Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.03.2006 N 19 "О некоторых вопросах проведения экологического аудита"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

                         СЕРТИФИКАТ N _____
                об аттестации экологического аудитора


     Выдан _________________________________________________________
              (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии)
на  основании  решения  комиссии  Министерства  природных ресурсов и
охраны   окружающей   среды   Республики   Беларусь   об  аттестации
экологического  аудитора от "__" _______ 20__ г. протокол N ______ и
подтверждает,   что  он(а)  обладает  знаниями  и  профессиональными
навыками,  необходимыми  для  проведения  экологического  аудита  на
территории Республики Беларусь _____________________________________
                                (перечень направлений, в отношении
____________________________________________________________________
               которых проводит экологический аудит)
Действительно до "__" _________ 20__ г.


Министр природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Беларусь _________________     __________________________
                        (подпись)              (инициалы, фамилия)
                         М.П.


     Срок   действия   продлен   на   основании   решения   комиссии
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь об  аттестации экологического аудитора от "__" ____ 20__ г.
протокол N ___ до "__" ______ 20__ г.


Министр природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Беларусь _________________     __________________________
                        (подпись)              (инициалы, фамилия)
                         М.П.






                                              УТВЕРЖДЕНО
                                              Постановление
                                              Министерства природных
                                              ресурсов и охраны
                                              окружающей среды
                                              Республики Беларусь
                                              27.03.2006 N 19


ПРАВИЛА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА



1. Правила представления заключения о проведении экологического аудита (далее - Правила) разработаны в соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1371 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 121, 5/13251), и устанавливают единые требования к:

структуре и содержанию заключения экологической аудиторской организации (далее - экозаключение) о проведении экологического аудита;

форме выражения экологического аудиторского мнения;

формам и содержанию экозаключения;

подготовке модифицированного экозаключения с выражением безусловно положительного экологического аудиторского мнения;

подготовке модифицированного экозаключения с выражением экологического аудиторского мнения, отличного от безусловно положительного, т.е. условно положительного и (или) отрицательного мнения;

порядку представления заказчику экологического аудита экозаключения.

2. Экозаключение - официальный документ установленной формы, составленный по результатам проведения экологического аудита и отражающий выводы экологической аудиторской организации о соответствии хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Форма экозаключения приведена в приложении 1 к настоящим Правилам.

Экозаключение составляется на основе отчета экологической аудиторской организации по результатам проведения экологического аудита (далее - отчет) и предназначено для заказчика экологического аудита.

Правила составления отчета экологической аудиторской организации по результатам проведения экологического аудита устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды).

3. Требования настоящих Правил являются обязательными для всех сторон, участвующих в проведении экологического аудита: экологических аудиторских организаций (далее - экоаудиторские организации), экологических аудиторов (далее - экоаудиторы), заказчиков экологического аудита и (или) экоаудируемых субъектов.

4. Заключение экоаудиторской организации содержит:

название документа;

дату и место выдачи экозаключения;

наименование заказчика экологического аудита, которому представляется экозаключение;

реквизиты заказчика экологического аудита;

реквизиты экоаудиторской организации;

реквизиты аналитической лаборатории;

сроки проведения экологического аудита;

проверяемый период хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта;

дату представления экозаключения;

наименование юридических лиц, которым представляется экозаключение, предусмотренных договором на проведение экологического аудита;

вводную часть;

аналитическую часть, описывающую объем и результаты экологического аудита;

итоговую часть с выражением экоаудиторского мнения;

подписи;

перечень приложений.

В перечень приложений входят:

отчет экоаудиторской организации по результатам проведения экологического аудита с рекомендациями по устранению несоответствий и предложений по улучшению природоохранной деятельности;

перечень нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - правовые акты), на соответствие требованиям которых проводился экологический аудит;

фотографии несоответствий хозяйственной и иной деятельности, выявленных на объектах экоаудируемого субъекта, требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования.

5. Экозаключение должно иметь название "Заключение экологической аудиторской организации".

6. Экозаключение адресуется заказчику экологического аудита, а также лицу, предусмотренному договором на проведение экологического аудита.

7. Реквизиты заказчика экологического аудита:

наименование;

местонахождение (юридический адрес);

местонахождение всех имеющихся промышленных площадок экоаудируемого субъекта, подвергающихся экологическому аудиту;

сведения о государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

фамилии, имена, отчества представителей заказчика и (или) экоаудируемого субъекта, работающих с экоаудиторами в период проведения экологического аудита, в том числе ответственного лица за подготовку и представление документации экоаудируемого субъекта и обеспечивающего представление необходимой информации при проведении экологического аудита.

8. Реквизиты экоаудиторской организации:

наименование;

местонахождение (юридический адрес);

сведения о государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

номер, дата выдачи, срок действия и наименование органа государственного управления, выдавшего лицензию на проведение экологического аудита;

фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) экоаудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, и их номера сертификатов экологических аудиторов;

сведения об аналитической лаборатории, аккредитованной в соответствии с законодательством и в установленном порядке поставленной на учет Минприроды, привлеченной на договорных условиях для осуществления измерений в области охраны окружающей среды в процессе проведения экологического аудита (далее - лаборатория) (если существовала необходимость в оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды);

даты начала и окончания экологического аудита на объектах экоаудируемого субъекта;

проверяемый период хозяйственной и иной деятельности заказчика в части ведения документации и отчетностей в области охраны окружающей среды и натурного обследования объектов экоаудируемого субъекта;

окончательный срок представления экозаключения, согласованный заказчиком экологического аудита и экоаудиторской организацией.

9. Вводная часть экозаключения должна содержать:

сведения о том, что ответственность за организацию экологического аудита на объектах экоаудируемого субъекта, представление документации несет заказчик экологического аудита и (или) экоаудируемый субъект, а обязанность экоаудиторской организации заключается в выражении независимого и объективного экоаудиторского мнения о фактическом воздействии хозяйственной и иной деятельности, оказываемом экоаудируемым субъектом при производстве продукции (работ, услуг) на окружающую среду и его соответствии (несоответствии) законодательству в области охраны окружающей среды;

заявление экоаудиторской организации о гарантировании конфиденциальности получаемой информации в процессе анализа документации и проверки объектов хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта;

перечень объектов экологического аудита;

обобщенный перечень представленной и проверенной в процессе экологического аудита документации заказчика и (или) экоаудируемого субъекта;

перечень организационно-распорядительной документации заказчика и (или) экоаудируемого субъекта в области охраны окружающей среды и природопользования.

10. В аналитической части, описывающей объем экологического аудита:

дается ссылка на правовые акты, в соответствии с которыми проводился экологический аудит;

приводятся сведения о планировании экологического аудита, целях экологического аудита, способах и методах проведения экологического аудита, определения фактического воздействия на состояние окружающей среды, а также путей и способов уменьшения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта;

указывается на необходимость (или нет) привлечения аналитической лаборатории с целью оценки воздействия на компоненты природной среды;

указывается форма экологического аудита, то есть экологический аудит проводился в форме комплексной проверки воздействия на окружающую среду всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта или в форме специализированного экологического аудита, проводимого как проверка воздействия на отдельные компоненты природной среды;

указывается, осуществлялся ли запрос в другие организации (государственные органы и организации, общественные объединения) о предоставлении экологической информации о хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта;

указывается, проводился ли анализ наличия предписаний, постановлений, протоколов о несоответствии требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды, выписанных контролирующими государственными органами, и устранения этих несоответствий;

приводятся сведения о наличии заключений государственной экологической экспертизы проектов по реконструируемым или строящимся объектам экоаудируемого субъекта и выполнении условий заключений экологической экспертизы; наличии экологического паспорта проекта и экологического паспорта предприятия;

дается оценка природоохранной деятельности заказчика на всех стадиях производства продукции (работ, услуг), возможности фактического и эффективного осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;

дается оценка соответствия порядка проведения локального мониторинга окружающей среды действующим нормативным актам;

содержится заявление о том, что экоаудиторской организации были (не были) представлены необходимые документы или доступ к обследованию объектов экологического аудита;

содержится заявление о том, что экоаудиторской организацией в результате экологического аудита получены достаточные основания для выражения экоаудиторского мнения.

11. В итоговой части, содержащей экоаудиторское мнение, должно быть:

указано на соответствие (несоответствие) хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды;

указано на соответствие (несоответствие) порядка ведения документации и достоверности отчетностей в области охраны окружающей среды и природопользования за проверяемый период деятельности экоаудируемого субъекта;

приведены достаточные и убедительные доказательства воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта;

приведена оценка возможности возникновения экологических рисков на объектах экоаудируемого субъекта.

12. Экозаключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с заказчиком. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор экоаудиторских доказательств о степени воздействия на окружающую среду, в том числе, если необходимо, - и результаты лабораторных исследований, осуществленных лабораторией в процессе экологического аудита, предшествующих дате подписания экозаключения.

Данное обстоятельство предоставляет заказчику и (или) экоаудируемому субъекту основания полагать, что в период проведения экологического аудита, написания отчета экоаудиторской организацией по результатам проведенного экологического аудита и экозаключения он имеет право устранить выявленные несоответствия правовым актам в области охраны окружающей среды и природопользования с предоставлением подтверждающих фактов. При необходимости достоверность этих фактов проверяется на объектах экоаудируемого субъекта.

13. Экозаключение должно быть подписано руководителем экоаудиторской организации и лицом, возглавлявшим и проводившим экологический аудит.

Подписи должны быть скреплены печатью экоаудиторской организации.

В экозаключении исправления не допускаются.

14. К экозаключению прилагается подписанный и скрепленный печатью отчет экоаудиторской организации по результатам проведения экологического аудита со следующими приложениями:

полным перечнем проанализированной в ходе экологического аудита документации заказчика и (или) экоаудируемого субъекта;

перечнем нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, на соответствие требований которых проводился экологический аудит;

фотографиями несоответствий хозяйственной и иной деятельности, выявленных на объектах экоаудируемого субъекта, требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования;

результатами лабораторных исследований с выводами о соответствии (несоответствии) установленным нормативам допустимого воздействия на окружающую среду (если к экологическому аудиту привлекалась лаборатория).

Указанные документы должны быть прошнурованы, пронумерованы полистно, скреплены печатью экоаудиторской организации.

15. Экозаключение составляется в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией с заказчиком экологического аудита, но при этом экоаудиторская организация и заказчик экологического аудита должны получить не менее чем по одному экземпляру экозаключения и прилагаемому к нему отчета со всеми приложениями.

Экоаудиторская организация может представить заверенную подписью и печатью экоаудиторской организации копию экозаключения заинтересованным пользователям, оговоренным в договоре с заказчиком экологического аудита.

Заказчик несет ответственность за представление копий экозаключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), природоохранные и иные государственные органы.

Заинтересованные пользователи, включая природоохранные и иные государственные органы, не имеют право требовать от экоаудиторской организации, а экоаудиторская организация не имеет право и не обязана предоставлять каким-либо пользователям копии экозаключения в целом или в какой-либо его части, кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 2/875), и иных случаев, установленных законодательством.

16. Экозаключение представляется заказчику в срок, оговоренный договором на проведение экологического аудита, но не позднее одного месяца со дня окончания проведения экологического аудита при условии, что лаборатория не привлекалась к проведению исследований при проведении экологического аудита.

В случае привлечения лаборатории к исследованиям при проведении экологического аудита срок представления экозаключения продлевается в сторону увеличения в зависимости от объема и срока окончания исследований, но не более чем на пятнадцать дней.

17. Экоаудиторская организация прекращает прием от заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта документации о фактическом устранении несоответствий за 10 дней до окончания срока подготовки экозаключения и приложений к нему.

18. Возражения заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта принимаются экоаудиторской организацией во внимание, если она посчитает их объективными и нужными.

Несогласие заказчика экологического аудита с содержанием экозаключения не может служить основанием для отказа в его получении.

19. Экоаудиторская организация передает экозаключение с приложениями под роспись только:

лицу, подписавшему договор на проведение экологического аудита;

лицу, названному получателем экозаключения в договоре на проведение экологического аудита;

любому другому лицу - в случае письменного указания, полученного экоаудиторской организацией от лица, подписавшего договор на проведение экологического аудита со стороны заказчика экологического аудита.

20. По согласованию с заказчиком экологического аудита, а также в случае отказа заказчика экологического аудита от получения экозаключения и приложений к нему они могут быть отправлены по почте или иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи.

21. Для оценки степени соответствия документации и отчетностей заказчика и (или) экоаудируемого субъекта законодательству в области охраны окружающей среды в целях проводимого экологического аудита экоаудиторская организация должна с учетом специфики производства экоаудируемого субъекта:

систематизировать требования в области охраны окружающей среды и природопользования;

установить допустимые отклонения в разработанной и утвержденной заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом документации и отчетности в области охраны окружающей среды и природопользования.

22. Для оценки соответствия осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на объектах экоаудируемого субъекта требованиям законодательства по охране окружающей среды экоаудиторская организация проводит натурное обследование этих объектов с оценкой соответствия осуществляемой деятельности требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и установлением допустимых отклонений.

23. Для оценки соответствия воздействия на компоненты природной среды хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта установленным нормативам в области охраны окружающей среды экоаудиторская организация при необходимости привлекает лабораторию.

24. Экозаключение может содержать безусловно положительное экоаудиторское мнение и (или) быть модифицированным.

25. Безусловно положительное экоаудиторское мнение должно быть выражено тогда, когда экоаудиторская организация приходит к выводу, что документация и отчетность в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляемая экоаудируемым субъектом хозяйственная и иная деятельность, а также результаты лабораторных исследований соответствуют установленным требованиям и нормативам допустимого воздействия на окружающую среду (если к экологическому аудиту привлекалась лаборатория) этой деятельности.

Пример экозаключения с выражением безусловно положительного экоаудиторского мнения приведен в приложении 2 к настоящим Правилам.

26. Экозаключение считается модифицированным, если указывает на установленные проведенным экологическим аудитом факторы:

не влияющие на безусловно положительное экоаудиторское мнение, но описываемые в экозаключении с целью привлечения внимания заказчика и (или) экоаудируемого субъекта к какой-либо ситуации и зафиксированной при проведении экологического аудита;

влияющие на экоаудиторское мнение и способствующие выражению условно положительного или отрицательного экоаудиторского мнения, а также отказу от его выражения.

27. Экоаудиторская организация не должна выражать безусловно положительное экоаудиторское мнение, если существует хотя бы одно обстоятельство, которое в соответствии с суждением экоаудиторской организации может оказать вредное воздействие на окружающую среду, например:

имеется существенное ограничение объема экологического аудита;

не были представлены необходимые документы и отчетности в области охраны окружающей среды и природопользования;

имеется ограниченный доступ к обследованию объектов экологического аудита;

невозможность проведения аналитических исследований по причине остановки производства, климатических условий и т.д.;

имеются разногласия с заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом относительно ведения документации, выполнения природоохранных мероприятий, адекватности сведений, полученных при проведении экологического аудита, которые могут привести к выражению условно положительного или отрицательного экоаудиторского мнения.

28. Условно положительное экоаудиторское мнение выражается в том случае, если экоаудиторская организация приходит к выводу, что выражение безусловно положительного экоаудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом, ограничение объема экологического аудита, отклонения в ведении документации и отчетностях по охране окружающей среды и природопользованию, отклонения от установленных нормативов допустимого воздействия на компоненты природной среды не настолько существенны, чтобы привести к изменению состояния окружающей среды, повлиять на здоровье населения и персонала заказчика и (или) экоаудируемого субъекта, чтобы выразить отрицательное экоаудиторское мнение или отказаться от его выражения.

Пример изложения поясняющего пункта в модифицированном экозаключении с выражением условно положительного экоаудиторского мнения приведен в приложении 3 к настоящим Правилам.

Пример изложения модифицированного экозаключения в части, содержащей условно положительное экоаудиторское мнение из-за ненадлежащего метода ведения документации и отчетностей в области охраны окружающей среды и природопользования или относительно раскрытия информации, приведен в приложении 4 к настоящим Правилам.

29. Если экоаудиторская организация выражает мнение, отличное от безусловно положительного, она должна указать конкретные и объективные факты, побудившие ее к этому, и по возможности дать количественную оценку влияния выявленных несоответствий на состояние окружающей среды.

30. Отказ от выражения экоаудиторского мнения должен иметь место в тех случаях, когда ограничение объема экологического аудита или других обстоятельств согласно пункту 27 настоящих Правил настолько существенно, что экоаудиторская организация не может получить достаточные экоаудиторские доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о соответствии требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

31. Если из-за ограниченного объема экологического аудита экоаудиторская организация выражает условно положительное экоаудиторское мнение или отказывается от его выражения, экозаключение должно включать описание этого ограничения, возможные несоответствия правовым актам в области охраны окружающей среды и природопользования и предлагаемые действия по устранению этих ограничений.

Пример модифицированного экозаключения в части, содержащей отказ от выражения экоаудиторского мнения из-за ограничения объема экологического аудита, приведен в приложении 5 к настоящим Правилам.

32. Отрицательное экоаудиторское мнение выражается в случае, когда выявлены отклонения, в результате наличия которых невозможно выразить условно положительное экоаудиторское мнение:

в документации и отчетностях по охране окружающей среды и природопользованию заказчика и (или) экоаудируемого субъекта, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, в том числе и на возникновение экологических рисков;

в ведении хозяйственной и иной деятельности заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом от требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

в соблюдении установленных нормативов допустимого воздействия на компоненты природной среды.

Пример изложения модифицированного экозаключения в части, содержащей отрицательное экоаудиторское мнение из-за неадекватности раскрытия информации в документации и отчетностях по охране окружающей среды и природопользованию, приведен в приложении 6 к настоящим Правилам.

Пример изложения модифицированного экозаключения в части, содержащей отрицательное экоаудиторское мнение из-за установленных нарушений законодательства по охране окружающей среды и выявленных превышений нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, приведен в приложении 7 к настоящим Правилам.

33. Экоаудиторская организация не должна приступать к выполнению экоаудиторского задания при непредставлении заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом необходимой документации или ограничении доступа к обследованию объектов экологического аудита, что существенно ограничивает объем экологического аудита и влияет на получение объективных доказательств соответствия хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования.







Приложение 1

к Правилам представления

заключения о проведении

экологического аудита



Форма



                                          Адресат:
                                          лицо, которому адресуется
                                          экозаключение ____________
                                                         (должность,
                                          __________________________
                                           фамилия, собственное имя,
                                          __________________________
                                            отчество (при наличии)


                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                экологической аудиторской организации


____________________________________________________________________
                    (модификация экозаключения)


"__" __________ 20__ г.
_______________________
       (город)


     Заказчик экологического аудита: _______________________________
____________________________________________________________________
           (наименование заказчика экологического аудита)
____________________________________________________________________
Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.