Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 05.07.2006 N 23 "О системе управления охраной труда в Вооруженных Силах Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

В программу Дня охраны труда включаются, помимо мероприятий по проверке состояния условий и охраны труда, проведение совещаний, на которых анализируется состояние охраны труда; ход выполнения мероприятий по охране труда; результаты проверок контролирующих органов; рассматриваются имевшие место случаи нарушения требований по охране труда и пожарной безопасности; заслушиваются руководители, допустившие нарушение требований безопасности труда; изучается передовой опыт работы по охране труда; доводятся приказы и распоряжения по вопросам охраны труда, обстоятельства и причины несчастных случаев, аварий, производственных неполадок; анализируются выявленные нарушения, обсуждаются и намечаются меры по улучшению условий труда, повышению безопасности труда.

По итогам проведения Дня охраны труда оформляется протокол, в необходимых случаях издается приказ руководителя органа военного управления.



Глава 7

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА



36. Анализ состояния охраны труда в органах военного управления и подчиненных воинских частях осуществляется на основании показателей, характеризующих эту сферу деятельности.

37. При оценке состояния охраны труда учитываются:

уровень организации работы по охране труда;

организация проведения и качество обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

обеспечение безопасности труда на рабочих местах;

соблюдение требований правовых актов Республики Беларусь по охране труда;

выполнение мероприятий по охране труда;

обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

организация контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда;

состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

другие вопросы функционирования СУОТ.

38. По итогам проверок состояния охраны труда составляется акт (предписание), отражающий общую оценку состояния работы по управлению охраной труда в органе военного управления и подчиненных воинских частях.

Акт (предписание) составляется должностным лицом, ответственным за организацию охраны труда, или специалистом по охране труда. В акте (предписании) помимо указаний на выявленные нарушения, предложений по их устранению, ссылки на правовую норму в зависимости от состояния охраны труда может содержаться предложение о присвоении или понижении квалификационной категории штатных специалистов по охране труда, привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требование о прохождении внеочередной проверки знаний по вопросам охраны.

39. Данные анализа состояния охраны труда используются для устранения недостатков и корректировки СУОТ, совершенствования отдельных направлений работы по охране труда, при подведении итогов работы за отчетный период, планировании и разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда.



Глава 8

СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА



40. Руководитель органа военного управления разрабатывает положение о стимулировании работников за соблюдение требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины (далее - положение о стимулировании), обеспечивает (осуществляет) моральное и материальное стимулирование работников органа военного управления и подчиненных воинских частей за соблюдение требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины по итогам работы по охране труда за соответствующий период (квартал, год).

41. Показатели, условия стимулирования определяются на основании положения о стимулировании, утвержденного руководителем органа военного управления. Конкретные виды стимулирования работников определяются в соответствии с их личным вкладом в результаты работы по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Руководитель органа военного управления организует контроль за соблюдением работниками требований правил и инструкций по охране труда, трудовой и производственной дисциплины, выполнением работниками должностных обязанностей по охране труда, проводит анализ и оценку деятельности работников с учетом показателей состояния охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, определяет работников, подлежащих стимулированию.

42. Стимулирование работников органов военного управления и подчиненных воинских частей за соблюдение требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины осуществляется в виде:

объявления благодарности;

награждения грамотой;

премирования.

43. За несоблюдение требований по охране труда должностные лица и работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.







                                                УТВЕРЖДЕНО
                                                Постановление
                                                Министерства обороны
                                                Республики Беларусь
                                                05.07.2006 N 23


ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В СОЕДИНЕНИЯХ,

ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ, ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,

ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Положение о системе управления охраной труда в соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны Республики Беларусь, военных комиссариатах (далее - Положение) разработано на основании Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 904 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 129, 5/16410), в соответствии с государственными стандартами "Системы управления охраной труда. Общие требования"; "Системы управления охраной труда. Руководство по применению государственного стандарта Республики Беларусь "Системы управления охраной труда. Общие требования", утвержденными постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 24 июня 2005 г. N 28.

2. Положение устанавливает общие требования к совершенствованию охраны труда в соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны Республики Беларусь, военных комиссариатах (далее - воинские части).

3. Система управления охраной труда (далее - СУОТ) является частью общей системы управления деятельностью в воинских частях, регламентированной законодательством Республики Беларусь в области охраны труда, и направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы) в процессе трудовой деятельности и военнослужащих, занятых выполнением работ и исполнением иных обязанностей, не обусловленных военной службой (далее - работники).

СУОТ включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности должностных лиц, процедуры и ресурсы для разработки, внедрения и анализа результативности мероприятий по охране труда.

СУОТ создана на основе установленных правил по охране труда, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников.

4. Командир воинской части обеспечивает функционирование и совершенствование СУОТ в соответствии со спецификой деятельности воинской части.

5. СУОТ предусматривает непрерывное управление всеми видами деятельности работников, которые направлены на обеспечение охраны труда, осуществляется руководителями всех уровней в пределах установленных должностных обязанностей и предоставленных им прав:

в воинской части - командиром и должностным лицом, ответственным за организацию охраны труда;

в структурных подразделениях воинской части - их командирами (начальниками) и ответственными за организацию работы по охране труда.

6. Основными элементами СУОТ являются:

политика организации в области охраны труда;

оценка опасностей и рисков безопасности труда;

планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

программа улучшения условий и охраны труда;

организационная структура;

контролирующие действия;

анализ со стороны командования.

7. СУОТ предусматривает:

обязанности командира воинской части по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию служб охраны труда, стимулированию работы по охране труда;

обязанности работников по охране труда.



Глава 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА



8. Командир воинской части устанавливает цели и задачи, программы и мероприятия по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

9. При установлении целей и задач по охране труда должны учитываться:

соответствие состояния условий и охраны труда требованиям правовых актов Республики Беларусь по охране труда;

материальные, финансовые, эксплуатационные и другие потребности;

политика в области охраны труда.



Глава 3

ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА



10. При внедрении и совершенствовании СУОТ командир воинской части с участием профсоюза определяет цели и политику в области охраны труда (далее - политика).

11. Основной целью политики является создание здоровых и безопасных условий труда ее работников путем сведения к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов на производственных объектах с учетом характера деятельности воинской части.

12. Политика должна быть направлена на обеспечение права каждого работника на:

рабочее место, защищенное от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

получение от командира воинской части достоверной информации о состоянии безопасности и условий труда на рабочем месте, а также принимаемых мерах по их улучшению;

проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочем месте, объекте работ соответствующими должностными лицами;

отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда;

возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

профессиональную переподготовку в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием на производстве.

13. Политика должна учитывать специфику деятельности воинской части, характер и масштаб рисков для здоровья и безопасности работников; устанавливать приоритеты, цели и задачи по охране труда для каждого структурного подразделения и уровня управления; быть доступной и открытой для любых заинтересованных сторон, а ее реализация должна получать необходимое и достаточное ресурсное (техническое, юридическое, финансовое, кадровое) обеспечение и поддержку командира воинской части.

14. Основными направлениями политики являются:

соблюдение требований по охране труда, содержащихся в актах законодательства Республики Беларусь, технических нормативных правовых актах;

обеспечение здоровых и безопасных условий труда, безаварийной работы производственных объектов;

предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на производстве;

улучшение условий и охраны труда;

обучение, систематическое повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка работников опасных производственных объектов к локализации и ликвидации инцидентов и аварий;

организация эффективного контроля за соблюдением требований по охране труда, анализ состояния охраны труда, своевременное принятие управленческих решений по совершенствованию СУОТ на основе факторов, влияющих на охрану труда;

систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости;

привлечение работников воинской части, представителей профсоюза к участию в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.

15. Для осуществления деятельности по управлению охраной труда в воинской части должностные лица, ответственные за организацию охраны труда, должны быть обеспечены всеми необходимыми правовыми актами Республики Беларусь, устанавливающими требования по обеспечению охраны труда.



Глава 4

ОЦЕНКА ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА



16. В воинской части определяются вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах, влияющие на здоровье и безопасность труда работников, определяются существующие опасности и проводится оценка рисков для здоровья и безопасности работников.

Опасности и риски для здоровья и безопасности работников должны быть в оперативном порядке идентифицированы и оценены.

17. Все производственные факторы должны быть проанализированы и определены те, которые в наибольшей степени оказывают или могут оказать влияние на работников и состояние условий и охраны труда. Анализируемые факторы должны охватывать всю деятельность воинской части и стать основными направлениями планирования работы по охране труда.

18. Опасности и риски для здоровья и безопасности работников должны быть оценены с учетом:

обстоятельств, которые потенциально могут привести к травме или заболеванию работника;

причин возникновения потенциального травматизма или заболеваний, связанных с выполняемой работой;

сведений об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях на производстве.

Следует оценивать как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.



Глава 5

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ

И ОХРАНЫ ТРУДА



19. Планирование деятельности воинской части в области охраны труда - одна из главных функций СУОТ.

Технические, санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия по охране труда, направленные на обеспечение требований безопасности и гигиены труда, включаются в ежегодный план мероприятий по охране труда (далее - план), который разрабатывается в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. N 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 113, 8/4357).

20. План разрабатывается и утверждается командиром воинской части или оформляется в качестве приложения к коллективному договору и согласовывается с профсоюзом.

21. При необходимости план корректируется с учетом изменений в деятельности воинской части (изменение технологических процессов, условий функционирования и другое).

22. Исходными данными для планирования и разработки мероприятий плана являются:

анализ существующих опасностей и рисков для здоровья и безопасности работников, состояния и причин производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

анализ обеспеченности производственных объектов, рабочих мест, работников необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты;

состояние материального и технического обеспечения обучения и инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

результаты технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния производственных объектов (зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов и других объектов), а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, используемого в воинской части;

предписания специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, служб охраны труда, представления правовых и технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда профсоюза;

документы и предложения соответствующих вышестоящих органов военного управления;

предложения структурных подразделений воинской части, профсоюза, а также отдельных работников.

23. При разработке мероприятий плана устанавливаются наиболее эффективные направления обеспечения безопасности и улучшения условий труда, определяются потребности и источники обеспечения планируемых мероприятий материальными ресурсами.

24. При разработке мероприятий плана необходимо предусматривать:

распределение ответственности за их выполнение среди должностных лиц, сроки исполнения, достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в воинской части;

организацию контроля за выполнением принятых решений.

25. В разработке мероприятий плана участвуют все структурные подразделения воинской части и профсоюз.

26. В воинской части исходя из особенностей трудовой деятельности работников составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также осуществления постоянного контроля за их производством. Определяются список должностных лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска, и ответственные исполнители работ. Подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации и проверка знаний по вопросам охраны труда осуществляются в соответствии с законодательством об охране труда.

27. В воинской части разрабатываются профилактические меры по устранению причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.



Глава 6

ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА



28. В воинской части реализуется целевая программа улучшения условий и охраны труда, которая включает систему мер, учитывающую цели, сроки, средства и распределение ответственности и полномочий по решению наиболее актуальных задач в области охраны труда.

29. По результатам контроля и анализа хода выполнения целевой программы в нее вносятся изменения и дополнения в соответствии с изменившимися целями и условиями труда.



Глава 7

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ

ОБЯЗАННОСТЕЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА



30. Общее руководство работой по обеспечению охраны труда, непосредственное ее проведение в воинской части (ее структурном подразделении) возлагаются на командира воинской части (структурного подразделения), которому предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров (контрактов) с работниками.

31. Для организации работы и осуществления контроля по охране труда командир воинской части создает службу охраны труда и определяет ее количественный состав (отдел, бюро, другое структурное подразделение, специалист по охране труда) в соответствии с законодательством об охране труда.

32. Основными задачами службы охраны труда являются:

осуществление контроля за соблюдением требований актов законодательства Республики Беларусь, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов по охране труда;

координация деятельности должностных лиц структурных подразделений воинской части по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

организация обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

информирование и консультирование должностных лиц и работников воинской части по вопросам охраны труда;

внедрение передового опыта по безопасности и гигиене труда, пропаганде охраны труда.

33. Командир воинской части с учетом функций и роли структурных подразделений, должностных лиц в СУОТ определяет их должностные обязанности и полномочия в области охраны труда.

34. Обязанности и полномочия по организации внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей командира воинской части.

35. Распределение обязанностей и полномочий по охране труда между должностными лицами воинской части с учетом их трудовых функций должно обеспечивать:

соблюдение работниками законодательства Республики Беларусь об охране труда, выполнение решений государственных органов, вышестоящего органа военного управления по вопросам охраны труда;

безопасность технологических процессов, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, условий труда на каждом рабочем месте, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

снижение и устранение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. N 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 87, 8/3914);

обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов, других должностных лиц и работников, в том числе и военнослужащих, в установленном порядке;

выдачу работникам средств индивидуальной защиты, осуществление контроля за их применением и уход за ними. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с законодательством об охране труда;

выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в соответствии с законодательством об охране труда;

планирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, осуществление контроля за их выполнением, освоением и использованием по назначению выделяемых на эти цели денежных средств;

разработку и принятие инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ (услуг). Порядок принятия инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) определяется в соответствии с законодательством об охране труда;

санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

режим труда и отдыха, трудовую дисциплину работников, условия применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних, установленные законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (контрактом);

осуществление постоянного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. N 159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 7, 8/10400);

своевременное расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. N 30 "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 8, 5/13691), и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. N 5/3 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 24, 8/10530), разработку и реализацию мер по их профилактике, а также инцидентов и аварий (пожаров), анализ причин их возникновения, принятие необходимых мер по их предупреждению, обеспечение готовности воинской части к локализации и ликвидации последствий аварий;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья;

награждение структурных подразделений, стимулирование работников воинской части за соблюдение требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины, снижение производственного травматизма, аварийности и профессиональной заболеваемости;

сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда;

систематическое подведение итогов работы по охране труда в воинской части (структурных подразделениях), выполнению коллективного договора, оценке эффективности функционирования СУОТ, проведение Дня охраны труда.

36. Обязанности и функции командира и других должностных лиц воинской части по охране труда определяются их должностными инструкциями.

37. К обязанностям командира воинской части по вопросам охраны труда относятся:

37.1. осуществление общего управления охраной труда в воинской части;

37.2. ответственность за состояние условий и охраны труда в воинской части;

37.3. обеспечение:

соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде и охране труда в воинской части;

разработки, внедрения, функционирования и совершенствования СУОТ;

определения и исполнения должностных обязанностей, определения и реализации полномочий в области охраны труда должностных лиц воинской части и структурных подразделений с учетом их функций, роли и места в этой области;

безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, технологических процессов;

здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям по охране труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения работников;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.