![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.03.2006 N 19 "О некоторых вопросах проведения экологического аудита"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 4 СЕРТИФИКАТ N _____ об аттестации экологического аудитора Выдан _________________________________________________________ (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) на основании решения комиссии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь об аттестации экологического аудитора от "__" _______ 20__ г. протокол N ______ и подтверждает, что он(а) обладает знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для проведения экологического аудита на территории Республики Беларусь _____________________________________ (перечень направлений, в отношении ____________________________________________________________________ которых проводит экологический аудит) Действительно до "__" _________ 20__ г. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь _________________ __________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) М.П. Срок действия продлен на основании решения комиссии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь об аттестации экологического аудитора от "__" ____ 20__ г. протокол N ___ до "__" ______ 20__ г. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь _________________ __________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) М.П. УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 27.03.2006 N 19 ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 1. Правила представления заключения о проведении экологического аудита (далее - Правила) разработаны в соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1371 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 121, 5/13251), и устанавливают единые требования к: структуре и содержанию заключения экологической аудиторской организации (далее - экозаключение) о проведении экологического аудита; форме выражения экологического аудиторского мнения; формам и содержанию экозаключения; подготовке модифицированного экозаключения с выражением безусловно положительного экологического аудиторского мнения; подготовке модифицированного экозаключения с выражением экологического аудиторского мнения, отличного от безусловно положительного, т.е. условно положительного и (или) отрицательного мнения; порядку представления заказчику экологического аудита экозаключения. 2. Экозаключение - официальный документ установленной формы, составленный по результатам проведения экологического аудита и отражающий выводы экологической аудиторской организации о соответствии хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Форма экозаключения приведена в приложении 1 к настоящим Правилам. Экозаключение составляется на основе отчета экологической аудиторской организации по результатам проведения экологического аудита (далее - отчет) и предназначено для заказчика экологического аудита. Правила составления отчета экологической аудиторской организации по результатам проведения экологического аудита устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды). 3. Требования настоящих Правил являются обязательными для всех сторон, участвующих в проведении экологического аудита: экологических аудиторских организаций (далее - экоаудиторские организации), экологических аудиторов (далее - экоаудиторы), заказчиков экологического аудита и (или) экоаудируемых субъектов. 4. Заключение экоаудиторской организации содержит: название документа; дату и место выдачи экозаключения; наименование заказчика экологического аудита, которому представляется экозаключение; реквизиты заказчика экологического аудита; реквизиты экоаудиторской организации; реквизиты аналитической лаборатории; сроки проведения экологического аудита; проверяемый период хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта; дату представления экозаключения; наименование юридических лиц, которым представляется экозаключение, предусмотренных договором на проведение экологического аудита; вводную часть; аналитическую часть, описывающую объем и результаты экологического аудита; итоговую часть с выражением экоаудиторского мнения; подписи; перечень приложений. В перечень приложений входят: отчет экоаудиторской организации по результатам проведения экологического аудита с рекомендациями по устранению несоответствий и предложений по улучшению природоохранной деятельности; перечень нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - правовые акты), на соответствие требованиям которых проводился экологический аудит; фотографии несоответствий хозяйственной и иной деятельности, выявленных на объектах экоаудируемого субъекта, требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования. 5. Экозаключение должно иметь название "Заключение экологической аудиторской организации". 6. Экозаключение адресуется заказчику экологического аудита, а также лицу, предусмотренному договором на проведение экологического аудита. 7. Реквизиты заказчика экологического аудита: наименование; местонахождение (юридический адрес); местонахождение всех имеющихся промышленных площадок экоаудируемого субъекта, подвергающихся экологическому аудиту; сведения о государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; фамилии, имена, отчества представителей заказчика и (или) экоаудируемого субъекта, работающих с экоаудиторами в период проведения экологического аудита, в том числе ответственного лица за подготовку и представление документации экоаудируемого субъекта и обеспечивающего представление необходимой информации при проведении экологического аудита. 8. Реквизиты экоаудиторской организации: наименование; местонахождение (юридический адрес); сведения о государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; номер, дата выдачи, срок действия и наименование органа государственного управления, выдавшего лицензию на проведение экологического аудита; фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) экоаудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, и их номера сертификатов экологических аудиторов;
сведения об аналитической лаборатории, аккредитованной в соответствии с законодательством и в установленном порядке поставленной на учет Минприроды, привлеченной на договорных условиях для осуществления измерений в области охраны окружающей среды в процессе проведения экологического аудита (далее - лаборатория) (если существовала необходимость в оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды); даты начала и окончания экологического аудита на объектах экоаудируемого субъекта; проверяемый период хозяйственной и иной деятельности заказчика в части ведения документации и отчетностей в области охраны окружающей среды и натурного обследования объектов экоаудируемого субъекта; окончательный срок представления экозаключения, согласованный заказчиком экологического аудита и экоаудиторской организацией. 9. Вводная часть экозаключения должна содержать: сведения о том, что ответственность за организацию экологического аудита на объектах экоаудируемого субъекта, представление документации несет заказчик экологического аудита и (или) экоаудируемый субъект, а обязанность экоаудиторской организации заключается в выражении независимого и объективного экоаудиторского мнения о фактическом воздействии хозяйственной и иной деятельности, оказываемом экоаудируемым субъектом при производстве продукции (работ, услуг) на окружающую среду и его соответствии (несоответствии) законодательству в области охраны окружающей среды; заявление экоаудиторской организации о гарантировании конфиденциальности получаемой информации в процессе анализа документации и проверки объектов хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта; перечень объектов экологического аудита; обобщенный перечень представленной и проверенной в процессе экологического аудита документации заказчика и (или) экоаудируемого субъекта; перечень организационно-распорядительной документации заказчика и (или) экоаудируемого субъекта в области охраны окружающей среды и природопользования. 10. В аналитической части, описывающей объем экологического аудита: дается ссылка на правовые акты, в соответствии с которыми проводился экологический аудит; приводятся сведения о планировании экологического аудита, целях экологического аудита, способах и методах проведения экологического аудита, определения фактического воздействия на состояние окружающей среды, а также путей и способов уменьшения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта; указывается на необходимость (или нет) привлечения аналитической лаборатории с целью оценки воздействия на компоненты природной среды; указывается форма экологического аудита, то есть экологический аудит проводился в форме комплексной проверки воздействия на окружающую среду всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта или в форме специализированного экологического аудита, проводимого как проверка воздействия на отдельные компоненты природной среды; указывается, осуществлялся ли запрос в другие организации (государственные органы и организации, общественные объединения) о предоставлении экологической информации о хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта; указывается, проводился ли анализ наличия предписаний, постановлений, протоколов о несоответствии требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды, выписанных контролирующими государственными органами, и устранения этих несоответствий; приводятся сведения о наличии заключений государственной экологической экспертизы проектов по реконструируемым или строящимся объектам экоаудируемого субъекта и выполнении условий заключений экологической экспертизы; наличии экологического паспорта проекта и экологического паспорта предприятия; дается оценка природоохранной деятельности заказчика на всех стадиях производства продукции (работ, услуг), возможности фактического и эффективного осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; дается оценка соответствия порядка проведения локального мониторинга окружающей среды действующим нормативным актам; содержится заявление о том, что экоаудиторской организации были (не были) представлены необходимые документы или доступ к обследованию объектов экологического аудита; содержится заявление о том, что экоаудиторской организацией в результате экологического аудита получены достаточные основания для выражения экоаудиторского мнения. 11. В итоговой части, содержащей экоаудиторское мнение, должно быть: указано на соответствие (несоответствие) хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды; указано на соответствие (несоответствие) порядка ведения документации и достоверности отчетностей в области охраны окружающей среды и природопользования за проверяемый период деятельности экоаудируемого субъекта; приведены достаточные и убедительные доказательства воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта; приведена оценка возможности возникновения экологических рисков на объектах экоаудируемого субъекта. 12. Экозаключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с заказчиком. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор экоаудиторских доказательств о степени воздействия на окружающую среду, в том числе, если необходимо, - и результаты лабораторных исследований, осуществленных лабораторией в процессе экологического аудита, предшествующих дате подписания экозаключения. Данное обстоятельство предоставляет заказчику и (или) экоаудируемому субъекту основания полагать, что в период проведения экологического аудита, написания отчета экоаудиторской организацией по результатам проведенного экологического аудита и экозаключения он имеет право устранить выявленные несоответствия правовым актам в области охраны окружающей среды и природопользования с предоставлением подтверждающих фактов. При необходимости достоверность этих фактов проверяется на объектах экоаудируемого субъекта. 13. Экозаключение должно быть подписано руководителем экоаудиторской организации и лицом, возглавлявшим и проводившим экологический аудит. Подписи должны быть скреплены печатью экоаудиторской организации. В экозаключении исправления не допускаются. 14. К экозаключению прилагается подписанный и скрепленный печатью отчет экоаудиторской организации по результатам проведения экологического аудита со следующими приложениями: полным перечнем проанализированной в ходе экологического аудита документации заказчика и (или) экоаудируемого субъекта; перечнем нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, на соответствие требований которых проводился экологический аудит; фотографиями несоответствий хозяйственной и иной деятельности, выявленных на объектах экоаудируемого субъекта, требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования; результатами лабораторных исследований с выводами о соответствии (несоответствии) установленным нормативам допустимого воздействия на окружающую среду (если к экологическому аудиту привлекалась лаборатория). Указанные документы должны быть прошнурованы, пронумерованы полистно, скреплены печатью экоаудиторской организации. 15. Экозаключение составляется в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией с заказчиком экологического аудита, но при этом экоаудиторская организация и заказчик экологического аудита должны получить не менее чем по одному экземпляру экозаключения и прилагаемому к нему отчета со всеми приложениями. Экоаудиторская организация может представить заверенную подписью и печатью экоаудиторской организации копию экозаключения заинтересованным пользователям, оговоренным в договоре с заказчиком экологического аудита. Заказчик несет ответственность за представление копий экозаключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), природоохранные и иные государственные органы. Заинтересованные пользователи, включая природоохранные и иные государственные органы, не имеют право требовать от экоаудиторской организации, а экоаудиторская организация не имеет право и не обязана предоставлять каким-либо пользователям копии экозаключения в целом или в какой-либо его части, кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 2/875), и иных случаев, установленных законодательством. 16. Экозаключение представляется заказчику в срок, оговоренный договором на проведение экологического аудита, но не позднее одного месяца со дня окончания проведения экологического аудита при условии, что лаборатория не привлекалась к проведению исследований при проведении экологического аудита. В случае привлечения лаборатории к исследованиям при проведении экологического аудита срок представления экозаключения продлевается в сторону увеличения в зависимости от объема и срока окончания исследований, но не более чем на пятнадцать дней. 17. Экоаудиторская организация прекращает прием от заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта документации о фактическом устранении несоответствий за 10 дней до окончания срока подготовки экозаключения и приложений к нему. 18. Возражения заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта принимаются экоаудиторской организацией во внимание, если она посчитает их объективными и нужными. Несогласие заказчика экологического аудита с содержанием экозаключения не может служить основанием для отказа в его получении. 19. Экоаудиторская организация передает экозаключение с приложениями под роспись только: лицу, подписавшему договор на проведение экологического аудита; лицу, названному получателем экозаключения в договоре на проведение экологического аудита; любому другому лицу - в случае письменного указания, полученного экоаудиторской организацией от лица, подписавшего договор на проведение экологического аудита со стороны заказчика экологического аудита. 20. По согласованию с заказчиком экологического аудита, а также в случае отказа заказчика экологического аудита от получения экозаключения и приложений к нему они могут быть отправлены по почте или иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи. 21. Для оценки степени соответствия документации и отчетностей заказчика и (или) экоаудируемого субъекта законодательству в области охраны окружающей среды в целях проводимого экологического аудита экоаудиторская организация должна с учетом специфики производства экоаудируемого субъекта: систематизировать требования в области охраны окружающей среды и природопользования; установить допустимые отклонения в разработанной и утвержденной заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом документации и отчетности в области охраны окружающей среды и природопользования. 22. Для оценки соответствия осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на объектах экоаудируемого субъекта требованиям законодательства по охране окружающей среды экоаудиторская организация проводит натурное обследование этих объектов с оценкой соответствия осуществляемой деятельности требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и установлением допустимых отклонений. 23. Для оценки соответствия воздействия на компоненты природной среды хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта установленным нормативам в области охраны окружающей среды экоаудиторская организация при необходимости привлекает лабораторию. 24. Экозаключение может содержать безусловно положительное экоаудиторское мнение и (или) быть модифицированным. 25. Безусловно положительное экоаудиторское мнение должно быть выражено тогда, когда экоаудиторская организация приходит к выводу, что документация и отчетность в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляемая экоаудируемым субъектом хозяйственная и иная деятельность, а также результаты лабораторных исследований соответствуют установленным требованиям и нормативам допустимого воздействия на окружающую среду (если к экологическому аудиту привлекалась лаборатория) этой деятельности. Пример экозаключения с выражением безусловно положительного экоаудиторского мнения приведен в приложении 2 к настоящим Правилам. 26. Экозаключение считается модифицированным, если указывает на установленные проведенным экологическим аудитом факторы: не влияющие на безусловно положительное экоаудиторское мнение, но описываемые в экозаключении с целью привлечения внимания заказчика и (или) экоаудируемого субъекта к какой-либо ситуации и зафиксированной при проведении экологического аудита; влияющие на экоаудиторское мнение и способствующие выражению условно положительного или отрицательного экоаудиторского мнения, а также отказу от его выражения. 27. Экоаудиторская организация не должна выражать безусловно положительное экоаудиторское мнение, если существует хотя бы одно обстоятельство, которое в соответствии с суждением экоаудиторской организации может оказать вредное воздействие на окружающую среду, например: имеется существенное ограничение объема экологического аудита; не были представлены необходимые документы и отчетности в области охраны окружающей среды и природопользования; имеется ограниченный доступ к обследованию объектов экологического аудита; невозможность проведения аналитических исследований по причине остановки производства, климатических условий и т.д.; имеются разногласия с заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом относительно ведения документации, выполнения природоохранных мероприятий, адекватности сведений, полученных при проведении экологического аудита, которые могут привести к выражению условно положительного или отрицательного экоаудиторского мнения. 28. Условно положительное экоаудиторское мнение выражается в том случае, если экоаудиторская организация приходит к выводу, что выражение безусловно положительного экоаудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом, ограничение объема экологического аудита, отклонения в ведении документации и отчетностях по охране окружающей среды и природопользованию, отклонения от установленных нормативов допустимого воздействия на компоненты природной среды не настолько существенны, чтобы привести к изменению состояния окружающей среды, повлиять на здоровье населения и персонала заказчика и (или) экоаудируемого субъекта, чтобы выразить отрицательное экоаудиторское мнение или отказаться от его выражения. Пример изложения поясняющего пункта в модифицированном экозаключении с выражением условно положительного экоаудиторского мнения приведен в приложении 3 к настоящим Правилам. Пример изложения модифицированного экозаключения в части, содержащей условно положительное экоаудиторское мнение из-за ненадлежащего метода ведения документации и отчетностей в области охраны окружающей среды и природопользования или относительно раскрытия информации, приведен в приложении 4 к настоящим Правилам. 29. Если экоаудиторская организация выражает мнение, отличное от безусловно положительного, она должна указать конкретные и объективные факты, побудившие ее к этому, и по возможности дать количественную оценку влияния выявленных несоответствий на состояние окружающей среды. 30. Отказ от выражения экоаудиторского мнения должен иметь место в тех случаях, когда ограничение объема экологического аудита или других обстоятельств согласно пункту 27 настоящих Правил настолько существенно, что экоаудиторская организация не может получить достаточные экоаудиторские доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о соответствии требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. 31. Если из-за ограниченного объема экологического аудита экоаудиторская организация выражает условно положительное экоаудиторское мнение или отказывается от его выражения, экозаключение должно включать описание этого ограничения, возможные несоответствия правовым актам в области охраны окружающей среды и природопользования и предлагаемые действия по устранению этих ограничений. Пример модифицированного экозаключения в части, содержащей отказ от выражения экоаудиторского мнения из-за ограничения объема экологического аудита, приведен в приложении 5 к настоящим Правилам. 32. Отрицательное экоаудиторское мнение выражается в случае, когда выявлены отклонения, в результате наличия которых невозможно выразить условно положительное экоаудиторское мнение: в документации и отчетностях по охране окружающей среды и природопользованию заказчика и (или) экоаудируемого субъекта, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, в том числе и на возникновение экологических рисков; в ведении хозяйственной и иной деятельности заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом от требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования; в соблюдении установленных нормативов допустимого воздействия на компоненты природной среды. Пример изложения модифицированного экозаключения в части, содержащей отрицательное экоаудиторское мнение из-за неадекватности раскрытия информации в документации и отчетностях по охране окружающей среды и природопользованию, приведен в приложении 6 к настоящим Правилам. Пример изложения модифицированного экозаключения в части, содержащей отрицательное экоаудиторское мнение из-за установленных нарушений законодательства по охране окружающей среды и выявленных превышений нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, приведен в приложении 7 к настоящим Правилам. 33. Экоаудиторская организация не должна приступать к выполнению экоаудиторского задания при непредставлении заказчиком и (или) экоаудируемым субъектом необходимой документации или ограничении доступа к обследованию объектов экологического аудита, что существенно ограничивает объем экологического аудита и влияет на получение объективных доказательств соответствия хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта требованиям правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования. Приложение 1 к Правилам представления заключения о проведении экологического аудита Форма Адресат: лицо, которому адресуется экозаключение ____________ (должность, __________________________ фамилия, собственное имя, __________________________ отчество (при наличии) ЗАКЛЮЧЕНИЕ экологической аудиторской организации ____________________________________________________________________ (модификация экозаключения) "__" __________ 20__ г. _______________________ (город) Заказчик экологического аудита: _______________________________ ____________________________________________________________________ (наименование заказчика экологического аудита) ____________________________________________________________________ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |