Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 17.05.2006 N 6 "Об утверждении авиационных правил "Профессиональная подготовка авиационного персонала по организации воздушного движения"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

33. РП, а также специалисты, имеющие допуск к исполнению обязанностей РП дополнительно, один раз в 5 лет, проходят КПК РП.

Диспетчеры-инструкторы, а также специалисты, имеющие допуск к инструкторской работе, дополнительно, не реже одного раза в 5 лет, проходят обучение на КПК диспетчеров-инструкторов.

34. При производственной необходимости допускается смещение сроков прохождения очередных КПК, но не более чем на 3 месяца.

35. По решению авиационной администрации организованное обучение на производстве персонала ОрВД приравнивается к прохождению КПК в следующих случаях:

обучение при подготовке для работы на новых технических средствах УВД;

обучение при введении новых правил и процедур ОВД;

обучение в учреждениях образования и учебных центрах других государств по специализированным программам;

повышение в классе.

36. Персонал ОрВД, обучающийся в заочной форме по профилю ОрВД в высших учреждениях образования, от прохождения КПК освобождается.

37. Персонал ОрВД, не прошедший в установленные сроки очередные КПК, независимо от причин, отстраняется от исполнения обязанностей. Ответственность за своевременное направление специалистов на КПК возлагается на начальников центров и служб воздушного движения.

38. По окончании КПК слушатели получают свидетельство о повышении квалификации установленной формы согласно приложению 2 или сертификат учебного центра, в котором указываются изученные (прослушанные) дисциплины и итоговые оценки.

Оценки, полученные по окончании КПК, действительны в течение 1 года.

39. Слушатель, получивший оценку ниже установленной для его класса, в 14-дневный срок со дня выдачи свидетельства имеет право на повторную сдачу экзамена (дифференцированного зачета) по данной дисциплине.

Результаты повторной сдачи отражаются в отдельной ведомости для каждой дисциплины, копия которой прилагается к ранее выданному свидетельству.

40. Специалист, получивший оценку ниже установленной для его класса и не прибывший в установленный срок на пересдачу или повторно не пересдавший экзамен (дифференцированный зачет), отстраняется от исполнения непосредственных обязанностей до принятия решения руководителем организации и вопрос выносится на МКК. На заседании МКК принимается решение о соответствии специалиста присвоенному классу, а для диспетчера 3-го класса - о целесообразности его использования на должностях, связанных с ОВД.

41. Для поддержания соответствующего уровня практических навыков диспетчеры УВД должны осуществлять ОВД на диспетчерских пунктах (секторах, рабочих местах) не менее 4 часов ежемесячно, в соответствии с действующими допусками.

42. В случае перерыва в работе более 6 месяцев проверка практических навыков и подтверждение ранее имевшегося допуска осуществляется после стажировки на соответствующем диспетчерском пункте (секторе, рабочем месте).

Объем стажировки определяет начальник службы (центра) воздушного движения по результатам собеседования.

43. Стажировка и допуск к работе оформляются приказами.



Глава 6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УЧЕБА



44. Профессиональная учеба проводится с целью:

изучения и повторения специальных дисциплин и основных нормативных документов, регламентирующих работу персонала ОрВД; изучения обстоятельств и причин авиационных событий и профилактических мер по их предупреждению;

углубления и закрепления знаний правил полетов и обслуживания воздушного движения, эксплуатации средств наблюдения, навигации и связи, авиационной метеорологии;

изучения и внедрения передового опыта по аэронавигационному обслуживанию;

ознакомления с новейшими научными и техническими разработками в области ОВД;

изучения других вопросов, связанных с производственной деятельностью.

45. Профессиональная учеба проводится в соответствии с графиком, который разрабатывается на 6 месяцев.

46. Планы профессиональной учебы составляются на месяц с учетом особенностей организации труда, требований нормативных документов и из расчета не менее 8 часов в месяц. Время занятий входит в рабочее время.

47. Профессиональная учеба организуется руководителем центра (службы воздушного движения) и проводится, как правило, РП, диспетчером-инструктором (старшим диспетчером) со всем личным составом смены. К проведению занятий могут привлекаться представители других служб, участвующих в обеспечении полетов.

48. Основными видами профессиональной учебы являются:

теоретические занятия;

самостоятельная подготовка;

тренажерная подготовка;

розыгрыш УВД (для диспетчеров УВД);

разбор работы.

49. Теоретические занятия проводятся в виде лекции, семинара, конференции в соответствии с планом профессиональной учебы.

50. Самостоятельная подготовка персонала ОрВД проводится в случаях пропуска ими занятий. Персонал ОрВД, не изучивший поступившие документы или информацию по безопасности полетов, обязаны до заступления на дежурство самостоятельно изучить необходимый материал. Контроль качества самостоятельной подготовки проводится их непосредственными начальниками.

51. Тренажерная подготовка проводится на диспетчерских тренажерах и имеет целью совершенствование технологии работы диспетчеров УВД и отработку практических навыков. Тренажерная подготовка проводится персоналом ОрВД, имеющим допуск к инструкторской работе на тренажере.

52. Розыгрыши УВД проводятся в сменах РП (старшим диспетчером) в период проведения инструктажа смены с целью качественной подготовки специалистов к работе в ожидаемых условиях, аварийных ситуациях и непредвиденных обстоятельствах.

Розыгрыш УВД включает:

постановку контрольных вопросов;

разбор вариантов возможного развития ситуации и действий диспетчеров УВД;

оценку действий диспетчеров УВД.

53. Разбор работы дежурной смены проводится РП (старшим диспетчером) по окончании смены в специально оборудованном помещении. При необходимости его проводят лица руководящего состава.

Разбор работы проводится с целью:

анализа работы персонала ОрВД и обеспечивающих служб;

оценки работы смены, отдельных специалистов и служб;

обобщения и внедрения передового опыта работы.

54. О проведенных занятиях делается соответствующая запись в журнале учета изучения руководящих документов или журнале профессиональной учебы.

55. Ответственность за планирование, организацию, проведение и контроль состояния профессиональной учебы возлагается на начальников центров и служб воздушного движения.



Глава 7

СТАЖИРОВКА И ДОПУСК К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ



56. К стажировке на диспетчерском пункте (секторе, рабочем месте) допускаются специалисты, имеющие диплом об окончании учреждения образования или справки установленного образца и медицинское заключение о годности к работе.

57. Стажировка оформляется приказом с указанием объема и сроков проведения.

58. За каждым обучаемым закрепляется инструктор, имеющий допуск к проведению стажировки на рабочем месте. Передача подготовки стажера другому инструктору без оформления соответствующего приказа запрещается.

59. Перед началом стажировки со стажером проводится собеседование. Объем стажировки определяется по результатам собеседования и может быть установлен от 90 до 600 часов, в зависимости от уровня подготовки стажера.

60. Стажировка проводится по специальной программе согласно приложению 3, которая разрабатывается отдельно для каждого диспетчерского пункта или рабочего места исходя из местных особенностей, интенсивности полетов, сложности используемых средств наблюдения, навигации и связи, уровня автоматизации.

61. Программа стажировки включает в себя следующие этапы:

теоретическую подготовку;

изучение средств наблюдения, навигации и связи, автоматизированной системы УВД, АРМ и оборудования на рабочем месте;

практическую подготовку;

ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов ОВД.

62. После окончания каждого этапа стажировки проводится проверка уровня усвоения стажером изученного материала и владения практическими навыками и делается вывод о готовности стажера к следующему этапу стажировки.

63. Практическая подготовка включает тренажерную подготовку в объеме не менее 18 часов, а для диспетчеров УВД, стажирующихся по программе диспетчера РЛУ района или подхода - не менее 40 часов. В процессе тренажерной подготовки отрабатываются навыки работы на рабочем месте в условиях высокой интенсивности полетов, действия в аварийных ситуациях и непредвиденных обстоятельствах.

64. После выполнения программы стажировки, проверяется уровень теоретических знаний и практических навыков на тренажере или на рабочем месте.

При допуске к работе в качестве РП, старшего диспетчера, диспетчера полетно-информационного обслуживания или диспетчера ОрВД прохождение тренажерной подготовки и проверка практических навыков на тренажере не производится.

65. Решение о допуске к работе принимается на заседании МКК. Для получения допуска к работе документы согласно приложениям 3 - 6 предоставляются в МКК.

66. На основании решения МКК издается приказ о допуске специалиста к работе, на основании которого в свидетельство диспетчера УВД вносится соответствующая запись о квалификационной отметке и допуске к работе на диспетчерском пункте (секторе, рабочем месте).

Запись о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе, рабочем месте) является неотъемлемой частью квалификационной отметки и подтверждает право диспетчера на управление воздушным движением или выполнение других функций, включая использование средств РТОП.

67. Объем и сроки проведения стажировки могут быть увеличены в случае, когда стажер показал неудовлетворительные знания или неудовлетворительные практические навыки. На основании вывода и по представлению инструктора объем стажировки может быть увеличен до 100%. Увеличение объема и продление срока стажировки оформляется приказом.

68. Стажировка может быть прекращена, если диспетчер-стажер:

не овладел минимальным уровнем теоретических знаний для перехода на этап практической подготовки, с учетом дополнительно выделенного времени;

показал неудовлетворительные практические навыки с учетом времени продления стажировки.

Решение о прекращении стажировки и о дальнейшей профессиональной деятельности принимает руководитель организации по представлению начальника центра или службы воздушного движения.

69. Инструкторский состав несет ответственность за качество и полноту стажировки, объективность и обоснованность заключений о готовности стажера к самостоятельной работе.



Глава 8

ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ



70. Проверка теоретических знаний персонала ОрВД проводится с использованием Перечня контрольных вопросов для проверки уровня теоретических знаний персонала ОрВД. Проверка знаний проводится с использованием компьютерной техники или по билетам в письменной или устной форме в следующих случаях:

при допуске к самостоятельной работе;

при продлении срока действия свидетельства;

при повышении или подтверждении класса;

по указанию начальника центра (службы) воздушного движения, старшего должностного лица.

71. Теоретические знания проверяются в зависимости от категории персонала ОрВД и наличия действующих допусков к работе.

72. Специалисты, имеющие квалификационную отметку диспетчера аэродрома, диспетчера РЛУ подхода, диспетчера процедурного контроля района и диспетчера РЛУ района проходят проверку теоретических знаний:

72.1. при продлении срока действия свидетельства и при повышении или подтверждении класса проверка теоретических знаний проводится по дисциплинам:

воздушное право;

ОрВД;

правила и процедуры ОВД;

предотвращение авиационных происшествий в ГА;

средства наблюдения, навигации и связи;

авиационная метеорология;

основы аэродинамики, основные летно-технические характеристики ВС;

воздушная навигация;

72.2. при допуске к самостоятельной работе проверка теоретических знаний проводится по дисциплинам:

ОрВД;

правила и процедуры ОВД;

предотвращение авиационных происшествий в ГА;

средства наблюдения, навигации и связи;

авиационная метеорология;

основы аэродинамики, основные летно-технические характеристики ВС.

73. Специалисты, имеющие квалификационную отметку диспетчера ОрВД, проходят проверку теоретических знаний по следующим дисциплинам:

воздушное право;

ОрВД;

правила и процедуры ОВД;

средства наблюдения, навигации и связи.

74. РП и специалисты, имеющие допуск к исполнению обязанностей РП дополнительно проходят проверку теоретических знаний по:

организации работы смены;

порядку действий при авиационном событии;

порядку обеспечения и обслуживания литерных рейсов;

организации взаимодействия с органами (службами), участвующими в обеспечении полетов;

порядку использования средств документирования объективного контроля.

75. Для проверки теоретических знаний по билетам или тестирования при проведении проверки с использованием компьютерной техники разрабатываются экзаменационные вопросы. Экзаменационные вопросы должны рассматриваться методическим советом организации и утверждаться на заседании МКК.

76. Проверка теоретических знаний с использованием компьютерной техники проводится по тестам, которые разрабатываются с учетом квалификационных отметок и допуска к работе. Тесты составляются отдельно для:

диспетчеров аэродрома;

диспетчеров РЛУ подхода;

диспетчеров процедурного контроля района;

диспетчеров РЛУ района;

диспетчеров ОрВД;

специалистов, имеющих допуск к исполнению обязанностей РП.

77. Проверка теоретических знаний осуществляется по следующим тестам:

воздушное право;

ОрВД;

правила и процедуры ОВД;

предотвращение авиационных происшествий в ГА;

средства наблюдения, навигации и связи;

авиационная метеорология;

основы аэродинамики, основные летно-технические характеристики воздушных судов;

воздушная навигация.

Тесты ОрВД, правила и процедуры ОВД и предотвращение авиационных происшествий в ГА состоят из 10 вопросов.

Тесты воздушное право, средства наблюдения, навигации и связи, авиационная метеорология, основы аэродинамики, основные летно-технические характеристики воздушных судов и воздушная навигация состоят из 5 вопросов.

78. Время на прохождение тестов ограничено и составляет:

для тестов ОрВД, правила и процедуры ОВД и предотвращение авиационных происшествий в ГА - 10 минут;

для тестов воздушное право, средства наблюдения, навигации и связи, авиационная метеорология, основы аэродинамики, основные летно-технические характеристики воздушных судов и воздушная навигация - 5 минут.

Дополнительный тест для специалистов, имеющих допуск к исполнению обязанностей РП, состоит из 10 вопросов, время на прохождение теста ограничено и составляет 10 минут.

Диспетчеры ОрВД проходят тест по дисциплинам, указанным в пункте 73. Тест состоит из 5 вопросов, время на прохождение теста ограничено и составляет 5 минут.

79. Программа обучения и контроля знаний состоит из обучающей части и части тестирования. Перед прохождением тестирования диспетчер ОрВД имеет право пройти тренировку.

80. Оценка результатов тестирования производится по следующим критериям:

80.1. на тесты:

ОрВД;

правила и процедуры ОВД;

предотвращение авиационных происшествий в ГА

для диспетчеров УВД и дополнительный тест для РП:

менее 50% положительных ответов - неудовлетворительно;

50% - 69% положительных ответов - удовлетворительно;

70% - 89% положительных ответов - хорошо;

90% - 100% положительных ответов - отлично;

80.2 на тесты:

воздушное право;

средства наблюдения, навигации и связи;

авиационная метеорология;

основы аэродинамики;

основные летно-технические характеристики воздушных судов;

воздушная навигация

для диспетчеров УВД и все тесты для диспетчеров ОрВД:

менее 60% положительных ответов - неудовлетворительно;

60% положительных ответов - удовлетворительно;

80% положительных ответов - хорошо;

100% положительных ответов - отлично.

81. Осуществлять проверку теоретических знаний персонала ОрВД по всем дисциплинам имеют право председатель и члены МКК, а с использованием компьютерной техники - руководители центров (служб) воздушного движения и диспетчеры-инструкторы.

82. Повторная проверка знаний разрешается не ранее чем через 3 дня. После повторного отрицательного результата специалист направляется на МКК для подтверждения класса или для принятия решения о целесообразности его использования для ОВД.

83. Результаты проверки теоретических знаний действительны в течение 6 месяцев.



Глава 9

ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ



84. С целью оценки уровня практических навыков, а также для восстановления, поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки проводятся проверки на диспетчерском тренажере или рабочем месте.

85. Проверка практических навыков проводится в следующих случаях:

перед допуском к работе;

при продлении срока действия свидетельства диспетчера УВД;

при повышении в классе;

при подтверждении класса;

после перерыва в работе более 30 дней;

при значительных изменениях в структуре воздушного пространства, правилах и процедурах ОВД, технологии работы диспетчера;

после авиационного события, произошедшего по вине диспетчера;

по решению РП (начальника центра или службы воздушного движения), а также по представлению старшего должностного лица в случае, если диспетчер УВД не выполнил или нарушил правила ОВД, процедуры, предусмотренные технологией работы, или его квалификация вызывает сомнение.

86. Плановая проверка практических навыков на диспетчерском тренажере или на рабочем месте проводится:

не реже одного раза в 6 месяцев для диспетчеров 1 и 2 класса и диспетчеров ОрВД;

не реже одного раза в 3 месяца для диспетчеров 3 класса.

87. Заявки на тренажерную подготовку персонала ОВД представляются ответственному за организацию и проведение тренажерной подготовки (руководителю тренажерной подготовки). На основании заявок руководитель тренажерной подготовки составляет и корректирует графики прохождения тренажерной подготовки. Изменения в графике прохождения тренажерной подготовки согласовываются с руководителем тренажерной подготовки.

88. Проверка практических навыков по УВД на диспетчерском тренажере проводится диспетчером-инструктором, имеющим соответствующую отметку о допуске к инструкторской работе на тренажере.

89. Перед проверкой и тренировкой проводится инструктаж, во время которого объясняются особенности и цели предстоящего упражнения. Во время инструктажа может быть произведена проверка уровня теоретической подготовки специалиста.

90. Инструктор имеет право не допустить к проверке или тренировке неподготовленного специалиста, о чем докладывается его непосредственному начальнику.

91. Перед выполнением проверочного (зачетного) упражнения диспетчер УВД должен пройти тренировки на диспетчерском тренажере общей продолжительностью:

91.1. при допуске к работе - не менее 18 часов, а для диспетчеров, имеющих квалификационные отметки диспетчера РЛУ района и подхода - не менее 40 часов;

91.2. при продлении срока действия свидетельства диспетчера УВД - не менее 2 часов;

91.3. при повышении и подтверждении класса - не менее 4 часов;

91.4. при значительных изменениях в структуре воздушного пространства, правил и процедур ОВД и технологии работы диспетчеров - не менее 2 часов;

91.5. при перерыве в работе более 30 дней - не менее 2 часов;

решением начальника центра (службы) воздушного движения, старшего должностного лица по представлению РП - не менее 2 часов;

91.6. по личному запросу диспетчера УВД - в объеме, согласованном с инструктором, но не менее 2 часов.

92. На выполнение одного проверочного или тренировочного упражнения отводится не менее 2-х часов.

93. Проверка или тренировка начинается, как правило, с отработки навыков по подготовке к дежурству в соответствии с технологией работы на данном диспетчерском пункте под контролем инструктора.

94. С каждым диспетчером УВД, впервые пришедшим на тренировку, проводится ознакомительное занятие с демонстрацией выполнения показательного упражнения. Кроме того, ознакомительное занятие рекомендуется выполнять по наиболее сложным процедурам или элементам технологии работы или по упражнениям, которые трудно усваиваются.

95. Проверки и тренировки могут проводиться как совместно, так и раздельно для диспетчеров УВД, имеющих допуски на смежных диспетчерских пунктах.

При проведении тренировки двух диспетчеров за одним пультом оценка выставляется по комплексу технологических операций каждому диспетчеру отдельно.

96. В процессе проверки на тренажере оцениваются следующие элементы:

прием дежурства и подготовка рабочего места;

соблюдение правил и процедур УВД;

анализ и разрешение конфликтных ситуаций;

соблюдение правил радиосвязи и фразеологии радиообмена;

приоритетность, регулирование очередности, управление скоростями, техника РЛУ (векторение, использование радиолокационного оборудования);

действия при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций.

97. Тренировки и проверки персонала ОрВД на диспетчерском тренажере проводятся по упражнениям согласно приложению 7.

98. Время проверки или тренировки персонала ОрВД на диспетчерских тренажерах включается в рабочее время.

99. В случае отсутствия возможности проведения проверки практических навыков на диспетчерском тренажере, проверка проводится на рабочем месте.

100. В процессе проверки на рабочем месте диспетчера УВД оцениваются следующие элементы:

прием дежурства и подготовка рабочего места;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.