Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 17.05.2006 N 6 "Об утверждении авиационных правил "Профессиональная подготовка авиационного персонала по организации воздушного движения"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





На основании части второй статьи 2 и части первой статьи 38 Воздушного кодекса Республики Беларусь, Положения о Государственном комитете по авиации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2001 г. N 872, в целях унификации требований по профессиональной подготовке, предъявляемых к авиационному персоналу по организации воздушного движения, со Стандартами Международной организации гражданской авиации, Государственный комитет по авиации Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые авиационные правила "Профессиональная подготовка авиационного персонала по организации воздушного движения".

2. Руководителям организаций гражданской авиации организовать изучение авиационных правил "Профессиональная подготовка авиационного персонала по организации воздушного движения", при необходимости, внести соответствующие изменения и дополнения в документы, регламентирующие производственную деятельность.

3. Со вступлением в силу настоящего постановления не подлежит применению Положение о профессиональной подготовке специалистов службы движения гражданской авиации, утвержденное Министерством гражданской авиации СССР 12 июня 1986 г. N 3.21-239.

4. Признать утратившим силу Положение о проверке уровня теоретических знаний специалистов ОВД с применением компьютерной техники, утвержденное Председателем Государственного комитета по авиации Республики Беларусь 24 марта 1999 г.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 5 июня 2006 г.



Первый заместитель В.Б.КОСТИН







                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Государственного
                                                 комитета по авиации
                                                 Республики Беларусь
                                                 17.05.2006 N 6


АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ"



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Авиационные правила "Профессиональная подготовка авиационного персонала по организации воздушного движения" (далее - авиационные правила) являются основным техническим нормативным правовым актом, определяющим содержание и систему подготовки, допуска к работе, поддержания квалификации, овладения, расширения, углубления и сохранения знаний, умений и навыков авиационного персонала по организации воздушного движения.

2. Авиационные правила разработаны в соответствии с требованиями:

Воздушного кодекса Республики Беларусь;

Закона Республики Беларусь "Об образовании" от 29 октября 1991 года в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; 1995 г., N 18, ст. 200; 1996 г., N 21, ст. 380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 32, ст. 459; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844; 2004 г., N 123, 2/1060; 2005 г. N 104, 2/1124);

постановления Совета Министров Республики Беларусь "О внесении изменения и дополнения в Перечень профессий и специальностей, по которым не допускается обучение в вечерней и заочной формах" от 1 июля 2005 г. N 730 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 106, 5/16217);

постановления Кабинета Министров Республики Беларусь "Аб зацвярджэннi Палажэння аб бесперапынным прафессiйным навучаннi кiруючых работникаў i спецыялiстаў" от 11 января 1995 г. N 20 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2005 г. N 1177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., 5/7717; 2002 г., N 118, 5/11311; 2004 г., N 171, 5/16676; 2005 г., N 86, 5/14227);

постановления Государственного комитета по авиации Республики Беларусь "Об утверждении Авиационных правил выдачи свидетельств и классификации авиационного персонала Республики Беларусь" от 2 марта 2004 г. N 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 52, 8/10691);

постановления Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь "Об утверждении и введении в действие СТБ 22.7.1-2001 Системы повышения квалификации и переподготовки кадров" от 12 декабря 2001 г. N 54;

приказа Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь "Об утверждении и введении в действие СТБ 22.0.1-96 Системы стандартов в сфере образования" от 28 июня 1996 г. N 46;

приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго 1944 г.);

регламентационных требований по безопасности полетов к персоналу служб организации воздушного движения ESARR 5, утвержденных Комиссией агентства Европейской организации по безопасности в аэронавигации.

3. Настоящие авиационные правила устанавливают порядок организации и проведения подбора, подготовки, допуска к работе, а также поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки персонала по организации воздушного движения (далее - персонала ОрВД).

4. В настоящих авиационных правилах используются следующие термины и их определения:

авиационная администрация - специально уполномоченный орган в области гражданской авиации Республики Беларусь, которому Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь предоставлены полномочия в области деятельности гражданской авиации;

авиационный персонал ОрВД - лица из числа авиационного персонала гражданской авиации, имеющие специальную подготовку по организации и обслуживанию воздушного движения и действующие свидетельства диспетчера по управлению воздушным движением (далее - диспетчера УВД);

диплом, свидетельство (сертификат) - документ, свидетельствующий о завершении обучения по установленной программе и дающий право на получение квалификационной отметки для выполнения определенного вида деятельности после успешной стажировки;

инструктор - специалист из числа персонала ОрВД, прошедший специальную подготовку, имеющий опыт работы в службе воздушного движения не менее 3-х лет, допуски к инструкторской работе на тренажере (для стажировки на рабочем месте) и соответствующую запись в свидетельстве диспетчера по управлению воздушным движением;

интенсивность воздушного движения - количество воздушных судов, проходящих через район обслуживания воздушного движения (сектор воздушного пространства, воздушную трассу, маршрут зональной навигации, местную воздушную линию, узловой диспетчерский район или их участок) в единицу времени;

качество обучения (подготовки) - способность учебного процесса обеспечить достижение установленных и предлагаемых требований к качеству образования;

квалификация - обладание необходимым уровнем знаний, умений и навыков, достаточных для эффективного и безопасного обслуживания воздушного движения;

квалификационная отметка - запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;

квалификационная отметка диспетчера аэродрома - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер аэродрома", сделанная на основании успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на диспетчерском пункте старта и / или диспетчерском пункте руления;

квалификационная отметка диспетчера процедурного контроля района - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер процедурного контроля района", сделанная на основании успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на рабочем месте диспетчера процедурного контроля районного диспетчерского центра и рабочем месте полетно-информационного обслуживания местного диспетчерского пункта;

квалификационная отметка диспетчера радиолокационного управления подхода - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер радиолокационного управления подхода", сделанная на основании успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на рабочих местах диспетчеров радиолокационного управления диспетчерского пункта подхода и / или диспетчерского пункта круга;

квалификационная отметка диспетчера радиолокационного управления района - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер радиолокационного управления района", сделанная на основании успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на рабочих местах диспетчеров радиолокационного управления воздушным движением районного диспетчерского центра;

квалификационная отметка диспетчера ОрВД - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер ОрВД", сделанная на основании успешного завершения стажировки для получения допуска к работе по планированию и организации потоков воздушного движения, координированию и аварийному оповещению;

лицензия на образовательную деятельность - специальное разрешение, документ установленного образца, дающий право учреждениям на осуществление образовательной деятельности соответствующего уровня;

медицинское заключение - доказательство того, что авиационная администрация подтверждает соответствие обладателя конкретным требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья к обслуживанию воздушного движения;

организованное обучение на производстве - вид повышения квалификации по изучению и использованию прогрессивных технологий и методов, передового опыта, направленный на совершенствование деятельности структурных подразделений, организаций в целом и (или) на повышение уровня квалификации (категория, класс, разряд) работников;

отметка о допуске к работе - запись в свидетельстве диспетчера УВД с указанием диспетчерского пункта, сектора, рабочего места конкретного диспетчерского центра или аэродрома, на котором диспетчеру предоставляется право на выполнение одного из видов ОВД в соответствии с имеющейся квалификационной отметкой;

переподготовка кадров - образовательный процесс, направленный на приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, умений и навыков, профессий, специальностей в учреждениях образования (подразделениях) по переподготовке кадров, обусловленный научно-техническим и социально-экономическим развитием, структурными изменениями производства и социальной сферы, индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;

подготовка кадров - процесс профессионального образования граждан, не имеющих профессии, специальности, с выдачей документов установленного образца;

повышение квалификации - образовательный процесс, направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, обусловленный научно-техническим и социально-экономическим развитием, индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;

профессиональное образование - образование, ориентированное на профессиональную деятельность, включающее подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

психоактивные вещества - алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные вещества, другие психостимуляторы, галюциногены и летучие растворители, за исключением табака и кофеина;

свидетельство диспетчера УВД - документ, выданный лицу из числа персонала ОрВД, удостоверяющий его права и обязанности в процессе профессиональной деятельности;

стажировка - вид повышения квалификации по освоению современной техники и технологий, передового опыта управления в органах государственного управления, ведущих научно-исследовательских учреждениях, передовых научно-производственных организациях, в том числе за рубежом;

управление воздушным движением (диспетчерское обслуживание воздушного движения) - действия диспетчеров ОВД, направленные на предотвращение столкновений воздушных судов между собой и с другими материальными объектами на земле и в воздухе, а также ускорение и упорядочение потока воздушных судов.

5. В настоящих авиационных правилах используются следующие сокращения:

АДП - аэродромный диспетчерский пункт;

АРМ - автоматизированное рабочее место;

АС УВД - автоматизированная система управления воздушным движением;

ВЛЭК - врачебно-летная экспертная комиссия;

ВС - воздушное судно;

ГА - гражданская авиация;

ДПК - диспетчерский пункт круга;

ДПП - диспетчерский пункт подхода;

ДПР - диспетчерский пункт руления;

КПК - курсы повышения квалификации;

МДП - местный диспетчерский пункт;

МКК - местная квалификационная комиссия;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

ОрВД - организация воздушного движения;

РЛУ - радиолокационное управление;

РП - руководитель полетов;

РТОП - радиотехническое обеспечение полетов;

РТС - радио-технические средства;

СДП - стартовый диспетчерский пункт.

ICАО - международная организация гражданской авиации;

6. Профессиональное обучение персонала ОрВД носит непрерывный характер и осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний, усовершенствования профессионального мастерства в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и является основным звеном в эффективном функционировании системы ОрВД.

7. В государственных учреждениях образования ГА вопросы ОрВД изучаются в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования конкретной специальности.

8. Контроль выполнения требований настоящих Авиационных правил возлагается на авиационную администрацию, координирующую деятельность по ОрВД, в соответствии со стандартами ICАО.

9. Авиационный персонал ОрВД подразделяется на:

РП;

старших диспетчеров;

диспетчеров - инструкторов УВД;

диспетчеров УВД;

диспетчеров полетно-информационного обслуживания;

диспетчеров ОрВД.

10. Профессиональная подготовка персонала ОрВД осуществляется в следующих основных формах:

обучение в учреждениях образования в дневной и заочной формах;

переподготовка в учреждениях образования (их подразделениях);

повышение квалификации в учреждениях образования (их подразделениях);

организованное обучение на производстве;

стажировка.

11. Ответственность за организацию и планирование профессионального обучения, а также контроль за своевременностью ее проведения возлагается на начальников служб воздушного движения.

12. Ответственность за качество повышения квалификации персонала ОрВД возлагается на учреждение образования ГА.



Глава 2

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ



13. К персоналу ОрВД, имеющему действующее свидетельство диспетчера УВД (за исключением диспетчеров ОрВД), предъявляются следующие требования:

наличие диплома о профессиональном образовании или переподготовке по данной специальности;

наличие действующего свидетельства диспетчера УВД;

наличие соответствующей квалификационной отметки;

наличие действующего допуска к работе, по крайней мере, на одном из диспетчерских пунктов;

знание и владение правилами ведения радиосвязи и фразеологией радиообмена;

владение общим английским языком на уровне, обеспечивающем качественное выполнение своих функциональных обязанностей;

наличие действующего медицинского заключения о годности к работе диспетчером.

14. К диспетчерам ОрВД предъявляются следующие требования:

наличие диплома о профессиональном образовании или переподготовке по данной специальности;

наличие действующего свидетельства диспетчера УВД;

наличие соответствующей квалификационной отметки;

наличие действующего допуска к работе на рабочем месте;

владение английским языком на уровне, обеспечивающем качественное выполнение своих функциональных обязанностей;

наличие действующего медицинского заключения о годности к исполнению функциональных обязанностей.

15. К диспетчерам - стажерам, предъявляются следующие требования:

наличие диплома о профессиональном образовании или переподготовке по данной специальности, или справки установленного образца;

знание и владение правилами ведения радиосвязи и фразеологией радиообмена, английским языком на уровне, обеспечивающем качественное выполнение функциональных обязанностей при прохождении стажировки;

наличие действующего медицинского заключения о годности к работе диспетчером.

16. Обладателю свидетельства диспетчера УВД запрещается:

осуществлять деятельность по ОВД в случае отсутствия или потери свидетельства;

осуществлять деятельность по ОВД, находясь под воздействием психоактивных веществ;

осуществлять деятельность по ОВД в случае резкого ухудшения состояния здоровья или самочувствия.

17. Обладатель свидетельства диспетчера УВД обязан:

по уровню знаний, умений и навыков соответствовать требованиям, предъявляемым к действующим квалификационным отметкам;

своевременно и в установленные сроки подтверждать уровень знаний, умений и навыков в соответствии с имеющимися допусками к работе;

информировать руководителя центра (службы воздушного движения) об утрате годности к выполнению своих функций по состоянию здоровья;

информировать руководителя центра (службы воздушного движения) об утрате свидетельства диспетчера УВД.



Глава 3

ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ



18. Подготовка персонала ОрВД проводится в дневной форме обучения в учреждениях образования ГА.

В заочной форме получение высшего образования осуществляется лицами, имеющими среднее специальное образование и работающими по данной специальности.

Прием абитуриентов в учреждения образования, занимающиеся подготовкой персонала ОрВД, осуществляется в соответствии с требованиями Министерства образования.

Студенту (слушателю) учреждения образования ГА, завершившему обучение в дневной форме, выдается диплом, дающий право приступить к стажировке, а после ее успешного завершения получить:

свидетельство диспетчера УВД;

первоначальный допуск к работе;

одну из квалификационных отметок;

допуск к ведению радиосвязи на английском языке;

третий класс диспетчера УВД.

Диплом учреждения образования ГА по подготовке персонала ОрВД дает право приступить к стажировке для получения любой из квалификационных отметок.

19. Переподготовка персонала ОрВД проводится в дневной форме обучения.

На переподготовку направляются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование, владеющие английским языком на уровне не ниже третьего по шкале ICАО, прошедшие психофизиологическое обследование, имеющие действующее медицинское заключение о годности к работе, прошедшие собеседование с руководителем организации и получившие направление согласно приложению 1.

Переподготовка слушателей проводится в объеме учебного плана, согласованного с авиационной администрацией.

Для переподготовки с целью получения одной из квалификационных отметок разрабатываются соответствующие учебные программы.

Слушателю, успешно завершившему переподготовку, выдается диплом, дающий право приступить к стажировке на диспетчерском пункте и после ее успешного завершения получить:

свидетельство диспетчера УВД;

первоначальный допуск к ОВД;

одну из квалификационных отметок в зависимости от программы обучения;

допуск к ведению радиосвязи на английском языке;

третий класс диспетчера УВД.

Персоналу ОрВД, получившему допуск к работе по квалификационной отметке "диспетчер ОрВД", класс диспетчера УВД не присваивается и допуск к ведению радиосвязи на английском языке не выдается.

20. Персонал ОрВД, связанный с обслуживанием и обеспечением международных полетов, должны иметь документ, подтверждающий знание английского языка в объеме, обеспечивающем качественное выполнение функциональных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью.



Глава 4

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛЕТОВ, СТАРШИХ ДИСПЕТЧЕРОВ

И ДИСПЕТЧЕРОВ-ИНСТРУКТОРОВ



21. В качестве кандидатов для выдвижения на должности РП, старшего диспетчера и диспетчера инструктора утверждаются лица из числа наиболее подготовленных специалистов службы воздушного движения, имеющих опыт работы по ОрВД не менее пяти лет.

Отбор кандидатов проводится на конкурсной основе среди кандидатов, отвечающих требованиям квалификационных характеристик. Решение об утверждении кандидатов для выдвижения принимается на заседании методического совета организации с учетом:

образования;

возраста;

стажа работы;

наличия специальной подготовки (КПК);

уровня квалификации;

инструкторского допуска;

способностей проведения учебно-методической работы;

наличия организаторских способностей.

22. Специалисты, утвержденные в качестве кандидатов для выдвижения на должность РП, старшего диспетчера или диспетчера инструктора, должны пройти обучение по специальной программе подготовки старших диспетчеров, РП или диспетчеров-инструкторов.

Обучение проводится по программам, согласованным с авиационной администрацией.

23. По окончании обучения специалист должен пройти стажировку, после успешного завершения которой делается запись в свидетельстве диспетчера УВД о допуске:

к проведению стажировки в качестве инструктора на соответствующем диспетчерском пункте или рабочем месте;

к инструкторской работе на тренажере;

к исполнению обязанностей старшего диспетчера;

к исполнению обязанностей РП.

24. Кандидатуры РП перед назначением на должность согласовываются на заседании высшей квалификационной комиссии.

25. Кандидат на проведение стажировки в качестве инструктора на рабочем месте и к инструкторской работе на тренажере утверждается на методическом совете с учетом опыта работы (не менее 2 лет в соответствии с квалификационной отметкой и не менее 6 месяцев на диспетчерском пункте, секторе, рабочем месте проведения стажировки).

Кандидат проходит обучение и стажировку по специальной программе подготовки диспетчеров-инструкторов и получает допуск:

к проведению стажировки в качестве инструктора на соответствующем диспетчерском пункте или рабочем месте;

к инструкторской работе на тренажере.



Глава 5

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ



26. Персонал ОрВД обязан постоянно поддерживать и повышать достигнутый уровень квалификации и профессиональной подготовки. С этой целью проводятся:

теоретическая подготовка;

обучение на КПК;

проверка практических навыков;

отработка практических навыков по действиям в аварийной ситуации.

27. Повышение уровня профессиональной подготовки персонала ОрВД достигается:

прохождением КПК в учреждениях образования ГА;

проведением профессиональной учебы;

самостоятельной подготовкой;

отработкой практических навыков на тренажере (для диспетчеров УВД);

стажировкой на диспетчерском пункте, секторе, рабочем месте.

28. Повышение квалификации персонала ОрВД проводится на КПК в учреждениях образования, имеющих документ на осуществление образовательной деятельности соответствующего уровня. Основанием для направления на КПК являются графики, составляемые на год или полугодие. Графики согласовываются с руководителями организации-заказчика и учреждения образования.

29. Повышение квалификации персонала ОрВД проводится в целях изучения современных правил и процедур ОВД, освоения новых технических средств наблюдения, навигации и связи, совершенствования знаний и умений по своей профессии, приобретения навыков в организаторской и методической работе.

30. Основанием для зачисления слушателя на КПК является приказ о направлении специалиста на КПК или, при обучении за счет собственных средств, личное заявление кандидата на обучение.

31. Обучение на КПК проводится на регулярной основе в соответствии с учебными планами и программами, согласованными с авиационной администрацией.

32. Повышение квалификации должно проводиться не реже одного раза в 3 года. Сроки прохождения КПК отсчитываются со дня выдачи диплома (сертификата) об окончании учреждения образования или свидетельства об окончании предыдущих КПК.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.