Право Беларуси. Новости и документы


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.07.2002 N 103 "Об утверждении выпуска 53 единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

Должен знать: общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и ВС; конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС; правила технической эксплуатации, содержания и технологию обслуживания; правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС; эксплуатационные зазоры и технические допуски; правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены); способы обнаружения и устранения неисправностей; правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов; правила и порядок технического обслуживания и подготовки ВС к летным испытаниям; материалы, применяемые при техническом обслуживании и их свойства; конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструмента, применяемых при техническом обслуживании; места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений; порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка от наземного обледенения); правила приема-передачи ВС экипажу и охране; документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения; систему допусков и посадок.

Примеры работ.

Восстановительные работы: регулировка давления пневматиков колес.

Демонтаж-монтаж: трубопроводов, конденсаторов короба системы кондиционирования воздуха; фильтров и осушительных патронов САРД; кресел пилотов; электромагнитных кранов, трубопроводов системы управления; агрегатов ПОС крыла; створок и механизмов управления шасси; сливных баков, насосов системы удаления отбросов; эксплуатационных лючков, замков створок пилонов и гондол двигателя; лобовых стекол, форточек; узлов навески эксплуатационных лючков; фильтров топливной системы и стартера силовой установки.

Контроль технического состояния: крепления заслонок СКВ, кресел пилотов и пассажирских, пневматиков шасси, створок грузолюка, кожуха камеры сгорания, воздухозаборника двигателя, грузового и швартовочного оборудования; чистоты дренажных выводов топливной системы, фильтроэлементов маслофильтра двигателя; проверка уровня смазки в редукторах рулевого привода системы управления самолетом; спецжидкости АМГ-10 в гидробаке, воды в системе водоснабжения; давления в демпфере кресла пилота, в баках гидросистемы, пневматиках колес, разгрузочных полостях компрессора двигателя; герметичности (наружной) турбохолодильной установки СКВ, электрокранов управления самолетом, топливных баков и баков гидросистемы, пневматиков колес шасси, агрегатов системы водоснабжения; соответствия отклонений и нейтрального положения триммеров рулей поворота и элеронов; люфта эксплуатационных лючков хвостового оперения; продолжительности срабатывания клапанов и заслонок обогрева воздухозаборников двигателя; износа пневматиков колес, замков подвески передней опоры, лопаток I ступени компрессора и входного направляющего аппарата; зарядки пневматиков колес по обжатию и амортизаторов стоек шасси по усадке; легкости хода крыльчаток турбохолодильника СКВ, вращения роторов КНД, КВД двигателя; усилий срабатывания механизма спинки кресла, натяжения тросов механизмов перемещения фотолюков.

Осмотр и дефектация: теплозвукоизоляции СКВ; кресел пассажирских; грузового оборудования; гидромотора привода закрылков; узлов крепления дренажного бака гидросистемы; трубопроводов и агрегатов воздушно-тепловой ПОС двигателя; агрегатов водоснабжения и удаления отбросов; обшивки, уплотнений дверей, люков, створок; полов верхней и нижней палуб; узлов крепления двигателя на пилонах; дренажных отверстий в обшивке горизонтального и вертикального оперения, узлов и деталей каркаса фонаря и кабины экипажа; узлов и гнезд под гидроподъемники на крыле; фильтроэлементов сигнализации стружки в маслосистеме двигателя.

Профилактические работы: очистка от загрязнений направляющих лифтов; баков гидросистемы; лобовых стекол, форточек; дренажных отверстий дверей, люков, створок; фильтров топливной и масляной систем двигателя; слив жидкости из подогревателей системы водоснабжения; смазка наружных и внутренних поверхностей винтовых механизмов управления элеронами, рулей высоты и направления.

Работы общего вида (технологическое обслуживание): дозаправка самолета топливом; зарядка воздухом пневматиков колес; зарядка гидроаккумуляторов; наружная консервация (расконсервация) двигателя; предупреждение обледенения ВС на земле.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование.



§ 14. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ



5-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание по сложным регламентам летательных аппаратов среднего и легкого типов и установленных на них двигателей. Техническое обслуживание планера и двигателей в объеме периодических форм одного из типов самолетов I класса, вертолетов I класса, до двух типов самолетов II - III классов и вертолетов II - III классов, до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах обслуживания. Техническое обслуживание летательных аппаратов тяжелого типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации. Выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию: демонтаж-монтаж агрегатов после проверки их на монтажном участке или в лаборатории; дефектация всеми методами планера и агрегатов обслуживаемых ВС; осмотр фильтров на отсутствие загрязнений, повреждений фильтрующих элементов, некондиционности уплотнений; осмотр уязвимых мест закрепленной зоны объекта с помощью лупы для проверки отсутствия трещин; проверка наличия необходимого количества спецжидкостей, газов и дозаправка (дозарядка) до требуемой нормы (или заправка до нормы незаправленных систем). Контроль технического состояния объекта на отсутствие люфтов и износа соединений, повреждений заклепочных, болтовых и винтовых соединений, проверка и предупреждение нарушений работоспособности из-за воздействия на изделие влаги, спецжидкостей. Поддержание и восстановление надежности изделий: подтяжка крепежных изделий, имеющих контровку или металлизацию, восстановление контровки и металлизации, пломбирование регулировочных винтов; регулировка механических усилий, люфтов, зазоров, взаимного положения деталей; балансировка рулей системы управления. Устранение деформаций, царапин и трещин на силовых элементах и обшивке. Замена агрегатов и узлов с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность; восстановление лакокрасочных покрытий в местах повреждения с предварительным удалением коррозии и демонтажом изделия; полная замена покрытия с предварительным удалением его, выполняемая после демонтажа изделия с ВС. Укрупненный ремонт элементов конструкции с применением демонтажных работ. Подготовка ВС к летным испытаниям. Ведение протокола испытаний.

Должен знать: эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, их двигателей и агрегатов; технологию подготовки ВС к летным испытаниям, программу испытаний, методы доводки и регулировочных работ на ВС после испытаний; основные сведения по технологии производства и ремонта ВС и авиадвигателей; методику ресурсных испытаний ВС; особенности организации и проведения технического обслуживания ВС на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования; порядок хранения авиационных ГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом; порядок запуска и опробования авиадвигателей.

Примеры работ.

Восстановительные работы: регулировка герметичности (наружной) и крепления регулятора давления СКВ, трубопроводов и соединений топливных агрегатов двигателя; баков гидросистемы, дозаторов тормозов шасси; зазора в створках шасси; люфта лобовых стекол и форточек; уровня спецжидкости в баке гидросистемы и амортизаторах шасси; давления в баке наддува гидросистемы, в тормозах шасси, топлива перед форсунками двигателя; отклонения створок шасси; продолжительности срабатывания опор шасси; включения реверса; легкости хода механизма управления створками шасси, закрылками, предкрылками; вписываемости лобовых стекол, закрылков, предкрылков; проверка работы и регулировка системы управления поворотом колес передней опоры шасси; замена и регулировка агрегатов топливной системы, замков убранного и выпущенного положений шасси.

Демонтаж-монтаж: регуляторов давления СКВ; механизмов привода лифтов; баков, насосной станции гидросистемы; гидравлических кранов, механизмов управления створками шасси, узлов навески силовых цилиндров и узлов крепления киля, стабилизатора, двигателей.

Контроль технического состояния: исходного (нулевого) положения управления двигателем, цилиндра разворота колес; уровня спецжидкости в турбохолодильной установке СКВ, цилиндрах амортизаторов шасси, топлива в баках; давления насосов топливной системы, насосов и насосной станции гидросистемы, в цилиндрах амортизаторов шасси и баках системы водоснабжения; герметичности (наружной) воздухо-воздушного радиатора СКВ, бака наддува, насосов гидросистемы, баллонов аварийного торможения шасси, баков системы водоснабжения; зазора, люфта в узлах навески амортизаторов шасси, в механизмах замков открытия входных дверей, в узлах крепления рулей, киля, лобовых стекол, форточек, по бандажным полкам рабочих лопаток компрессоров низкого и высокого давления двигателя; продолжительности срабатывания закрылков, предкрылков, основной и носовой опор шасси; износа в каждом болтовом соединении карданов шкворней системы управления, механизма тросового управления створками шасси; обжатия амортизаторов шасси, усадки амортизационных пакетов навески двигателей; легкости хода механизма привода лифтов, закрылков, предкрылков, дверей входных, грузовых, аварийных, управления двигателем; крепления кресел, разъемных соединений ПОС, створок, крышек пилонов и гондол двигателей, концевых обтекателей крыла; натяжения тросовой проводки управления самолетом, усилия страгивания поршня цилиндра замка выпущенного положения шасси, усилия открытия (закрытия) створок, пилонов и гондол двигателя; уборки (выпуска) закрылков, щитков, спойлеров, основной и носовой опор шасси; вписываемости створок шасси, входных, грузовых и аварийных дверей, створок, крышек пилонов и гондол двигателей; работоспособности регуляторов давления СКВ, демпфера кресла пилота, кранов ПОС, насосов топливной системы, системы уборки и выпуска шасси, замков дверей и их стопорения, фиксаторов створок пилонов и гондол двигателей, форточек фонаря, механизмов клапана перепуска воздуха и входного направляющего аппарата двигателя; в лабораторных условиях - агрегатов САРД.

Профилактические работы: промывка маслофильтра двигателя и проверка прибором качества промывки.

Работы общего вида (технологическое обслуживание): заправка ВС топливом и проверка системы измерения заправки топливом.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 4-го разряда не менее двух лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом).



§ 15. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ



6-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации, и летательных аппаратов головных серий. Техническое обслуживание планера и двигателей в объеме периодических форм одного из типов широкофюзеляжных самолетов, самолетов нового поколения, до трех типов ВС II - III классов, до четырех типов ВС, из них два типа ВС I класса на оперативных формах обслуживания. Выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию ВС: токовихревая, акустическая и рентгеновская дефектоскопия; осмотр с помощью эндоскопа недоступных и труднодоступных для прямого осмотра зон; осмотр деталей систем управления ВС и двигателей для проверки свободного движения элементов на полный угол или на полный ход при движении в прямом и обратном направлениях, правильного положения (прохождения тросов по роликам), отсутствия течи, недопустимых потертостей тросов и тяг управления, люфтов в соединениях; осмотр горячих частей двигателя, обогреваемых элементов планера и силовой установки для обеспечения отсутствия перегрева, коробления, металлического налета и оплавления, трещин; осмотр внутренних поверхностей агрегатов систем в лабораторных условиях (со вскрытием) с помощью оптических средств. Проверка работоспособности систем ВС и параметров объектов обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (по бортовым приборам и сигнализации). Проверка герметичности агрегатов и систем с помощью приспособлений; проверка под давлением трубопроводов СКВ и ПОС. Регулировка систем с целью восстановления эксплуатационных параметров; замена агрегатов, узлов и деталей планера при отработке ресурса и отказавших с последующей регулировкой. Устранение особо сложных неисправностей по планеру, не устраняющихся заменой или не проявляющихся на земле.

Должен знать: эксплуатационно-технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и ВС в целом, его двигателей и систем; принцип работы, правила эксплуатации и технологию обслуживания; порядок выполнения работ общего вида по запуску и опробованию двигателей и вспомогательных силовых установок; порядок проведения дефектации, проверки работоспособности авиационной техники и методы выявления и устранения ее отказов и неисправностей; технологию замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) обслуживаемого ВС; устройство и правила работы с аппаратурой, применяемой для токовихревой, акустической и рентгеновской дефектоскопии.

Примеры работ.

Восстановительные работы: регулировка давления в гермокабине САРД, тормозной системе шасси; максимальной температуры газа за турбиной двигателя, герметичности (наружной) сочленений трубопроводов САРД, баков топливной системы; замена с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность винтового подъемника стабилизатора, тросовой проводки в системе управления, трубопроводов топливной системы.

Контроль технического состояния: крепления трубопроводов топливной системы; исходного (нулевого) положения колонки штурвала, педалей, загружателей системы управления; давления между воздушной и масляной полостями IV опоры двигателя; герметичности (наружной) регуляторов давления САРД; зазора, люфта в узлах крепления стабилизатора, в шлицевом соединении рессоры редуктора и ведущей шестерни центробежного привода двигателя; износа узлов навески амортизаторов шасси, рельсов закрылков, узлов крепления навески крыла; усилия (момента) на рукоятке ручного управления привода предкрылков; открытия (закрытия) выпускных клапанов САРД; замков выпущенного и убранного положения шасси; работоспособности регуляторов давления САРД, колонки штурвала, педалей, загружателей управления самолетом; системы аварийного останова и флюгирования лопастей воздушного винта, входных и аварийных дверей в аварийном режиме.

Осмотр и дефектация: ультразвуковой контроль наличия трещин болтов крепления балок и рельсов в системе управления, основных болтов заднего узла крепления стабилизатора с использованием эндоскопа; проверка деталей крыла из алюминиевых сплавов на отсутствие трещин методом ультразвуковой дефектоскопии; осмотр лопаток газовоздушного тракта двигателя оптическим методом контроля.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 5-го разряда не менее трех лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом).



§ 16. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ



7-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание планера и двигателей в объеме периодических форм с самоконтролем одного из типов широкофюзеляжных самолетов, самолетов нового поколения, двух типов ВС I класса либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов самолетов I класса на оперативных формах обслуживания. Контроль качества технического обслуживания и ремонта, выполняемых рабочими более низкой квалификации. Наземная отработка систем самолета (вертолета) и двигателей выпускаемого самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний. Обслуживание испытательных полетов на базовом и внебазовом аэродромах, устранение замечаний, выявленных в полетах. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: сложные диагностические работы (разовые проверочные работы наиболее уязвимых мест, систем и изделий планера и двигателей) по бюллетеням промышленности; сложные работы технологического обслуживания, осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на предупреждение отказов и своевременное проведение ремонта изделий по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа; технологически связанные регулировочные работы с применением специализированных контрольных средств. Поиск и устранение функциональных отказов систем и изделий путем замены агрегатов (деталей) САРД, управления, топливной и гидрогазовой систем двигателя. Поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта систем и изделий планера и двигателей с использованием компьютерных программ и стендового оборудования. Проведение всех видов наземных испытаний ВС, проверка и регулировка систем управления; полная техническая подготовка ВС к испытаниям в воздухе и устранение неисправностей после испытаний. Контроль качества выполнения ТО, текущего и восстановительного ремонтов планера и авиационных двигателей. Контроль за правильностью оформления эксплуатационно-технической документации.

Должен знать: конструкцию и особенности модификаций летательных аппаратов и ВС; алгоритмы и методы выполнения работ с применением персональной ЭВМ; правила работы на диагностическом оборудовании, методы неразрушающего контроля, правила их применения и порядок оценки результатов контроля; порядок выполнения регулировочных работ, причины возникновения неисправностей и способы их устранения; принцип работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля состояния авиационной техники; особенности конструкции модульных двигателей, порядок демонтажа-монтажа отдельных модулей; перечень ремонтно-восстановительных работ, выполняемых на авиационно-технической базе; виды оборудования, используемого при ремонте модульных двигателей; технологию запуска и опробования двигателей; организацию контроля качества технического обслуживания.

Примеры работ.

Восстановительные работы: замена и регулировка концевых выключателей закрылков, предкрылков, тормозных щитков; регулировочные работы по кинематике шасси; замена насосов НР-ЗОКУ, НР-ЗОКП с последующей регулировкой оборотов начала автоматической работы, взлетного режима, приемистости и др.; замена пусковых форсунок двигателя и клапанов перепуска воздуха во втором контуре двигателя; поиск и устранение неисправностей при функциональных отказах (время падения давления в гидроаккумуляторе основного и тормозного меньше нормы; не убираются все опоры шасси; двигатель не запускается, отладка запуска).

Дефектация: осмотр узлов самолета при продлении назначенного и межремонтного ресурса; сложные диагностические работы по бюллетеням промышленности; диагностика межвального подшипника двигателя.

Контроль технического состояния (проверка с самоконтролем): автоматизированный встроенный контроль СКВ, сигнализации при переходе с основного контура управления на резервный и с резервного на аварийный; исправности (состояния) влагоотстойников в трубопроводе САРД, трубопроводов, рукавов и агрегатов гидросистемы, створок, узлов их навески; замков шасси; окантовки окон пассажирской кабины; тормозной системы с помощью наземного стенда; соответствия регулировки системы управления режимам работы двигателя.

Работы общего вида (технологическое обслуживание): ложный запуск двигателя, опробование двигателя по сокращенному графику.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 6-го разряда не менее трех лет.



§ 17. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ



8-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах, планера и двигателей в объеме периодических форм с самоконтролем (личным клеймом) широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения. Практическая отработка технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков при испытаниях. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: проведение комплексных регулировочных работ на сложных и взаимосвязанных системах планера и двигателей на широкофюзеляжных самолетах и самолетах нового поколения; осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов агрегатов и систем ВС; своевременное проведение ремонта по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми системами контроля, а также по результатам планового контроля при технической эксплуатации ВС. Поиск причин редко встречающихся отказов всех типов базовых самолетов. Доводка узлов, агрегатов ВС; устранение наиболее сложных неисправностей отказавших агрегатов, изделий, систем с последующей их регулировкой. Анализ и оценка технического состояния агрегатов, изделий, систем всех типов базовых ВС с применением компьютерных программ; самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации. Контроль качества работ технического обслуживания и ремонта отдельных агрегатов, узлов, изделий, систем планера и двигателей, выполненных авиатехниками более низкой квалификации. Участие в расследовании авиационных происшествий, в создании компьютерных программ по совершенствованию технической эксплуатации ВС. Сдача (прием) ВС в ремонт и из смены в смену.

Должен знать: комплектацию информационно-управляющей системы авиационно-технической базы; информационное обеспечение и управление процессом эксплуатации авиационной техники; программы поиска и устранения неисправностей агрегатов, систем ВС с использованием бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных; порядок контроля и проведения доработок авиационной техники по бюллетеням промышленности, оформление результатов работ; правила организации работ по техническому обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации; порядок передачи ВС между авиационно-технической базой и авиационно-ремонтным заводом, между сменой цеха и экипажем.

Примеры работ.

Контроль качества выполняемых работ (технического состояния): уровня масла в турбохолодильнике СКВ, легкости вращения ротора турбохолодильника; натяжения тросов штурвалов, функционирования гидроэлементов головок управления РП71-01 предкрылков; давления азота в гидроаккумуляторах тормозной системы шасси, внутренней герметичности запорных кранов уборки и выпуска шасси; смазки трущихся поверхностей аварийных дверей; сотовых конструкций крыла, горизонтального и вертикального оперения на отсутствие отслоения обшивки от сотового заполнителя; смазки трущихся деталей форточек фонаря; уровня масла в картере редуктора турбонасосной установки; установки кока двигателя, выполнения бюллетеней и разовых проверок.

Контроль технического состояния: запуск, прогрев и опробование одновременно двух двигателей ВС с подключением пунктов наземного контроля и снятием всех характеристик работы двигателя; положений закрылков, рукоятки управления и показаний на экране информационной системы сигнализации; бокового зазора в зацеплении шестерен, радиального и осевого люфтов в шарикоподшипниках привода суфлера и маслооткачивающего насоса задней опоры двигателя.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 7-го разряда не менее трех лет.



§ 18. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПРИБОРАМ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ



4-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание приборов, электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных аппаратов легкого типа; приборов и электрооборудования в объеме периодических форм одного из типов самолетов II - III классов и вертолетов I - II классов; менее сложные работы по техническому обслуживанию самолетов I класса, одного и более типов самолетов II - IV классов и вертолетов II - IV классов на оперативных формах технического обслуживания, одной и более систем (изделий) в лаборатории А и РЭО. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по приборам и электрооборудованию более высокой квалификации. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: демонтаж-монтаж изделий, приборов и электрооборудования ВС, восстановительных работ в лаборатории А и РЭО и в целях хранения демонтированных с ВС изделий; внешний осмотр приборов и электрооборудования со вскрытием и без вскрытия лючков отсеков приборов и электрооборудования с целью обеспечения отсутствия повреждений контровки, металлизации, наличия влаги и коррозии, повреждений изоляции электропроводки, штепсельных разъемов, отбортовочных креплений; восстановление необходимой затяжки соединений, не имеющих контровки, восстановление затяжки, контровки и металлизации.

Должен знать: общие сведения о летно-технических характеристиках и конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, их двигателей и систем; правила технической эксплуатации и технологию обслуживания авиаприборов и электрооборудования; порядок ведения бортовой (пономерной) документации на авиационную технику и производственно-технической документации на проведение технического обслуживания; конструкцию, эксплуатационные особенности приборов и электрооборудования обслуживаемых типов ВС; назначение и принцип действия контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры; функциональные, принципиальные, фидерные и монтажные схемы приборов и электрооборудования ВС; способы обнаружения и устранения возможных неисправностей приборов и электрооборудования; применяемые при техническом обслуживании материалы, запасные части, инструмент, их свойства, правила маркировки.

В лаборатории А и РЭО дополнительно: основные технические параметры А и РЭО, способы подготовки аппаратуры и средств измерения контролируемых параметров.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: замена и проверка функционирования огнетушителей, часов, приборов контроля работы высотной и гидравлической систем, приборов контроля работы двигателей, блоков и устройств МСРП.

Демонтаж-монтаж: сигнализатора давления, датчика дымоизвещения; приборов контроля гидросистемы, шасси и управления; анероидно-мембранных приборов, датчика угловых скоростей, указателя угла тангажа; датчиков, топливомеров, указателей, переключателей, измерителей тахометра, аппаратуры контроля вибрации; самописцев, блоков МСРП, автомата обогрева стекол кабины экипажа.

Контроль технического состояния: герметичности системы пожаротушения, систем питания анероидно-мембранных приборов; работоспособности пожарного оборудования, световой и звуковой сигнализации, авиагоризонта, автопилота, курсовой системы, сирены системы предупреждения экипажа, электрокипятильников встроенным контролем, датчиков автоматов юза тормозов; лентопротяжного механизма регистраторов системы МСРП, сигнализаторов обледенения самолетов, сигнализаторов ПОС; надежности крепления электрооборудования.

Осмотр и дефектация противопожарного оборудования и электропроводки на двигателях, влагоотстойников в багажно-грузовой кабине (отсеке), панелей приборных досок, агрегатов автопилота; проверка состояния их крепления, внутренних клеммных колодок, соединительных и релейных коробок; аккумуляторных батарей, соединений и гермовыводов силовых проводов; коллекторно-щеточных узлов маяков; концевых выключателей и электропроводки на стойках шасси, приборных досок.

В лаборатории А и РЭО <*>.

--------------------------------

<*> Здесь и далее по лаборатории А и РЭО приведены примеры систем (изделий) для конкретного типа ВС, являющиеся типовыми для других классов.



Проверка на соответствие технических параметров: указателей скорости типа КУС-730/1100, УС-И6; блоков Ф-115-1 системы СВС-ПН-15; блоков курсовой системы ТКС-П2; кислородных масок типа КМ-15, КМ-32; рулевой машинки автомата АП-6Е; регуляторов давления типа ИКДРД, ИКДРДА; датчиков и указателей типа ТНВ и ТУЭ; указателей положения элементов ВС типа ИП-21, ИП-32; коробок защиты потребителей КЗП; рулежных и посадочных фар типа ПРФ-4МП, ФР-9; датчиков топливомеров всех систем.

Техническое обслуживание и регулировка: датчиков типа П-1, П-109; указателей температуры наружного воздуха, систем отопления и вентиляции типа ТНВ, ТУЭ; автоматов защиты от перенапряжения типа АЗП-А2; авиационных генераторов.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование.



§ 19. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПРИБОРАМ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ



5-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение доработок по бюллетеням приборного, электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных аппаратов среднего типа. Техническое обслуживание приборов и электрооборудования в объеме периодических форм одного из типов ВС I класса, до двух типов ВС II - III классов, до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания или выполнение работ на демонтированных с ВС трех и более системах приборов и электрооборудования в лаборатории А и РЭО. Участие в дефектации различными методами, в том числе и лабораторными, тяжелых летательных аппаратов по сложным и трудоемким регламентам. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: демонтаж с ВС агрегатов сложных систем для отправки их в лабораторию на техническое обслуживание и ремонт; монтаж агрегатов, блоков после проверки в лаборатории, наладка новых изделий или изделий, прошедших капитальный ремонт; дефектация всеми методами и в полном объеме авиаприборов и электрооборудования при техническом обслуживании ВС по периодическим видам регламентных работ; осмотр в полном объеме со вскрытием электродвигателей, генераторов, преобразователей и т.д. с целью обнаружения загрязнений щеточно-коллекторных узлов, выявления износа щеток, следов перегрева, наличия влаги, коррозии, повреждений, оплавления контактов силовых реле. Проверка технического состояния без вскрытия блока непосредственно на ВС; автоматизированный (встроенный) контроль систем ВС и его оборудования. Проверка внутренней герметичности агрегатов и систем с помощью специальных приспособлений. Восстановление работоспособности систем А и РЭО путем замены отдельных агрегатов, блоков с регулировкой и настройкой. Отладка контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратуры, предназначенной для проверки автоматизированных бортовых систем управления, базовых пилотажно-навигационных систем, систем регистрации параметров и другого авиационного оборудования.

При работе в метрологических лабораториях дополнительно: выполнение проверочных и регулировочных работ измерительной и контрольно-поверочной аппаратуры, применяемой при техническом обслуживании ВС, участие в проведении метрологической аттестации аппаратуры и экспертизе эксплуатационно-ремонтной документации.

Должен знать: правила технической эксплуатации, регламенты и технологию обслуживания приборов и электрооборудования летательных аппаратов и ВС; особенности работы систем приборов и электрооборудования и установленных в них устройств, взаимосвязь с другими элементами данной системы и другими системами ВС, правила их эксплуатации; правила и порядок проверки сложных авиационных теплоизмерительных и гироскопических приборов; конструкцию и принцип работы контрольно-измерительных и поверочных приборов (установок), порядок проведения дефектации и проверки работоспособности А и РЭО; методы выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий, агрегатов и их элементов; эксплуатационно-ремонтную документацию на проведение ремонта.

Для лабораторий А и РЭО, метрологических дополнительно: методы и технологию лабораторной проверки и восстановления работоспособности отказавших приборов и электрооборудования; способы и операции по проверке и диагностированию обслуживаемых изделий А и РЭО в соответствии с требованиями НТЭРАТ; типовые технологические операции по восстановлению изделий; нормативно-техническую документацию по проверке и ремонту контрольно-поверочной аппаратуры, средств измерений и стендового оборудования.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: замена с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность механизмов триммера руля высоты, авиагоризонтов, агрегатов расходомеров, топливомеров, датчиков бортовых регистраторов параметров, блока регулирования напряжения, концевых выключателей основной и аварийной гидросистем управления поворотом колес.

Демонтаж-монтаж: противопожарного оборудования, приборов контроля работы двигателя при замене; установка рулевых машинок автопилотов с регулировкой отклонения рулей; аккумуляторных батарей, выпрямительных устройств; электрической части и подключение к источникам питания автопилотов и автоматики топливной системы.

Контроль технического состояния: манометров гидрогазовых систем, точной курсовой системы, авиагоризонтов от основного и резервного источников питания, регуляторов температуры двигателя, выпрямительных устройств и автоматов защиты сети; регуляторов температуры, анероидно-мембранного оборудования, курсовых систем и астрокомпаса, приборов контроля работы двигателей при запуске и опробовании двигателей, освещения пассажирских салонов, внутренней сигнализации в кабине экипажа противообледенительной системы в режиме "КОНТРОЛЬ", ПОС силовой установки, электромеханизмов управления крышками фотолюков и сигнализации открытого положения люков.

Осмотр и дефектация: открытых участков электропроводки, контейнеров аккумуляторных батарей с проверкой уровня электролита; коллекторно-щеточного узла лебедки и замена щеток; исправности противообледенительных устройств крыла, оперения.

В лаборатории А и РЭО.

Восстановительный ремонт: датчиков дыма типа ДС, сигнализатора давления, указателя расхода воздуха, датчика воздушной скорости, кислородных манометров, указателя расходомера, указателя тахометра; концевых выключателей типа ПКТ-6М, АМ-800; импульсных маяков типа СМИ-2КМ; автомата обогрева стекол типа АОС-81; генераторов и коллекторных преобразователей; блоков вибрации.

Проверка на соответствие нормам технических параметров: указателя высоты типа УВ-75-15ПВ системы СВС-72; указателя скорости типа УСВП-К системы СВС-ПН-15; гироагрегата ГА-3 курсовой системы ТКС-П2; указателя тахометра типа ИТА-6М курсовой системы КС-6; индикатора-датчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; кислородных приборов типа КП-19, КП-21, КП-24М; автоматических панелей запуска двигателей типа АПД-30; блоков регуляторов частоты и напряжения БРН, БРЧ; сигнализаторов обледенения типа ИСО-16; электромеханизмов привода закрылков и стабилизатора МУС, МПЗ.

Техническое обслуживание и регулировка: указателей скорости типа КУС-730/1100, УС-И6; указателя расхода воздуха типа УРВК-18К; фильтра типа Ф-115-1, блока питания типа БП-27-2; блока сигнала готовности БСГ системы воздушных сигналов СВС-ПН-15; пульта управления типа ПУ-11, указателя штурмана типа УШ-3, курсовой системы ТКС-П2; кислородных масок типа КМ-15, КМ-32; пилотажных приборов типа КПП-75(С), НПП-ТК(1) системы САУ-1Т-2(1); автоматических панелей двигателя типа АПД-30; блоков регуляторов частоты и напряжения БРН, БРЧ; блоков автоматики топливомеров типа БРП, БУ; блока контроля напряжения типа БКН-115в; электромеханизмов типа МП-100, МПК-13.

В метрологической лаборатории.

Техническое обслуживание по всем видам регламентных работ аппаратуры типа УПКС, УПП-ТКС, ПКР-24(27), КПА-ИС-1; ремонт с заменой отдельных узлов, деталей и наладка контрольно-поверочной аппаратуры авиационного оборудования; проведение работ по подготовке нестандартизированных средств измерений к испытаниям; обработка результатов испытаний в соответствии с требованиями стандартов.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 4-го разряда не менее трех лет.



§ 20. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПРИБОРАМ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ



6-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение доработок по бюллетеням приборов, электротехнического, кислородного, противопожарного оборудования и систем бортовых измерений любых типов серийных летательных аппаратов в условиях эксплуатации. Техническое обслуживание приборов и электрооборудования в объеме периодических форм одного из типов широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения, до трех типов ВС II - III классов, до четырех типов ВС, из них двух типов ВС I класса на оперативных формах обслуживания. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту на демонтированных с ВС четырех и более системах в лаборатории А и РЭО. Выполнение основных работ технического обслуживания: проверка с применением аппаратуры сложных систем приборов и электрооборудования; контроль функционирования объекта обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (только по штатным бортовым приборам и сигнализации); комплексная регулировка приборов и электрооборудования на борту ВС; устранение неисправностей с проверкой и регулировкой приборов и электрооборудования.

При работе в метрологических лабораториях дополнительно: контроль выполнения поверочных и регулировочных работ аппаратуры и средств измерений, применяемых при техническом обслуживании ВС; ревизия трансформаторов, дросселей, полупроводниковых диодных и триодных модулей, преобразователей сигналов и их цепей; текущий ремонт с заменой усилителей постоянного тока, реле времени, сельсиндатчиков, синусно-косинусных потенциометров, тахогенераторов и электродвигателей; наладка и испытания средств измерения и регистрирующей аппаратуры, стендов, пультов, установок и аппаратуры, предназначенной для проверки бортовых систем управления, базовых пилотажно-навигационных комплексов, систем регистрации параметров и другого А и РЭО; проведение метрологической аттестации специальных средств измерений и экспертизы эксплуатационно-ремонтной документации.

Должен знать: регламенты и технологию технического обслуживания авиаприборного и электрооборудования обслуживаемых летательных аппаратов; комплектацию приборов и электрооборудования самолетных механических систем (управление, кондиционирование и др.), принцип их работы, правила эксплуатации и технического обслуживания; порядок проведения дефектации и проверки работоспособности А и РЭО; методы выявления и устранения неисправностей приборов и электрооборудования.

Для лабораторий А и РЭО, метрологических дополнительно: методы и технологию лабораторной проверки и восстановления работоспособности (ремонта) отказавших изделий А и РЭО, их модулей и плат, в том числе с заменой микроэлектронной элементной базы приборов и электрооборудования; методы устранения дефектов, выполнения измерений параметров, воспроизведения паспортных характеристик контрольно-поверочной аппаратуры и средств измерений; правила и порядок проведения экспертизы и аттестации.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: регулировка режимов работы электродвигателя после замены датчика типа ДС, агрегатов систем автоматического управления, агрегатов инерциальных систем; проверка тарировки и регулировки виброаппаратуры; проверка и регулировка автомата защиты сети от перенапряжения автоматического аварийного отключения потребителей переменного тока.

Контроль технического состояния: проверка полной тарировки и регулировки параметров датчиков противопожарного оборудования, системы автоматической регулировки давления в кабине; автоматов тяги, системы воздушных сигналов, преобразователей по аварийным индикаторам БСКД (с включением БСКД), светосигнальных табло-кихтограмм, противообледенительных устройств системы запуска авиадвигателей и турбогенераторов при их опробовании, электрооборудования системы флюгирования винтов двигателей; базовых навигационных комплексов, наружного освещения и сигнализации, усилителей и реле подканала, системы погрузки-разгрузки контейнеров; прохождения сигналов в боковом и продольном каналах системы автоматического управления; параметров, характеризующих состояние топливной системы, системы постоянного тока и аккумуляторов комплексной информационной системы сигнализации.

Осмотр и дефектация: дистанционных компасов, курсовых и инерциальных систем.

В лаборатории А и РЭО.

Восстановительный ремонт: вариометров типа ВАР-75, ВР-10М, указателя скорости типа КУС-730, указателя расхода воздуха типа УРВК-18К; пульта управления типа ПУ-11, указателя штурмана типа УШ-3 курсовой системы ТКС-П2; рулевой машинки типа ПУ-8, блока связи с КС типа БС-КС автопилота АП-6Е.

Проверка на соответствие нормам технических параметров: блока воздушных параметров типа БВП-9 системы СВС-72; вычислителя параметров типа ВСМВ-1-15, корректора заданной скорости типа КЗСП системы СВС-ПН-15; платформы типа П-21, пульта управления инерциальной системы И-11; индикатора-задатчика типа П-2-3, пульта управления типа П-14-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока автомата переключения скорости типа БАПС-77-03(08) САУ-1Т-2(1).

В метрологической лаборатории.

Техническое обслуживание по всем видам регламентных работ аппаратуры типа ИВД, ИВП, КПА-САУ-1Т; дефектация трансформаторов, дросселей, полупроводниковых, диодных и триодных модулей, преобразователей сигналов и их цепей; текущий ремонт с заменой усилителей постоянного тока, реле времени, сельсиндатчиков, синусно-косинусных потенциометров, тахогенераторов и электродвигателей.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 5-го разряда не менее трех лет.



§ 21. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПРИБОРАМ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ



7-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание приборов и электрооборудования в объеме периодических форм с самоконтролем одного из типов широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения, двух типов ВС I класса. Многофункциональные проверки межблочных, модульных соединений на борту ВС либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту на демонтированных с ВС более пяти изделиях, приборах и электрооборудовании в лаборатории А и РЭО. Наземная отработка авиационных приборов и электрооборудования выпускаемых серийных самолетов и их модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний. Настройка и регулировка особо сложных навигационных, пилотажных, информационных комплексов, комплексов высотно-скоростных параметров. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: разовые проверочные работы наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности полетов систем и изделий приборов и электрооборудования; проверка сопряжения и работоспособности приборов и электрооборудования в комплексе с другими системами ВС. Осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на выявление отказов и проведение восстановительных работ по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации и планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа. Проверочные и регулировочные работы в лаборатории при освоении новой авиатехники с использованием бортовых ЭВМ и специальных средств измерений; диагностирование демонтированных с ВС изделий приборов и электрооборудования с глубиной поиска неисправностей до субблока и его компонентов; устранение выявленных неисправностей с заменой отказавшего субблока, конструктивно-функционального модуля или восстановление внутриблочных линий связи. Поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта блоков и изделий приборов и электрооборудования при отказах на стендовом оборудовании в лаборатории. Ремонт и настройка приборного и электрооборудования с использованием компьютерных программ; техническая подготовка приборов и электрооборудования к испытаниям в полете и устранение неисправностей после испытаний. Самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации. Работы по контролю качества технического обслуживания и ремонта систем А и РЭО. Контроль за правильностью оформления эксплуатационно-ремонтной документации.

При работе в метрологических лабораториях дополнительно: метрологическая проверка состояния стандартных и специальных средств измерений, регулировка и испытания средств, предназначенных для проверки сложных бортовых систем и комплексов А и РЭО.

Должен знать: конструкцию, принцип работы сложных систем и комплексов функционально связанного авиационного оборудования; методы и алгоритмы выполнения работ с использованием персональных ЭВМ; основы вычислительной техники и цифровых систем управления на базе микропроцессоров; алгоритмическое обеспечение бортовых систем и их использование; методы сбора, обработки и анализа информации бортовых и наземных средств контроля и регистрации полетных данных; правила построения КСПНО, функциональные связи и алгоритмы функционирования входящих в нее систем; организацию бортового (внутреннего) контроля параметров технического состояния систем А и РЭО; порядок проверки программных и аппаратурных сбоев, замены комплектующих изделий и их элементов; организацию и контроль качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту систем А и РЭО; особенности технической подготовки к испытательным полетам новой авиационной техники.

Для лабораторий А и РЭО, метрологических дополнительно: правила построения КСПНО и функциональные связи, и алгоритмы функционирования цифрового оборудования, входящего в КСПНО, организацию его встроенной системы контроля; методы восстановления отказавших изделий ВС, его субблоков, модулей, плат путем замены комплектующих и их элементов, в том числе элементной базы; порядок выполнения работ автоматизированного наземного контроля и диагностирования с использованием автоматической системы наземного контроля данных; способы проверки состояния, регулировки и испытаний стандартных и специальных средств измерений, предназначенных для контроля сложных бортовых систем и комплексов А и РЭО.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: расчет поправок показаний высотомерного оборудования по эшелонам полета на персональной ЭВМ; восстановительный ремонт и регулировка усилителей и плат, содержащих микросхемы комплекта системы РТ2-36; настройка, контроль параметров и проверка работоспособности микросхем на платах с применением контрольно-поверочной аппаратуры.

Контроль технического состояния: датчиков обледенения с блоками автоматики; автоматических систем управления, измерителя массы ИМЦ-2СЧ, автоматической системы штурвального управления АСШУ-1 системы СППЗ-1, бортовой системы контроля двигателя, вычислительной системы управления тягой ВСУ-1-85, схемы объединения подсистем переменного тока при выключенных генераторах переменного тока одного борта; пультов системы электронной индикации СЭИ; автопилота совместно с автоматом разворота и его связи с системами комплексной информационной системы сигнализации, системы кондиционирования воздуха с выходом информации на КИСС, основной и дублирующей систем автоматического регулирования давления с использованием сигналов и информации КСПНО, системы аварийных сигналов.

В лаборатории А и РЭО.

Восстановительный ремонт: гироагрегата типа ГА-3, блока дистанционной коррекции типа БДК-1 курсовой системы ТКС-П2; индикатора-задатчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока управления типа БУ-24 автопилота АП-6Е; блока демпферования гироскопа типа БДГ-1094 системы САУ-1Т-2(1).

Восстановительный ремонт электрооборудования: командных приборов типа 5397 СКВ; электронных блоков вибрации типа БЭ-45; электромеханизмов управления стабилизатором и закрылками; электронных блоков регуляторов температуры.

Пооперационный контроль качества технического обслуживания и ремонта: составление барометрических таблиц поправок, значений высоты в кодовом виде на изделии "Кодирующий альтиметр"; значений корректирующих коэффициентов, крена, тангажа, курса, углов гироплатформы на изделии типа И-11; расчета параметров указателя скорости на изделиях типа КУС-1200, КУС-730/1100-2, КУС-730/1100К; сопротивления изоляции, состояния КВ типа МКВ; токопотребления электромагнитных муфт электродвигателей механизма привода стабилизатора типа МУС-3ПТВ.

Техническое обслуживание и регулировка: индикатора-задатчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока демпферов системы САУ-1Т-2(1).

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 6-го разряда не менее трех лет.



§ 22. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПРИБОРАМ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ



8-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание систем электрооборудования и приборов опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах, приборов и электрооборудования в объеме периодических форм с самоконтролем широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения; сложные многофункциональные регулировочные работы систем А и РЭО на борту ВС и в лаборатории. Отработка технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков, выявленных при испытаниях. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: проведение комплексных регулировочных работ на борту ВС на сложных и взаимосвязанных системах приборов и электрооборудования; осмотр и контроль работоспособности, направленных на предупреждение отказов приборов и электрооборудования и своевременное проведение их ремонта по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и по результатам планового контроля при технической эксплуатации. Поиск причин редко встречающихся отказов приборов и электрооборудования всех типов базовых самолетов с использованием компьютерных программ. Анализ технического состояния блоков и изделий приборов и электрооборудования при освоении самолетов нового поколения с использованием контрольно-поверочной аппаратуры; контроль качества и организации процессов технического обслуживания отдельных блоков и систем А и РЭО в целом, выполненных авиатехниками более низкой квалификации. Участие в создании компьютерных программ по совершенствованию организации технического обслуживания и ремонта. Сдача (прием) ВС в ремонт и из смены в смену. Участие в расследовании авиационных происшествий.

В лаборатории А и РЭО: контроль технического состояния, диагностика и поиск неисправностей в автоматизированном и ручном режимах с глубиной поиска неисправностей до субблока, конструктивно-функционального модуля и подтверждением результатов дефектации (контролируемых параметров) на физическом уровне; многофункциональные регулировочные работы всех компонентов в составе системы А и РЭО в целом; восстановительный ремонт с заменой отказавших компонентов или восстановление функциональных линий связи субблока, конструктивно-функционального модуля.

Должен знать: программы наземных испытаний летательных аппаратов и методические указания по их выполнению; организацию и методы контроля качества выполненных работ; технологию дора-боток А и РЭО; организацию работы по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с установленными требованиями; порядок передачи ВС экипажу; правила передачи приборов и электрооборудования на ремонтные предприятия и приема их после ремонта.

Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы восстановления отказавших блоков (изделий) сложных систем, их субблоков, модулей, плат путем замены комплектующих и их элементов; алгоритмы программ поиска и устранения причин отказов и неисправностей; методы пооперационного и выборочного контроля качества выполненных работ.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: поиск и устранение неисправностей в системе автоматического захода на посадку по II категории ИКАО, связанных с системами силовых установок (параллельная работа генераторов, регулировка частоты напряжения); регулировка моделирующих и интегрирующих цепей и усилителей системы НВ-ПБ-1 (вставки на печатных платах блока П17-2), электронных блоков РТА-32, блоков измерения и автоматики топливомеров типа СПУТ-18Е, ДТ, ВТ, распределительных устройств и щитов с заменой реле, контакторов и электропроводки; восстановительный ремонт плат с одно- и многослойным печатным монтажом и размещенными на них микросхемами и микромодулями; регулировка и восстановительный ремонт блока демпферов БД-1, блока разовых команд БРК-000-01, блока сравнения БС-005, блока ухода БУ-04-02; перепрограммирование бортовых цифровых вычислительных машин, настройка гидромеханической и электронной систем управления двигателями.

Контроль качества технического обслуживания: продолжительности выпуска и уборки закрылков при работе каждого канала в отдельности и при их совместной работе; тарировки каналов и прохождения разовых команд заданных параметров, характеризующих состояние вспомогательной силовой установки; исправности системы генерирования с помощью оборудования встроенного контроля, работоспособности системы переменного и постоянного тока.

Контроль технического состояния: бесплатформенной инерциальной системы БИНС-85, вычислительной системы самолетовождения ВСС-85; основной системы управления закрылками и предкрылками с помощью тест-сигналов с блоков управления БЦ-261 с применением КИСС; параметров состояния пилотажно-навигационного оборудования и оборудования радиосвязи; расширенный тест-контроль системы СУ-18 разворота передней опоры.

В лаборатории А и РЭО.

Восстановительный ремонт: корректора заданной высоты типа КЗВ-0-15, вычислителя типа ВС МВ-1-15 системы СВС-ПН-15; блоков инерциальной системы И-11; блока "посадки" типа П-31-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока автомата переключения скоростей типа БАПС-77-03(08), вычислителя автомата тяги типа ВАУТ С.2 (3, 4 и т.д.); блока связи с директорными приборами БСДП (1606) системы САУ1Т-2(1); блоков КВ систем управления закрылками и стабилизатором; блоков защиты и управления генераторами трехфазного тока БЗУ, БРЗУ; блоков регулирования напряжения и частоты БРН, БРЧ.

Пооперационный контроль: значений суммарной погрешности высотомера на изделиях типа ВМ-15, ВМ-15Б, ВМФ-50К; составления бортовых таблиц поправок высотомера электромеханического типа ВЭМ-72К, ВЭМ-72ПБ; технического обслуживания кислородного компрессора типа КП-75М; составления бортовых таблиц указателя скорости типа УС-2, УС-Н, УС-И6; выходного напряжения тахогенератора, двигателя генератора механизма вращательного действия типа МВД2Д3; настройки циклограммы, времени обработки циклограммы механизма поступательного типа МП-100М-2С; МП-100МТ; МП-250.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 7-го разряда не менее трех лет.



§ 23. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО РАДИООБОРУДОВАНИЮ



4-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение по бюллетеням доработок радиооборудования летательных аппаратов легкого типа. Техническое обслуживание радиооборудования в объеме периодических форм одного из типов самолетов II - III классов, вертолетов I - II классов, менее ответственные работы по техническому обслуживанию самолетов I класса, одного и более типов самолетов II - IV классов и вертолетов II - IV классов на оперативных формах технического обслуживания, одной и более систем (изделий) в лаборатории А и РЭО. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по радиооборудованию более высокой квалификации. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: демонтаж-монтаж блоков изделий радиооборудования для выполнения проверки их на соответствие нормам технических параметров и проведения восстановительных работ; внешний осмотр радиооборудования для выявления повреждений контровки, металлизации, влаги, коррозии, ослабления отбортовочных креплений, повреждений штепсельных разъемов; восстановление необходимой затяжки соединений и контровки, восстановление металлизации.

Должен знать: общие сведения о летно-технических характеристиках и конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, их двигателей и систем; конструкцию, эксплуатационные особенности радиооборудования и технологию его обслуживания; порядок ведения бортовой (пономерной) документации на авиационную технику и производственно-технической документации на ее обслуживание; основные величины технических параметров, способы настройки оборудования и измерения параметров; конструкцию и принцип работы блоков приборов, входящих в комплект радиооборудования; назначение и принцип действия контрольно-поверочной аппаратуры и средств измерений; правила пользования ими; функциональные, принципиальные, фидерные и монтажные схемы радиолокационного и радионавигационного оборудования; способы обнаружения и устранения возможных неисправностей радиооборудования; документацию по техническому обслуживанию радиооборудования ВС, порядок ее ведения и оформления; применяемые при техническом обслуживании материалы, запасные части, инструмент, их свойства, правила маркировки.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: замена кнопок "Радио" и "СПУ" на штурвалах, панелях и тангентах; перепайка высокочастотных разъемов, восстановление необходимой затяжки соединений и контровки; восстановление металлизации.

Демонтаж-монтаж: блоков УКВ радиостанций, систем речевой информации и сигнализации опасности, радиовысотомера, дальномера, аппаратуры ближней и дальней навигации, блока самолетной антенно-фидерной системы, блоков ответчиков опознавания и самолетовождения.

Контроль технического состояния: КВ радиостанций, блоков радиокомпаса, самолетного дальномера и радиолокатора, навигационно-посадочной системы, аппаратуры ближней навигации, ответчиков опознавания и самолетовождения; функционирования (под напряжением) бортовой аппаратуры магнитной записи, самолетного переговорного устройства, блока самолетной антенно-фидерной системы, блоков высотомера, дальномера, радиокомпаса, радиоизотопного сигнализатора обледенения, ответчиков опознавания и самолетовождения системы сигнализации опасности, сопротивления изоляции диэлектрической вставки антенны верхнего питания КВ радиостанции, антенны ответчика опознавания.

Осмотр и дефектация: блоков КВ и УКВ радиостанций, блоков речевого информатора, радиовысотомера, радиокомпаса, антенно-фидерной системы, аппаратуры ближней и дальней навигации, ответчиков опознавания и оповещения.

В лаборатории А и РЭО.

Проверка на соответствие нормам технических параметров: блоков типа П7Вб-МК изделия "Микрон"; блока типа Б7А1-Яр-II изделия "Ядро-II"; блока типа ПДУ-4 изделия "Баклан-20"; блоков изделия "АРК-15"; блока типа ПП-02 изделия СО-70; блоков изделия "Курс-МП-2"; блоков изделия "СПГС-1"; блоков изделия "О-20".

Техническое обслуживание и регулировка: блока типа П13А изделия "Микрон"; блока типа Б13-Яр-II изделия "Ядро-II"; амортрамы изделия "СДК-67"; блока типа ТМБ изделия "СПГС-1"; блока типа ПУ ИКАО-01 изделия СОМ-64; блока типа БЛМ-1-1 системы МСРП-64; блоков системы МСРП-12.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование.



§ 24. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО РАДИООБОРУДОВАНИЮ



5-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение по бюллетеням доработок радиооборудования летательных аппаратов среднего типа. Техническое обслуживание радиооборудования в объеме периодических форм одного из типов ВС I класса, до двух типов ВС II - III классов, до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту демонтированных с ВС трех и более изделий радиооборудования в лаборатории А и РЭО. Дефектация различными методами, в том числе с использованием лабораторных методов контроля и регулировки радиооборудования по трудоемким регламентам. Выполнение сложных регламентных работ на тяжелых и сверхтяжелых типах летательных аппаратов под руководством авиационного техника более высокой квалификации. Выполнение основных работ технического обслуживания: демонтаж агрегатов сложных систем радиооборудования для отправки их в лабораторию; монтаж агрегатов и блоков после проверки в лаборатории и ремонта, новых агрегатов и агрегатов, прошедших капитальный ремонт; дефектация всеми методами и в полном объеме при техническом обслуживании ВС по периодическим формам регламента; осмотр пультов распределительных устройств для обнаружения посторонних предметов, повреждений, следов перегрева, влаги, коррозии; удаление загрязнений; автоматизированный (встроенный) контроль систем ВС и РЭО; проверка технического состояния блока без вскрытия агрегата в лаборатории с помощью приспособлений; ремонт путем замены отдельных агрегатов и блоков с последующей их регулировкой и настройкой; отладка контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратуры, предназначенной для проверки автоматизированных бортовых систем самолетовождения.

Должен знать: правила технической эксплуатации, регламенты и технологию обслуживания радиооборудования летательных аппаратов и ВС; особенности работы систем радиооборудования и установленных в них устройств, взаимосвязь их с другими элементами данной системы и другими системами; правила и порядок проверки сложных систем радиооборудования, способы настройки и снятия основных технических параметров радиоэлектронного оборудования и оборудования радиосвязи; устройство систем, получающих информацию (сигнал) от радиооборудования; конструкцию и принцип работы контрольно-измерительных и проверочных приборов (установок); порядок проведения дефектации и проверки работоспособности радиооборудования, методы выявления и устранения неисправностей, способы замены комплектующих изделий, агрегатов и их элементов; эксплуатационно-ремонтную документацию на проведение ремонта.

Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы и технологию лабораторной проверки и восстановления работоспособности отказавших элементов радиооборудования; правила и порядок проверки, диагностирования обслуживаемых изделий А и РЭО в соответствии с требованиями эксплуатационно-ремонтной документации и технологическими картами; правила выполнения типовых технологических операций по восстановлению изделий.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Демонтаж-монтаж: блоков радиостанции "Микрон", антенных радиолокаторов, блоков радиокомпасов.

Контроль технического состояния (проверка): включения от концевиков шасси бортовой аппаратуры магнитной записи; герметичности тракта подачи воздуха в блок П5-МК радиостанции типа "Микрон"; навигационно-посадочной системы, аппаратуры ближней навигации, ответчиков самолетовождения; функционирования по маякам коротковолновых и УКВ радиостанций, самолетного радиолокатора, радиокомпаса, самолетной антенно-фидерной системы; встроенным контролем коротковолновой радиостанции, радиолокатора, дальномера, аппаратуры ближней навигации.

Осмотр и дефектация: наконечников проводов, аппаратуры системы сигнализации опасности, радиокомпасов.

В лаборатории А и РЭО.

Восстановительный ремонт: устранение неисправностей в лаборатории речевого информатора, блока АФС, мегафона, магнитофона "МАРС-БМ", радиоизотопного сигнализатора обледенения; замена с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность антенны радиолокатора, блоков изделия типа 020, 020М, 023.

Проверка на соответствие нормам технических параметров: блока типа П1В изделия "Микрон"; блока типа Б1-Яр-II изделия "Ядро-II"; блоков изделия "Курс-МП-70"; блока типа ПУА изделия "СД-75"; блока типа С3Д-ПМ изделия "РСБН-7С"; блока типа БПИ-АЦ изделия "СО-72"; блока типа ПП-01 изделия "СОМ-64"; АЦПУ системы МСРП-А-02.

Техническое обслуживание и регулировка: блока типа П7В2б-мк изделия "Микрон"; блока типа Б7А1-Яр-II изделия "Ядро-II"; селекторов режима и курса изделия "Курс-МП-70"; блоков изделия "АРК-15"; "Курс-МП-2".

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по радиооборудованию 4-го разряда не менее трех лет.



§ 25. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО РАДИООБОРУДОВАНИЮ



6-й разряд



Характеристика работ. Техническое обслуживание и выполнение по бюллетеням доработок радиооборудования серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации. Техническое обслуживание радиооборудования в объеме периодических форм одного из типов широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения, до трех типов ВС II - III классов, до четырех типов ВС, из них двух типов ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания, выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту на демонтированных с ВС четырех и более системах (изделиях) в лаборатории А и РЭО. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: проверка сложных систем радиооборудования, проверка функционирования объекта обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (только по штатным бортовым приборам и сигнализации), комплексная регулировка и настройка систем РЭО, устранение неисправностей с проверкой и настройкой изделий на ВС.

Должен знать: правила комплектации радиооборудования летательных аппаратов и ВС; принцип работы, устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания радиооборудования; порядок проведения дефектации и проверки работоспособности радиооборудования, способы выявления и устранения неисправностей; правила замены комплектующих изделий и их элементов, регулировки и настройки радиооборудования; особенности, принципы работы систем радиооборудования и их взаимосвязь с другими системами.

Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы и технологию лабораторной проверки и восстановления работоспособности (ремонта) отказавших изделий, их модулей и плат, в том числе связанных с заменой микроэлектронной элементной базы.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Восстановительные работы: настройка бортовой телевизионной установки типа БТУ-1Б, антенных устройств приемо-передающих блоков синхронизации локаторов, зоны магнетрона передающего локатора; выявление и устранение сложных неисправностей (в лаборатории) радиостанций, аппаратуры ближней навигации, в приемниках типа АРК-9, АРК-15, радиолокаторах "Гроза", ДИСС-013, системах "Курс-МП", СОМ-64, изделии 020; компенсация и списание радиодевиации АРК с проверкой установочной ошибки радиокомпасов.

Контроль (проверка) технического состояния: коэффициента модуляции коротковолновых и УКВ радиостанций с помощью аппаратуры; работоспособности с помощью имитаторов аппаратуры НАС-1Б, ДИСС-32-90, аппаратуры ближней навигации, ответчиков опознавания и самолетовождения.

В лаборатории А и РЭО.

Восстановительный ремонт: блоков типа П10В-МК изделия "Микрон"; блоков типа П7А1-Яр-II изделия "Ядро-II"; селекторов режимов и курсов изделия "Курс-МП-70"; блоков изделия "Курс-МП-2"; блоков изделия "020"; блоков типа БЛМ-1-1 изделия МСРП-64.

Проверка на соответствие нормам технических параметров: блоков типа БС-02; БИАД-04 изделия "РСБН-7с"; блоков типа ПУ-50, КБН-2-2 системы МСРП-А-02.

Техническое обслуживание и регулировка: блоков типа П1В-МК изделия "Микрон"; блоков типа Б10В-Яр-II изделия "Ядро-II"; блоков типа ПУ изделия "Курс-МП-70"; блоков типа С3Д-ПМ изделия "РСБН-7с"; блоков типа ПП-1 изделия "СОМ-64"; блоков типа ИП, ВД изделия ДИСС-013.

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование и стаж работы авиационным техником по радиооборудованию 5-го разряда не менее трех лет.



§ 26. АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО РАДИООБОРУДОВАНИЮ



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.