Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 N 50/45 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 12 июня 2006 г. N 8/14546



На основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", и в целях совершенствования порядка ведения индивидуальными предпринимателями учета доходов, расходов и хозяйственных операций Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями.

2. Признать утратившими силу:

2.1. Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями, утвержденную Министерством финансов Республики Беларусь и Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1995 г. N 46/18 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., N 2);

2.2. письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 1997 г. N 4 и Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30 января 1997 г. N 03/7 "Изменения и дополнения в Инструкцию Министерства финансов Республики Беларусь и Главной государственной налоговой инспекции при Кабинете Министров Республики Беларусь о порядке ведения учета предпринимательской деятельности физическими лицами, осуществляющими эту деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь, от 10.11.95 г. N 46/18" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., N 5);

2.3. приказы Министерства финансов Республики Беларусь от 15 января 1998 г. N 10 и Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 15 января 1998 г. N 4 "Об утверждении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета предпринимательской деятельности физическими лицами, осуществляющими эту деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 5);

2.4. приказ Министерства финансов Республики Беларусь и Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 июня 1998 г. N 160/79 "О внесении изменения и дополнения в Инструкцию" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 15);

2.5. приказ Министерства финансов Республики Беларусь и Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 14 мая 1999 г. N 120/110 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения учета предпринимательской деятельности физическими лицами, осуществляющими эту деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 47, 8/406);

2.6. постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. N 75/85 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета предпринимательской деятельности физическими лицами, осуществляющими эту деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь, утвержденную Министерством финансов Республики Беларусь и Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1995 г. N 46/18" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 85, 8/3947);

2.7. постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 сентября 2001 г. N 123/97 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями, утвержденную Министерством финансов Республики Беларусь и Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1995 г. N 46/18" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 92, 8/7222);

2.8. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2002 г. N 50/65 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями, утвержденную Министерством финансов Республики Беларусь и Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1995 г. N 46/18" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 52, 8/8057);

2.9. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 15 апреля 2003 г. N 43/59 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями, утвержденную Министерством финансов Республики Беларусь и Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Беларусь от 10 ноября 1995 г. N 46/18" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 52, 8/9461);

2.10. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. N 128/193 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 39, 8/10611);

2.11. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. N 17/12 "О внесении дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 25, 8/12109);

2.12. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2005 г. N 56/67 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 103, 8/12788);

2.13. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июля 2005 г. N 78/98 "О внесении изменения в Инструкцию о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 129, 8/13033).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Министр по налогам и сборам

Республики Беларусь А.К.ДЕЙКО



Министр финансов

Республики Беларусь Н.П.КОРБУТ







                                               УТВЕРЖДЕНО
                                               Постановление
                                               Министерства
                                               по налогам и сборам
                                               Республики Беларусь,
                                               Министерства финансов
                                               Республики Беларусь
                                               20.04.2006 N 50/45


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОПЕРАЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. В соответствии со статьей 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь на плательщиков налогов, сборов (пошлин), в том числе индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, приравненных к индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения (далее - предприниматели), возлагается обязанность вести в установленном законодательством порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением, вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности; при проведении налоговых проверок представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения.

Положения настоящей Инструкции распространяются на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. N 119 "Об упрощенной системе налогообложения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 70, 1/8417), за исключением предпринимателей, которые ведут учет по форме и в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

2. Предприниматели при осуществлении видов деятельности, по которым в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. N 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 103, 1/6561) уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), в соответствии с настоящей Инструкцией о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями (далее - Инструкция) ведут учет:

начисленных и выплаченных доходов физическим лицам, привлекаемым по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

исчисленных и перечисленных в бюджет, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь сумм соответствующих налогов, сборов (пошлин), обязательных страховых взносов, исчисляемых предпринимателем с доходов физических лиц, указанных в абзаце втором настоящей части;

полученной выручки.

Предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога и осуществляющие розничную торговлю, ведут учет движения товаров в книге учета движения товаров, форма и порядок ведения которой утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. N 51/49 "Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции о порядке ведения книги учета движения товаров" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 70, 8/12491; 2005 г., N 93, 8/12709).

Предприниматели - плательщики единого налога, ввозящие с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь сырье и материалы, основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, ведут учет указанных товаров в книге учета сырья и материалов, в книге учета основных средств и в книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств в соответствии с настоящей Инструкцией.

3. Учет должен обеспечивать:

правильное и своевременное составление необходимой первичной документации по каждой хозяйственной операции (сделке);

систематическое и аккуратное ведение записей о совершенных за день хозяйственных операциях (сделках) в соответствующих книгах (разделах книги);

достоверность данных об имуществе, доходах и расходах предпринимателя;

своевременное и достоверное составление отчетности и представление ее соответствующим органам;

возможность осуществления контроля за соблюдением предпринимателем законодательства Республики Беларусь.

4. Для осуществления учета предпринимателями учитываются основные средства, нематериальные активы, отдельные предметы в составе оборотных средств, сырье, материалы, готовая продукция, товары, расчеты с физическими лицами и организациями, дебиторская задолженность, расчеты по видам обязательного страхования в соответствии с законодательством, расчеты по перечню видов добровольного страхования, определенному для юридических лиц Президентом Республики Беларусь, расчеты, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет.

5. Учет доходов (выручки) (далее - доходы), расходов и хозяйственных операций ведется по простой системе без составления бухгалтерских проводок. Учет доходов, расходов и хозяйственных операций ведет сам предприниматель или специалист-бухгалтер, в том числе являющийся индивидуальным предпринимателем, либо организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Предприниматель - участник простого товарищества отражает в учете доход, поступающий ему в соответствии с договором о совместной деятельности, после его распределения.

6. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается имеющим юридическую силу первичным учетным документом, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции либо непосредственно после ее совершения.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, либо по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащихся в них реквизитов к учету принимаются первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование, номер документа, дату и место его составления;

содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Исходя из специфики хозяйственной операции в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Подтверждение внесенных исправлений в первичные учетные документы (кроме банковских и кассовых) участниками хозяйственной операции, подписавшими документ, заверяется их подписями и оттиском печати (при ее наличии). В банковских и кассовых документах исправления не допускаются.

Каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным учетным документом, должна быть отражена в соответствующих книгах учета. Записи в книгах учета производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления первичного учетного документа (совершения операции), если иной срок не установлен законодательством.

Исправления неправильных записей в книгах учета вносятся путем зачеркивания и надписи правильных записей. Исправления ошибочных записей в книгах учета должны позволить установить дату, основание поправки и лицо, их осуществившее (что подтверждается подписью этого лица). Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной записи.

7. Основными первичными учетными документами являются:

выписки учреждения банка по текущему (расчетному), валютному счетам и платежные инструкции;

акты закупки товаров, сырья, материалов по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

первичные учетные документы, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1; товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей типовой формы ТН-2; приходный кассовый ордер формы КО-1; талон формы 20-ФС; приходный кассовый ордер формы КО-1в; квитанция формы KB-1; квитанция формы КВ-1 (частные нотариусы); международная товарно-транспортная накладная "CMR", счет-фактура по налогу на добавленную стоимость типовой формы СФ-1) <*>;

кассовый чек (с приложением товарного чека в том случае, если кассовый чек не содержит информацию, позволяющую идентифицировать товар (работу, услугу), расходные кассовые ордера формы КО-2 и КО-2в.

--------------------------------

<*> Учет бланков строгой отчетности осуществляется в соответствии с Положением о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 февраля 2002 г. N 21 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 33, 8/7842).



8. На основании первичных учетных документов информация отражается в учетных документах:

книге учета основных средств по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции;

книге учета фактического времени работы машин и оборудования по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции;

книге учета нематериальных активов по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции;

книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции;

книге учета сырья и материалов по форме согласно приложению 6 к настоящей Инструкции;

ведомости закупки вторичного сырья по форме согласно приложению 7 к настоящей Инструкции;

книге учета товаров (готовой продукции) по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции;

книге учета движения товаров по форме согласно приложению к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. N 51/49;

карточке лицевого счета по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции;

платежной ведомости по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции;

книге учета доходов и расходов по форме согласно приложению 11 к настоящей Инструкции;

книге учета дебиторской задолженности по форме согласно приложению 12 к настоящей Инструкции.

Книги учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах.

Книги учета могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книг учета в электронном виде предприниматели обязаны по окончании отчетного периода (квартала) вывести их на бумажный носитель.

Книга учета доходов и расходов ведется всеми предпринимателями независимо от осуществляемого вида деятельности, кроме предпринимателей - плательщиков единого налога.

В случаях, если законодательством предусмотрено ведение раздельного учета по видам деятельности, доходы от осуществления которых облагаются в порядке, установленном особыми режимами налогообложения, учет доходов и расходов по этим видам деятельности ведется в отдельных книгах учета.

С учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности предприниматель до начала отчетного периода (квартала) вправе разработать иные формы (книги) учета, предусмотрев в них показатели, отражающие содержание хозяйственных операций, учет товарно-материальных ценностей (имущества) и их реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.

Допускается ведение предпринимателем одной общей книги учета с осуществлением записей в отдельных разделах этой книги в соответствии с особенностями предпринимательской деятельности.

9. Книги учета ведутся до полного их использования, после чего предприниматели обязаны завести новые книги.

Предприниматели обеспечивают в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов первичного учета, учета доходов, расходов и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения.



Глава 2

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ



10. Основные средства представляют совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму и используемых предпринимателем в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установленную законодательством (за исключением объектов, относящихся в соответствии с законодательством к основным средствам вне зависимости от их стоимости).

11. Не учитываются в составе основных средств отдельные предметы в составе оборотных средств.

12. Основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая:

услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств, включая регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на основные средства;

таможенные платежи;

расходы по страхованию при перевозке;

проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);

расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов с поставщиками (подрядчиками);

погрузочно-разгрузочные работы;

налоги, если иное не предусмотрено законодательством;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Фактические затраты на приобретение и сооружение, изготовление основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовой разницы, возникающей при расчетах с поставщиками, подрядчиками в случаях, когда оплата осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте.

Оценка основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения хозяйственной операции. Датой совершения хозяйственной операции считается дата таможенного оформления, а при его отсутствии - дата оприходования.

Стоимость безвозмездно полученных основных средств определяется с учетом положений статьи 6 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц" в редакции Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2005 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 5, ст. 79; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 6, 2/1175).

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в учете доходов и расходов предпринимателя, если иное не предусмотрено законодательством.

Первоначальная стоимость основных средств, указанных в частях пятой и шестой настоящего пункта, увеличивается на сумму расходов, перечисленных в части второй настоящего пункта.

Данные о действующей на дату оприходования основных средств стоимости (цене) должны быть подтверждены документально, в том числе путем предоставления экспертного заключения. При отсутствии документов, подтверждающих стоимость (цену), основные средства приходуются в натуральном выражении без указания первоначальной стоимости.

Арендованные основные средства (основные средства, являющиеся объектами лизинга) учитываются по стоимости, указанной в договоре аренды (лизинга).

В первоначальную стоимость основных средств предпринимателями - плательщиками налога на добавленную стоимость не включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь основных средств, за исключением случаев, установленных законодательством.

13. Амортизируемая стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, погашается путем ежемесячного начисления суммы амортизации.

Амортизационные отчисления от стоимости основных средств производятся в порядке, установленном Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. N 187/110/96/18 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 118, 8/7522; 2004 г., N 77, 8/10971) (далее - Инструкция о порядке начисления амортизации).

14. Учет основных средств (в том числе арендованных основных средств и объектов лизинга) осуществляется в книге учета основных средств (приложение 2 к настоящей Инструкции). В указанной книге на каждую единицу основных средств открывается отдельная страница, где производятся записи о поступлении и выбытии основных средств, затратах на ремонт и суммах амортизационных отчислений.

Записи о поступлении основных средств производятся на основании документов на их приобретение.

Учет основных средств, ввозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь и используемых предпринимателями при осуществлении видов деятельности, по которым уплачивается единый налог, производится в книге учета основных средств (приложение 2 к настоящей Инструкции). При этом графы 3 - 7 книги могут не заполняться.

Суммы начисленных за отчетный (налоговый) период амортизационных отчислений от стоимости амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, из графы 5 книги учета основных средств (приложение 2 к настоящей Инструкции) переносятся в графу 9 книги учета доходов и расходов (приложение 11 к настоящей Инструкции).

Отметка о выбытии основных средств производится на основании документа о выбытии (реализации, безвозмездной передаче, уничтожении и т.д.) в графе 8 "Примечание" книги учета основных средств (приложение 2 к настоящей Инструкции).

Стоимость безвозмездно полученных основных средств относится на увеличение налоговой базы и отражается в графе 6 книги учета доходов и расходов (приложение 11 к настоящей Инструкции).

Учет фактического времени работы машин и оборудования ведется в книге учета фактического времени работы машин и оборудования (приложение 3 к настоящей Инструкции).

Поправочный коэффициент из графы 4 книги учета фактического времени работы машин и оборудования (приложение 3 к настоящей Инструкции) переносится в графу 4 книги учета основных средств (приложение 2 к настоящей Инструкции).

15. Записи о расходах на ремонт основных средств производятся на основании документов, подтверждающих его проведение.

Расходы на проведение всех видов ремонта и техническое обслуживание основных средств отражаются в графе 7 книги учета основных средств (приложение 2 к настоящей Инструкции), а итоговые суммы за отчетный период (квартал) переносятся в графу 9 книги учета доходов и расходов (приложение 11 к настоящей Инструкции).

16. Нематериальные активы представляют совокупность не имеющего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого предпринимателем в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода.

Учет нематериальных активов осуществляется предпринимателями в книге учета нематериальных активов (приложение 4 к настоящей Инструкции) отдельно по каждому виду нематериального актива.

Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату у других организаций и физических лиц, определяется исходя из фактически произведенных расходов по приобретению, в том числе:

стоимость непосредственно нематериального актива, включая паушальный платеж;

услуги сторонних организаций, связанные с приобретением и оценкой нематериальных активов;

таможенные платежи, регистрационные сборы, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с приобретением или получением прав на нематериальные активы;

налоги и другие платежи в бюджет в соответствии с законодательством;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.

Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения хозяйственной операции.

Первоначальной стоимостью нематериальных активов, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость передаваемого имущества, по которой оно было отражено в учете доходов и расходов предпринимателя, если иное не предусмотрено законодательством, увеличенная на сумму расходов, связанных с передачей нематериальных активов.

Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов определяется с учетом положений статьи 6 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц".

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самим предпринимателем, определяется как сумма фактически понесенных расходов на их создание, которые включают в себя расходы на материальные ценности, оплату труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины и другие расходы.

В первоначальную стоимость нематериальных активов предпринимателями - плательщиками налога на добавленную стоимость не включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь нематериальных активов, за исключением случаев, установленных законодательством.

Амортизируемая стоимость нематериальных активов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности, погашается путем ежемесячного начисления суммы амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления от стоимости нематериальных активов производятся в порядке, установленном Инструкцией о порядке начисления амортизации.

Суммы начисленных за отчетный период (квартал) амортизационных отчислений от стоимости нематериальных активов из графы 3 книги учета нематериальных активов (приложение 4 к настоящей Инструкции) переносятся в графу 9 книги учета доходов и расходов (приложение 11 к настоящей Инструкции).



Глава 3

УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СОСТАВЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ



17. В составе оборотных средств учитываются следующие отдельные предметы:

17.1. предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

17.2. предметы независимо от срока службы, стоимость единицы (комплекта) которых на дату приобретения не превышает лимита, установленного Министерством финансов Республики Беларусь.

Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия, строительные механизированные инструменты, рабочий, племенной и продуктивный скот (независимо от вида животных), библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости;

17.3. предметы независимо от их стоимости и срока службы:

17.3.1. орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и т.п.);

17.3.2. специальная одежда, специальная обувь, предохранительные принадлежности в соответствии с законодательством;

17.3.3. белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в объектах здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других;

17.3.4. форменная одежда, одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в соответствии с законодательством;

17.3.5. специальные инструменты, специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового изготовления определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие устройства, обусловленные специфическими условиями изготовления продукции);

17.3.6. посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;

17.3.7. технологическая тара - тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах и (или) непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т.п. );

17.3.8. предметы проката и иные определенные законодательством предметы.

18. Отдельные предметы в составе оборотных средств отражаются в учете по первоначальной стоимости исходя из фактических расходов на их приобретение, сооружение или изготовление.

19. Предпринимателями - плательщиками налога на добавленную стоимость в стоимость отдельных предметов в составе оборотных средств не включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь отдельных объектов в составе оборотных активов, за исключением случаев, установленных законодательством.

20. Учет отдельных предметов в составе оборотных средств осуществляется в книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств (приложение 5 к настоящей Инструкции) в отдельности по каждому предмету (группе однородных предметов).

Учет отдельных предметов в составе оборотных средств, ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь предпринимателями, осуществляющими виды деятельности, по которым уплачивается единый налог, производится в книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств. При этом графы 6 - 8 книги могут не заполняться.

21. Стоимость отдельных предметов в составе оборотных средств погашается в следующем порядке:

по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы), предназначенным для серийного и массового изготовления определенных изделий, - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;

по специальным инструментам и специальным приспособлениям, предназначенным для индивидуальных заказов, - в момент передачи их в производство данного заказа;

по предметам, по которым установлены сроки службы (специальная одежда, специальная обувь и др.), - ежемесячно исходя из сроков их службы;

по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки;

по предметам, стоимость единицы которых не превышает одной базовой величины, - единовременно по мере передачи их в эксплуатацию;

по остальным предметам: в размере 50 процентов стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 процентов стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью либо в размере 100 процентов - при выбытии их за непригодностью.

Стоимость отдельных предметов в составе оборотных средств, погашаемая (учитываемая) в отчетном периоде, из графы 6 книги учета отдельных предметов в составе оборотных средств (приложение 5 к настоящей Инструкции) переносятся в графу 9 книги учета доходов и расходов (приложение 11 к настоящей Инструкции).



Глава 4

УЧЕТ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.