Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.07.2002 N 26 "Об утверждении Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

196. На гидросооружениях, расположенных на водных путях с неосвещаемой или судоходной светоотражательной обстановкой, допускается при согласовании с государственным учреждением "Белорусская инспекция речного судоходства" оборудовать знаки "Внимание", устанавливаемые на расстоянии 500 м от камеры шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов, светоотражательным покрытием.

197. На стенках пультов управления шлюзов, обращенных в сторону бьефов, должны быть установлены сигналы "Предупреждение", которые подаются огнем желтого цвета.

198. Водопропускные сооружения в составе гидроузла со стороны верхнего и нижнего бьефов должны быть ограждены плавучими знаками судоходной обстановки, справа от шлюза по течению - красными, слева - белыми.

199. Гидросооружения должны быть оборудованы следующими видами связи:

телефонная или селекторная связь с диспетчером предприятия водных путей, пароходства;

телефонная связь с соседними шлюзами;

ультракоротковолновая связь, позволяющая поддерживать двустороннюю связь с судами на расстоянии 15 - 20 км.



Раздел V

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГИДРОСООРУЖЕНИЙ



Глава 22. ПОРЯДОК ВВОДА ГИДРОСООРУЖЕНИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В

СВЯЗИ С ОТКРЫТИЕМ НАВИГАЦИИ ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОСЛЕ

ЗАКРЫТИЯ НАВИГАЦИИ



200. Даты открытия и закрытия навигации на гидросооружениях устанавливаются техническим заданием на содержание и развитие внутренних водных путей Республики Беларусь, утвержденным Минтрансом.

201. Готовность гидросооружения к эксплуатации определяется окончанием и приемкой в установленном порядке работ по межнавигационному ремонту его основных конструкций и оборудования. При этом все оборудование и механизмы должны быть в рабочем состоянии, обеспечивающем безопасное производство шлюзования.

202. Приемка гидросооружений в эксплуатацию осуществляется комиссией, утверждаемой предприятием водных путей. Если на сооружении производились ответственные работы (осушение камеры, замена основного оборудования, нарубка устоев и т.д.), в комиссию в обязательном порядке должен быть включен представитель предприятия водных путей.

203. Ввод сооружения в эксплуатацию производится после окончания всех работ по наладке и проверке аппаратуры управления, блокировочных устройств, сигнализации и полного обеспечения сооружения навигационным оборудованием, спасательными, защитными и противопожарными средствами.

204. При приемке шлюза в эксплуатацию должно быть проведено пробное шлюзование. Разрешение на пробное шлюзование дает начальник гидроузла с оформлением в вахтенном журнале.

205. Перевод гидросооружений на зимний режим должен производиться по распоряжению предприятия водных путей по согласованию с департаментом водного транспорта Минтранса.



Глава 23. ПРОПУСК ПАВОДКА И ЛЕДОХОДА



206. Ежегодно предприятием водных путей должен быть разработан план мероприятий по пропуску паводка на основании паспортных данных сооружений, опыта эксплуатации с учетом ожидаемой гидрометеорологической обстановки и условий подготовки флота к навигации.

207. За месяц до начала паводка приказом по предприятию водных путей должна создаваться паводковая комиссия, деятельность которой осуществляется в контакте и под руководством соответствующих областных комиссий по пропуску паводка.

208. Комиссия должна организовать дополнительные наблюдения за уровнями воды, контроль за прохождением воды через водопропускные сооружения, а также передачу заинтересованным организациям предупреждений о возможности подтоплений, затоплений и других видов вредного воздействия паводковых вод.

209. В период весеннего и летне-осеннего паводков замеры уровней воды на гидросооружениях должны производиться круглосуточно через 2 - 4 часа, а при катастрофических паводках - ежечасно. Кроме того, организуется регулярное получение сведений об уровнях воды на опорных водомерных постах.

210. При первых признаках начала паводка и наличии прогноза о его дальнейшем росте для приема паводковой воды на гидросооружениях с малыми запасами повышения устоев над подпорным уровнем воды уровни верхних бьефов должны быть понижены, но не ниже отметок, обеспечивающих гарантированные глубины вышележащего участка судоходного пути. В отдельных экстремальных ситуациях при интенсивном нарастании паводка понижение уровней верхних бьефов может быть допущено и ниже отметок, обеспечивающих гарантированные глубины, о чем своевременно уведомляется пароходство.

211. В подготовительные работы по обеспечению пропуска весеннего паводка включаются следующие мероприятия:

освидетельствование комиссией состояния гидросооружений, крепления берегов, рисберм водопропускных сооружений;

завершение капитального и текущего ремонтов сооружений, работающих в паводке, а также тех, ремонт которых может быть нарушен пропуском паводка;

обеспечение надежности электропитания подъемных механизмов и опробование затворов;

уборка временных зимних сооружений и складирование строительных материалов;

согласование порядка пропуска паводка по всем заинтересованным организациям и проверка связи с ними;

уточнение порядка работы водосбросных сооружений, режим сбросов воды, льда;

подготовка аварийного запаса материалов, инструментов, механизмов, спецодежды и транспортных средств;

приведение в полную готовность катеров, лодок, обстановочного и навигационного инвентаря;

организация аварийных бригад на время пропуска паводка, оснащение их строительными механизмами (бульдозерами, экскаваторами, самосвалами).

212. Сроки паводковой готовности устанавливаются предприятием водных путей. Механизмы, затворы и электрооборудование к указанному сроку необходимо опробовать и все выявленные дефекты устранить.

213. На затопляемых в паводок гидросооружениях должны быть проведены следующие мероприятия:

проверено состояние створок, ворот и затворов, водобойных и сливных частей, понуров и рисберм;

обесточено и демонтировано с мест возможного подтопления электрическое оборудование;

обколоты ото льда свайные конструкции эстакад и полов и при необходимости выполнены работы по пригрузке верхнего строения (настила) во избежание его подрыва водой.

214. Затворы водопропускных сооружений и их электромеханическое оборудование должны содержаться в полной исправности и постоянной готовности к регулированию уровней воды в бьефе. Пазы затворов необходимо содержать в состоянии, обеспечивающем нормальное маневрирование затворами.

215. Судоходные плотины на зимний период, как правило, подлежат разборке. Пропуск весеннего паводка через плотины с поворотными фермами должен осуществляться при уложенных фермах. Сборка плотин допускается только после окончания весеннего ледохода и при уровнях воды в реке на спаде паводка ниже отметок устоев и рабочих мостиков.

216. При пропуске больших расходов воды и льда необходимо обеспечивать наилучшее использование водопропускных отверстий. Порядок маневрирования затворами водосбросных водоспусков должен быть таким, чтобы на участке отводящих каналов не создавать скоростей течения воды, превышающих допустимые по условиям размыва рисберм и откосов.

217. Количество удаляемых щитов и спиц для пропуска паводка через судоходные плотины устанавливается начальником гидроузла исходя из полученных распоряжений от диспетчера предприятия водных путей, пропускаемых расходов и состояния уровней воды. Последовательность операций со щитами и спицами определяется инструкцией.

218. Порядок пропуска судов во время весеннего паводка через судоходные плотины устанавливается предприятием водных путей и согласовывается с государственным учреждением "Белорусская инспекция речного судоходства".

219. Ответственными лицами за пропуск ледохода, весеннего и летне-осенних паводков через гидросооружения являются начальники гидроузлов.

220. Начальники гидроузлов обязаны непосредственно осуществлять руководство работами по пропуску высоких вод и льда с использованием персонала, оборудования, технических средств, а в случае надобности - и аварийного запаса материалов.

221. После пропуска паводков и половодий гидротехническим отделом предприятия водных путей должен быть составлен отчет, в котором приводятся:

краткая характеристика гидрометеоусловий;

данные об интенсивности нарастания и спада расходов и уровней воды в бьефах, ледовых явлениях;

причины и формы повреждения сооружений, а также методы их ликвидации;

размеры затрат материалов, механизмов, транспорта, рабочей силы и денежных средств.



Глава 24. ПРОПУСК СУДОВ, СОСТАВОВ И ПЛОТОВ ЧЕРЕЗ

СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ



222. Техническое состояние шлюзов и каналов в навигационный период должно обеспечивать возможность двухстороннего безопасного движения по ним судов и плотов. Камеры шлюзов и подходные каналы должны тралиться в соответствии с графиком, утвержденным главным инженером предприятия водных путей. Обнаруженные при тралении предметы подлежат немедленному удалению.

223. В верхнем и нижнем бьефах шлюза должны быть установлены водомерные рейки. На рейке или конструкции, к которой она прикреплена, наносятся несмываемой краской линии нормального подпорного (проектного) уровня воды.

224. Пропуск судов, составов и плотов через судоходные шлюзы осуществляется в порядке, определенном Правилами плавания.

225. Лицом, ответственным за правильное и безопасное шлюзование судов и плотов, является начальник вахты (старший судопропускник). Начальнику вахты запрещается передавать управление процессом шлюзования другим лицам без разрешения начальника гидроузла.

226. Все операции по маневрированию воротами и затворами и переключениями устройств светофорной сигнализации при шлюзовании судов должны производиться начальником вахты (старшим судопропускником) шлюза в точном соответствии с оперативной инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия водных путей.

227. Распоряжения вахтенного начальника (старшего судопропускника) в части соблюдения настоящих Правил обязательны для вахтенных судоводителей всех судов, находящихся в границах шлюза.

228. Запрещается шлюзование плотов и судов:

с запасами по ширине, длине, высоте и под днищем, не соответствующими Правилам плавания по внутренним водным путям:

имеющих грузотечность, водотечность или находящихся в аварийном состоянии;

с неподнятыми якорями, волочащими цепями или тросами и выступающими за борта элементами отбойных устройств или грузов;

при ветре свыше 6 баллов, а маломерных - при ветре свыше 3 баллов.

229. Негабаритные, аварийные и другие плавсредства, перечисленные в пункте 230, могут быть прошлюзованы с разрешения диспетчера предприятия водных путей с условием принятия особых мер предосторожности.

При шлюзовании таких судов делаются специальные отметки в вахтенном журнале.

230. Запрещаются вход в шлюз и выход из него судов, составов и плотов при не полностью открытых воротах.

231. Вход в камеру шлюза и расстановка в ней судов производится согласно указаниям и под контролем вахтенного персонала шлюза. Каждое судно после захода в камеру шлюза должно быть надежно учалено за швартовые устройства.

232. Маневрирование воротами шлюза можно начинать только после окончания швартовки судов в камере.

233. Закрытие двустворчатых ворот должно производиться до полного и правильного соприкосновения их створных столбов. Наполнение (опорожнение) камеры шлюза допускается только после проверки начальником вахты по приборам или на месте правильности створения ворот.

234. Выход судов из камеры разрешается только после появления разрешающего сигнала светофора.

235. На территории шлюза не разрешается выгружать грузы, не предназначенные для ремонта и эксплуатации шлюза, а также высаживать пассажиров (исключая аварийные случаи).

236. При проходе через шлюзы нефтеналивных судов вахтенный персонал шлюза должен принять меры к обеспечению пожарной безопасности.

237. В случае нарушения судоводителями правил плавания по внутренним водным путям и настоящих Правил начальник вахты должен известить о нарушении начальника гидроузла, диспетчера предприятия водных путей и судовладельца. Все случаи нарушений фиксируются в вахтенном журнале по судопропуску. При повреждении судов или элементов гидросооружений, кроме того, составляется акт установленной формы.

Начальник вахты шлюза обязан получить от судоводителя письменное объяснение о причинах допущенных нарушений, приведших к повреждениям судна или сооружения. В случае непредъявления судоводителем письменного объяснения начальник вахты может запретить пропуск судна через гидроузел.

238. О всех случаях брака, неполадок и сбоев в работе оборудования шлюза или неисправностях его конструкций должны быть сделаны записи в вахтенном журнале по судопропуску с указанием точного времени и последующими отметками старших специалистов шлюза о причинах брака в работе или неполадок, принятых мерах по их устранению.

239. Пропуск через шлюзы лодок, катеров и других маломерных судов, составов, принадлежащих организациям и частным лицам, разрешается только по разрешению диспетчера предприятия водных путей.

240. Пропуск судов составов и плотов через шлюзы в период их строительства или временной эксплуатации производится по особым правилам, согласованным с государственным учреждением "Белорусская инспекция речного судоходства" и утвержденным главным инженером предприятия водных путей.



Глава 25. РАБОТА ГИДРОСООРУЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР



241. При отрицательной температуре воздуха устанавливается особый режим эксплуатации гидросооружений. Особенности эксплуатации отдельных гидросооружений и основные положения по обеспечению их работы при отрицательной температуре должны быть отражены в инструкциях.

242. До прогнозируемого срока появления льда на гидросооружениях должны быть подготовлены устройства для обогрева элементов механического оборудования, проверено действие защиты от перегрузки тяговых органов ворот и затворов.

243. При эксплуатации судоходных шлюзов в ледовых условиях должна поддерживаться свободная ото льда акватория в районе верхних и нижних ворот. Для очистки от плавающего льда и уменьшения интенсивности ледообразования должны осуществляться транзитные пропуски воды через шлюз и шлюзования льда с верхнего бьефа в нижний.

244. При пропуске в ледовых условиях судов через шлюзы могут быть допущены отклонения от обычных режимов работы:

изменено положение уровней воды ниже проектных, но обеспечивающих пропуск шлюзуемых судов и составов;

цикловое управление механизмами переведено на индивидуальное или ручное;

увеличено время наполнения и опорожнения камеры;

сокращено количество одновременно шлюзуемых судов.

245. При отрицательной температуре воздуха особое внимание должно быть уделено эксплуатации судоходных плотин с поворотными фермами на зарегулированных участках рек. Забивка плотины шугой, образование затора может привести к аварии. При температуре воды ниже 0,5°С необходимо приступать к сработке верхнего бьефа и разборке плотины.



Глава 26. НЕПОЛАДКИ И ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ



246. Под неполадками в работе гидросооружений понимаются нарушения нормального действия основного оборудования, которые привели к задержке судопропуска не более чем на 1 час.

247 - 248. Исключены. - Постановление Минтранса от 11.11.2008 N 114.

249. Расследование и учет транспортных аварийных случаев на гидросооружениях осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке классификации, расследования и учета транспортных аварийных случаев на внутренних водных путях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 июля 2008 г. N 81 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 188, 8/19175).

250 - 251. Исключены. - Постановление Минтранса от 11.11.2008 N 114.

252. Предприятия водных путей обязаны систематизировать и анализировать неполадки в работе оборудования судоходного гидротехнического сооружения и случаи брака в работе, разрабатывать и внедрять мероприятия по устранению характерных и часто повторяющихся неполадок, рассылать сведения на подведомственные сооружения для принятия профилактических мер, предупреждающих повторение аварийной ситуации.



Глава 27. АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ,

ДЕТАЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ



253. Аварийный запас материалов, оборудования, деталей и инструмента используется только для аварийных работ и работ, необходимых для предупреждения аварии.

254. Номенклатура и количество аварийного запаса определяются приказом по предприятию водных путей.

255. Аварийный запас материалов и инструмента должен иметься как на базисном складе предприятия водных путей, так и на складах гидросооружений. Аварийный запас оборудования и деталей может быть общим для группы сооружений с однотипным оборудованием.

256. Аварийный запас материалов должен храниться в условиях, обеспечивающих свободный допуск к материалам и исключающих их порчу.

257. Материалы, которые с течением времени могут терять свои качества (лес, пиломатериалы, цемент и другие) должны через определенное время использоваться при выполнении плановых работ, а аварийный запас пополняется новой партией материалов.



Раздел VI

НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ И НАДЕЖНОСТЬЮ ГИДРОСООРУЖЕНИЙ



Глава 28. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ГИДРОСООРУЖЕНИЙ



258. Обеспечение безопасности гидросооружений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации аварий осуществляется выполнением следующих основных требований:

обеспечение соблюдения настоящих Правил;

осуществление постоянного контроля за техническим состоянием и работой конструкций и оборудования гидросооружений и оснащение их техническими средствами контроля;

осуществление видов деятельности, связанных с проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией гидросооружений только при наличии лицензий, выданных в соответствии с законодательством;

финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидросооружений;

ответственность за нарушение безопасности судоходных гидросооружений.

259. По результатам наблюдений и исследований должны разрабатываться и осуществляться мероприятия для устранения выявленных недостатков в состоянии и работе гидросооружений, повышения их надежности и безопасности в соответствии с установленными требованиями к прочности и устойчивости, а также для дальнейшего улучшения их эксплуатационных качеств.



Глава 29. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД



260. Предприятия водных путей, эксплуатирующие гидросооружения, обязаны проводить согласованные с местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими заинтересованными органами государственного управления мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод в соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь.



Глава 30. ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО

СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОСООРУЖЕНИЙ



261. Эксплуатирующие организации (предприятия водных путей) обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидросооружений при их строительстве, ремонте и эксплуатации;

участвовать в разработке и своевременном уточнении норм, правил и критериев безопасности гидросооружений и норм, устанавливающих требования к квалификации работников, производственного персонала;

совершенствовать системы контроля за состоянием гидросооружений;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидросооружений;

своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидросооружений и предотвращению аварий;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидросооружений;

заполнять паспорт технического состояния гидросооружения;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидросооружениях;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации последствий аварий;

совместно с органами местного управления и самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидросооружений;

осуществлять взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, в компетенцию которых входят вопросы чрезвычайных ситуаций, и органами местного управления и самоуправления по вопросам предупреждения аварий на гидросооружениях.

262. При авариях на гидросооружениях предприятия водных путей обязаны немедленно приступить к проведению работ по ликвидации аварии и уведомить о ней соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы и Минтранс.



Раздел VII

НАБЛЮДЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ



Глава 31. СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ



263. На гидросооружениях проводятся систематические наблюдения и исследования с целью контроля за состоянием и условиями работы сооружений и своевременного принятия мер, обеспечивающих их нормальную работу. По материалам наблюдений и исследований разрабатываются мероприятия по улучшению технической эксплуатации гидросооружений, совершенствованию конструкций и методов их расчета.

264. Наблюдения и исследования разделяются на контрольные и специальные. Контрольные наблюдения и исследования проводятся с участием специалистов предприятий водных путей в течение всего периода эксплуатации сооружений. Специальные наблюдения и исследования проводятся на отдельных гидросооружениях, по разработанным для этого программам, с привлечением проектных и научно-исследовательских организаций.

265. На гидросооружениях наблюдают и исследуют:

осадки и другие деформации элементов гидросооружений и их оснований, образование трещин и состояние швов в бетонных, железобетонных сооружениях, состояние бетона, его прочность и водонепроницаемость;

состояние земляных элементов сооружений, их креплений, просадки грунта, оползневые явления;

фильтрацию воды через гидросооружения и в обход их, положение депрессионной кривой в земляных сооружениях, работу понуров, шпунтовых стенов, дренажных устройств;

воздействие потока на гидросооружения, размывы рисберм, дна и берегов в подходах, засорение и заиление камер, шкафных частей и пазов;

работу гасителей и отстойников;

вибрацию элементов сооружений;

воздействие льда на сооружения и обледенение конструкций.

266. Состав и сроки наблюдений и исследований определяются календарными планами, составляемыми предприятиями водных путей по каждому сооружению с учетом его состояния, условий работы, оснащения контрольно-измерительными приборами.

267. Важным средством контроля работы гидросооружения являются ежедневные визуальные наблюдения, позволяющие выявлять возникновение опасных явлений и процессов в сооружениях и определять необходимость последующих инструментальных измерений и исследований.

268. Визуальные наблюдения проводятся персоналом гидроузлов с привлечением при необходимости инженерно-технических работников предприятия водных путей с целью:

систематической фиксации уровней воды по оборудованным гидрометрическим рейкам, установленным на сооружении в верхнем и нижнем бьефах;

выявления причин отклонений горизонтов воды от проектных и фиксации сопутствующих явлений;

оценки характера и режима потока, проходящего через сооружения, условия сопряжения его с нижним бьефом, наличия поперечной раскачки и образования продольного волнового режима;

выявления местных деформаций и просадок грунта, состояния засыпки в пазухах устоев и местах, подверженных просадкам;

обнаружения крупных плавающих предметов в бьефах;

определения толщины льда, степени стеснения льдом живого сечения потока.



Глава 32. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СООРУЖЕНИЙ



269. Инструментальные наблюдения за перемещением гидросооружений проводятся при помощи установленного измерительного оборудования: опорных реперов, щелемеров, контрольных марок, а также переносных инструментов: нивелиров, теодолитов, штангенциркулей и других специальных приборов.

270. На всех гидросооружениях устанавливаются опорные реперы. Конструкции реперов принимают по образцам для государственной геодезической сети и располагают вне сооружения, на минимальном расстоянии, где гарантируется неизменяемость их высотного положения при возможных деформациях сооружения или его основания. Реперы должны быть защищены от механических повреждений прочной оградой размерами в плане 1 x 1 м. На опорные реперы составляются ведомости, в которых даются их описание, дата установки и схемы местонахождения.

271. Отметки опорных реперов проверяются по реперам государственной нивелирной сети не реже одного раза в три года.

272. Инструментальные замеры осадок гидросооружений проводятся:

при строительстве и по окончании строительства, до принятия полного напора - один раз в месяц;

в процессе эксплуатации, после затухания осадок - один раз в год.



Глава 33. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФИЛЬТРАЦИЕЙ И УТЕЧКОЙ ВОДЫ



273. На гидросооружениях, оборудованных опускными или закладными пьезометрами, проводятся наблюдения за:

фильтрационным противодавлением на подошве сооружений;

положением депрессионной поверхности фильтрационного потока в теле земляных сооружений;

очагами фильтрации и фильтрационной устойчивости грунтов;

расходами фильтрации;

температурой фильтрационных вод;

химическим составом фильтрационных вод.

274. Инструментальное наблюдение за фильтрацией выполняется специализированными изыскательскими партиями на гидросооружениях, где возникла необходимость определения эффективности работы противофильтрационных и дренажных устройств с целью принятия мер по предупреждению развития опасных явлений.

275. Расположение пьезометров и их количество определяются конструкцией и размерами сооружения в плане, а также особенностями геологического строения основания.

Для наблюдения за напорной фильтрацией в основании сооружений водоприемники пьезометров закладывают непосредственно под подошвой сооружений в период строительства.

В тех случаях, когда требуется установка пьезометров после возведения сооружения, они устанавливаются в пробуренные скважины.

276. Визуальные наблюдения за фильтрацией производятся одновременно с наблюдениями за деформациями гидросооружений. При этом особое внимание следует уделять явлениям фильтрации в пределах откосов земляных дамб и просадкам грунта в местах примыкания к бетонным сооружениям.

277. При обнаружении очагов фильтрации в отдельных случаях необходимо установить расход фильтрации, наличие выноса частиц грунта (суффозия).

278. Измерение расхода воды в очагах фильтрации можно производить:

при помощи мерного сосуда (объемный способ);

при помощи мерных водосливов;

поплавочными наблюдениями.

При расходах фильтрации до 10 л/с предпочтение следует отдавать объемному способу.

279. Для установления явлений суффозии (вымыва частиц грунта фильтрующейся водой) берутся пробы воды из очагов фильтрации и дренажей в тех местах, где производится измерение расхода фильтрации. Мутность воды указывает на наличие суффозии.

280. Расходы фильтрационных вод, поступающих в дренажные устройства, измеряются в процессе эксплуатации не реже двух раз в год. При этом первый замер производится весной после заполнения бьефов.

281. Наблюдения за неконтролируемыми утечками воды через щитовые и спицевые затворы плотин, уплотнения затворов водоспусков и створок ворот шлюзов производятся ежедневно, и принимаются меры по их устранению.



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.