|
|
Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.03.2006 N 22 "Об организации работы в хозяйственных судах Республики Беларусь с обращениями граждан"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отмечает, что работа с обращениями граждан и представителей субъектов хозяйствования, которые рассматриваются хозяйственными судами в соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь и в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан" (далее - Закон), Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 N 2 "О совершенствовании работы с населением", является одним из важных направлений деятельности хозяйственных судов. В соответствии со своими полномочиями, установленными статьей 12 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь", Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статистические данные свидетельствуют о значительном росте количества непроцессуальных обращений в хозяйственные суды в последние годы. В 2005 году хозяйственными судами Республики Беларусь рассмотрено 3960 обращений (жалоб и заявлений непроцессуального характера, запросов о разъяснении законодательства и др.) граждан, субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей, что на 40% больше, чем в 2004 году (2850). Непроцессуальные обращения, поступающие в хозяйственные суды, по субъектному составу подразделяются на две категории: обращения граждан - физических лиц; обращения (запросы) представителей субъектов хозяйствования (руководителей предприятий, юрисконсультов, бухгалтеров и др.) и индивидуальных предпринимателей. Большинство непроцессуальных обращений, в том числе о разъяснении действующего законодательства и судебной практики, поступает в хозяйственные суды от представителей субъектов хозяйствования. Для повышения уровня правовой информированности граждан и субъектов хозяйствования в хозяйственных судах оформлены и регулярно обновляются информационные стенды. На стендах размещается различная информация о деятельности хозяйственных судов и порядке работы с населением. Введена книга замечаний и предложений. Обращения, занесенные в книгу, своевременно рассматриваются и регулярно анализируются. По фактам нарушения прав граждан и представителей субъектов хозяйствования к работникам хозяйственных судов принимаются меры реагирования вплоть до возбуждения дисциплинарного производства. Заинтересованные лица имеют возможность обратиться за разъяснением законодательства и судебной практики на Интернет - сайты Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, хозяйственных судов областей и г.Минска. Ответы на наиболее распространенные вопросы публикуются в журнале "Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь". Вместе с тем, Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отмечает, что в хозяйственных судах отсутствует единообразный подход к вопросам учета некоторых категорий обращений граждан и представителей субъектов хозяйствования и их отнесения к обращениям, которые должны рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом. Принимая во внимание значимость работы по рассмотрению обращений граждан и субъектов хозяйствования, а также работы по разъяснению законодательства и судебной практики, в целях совершенствования данной работы в хозяйственных судах Республики Беларусь, Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь", постановляет: 1. Обратить внимание хозяйственных судов Республики Беларусь на следующее: 1.1. В соответствии со статьей 2 Закона его действие распространяется на обращения граждан, направленные в хозяйственные суды в виде предложений, заявлений и жалоб, за исключением обращений, рассматриваемых в порядке хозяйственного судопроизводства. К обращениям, которые должны рассматриваться хозяйственными судами в порядке и в сроки, предусмотренные Законом, а также разделом 5 "Организация работы с обращениями граждан" Инструкции по делопроизводству в хозяйственных судах Республики Беларусь (далее - Инструкция), относятся следующие обращения граждан, представителей субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей: предложения - рекомендации по совершенствованию деятельности хозяйственных судов; жалобы непроцессуального характера на волокиту при рассмотрении дел и исполнении исполнительных документов; жалобы на нетактичное поведение судей, судебных исполнителей и других работников судов; обращения, направленные в хозяйственные суды по подведомственности республиканскими и местными органами государственной власти и управления, иными организациями, а также вышестоящими должностными лицами; иные заявления (ходатайства) непроцессуального характера, за исключением обращений, перечисленных в пункте 1.2 настоящего постановления. 1.2. Не подпадают под сферу действия Закона следующие обращения, направленные в хозяйственные суды представителями субъектов хозяйствования, индивидуальными предпринимателями и гражданами: заявления, жалобы и ходатайства процессуального характера, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь; обращения (запросы) о разъяснении действующего законодательства и судебной практики, а также запросы информационно - справочного характера о деятельности судов, о ходе рассмотрения дел и исполнения исполнительных производств. Такие обращения рассматриваются в общем порядке, установленном Инструкцией, и в сроки, предусмотренные разделом 8 "Организация контроля и проверки исполнения документов" Инструкции. 1.3. Обращения, в том числе о разъяснении законодательства и судебной практики, должны рассматриваться также в рамках личного приема граждан и представителей субъектов хозяйствования руководителями и судьями хозяйственных судов. Устные обращения граждан и представителей субъектов хозяйствования могут быть рассмотрены только на личном приеме, за исключением вопросов о ставках, реквизитах и порядке уплаты госпошлины, которые могут быть разъяснены по телефону. В случаях, если вопрос, поднятый в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, ответ дается в письменной форме. 1.4. Хозяйственные суды в рамках своей компетенции вправе давать разъяснения законодательства и судебной практики по вопросам, которые носят общий правовой характер, в том числе связанным с разъяснением: порядка обращения в хозяйственные суды (подача иска, подведомственность споров, уплата государственной пошлины и др.); порядка обжалования судебных постановлений; порядка исполнения приказов хозяйственных судов и других исполнительных документов; иных вопросов судебной практики, за исключением вопросов, связанных с рассмотрением конкретных судебных дел, а также вопросов, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства. Определение характера вопросов, подлежащих рассмотрению в хозяйственных судах, осуществляется руководителями судов, должностными лицами, готовящими ответы гражданам и субъектам хозяйствования, а также осуществляющими личный прием граждан. При рассмотрении конкретных дел ответы хозяйственных судов на запросы субъектов хозяйствования во внимание не принимаются. 2. Обеспечить: 2.1. неукоснительное соблюдение Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан", Декрета Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 N 2 "О совершенствовании работы с населением", настоящего постановления Президиума, Инструкции по делопроизводству в хозяйственных судах Республики Беларусь, других нормативных и организационно - распорядительных документов, направленных на защиту прав и интересов граждан и индивидуальных предпринимателей (руководители судов, судьи, руководители структурных подразделений и другие государственные служащие хозяйственных судов, срок - постоянно); 2.2. личный прием граждан и представителей субъектов хозяйствования во время проведения семинаров, "прямых линий", дней правовых знаний, пресс - конференций, выездных судебных заседаний, комплексных и целевых проверок Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь работы хозяйственных судов областей и г.Минска; в периоды участия руководителей судов в заседаниях исполкомов и посещения судьями санируемых предприятий; в ходе работы информационно - пропагандистских (консультативных) групп, а также при проведении иных мероприятий с участием руководителей и судей хозяйственных судов (руководители и судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатели хозяйственных судов областей и г.Минска, срок - постоянно). 2.3. учет и регистрацию обращений граждан и субъектов хозяйствования, в том числе по категориям обращений, перечисленных в пункте 2.2 настоящего постановления (Смирнов Е.А., Егоров А.П., Козырева Л.Г., Крупко Н.Н., Михневич В.С., Бельская И.А., Мельник Т.И., Орлов А.Б., председатели хозяйственных судов областей и г.Минска, срок - постоянно). 2.4. размещение в СМИ информации о дате и месте проведения мероприятий, перечисленных в пункте 2.2 настоящего постановления, а также освещение в СМИ результатов проведенных мероприятий (Каменков В.С., Смирнов Е.А., Егоров А.П., Козырева Л.Г., Черемисин П.Г., Рослик И.А., председатели хозяйственных судов областей и г.Минска, срок - постоянно). 2.5. подготовку ответов на запросы о разъяснении законодательства и судебной практики, а также размещение обобщенных ответов на них в журнале "Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь" с учетом производимого тематического анализа поступающих запросов (Козырева Л.Г., Бельская И.А., Мельник Т.И., Рослик И.А., срок - постоянно). 3. Предусмотреть в формах статистической отчетности о работе хозяйственных судов за отчетные периоды, а также в сравнительных приложениях к формам графы о количестве рассмотренных обращений с указанием их категорий, а также о количестве ответов на запросы о разъяснении законодательства (Егоров А.П., Мельник Т.И., Чернушевич Ф.С., Бельская И.А., Михневич В.С., Орлов А.Б., срок - июнь 2006 года). 4. Привести раздел 5 Инструкции по делопроизводству в хозяйственных судах Республики Беларусь, Методические рекомендации по составлению письменных отчетов о работе хозяйственных судов за полугодие и год, а также иные организационно - распорядительные документы хозяйственных судов в соответствие с настоящим постановлением Президиума (Смирнов Е.А., Егоров А.П., Козырева Л.Г., Михневич В.С., Мельник Т.И., Бельская И.А., Орлов А.Б., председатели хозяйственных судов областей и г.Минска, срок - июнь 2006 года). 5. Считать утратившим силу постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.10.1998 N 32 "О состоянии работы в хозяйственных судах с обращениями граждан и мерах по ее дальнейшему совершенствованию". 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Смирнова Е.А. Председатель В.С.КАМЕНКОВ Секретарь Президиума, судья В.А.КУРИЛО |
Партнеры
|