|
|
Постановление Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 26.01.2001 N 3 "Об утверждении, введении в действие и отмене государственных стандартов и классификаторов"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 года "О стандартизации" Госстандарт ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить государственные стандарты и классификаторы: СТБ 1254-2001 Корма, комбикорма и комбикормовые добавки. Определение элементного состава атомно-эмиссионным методом. Дата введения - 1 июля 2001 г. СТБ 1255-2001 Приборы газовые бытовые для приготовления пищи. Общие технические условия. Дата введения - 1 июля 2001 г. СТБ 1256-2001 Отливки из алюминиевых сплавов. Общие технические условия. Дата введения - 1 июля 2001 г. СТБ ИСО 8189-2001 Удобрения твердые. Гравиметрический метод определения содержания влаги после высушивания при пониженном давлении. Дата введения - 1 июля 2001 г. СТБ ИСО 8190-2001 Удобрения твердые. Гравиметрический метод определения содержания влаги после высушивания при температуре (105 +/- 2) °С. Дата введения - 1 июля 2001 г. ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации. Дата введения - 1 июля 2001 г. Председатель В.Н.КОРЕШКОВ ОКРБ 011-2001 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦЫЯЛЬНАСЦI I КВАЛIФIКАЦЫI ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ УДК 331.542(476)(083.44) МКС 03.180; 35.040 Ключевые слова: вид профессиональной деятельности, вид экономической деятельности, группа специальностей, должность, квалификация, классификатор, направление образования, профиль образования, специальность, направление специальности, специализация Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Государственным учреждением образования "Республиканский институт высшей школы" и учреждением образования "Республиканский институт профессионального образования" Министерства образования Республики Беларусь. Авторский коллектив: к.п.н. Олекс О.А. (руководитель разработки), к.э.н. Абрамов А.И., к.ф.-м.н. Ветохин С.С., к.т.н. Гончаренко В.П., Дашкевич Б.В., д.ф.-м.н. Демчук М.И., д.т.н. Добрянский В.М., к.х.н. Жарский И.М., д.п.н. Жук А.И., Иванов Б.В., к.п.н. Ильин М.В., к.п.н. Калицкий Э.М., Кананович А.П., [Криштафович А.К. ], к.э.н. Миксюк Ю.И., д.и.н. Тихонов Л.Н., д.т.н. Хрусталев Б.М., к.п.н. Цыбовский В.Л., д.п.н. Шкляр А.Х. ВНЕСЕН Министерством образования Республики Беларусь 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26 января 2001 г. N 3 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4. ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 2006 г.) с ИЗМЕНЕНИЕМ N 1, утвержденным в апреле 2002 г. (ИУС РБ N 2-2002), с ИЗМЕНЕНИЕМ N 2, утвержденным в декабре 2003 г. (ИУС РБ N 6-2002), с ИЗМЕНЕНИЕМ N 3, утвержденным в марте 2004 г. (ИУС РБ N 3-2004), с ИЗМЕНЕНИЕМ N 4, утвержденным в мае 2005 г. (ИУ ТНПА N 5-2005), с ИЗМЕНЕНИЕМ N 5, утвержденным в июле 2005 г. (ИУ ТНПА N 9-2005), с ИЗМЕНЕНИЕМ N 6, утвержденным в феврале 2006 г. (ИУ ТНПА N 2-2006), с ИЗМЕНЕНИЕМ N 7, утвержденным в июле 2006 г. (ИУ ТНПА N 8-2006) (Измененная редакция, Изм. N 1) Настоящий классификатор не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь Издан на русском языке ОКРБ 011-2001 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦЫЯЛЬНАСЦI I КВАЛIФIКАЦЫI SPECIALITIES AND QUALIFICATIONS Дата введения 01.07.2001 1. Область применения Настоящий классификатор предназначен для использования во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления в целях проведения государственной политики в области высшего, среднего специального, профессионально-технического и дополнительного образования в части прогнозирования, планирования и регулирования номенклатуры, количества специалистов и качества их подготовки в соответствии с запросами сферы труда и общества. 2. Нормативные ссылки В настоящем классификаторе использованы ссылки на следующие нормативные правовые акты: ОКРБ 005-2006 Виды экономической деятельности; ОКРБ 006-96 Профессии рабочих и должности служащих; РД РБ 03180.500-99 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации"; МСКО-97 Международная стандартная классификация образования. Разделы 1 и 2 (Измененная редакция, Изм. N 1, 4, 12) 3. Определения В настоящем классификаторе применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности (ОКРБ 006). 3.2. Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации. 3.3. Образование - по [1]. 3.4. Профессиональное образование - образование, ориентированное на профессиональную деятельность. 3.5. Профессиональная деятельность - трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности. 3.6. Вид (подвид) профессиональной деятельности - вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией. 3.7. Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 006). 3.8. Вид экономической деятельности - по ОКРБ 005. 3.9. Система специальностей и квалификаций - по РД РБ 03180.500. 3.10. Профиль образования - подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации. 3.11. Направление образования - подсистема профиля образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени. Примечания: 1. Направления образования, как правило, объединяют множества специальностей как основного, так и дополнительного образования. 2. Отдельные направления образования объединяют только множества специальностей переподготовки кадров, если законодательными и нормативными положениями подтверждается необходимость подготовки специалистов с дополнительным образованием на базе высшего образования. 3.12. Группа специальностей - подсистема направления образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени. 3.13. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, - подсистема группы специальностей. 3.14. Направление специальности - подсистема специальности, как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности среднего специального и первой ступени высшего образования. 3.15. Специализация - составляющая специальности или направления специальности среднего специального и первой ступени высшего образования, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления. Примечания: 1. Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности с потребностями сферы труда. 2. Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10 - 15% общего фонда учебного времени по специальности. 3. Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не допускается. 4. Специализации в системе дополнительного образования (по специальностям переподготовки), а также по специальностям второй ступени высшего образования (магистратуры) отсутствуют. 3.16. Первая ступень высшего образования, вторая ступень высшего образования - по [2]. Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1, 4, 8, 12) 4. Основные положения 4.1. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Специальности и квалификации" (ОКСК) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) Республики Беларусь. 4.2. ОКСК, сохраняя национальную специфику, взаимосвязан с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97). 4.3. ОКСК предназначен для систематизации специальностей и квалификаций по видам профессиональной деятельности во взаимосвязи с должностями служащих и профессиями рабочих, обеспечения целостности непрерывного трехуровневого основного и дополнительного профессионального образования, проведения статистического учета и анализа в сфере профессионального образования, планирования и прогнозирования потребностей в подготовке и переподготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. 4.4. ОКСК используется для решения следующих задач: гармонизации номенклатуры специальностей высшего и среднего специального образования, специальностей переподготовки с направлениями социально-экономического развития страны; обеспечения соответствия квалификаций по специальностям (направлениям специальностей) спросу и предложениям на рынке труда, взаимообусловленности квалификаций и первичных должностей служащих; обеспечения непрерывности профессионального образования посредством создания единой системы специальностей трех его уровней во взаимосвязи с системой повышения квалификации и переподготовки кадров; гармонизации классификатора с МСКО-97; обеспечения единства и взаимосвязи информационной системы в сфере профессионального образования с другими системами технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. 4.5. ОКСК обеспечивает связь: подмножества специальностей в пределах направлений образования (групп специальностей) с МСКО-97; подмножества специальностей и направлений специальностей с видами (подвидами) экономической деятельности согласно ОКРБ 005; специальностей и квалификаций с первичными должностями служащих согласно ОКРБ 006; специальностей и квалификаций основного и дополнительного образования; специальностей и степеней второй ступени высшего образования (магистратуры) со специальностями и учеными степенями номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь. 4.6. Объектами классификации в ОКСК являются специальности с соответствующими им квалификациями или степенями, которые объединяются в множества и подмножества, дифференцируются по направлениям специальности и специализациям. 4.7. Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной специальности в профиле А, специализации) по ОКСК: ¦X-¦XX¦XX¦XX¦-XX¦XX ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Специализация специальности основного образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Направление специальности основного образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-------------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Специальность основного и / или дополнительного образования ¦ ¦ ¦ ¦----------------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Группа специальностей основного и / или дополнительного образования ¦ ¦ ¦-------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦Направление образования (основного и / или дополнительного) ¦ ¦----------------------------------------------------------------------- ¦ ¦Уровень образования ¦-------------------------------------------------------------------------- 4.8. Кодирование специальностей основного (высшего и среднего специального) образования осуществляется следующим образом. Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 01 01 "Дошкольное образование". Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых десятичных знаков, например: 1-08 01 01-03 "Профессиональное обучение (энергетика)", код направления указывается после дефиса. Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля "А. ПЕДАГОГИКА", например: 1-02 04 04-01. Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 "Программное обеспечение вычислительных систем" специальности 1-31 03 04 "Информатика". Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одиннадцать цифровых десятичных знаков, например: специализация "Автоматические системы и электрооборудование воздушных судов" 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 "Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)" с направлением специальности 1-37 04 02-01 "Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)". Отличительной особенностью кодирования специальностей второй ступени высшего образования (магистратуры) являются цифры, определяющие специально выделенные для данной подсистемы группы специальностей: 80 "Научно-исследовательская и научно-педагогическая деятельность" (например: специальность 1-33 80 01 "Экология" с присвоением степени магистр (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических и др.; специальность 1-37 80 01 "Транспорт" с присвоением степени магистр технических наук) и 81 "Инновационная деятельность" (например: специальность 1-26 81 01 "Бизнес-администрирование" с присвоением степени магистр бизнес-администрирования). Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом. Длина кода специальности переподготовки на базе высшего или среднего специального образования включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка". Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки: первая - последние две цифры кода специальностей переподготовки на базе высшего или среднего специального образования начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования; вторая - последние две цифры кода специальностей переподготовки на базе высшего образования начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования на базе высшего. 4.9. Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности. Коды направлений образования соответствующих профилей приведены в таблице 1. Таблица 1 Профили образования и соответствующие им коды направлений --------------------------------------------------------------+-----------¬ ¦ Обозначение и наименование профиля ¦ Коды ¦ ¦ ¦направлений¦ +-T-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦A¦Педагогика ¦ 01 - 07 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦B¦Педагогика. Профессиональное образование ¦ 08 - 14 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦C¦Искусство и дизайн ¦ 15 - 20 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦D¦Гуманитарные науки ¦ 21 - 22 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦E¦Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и ¦ 23 - 30 ¦ ¦ ¦организация производства ¦ ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦G¦Естественные науки ¦ 31 - 32 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦H¦Экологические науки ¦ 33 - 35 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦I¦Техника и технологии ¦ 36 - 68 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦J¦Архитектура и строительство ¦ 69 - 73 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦K¦Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство ¦ 74 - 78 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦L¦Здравоохранение ¦ 79 - 85 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦M¦Социальная защита ¦ 86 - 87 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦N¦Физическая культура. Туризм и гостеприимство ¦ 88 - 90 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦O¦Общественное питание. Бытовое обслуживание ¦ 91 - 92 ¦ +-+-----------------------------------------------------------+-----------+ ¦P¦Службы безопасности ¦ 93 - 100 ¦ L-+-----------------------------------------------------------+------------ 4.10. Коды уровней профессионального образования приведены в таблице 2. Таблица 2 Коды уровней профессионального образования ----+---------------------------------------------------------------------¬ ¦Код¦ Наименование уровня профессионального образования ¦ +---+---------------------------------------------------------------------+ ¦ 1 ¦Высшее образование ¦ +---+---------------------------------------------------------------------+ ¦ 2 ¦Среднее специальное образование ¦ +---+---------------------------------------------------------------------+ ¦ 3 ¦Профессионально-техническое образование ¦ ¦---+---------------------------------------------------------------------- |
Партнеры
|