Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 N 725 "Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007 - 2016 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 6 июня 2007 г. N 5/25326



В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года "Об общем среднем образовании" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития общего среднего образования на 2007 - 2016 годы (далее - Программа).

Министерству образования довести Программу до заинтересованных и обеспечить организацию ее выполнения.

2. Определить:

государственными заказчиками Программы Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком;

координатором Программы Министерство образования.

3. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств республиканского и местных бюджетов. При формировании бюджета на очередной финансовый год уточняются объемы этого финансирования исходя из имеющихся возможностей бюджета, в соответствии с темпами роста, предусмотренными основными макроэкономическими параметрами социально-экономического развития республики.

4. Рекомендовать облисполкомам, Минскому горисполкому разработать региональные мероприятия по развитию общего среднего образования.

5. Государственным заказчикам совместно с заинтересованными принять меры по реализации мероприятий Программы и обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на ее выполнение.

Министерству образования ежегодно до 25 февраля информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе ее реализации.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы социально-культурного комплекса.



Первый заместитель

Премьер-министра

Республики Беларусь В.СЕМАШКО



                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 31.05.2007 N 725


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

НА 2007 - 2016 ГОДЫ



ПАСПОРТ

Программы развития общего среднего образования

в Республике Беларусь на 2007 - 2016 годы



Наименование            -  Программа развития общего среднего
Программы                образования в Республике Беларусь на 2007  -
                         2016 годы (далее  -  Программа)


Государственные         -  Министерство образования, облисполкомы,
заказчики Программы      Минский горисполком


Координатор Программы   -  Министерство образования


Цель Программы          -  создание условий для динамичного развития
                         общего среднего образования,
                         обеспечивающего удовлетворение потребностей
                         личности, общества и государства в
                         качественном образовании с учетом
                         изменяющейся социокультурной, экономической
                         и демографической ситуации


Задачи Программы        -  повышение качества научно-методического
                         обеспечения общего среднего образования и
                         эффективности использования результатов
                         научных исследований в образовательном
                         процессе;
                         совершенствование содержания образования,
                         усиление его идеологической,
                         культурологической и здоровьеформирующей
                         направленности, обеспечение
                         преемственности на ступенях и уровнях
                         образования, внедрение нового поколения
                         учебно-методических комплексов,
                         включающих электронные учебные издания;
                         развитие высокотехнологичной
                         образовательной среды общеобразовательных
                         учреждений, совершенствование
                         образовательного процесса посредством
                         внедрения продуктивных технологий обучения
                         и воспитания, комплексного обеспечения
                         современным учебным оборудованием и
                         средствами обучения;
                         внедрение эффективных механизмов управления
                         в системе общего среднего образования,
                         включая стимулирование труда педагогических
                         работников;
                         оптимизация сети общеобразовательных
                         учреждений с учетом складывающейся
                         демографической ситуации и прогнозируемых
                         перспектив социокультурного и
                         экономического развития страны;
                         повышение уровня профессиональной
                         квалификации педагогических кадров,
                         рациональное использование кадрового
                         потенциала с учетом внедрения
                         педагогических инноваций и потребностей
                         рынка образовательных услуг
 


Мероприятия Программы   -  мероприятия структурированы по следующим
                         направлениям:
                         научно-методическое обеспечение системы
                         общего среднего образования;
                         совершенствование содержания образования;
                         развитие высокотехнологичной
                         образовательной среды;
                         совершенствование управления в системе
                         общего среднего образования;
                         оптимизация сети общеобразовательных
                         учреждений;
                         кадровое обеспечение общего среднего
                         образования


Исполнители             -  Министерство образования, облисполкомы,
мероприятий Программы    Минский горисполком


Ожидаемые результаты    -  внедрение в образовательный процесс научно
реализации Программы     обоснованных культурологических моделей
                         развития личности, технологий обучения и
                         воспитания учащихся, критериев, показателей
                         и методик оценки качества общего среднего
                         образования;
                         абзац исключен. - Постановление Совмина
                         от 15.10.2008 N 1532;
                         внедрение образовательных стандартов общего
                         среднего образования, обеспечивающих
                         преемственность и непрерывность уровней и
                         ступеней образования, согласованность
                         требований к подготовке выпускников в
                         рамках единого европейского и мирового
                         образовательного пространства;
                         создание нового поколения
                         учебно-методических комплексов по всем
                         учебным предметам, включающих электронные
                         учебные издания;
                         внедрение в образовательный процесс
                         учебно-методического обеспечения
                         проведения факультативных занятий;
                         создание электронных образовательных
                         ресурсов, расширение доступа в Интернет,
                         использования информационных и компьютерных
                         технологий, обеспечение условий для
                         организации дистанционного обучения;
                         разработка и внедрение технологий и методик
                         психолого-педагогического сопровождения
                         личностного развития учащихся, в том числе
                         ориентированных на осознанный выбор
                         учащимися педагогического профиля
                         образования;
                         комплексное оснащение к 2016 году всех
                         общеобразовательных учреждений современными
                         средствами обучения и учебным оборудованием
                         (в том числе компьютерными классами с
                         соответствующим программным обеспечением и
                         сервисным обслуживанием) в соответствии с
                         установленными нормативами обеспеченности,
                         поэтапное преобразование библиотек
                         общеобразовательных учреждений в центры
                         информационных ресурсов, создание медиатек;
                         разработка и внедрение новых моделей
                         управления в системе общего среднего
                         образования, в том числе совершенствование
                         стимулирования труда педагогических
                         работников;
                         создание рациональной сети
                         общеобразовательных учреждений,
                         удовлетворяющей потребности граждан в
                         получении образования,
                         обеспечивающей его доступность. Планомерное
                         открытие на основе реорганизации
                         общеобразовательных учреждений 52 гимназий,
                         17 лицеев, 231 учебно-педагогического
                         комплекса, закрытие неперспективных школ,
                         строительство и ввод 89 новых школ,
                         оптимизация системы подготовки,
                         переподготовки и повышения квалификации
                         педагогических кадров, обеспечение их
                         готовности к работе в инновационном режиме
 


Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ



1. Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала общества.

Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

2. Программа как организационная основа государственной политики в сфере общего среднего образования представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей и приоритетных задач общего среднего образования.

3. Мероприятия Программы взаимосвязаны с реализацией основных направлений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. N 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 92, 1/7667), Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь (протокол от 6 мая 2004 г. N 11/15 ПР) и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 22 июня 2004 г. N 25).

4. Реализация Программы рассчитана на 10 лет.



Глава 2

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ОБЩЕГО

СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



В государственной политике страны сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основной фактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящее время все больше утверждается современное понимание образования как социальной сферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоения ценностей национальной и мировой культуры.

Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. Его развитие на современном этапе характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики.

Целевые, содержательные и процессуальные характеристики современного общего среднего образования разрабатываются в соответствии с личностно ориентированным и культурологическим подходами, что обусловлено признанием абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.

Часть исключена. - Постановление Совмина от 15.10.2008 N 1532.

Обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. Дети шестилетнего возраста составляют 83 процента общего количества первоклассников. Созданы необходимые условия для учебы и отдыха первоклассников: 52 процента учащихся первых классов обучаются на базе дошкольных учреждений. Все дети пятилетнего возраста охвачены различными формами подготовки к школе.

Осуществлен переход на 5-дневную учебную неделю, что позволило в значительной мере снизить перегрузку учащихся, расширить возможности для организации воспитательной работы, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В целях обеспечения объективности оценки учебных достижений учащихся, стимулирования их учебно-познавательной самостоятельности, учета индивидуальных особенностей и возможностей введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности.

Для организации обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, образовательных запросов и профессиональных намерений открыты 165 гимназий, 36 лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов (гимназия-колледж).

Части восьмая - девятая исключены. - Постановление Совмина от 15.10.2008 N 1532.

Проделана определенная работа по созданию комплексной системы оценки качества общего среднего образования. Разработаны и утверждены критерии и показатели качества обучения и воспитания, позволяющие на научной основе определять эффективность функционирования общеобразовательных учреждений, выявлять проблемы, требующие оперативного решения. С 2003 года системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования.

Внедрены личностно ориентированные модели организации образовательного процесса. В образовательной практике используются современные педагогические технологии, в том числе информационные.

Обозначилась тенденция функционирования общеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальной деятельности. На республиканских экспериментальных и инновационных площадках осуществляются апробация и внедрение новой нормативной правовой документации, учебно-методических комплексов, моделей организации образовательного процесса, технологий обучения и воспитания учащихся.

В целях обеспечения доступности, придания практической и личностной направленности, сохранения фундаментальности, усиления ориентации на освоение ценностей национальной и мировой культуры обновлено содержание общего среднего образования.

Созданы концепции учебных предметов, разработан образовательный стандарт общего среднего образования. Содержание образования дифференцировано на учебные предметы и факультативные занятия.

Принятые типовые учебные планы для общеобразовательных учреждений позволили оптимизировать состав и структуру содержания образования, обязательную и максимальную учебную нагрузку, увеличить по объему учебного времени часы на проведение факультативных занятий.

Осуществлена системная разработка программ факультативных занятий для выявления и развития способностей, познавательных интересов учащихся.

Общеобразовательные учреждения обеспечены национальными учебниками, а по отдельным учебным предметам - учебно-методическими комплексами.

Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа, нацеленная на создание целостной воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.

Реализуются государственные программы поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.