![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.08.2008 N 1193 "Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 21 августа 2008 г. N 5/28189 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Программу развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы (далее - Программа). 2. Определить, что: государственными заказчиками Программы являются Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком; финансирование Программы осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах. 3. Государственным заказчикам: принимать меры по выполнению мероприятий Программы и осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на их реализацию; вносить при необходимости в установленном порядке предложения о корректировке Программы. 4. Министерству образования: довести Программу до заинтересованных; координировать работу по выполнению Программы; ежегодно до 25 февраля представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о ходе выполнения Программы. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы социально-культурной сферы. Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19.08.2008 N 1193 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2009 - 2014 ГОДЫ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с законами Республики Беларусь "Об образовании" от 29 октября 1991 года в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844), от 18 мая 2004 года "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 87, 2/1034) на основе анализа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования. Развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на ее дальнейшее совершенствование и обеспечение доступного и качественного дошкольного образования. В настоящее время в 4109 дошкольных учреждениях республики воспитываются и обучаются 365,3 тыс. детей. За последние пять лет охват детей дошкольным образованием увеличился на 13 процентов и составляет 90,7 процента в городской местности и 53,4 процента в сельской. Воспитание детей в дошкольных учреждениях, как и в предыдущие годы, является бесплатным, родители оплачивают 60 процентов стоимости питания от денежных норм в зависимости от возраста ребенка, типа и режима работы дошкольного учреждения. Обеспечивается 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, создаются равные стартовые возможности детям для их успешного перехода на следующий уровень образования. Активно развиваются новые формы организации дошкольного образования с кратковременным режимом пребывания детей в дошкольных учреждениях - от 2 до 7 часов. Создано 347 таких групп. Вместе с тем в настоящее время более 40 процентов учреждений дошкольного образования работают с перегрузкой. С учетом положительной демографической ситуации в республике необходимо принятие мер по развитию сети дошкольных учреждений и строительству новых, укреплению материально-технической базы учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. В настоящее время 18,4 процента дошкольных учреждений размещаются в приспособленных зданиях, более 800 таким учреждениям требуется капитальный ремонт, 40 из них находятся в аварийном состоянии. Оснащенность дошкольных учреждений средствами обучения, игровым и учебным оборудованием составляет 49,3 процента от потребности. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию к снижению уровня заболеваемости детей, ее показатели требуют принятия неотложных мер по созданию здоровьесберегающей системы в каждом дошкольном учреждении. В 2007 году в расчете на 1000 детей зарегистрировано 1613 случаев заболеваний. В среднем по республике одним ребенком по болезни пропущено 10 дней. Более 87 процентов детей посещают дошкольные учреждения с режимом пребывания в них 10,5 - 12 часов. Вместе с тем суточный рацион питания детей во многих дошкольных учреждениях на протяжении многих лет не выполняется на 20 - 40 процентов, что также обусловливает высокий уровень заболеваемости детей. В ближайшие годы необходимо обеспечить приведение в соответствие денежных норм расходов на питание с натуральными нормами. Актуальным для системы дошкольного образования является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, повышение их социального статуса. В системе дошкольного образования работают 50350 педагогических работников, из них высшее образование дошкольного профиля имеют только 19,1 процента, высшее педагогическое - 43,8 процента, высшую квалификационную категорию - 6,4 процента педагогов (для сравнения: в системе общего среднего образования высшую квалификационную категорию имеют 23,9 процента педагогов). Медицинским персоналом дошкольные учреждения укомплектованы на 93 процента, в том числе в городской местности - на 94,5 процента, в сельской - на 85,2 процента. Приоритетным в деятельности современного дошкольного учреждения является гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Исходя из этих задач система дошкольного образования должна быть гибкой и мобильной в предоставлении образовательных и оздоровительных услуг, своевременной коррекционно-педагогической помощи, услуг по уходу и досмотру, образовательных услуг на дому, в том числе и на платной основе. В настоящее время создаются дошкольные учреждения нового типа: дошкольные центры развития ребенка, ясли-сад-школа, детский сад - школа, дошкольные учреждения, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития. Для дальнейшего развития и совершенствования системы дошкольного образования, определения единых требований к качеству образовательного процесса в дошкольных учреждениях всех типов, а также укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений необходимо принятие данной Программы. Глава 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа разработана в целях дальнейшего развития доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: 1. Оптимизация сети дошкольных учреждений: сохранение и развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений; внедрение новых форм организации дошкольного образования, в том числе на платной основе; сохранение в дошкольных учреждениях доступности образовательных и оздоровительных услуг, коррекционно-педагогической помощи детям; внедрение гибких, экономически целесообразных направлений деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования; удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, предоставляемые дошкольными учреждениями, в том числе и на платной основе, для детей раннего возраста - по гибкому режиму, уходу и досмотру за ребенком в вечернее время, выходные и праздничные дни, воспитание и обучение на дому; развитие новых форм организации дошкольного образования в сельской местности; оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста, в том числе на дому; совершенствование научно-методической деятельности дошкольных учреждений по развитию новых форм организации дошкольного образования. 2. Формирование адаптивной здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях: улучшение медицинского обслуживания, обеспечение эффективного оздоровления детей в дошкольных учреждениях, в том числе в летний период; создание условий для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей; повышение квалификации медицинских работников; совершенствование организации питания детей в дошкольных учреждениях; введение обязательного мониторинга состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях; внедрение методики оценки здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях; обеспечение дошкольных учреждений необходимым медицинским оборудованием. 3. Развитие высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях: внедрение современных образовательных технологий; определение базового компонента дошкольного образования; внедрение стандартов дошкольного образования; повышение уровня профессиональной компетентности кадров, научного, программно-методического, материально-технического обеспечения; развитие научного потенциала в сфере дошкольного образования. 4. Повышение социального статуса работников системы дошкольного образования: обеспечение престижности трудовой деятельности педагогических работников дошкольных учреждений; повышение заработной платы. На реализацию указанных задач направлены мероприятия Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы согласно приложению 1. Глава 3 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основными источниками финансирования мероприятий Программы являются средства республиканского и местных бюджетов, предусмотренные на содержание и развитие системы дошкольного образования. Расчеты расходов на мероприятия Программы произведены в ценах 2008 года, на строительство дошкольных учреждений - в ценах 1991 года. На реализацию Программы потребуется 491714,9 млн. рублей, в том числе за счет местных бюджетов - 480283,5 млн. рублей, республиканского - 11431,4 млн. рублей, на строительство дошкольных учреждений - 241,8 млн. рублей. На выполнение мероприятий Программы необходимы следующие объемы финансирования: 5247 млн. рублей на перепрофилирование 65 дошкольных учреждений и 339 групп; 139488,4 млн. рублей на формирование здоровьесберегающей системы; 346129,5 млн. рублей на развитие высокотехнологичного образовательного процесса; 850 млн. рублей на повышение социального статуса педагогических работников. Для оснащения одного учреждения в соответствии с нормативами требуется до 35 млн. рублей. Согласно Программе на эти цели предусмотрено 98706 млн. рублей. Потребность в финансовых средствах для оснащения компьютерных мест определена с учетом примерной стоимости одного такого места - 1,7 млн. рублей и его обеспечения программными средствами - 0,423 млн. рублей из расчета необходимости оборудования 12314 компьютерных мест. Всего затраты составят 21773,6 млн. рублей. Обеспечение мероприятий Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы по объемам и источникам финансирования определено в приложении 2. Финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы по местным бюджетам и задачам представлено в приложении 3. Каждый государственный заказчик ежегодно при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляет в Министерство финансов паспорт бюджетной программы, составленный в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. N 668 "Об утверждении Положения о паспорте бюджетной программы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 131, 5/25260). К паспорту прилагаются расчеты и обоснования потребности в средствах на реализацию мероприятий Программы в очередном финансовом (бюджетном) году и другие документы в установленном порядке. Глава 4 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы позволит: повысить качество дошкольного образования; сохранить доступность дошкольного образования и обеспечить повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 92 процентов в городской местности и до 85 процентов в сельской местности; обеспечить развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, построить 73 дошкольных учреждения, перепрофилировать 65 дошкольных учреждений и 339 групп, внедрить новые формы организации дошкольного образования, экономически более целесообразные, мобильные по режиму пребывания детей и направлениям содержания дошкольного образования, в том числе воспитание и обучение детей на дому; сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях, обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника, его социализацию, успешный переход на следующий уровень образования; улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях, создать условия для снижения уровня заболеваемости детей до 4 процентов ежегодно; утвердить базовый компонент содержания дошкольного образования, ввести образовательные стандарты, учебно-методические комплексы нового поколения; расширить использование в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей и создать необходимые условия для качественного медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника; оснастить дошкольные учреждения современным игровым, физкультурным и другим оборудованием, средствами обучения до 90 процентов от потребности; укрепить материально-техническую базу учреждений системы дошкольного образования; определить сроки эксплуатации игрушек, учебных пособий, других средств воспитания и обучения, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря, утвержденных соответствующими перечнями для дошкольных учреждений; разработать и внедрить новые модели управления в системе дошкольного образования; оптимизировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, сформировать их готовность работать в инновационном режиме; повысить социальный статус работников системы дошкольного образования. Основные показатели и прогнозируемые результаты реализации Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы определены в приложении 4. Приложение 1 к Программе развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2009 - 2014 ГОДЫ -------------------------------------------+--------------+---------------- Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ исполнения, ¦ ¦ годы ¦ -------------------------------------------+--------------+---------------- 1. Разработка и принятие Советом Министров Республики Беларусь постановлений: об увеличении размера заработной платы 2009 Минобразование, работникам дошкольных учреждений Минфин, Минтруда и соцзащиты о внесении изменений в постановление 2009 Минобразование, Совета Министров Республики Беларусь от Минфин 3 апреля 2007 г. N 433 "О денежных нормах расходов на питание в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, специального и профессионально-технического образования, об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь" о внесении изменений и дополнений в 2009 Минобразование, постановление Совета Министров Минфин, Республики Беларусь от 29 февраля облисполкомы, 2008 г. N 307 "О размере и порядке Минский взимания платы за питание детей в горисполком учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования" 2. Разработка и принятие Минобразованием постановлений: об утверждении критериально-оценочных 2009 Минобразование показателей мониторинга качества дошкольного образования об утверждении положения о 2009 -"- педагогическом совете дошкольного учреждения о внесении дополнений в постановление 2010 Минобразование, Министерства образования Республики Минэкономики Беларусь от 10 мая 2000 г. N 17 "Об утверждении Типовых штатов и штатных нормативов численности работников дошкольных учреждений" о совершенствовании организации 2011 Минобразование аттестации дошкольных учреждений и утверждении критериев, показателей аттестации о порядке привлечения благотворительной 2009 -"- (спонсорской) помощи юридических лиц и отдельных граждан для укрепления материально-технической базы, приобретения необходимого оборудования и иных целей, связанных с образовательным процессом учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования о порядке предоставления мест в 2010 -"- дошкольных учреждениях 3. Разработка и принятие Минтруда и 2011 Минтруда и соцзащиты постановления о внесении соцзащиты, дополнения в квалификационную Минобразование, характеристику должности инструктора по Минздрав лечебной физкультуре, утвержденную постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 53, в части предоставления права работы ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |