Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 N 70 "Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

класса III - при наличии особо неблагоприятных условий работы (в сосудах, аппаратах и других металлических емкостях с ограниченной возможностью перемещения и выхода оператора), а также в особо опасных условиях при подготовке и производстве строительно-монтажных работ.

При подготовке и производстве строительно-монтажных работ допускается пользоваться в этих условиях ручными электрическими машинами и инструментом класса III только с применением средств индивидуальной защиты.

202. При отсутствии ручных электрических машин и инструмента класса III лицо, ответственное за электрохозяйство, может разрешить применение машин и инструмента класса I и II при условии, что машина или инструмент, и при том только один, получает питание от автономной двигатель-генераторной установки, разделительного трансформатора или преобразователя с раздельными обмотками или при наличии устройства защитного отключения.

203. При проведении работ в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных применяются ручные электрические светильники напряжением не выше 42 В.

При работах в особо неблагоприятных условиях должны использоваться ручные светильники напряжением не выше 12 В.

В качестве источника питания светильников напряжением до 42 В применяются понижающие трансформаторы, машинные преобразователи, генераторы, аккумуляторные батареи. Не допускается использовать для указанных целей автотрансформаторы.

204. Перед началом работ с электроинструментом и ручными светильниками следует:

определить по паспорту класс инструмента;

проверить комплектность и надежность крепления деталей;

убедиться внешним осмотром в исправности кабеля (шнура), его защитной трубки и штепсельной вилки, целости изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, защитных кожухов;

проверить четкость работы выключателя;

выполнить (при необходимости) тестирование устройства защитного отключения;

проверить работу электроинструмента на холостом ходу;

проверить у электроинструмента класса I исправность цепи заземления (корпус - заземляющий контакт штепсельной вилки).

Не допускается использовать в работе ручные электроинструменты и переносные светильники с относящимся к ним вспомогательным оборудованием, имеющие дефекты.

205. При пользовании электроинструментом, переносными светильниками их кабели (провода) должны по возможности подвешиваться.

Непосредственное соприкосновение кабелей (проводов) с горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами не допускается.

Кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного механического повреждения и соприкосновения с горячими, сырыми и масляными поверхностями.

Не допускается натягивать, перекручивать и перегибать кабель, ставить на него груз, а также допускать пересечение его с кабелями, сварочными проводами, рукавами для газовой сварки и резки металлов и тому подобным.

При обнаружении каких-либо неисправностей работа с ручными электрическими машинами, переносными электроинструментом и светильниками должна быть немедленно прекращена.

206. Выдаваемые и используемые в работе переносные электроинструмент и светильники, вспомогательное оборудование должны проходить проверку и испытания в сроки и объемах, установленных нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок.

Для поддержания исправного состояния, проведения периодических испытаний и проверок ручных электрических машин, переносных электроинструмента и светильников, вспомогательного оборудования распоряжением руководителя организации должен быть назначен ответственный работник, имеющий группу по электробезопасности не ниже III.

В процессе эксплуатации электроинструмент, трансформаторы, преобразователи частоты, кабели-удлинители и тому подобное вспомогательное оборудование подвергают периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев.

207. При исчезновении напряжения или перерыве в работе электроинструмент и ручные электрические машины должны отсоединяться от электрической сети.

208. Работникам, пользующимся электроинструментом, не разрешается:

оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к электросети;

передавать электроинструмент даже на непродолжительное время другим работникам, не имеющим права пользоваться им;

разбирать электроинструмент и производить какой-либо его ремонт;

держаться за провод электроинструмента, касаться вращающихся частей или удалять стружку, опилки до полной остановки инструмента;

устанавливать рабочую часть в патрон инструмента и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент без отключения его от сети штепсельной вилкой;

работать с приставных лестниц. Для выполнения работ на высоте должны устраиваться прочные леса или подмости;

вносить внутрь барабанов котлов, металлических резервуаров и тому подобного переносные трансформаторы и преобразователи частоты;

натягивать и перекручивать кабель (шнуры), подвергать его нагрузкам (например, ставить на него груз);

превышать предельно допустимую продолжительность работы, указанную в эксплуатационных документах организации - изготовителя электроинструмента;

снимать с электроинструмента при эксплуатации средства защиты от вибрации и управления рабочим инструментом;

эксплуатировать электроинструмент при возникновении во время работы повреждения штепсельного соединения, кабеля (шнура) или его защитной оболочки; повреждения крышки щеткодержателя; нечеткой работы выключателя; искрения щеток на коллекторе, сопровождающегося появлением кругового огня на его поверхности; вытекания смазки из редуктора или вентиляционных каналов; дыма или запаха, характерного для горящей изоляции, повышенного стука; поломки или появлении трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении, повреждения рабочего инструмента.

209. При использовании разделительного трансформатора необходимо руководствоваться следующим:

от разделительного трансформатора разрешается питание только одного электроприемника;

заземление вторичной обмотки разделительного трансформатора не допускается;

корпус трансформатора в зависимости от режима нейтрали питающей электрической сети должен быть заземлен или занулен.

210. Электроинструмент должен быть отключен при внезапной остановке вследствие исчезновения напряжения в сети, заклинивания движущихся деталей и тому подобного.

При смене рабочего инструмента, установке насадок и регулировке, переносе электроинструмента с одного рабочего места на другое, при перерыве в работе, по окончании работы или смены электроинструмент отключают от сети штепсельной вилкой.

211. Электроинструмент хранится в сухом помещении, оборудованном специальными стеллажами, полками, ящиками, обеспечивающими сохранность электроинструмента.

При хранении электроинструмента выполняются требования государственных стандартов и технических условий на конкретные виды электроинструмента, эксплуатационных документов организации - изготовителя электроинструмента.

Не допускается складировать электроинструмент без упаковки в два и более ряда.

212. При транспортировании электроинструмента принимаются меры предосторожности, исключающие его повреждение. Не допускается перевозить электроинструмент вместе с металлическими деталями, изделиями и тому подобным.



Глава 11

ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ, ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

МАШИНЫ



213. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников с видеодисплейными терминалами (далее - ВДТ), электронно-вычислительными машинами (далее - ЭВМ) и персональными электронно-вычислительными машинами (далее - ПЭВМ) осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 9-131 РБ 2000 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. N 53 (далее - СанПиН 9-131 РБ 2000).

214. Помещения с ВДТ, ЭВМ, ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ осуществляется системой общего равномерного освещения. В производственных и административных помещениях в случаях преимущественной работы с документами применяют системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк.

215. В случаях производственной необходимости эксплуатация ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения производится по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

216. В помещениях с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ ежедневно проводится влажная уборка. Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ выполняется ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, должна обладать антистатическими свойствами.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ проводят чистку стекол оконных рам и светильников по необходимости, но не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп.

217. Площадь на одно рабочее место с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для работников должна составлять не менее 6 кв.м, а объем - не менее 20 куб.м.

При размещении рабочих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ учитывается расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз работника на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм.

218. Производственные и административные помещения (диспетчерские, операторские, расчетные и другие) не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения (механические цеха, мастерские и тому подобное).

219. Полимерные материалы, используемые для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, должны быть разрешены для применения органами государственного санитарного надзора.

220. При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должен быть обеспечен доступ работников к аптечке первой помощи и углекислотным огнетушителям.

221. В течение рабочей смены при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ устанавливаются регламентируемые перерывы в соответствии с СанПиН 9-131 РБ 2000. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

222. При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов) независимо от категории и вида трудовой деятельности, суммарная продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 минут.



Глава 12

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА



223. Эксплуатация автомобильных транспортных средств (далее - автотранспорт) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 года "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 199, 2/1375), Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. "О дорожном движении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 2/881), требованиями настоящих Правил, Правил дорожного движения, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, санитарных правил и норм СанПиН 11-10-94 "Санитарные правила по гигиене труда водителей", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г., эксплуатационных документов организаций - изготовителей автотранспортных средств.

224. Техническое состояние автотранспорта, находящегося в эксплуатации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", утвержденного постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 2 декабря 1991 г. N 1851.

225. Перевозка работников и других лиц (далее - пассажиры) и грузов автотранспортом осуществляется в соответствии с Правилами организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортном, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 г. N 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 97, 8/8453).

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. N 38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 194, 8/11762).

226. Каждое автотранспортное средство, находящееся в организации, подлежит государственной регистрации и закрепляется за конкретным водителем.

К эксплуатации допускаются автотранспортные средства, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр.

227. Руководитель организации для обеспечения безопасной перевозки пассажиров и грузов создает службу безопасности движения (назначает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств).

228. Автотранспортные средства должны проходить ежедневное обслуживание, включающее проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств, уход за ними и заправочные операции.

Проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств осуществляют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.

По прибытии с линии проверяется комплектность автотранспортных средств, наличие неисправностей, поломок и повреждений, устанавливается потребность в текущем ремонте.

Перед выпуском на линию проверяется внешний вид, комплектность и техническое состояние автотранспортных средств.

229. Перед направлением в рейс непосредственный руководитель знакомит водителя с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней один из водителей назначается старшим, ответственным за охрану труда. Выполнение требований указанного ответственного лица обязательно для всех водителей автомобилей данной группы.

230. Перевозка пассажиров осуществляется автомобилями, оборудованными соответствующим образом. Количество пассажиров, перевозимых в кабине, салоне, не должно превышать количества, указанного в техническом паспорте на данный автомобиль.

231. Допускается перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля или кузове-фургоне, оборудованных сиденьями с прочными спинками. Сиденья должны быть закреплены на высоте 0,3 - 0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

232. Перед посадкой пассажиров в кузов грузового автомобиля водитель инструктирует их о порядке посадки в кузов, размещения в кузове и высадки из кузова. Начинать движение следует убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

233. Посадка и высадка пассажиров осуществляются только после полной остановки автомобиля. Движение автомобиля начинается только с закрытыми дверями. Открытие дверей производится после полной остановки автомобиля.

234. Не допускается отдыхать и спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на стоянках, а также применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины (салона) автомобиля или приготовления в ней пищи.

235. При возникновении неисправностей автотранспортных средств во время работы на линии водители прекращают движение, устанавливают знак аварийной установки за автотранспортным средством на расстоянии не менее 15 м в населенных пунктах и 40 м - вне населенных пунктов и принимают меры по устранению неисправностей.

236. Устранение неисправностей осуществляется в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в инструкциях по охране труда, технологических документах на ремонт автотранспортного средства, эксплуатационных документах организаций-изготовителей.

При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается, необходимо следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности, а при невозможности движения сообщить в организацию.

Не допускается привлекать к устранению неисправностей автотранспортных средств лиц, не имеющих на это права.

237. Для поддержания автотранспорта в исправном состоянии организуется техническое обслуживание и текущий ремонт в соответствии с требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. N 67.

238. Техническое обслуживание и ремонт производят работники, имеющие соответствующую квалификацию по профессии (специальности), прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств выполняются требования СТБ 960-94 "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности", утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 июня 1994 г. N 6, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, эксплуатационных и ремонтных документов организаций-изготовителей, технологической документации.

Техническое обслуживание и текущий ремонт производят на специально отведенных местах (постах) технического обслуживания и ремонта, оснащенных осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и тому подобными необходимыми устройствами и механизмами, приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом.

239. Проведение предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей автотранспорта организуется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. N 84 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 3, 8/8898).



Глава 13

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОПОГРУЗЧИКОВ, ГРУЗОВЫХ ТЕЛЕЖЕК, МАШИН

НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА



240. Эксплуатация напольного колесного безрельсового транспорта (автопогрузчиков, электропогрузчиков, грузовых тележек и других) осуществляется в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 165 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 20, 8/10471).

241. Техническое состояние автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, государственных стандартов, технических условий и конструкторских документов на конкретные виды автопогрузчиков и машин напольного электрифицированного транспорта, эксплуатационных документов организаций - изготовителей автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта, в том числе:

241.1. автопогрузчики вилочные должны соответствовать требованиям ГОСТ 16215-80 Е "Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15 августа 1980 г. N 4286;

241.2. машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта должны соответствовать требованиям ГОСТ 18962-97 "Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия", принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол N 11-97 от 25 апреля 1997 г., введенного в действие на территории Республики Беларусь с 1 сентября 1998 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 2 февраля 1998 г. N 2 (далее - ГОСТ 18962).

242. Грузовые тележки для транспортирования тарно-штучных грузов, мешков, ящиков, бочек, пакетов, деталей в таре, штучных грузов в стесненных условиях, длинномерных грузов и грузов цилиндрической формы вручную, а также тарно-штучных грузов при помощи электротележек и электротягачей должны соответствовать требованиям ГОСТ 13188-67 "Тележки грузовые. Типы, основные параметры и размеры", утвержденного Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 24 августа 1967 г.

Грузовые тележки с подъемными вилами, подъемной платформой, тележки-штабелеры, тележки-столы и тележки-краны для механизации погрузочно-разгрузочных работ, штабелирования и перевозки грузов вручную или буксирными механизмами (далее - тележки грузовые с подъемными устройствами) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12847-67 "Тележки грузовые с подъемными устройствами. Типы, основные параметры и размеры", утвержденного Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 18 апреля 1967 г.

Специальные тележки для перевозки грузов, применяемые в отдельных отраслях экономики, должны соответствовать требованиям технических условий и конструкторских документов на конкретный тип тележки, снабжаться эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601.

243. Автопогрузчики, машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта должны иметь:

243.1. устройство, исключающее возможность управления ими посторонними лицами. Автопогрузчики, оборудованные кабиной, должны иметь запирающийся ключом замок двери кабины;

243.2. две тормозные системы (рабочую и стояночную) с независимыми приводами тормозов. Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта со стоящим водителем могут иметь один общий привод, который должен автоматически затормаживать и отключать цепь электродвигателя передвижения при уходе водителя с площадки управления. Рабочая тормозная система должна обеспечивать эффективное торможение при однократном нажатии на педаль тормоза;

243.3. звуковую сигнализацию, которая должна включаться независимо от устройств, отключающих цепь управления;

243.4. светосигнальную аппаратуру (фары, красные задние фонари, указатели поворотов).

244. Автопогрузчики и электропогрузчики (далее - погрузчики) оборудуются ограничителями хода в механизмах подъема, опускания, наклона, смещения, выдвижения, поворота и других рабочих операций, устройствами, предохраняющими механизм подъема от перегрузки.

Конструкцией погрузчиков должна предусматриваться возможность установки вместо вил других грузозахватных приспособлений, предназначенных для подъема, погрузки, разгрузки, штабелирования и транспортирования различных грузов. Безблочные стрелы, грейферы для насыпных материалов, захваты-кантователи для круглых грузов, клещевые захваты для лесоматериалов, удлинители вил и другие сменные грузозахватные приспособления должны соответствовать требованиям ГОСТ 24366-80 Е "Авто- и электропогрузчики вилочные общего назначения. Грузозахватные приспособления. Общие технические условия", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15 августа 1980 г. N 4287.

Вилы навесные, вилочные захваты и грузовые плиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 30013-93 "Машины напольного транспорта. Плиты грузовые, вилы. Технические условия", принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол N 4-93 от 21 октября 1993 г., введенного в действие на территории Республики Беларусь с 1 января 1997 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 20 октября 1995 г. N 11.

Погрузчики с вилочными захватами, предназначенные для транспортирования мелких или неустойчивых грузов, оборудуются предохранительной рамкой или кареткой для упора при перемещении. Удлинители вилочных захватов оборудуются защелками или приспособлениями, надежно закрепляющими их на захватах.

Автопогрузчики грузоподъемностью от 1000 до 3000 кг включительно должны быть оборудованы защитным ограждением водителя, а автопогрузчики грузоподъемностью более 3000 кг должны быть оборудованы кабиной.

Электропогрузчики и электроштабелеры с высотой подъема более 1800 мм должны иметь защитный навес над местом водителя и возможность установки защитной решетки на каретке грузоподъемника.

Автопогрузчики, используемые в помещениях и железнодорожных вагонах, оборудуются системами нейтрализации газов.

245. Автопогрузчики и машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта должны иметь места строповки и буксировки. Места строповки должны быть обозначены.

Электротягачи должны иметь устройства, предупреждающие саморасцепление.

246. На автопогрузчики и машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта наносятся отчетливо видимые надписи с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, которые размещаются так, чтобы не возникало затруднений в их восприятии. На корпусе машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта с пневматическими шинами указывается давление в шинах.

Каждая грузовая тележка должна иметь табличку (надпись) с указанием даты испытания, грузоподъемности, инвентарного номера, наименования структурного подразделения организации-владельца.

Выступающие части автопогрузчиков и грузовых тележек, которые могут оказаться опасными при эксплуатации, должны иметь предупредительную окраску по ГОСТ 12.4.026.

Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта для выделения их на окружающем фоне с целью предупреждения о возможной опасности для работающих рядом людей окрашивают в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026.

247. Руководитель организации назначает из числа специалистов лиц, ответственных:

за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта;

за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков, грузовых тележек с подъемными устройствами и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта;

по надзору за безопасной эксплуатацией автопогрузчиков, грузовых тележек с подъемными устройствами и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта;

за исправное состояние грузовых тележек.

Автопогрузчики и машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта закрепляют за водителями.

248. К управлению автопогрузчиками и машинами напольного безрельсового электрифицированного транспорта допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии и удостоверение на право управления соответствующим транспортным средством, прошедшие в установленном порядке обязательные медицинские осмотры, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Водители машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

249. Перед вводом в эксплуатацию, после ремонта и в процессе эксплуатации не реже одного раза в 12 месяцев автопогрузчики, машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта и грузовые тележки с подъемными устройствами подвергаются техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование производится лицом, ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией автопогрузчиков, грузовых тележек с подъемными устройствами и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта.

Результаты ежегодного технического освидетельствования записываются в эксплуатационные документы по ГОСТ 2.601 (руководство по эксплуатации, формуляр или паспорт) организации - изготовителя автопогрузчиков, машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и грузовых тележек с подъемными устройствами или оформляются актом. Акт хранится у лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта.

250. При техническом освидетельствовании погрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта осматриваются и проверяются в работе все механизмы, тормозные системы, органы управления, звуковая сигнализация, светосигнальная аппаратура.

251. При техническом освидетельствовании погрузчиков, электроштабелеров, грузовых тележек с подъемными устройствами производится осмотр и проверка работы подъемного механизма (испытание нагрузкой) в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организации-изготовителя.

Осмотр подъемного механизма производится до испытания грузом и после него.

252. Грузовые тележки должны быть исправными, устойчивыми и легко управляться, иметь поручни для удобства их передвижения. Платформы грузовых тележек должны соответствовать виду перевозимых грузов.

Тележки для транспортирования агрегатов, узлов и деталей оборудования и тому подобного массой более 15 кг оборудуются стойками, упорами и другими устройствами, предохраняющими агрегаты, детали и узлы от падения и самопроизвольного смещения.

Колеса тележек должны быть на подшипниках, а ободья их покрыты резиной. Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой 300 кг и более должны быть управляемыми.

Тележки для транспортирования бутылей с кислотами и жидкими щелочами выполняются из кислотостойких материалов. Тележки должны быть четырехколесными и иметь борта, равные высоте транспортируемых емкостей.

Тележки для перемещения бочек снабжаются предохранительными скобами на концах рукояток и имеют устройства для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки.

253. Грузовые тележки, находящиеся в эксплуатации, не реже 1 раза в 3 месяца осматриваются лицом, ответственным за исправное состояние грузовых тележек, результаты осмотра записываются в специальном журнале осмотра.

254. Автопогрузчики, грузовые тележки и машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, не прошедшие периодическое техническое освидетельствование, к эксплуатации не допускаются.

255. Ежедневно перед выездом на линию и по прибытии с линии проверяется техническое состояние автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта.

Проверку производят водители автопогрузчиков, машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и лицо, ответственное за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта.

Выпуск на линию неисправных автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта не допускается.

256. Дистанция между движущимися автопогрузчиками, машинами напольного электрифицированного транспорта должна быть не менее 10 м.

При плохой обзорности места разворота маневрирование автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта производится по команде второго лица и с минимальной скоростью (1 - 1,5 км/ч).

257. При движении с места в помещении, при развороте или присутствии рядом работников, других лиц, транспорта, въезде и выезде из ворот, встрече с пешеходами, поднимании и опускании груза, проезде мимо дверей водитель подает звуковой сигнал. При движении в местах с повышенным шумом сигнал подается прерывисто.

При проезде мимо оборудования, колонн, стен, деталей и тому подобного при наличии рабочих мест или проходов расстояние до них от транспортируемых грузов (габаритов транспортного средства) должно быть не менее 0,8 м.

Водители автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта снижают скорость и объезжают на расстоянии не менее 1 м имеющиеся на его пути лестницы и другие устройства, предназначенные для организации рабочих мест на высоте или в глубине.

258. Перед въездом в узкий проезд водители останавливают автопогрузчики и машины напольного электрифицированного транспорта и убеждаются в отсутствии на пути работников и других лиц и посторонних предметов.

259. Перед въездом машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта в грузовой лифт или подъемник необходимо убедиться, что он достаточной грузоподъемности. К грузовому лифту или подъемнику машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта приближаются медленно и въезжают в него в том случае, когда грузовой лифт или подъемник находятся на одном уровне с полом. После въезда машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта в грузовой лифт или подъемник водители включают стояночный тормоз, опускают груз и вынимают ключ из выключателя цепи управления.

260. Перевозка пассажиров на автопогрузчиках и машинах напольного безрельсового электрифицированного транспорта допускается при условии, если на них оборудованы места для их размещения.

261. При механизированной погрузке грузов на платформу электротележек водители включают стояночный тормоз, вынимают ключ из выключателя цепи управления, покидают рабочее место, отходят на безопасное расстояние и наблюдают за погрузкой.

262. Транспортирование грузов производится в таре или оснастке, указанной в технологической документации на транспортирование данного груза, и должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.010.

263. Крупногабаритные грузы допускается транспортировать без тары в соответствии с технологической документацией, разработанной для перемещения данного вида груза.

264. Мелкоштучные грузы транспортируют в специальной таре, заполненной ниже уровня ее бортов.

Металлическая стружка, сыпучие материалы во избежание засорения платформы перевозятся в контейнерах, ящиках.

Круглый материал подклинивают и привязывают к платформе.

265. Транспортирование баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворенных газов производится в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) и другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Баллоны не должны выступать за габариты платформы. Баллоны емкостью более 12 л транспортируются с навернутыми колпаками.

266. Транспортирование прицепных тележек и буксировка неисправных автопогрузчиков, машин напольного электрифицированного транспорта производится на жесткой сцепке с учетом условий безопасности движения.

267. При выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ с применением погрузчиков вилочные захваты подводят под груз на малой скорости, груз захватывают при наклоне вил вперед.

Не допускается поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода вилочного захвата, отрывать погрузчиком примерзший или прикрепленный груз, захватывать груз одной вилой погрузчика.

268. Масса перемещаемого погрузчиком груза не должна превышать грузоподъемность, указанную в эксплуатационных документах организации - изготовителя погрузчика.

269. Работа грузозахватного приспособления производится при скорости движения погрузчика не более 1 - 1,5 км/ч.

Груз на грузозахватном приспособлении погрузчиков располагают симметрично, чтобы он не выходил вперед более чем на 1/3 его длины.

270. Груз на вилах погрузчиков располагают равномерно по ширине вил, при этом масса груза, расстояние от центра тяжести до спинки вил, высота подъема должны соответствовать значениям, указанным изготовителем погрузчиков.

Высота укладки груза на вилах погрузчика должна обеспечивать обзорность водителя на открытых площадках на расстоянии не менее 8 м, на складах - не менее 5 м.

При перемещении и штабелировании тару следует устанавливать на вилах в один ярус. Перемещение тары, установленной в два и более яруса, допускается при обеспечении крепления штабеля от опрокидывания и видимости проезжей части дороги.

271. При движении погрузчика рабочий орган (вилы, грузозахватное приспособление) должен быть поднят над уровнем земли (дорожного покрытия) на 0,3 м (транспортное положение), а грузоподъемник отклонен назад до упора.

Не допускается транспортировать груз волоком, при неустойчивом его положении, возможном его падении, если он закрывает обзорность пути или превышает грузоподъемность данного транспорта.

Крупногабаритные грузы, ограничивающие обзорность для водителя, следует транспортировать в сопровождении проинструктированного сигнальщика.

272. При маневрировании погрузчиков с поднятым грузом не допускается резкое торможение, изменение наклона грузоподъемника, а также опускание и поднимание груза.

Во избежание опрокидывания наклонять грузоподъемник вперед с поднятым грузом допускается только при наличии опоры под вилами.

273. При транспортировании грузов погрузчики и электроштабелеры должны съезжать с уклона задним ходом, а въезжать на подъем - передним ходом.

274. Транспортирование длинномерных грузов производится на дорогах с ровным покрытием. При этом груз обвязывают, чтобы исключить возможность его развала или падения.

275. Укладку грузов в штабели производят погрузчиками, оборудованными кабинами или защитными решетками над рабочими местами водителей, защитными ограждениями каретки грузоподъемного устройства.

Стаскивать груз погрузчиком со штабеля не допускается.

276. При потере устойчивости погрузчиков груз немедленно опускают вниз.

277. Для обслуживания погрузчиков с крановой стрелой выделяют стропальщиков.

Для строповки, зацепки и обвязки грузов применяют исправные съемные грузозахватные приспособления, соответствующие характеру и массе груза.

Строповку, зацепку и обвязку грузов производят в соответствии с разработанными способами строповки, зацепки и обвязки грузов, приведенными в технологической документации.

278. Погрузчики с безблочной крановой стрелой применяют для захвата и подъема контейнеров, ящиков и крупногабаритных грузов.

Подъем грузов производят за специально предназначенные для этого петли, рым-болты, цапфы.

279. Перед поднятием груза следует убедиться, что вылет стрелы соответствует массе поднимаемого груза.

При подъеме груза массой, близкой к максимальной грузоподъемности для данного вылета стрелы, необходимо предварительно поднять груз на высоту не более 0,2 - 0,3 м, убедиться в устойчивости погрузчика, исправности тормозов и правильности строповки, после чего поднимать его на нужную высоту.

280. При перемещении груза крановой стрелой применяют оттяжки (расчалки) или легкие прочные багры для предотвращения его раскачивания.

Горизонтальное перемещение груза производится на высоте не менее 0,5 м над встречающимися на пути предметами. Не допускается нахождение людей на расстоянии менее 1 м от противовеса стрелы при ее повороте.

281. При движении погрузчика без груза ось стрелы должна располагаться по центральной оси погрузчика, а стрела должна быть закреплена в этом положении.

282. Погрузчики с ковшовым захватом применяются для работы с сыпучими грузами. При транспортировании груза ковш следует поднимать на высоту 0,3 - 0,5 м над рабочей площадкой.

283. Водителям автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта не допускается:

283.1. передавать управление автопогрузчиками и машинами напольного безрельсового электрифицированного транспорта другим лицам без указания своего непосредственного руководителя;

283.2. производить ремонт автопогрузчиков и машин напольного электрифицированного транспорта без разрешения лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта;

283.3. работать на неисправных автопогрузчиках и машинах напольного безрельсового электрифицированного транспорта;

283.4. поднимать, опускать, перевозить работников и других лиц на сменных грузозахватных приспособлениях, а также перевозить работников на платформах электротележек и в транспортных прицепах, буксируемых электротягачами;

283.5. пользоваться при осмотре погрузчиков и машин напольного электрифицированного транспорта открытым огнем, курить вблизи места зарядки аккумуляторных батарей;

283.6. оставлять автопогрузчики и машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта в проездах, проходах, на путях движения транспорта, железнодорожных переездах, уклонах дорог, а также покидать погрузчики и электроштабелеры при поднятом грузе;

283.7. использовать дополнительный противовес для увеличения грузоподъемности;

283.8. работать на автопогрузчиках и машинах напольного безрельсового электрифицированного транспорта во взрывоопасной или воспламеняющейся среде.

284. При поломке или обнаружении неисправности (тормоза, рулевого управления, звукового сигнала и тому подобного), угрожающей безопасности водителя или безопасности находящихся рядом работников или других лиц, водитель прекращает работу и сообщает об этом своему непосредственному руководителю.

285. Покидая автопогрузчик и машину напольного безрельсового электрифицированного транспорта, водитель включает стояночный тормоз, опускает подъемную платформу, вилы или грузозахватное приспособление, извлекает ключ из включателя (выключателя) зажигания автопогрузчика, выключателя цепи управления машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, отсоединяет вилку разрывного устройства.



Глава 14

СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ



286. Строительство (процесс, охватывающий комплекс строительных, монтажных, транспортных, вспомогательных и других работ, а также организационно-технических мероприятий по возведению новых, реконструкции, ремонту и реставрации существующих зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройству территории объектов) осуществляется при наличии утвержденной проектной документации.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.