрагентами, свидетельствующие об отсутствии кредитного риска и риска ликвидности, суммы взаимосвязанных активов и обязательств на отчетную дату, номера счетов бухгалтерского учета, на которых они отражены.



Глава 3

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ



9. В составе аналитической пруденциальной отчетности банки представляют отчетность по форме 28216 "Отчет об активах и обязательствах, чувствительных к изменению процентной ставки" (далее - форма 28216).

Форма 28216 предназначена для анализа сбалансированности активов и обязательств банка, отраженных на балансовых счетах, по срокам возможного изменения процентных ставок и оценки количественных параметров риска, связанного с изменением процентных ставок.

Принципы составления отчетности по форме 28216 соответствуют принципам составления отчетности по форме 2809 с учетом следующих особенностей:

в целях проведения анализа все активы и обязательства делятся на две группы: чувствительные к изменению процентной ставки (то есть подверженные ее изменению) и нечувствительные к изменению процентной ставки. К чувствительным к изменению процентной ставки относятся активы и обязательства банка, стоимость которых зависит (может зависеть) от изменения процентной ставки на рынке. Эти средства по своей экономической сущности носят возвратный характер и размещаются (привлекаются) банком на платной основе под фиксированную или плавающую процентную ставку (то есть банк получает процентные доходы либо несет процентные расходы);

активы и обязательства, размещенные (привлеченные) банком на условиях "до востребования", а также обязательства банка с просроченными сроками отражаются по периоду до 30 дней;

денежные средства, размещенные (привлеченные) под фиксированную процентную ставку на весь срок действия договора, отражаются по периодам, оставшимся до даты их погашения;

денежные средства, размещенные (привлеченные) под плавающую процентную ставку, отражаются по периодам, оставшимся до даты возможного изменения процентной ставки;

из расчета активов, чувствительных к изменению процентной ставки, исключаются денежные средства, размещенные в фонде обязательных резервов в Национальном банке; именные приватизационные чеки "Имущество"; ценные бумаги, не оплаченные в срок; просроченная задолженность по активам, подверженным кредитному риску; задолженность по активам, подверженным кредитному риску, должников, ликвидированных в установленном законодательством порядке, должников, которые объявлены в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами) и по которым открыто ликвидационное производство; задолженность по активам, подверженным кредитному риску, при наступлении определенных в договоре обязательств непреодолимой силы, причинивших должнику ущерб, не позволяющий ему продолжать свою деятельность. Данные денежные средства при расчете включаются в раздел нечувствительных активов;

взаимосвязанные требования и обязательства банка не исключаются из расчета активов и обязательств;

нечувствительные к изменению процентной ставки денежные средства отражаются отдельной строкой по каждому виду валют (белорусские рубли и иностранная валюта);

при расчете средней процентной ставки по каждой группе активов и обязательств используется правило расчета средневзвешенной величины.

10. В составе аналитической пруденциальной отчетности банки на основании формы 2809 также представляют информацию об активах и пассивах в разрезе белорусских рублей и иностранной валюты с учетом следующих особенностей:

остатки по счетам учета драгоценных металлов относятся к иностранной валюте, а неденежные статьи - к белорусским рублям;

взаимосвязанные требования и обязательства банка исключаются из расчета только в случае, если они выражены в одной валюте.

11. Банк накапливает и систематизирует на постоянной основе информацию о связанных с банком клиентах (учредителях, инсайдерах, работниках банка), включающую следующие сведения:

о сущности отношений между связанными сторонами;

о виде операций;

о суммах активных и пассивных операций, просроченной задолженности по активам, их динамике, процентных ставках, суммах доходов, полученных от операций (в том числе процентных, комиссионных и прочих доходов), суммах произведенных расходов по операциям (в том числе процентных, комиссионных и прочих расходов), в соответствии с заключенными договорами;

о суммах отнесения на убытки по активным операциям за отчетный период и суммах специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе.

12. Банк накапливает и систематизирует на постоянной основе информацию о концентрации активов, обязательств и внебалансовых статей по экономическим регионам (в разрезе стран с указанием оффшорных зон внутри страны), группам клиентов, отраслям экономики.

Информация по группам клиентов классифицируется следующим образом:

по формам собственности - государственная (в том числе республиканская и коммунальная) и частная (с преобладанием доли государства и (или) государственных юридических лиц; с участием государства и (или) государственных юридических лиц; без участия государства и (или) государственных юридических лиц);

по участию иностранного капитала (с участием иностранного капитала, без участия иностранного капитала);

по отраслевой принадлежности.

12-1. Банк накапливает и систематизирует на постоянной основе информацию о фактах реализации операционного риска.

Под фактом реализации операционного риска (далее - операционные инциденты) понимается любое событие или группа событий, произошедшие в результате несоответствия установленных банком порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок законодательству или их нарушения сотрудниками банка, некомпетентности или ошибок сотрудников банка, несоответствия или отказа используемых банком систем, в том числе информационных, а также в результате действия внешних факторов, которые вызвали или могли вызвать у банка непредвиденные потери (убытки) и (или) дополнительные затраты по осуществляемой деятельности.

Информация об операционных инцидентах классифицируется следующим образом:

внутреннее мошенничество;

внешнее мошенничество;

кадровая политика и безопасность труда;

клиенты, продукты и деловая практика;

причинение ущерба физическим активам;

исполнение и поддержание операций, системные сбои;

управление процессами, ведение документации, отчетность.

По каждому виду операционных инцидентов информация включает следующие сведения:

количество инцидентов;

сумма понесенных потерь и (или) оценка величины потенциальных потерь в результате операционного инцидента.

Под потенциальными потерями понимается разница между потерями, которые могли быть понесены в результате операционного инцидента, и фактически понесенными потерями, которая возникла по удачному стечению обстоятельств.

Порядок сбора информации об операционных инцидентах, минимальный порог убытков (понесенных и (или) потенциальных) для сбора данных об убытках в результате операционного инцидента, порядок оценки величины убытка в результате операционного инцидента устанавливаются в локальных нормативных правовых актах банка.

Банки, получившие согласие Национального банка на применение стандартизированного подхода при оценке операционного риска, дополнительно представляют информацию по виду бизнес-линии, к которой относится операционный инцидент.

Банк накапливает и систематизирует на постоянной основе информацию о несвоевременном проведении платежей клиентов.

Под несвоевременно проведенными платежами клиентов понимается несвоевременное удовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанностей по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка.

По несвоевременно проведенным платежам клиентов информация включает следующие сведения:

дата возникновения обязательства банка по оплате;

дата исполнения банком обязательств по оплате;

количество платежей;

сумма платежей.

Информация об операционных инцидентах составляется нарастающим итогом с начала года, по несвоевременно проведенным платежам клиентов - за отчетный месяц.



Глава 4

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ



13. Для осуществления надзора за соблюдением банками установленных нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных норм, а также анализа деятельности и финансового состояния банков устанавливаются следующий порядок и сроки представления банками отчетности в Национальный банк:

13.1. отчетность о соблюдении пруденциальных норм представляется в виде файлов по электронной почте ProCarry в адрес почтового ящика МАКЕТ.NBRB:

по форме 2826 - еженедельно в течение первого рабочего дня каждой календарной недели за каждый рабочий день предыдущей недели;

по форме 2810 - ежемесячно за каждый рабочий день предыдущего месяца;

по формам 2801, 2807, 2809, 2815, 2820 - ежемесячно по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным;

по форме 2829: раздел I - ежемесячно за каждый соответствующий рабочий день отчетного месяца, раздел II - ежемесячно по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

13.2. отчетность по формам 2801, 2807, 2809, 2810, 2815, 2820, 2829 представляется в следующем порядке:

банками, имеющими не более 20 филиалов (отделений), - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

банками, имеющими более 20 филиалов (отделений), - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

13.3. аналитическая пруденциальная отчетность представляется в виде файлов по электронной почте ProCarry в адрес почтового ящика МАКЕТ.NBRB:

по форме 28216 - ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

информация об активах и пассивах в разрезе белорусских рублей и иностранной валюты, подготовленная на основании формы 2809, - ежемесячно по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

информация об операционных инцидентах - ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

информация о несвоевременном проведении платежей клиентов - ежемесячно за каждый рабочий день, в котором имели место факты несвоевременного проведения платежей клиентов.

Аналитическая отчетность, указанная в настоящем подпункте, представляется в Национальный банк не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

13.4. информация о связанных с банком клиентах, а также о концентрации активов, обязательств и внебалансовых статей, определенная в пунктах 11, 12 настоящей Инструкции, представляется по требованию Национального банка на бумажном носителе.

14. По итогам года банки дополнительно представляют отчетность по формам 2801, 2809, 2807, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем). Данные формы отчетности составляются на основании годового отчета банков, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем). Формы отчетности представляются на бумажном носителе в сроки, установленные для представления годового отчета банков.

15. При заполнении форм отчетности суммы должны указываться в миллионах белорусских рублей с точностью до одного знака после запятой с округлением.

Показатели, характеризующие соблюдение установленных нормативов безопасного функционирования, должны указываться в отчетности с точностью до одного знака после запятой с округлением.

16. При отсутствии данных, подлежащих отражению, отчетность по установленным формам банками не представляется, о чем даются пояснения в сопроводительной записке. При этом соответствующие файлы, передаваемые по электронной почте ProCarry, должны содержать только заглавную часть без информационных строк.

В случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности данный банк не представляет пруденциальную отчетность (за исключением случаев ее представления на основании разовых запросов Национального банка) начиная с отчетной даты, следующей за датой принятия указанного решения.

17. Сопроводительная записка к отчетности представляется банками в виде текстового файла в сроки, установленные для представления пруденциальной отчетности.

18. Национальный банк в целях осуществления функции надзора и проверки достоверности представляемой отчетности вправе на основании письменного запроса получать от банка пруденциальную отчетность на любую дату внутри отчетного периода, а также дополнительную информацию по представленной отчетности.

19. Ответственность за достоверность и своевременность представления отчетной информации возлагается на руководителя банка.



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.