Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 14.09.2005 N 285 "Об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 30 сентября 2005 г. N 8/13174



На основании Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 1998 г. N 419, Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Инструкцию об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы;

Положение о самодеятельных организациях осужденных.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь.



Министр

генерал-майор милиции В.В.НАУМОВ







                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства
                                                 внутренних дел
                                                 Республики Беларусь
                                                 14.09.2005 N 285


ИНСТРУКЦИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ,

ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее - Инструкция), разработана на основании Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - УИК), Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. N 174 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 113, 8/4362).

Инструкция определяет организационные и методические основы воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее - осужденные) в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ИУ), в том числе с осужденными к лишению свободы (далее - осужденные), оставленными в следственных изоляторах (далее - СИЗО), тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

2. Воспитательная работа с осужденными - это планомерная, основанная на педагогических принципах, формах и методах деятельность работников ИУ, представителей государственных органов и общественных организаций, направленная на достижение целей исправления осужденных и обеспечения их поведения в соответствии с установленным порядком отбывания наказания.

3. Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится в соответствии с основными принципами уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь, требованиями нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также в соответствии с научными рекомендациями.

4. Основными задачами воспитательной работы являются:

преодоление криминогенных склонностей личности осужденных, формирование правосознания, социальных навыков и умений, необходимых для их положительной адаптации в обществе и правопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания;

обеспечение добросовестного отношения осужденных к труду, сознательного включения их в иные виды полезной деятельности - общеобразовательное и культурно-гуманитарное обучение, профессиональную подготовку, общественную работу в составе самодеятельных организаций осужденных;

укрепление дисциплины среди осужденных, формирование готовности к неукоснительному выполнению законных требований сотрудников ИУ и уважительного отношения к ним;

поддержание социально полезных связей осужденных в период отбывания наказания и оказание им помощи в подготовке к освобождению;

искоренение среди осужденных традиций и обычаев, противоречащих правовым и моральным нормам, формирование нравственно здоровой социально-психологической атмосферы в их среде.

5. Основные направления воспитательной работы призваны обеспечить комплексное формирование социальных установок, жизненных планов, моральных качеств, знаний, навыков и умений осужденных, которые определяют готовность личности к правопослушному поведению и положительной адаптации в обществе.

К основным направлениям воспитательной работы с осужденными относятся:

правовое воспитание, которое нацелено на преодоление дефектов правосознания, формирование знаний о правовых нормах поведения и правомерных способах решения жизненных задач, убеждений в необходимости соблюдать законодательство, уважительного отношения к правам и законным интересам людей, другим социальным ценностям, защищаемым нормами права;

нравственное и духовное воспитание, которое направлено на преодоление аморальных влечений и привычек у осужденных, формирование нравственных ценностей, веры в духовные идеалы и положительную жизненную перспективу, развитие моральных качеств, самосознания и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей;

трудовое воспитание, предусматривающее формирование и укрепление, на основе включения в производительный труд и профессиональное обучение, добросовестного отношения и готовности к систематическому труду, стремления к занятию общественно полезной деятельностью, освоение правомерных способов материального обеспечения жизни;

эстетическое воспитание, которое предусматривает привитие осужденным эстетических вкусов, содержащих оценку социальных явлений и предметной среды, формирование личной культуры поведения; вовлечение осужденных в эстетическое благоустройство помещений и территорий ИУ (СИЗО);

санитарно-гигиеническое и физическое воспитание предусматривает освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование потребности и привычки соблюдать личную гигиену, включение в занятия физкультурой и спортивно-массовые мероприятия.

6. Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе разработанных педагогической наукой и практикой принципов исправления, методов воспитательного воздействия и форм воспитательной работы.

7. К основным принципам исправления осужденных относятся:

нацеленность воспитательных воздействий на формирование всесторонней и устойчивой готовности личности к правопослушному образу жизни после освобождения;

соблюдение законности при использовании методов и средств воспитательного воздействия на осужденных;

комплексный подход к организации и содержанию воспитательной работы, охватывающий систему ее основных задач и направлений;

индивидуальный подход к исправлению осужденных с учетом особенностей их личности, совершенных ими преступлений, поведения в период отбывания наказания и условий предстоящей социальной реадаптации;

организация исправительного процесса на основе включения в производительный труд, обучение и другие виды полезной деятельности;

использование возможностей воспитательного воздействия на личность через коллектив;

сочетание требований к поведению осужденного с гуманным обращением и уважением личного достоинства;

максимальное увеличение количества субъектов и средств воспитательного воздействия на личность;

сохранение социально полезных связей осужденных;

сознательное включение осужденного в исправление с формированием отношений сотрудничества между ним и воспитателем в исправительном процессе.

8. Основными методами воспитательного воздействия на осужденных являются: убеждение, пример, внушение, взрыв (обострение внутреннего конфликта), приучение, поощрение, соревнование, критика, принуждение (наказание), требование, упражнение. Сущность методов воспитательного воздействия и особенности их применения определяются научными психолого-педагогическими рекомендациями.



Глава 2

СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ



9. Организаторами воспитательной работы с осужденными являются:

в ИУ - начальник ИУ, заместитель начальника, обеспечивающий организацию воспитательной работы с осужденными (далее - заместитель начальника по ВР), начальник отдела исправительного процесса и его заместитель, начальники отделений воспитательной работы в отрядном звене, начальники отрядов и воспитатели в воспитательной колонии (далее - ВК);

в СИЗО - начальник СИЗО, заместитель начальника по ВР, начальник отдела воспитательной работы со спецконтингентом и его заместитель, начальник отделения воспитательной работы со спецконтингентом, начальник отряда.

10. Ведущая роль в проведении воспитательной работы с осужденными принадлежит начальнику отряда, который проводит основную часть воспитательных мероприятий, планирует и обеспечивает участие в воспитательной работе членов совета воспитателей отряда, других сотрудников ИУ, представителей государственных и общественных организаций. При создании в СИЗО группы воспитательной работы со спецконтингентом функции начальника отряда выполняет старший инструктор по воспитательной работе со спецконтингентом.

11. В проведении воспитательных мероприятий с осужденными обязаны участвовать начальник ИУ и его заместители; начальники отделов, отделений, частей, служб, сотрудники воспитательной, психологической, режимной, оперативной служб, главные специалисты, инженерно-технические работники, непосредственно работающие с осужденными, медицинские работники, руководители и преподаватели школ и профессионально-технических училищ (далее - ПТУ).

12. Участвующие в воспитательной работе руководители и сотрудники ИУ проводят индивидуальную воспитательную работу с осужденными, с которыми непосредственно работают, привлекаются к индивидуальному шефству над осужденными и проведению иных форм воспитательных мероприятий в соответствии с должностной компетенцией, образованием и педагогическими умениями.

13. Для использования в исправительном процессе коллективного воздействия на осужденных, создания условий для планомерного участия сотрудников ИУ в воспитательной работе и повышения их педагогического мастерства образуются советы воспитателей отрядов.

Советы воспитателей отрядов образуются сроком на один год в каждом отряде приказом начальника ИУ в составе не менее пяти человек. С учетом организационной и педагогической целесообразности допускается образование совета воспитателей двух отрядов.

14. В составы советов воспитателей отрядов входят руководители и сотрудники ИУ, указанные в пункте 11 настоящей Инструкции, за исключением начальника ИУ и его заместителей. В состав советов также могут входить другие сотрудники ИУ, общественные воспитатели и члены попечительского совета. Председателем совета воспитателей отряда является начальник отряда. В случае создания совета воспитателей двух отрядов председателем назначается наиболее профессионально подготовленный начальник отряда.

15. Начальник ИУ и его заместители в целях оказания организационного влияния и методической помощи планомерно, в соответствии с графиком, утверждаемым начальником ИУ, как правило, один раз в месяц принимают участие в заседании совета воспитателей одного из отрядов.

16. Заседания совета воспитателей отряда проводятся, как правило, два раза в месяц и оформляются протоколами. В протоколе указывается дата заседания, его участники, вопросы, выносимые на обсуждение, и принятые советом решения. Начальник ИУ и его заместители, участвующие в заседании совета воспитателей отряда, в протоколе указывают свою оценку работы совета воспитателей и при необходимости вносят предложения по ее совершенствованию. Заседание совета воспитателей отряда считается правомочным, если в нем принимало участие не менее двух третей членов совета. Решение совета воспитателей отряда принимается простым большинством голосов его членов. В случае разделения голосов членов совета воспитателей отряда поровну окончательное решение принимается председателем совета воспитателей отряда.

17. На заседаниях совета воспитателей отряда проводится текущая аттестация осужденных, собеседования с отдельными осужденными по вопросам их поведения, отношения к труду, в связи с конфликтными ситуациями и по другим вопросам. Рассматриваются и утверждаются индивидуальные обязательства о правопослушном поведении осужденных, выносятся ходатайства о поощрении, а также предложения по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания (в случае их обсуждения).

18. Рассмотрение вопросов условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким наказанием в отношении осужденных, поведение которых соответствует условиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 116 УИК, осуществляется на заседаниях совета воспитателей отделения (при отсутствии в структуре отдела исправительного процесса ИУ отделений воспитательной работы в отрядном звене, а также в СИЗО - на заседаниях совета воспитателей отдела; при образовании в ИУ группы исправительного процесса, в СИЗО отделения, группы воспитательной работы со спецконтингентом - на заседаниях совета воспитателей учреждения). При рассмотрении указанных вопросов оценивается готовность осужденного вести правопослушный образ жизни в условиях свободы в соответствии с частью 2 статьи 116 УИК. При установлении наличия либо отсутствия данной готовности совет воспитателей отделения (отдела, учреждения) принимает решение в соответствии с подпунктами 24.1 и 24.2 пункта 24 Инструкции о порядке представления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к условно-досрочному освобождению от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 ноября 2001 г. N 223 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 12, 8/7639; 2006 г., N 133, 8/14873).

19. Советы воспитателей отделения (отдела, учреждения) создаются приказом начальника ИУ (СИЗО) сроком на один год.

Председателем совета воспитателей отделения в ИУ назначается начальник отделения воспитательной работы в отрядном звене или заместитель начальника отдела исправительного процесса.

Председателем совета воспитателей отдела назначается: в ИУ - начальник отдела исправительного процесса; в СИЗО - начальник отдела воспитательной работы со спецконтингентом.

Председателем совета воспитателей учреждения в ИУ и СИЗО назначается заместитель начальника по ВР.

20. В состав совета воспитателей отделения в ИУ входят начальники отрядов отделения, психологи, сотрудники оперативного и режимного отделов, курирующие отряды соответствующих отделений, другие сотрудники, которые работают непосредственно с осужденными соответствующих отделений в процессе их трудовой деятельности и обучения. В состав совета воспитателей отдела, учреждения в ИУ (СИЗО) входят начальники отрядов, начальники оперативных, режимных, психологических подразделений, руководители и преподаватели школы и ПТУ, старшие инструкторы, инструкторы воспитательной работы со спецконтингентом. В работе совета воспитателей отделения, отдела принимают участие начальники тех отрядов, осужденные которых рассматриваются на заседаниях совета воспитателей.

21. Заседания совета воспитателей отделения (отдела, учреждения) проводятся по мере необходимости и оформляются протоколами. В протоколе указывается дата заседания, его участники, вопросы, выносимые на обсуждение, и принятые советом решения. Решение совета воспитателей отделения (отдела, учреждения) принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. В случае разделения голосов членов совета воспитателей отделения (отдела, учреждения) поровну окончательное решение принимается председателем совета воспитателей отделения (отдела, учреждения).



Глава 3

ОТРЯДНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



22. Отрядная система организации воспитательной работы предусматривает создание организационных условий для эффективного применения комплекса основных средств исправления осужденных.

23. Отряд осужденных является относительно автономным, стабильным коллективом численностью от шестидесяти до семидесяти человек, размещающихся в едином коммунально-бытовом комплексе, осуществляющих совместную трудовую деятельность в составе бригад отряда. В ВК численность отряда - до ста осужденных.

24. В отрядах осужденных в целях создания условий для воспитания через коллектив и формирования нравственно-психологического климата образуются первичные коллективы - производственные бригады. Педагогически оптимальная численность первичного коллектива осужденных составляет пятнадцать-двадцать человек. В случае, когда в связи с производственной необходимостью численность бригады значительно превышает оптимальную, она делится на звенья с численностью пятнадцать-двадцать человек, которые выполняют функции первичных коллективов.

25. В отрядах ВК образуются первичные коллективы - отделения численностью около двадцати пяти человек. Отделения комплектуются исходя из целесообразности организации совместной учебы и труда.

26. При образовании отрядов соблюдается принцип "отряд-смена". В соответствии с этим принципом трудовая деятельность осужденных отряда организуется, как правило, в одну для всех смену и по возможности в одном цеху.

В ВК обеспечивается односменность учебы в школе осужденных каждого отряда.

27. Распределение вновь прибывших осужденных по отрядам проводится в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ, с учетом индивидуально-психологических, социально-демографических особенностей их личности, состояния здоровья, трудоспособности и специальности.

При распределении осужденных по отрядам, как правило, обеспечивается разнородность состава, предусматривающая включение в отряд осужденных различных по возрасту, криминологическим характеристикам, образованию и месту жительства до осуждения.

28. Осужденные зачисляются в отряд на весь срок отбывания наказания в данном ИУ. Перевод из отряда в отряд допускается в исключительных случаях письменным распоряжением начальника ИУ по медицинским основаниям, в связи с учебно-производственной необходимостью, а также в целях предупреждения грубых правонарушений. Осужденный, переведенный в помещение камерного типа, запираемое помещение, из списков отряда не исключается.

29. Отрядом руководит начальник отряда, который организует и проводит воспитательную работу с осужденными, поддерживает правопорядок, контролирует коммунально-бытовое обеспечение осужденных, их трудоиспользование и обучение.

В ВК начальнику отряда непосредственно подчиняются воспитатели.

Непосредственное руководство деятельностью начальников отрядов в ИУ (воспитателей в ВК) осуществляет заместитель начальника по ВР, начальник отдела исправительного процесса ИУ, его заместитель и начальник отделения воспитательной работы в отрядном звене; в СИЗО - заместитель начальника по ВР, начальник отдела (отделения) воспитательной работы со спецконтингентом и его заместитель.

30. Сотрудники структурных подразделений ИУ (СИЗО) в соответствии со своими функциональными обязанностями обеспечивают создание надлежащих коммунально-бытовых условий в отрядах, трудовую занятость осужденных, участвуют в контроле за их поведением, информируют начальника отряда о поведении, отношении к труду, учебе осужденных, участвуют в проведении в отрядах воспитательных мероприятий и индивидуальной воспитательной работы с осужденными.



Глава 4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЛАНОВЫЕ И УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ



31. К организационно-плановым документам воспитательной работы относятся специальный раздел плана мероприятий по обеспечению деятельности ИУ (СИЗО) на полугодие, план организации исправительного процесса в ИУ на квартал (план воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО на квартал), план воспитательных мероприятий с осужденными отряда ИУ на месяц, план подготовки и трансляции радиопередач для осужденных на месяц (в СИЗО, тюрьме), тематические планы правового, нравственного и других направлений просвещения.

32. План основных мероприятий по обеспечению деятельности ИУ (СИЗО) на полугодие включает раздел "Организация исправительного процесса" - в ИУ, в СИЗО - "Организация воспитательной работы со спецконтингентом". В этом разделе намечаются наиболее важные мероприятия по созданию и улучшению материальной базы воспитательной работы, совершенствованию ее организации, повышению методического уровня, внедрению передового опыта и совершенствованию ее форм. При разработке раздела плана учитываются требования законодательства, касающиеся вопросов воспитательной работы с осужденными, предложения и рекомендации вышестоящих органов, комиссий, проводивших инспектирование ИУ (СИЗО).

33. План организации исправительного процесса в ИУ на квартал, план воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО на квартал разрабатываются руководителем структурного подразделения воспитательной службы: в ИУ - начальником отдела исправительного процесса, в СИЗО - начальником отдела, отделения воспитательной работы со спецконтингентом; согласовываются с заместителем начальника по ВР и утверждаются начальником ИУ (СИЗО). При отсутствии в ИУ (СИЗО) соответствующих должностей начальника отдела, отделения план разрабатывается заместителем начальника по ВР. При разработке планов учитываются мероприятия, предусмотренные планом основных мероприятий по обеспечению деятельности ИУ (СИЗО) на полугодие, а также характеристика состава спецконтингента по данным специального учета и социально-психологической обстановки в его среде по данным психологической службы, состояние правопорядка и результаты проводимой воспитательной работы.

34. План организации исправительного процесса в ИУ на квартал и план воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО на квартал включают следующие разделы:

"Организационное и методическое обеспечение воспитательной работы". В этом разделе плана намечаются инструктивно-методические занятия и другие формы методической работы, проверки воспитательной работы в отрядах, комплексное оказание помощи отдельным начальникам отрядов в организации исправительного процесса либо по отдельным направлениям воспитательной работы, организация кружков, выставок технического и художественного творчества осужденных, оформление наглядной информации, мероприятия по совершенствованию материальной базы воспитательной работы, обучению осужденных и другое. В завершении данного раздела составляется график открытых и показательных воспитательных мероприятий в отрядах с конкретизацией даты их проведения накануне наступающего месяца, график итогового контроля организации исправительного процесса в отрядном звене, график участия начальника ИУ и его заместителей в заседаниях советов воспитателей отрядов;

"Реализация основных направлений воспитательной работы с осужденными". В этом разделе планируются воспитательные мероприятия, проводимые в ИУ при присутствии всех осужденных, по группам отрядов либо с представителями отрядов. К такого рода мероприятиям относятся лекции и другие просветительные мероприятия, встречи с представителями государственных органов и организаций, трудовых коллективов, общественных организаций, тематические дискуссии, встречи с руководством ИУ, представителями прокуратуры и органов внутренних дел для ответов на вопросы осужденных, культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия. Ежеквартально планируются собрания осужденных ИУ либо представителей отрядов, которые проводятся руководством ИУ с целью подведения итогов производственной, хозяйственной деятельности, состояния порядка и дисциплины, оценки социально-психологической обстановки в отрядах, а также поощрения полезной активности осужденных. В заключительной части раздела составляется график собраний-встреч руководителей ИУ с осужденными в отрядах из расчета проведения начальником ИУ и каждым его заместителем, как правило, одной встречи с одним из отрядов в месяц.

35. План воспитательных мероприятий с осужденными отряда на месяц составляется начальником отряда, согласовывается с начальником отделения воспитательной работы в отрядном звене или заместителем начальника отдела исправительного процесса, начальником отдела исправительного процесса в ИУ (начальником отдела (отделения) воспитательной работы со спецконтингентом или заместителем начальника отдела - в СИЗО) и утверждается заместителем начальника по ВР. При его составлении учитываются особенности состава осужденных отряда, состояние правопорядка в отряде, социально-психологический климат, результаты проводимой воспитательной работы, задачи, поставленные руководством ИУ, и мероприятия, предусмотренные планом организации исправительного процесса ИУ, воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО на квартал.

36. Планирование осуществляется на каждый день месяца, включая выходные и праздничные дни, с учетом графика работы начальника отряда, воспитателей отряда в ВК, членов советов воспитателей и других сотрудников учреждения. В дни отсутствия на службе начальника отряда коллективные воспитательные мероприятия с осужденными проводят члены совета воспитателей в соответствии с планом.

На каждый день планируются мероприятия общего характера, охватывающие всех осужденных отряда либо их часть, - беседы, собрания, лекции, тематические дискуссии, встречи с руководителями ИУ (СИЗО), заседания совета воспитателей отряда, заседания совета отряда, секций самодеятельных организаций, занятия с группами осужденных по психолого-педагогическим программам, другие коллективные мероприятия. Указывается должность и фамилия ответственных за проведение планируемых мероприятий.

Кроме воспитательных мероприятий общего характера предусматривается ежедневное текущее планирование и учет индивидуальной воспитательной работы с осужденными отряда.

В завершающей части плана приводятся список осужденных, подлежащих аттестованию в данном месяце, список осужденных, подлежащих представлению на комиссию ИУ, СИЗО по вопросам условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким наказанием, список осужденных, освобождающихся по окончании срока с указанием даты освобождения. Сотрудники, ответственные за проведение запланированных начальником отряда мероприятий, ознакамливаются под роспись.

37. По вопросам воспитательной работы с осужденными в ИУ ведется следующая документация:

37.1. в отрядном звене:

журнал планов воспитательных мероприятий с осужденными на месяц;

журнал протоколов заседаний совета воспитателей отряда;

журнал учета нарушений, взысканий и поощрений;

журнал учета работы совета отряда самодеятельных организаций осужденных;

полный список осужденных отряда, включающий данные о принятии обязательства о правопослушном поведении, участии в работе самодеятельных организаций осужденных, наличии взысканий, дате последнего аттестования и степени исправления, выполнении работ по самообслуживанию, уборке, благоустройству ИУ, обязанности выплачивать алименты, суммы иска и фактического его погашения, обучении в школе (ПТУ);

тетради (в ВК - дневники) индивидуальной воспитательной работы с осужденными;

ежеквартальные отчеты по установленной форме;

37.2. в отделе исправительного процесса ИУ, отделе воспитательной работы со спецконтингентом СИЗО:

планы по организации исправительного процесса в ИУ, воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО на квартал;

планы подготовки и трансляции радиопередач для спецконтингента на месяц (в СИЗО, тюрьме);

протоколы служебных совещаний в отделе;

проверки организации исправительного процесса в отрядном звене;

отчеты по установленной форме и аналитические материалы по воспитательной работе со спецконтингентом;

журнал текущего методического контроля воспитательных мероприятий;

журнал протоколов заседаний совета воспитателей отделения, отдела, учреждения;

журнал учета работы совета колонии самодеятельных организаций осужденных;

журнал учета занятий по служебной подготовке сотрудников отдела, отделения, группы исправительного процесса ИУ, отдела, отделения, группы воспитательной работы со спецконтингентом СИЗО.



Глава 5

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



38. Воспитательная работа проводится в форме воспитательных мероприятий. К основным воспитательным мероприятиям относятся: лекция, беседа с коллективом, тематическая дискуссия (диспут), собрание, собеседование с осужденным в коллективе, викторина, аттестование осужденных, индивидуальная беседа с осужденным воспитателя, культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия, индивидуальное соревнование, а также соревнования между отрядами осужденных (бригадами и звеньями), видео-, радиопередачи по внутренней видео-, радиосети, стенная печать, просмотр тематических телепередач.

39. Лекция имеет целью расширение представлений и знаний осужденных и формирование на их основе социально значимых взглядов и убеждений. Лекции читаются, как правило, перед отрядом или группой отрядов по правовым, экономическим, политическим, этическим, психологическим и другим темам наиболее подготовленными сотрудниками либо приглашенными специалистами, научными и педагогическими работниками. Лекции должны быть присущи: тематическая завершенность, логическая стройность и последовательность изложения материала. В лекции выделяются и последовательно раскрываются главные вопросы и делаются выводы. Тезисы лекции согласовываются с заместителем начальника по ВР либо начальником отдела исправительного процесса ИУ, начальником отдела воспитательной работы со спецконтингентом СИЗО.

40. Беседа с отрядом, первичным коллективом осужденных или группой осужденных должна иметь просветительные и формирующие задачи и предусматривать расширение знаний и представлений осужденных, формирование у них добросовестного отношения к нормам поведения, труду и иным видам полезной деятельности, правильного отношения к определенным явлениям социальной действительности, оказание позитивного воздействия на межличностные отношения и эмоциональный настрой осужденных. При проведении беседы информация излагается в стиле свободного рассказа, используются элементы диалога и приводятся жизненные примеры. В процессе формирующей беседы разъяснение и аргументированное убеждение сочетаются с методом внушения. Беседа должна заканчиваться обобщением, выводами, оценочными суждениями, рекомендациями либо педагогическими требованиями.

41. Собрание имеет целью формирование установок на правопослушное поведение, положительное отношение к труду, учебе, а также моральное стимулирование полезной активности осужденных, оказание воспитательного воздействия на отдельных осужденных, формирование нравственно здорового социально-психологического климата.

Собрания проводятся сотрудником ИУ с отрядом, первичными коллективами осужденных, членами самодеятельных организаций (отдельными секциями), группами отрядов, всеми осужденными ИУ либо представителями отрядов.

К участию в проведении собрания могут привлекаться руководители самодеятельных организаций осужденных. На собраниях обсуждаются вопросы трудовой деятельности, организации быта и досуга, обеспечения правопорядка и дисциплины, проводятся избрание совета отряда, совета ИУ (далее - совет колонии), отчеты совета отряда (колонии), обсуждаются поведение и проступки отдельных осужденных и другие вопросы. Проводятся также собрания-ритуалы досрочного освобождения осужденных, собрания-встречи с руководством ИУ, представителями правоохранительных и других государственных органов для информирования осужденных и ответов на их вопросы, собрания в форме дней отрядов с приглашением близких родственников осужденных. В ВК периодически проводятся собрания осужденных с приглашением их родителей и при необходимости - родительские собрания.

42. Тематическая дискуссия (диспут) имеет целью формирование и коррекцию жизненно значимых взглядов и убеждений, развитие нравственно-правового мышления и навыков культурного общения осужденных. При проведении дискуссии на обсуждение выносятся проблемные вопросы. Сотрудник, ведущий дискуссию, педагогическими приемами стимулирует включение в их обсуждение осужденных, высказывание ими личных точек зрения и аргументов, задает уточняющие вопросы для раскрытия сути и смысла высказываемых точек зрения, комментирует их и тем самым способствует формированию и закреплению позитивных взглядов и убеждений.

Тематическая дискуссия может проводиться с предварительным определением ее основных участников либо со свободным включением в нее всех присутствующих. К участию в дискуссиях целесообразно привлекать членов совета воспитателей, шефов, представителей творческих профессий. Тематическая дискуссия проводится, как правило, с аудиторией отряда. Возможно проведение дискуссии с аудиторией нескольких отрядов при определении круга активных участников дискуссии с использованием современной аудио-, видео- и другой техники.

43. Собеседование с осужденным в коллективе, например на заседании совета воспитателей, совета отряда, на собрании отряда, бригады, отделения, имеет целью формирование или изменение взглядов и убеждений, определяющих поведение, отношение к труду, учебе, и других социальных установок личности.

Собеседование может проводиться по поводу конкретного проступка осужденного, в связи с конфликтной ситуацией либо в связи с постоянным отрицательным поведением и уклонением от выполнения своих обязанностей. В этом случае при собеседовании выявляются мотивы отрицательного поведения, обстоятельства, побуждающие к нему, объясняются отрицательный смысл и последствия неправильного поведения, даются рекомендации, способствующие формированию положительных намерений.

Собеседование на заседании совета воспитателей проводится также в связи с аттестованием осужденного, утверждением обязательства о правопослушном поведении.

С осужденными, прибывшими в отряд, собеседование проводится на заседании совета воспитателей отряда, совета отряда или в первичном коллективе осужденных. В ходе собеседования осужденному разъясняются требования к поведению, традиции в коллективе, даются рекомендации.

44. Викторина проводится в целях развития познавательных интересов осужденных, повышения их уровня культуры, положительного влияния на эмоциональный настрой и социально-психологический климат. Проведение викторины возможно в форме личного участия присутствующих в ответах на вопросы либо участия команд осужденных отрядов, бригад, отделений. Викторины могут проводиться в несколько этапов. Победители викторин, как правило, награждаются призами, приобретаемыми за счет средств ИУ.

Тематика вопросов викторины ориентируется на знание истории, литературы, произведений искусства, этических и правовых норм, психологии и другого. Викторины как состязания в знаниях могут сочетаться с конкурсами художественных, физических способностей.

45. Аттестование осужденных имеет целью дать педагогическую оценку поведения и личности осужденных за аттестуемый период, оказать воздействие, направленное на закрепление положительных и исправление отрицательных качеств личности и мотивов поведения.

46. Текущее аттестование проводится индивидуально в присутствии осужденного на заседании совета воспитателей отряда. Первое аттестование проводится не позже чем через полгода пребывания осужденного в ИУ, а последующие - через год. При переводе осужденного из одного ИУ в другое периодичность аттестования не прерывается. При наличии обстоятельств, являющихся основанием для изменения степени исправления, осужденный аттестуется в течение месяца после их возникновения. К текущему аттестованию начальник отряда готовит на осужденного аттестацию на основе педагогического наблюдения за ним и оценки поведения осужденного в период после последнего аттестования.

При подготовке характеристики в связи с представлением осужденного к помилованию, по окончании срока наказания и иным основаниям осужденный проходит аттестование, если со времени последнего аттестования прошло более трех месяцев.

47. К рассмотрению вопросов условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким наказанием на заседании совета воспитателей отделения (отдела, учреждения) в отношении осужденного, поведение которого соответствует условиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 116 УИК, начальник отряда готовит на него характеристику-аттестацию согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. Характеристика-аттестация на осужденного составляется на основе всестороннего изучения его личности и оценки поведения в период отбывания наказания сотрудниками ИУ, СИЗО, непосредственно работающими с ним.

48. К рассмотрению вопросов условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким наказанием на заседании комиссии ИУ, СИЗО в отношении осужденного, поведение которого не соответствует и не будет соответствовать условиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 116 УИК, к наступлению срока рассмотрения комиссией ИУ, СИЗО данных вопросов начальник отряда готовит на него характеристику-аттестацию согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. Характеристика-аттестация согласовывается с начальником отдела исправительного процесса ИУ либо начальником отделения воспитательной работы в отрядном звене, начальником отдела воспитательной работы со спецконтингентом СИЗО, заместителем начальника по ВР и утверждается начальником ИУ, СИЗО на заседании комиссии ИУ, СИЗО.

49. Совет воспитателей отряда при аттестовании осужденного вправе сделать следующий вывод:

ставший на путь исправления (в соответствии с частью 3 статьи 116 УИК);

поведение осужденного соответствует условиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 116 УИК;

поведение осужденного не соответствует условиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 116 УИК (с указанием, каким условиям не соответствует);

не ставший на путь исправления (с указанием, каким условиям части 3 статьи 116 УИК поведение осужденного не соответствует);

злостно нарушающий установленный порядок отбывания наказания (в соответствии с частями 1 и 2 статьи 117 УИК).

Степень исправления осужденного в соответствии с частями 4 и 5 статьи 116 УИК устанавливается комиссией ИУ, СИЗО.

50. При аттестовании осужденного на заседании совета воспитателей отряда (отделения, отдела, учреждения) члены совета воспитателей участвуют в обсуждении его поведения и качеств личности, оценивают намерения после освобождения и гарантии правопослушного образа жизни, дают рекомендации и наставления. Осужденный знакомится с текстом аттестации под роспись. Он вправе сделать письменное заявление о несогласии с оценкой своего поведения и выводом по аттестации. Аттестация и письменное заявление по ней, а также отчет о гарантиях правопослушного образа жизни после освобождения приобщается к личному делу осужденного. Результаты аттестования объявляются в отрядах.

51. Индивидуальная беседа с осужденным сотрудника как воспитателя может иметь ряд педагогических целей. К основным из них относятся:

изучение личности, образа жизни осужденного, отношения к основным средствам исправления, жизненных планов и другого - познавательная беседа;

разъяснение осужденному его правового положения, требований к поведению, традиций и обычаев в отряде и бригаде, правильной позиции в отношениях с осужденными и представителями администрации ИУ (СИЗО) - адаптирующая беседа;

формирование (коррекция) мотивов поведения, убеждений и жизненных планов, позиции в межличностных отношениях и других качеств личности - формирующая беседа;

разбор допущенного осужденным правонарушения для установления его мотивов, причин, уровня осознания осужденным своей вины и формирование решимости не допускать нарушения впредь. При фиксации данной беседы в тетради индивидуальной воспитательной работы с осужденным отражаются характер и время допущенного правонарушения, его мотивы, отношение к допущенному правонарушению, наличие решимости впредь соблюдать установленный порядок отбывания наказания;

вовлечение в различные виды полезной деятельности, склонение к возможной явке с повинной, досрочному погашению иска, совершению других актов заглаживания вреда, причиненного преступлением, - беседа, мотивирующая полезную активность.

52. Индивидуальные беседы, имеющие познавательные и адаптирующие цели, проводит начальник отряда по прибытии осужденного в отряд по возможности безотлагательно. Формирующие беседы и беседы, мотивирующие полезную активность, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. С осужденными, состоящими на профилактическом учете ИУ, данные беседы сотрудником, закрепленным за осужденным для проведения с ним индивидуально-профилактической работы, а также с несовершеннолетними в ВК воспитателем проводятся ежемесячно. Индивидуальные беседы с осужденными в период их содержания в карантинном помещении проводит начальник отряда, закрепленный за карантином, и другие сотрудники. Индивидуальная беседа с осужденным, освобождающимся по окончании срока наказания, проводится с целью выяснения намерений, установок и жизненных планов не позднее чем за месяц перед освобождением из ИУ (СИЗО). Индивидуальные беседы с осужденными, водворенными в штрафной, дисциплинарный изолятор, проводятся не менее одного раза в период отбывания дисциплинарного взыскания.

Содержание проводимых индивидуальных воспитательных бесед и их восприятие осужденным кратко отражаются в тетрадях индивидуальной воспитательной работы.

53. Культурно-массовые мероприятия проводятся в целях повышения культурного уровня осужденных, формирования положительных интересов и установок, связанных с проведением досуга, расширения сферы полезной деятельности, положительного влияния на эмоционально-психологический климат.

К культурно-массовым мероприятиям относятся концерты, театральные постановки, встречи с деятелями искусства и культуры, музыкальные и литературные программы, конкурсы художественной самодеятельности, сатирических сочинений, выставки изделий художественного промысла и рисунков, состязания команд КВН, информационные и культурно-художественные программы, подготовленные советом колонии или отряда, культурно-массовые праздничные программы.

54. Культурно-массовые мероприятия проводятся, как правило, в пределах ИУ (СИЗО). Их подготовка предварительно планируется с назначением ответственных за проведение из числа сотрудников и членов самодеятельных организаций. Активные участники культурно-массовых мероприятий из числа осужденных и победители конкурсов поощряются, награждаются подарками. На культурно-массовые праздничные программы могут приглашаться близкие родственники осужденных.

55. Физкультурно-спортивные мероприятия имеют целью оказание положительного влияния на физическое, эмоционально-психологическое состояние осужденных, формирование положительных интересов и установок, связанных с ведением здорового образа жизни. К физкультурно-спортивным мероприятиям относятся спортивные игры, проводимые по графику на спортивной площадке ИУ (СИЗО), и соревнования по игровым видам спорта - волейболу, баскетболу, футболу, турниры по настольному теннису, шахматам, шашкам, состязания по выполнению отдельных гимнастических упражнений на перекладине и брусьях, отдельным легкоатлетическим видам спорта (бегу на короткие дистанции, прыжкам, перетягиванию каната). В весенне-летний период в ИУ, как правило, организовывается спартакиада, в программу которой включаются перечисленные выше виды спортивных соревнований по выбору организационного комитета.

56. В выходные и праздничные дни организуются спортивно-игровые программы, которые включают наряду с некоторыми видами спортивных соревнований и спортивно-развлекательные эстафеты, и состязания на ловкость. Победители и активные участники спартакиад, соревнований, эстафет, как правило, награждаются подарками.

57. Соревнование проводится между отрядами, бригадами (звеньями), отделениями в отрядах, индивидуальное в первичных коллективах за достижение лучших результатов в труде, учебе и иных видах полезной деятельности, а также в целях стимулирования соблюдения установленного порядка отбывания наказания. Соревнование проводится в соответствии с положением, утверждаемым начальником ИУ. Его результаты подводятся на собраниях, освещаются на стендах, в стенной печати, радиоинформации. Победители соревнования поощряются ценными подарками за счет средств ИУ.

Итоги соревнования между бригадами (звеньями), отделениями в отрядах и индивидуально с использованием системы поощрительных баллов подводятся ежемесячно, а между отрядами - ежеквартально.

58. Радио-, видеопередачи по внутренней радио-, видеосети ИУ являются средством воспитательного воздействия на осужденных и информационного обеспечения управления их поведением. Радио-, видеопередачи готовятся сотрудниками отдела исправительного процесса ИУ, отдела воспитательной работы со спецконтингентом в СИЗО с привлечением осужденных.

В радио-, видеопередачах освещаются текущие результаты трудовой деятельности коллективов отрядов и бригад, итоги проверок уровня санитарного состояния, смотров внешнего вида и других контрольных мероприятий, приводятся примеры полезной активности осужденных, а также информация критического характера, даются разъяснения по вопросам порядка и условий исполнения и отбывания наказания, обязанностям и правам осужденных и другим вопросам, вызывающим повышенный интерес, передаются интервью, обращения к осужденным руководителей и сотрудников ИУ (СИЗО), представителей государственных органов, общественных организаций, родственников осужденных, даются рекомендации медицинских работников, психологов, работников тыловой службы, передается информация, стимулирующая интерес к планируемым и проводимым воспитательным, культурно-массовым и физкультурно-спортивным мероприятиям.

59. Стенная печать выпускается в виде стенных газет отрядов, школы, ПТУ и газеты ИУ, а также информационных листов, фотогазет, сатирических газет. Стенным газетам могут присваиваться постоянные названия.

60. Редактором стенной газеты ИУ является заместитель начальника по ВР или начальник отдела исправительного процесса, стенгазеты отряда - начальник отряда, стенгазеты школы, в ПТУ - директор или заведующий учебной частью. Для выпуска стенных газет совет колонии и советы отрядов формируют редколлегии.

61. В стенных газетах освещаются вопросы жизнедеятельности осужденных, работы самодеятельных организаций, положительные примеры труда, учебы и других полезных дел, дается критика нарушителей дисциплины, недобросовестного отношения к труду и других отрицательных явлений. Стенгазеты выпускаются, как правило, ежемесячно.

62. Просмотр телепередач осуществляется осужденными по их желанию во время, свободное от работы, учебы, воспитательных мероприятий, проверок и других обязательных по распорядку дня мероприятий. Просмотр определенной телепередачи с ее обсуждением может организовываться в обязательном порядке как воспитательное мероприятие.



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.