Право Беларуси. Новости и документы


Приказ-постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства труда Республики Беларусь от 16.07.1997 N 48/15 "Об утверждении Правил безопасности и охраны труда при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

5.1.25. В пределах контуров промышленной части разрабатываемый полигон должен быть предварительно очищен от леса, кустарника, пней.

Перед началом летнего сезона работы драги (земснаряда) дренажный разрез следует очистить от льда. Производить очистку полигона и находиться людям в опасных зонах рабочих канатов во время работы драги (земснаряда) запрещается. Размеры опасной зоны устанавливаются командиром драги (земснаряда).

5.1.26. Запрещается эксплуатация драги (земснаряда) с отступлением от предельно допустимой высоты надводного борта в дражном разрезе, а также расстояния между днищем понтона и почвой разреза, установленных проектом.

5.1.27. При наличии мерзлого слоя торфа (сезонной мерзлоты) в забое разработка допускается только после предварительной оттайки. Опережающее драгирование (подработка нижней талой части забоя) запрещается.

5.1.28. Все люки верхней палубы понтона должны иметь водозащитные борта высотой не менее 400 мм с герметически закрывающимися крышками. Работа драги (земснаряда) с открытыми люками или незаделанными пробоинами, трещинами в понтоне запрещается.

5.1.29. Палуба, трапы, мостики, переходы и лестницы драги (земснаряда) изготавливаются из рифленого железа или железа с наплавленными полосами, должны иметь ограждения и содержаться в чистоте. Снег и лед с палубы понтона и надпалубных строений следует систематически убирать.

5.1.30. Доступные места паропроводов на драгах (земснарядах) должны быть изолированы или ограждены.

5.1.31. Применяемые на драге (земснаряде) канаты должны соответствовать паспорту драги (земснаряда). Не допускается эксплуатация счаленного каната черпаковой рамы, а также каната с порванными прядями (более 10% на длине шага свивки).

5.1.32. Для освещения рабочих мест надпалубной части драги (земснаряда) должно применяться напряжение не выше 220 В, для освещения понтона (внутри) - не выше 12 В. Допустимо напряжение 127 В при условии подвески светильников на высоте не менее 2,5 м от днища понтона.

Для питания переносных ламп и электрического ручного инструмента (сверл, паяльников, электроплит и др.) напряжение не должно превышать 42 В. На драгах и земснарядах обязательно наличие аварийного освещения (электрофонарей, аккумуляторов и др.). Спускаться в понтон при отсутствии освещения запрещается.

5.1.33. Драги и земснаряды должны быть оборудованы двусторонней сигнализацией между драгерским помещением (рубкой) и механизмами. Для связи вахтенного командира с рабочими, обслуживающими механизмы (кроме маломерных драг), помимо звуковой сигнализации обязательно наличие разговорной связи.

5.1.34. Спуск людей в завалочный люк допускается после остановки черпаковой цепи и предварительного осмотра положения черпаков на верхнем черпаковом барабане. Запрещается спуск людей в завалочный люк без предохранительного пояса. Выполнение работ в завалочном люке осуществляется в соответствии со специальными мероприятиями, утвержденными командиром драги.

5.1.35. Дороги и тропы на полигонах работающих драг (земснарядов) должны быть перекрыты, а по контурам опасной зоны рабочих канатов выставлены предупредительные знаки.

Переход или переезд через рабочие канаты допускается только с разрешения вахтенного командира земснаряда после принятия им соответствующих мер безопасности.

5.1.36. Запрещается подплывать или приближаться на плавательных средствах к маневровым канатам и кабелю без разрешения вахтенного командира земснаряда.

5.1.37. На видных и доступных местах драги (земснаряда) по бортам понтона и снаружи надпалубного строения должны быть равномерно размещены спасательные принадлежности (круги, шары, спасательные жилеты и плотики) не менее чем по два комплекта на каждые 20 м длины палубы. Спасательные круги должны быть снабжены линями длиной не менее 30 м.

5.1.38. Каждая драга (земснаряд) должна иметь протянутый в надводной части вокруг понтона трос, прикрепленный на такой высоте, чтобы за него мог ухватиться упавший за борт человек. На воде должно быть не менее двух лодок с веслами, в том числе одна у понтона. На понтоне в местах прохода людей на лодку необходимо устраивать откидные мостики-сходни с перилами и проемы с цепным ограждением.

Грузоподъемность лодки и допустимое число одновременно перевозимых людей необходимо обозначить на корпусе лодки. На каждой лодке должны быть спасательные принадлежности (круги, шары, концы), не менее двух багров, одного запасного весла, черпака, двух фонарей. Перегружать лодку запрещается.

5.1.39. Подача электроэнергии на драгу (земснаряд) с берегового распредустройства должна осуществляться с помощью кабеля, проложенного по почве (с ограждением предупредительными знаками) на "козлах" или подвешенного на тросе, а по воде - на плотах (поплавках).

Запрещается переносить береговой кабель, находящийся под напряжением, переезжать через него без устройства специальных переездов, заваливать, допускать вмерзание его в лед и грунт.

5.1.40. При работе драг и земснарядов, оборудованных пульпопроводом для транспортирования песков и эфелей на борт разреза, должны соблюдаться следующие требования:

а) вдоль плавучих пульпопроводов обязательно устраиваются мостики, огражденные перилами высотой не менее 1 м;

б) в темное время суток плавучий пульпопровод должен освещаться.

5.1.41. На драгах и земснарядах рамоподъемные лебедки должны быть оборудованы двумя тормозами (рабочим и предохранительным), а также защитой от переподъема черпаковой рамы с дублирующей звуковой сигнализацией, предупреждающей о начале ее переподъема. Ленточные конвейеры должны иметь тросики экстренной остановки конвейера по всей его протяженности и кнопки "стоп", установленные в головной и хвостовой частях конвейера, а также концевые выключатели от переподъема. Лестницы с углом наклона менее 75 градусов должны иметь прочные перила и плоские ступеньки, исключающие скольжение. В понтоне должна быть установлена сигнализация о наличии воды с выводом сигнала на пульт управления. На драге (земснаряде) обязательна установка аварийных, автоматически включающихся насосов для откачки воды.

5.1.42. На драге (земснаряде) должны находиться в рабочем состоянии противопожарное оборудование, инвентарь, инструменты, предусмотренные планом ликвидации аварий. Перечень противопожарного оборудования согласовывается с органами пожарного надзора.

Противопожарный водопровод от насоса должен проходить по всей драге (земснаряду) и иметь необходимое количество кранов для подключения пожарных рукавов. Длина пожарных рукавов должна обеспечивать подачу напорной струи воды к самым отдаленным местам драги (земснаряда).

5.1.43. Смазочные и горючие материалы, запасные части, противопожарный и спасательный инвентарь необходимо хранить в специально отведенных местах на палубах драг (земснарядов).

5.1.44. Обслуживание черпаковой рамы и отбор проб из черпаков должны производиться из безопасного места с прочных огражденных площадок.

Ремонтные или другие работы на черпаковой раме допускается производить только при остановленной драге с применением предохранительных поясов. Для закрепления предохранительных поясов вдоль черпаковой рамы должен быть протянут трос (страховочный канат). Запрещается во время работы драги находиться на черпаковой раме, переходить через прорез в понтоне, смазывать на ходу подшипники подчерпаковых роликов, снимать с черпаков пни, кустарник и другие предметы, а также поднимать или опускать черпаковую раму при попадании посторонних предметов между бортом понтона в прорези и черпаковой рамой.

Работа драг (земснарядов) в осенне-зимний период должна осуществляться в соответствии с мероприятиями, утвержденными нанимателем и предусматривающими меры безопасности с учетом осложненных условий производства работ (низкие температуры, ледообразование и др.).

5.1.45. При работе на льду должны соблюдаться следующие требования:

- уборку льда необходимо производить по проекту организации работ, утвержденному нанимателем, в присутствии ответственного лица;

работа машин и механизмов допускается при наличии нарядов с указанием мер безопасности и после тщательной проверки толщины льда и расчета его на прочность;

места, где разрешается передвижение людей и транспорта по льду, должны быть обозначены указательными знаками;

на период уборки льда у места работы должны иметься лодка, специальные спасательные круги с линями длиной не менее 30 м;

лица, привлеченные к льдоуборочным работам, должны быть одеты в спасательные жилеты и знать правила оказания первой помощи пострадавшим.

5.1.46. При строительно-монтажных, ремонтных, такелажных и других работах на драгах и земснарядах необходимо применять механизмы, устройства и приспособления, обеспечивающие безопасную работу по перемещению грузов.

5.1.47. При разворачивании драги (земснаряда) следует тщательно проверять правильность заводки станового или папильонажного якоря, а также крепления станового и папильонажного тросов.

5.1.48. Людям на плавательных средствах запрещается подплывать к земснаряду со стороны всасывающего грунтопровода во время его работы.

5.1.49. На драге (земснаряде) должна быть постоянно действующая телефонная, селекторная или радиосвязь между драгой (земснарядом) и карьером.

5.1.50. Для входа на драгу (земснаряд) и выхода с драги (земснаряда) должны быть устроены специальные откидные мостики с перилами (трапы).

Спуск трапа на берег разрешается в спланированном месте на борт забоя, не имеющего нависших "козырьков". Береговой конец трапа в опущенном состоянии должен перекрывать линию забоя не менее чем на 2 м. Запрещается спуск и подъем трапа с людьми.

5.2. Гидромониторы



5.2.1. Отработка уступов при гидромониторной разработке может производиться продольными заходками или блоками. При продольных заходках забой гидромонитора должен располагаться с торца уступа и передвижка оборудования производиться вдоль оси заходки, а при отработке блоками откос уступа является забоем гидромонитора.

5.2.2. Для безопасной работы гидромонитор в забое должен устанавливаться на горизонтальной площадке, надежно закрепляться, чтобы обеспечить в процессе эксплуатации при любом положении ствола устойчивость против опрокидывания.

5.2.3. Ствол гидромонитора с ручным управлением уравновешивается контргрузом, который должен быть надежно закреплен на рычаге водила.

5.2.4. На гидромонитор необходимо иметь выданный заводом-изготовителем паспорт. На стволе гидромонитора должна быть надпись с указанием типа и допускаемого давления. Длина рычага водила принимается с таким расчетом, чтобы прилагаемое усилие для его поворота не превышало 10 кгс.

5.2.5. Все гидромониторы должны иметь ограничители случайных разворотов ствола, управление гидромониторами должно быть дистанционным.

5.2.6. Высоту гидроуступа при гидромониторном размыве необходимо принимать в зависимости от физико-механических свойств пород, конструкции гидромониторов и принятой организации размыва, но она не должна превышать 30 м. В отдельных случаях при разработке уступов с меловыми отложениями по согласованию с Госпромнадзором допускается увеличение их высоты до 50 м.

5.2.7. При гидромеханизированном способе разработки расстояние от гидромониторной установки и другого забойного оборудования (скреперы, бульдозеры) до забоя должно составлять не менее 0,8 высоты уступа. Для глинистых, плотных и лессовидных пород, способных к обрушению глыбами, это расстояние должно быть не менее 1,2 высоты уступа.

При применении гидромониторов с дистанционным управлением и размыве боковым забоем, при котором обрушение производится вне зоны расположения монитора, эти расстояния по согласованию с Госпромнадзором могут быть уменьшены.

5.2.8. До пуска в эксплуатацию установки гидромеханизации должны быть испытаны на давление, превышающее рабочее: для труб - на 30%, для насосов и землесосов - на 50%.

5.2.9. Порядок безопасной эксплуатации и обслуживания насосов, гидромониторов и гидравлических сетей определяется инструкцией, утвержденной нанимателем.

5.2.10. Перед началом работы гидромонитора из сферы действия его струи должны быть удалены все лица, а с места работы гидромонитора - лица, не имеющие отношения к его работе.

Территория участка на расстоянии не менее полуторной дальности действия струи гидромонитора должна ограждаться знаками, предупреждающими об опасности пребывания людей на этой территории. Оставлять без надзора работающий гидромонитор запрещается.

5.2.11. Во время пуска выходное отверстие гидромонитора должно быть направлено в безопасное для окружающих место.

При работе гидромонитора в темное время суток должны быть освещены забои в сфере действия струи, рабочие площадки, путь к перекрывающей задвижке на трубопроводе и задвижка.

5.2.12. Гидромонитор должен быть оборудован задвижкой для отключения питающего трубопровода. В случае применения гидромониторов с дистанционным управлением и задвижек с электроприводом управление гидромониторами и задвижками осуществляется с одного пульта управления.

5.2.13. Проведение в забое вспомогательных работ (перестановка оборудования и др.) допускается только после тщательного осмотра забоя, ликвидации "козырьков" и нависей. Запрещается работа гидромонитора во время грозы.

5.2.14. Зумпфы землесосов и гидроэлеваторов должны быть закрыты сверху решетками или досками, исключающими возможность падения людей в зумпф.

Допускается ограждение зумпфа с трех сторон отбойными щитами высотой не менее 1 м, в этом случае зумпф не перекрывается.

5.2.15. Уборку из зумпфа корней, посторонних предметов необходимо производить при помощи специальных устройств и только после прекращения работы гидромонитора и землесосной станции.

5.2.16. Углы откосов уступов отработанных разрезов не должны превышать углов естественного откоса пород.

5.2.17. Отвалы свеженамытых отложений необходимо обозначать знаками, запрещающими хождение по отвалам.

5.2.18. Для подхода к сбросному и водозаборному колодцам должен быть проложен мостик с перилами. Устье водосбросного колодца гидроотвала должно иметь ограждение, исключающее возможность падения в колодец человека.

5.2.19. При работе гидромониторов навстречу друг другу работу одного из них следует остановить при сближении на расстояние 1,5-кратной дальности полета максимальной струи более мощного гидромонитора.

Расстояние между двумя одновременно работающими гидромониторами должно быть больше дальности максимального полета струи любого из них.

5.2.20. Для обслуживания трубопровода и водопроводных лотков, уложенных на эстакадах, вдоль последних должны быть устроены мостики шириной 0,5 м, огражденные перилами высотой 1,2 м и обшитые снизу на высоту не менее 200 мм досками.

5.2.21. Трубопроводы должны укладываться на подкладках. При прокладке по откосу уступа или борту разреза трубопровод должен быть заанкерован не реже чем через 20 - 30 м по высоте. При расположении пульпопроводов на эстакадах анкеры необходимо ставить через 500 м. На каждом прямолинейном участке трубопровода необходимо не реже чем через 500 м устанавливать сальниковый компенсатор. В случаях прокладки трубопроводов в траншеях и канавах стенки последних должны быть надежно закреплены.

5.2.22. Помещения насосных и землесосных установок должны иметь телефонную связь с местом установки гидромониторов и быть оборудованы аварийной сигнализацией.

5.2.23. Во вновь строящихся помещениях между насосами и землесосными агрегатами, а также между ними и стенками помещения необходимо предусматривать проходы шириной не менее 1 м.

В помещениях насосной и землесосной станций должны вывешиваться схемы трубопроводов с указанием мест установки задвижек и вентилей, а для переходов через трубы должны оборудоваться специальные мостики.

5.2.24. Запрещается хождение по трубопроводам, не оборудованным трапами с перилами.

5.2.25. На землесосных установках пульпопроводы и водоводы должны быть оборудованы обратными клапанами.

5.2.26. Эксплуатация гидроотвала и водохранилища должна производиться по инструкции, утвержденной нанимателем.

5.2.27. Все водосбросные и водосборные сооружения гидроотвалов следует рассчитывать на максимально возможный приток. По окончании работ с использованием средств гидромеханизации должны быть осмотрены все водосбросные сооружения и составлены документы об их состоянии.

5.2.28. Строительство и наращивание гидротехнических сооружений (дамб, плотин), а также водосбросных сооружений допускается производить только по проектам, составленным на основе горно-геологических изысканий, физико-механических свойств пород.

5.2.29. От высоковольтной линии электропередачи гидромонитор должен быть расположен на расстоянии двукратной дальности полета струи. В отдельных случаях допускается работа гидромонитора на более близком расстоянии от высоковольтной линии при условии разработки и осуществления согласованных с владельцем линии электропередачи и Госпромнадзором специальных мероприятий, обеспечивающих безопасность работ.

При невозможности соблюдения безопасных условий производства работ напряжение должно быть снято.

5.2.30. Запрещается укладывать пульпопроводы ближе 25 м от воздушных линий электропередачи и линий связи.

Уменьшение этого расстояния допускается только по согласованию с местными органами Госпромнадзора и Энергонадзора, с владельцами линий электропередачи и связи при условии устройства на стыках пульпопроводов специальных отбойных-"козырьков" для защиты линий электропередачи и связи.



6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДОБЫЧЕ ШТУЧНОГО КАМНЯ,

КРУПНЫХ БЛОКОВ И ВЕДЕНИИ РАБОТ НА ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ПУНКТАХ



6.1. Добыча штучного камня и крупных блоков



6.1.1. Добыча штучного камня и крупных блоков в карьерах должна производиться уступами с последовательной отработкой каждого уступа сверху вниз; уступы могут разбиваться на подуступы.

6.1.2. Высота уступа должна быть кратна высоте выпиленного блока (с учетом толщины пропила) и не превышать:

при работе камнерезных машин с механизированной уборкой камня - 3 м и соответствовать применяемому камнерезному оборудованию;

при уборке вручную - 2,35 м;

при разработке вручную крепких пород типа гранита и применении средств малой механизации - 6 м.

Разработка уступами большей высоты должна производиться только по специальному проекту, предусматривающему применение соответствующих механизмов и меры безопасного ведения работ.

В отдельных случаях при работе горизонтальными заходками допускается превышение высоты уступа против расчетной, но не более чем на высоту одного выпиливаемого блока. При этом самый верхний блок или плита должны убираться рабочими, находящимися на кровле уступа.

6.1.3. Ширина рабочей площадки уступа (подуступа) определяется расчетом и должна обеспечивать размещение на ней оборудования, горной массы, необходимого запаса материалов и наличие свободных проходов шириной не менее 1 м, при этом минимальная ширина рабочей площадки должна быть не менее 3 м.

6.1.4. При погашении уступов необходимо оставлять предохранительные бермы шириной не менее 0,2 высоты уступа через каждые 15 м по вертикали в мягких породах и до 30 м в крепких и средней крепости породах с соблюдением общего угла погашения борта карьера, установленного проектом.

6.1.5. Углы откосов уступов (подуступов) допускаются до 90 градусов.

6.1.6. При бестраншейном вскрытии месторождения обязательно наличие не менее двух выходов из карьера, оборудованных лестницами; в одном из них должны быть лестницы с углом наклона не более 40 градусов.

6.1.7. При добыче камня с применением клиновых работ:

высота уступа (подуступа) не должна превышать 1,5 м;

выкалывание камня на уступе должно производиться сверху вниз;

фронт работ на каждого забойного рабочего должен быть не менее 10 м, а расстояние между камнеломами - не менее 4 м.

6.1.8. При ручной отбойке камней клиновидной формы, образующихся после первой заходки машины, рабочий должен находиться на расстоянии не менее 4 м от работающей машины.

6.1.9. В случае необходимости проведения ручных работ на откосе уступа должны устраиваться прочные подмостки с шириной настила не менее 1 м или работы должны производиться с механического подъемного устройства со стрелой и специальной кабиной для работающих.

6.1.10. Запрещается применение камнерезных машин, не оборудованных предохранительными устройствами для защиты людей от возможного выброса осколков камня режущим органом машины.

6.1.11. Запрещается снятие и установка пил камнерезных машин до отключения пускателя электродвигателя.

6.1.12. Запрещается:

включать камнерезную машину при открытых дверцах пульта управления;

работать с неисправными пылеулавливающими или пылеподавляющими устройствами;

освобождать фиксирующие болты или укреплять их, а также поворачивать режущую головку во время движения камнерезной машины;

находиться обслуживающему персоналу или другим лицам впереди работающей камнерезной машины по направлению ее движения на расстоянии менее 10 м. При перемещении камнерезной машины или блоков камня канатной тягой люди должны находиться в стороне от натянутых канатов.

6.1.13. Все оставляемые камнерезной машиной недопиленные нависшие камни или куски необходимо немедленно удалять (отрывать).

6.1.14. Рельсовые пути для передвижения камнерезных машин должны заканчиваться предохранительными упорами.

6.1.15. Работы по перемещению блоков должны выполняться механизированными средствами.

6.1.16. Съем (отбор) стенового камня, нарезанного в забое камнерезной машиной, необходимо производить, начиная с верхних рядов; при высоте забоя более 1,8 м съем камня допускается только механизированным способом.

Выемка из забоя крупных стеновых блоков должна производиться с помощью надежных захватных приспособлений и механизмов.

6.1.17. При распиловке или обработке крупного блока должны быть приняты меры против опрокидывания его в сторону рабочего. Производить завалку блоков вручную на себя запрещается.

6.1.18. Транспортирование высокоуступных машин должно проводиться на специальных салазках или трайлерах в соответствии с технологическими картами, утвержденными нанимателем.

6.1.19. При транспортировании камнерезных машин обязательно соблюдение следующих основных требований:

скорость транспортирования салазок (трайлеров) с машиной не должна превышать на горизонтальных участках 5 км/ч, на наклонных - 0,5-1 км/ч;

режущие органы должны быть опущены в крайнее нижнее положение и зафиксированы;

перегон должен осуществляться только под руководством ответственного лица.

6.1.20. Перегон с уступа на уступ низкоуступных машин самоходом разрешается производить в соответствии с технологическими картами, утвержденными нанимателем.

6.1.21. Передвижка вагонов во время их ручной загрузки с выдающего конвейера камнерезной машины допускается только при наличии надежной сигнализации и скорости движения не выше 1,5 м/мин.

Порядок сигнализации устанавливается нанимателем с учетом местных условий.

6.1.22. При применении передвижных ленточных конвейеров для доставки стенового камня вдоль забоя необходимо обеспечивать между конвейерным ставом и камнерезной машиной зазор не менее 1 м.

6.1.23. Высота штабеля из камня не должна превышать 1,8 м, а из крупных блоков - 2,5 м. Способ укладки штабеля должен обеспечивать его устойчивость.

6.1.24. У рабочего места съемщика камня со средств транспортирования должна находиться аварийная кнопка "стоп", выключающая питание всей машины в целом.

6.1.25. Освобождение заклинивших камней разрешается производить только при помощи специальных приспособлений. Запрещается производить эту операцию вручную.

6.1.26. При особо опасных погрузочно-разгрузочных работах (при подъеме двойной тягой) обязательно присутствие ответственного лица.

6.1.27. Во время механической погрузки и разгрузки грузов водителю и другим обслуживающим лицам запрещается находиться в кабине или на подножках автомашины, а также заниматься ее осмотром или ремонтом. Запрещается стоять или ходить под перемещаемым грузом.

6.1.28. Концевой выключатель механизма подъема должен останавливать грузозахватный орган без груза на расстоянии 50 мм от упора для машин, оборудованных электродвигателями, и 200 мм для машин с двигателями внутреннего сгорания.

6.1.29. Кровля верхнего уступа на расстоянии не менее 2 м от его бровки должна быть очищена от отходов камня.

6.1.30. Рельсовые пути камнерезных машин должны состоять из рельсов одного типа, подсоединяться к местным заземлителям и иметь электрическое соединение на стыках рельсов.

При выходе рельсовых путей камнерезных машин на косогоры под их концы должны подкладываться специальные подставки. Запрещается использовать в качестве подставок пильный камень.

6.1.31. При одновременной работе двух и более камнерезных машин на одном рельсовом пути не допускается расстояние между ними менее 15 м. При этом камнерезные машины должны быть оборудованы надежными буферами.



6.2. Ведение работ на перегрузочных пунктах



6.2.1. Место расположения перегрузочного пункта, а также порядок его образования и эксплуатации определяются специальным проектом, предусматривающим необходимое число и размеры секторов, пути передвижения людей, световую и звуковую сигнализацию и др.

6.2.2. Перегрузочные пункты, на которых в качестве промежуточного звена используется экскаватор, должны отвечать следующим требованиям:

высота яруса устанавливается в зависимости от физико-механических свойств горной массы, но не должна превышать высоту черпания экскаватора;

разгрузочная площадка должна соответствовать требованиям пп. 3.10 и 3.13 настоящих Правил;

погрузочные железнодорожные пути должны иметь превышение над уровнем стояния экскаватора или другого механизма, определяемое паспортом ведения работ.

6.2.3. Работа в секторе должна производиться в соответствии с паспортом ведения работ и регулироваться специальными знаками и аншлагами. Запрещается одновременная работа в одном секторе бульдозера и автосамосвалов с экскаватором.

Расстояние между стоящими на разгрузке и проезжающими транспортными средствами должно быть не менее 5 м.

6.2.4. Устройство контактной сети на эстакаде разгрузочной площадки запрещается.

6.2.5. Запрещается находиться людям и производить какие-либо работы на разгрузочной площадке в рабочей зоне автосамосвала и бульдозера. Во всех случаях люди должны находиться от механизма на расстоянии не менее 5 м.

6.2.6. На перегрузочной площадке подача автосамосвала на разгрузку должна осуществляться задним ходом, а работа бульдозера производиться перпендикулярно верхней бровке откоса площадки. При этом движение бульдозера должно производиться только ножом вперед.

Запрещается разгрузка автосамосвалов в пределах призмы обрушения.



7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



7.1. Железнодорожный транспорт



7.1.1. Содержание и эксплуатация подвижного состава, сооружений и устройств железнодорожного транспорта (колея 1524 мм) при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом осуществляются в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации Белорусской железной дороги и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов.

7.1.2. Работа железнодорожного транспорта узкой колеи регламентируется нормативными правовыми актами (документами), утвержденными соответствующими министерствами и другими республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством труда.



7.2. Автомобильный транспорт и тракторы



7.2.1. При эксплуатации автомобильного транспорта при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом следует руководствоваться Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961) и другими нормативными правовыми актами.

7.2.2. Эксплуатация тракторов и других самоходных машин, используемых на открытых горных работах, регламентируется стандартами Республики Беларусь (СБТ) и действующими нормативными актами.



7.2.3. Требования к дорогам



7.2.3.1. План и профиль автомобильных дорог должны соответствовать СН Беларуси.

Земляное полотно для дорог должно быть возведено из прочных грунтов. Не допускается применение для насыпей торфа, дерна и растительных остатков.

Продольные уклоны внутрикарьерных дорог следует принимать на основании технико-экономического расчета с учетом безопасности движения.

7.2.3.2. Ширина проезжей части дороги устанавливается проектом с учетом требований СН Беларуси исходя из размеров автомобилей и автопоездов.

Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль их при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м.

7.2.3.3. При затяжных уклонах дорог (более 0,06) должны устраиваться горизонтальные площадки с уклоном 0,02, длиной не менее 50 м и не более чем через каждые 600 м длины затяжного уклона.

7.2.3.4. Радиусы кривых в плане и поперечные уклоны автодорог предусматриваются с учетом СН Беларуси.

В особо стесненных условиях на внутрикарьерных и отвальных дорогах величину радиусов кривых в плане допускается принимать в размере не менее двух конструктивных радиусов разворотов транспортных средств по переднему наружному колесу при расчете на одиночный автомобиль и не менее трех конструктивных радиусов разворота при расчете на тягачи с полуприцепами.

7.2.3.5. Проезжая часть дороги внутри контура карьера (кроме забойных дорог) должна соответствовать СН Беларуси и быть ограждена от призмы обрушения земляным валом или защитной стенкой. Высоту ограждения следует принимать по расчету, но не менее одной трети высоты колеса расчетного автомобиля, а ширину - не менее полуторной высоты. Вал должен быть вне призмы обрушения.

На уступах из монолитной породы, не имеющих призмы обрушения, ограждение устанавливается на расстоянии не менее 1 м от края уступа до подошвы ограждающего вала.

7.2.3.6. В зимнее время автодороги должны систематически очищаться от снега, льда и посыпаться песком, шлаком или мелким щебнем.

7.2.3.7. Все места погрузки, виражи, капитальные траншеи, скользящие съезды, а также внутрикарьерные дороги в зависимости от интенсивности движения в темное время суток должны быть освещены.



7.2.4. Требования к транспортным средствам



7.2.4.1. Автомобиль должен быть технически исправным, иметь зеркала заднего вида, действующие световую и звуковую сигнализацию, освещение и исправные тормоза.

Запрещается эксплуатация автомобилей типа БелАЗ (МоАЗ) без зеркала, обеспечивающего обзор передней непросматриваемой зоны (мертвой зоны) автомобиля.

7.2.4.2. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются нанимателем с учетом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств.

7.2.4.3. Автомобильные и тракторные поезда должны иметь надежные сцепные устройства, обеспечивающие движение прицепов и полуприцепов без рывков и отклонения в стороны. Прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы тормозной системой, задними габаритными фонарями, стоп-сигналами и указателями поворотов.

Запрещается буксировка автомобилей, станков, оборудования и материалов на гибкой сцепке.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью более 15 т должна осуществляться специальными тягачами.

Кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя допускается при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками в соответствии с Правилами дорожного движения, действующими на территории Республики Беларусь.

7.2.4.4. Движение на дорогах карьера должно регулироваться стандартными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения.

Разовый заезд в карьер автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных и подъемных машин и другого транспорта, не принадлежащего данному предприятию, допускается только с разрешения руководителя карьера после обязательного инструктажа водителя или машиниста с записью в специальном журнале.

Инструктирование по технике безопасности водителей транспортных средств, работающих в карьере, производится совместно руководителями карьера и автохозяйства. После практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работы в карьере.

7.2.4.5. На карьерных автомобильных дорогах движение автомашин должно производиться без обгона.

В отдельных случаях при применении на карьере автомобилей с разной технической скоростью движения допускается обгон автомобилей при обеспечении безопасных условий движения.

7.2.4.6. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических или иных средств.

7.2.4.7. При работе автомобиля в карьере запрещается:

движение автомобиля с поднятым кузовом, ремонт и разгрузка под линиями электропередачи;

движение задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев проведения траншей);

переезжать через кабели, проложенные по почве, без специальных предохранительных укрытий;

перевозить посторонних людей в кабине (разрешается проезд в кабинах технологических автомобилей ответственным лицам и отдельным рабочим при наличии разрешения нанимателя и места в кабине);

оставлять автомобиль на уклонах и подъемах. В случае остановки автомобиля на подъеме вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля: выключить двигатель, затормозить машину, подложить под колеса упоры (башмаки) и т.п.;

производить запуск двигателя, используя движение автомобиля под уклон (это требование не распространяется на полуприцепы и автопоезда).

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал, а при движении задним ходом автомобиля грузоподъемностью 10 т и более звуковой сигнал должен включаться автоматически.

7.2.4.8. Перевозка людей в карьере допускается только в автобусах или в специально оборудованных для перевозки людей автомашинах со скоростью и по маршрутам, утвержденным руководством предприятия. Площадки для посадки людей должны быть горизонтальными.

Запрещается устройство посадочных площадок на проезжей части дороги.

7.2.4.9. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций автомобилей, бульдозеров, тракторов и автопоездов с учетом требований пп. 6.2.4 - 6.2.6. Площадки для погрузки и разгрузки автомобилей (автопоездов) должны быть горизонтальными, допускается уклон не более 0,01.

Эксплуатация автомобилей на разгрузочных площадках должна осуществляться с соблюдением мер безопасности, изложенных в п. 3.13 настоящих Правил.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.