![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 N 725 "Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007 - 2016 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 6 июня 2007 г. N 5/25326 В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года "Об общем среднем образовании" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Программу развития общего среднего образования на 2007 - 2016 годы (далее - Программа). Министерству образования довести Программу до заинтересованных и обеспечить организацию ее выполнения. 2. Определить: государственными заказчиками Программы Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком; координатором Программы Министерство образования. 3. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств республиканского и местных бюджетов. При формировании бюджета на очередной финансовый год уточняются объемы этого финансирования исходя из имеющихся возможностей бюджета, в соответствии с темпами роста, предусмотренными основными макроэкономическими параметрами социально-экономического развития республики. 4. Рекомендовать облисполкомам, Минскому горисполкому разработать региональные мероприятия по развитию общего среднего образования. 5. Государственным заказчикам совместно с заинтересованными принять меры по реализации мероприятий Программы и обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на ее выполнение. Министерству образования ежегодно до 25 февраля информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе ее реализации. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы социально-культурного комплекса. Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь В.СЕМАШКО УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.05.2007 N 725 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2007 - 2016 ГОДЫ ПАСПОРТ Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 - 2016 годы Наименование - Программа развития общего среднего Программы образования в Республике Беларусь на 2007 - 2016 годы (далее - Программа) Государственные - Министерство образования, облисполкомы, заказчики Программы Минский горисполком Координатор Программы - Министерство образования Цель Программы - создание условий для динамичного развития общего среднего образования, обеспечивающего удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации Задачи Программы - повышение качества научно-методического обеспечения общего среднего образования и эффективности использования результатов научных исследований в образовательном процессе; совершенствование содержания образования, усиление его идеологической, культурологической и здоровьеформирующей направленности, обеспечение преемственности на ступенях и уровнях образования, внедрение нового поколения учебно-методических комплексов, включающих электронные учебные издания; развитие высокотехнологичной образовательной среды общеобразовательных учреждений, совершенствование образовательного процесса посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения; внедрение эффективных механизмов управления в системе общего среднего образования, включая стимулирование труда педагогических работников; оптимизация сети общеобразовательных учреждений с учетом складывающейся демографической ситуации и прогнозируемых перспектив социокультурного и экономического развития страны; повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, рациональное использование кадрового потенциала с учетом внедрения педагогических инноваций и потребностей рынка образовательных услуг Мероприятия Программы - мероприятия структурированы по следующим направлениям: научно-методическое обеспечение системы общего среднего образования; совершенствование содержания образования; развитие высокотехнологичной образовательной среды; совершенствование управления в системе общего среднего образования; оптимизация сети общеобразовательных учреждений; кадровое обеспечение общего среднего образования Исполнители - Министерство образования, облисполкомы, мероприятий Программы Минский горисполком Ожидаемые результаты - внедрение в образовательный процесс научно реализации Программы обоснованных культурологических моделей развития личности, технологий обучения и воспитания учащихся, критериев, показателей и методик оценки качества общего среднего образования; абзац исключен. - Постановление Совмина от 15.10.2008 N 1532; внедрение образовательных стандартов общего среднего образования, обеспечивающих преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования, согласованность требований к подготовке выпускников в рамках единого европейского и мирового образовательного пространства; создание нового поколения учебно-методических комплексов по всем учебным предметам, включающих электронные учебные издания; внедрение в образовательный процесс учебно-методического обеспечения проведения факультативных занятий; создание электронных образовательных ресурсов, расширение доступа в Интернет, использования информационных и компьютерных технологий, обеспечение условий для организации дистанционного обучения; разработка и внедрение технологий и методик психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся, в том числе ориентированных на осознанный выбор учащимися педагогического профиля образования; комплексное оснащение к 2016 году всех общеобразовательных учреждений современными средствами обучения и учебным оборудованием (в том числе компьютерными классами с соответствующим программным обеспечением и сервисным обслуживанием) в соответствии с установленными нормативами обеспеченности, поэтапное преобразование библиотек общеобразовательных учреждений в центры информационных ресурсов, создание медиатек; разработка и внедрение новых моделей управления в системе общего среднего образования, в том числе совершенствование стимулирования труда педагогических работников; создание рациональной сети общеобразовательных учреждений, удовлетворяющей потребности граждан в получении образования, обеспечивающей его доступность. Планомерное открытие на основе реорганизации общеобразовательных учреждений 52 гимназий, 17 лицеев, 231 учебно-педагогического комплекса, закрытие неперспективных школ, строительство и ввод 89 новых школ, оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечение их готовности к работе в инновационном режиме Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала общества. Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. 2. Программа как организационная основа государственной политики в сфере общего среднего образования представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей и приоритетных задач общего среднего образования. 3. Мероприятия Программы взаимосвязаны с реализацией основных направлений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. N 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 92, 1/7667), Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь (протокол от 6 мая 2004 г. N 11/15 ПР) и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 22 июня 2004 г. N 25). 4. Реализация Программы рассчитана на 10 лет. Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В государственной политике страны сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основной фактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящее время все больше утверждается современное понимание образования как социальной сферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоения ценностей национальной и мировой культуры. Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. Его развитие на современном этапе характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики. Целевые, содержательные и процессуальные характеристики современного общего среднего образования разрабатываются в соответствии с личностно ориентированным и культурологическим подходами, что обусловлено признанием абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Часть исключена. - Постановление Совмина от 15.10.2008 N 1532. Обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. Дети шестилетнего возраста составляют 83 процента общего количества первоклассников. Созданы необходимые условия для учебы и отдыха первоклассников: 52 процента учащихся первых классов обучаются на базе дошкольных учреждений. Все дети пятилетнего возраста охвачены различными формами подготовки к школе. Осуществлен переход на 5-дневную учебную неделю, что позволило в значительной мере снизить перегрузку учащихся, расширить возможности для организации воспитательной работы, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. В целях обеспечения объективности оценки учебных достижений учащихся, стимулирования их учебно-познавательной самостоятельности, учета индивидуальных особенностей и возможностей введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности. Для организации обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, образовательных запросов и профессиональных намерений открыты 165 гимназий, 36 лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов (гимназия-колледж).
Части восьмая - девятая исключены. - Постановление Совмина от 15.10.2008 N 1532. Проделана определенная работа по созданию комплексной системы оценки качества общего среднего образования. Разработаны и утверждены критерии и показатели качества обучения и воспитания, позволяющие на научной основе определять эффективность функционирования общеобразовательных учреждений, выявлять проблемы, требующие оперативного решения. С 2003 года системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования. Внедрены личностно ориентированные модели организации образовательного процесса. В образовательной практике используются современные педагогические технологии, в том числе информационные. Обозначилась тенденция функционирования общеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальной деятельности. На республиканских экспериментальных и инновационных площадках осуществляются апробация и внедрение новой нормативной правовой документации, учебно-методических комплексов, моделей организации образовательного процесса, технологий обучения и воспитания учащихся. В целях обеспечения доступности, придания практической и личностной направленности, сохранения фундаментальности, усиления ориентации на освоение ценностей национальной и мировой культуры обновлено содержание общего среднего образования. Созданы концепции учебных предметов, разработан образовательный стандарт общего среднего образования. Содержание образования дифференцировано на учебные предметы и факультативные занятия.
Принятые типовые учебные планы для общеобразовательных учреждений позволили оптимизировать состав и структуру содержания образования, обязательную и максимальную учебную нагрузку, увеличить по объему учебного времени часы на проведение факультативных занятий.
Осуществлена системная разработка программ факультативных занятий для выявления и развития способностей, познавательных интересов учащихся.
Общеобразовательные учреждения обеспечены национальными учебниками, а по отдельным учебным предметам - учебно-методическими комплексами.
Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа, нацеленная на создание целостной воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям. Реализуются государственные программы поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |