Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.04.2006 N 51 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 19 мая 2006 г. N 8/14451



На основании Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанным в г.Астане 15 сентября 2004 года, Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций" Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. N 124 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 25, 8/10533; N 123, 8/11309; 2006 г., N 39, 8/14075), следующие изменения и дополнения, изложив ее в следующей редакции:



                                                 "УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства
                                                 по налогам и сборам
                                                 Республики Беларусь
                                                 29.12.2003 N 124
 


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ



Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ТЕРМИНЫ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ



1. Настоящая Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (далее - Инструкция) разработана на основании Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс), Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286) (далее - Порядок), Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 8, 2/923), Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 23, 1/191; 2002 г., N 142, 1/4230), статьи 9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 4, ст. 75), Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 5, ст. 79; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 6, 2/1175), пункта 11 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 2 февраля 1994 года "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 7, ст. 94), Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 63, 2/785), Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года.

2. В настоящей Инструкции используются следующие основные сокращения и термины:

плательщики - организации и физические лица, указанные в статье 13 Кодекса;

иные обязанные лица - налоговые агенты, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, правопреемники реорганизованных организаций, наследники, органы опеки и попечительства или лица, ими уполномоченные, при исполнении налогового обязательства и уплате пеней лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, поручители;

налоги - налоги, сборы (пошлины);

НДС - налог на добавленную стоимость;

проверяющие - должностные лица налоговых органов, осуществляющие налоговую проверку и (или) проверку финансово-хозяйственной деятельности плательщика;

налоговые органы, инспекции МНС, МНС - инспекции Министерства по налогам и сборам, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;

руководитель налогового органа - Министр по налогам и сборам Республики Беларусь, заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь, начальник инспекции МНС, заместитель начальника инспекции МНС.



Глава 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК. СОБЛЮДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ



3. Основными задачами, стоящими перед проверяющими налоговых органов, являются:

3.1. контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;

3.2. контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;

3.3. осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, на которое обращено взыскание неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней, примененных экономических санкций;

3.4. выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;

3.5. выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

3.6. принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, пеней, примененных экономических санкций, наложенных административных штрафов.

4. С целью соблюдения профессиональной этики, недопущения случаев компрометации и обеспечения собственной безопасности проверяющий должен:

4.1. немедленно сообщать непосредственному руководителю в случае, если ему будет поручено проверить организацию, где работают его родственники, или о наличии иных оснований, могущих повлиять на объективность проверки, с целью замены объекта проверки;

4.2. проводить прием посетителей и консультации плательщиков (иных обязанных лиц), обращающихся в инспекции МНС, только на служебных местах;

4.3. обращать внимание по завершении приема посетителей на то, чтобы ими не оставлялись личные вещи в служебных помещениях инспекции МНС;

4.4. не принимать от посторонних лиц любые вещи для передачи другим должностным лицам налогового органа, в том числе и под предлогом их отсутствия;

4.5. не оставлять посторонних лиц в служебных помещениях одних без присутствия других работников налогового органа;

4.6. не вести телефонных разговоров с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) или его представителями, не касающихся вопросов проведения проверки;

4.7. производить вручение акта проверки, изъятие у плательщика (иного обязанного лица) документов, свидетельствующих о занижении (сокрытии) объектов налогообложения с участием других должностных лиц налогового органа (либо с привлечением представителей правоохранительных органов);

4.8. немедленно сообщать руководителю налогового органа о случаях угроз, шантажа и попыток подкупа со стороны плательщика (иного обязанного лица) (его представителей);

4.9. выполнять другие обязанности, установленные законодательством и (или) утвержденные руководителем налогового органа.



Глава 3

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК



5. При проведении проверок должностные лица налоговых органов обязаны:

5.1. действовать в строгом соответствии с законодательством;

5.2. не нарушать права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица), быть вежливыми, внимательными и корректными с плательщиком (иным обязанным лицом) или его представителями, не унижать их чести и достоинства;

5.3. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, пеней, а также контроль за соблюдением иного законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

5.4. в порядке, установленном законодательством, проводить налоговые и выездные проверки;

5.5. требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства, а также иных правонарушений и контролировать исполнение этих требований;

5.6. передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым и иным законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства или по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица);

5.7. соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) в соответствии со статьей 79 Кодекса;

5.8. принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

5.9. передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы проверок и решение о применении экономических санкций по фактам нарушений;

5.10. взыскивать в порядке, установленном Кодексом, неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, пеней и в соответствии с Порядком неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы экономических санкций.

6. При проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право:

6.1. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимую для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

6.2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

6.3. заявлять ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

6.4. заявлять ходатайства о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

6.5. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

6.6. при проведении проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие документы бухгалтерского и (или) налогового учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке и случаях, установленных законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

6.7. приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках в случаях и порядке, установленных статьей 53 Кодекса;

6.8. доступа проверяющих на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);

6.9. назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

6.10. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

6.11. вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

6.12. проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками (иными обязанными лицами) налогового и иного законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств;

6.13. изымать при проведении выездной проверки в порядке, установленном статьей 76 Кодекса и настоящей Инструкцией, документы плательщика (иного обязанного лица), в том числе электронные документы, хранящиеся на машинных носителях (дискеты, CD-диски, стриммерные кассеты, флэш-накопители и др.) и (или) на оборудовании (системном блоке компьютера (сервера); кассовых суммирующих аппаратах; специальных компьютерных системах; таксометрах; билетопечатающих машинах и др.), путем временного (на срок не более месяца) изъятия машинных носителей информации и (или) оборудования. При необходимости срок может быть продлен по распоряжению руководителя налогового органа;

6.14. в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Инструкцией, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей правонарушителя, которые являются объектами нарушения законодательства;

6.15. в установленном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами, счетами, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых плательщиков (иных обязанных лиц), о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

6.16. налагать в соответствии со статьей 54 Кодекса, пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. N 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 18, 1/5269) и настоящей Инструкцией на имущество нарушителей налогового и иного законодательства арест;

6.17. при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского и (или) налогового учета и других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке, определяемом разделом VII настоящей Инструкции, на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности;

6.18. требовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого плательщика (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - заверенные их подписями), а также подписания акта проверки, в том числе промежуточного, или справки проверки руководителем организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии - представителем организации (обособленного подразделения организации) либо индивидуальным предпринимателем, при его отсутствии - представителем индивидуального предпринимателя, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (обособленного подразделения организации);

6.19. принимать меры по привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение плательщиком (иным обязанным лицом) законодательства, регулирующего экономические отношения;

6.20. осуществлять иные действия в соответствии с законодательством.



Раздел II

ПРОВЕРКИ, ПРОВОДИМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ



Глава 4

ВИДЫ ПРОВЕРОК, ПРОВОДИМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ



7. Налоговыми органами в соответствии с Кодексом осуществляются налоговые проверки, а в соответствии с иным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц.

Проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц - способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, а также соблюдения ими иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, за исключением контроля, в процессе которого осуществляется правильность исчисления и уплаты налогов.

8. В целях сокращения числа проверок одного и того же плательщика (иного обязанного лица) налоговые органы, как правило, совмещают проведение налоговой проверки с проверкой финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц. Такая проверка является выездной проверкой.

Выездная проверка, в том числе проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности, проводится в соответствии с Порядком и настоящей Инструкцией.



Глава 5

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК



9. Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.

10. Налоговые проверки по основанию назначения делятся на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых осуществляются в соответствии с Порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

11. Налоговые проверки по видам делятся на камеральные и выездные налоговые проверки.

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.



Глава 6

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА



12. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов и сведений о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа, в том числе о его государственной регистрации.

В ходе камеральной налоговой проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда, соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) установленному в учредительных документах размеру уставного фонда, соблюдение плательщиком (иным обязанным лицом) срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, установление факта неосуществления предпринимательской деятельности свыше шести месяцев, уплата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и акцизов по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, полнота и своевременность выполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию сумм налогов, соблюдение требований законодательства о проведении обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и представления в налоговый орган заключения о его результатах и другие вопросы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы.

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки.

Днем назначения камеральной налоговой проверки является день составления акта камеральной проверки, а днем составления акта камеральной налоговой проверки считается день подписания акта проверки проверяющим.

13. В случае установления фактов нарушений налогового законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки согласно приложению 1 к настоящей Инструкции. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решения и его обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок, изложенным в разделе VIII настоящей Инструкции.

При отсутствии нарушений налогового законодательства должностным лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных без составления справки проверки и на представленных плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняются запись: "Проверено" и личная подпись, после чего налоговые декларации (расчеты), декларации приобщаются к делу плательщика (иного обязанного лица).

Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства, в том числе для приостановления операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) при установлении факта неисполнения (неполного исполнения) налогового обязательства либо непредставления в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки.



Глава 7

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА



14. Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (либо в помещении инспекции МНС в случаях, определяемых настоящей Инструкцией) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

15. Выездная налоговая проверка может быть комплексной или тематической:

15.1. при проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты (удержания и перечисления) в бюджет всех налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иного обязанного лица), и (или) выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица), его дебиторской задолженности для взыскания за их счет налогов, сборов, пеней, экономических санкций за период:

с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица) (в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации) либо с даты фактического начала предпринимательской деятельности (в случае осуществления такой деятельности без государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах);

с даты, установленной законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

Указанные налоговые периоды, подлежащие комплексной проверке, остаются неизменными и дополнительное предписание не выписывается, если в ходе проверки возникла необходимость проверки вопроса о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм налога, пени при наличии письменного заявления плательщика (иного обязанного лица). В таких случаях в ранее выданное предписание вносятся дополнения, предусматривающие проверку названных вопросов за периоды, указанные в заявлении плательщика (иного обязанного лица).

В ходе комплексной проверки в обязательном порядке подлежат проверке вопросы, отраженные в пункте 46 настоящей Инструкции.

В случае, когда проверка проводится по постановлению органа предварительного следствия или на основании судебного акта, период проверки и конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовываются с органом, назначившим (инициировавшим) проверку;

15.2. в ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.

16. Тематические выездные налоговые проверки изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для обращения на них взыскания образовавшейся задолженности по налогам, сборам, пеням, экономическим санкциям и проверки соблюдения порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности, оформляются актом (справкой) произвольной формы; тематические выездные проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности для обращения взыскания налогов, сборов, пеней, экономических санкций за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) оформляются актом согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и на них не распространяется порядок рассмотрения и принятия решения, установленный настоящей Инструкцией.



Глава 8

ВСТРЕЧНАЯ ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА



17. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица) финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

18. Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.



Глава 9

РЕЙДОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА



19. Рейдовая налоговая проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками (иными обязанными лицами) в части хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за соблюдением налогового и иного законодательства.

20. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с:

приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов);

производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг);

хранением и перемещением товарно-материальных ценностей.

Целью рейдовой проверки являются контроль за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбор оперативной информации, проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.



Глава 10

ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК ВИД ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ



21. При проведении проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц устанавливается соблюдение ими норм законодательства (за исключением налогового законодательства), контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

22. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы проверяют соблюдение организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами установленного законодательством порядка:

обязательной продажи части валютной выручки;

выдачи лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение специального разрешения (лицензии);

расчетов между субъектами предпринимательской деятельности;

обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь;

правил ведения кассовых операций;

производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;

ввоза пива солодового и его оборота на территории Республики Беларусь;

маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;

получения и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи, предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;

учета и использования бланков строгой отчетности.

Налоговыми органами также проверяются вопросы соблюдения иного законодательства, контроль за которыми возложен на налоговые органы.



Раздел III

ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК



Глава 11

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК.

КООРДИНАЦИЯ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ С ДРУГИМИ

КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ



23. Плановой выездной проверкой является проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г.Минске) (далее - координационный план контрольной деятельности).

Плановые выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей проводятся только после их включения в координационный план контрольной деятельности.

Инспекции МНС по районам (городам) согласовывают с инспекциями МНС по областям и г.Минску перечни субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих включению в координационный план контрольной деятельности, на предмет необходимости их проверки.

Основанием для включения плательщика в координационный план контрольной деятельности являются:

результаты анализа налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган и связанных с налогообложением;

результаты анализа информационных ресурсов, включая компьютерные базы данных, а также сведений о дате проведения последней выездной налоговой проверки;

материалы рейдовых проверок;

извещения (с указанием срока проведения проверки) налогового органа, на учете в котором состоит плательщик, уплачивающий налоги в централизованном порядке, поступившего в налоговый орган по месту постановки на учет его структурного подразделения (филиала);

поручения контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей вышестоящих налоговых органов;

установленная периодичность проведения выездных налоговых проверок;

иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в установленном порядке.

Кроме того, в координационный план контрольной деятельности включаются подлежащие ликвидации субъекты предпринимательской деятельности.

При этом включение проверок в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания налоговым органом конкретных темы проверки, субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке, и срока проведения такой проверки.

24. Периодичность проведения плановых комплексных выездных проверок устанавливается:

24.1. один раз в год для плательщиков (иных обязанных лиц), у которых размер уплаченных налогов, сборов (пошлин) в республиканский и местные бюджеты по итогам предыдущего года составляет в суммарном выражении не менее 50% от общей суммы уплаченных налогов, сборов (пошлин) организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в соответствующем налоговом органе и (или) которым были зачтены (возвращены) из бюджета суммы превышения налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации, превышающие 20% от общей суммы зачтенных (возвращенных) сумм НДС по заявлениям плательщиков, состоящих на учете в соответствующем налоговом органе;

24.2. не реже одного раза в два года для организаций и индивидуальных предпринимателей, сумма налогов которых значительно уменьшилась (с учетом индекса - дефлятора ВВП) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при незначительном изменении полученной выручки, а также для индивидуальных предпринимателей, у которых затратная часть составляет 90 и более процентов от полученной выручки;

24.3. не реже одного раза в 5 лет:

24.3.1. для плательщиков (иных обязанных лиц), обеспечивших выполнение следующих условий:

отсутствие задолженности по налогам;

отсутствие нарушений по результатам проверок ведомственной контрольно-ревизионной службы либо наличие ежегодных безусловно положительных аудиторских заключений о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательной аудиторской проверке;

применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями;

24.3.2. для некоммерческих организаций, своевременно представляющих налоговые декларации (расчеты) при исполнении налоговых обязательств в установленный законодательством срок или представлении информации в налоговый орган по месту постановки на учет о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

24.3.3. для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, ежемесячно уплачивающих единый налог (за исключением индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары), при отсутствии у них задолженности по налогам и нарушений законодательства при проведении рейдовых проверок;

24.4. не реже одного раза в три года для организаций и индивидуальных предпринимателей, не указанных выше;

24.5. в течение года со дня государственной регистрации или постановки на учет для вновь созданных организаций (их филиалов, представительств) частной формы собственности (в целях упреждения лжепредпринимательской деятельности).

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.