Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475 "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

Основной рост капитальных вложений в экономику будет обеспечен за счет собственных и привлеченных средств отечественных организаций, сформированных из амортизационных отчислений и прибыли, остающейся в их распоряжении, а также кредитных ресурсов. Внутренние инвестиции в основной капитал должны стать катализатором активизации формирования V и VI технологических укладов. Значительным дополнительным источником могут быть прямые иностранные инвестиции и иностранные кредиты.

Ориентация инвестиционной политики государства преимущественно на внутренние финансовые ресурсы потребует усовершенствовать систему управления инвестициями, большее внимание уделить анализу, планированию, мониторингу, выбору приоритетов и форм государственной поддержки, а также организации бизнес-планирования на всех уровнях управления и подготовки специалистов в этой сфере.

Банковской системе предстоит активизировать заимствования на внутреннем и внешних денежных рынках посредством выпуска облигационных займов банков. Необходимо реализовать меры, позволяющие снижать процентные ставки по кредитам и кредитные риски. Трансформации частных сбережений в инвестиции будет способствовать развитие вторичного рынка ценных бумаг, создание сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и др.).

Предусматривается, что в этот период инвестиционная политика будет обеспечивать четкое разграничение инвестиционных обязательств государства между органами исполнительной власти республики и регионов. Такая работа потребует укрепления служб республиканских и местных органов управления, занимающихся инвестициями, высококвалифицированными кадрами. Предстоит создать независимые регулирующие центры в инвестиционной сфере, позволяющие балансировать интересы потребителей и поставщиков инвестиций.

Инвестиционная политика государства в 2011 - 2015 годах будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата, стимулирование спроса на инвестиционные ресурсы юридических лиц с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин и оборудования. В целях развития инновационной сферы и внедрения новых высоких технологий предусматривается увеличить объемы инвестиций в основной капитал за счет привлечения иностранных источников. Иностранные инвестиции преимущественно будут привлекаться для развития действующих и создания новых производств, в том числе в малых и средних городах.

Активизация инвестиционной деятельности будет базироваться на дальнейшей реализации мер по созданию универсальных общеэкономических условий хозяйствования, обеспечивающих стабильные и предсказуемые правила для всех участников инвестиционного процесса (зарубежных инвесторов и отечественных товаропроизводителей), развитии лизинга и таких перспективных форм инвестирования, как строительные сбережения, ипотечное кредитование, облигационные займы, проектное (венчурное) финансирование, концессии и др.

Будет продолжено заключение многосторонних международных соглашений в части инвестиционной деятельности, проведение переговоров с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций в целях подписания двусторонних соглашений для обеспечения дополнительных гарантий зарубежному капиталу. Унификации условий деятельности инвесторов и предоставлению дополнительных гарантий на территории стран - участниц ЕЭП для привлечения инвестиций из стран ближнего зарубежья будут способствовать Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран - участниц ЕЭП, а также Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах ЕврАзЭС.

В прогнозируемый период предусматриваются опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП. Расчеты показывают, что ежегодный темп прироста инвестиций в 2011 - 2015 годах в среднем составит 9 - 10 процентов.



7. Институциональные преобразования и развитие

рыночной инфраструктуры



Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации национальной экономики, обеспечения национальной безопасности.

В системе институциональных преобразований реформирование отношений собственности имеет ключевой характер. Главной целью реформирования отношений собственности является формирование многоукладной социально ориентированной экономики рыночного типа, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и повышения эффективности работы народного хозяйства посредством развития частной инициативы и предпринимательства, стимулирования инвестиционных процессов. За период рыночных преобразований в Беларуси реформировано свыше 4100 объектов государственной собственности. На их базе создано около двух тысяч акционерных обществ; по конкурсу и на аукционах продано около 1400 объектов. Реформирование крупных организаций республиканской собственности осуществлялось главным образом путем создания акционерных обществ. При реформировании небольших объектов коммунальной собственности преобладала аукционная или конкурсная продажа. Численность работающих на реформированных организациях в 2005 году составила 958,9 тыс. человек, или 22,3 процента от численности занятых в народном хозяйстве.

За 2001 - 2005 годы в республике преобразовано (преимущественно акционировано) 256 организаций республиканской и 465 объектов коммунальной собственности, на которых работает соответственно 162,4 и 65,4 тыс. человек.

На ближайший период (до 2010 года) основными задачами являются дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, отработка механизмов различных форм преобразований, эффективное использование владельческого надзора, совершенствование оценки и учета государственного имущества; всемерное стимулирование инвестиционной активности.

В 2011 - 2015 годах наряду с перечисленными выше задачами особое внимание должно быть уделено мониторингу работы субъектов хозяйствования в постприватизационный период.

На III Всебелорусском народном собрании отмечалось, что при реформировании крупных организаций будут создаваться акционерные общества, акции которых в перспективе могут выйти на мировой уровень с высокой капитализацией. Контрольные пакеты акций в стратегически значимых отраслях будут сохраняться в собственности государства.

Применительно к крупным имущественным комплексам предполагается использовать концепцию длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов. Основным механизмом должно стать акционирование при конкурсном отборе инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании должна рассматриваться целесообразность реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже выделяемых структурных подразделений. В некоторых случаях последние могут быть переданы в коммунальную собственность.

Принципиально важно обеспечить транспарентность процедур реформирования, полный контроль государства на каждом этапе его проведения, экономическую безопасность и соблюдение интересов государства и граждан Республики Беларусь в целях избежания негативных социально-экономических и экологических последствий проводимых реформ.

Основными принципами совершенствования системы управления государственным имуществом должны стать создание благоприятной экономической среды, вовлечение объектов государственной собственности в гражданский оборот, привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, активизация фондового рынка, рациональное пополнение доходной части бюджета, участие в управлении организациями ответственных собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу, существенное повышение качества менеджмента и его эффективности.

Развитие рыночной инфраструктуры. В условиях системной трансформации белорусской экономики отдельные институты рыночной инфраструктуры уже созданы или находятся в стадии становления (страховые, лизинговые, факторинговые организации, корпоративный рынок ценных бумаг, трастовые компании, венчурные фонды).

Одной из причин недостаточного развития рыночной инфраструктуры является незавершенность нормативной правовой базы инновационно-инвестиционной, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, исходя из требований повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста.

В Беларуси активно развиваются финансовые институты. Модернизируется система межбанковских расчетов. В последние годы особенно динамично развивался рынок банковских векселей. Функционирует валютно-фондовая биржа. Тем не менее наиболее актуальными проблемами в этой области являются переход к регулированию на основе процентных ставок и гибкой системы резервирования, обеспечение ускоренного роста кредитного портфеля по долгосрочным кредитам, а также необходимость повышения эффективности работы самой банковской системы.

Существующая система институтов финансового посредничества все еще узка и замыкается практически без исключения на обычном банковском секторе, в то время как другие важные компоненты, такие, как пенсионные фонды, специализированные системы накопления и кредитная кооперация, рынок акций и облигаций, гарантийные фирмы, пока не получили своего развития.

На страховом рынке в Республике Беларусь действуют страховые компании как государственной, так и негосударственной формы собственности. И хотя в Беларуси сложился высокопрофессиональный и достаточно открытый, подконтрольный государству страховой рынок, он пока не может рассматриваться как средство защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков и являться стимулом для расширения предпринимательской деятельности.

Рынок лизинговых услуг в Беларуси развивается медленными темпами. Участники лизинговой формы деятельности сталкиваются с многочисленными проблемами: поиск стабильных источников финансовых ресурсов, получение инвестиционных кредитов, большие таможенные платежи, затрудняющие развитие данного вида услуг. Необходима более совершенная система налогообложения лизинга.

Институт факторинга в экономике Беларуси только формируется и сфера его применения весьма ограничена. Возникает проблема уточнения соответствующей нормативной базы.

Создание и использование венчурных фондов и венчурных компаний пока не получили практического применения в поддержке и развитии инновационного предпринимательства в Беларуси. В республике отсутствует нормативная правовая база, регулирующая деятельность венчурных фондов и венчурных компаний.

Дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры в 2006 - 2015 годах будут способствовать:

совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (трастовые, страховые компании);

развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (фонды венчурного (рискового) капитала, факторинговые и страховые компании);

развитие фьючерсного и опционного рынков как новой ступени совершенствования биржевого движения;

создание биржевого рынка реального товара как базы для стабильного функционирования фьючерсного рынка.

Совершенствование страховой деятельности. В целях дальнейшего развития страховой деятельности в прогнозируемый период необходимо унифицировать законодательство, повысить капиталоемкость страховых организаций, развивать добровольные виды страхования, повысить эффективность системы надзора и регулирования страховой деятельности, совершенствовать порядок формирования страховых резервов, сформировать единую автоматизированную систему сбора и обработки данных страховой деятельности.

Главными направлениями страховой деятельности в республике в 2006 - 2010 годах являются:

совершенствование законодательства в области осуществления и надзора за страховой деятельностью;

обеспечение сближения национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости интеграции Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию;

разработка нормативной базы, определяющей допуск филиалов иностранных компаний на рынок страховых услуг Республики Беларусь;

повышение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

совершенствование порядка формирования страховых резервов;

совершенствование и развитие добровольных видов страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

введение обязательных видов страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании, объектов лизинга;

повышение капиталоемкости страховых организаций.

В 2011 - 2015 годах предполагается осуществить:

формирование национальной системы экспортных кредитов путем разработки комплексной нормативной базы, обеспечивающей условия для функционирования и развития системы страхования экспортных кредитов;

повышение уровня распространения страховых услуг и плотности страхования среди домохозяйств и организаций;

пересмотр отдельных требований законодательства в целях повышения эффективности системы надзора и регулирования страховой деятельности;

введение единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности;

совершенствование системы бухгалтерского учета страховых операций и повышение прозрачности финансовой отчетности.

Главными направлениями развития лизинга на 2006 - 2010 годы являются создание и развитие венчурных фондов, в том числе выделяющих финансирование под лизинговые операции, субсидирующих инвестиционные лизинговые проекты с повышенной степенью риска; консолидация коммерческих банков для кредитования лизинговых сделок.

Представляется необходимым создать механизм отбора эффективных инвестиционных проектов с использованием бюджетного финансирования не только на условиях обычного кредита, но и на условиях финансового лизинга.

В 2011 - 2015 годах предполагается расширить соглашения о сотрудничестве между странами об устранении двойного налогообложения; обеспечить оказание лизингодателями полного набора услуг для лизингополучателей, в том числе введения технических инноваций.

В прогнозируемый период предусматривается дальнейшее развитие рынка ценных бумаг:

расширение возможностей финансирования организаций и улучшения корпоративного управления посредством ускоренного развития рынка капиталов;

развитие рынка корпоративных ценных бумаг;

развитие торговой и расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам;

развитие фьючерсного и опционного рынков как новой ступени совершенствования биржевого движения.

Целью развития кредитной кооперации на период до 2015 года является более полное и эффективное удовлетворение потребности в самоорганизации и развитии деловой активности населения, привлечение сбережений граждан, организация доступного мелкого кредитования.

Главным направлением в 2006 - 2010 годах является формирование двухуровневой системы кредитной кооперации на основе дальнейшего увеличения количества обществ взаимного кредитования и кредитных союзов с последующим их объединением в соответствующие союзы.

В 2011 - 2015 годы предполагается осуществить формирование третьего уровня системы кредитной кооперации - центрального кооперативного банка, привлечение в каналы кооперативного кредита дополнительных денежных средств, организацию клиринговых расчетов между кредитными кооперативами; выдачу банковских гарантий кредитным кооперативам.



8. Развитие малого и среднего предпринимательства



В прогнозном периоде важным фактором экономического роста Республики Беларусь должно стать предпринимательство, в том числе малое и среднее, которое во многом определит темпы экономического развития, структуру и качество валового внутреннего продукта, а также будет способствовать формированию среднего класса как опоры стабильности общества.

Главной целью государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих его динамичному и устойчивому развитию, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию ее развития в малых городских поселениях и сельской местности.

Для достижения поставленной цели в ближайший период (2006 - 2010 годы) необходимо обеспечить реализацию мер по следующим направлениям:

комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие механизмов взаимодействия малых организаций с крупными на основе субконтрактации, франчайзинга, создания и функционирования кластеров, а также бизнес-инкубаторов на основе реструктурируемых крупных организаций;

оптимизация учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наряду с вышеуказанными мерами в 2011 - 2015 годах должна быть продолжена работа по следующим направлениям:

формирование устойчивой финансово-экономической базы развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей многократное увеличение инвестиций и позволяющей решить финансовые проблемы реструктуризации действующих организаций;

активизация инновационной деятельности и трансфера высокоэффективных технологий;

облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к большим инвестициям, содействие стартовым капиталам;

оказание субъектам малого и среднего предпринимательства адресной целевой поддержки, направленной главным образом на создание высокоэффективных рабочих мест.

Реализация данных мероприятий будет способствовать устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности его функционирования. Удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг по народному хозяйству, предусматривается довести в 2010 году до 30 процентов, в 2015 году - до 35 - 40 процентов.



9. Развитие реального сектора экономики



9.1. Промышленность. Топливно-энергетический комплекс



Основополагающая роль в реализации приоритетов социально-экономического развития страны принадлежит промышленности, обеспечивающей устойчивое функционирование других отраслей, удовлетворяющей потребности населения в потребительских товарах и определяющей экспортный потенциал страны, ее экономическую безопасность.

Промышленная политика страны в 2006 - 2015 годах будет осуществляться в соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 1998 г. N 246 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 14, ст. 362), где в качестве основной цели развития промышленного комплекса определено обеспечение устойчивых высоких темпов роста на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства и повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего за счет кардинального улучшения ее качества. Предусматривается опережающее развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих производств с использованием ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий при государственной поддержке развития важнейших для экономики республики организаций и усилении ответственности за эффективное использование такой поддержки.

Важнейшей задачей промышленности на 2006 - 2010 годы является наращивание производства промышленной продукции и повышение эффективности работы на основе модернизации и технического перевооружения организаций, освоения прогрессивных технологий, создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Решение этой задачи предусматривает следующие приоритетные направления в промышленной политике:

разработку и внедрение новой техники, ресурсо- и энергосберегающих технологий, информационных и промышленных биотехнологий;

изменение структуры промышленного комплекса через развитие приоритетных отраслей и производств;

увеличение глубины переработки местных видов сырья;

активизацию инвестиционной деятельности в промышленности;

расширение рынков сбыта продукции и сети поставщиков сырья и материалов.

Для реализации приоритетных направлений развития промышленности предусматривается:

создание высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент;

разработка физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упрочнения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов;

создание систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;

создание нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики;

создание новых поколений дорожной и специальной техники, сельскохозяйственной техники, двигателей для их оснащения;

разработка и внедрение энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

создание систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей;

разработка и производство автоматизированных систем управления.

Реализация этих направлений обеспечит улучшение структуры технологического потенциала - возрастет доля V и VI технологических укладов, увеличится удельный вес используемых высоких технологий, повысится уровень оснащения современной техникой и оборудованием.

В 2006 - 2010 годах предусматривается опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных отраслей и производств с высоким уровнем добавленной стоимости: оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, производство бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической промышленности и медицинской техники и др. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции предполагается достичь как за счет использования нового оборудования и технологий, так и увеличения доли сертифицированной продукции в общем объеме до 70 процентов.

Снижение уровня энерго- и ресурсопотребления намечается за счет внедрения наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, экономического механизма стимулирования снижения затрат и опережающего развития производств на основе высоких технологий.

Особое внимание будет уделено развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы - лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей АПК, промышленности строительных материалов. Активизируется маркетинговая деятельность, внутри- и межотраслевая кооперация, а также деятельность по санации, банкротству, перепрофилированию действующих неэффективных и бесперспективных организаций и созданию новых, в том числе совместных и иностранных организаций.

В последующий период (2011 - 2015 годы) ставится задача перехода к выпуску продукции, соответствующей мировым стандартам, увеличению объемов производства на 32 - 40 процентов, повышению уровня эффективности работы промышленного комплекса.

Для этого необходимы:

качественное обновление производственного, научно-технологического и кадрового потенциала;

активизация функционирования системы маркетинга, располагающей информацией о текущей и перспективной конъюнктуре мирового рынка промышленных товаров;

вхождение белорусской промышленности, прежде всего наукоемких отраслей, в мировую хозяйственную систему на основе сформированных транснациональных корпораций;

дальнейшая разработка и внедрение информационно-интеллектуальных систем, соответствующих мировым аналогам, переход на информационные технологии всех сфер деятельности, включая экологическую;

интенсификация развития производств, использующих местные сырьевые ресурсы.

Важнейшие направления развития отраслей промышленности характеризуются следующими особенностями.

Топливно-энергетический комплекс. Прогноз его развития дан в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. N 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 104, 5/4432), в которых определена ориентация на использование парогазовых технологий, малых ТЭЦ, ускоренное проведение реконструкции нефтеперерабатывающих организаций, снижение напряженности топливно-энергетического баланса страны за счет увеличения доли использования местных энергоресурсов. За последние годы осуществлена модернизация и техническое перевооружение ряда объектов комплекса, введены в строй новые мощности, построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом крупных районных центров страны. Однако оборудование, составляющее техническую основу организаций комплекса, не соответствует условиям энергетической безопасности.

Основная цель развития топливно-энергетического комплекса в прогнозируемый период - надежное и бесперебойное удовлетворение потребностей всех сфер экономики и населения различными видами энергоресурсов при соблюдении экологических требований, повышение энергобезопасности и снижение энергозависимости страны.

Достижение цели базируется на следующих приоритетных направлениях:

оптимизация топливно-энергетического баланса страны за счет увеличения доли местных видов топлива, вторичных энергоресурсов, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, диверсификации первичных топливных ресурсов как по их видам, так и по источникам поставок, создания стратегических запасов основных видов энергоносителей;

модернизация устаревших мощностей, мобилизация отечественных и привлечение иностранных инвестиций для технического перевооружения и модернизации производства, использование современных технологий с учетом возрастающих требований к охране окружающей среды;

увеличение объема транзитных услуг - транзит нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии;

снижение энергоемкости ВВП на основе реализации технологического, структурного и организационного потенциалов энергосбережения;

гармонизация взаимоотношений ТЭК с окружающей средой в соответствии с принципами устойчивого развития;

внедрение современной технологии глубокой переработки нефти, обеспечивающей увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов;

совершенствование налоговой и тарифной политики, стимулирующей разработку и внедрение экологически чистых технологий и оборудования;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов энергетического рынка, в том числе в области финансового и экономического стимулирования широкого вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов.

Приоритетными направлениями на 2006 - 2010 годы будут снижение зависимости от внешних поставок энергоресурсов, модернизация и техническое перевооружение действующих энергообъектов, реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению, активизация использования местных видов энергоресурсов.

Важнейшей задачей на 2011 - 2015 годы является создание и обеспечение развития конкурентоспособных объектов ТЭК с учетом все более тесной взаимосвязи с мировым энергетическим хозяйством.

Для достижения этой цели предполагается:

широкое внедрение новых прогрессивных энерготехнологий, обеспечивающих повышение благосостояния и охраны здоровья населения, улучшение условий труда, снижение антропогенной нагрузки на природную среду;

формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и государством при усилении роли государства в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений;

создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в ТЭК;

дальнейшая диверсификация используемых энергоресурсов по видам и поставщикам;

расширение стратегических запасов энергоресурсов, прежде всего газа и нефти.

В электроэнергетической отрасли рост производства и повышение экономической эффективности в 2006 - 2010 годах будет достигаться за счет реконструкции и модернизации действующих энергообъектов в соответствии с Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 - 2010 годах, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 399 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 137, 1/6735). Основное направление модернизации - внедрение высокоэффективных парогазовых технологий путем газовой надстройки на действующих паросиловых энергоблоках Березовской ГРЭС, Гомельской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2, Мозырской ТЭЦ, а также строительство нового парогазового блока по утилизационной схеме на Минской ТЭЦ-3, Светлогорской ТЭЦ, Брестской ТЭЦ-2 и Минской ТЭЦ-5. Основной источник финансирования - собственные средства организаций и средства инновационного фонда Минэнерго. Прогнозируется введение в энергетический баланс страны первого энергоблока АЭС мощностью до 1000 мВт.

Стратегическими целями развития электроэнергетики в 2011 - 2015 годах являются надежное энергоснабжение потребителей электроэнергией и теплом, повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития энергетической системы на базе новых современных технологий, снижение вредного воздействия на окружающую среду. Предусматривается строительство мини-ТЭЦ, работающих на дровах и торфе, сооружение каскада ГЭС на реках Западная Двина и Неман. К концу прогнозируемого периода в структуре генерирующих мощностей сохранятся тепловые электрические станции на органическом топливе, но их доля уменьшится, снова получат развитие в энергетике республики технологии по сжиганию угля, торфа, а также новейшая технология по сжиганию в энергетических котлах древесного топлива.

Развитие топливной промышленности будет направлено на удовлетворение спроса внутреннего рынка и наращивание экспортного потенциала с учетом повышения уровня национальной безопасности страны.

В нефтедобывающей отрасли предусмотрено совершенствование и внедрение новых технологий интенсификации добычи нефти, водоизоляции и повышения нефтеотдачи пластов. Это позволит максимально замедлить темпы падения добычи нефти. В целом эксплуатационный фонд в 2006 - 2010 годах будет держаться на уровне 600 скважин. Имеющиеся возможности по приросту ежегодно 550 тыс. тонн запасов промышленных категорий позволит в прогнозируемом периоде только несколько замедлить темпы падения добычи нефти. В условиях, когда за счет собственных ресурсов потребность народного хозяйства в нефти обеспечивается только на 9 процентов, зависимость Беларуси от импорта нефтяного сырья сохраняется.

В 2011 - 2015 годах предполагается открыть и ввести в разработку новые месторождения нефти, а также обеспечить более полное извлечение нефти из недр на основе новейших передовых технико-технологических средств поиска, разведки и добычи нефти.

В нефтеперерабатывающей промышленности основными задачами на прогнозируемый период являются увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов на основе модернизации и реконструкции существующих мощностей. В результате реализации крупных инвестиционных проектов будет обеспечен выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям европейских стандартов.

В 2006 - 2010 годах предусматривается реализация следующих инвестиционных проектов:

ОАО "Нафтан" - восстановление установки АТ-8, реконструкция вакуумного блока АВТ-2, реконструкция установки ЛЧ-35-11/600, реконструкция гидроочистки Л-24/7 блок-1, строительство вакуумного блока установки "Висбрекинг", установок низкотемпературной изомеризации и замедленного коксования (УЗК) и др. В результате увеличится переработка нефти, возрастет производство высокооктановых бензинов и низкосернистого дизельного топлива;

ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" - строительство комплексов производства бензола, алкилирования, установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, строительство установки изомеризации. Это позволит увеличить производство бензинов европейского качества на 20 процентов, дизельного топлива - на 5 процентов, а также организовать выпуск бензола в объеме 55 тыс. тонн в год.

Модернизация нефтеперерабатывающих заводов позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов - высокооктановых бензинов и дизельного топлива и сократить выработку темных - мазута топочного и вакуумного газойля. В целях повышения конкурентоспособности продукции предусматривается использование таких новейших технологий, как переработка и использование нефтешламов и тяжелых остатков глубокой переработки нефти, новых катализаторов для увеличения выхода целевой продукции, новых приборов для контроля качества и сертификации продукции, многофазной фильтрации по проектированию и управлению процессами извлечения нефти, включая этапы геологического и гидродинамического моделирования.

В 2011 - 2015 годах предусматривается дальнейшее повышение эффективности функционирования нефтеперерабатывающих заводов за счет увеличения глубины переработки нефти до среднеевропейского уровня. Использование новых технологий - гидрокрекинга, висбрекинга, изомеризации, гидроалкилирования позволит увеличить долю бензинов мировых стандартов в общем объеме нефтепродуктов.

В торфяной отрасли к 2010 году предусмотрено построить и ввести в действие новые мощности по производству торфяных грунтов для поставки на внутренний рынок страны и торфа на экспорт. Планируется увеличить производство топливных брикетов до 1300 тыс. тонн, более эффективно использовать имеющиеся запасы торфа для увеличения объема производства кускового торфа, добычи торфа топливного для пылевидного сжигания и верхового малоразложившегося торфа. Потребности населения и коммунально-бытовых служб будут полностью обеспечены.

На 2011 - 2015 годы планируется переоборудование уже действующих и создание новых котельных и мини-ТЭЦ, предназначенных для работы на торфе. Для этого предусматривается увеличение производства кускового торфа. Реализация мер по отводу земель для добычи торфа взамен выбывающей из эксплуатации позволит увеличить объемы, организовать экспорт торфа, освоить производство грунтов на основе торфа.

Черная металлургия относится к числу экспортоориентированных и наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности. Экспортируется почти 80 процентов произведенной продукции, в том числе в страны вне СНГ - около 50 процентов. За 2001 - 2005 годы прирост объемов производства составил 51,7 процента.

Основная задача предстоящего пятилетия - сохранение роста объемов переработки металлургического сырья при увеличении глубины его переработки и повышении технологичности производства (повышение качества продукции и освоение новых видов изделий).

Обеспечение устойчивого развития отрасли базируется на дальнейшем развитии РУП "Белорусский металлургический завод" (РУП "БМЗ"), удельный вес которого в объеме производства отрасли составляет свыше 80 процентов, в экспорте металлопродукции - 65 процентов (в экспорте черных металлов - 88 процентов). Впервые в мировой практике в условиях одного завода создан и освоен полный технологический цикл от выплавки стали в электропечах до получения готового проката черных металлов, металлокорда, бортовой проволоки и другой металлопродукции.

Приоритетными направлениями развития РУП "БМЗ" в предстоящем пятилетии будут увеличение производства высокотехнологичной продукции с глубокой степенью переработки, улучшение структуры производства и продаж качественных марок стали, проката, метизной продукции, развитие энергосберегающих технологий, модернизация производства на основе энергосберегающих технологий, а также строительство и ввод в строй новых производственных мощностей.

В связи с этим продолжится реализация важнейших в отрасли инвестиционных проектов, включающих организацию производства на РУП "БМЗ" бесшовных горячекатаных труб мощностью 250 тыс. тонн в год.

Предполагается также реализация ряда организационно-правовых мер на макроуровне, способствующих улучшению финансового состояния организаций, увеличению объемов привлекаемых инвестиций, в том числе валютных поступлений от реализации продукции на экспорт.

На организациях отрасли в 2011 - 2015 годах предусматриваются работы по совершенствованию технологии выплавки стали и на этой основе увеличение объемов выпуска наукоемких и импортозамещающих марок. Реализация энергосберегающих проектов позволит получить в 2006 - 2015 годах весь прирост объемов производства продукции без увеличения потребления ТЭР.

Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из наиболее крупных отраслей промышленного комплекса. Ведущее место отрасли занимает производство калийных удобрений и химических волокон и нитей.

Приоритетными направлениями развития в 2006 - 2015 годах являются модернизация производства и повышение качества продукции, создание новых видов полиэфирных, полиамидных волокон, полимерных материалов, новых видов удобрений, разработка и освоение производства шин нового поколения, наращивание экспорта. Для их реализации в 2006 - 2010 годах намечается осуществить такие крупномасштабные проекты, как создание установки непрерывной поликонденсации получения гранулята ПЭТФ и организация производства высокомодульных высокопрочных технических нитей, создание производства бикомпонентных полиэфирных волокон в ОАО "Могилевхимволокно", строительство установки окисления циклогексана мощностью 80 тыс. тонн в год, реконструкция цеха карбамида-3 со строительством установки грануляции в ОАО "Гродно Азот", строительство рудника на Краснослободском участке калийных солей на РУП "ПО Беларуськалий", создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции для карьерной техники в ОАО "Белшина".

Для сохранения и расширения рынков сбыта химических волокон и нитей предусматривается осуществить меры по повышению их конкурентоспособности на основе улучшения качественных характеристик, создания новых видов и модификаций, имитирующих свойства натуральных волокон. Это хлопко- и шерстеподобные химические волокна, пиллингоустойчивые, высокоусадочные нити повышенной филаментности, уменьшенной линейной плотности, смесовые нити с филаментами различного профиля, сечения и линейной плотности, различной степени накрашиваемости.

Предусматривается модернизация и ввод новых производств по выпуску стекловолокна, кремнеземных термостойких материалов, электроизоляционных тканей, стеклообоев, фталевого ангидрида, красок.

Развитие отрасли в 2011 - 2015 годах будет направлено на создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств, обеспечивающих интеграцию Республики Беларусь в мировую экономику на равноправных и взаимовыгодных условиях. Предусматривается обеспечить расширение рынков сбыта в странах дальнего зарубежья, модернизацию производств, расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции. Особое внимание будет уделено производству минеральных удобрений на основе ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. К 2012 году будут построены рудники на Краснослободском участке Старобинского месторождения калийных солей и Березовском участке шахтного поля Четвертого рудоуправления. Это позволит к 2012 году увеличить мощности по производству калийных удобрений до 9 млн. тонн в год в натуральном выражении (113 процентов к уровню 2005 года), обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке по качеству и ассортименту.

Развитие производства химических волокон и нитей предусматривается на основе резкого улучшения качественных характеристик, создания новых видов и модификаций в соответствии с мировыми стандартами. Увеличение спроса на эту продукцию в связи с закрытием ряда организаций этого профиля в странах Западной Европы позволит наращивать экспорт.

Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства. За прошедшую пятилетку производство машиностроительной продукции увеличилось в 1,8 раза, а ее доля в промышленном производстве республики составила 22,4 процента.

Основной целью дальнейшего развития машиностроения на перспективу является преобразование его в высокоэффективный специализированный комплекс, интегрированный в мировую экономику. Основные задачи по достижению этой цели - активизация инновационной деятельности по созданию новой конкурентоспособной продукции и технологий, проникновение на новые рынки сбыта и создание за рубежом сборочных производств, углубление внутриотраслевой кооперации, реконструкция и техническое перевооружение действующих организаций.

Развитие машиностроительного комплекса в 2006 - 2010 годах будет осуществляться путем дальнейшей реструктуризации и технического перевооружения организаций, создания новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов, своевременной сертификации выпускаемой продукции на соответствие международным стандартам.

В процессе структурных преобразований опережающими темпами будут развиваться автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, микроэлектроника, приборостроение, оптико-механическая промышленность. Особое внимание уделяется реконструкции и техническому перевооружению крупнейших организаций комплекса: ПО "БелавтоМАЗ", ОАО "Минский подшипниковый завод", ПО "Минский тракторный завод", ПО "Гомсельмаш", ЗАО "Атлант", обеспечивающих значительную часть экспорта промышленной продукции страны.

Продолжится процесс обновления выпускаемой продукции при одновременном наращивании объемов ее производства и экспорта. В частности, предусматривается расширение номенклатуры производимой сельскохозяйственной техники, разработка полностью цифровых телевизионных приемников, развитие производств высокоточного автоматизированного оборудования и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий и микросенсорики, создание семейства автомобильной техники, соответствующей нормам Евро-3 и Евро-4.

Качество выпускаемой и разрабатываемой продукции, ее высокая конкурентоспособность будут обеспечиваться за счет использования компьютерных технологий проектирования и управления, приобретения современного оборудования и технологий, оснащения производства новыми видами контрольно-измерительной техники. Для облегчения сертификации продукции на зарубежных рынках будут продолжены работы по созданию и переходу на технические регламенты и стандарты, содержащие требования, аналогичные директивам ЕС, а также на соответствующие международным стандартам системы управления качеством.

Реализация намеченных мероприятий будет происходить за счет инвестирования собственных средств организаций, целевого кредитования инвестиционных проектов и привлечения иностранных инвестиций.

В 2011 - 2015 годах предусматривается дальнейшее наращивание экспорта машиностроительной продукции за счет создания сборочных производств на территории стран СНГ, Ближнего Востока, стран Африки и Азии. Намечается активное проникновение белорусской машиностроительной продукции на рынки промышленно развитых стран путем создания совместных организаций и участия в транснациональных корпорациях. Продолжится расширение выпуска потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники. Темпы роста производства несколько замедлятся в связи с необходимостью ввода дополнительных производственных мощностей и ростом конкуренции. Экономический рост будет сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологически чистой продукции.

Одна из основных специфических проблем лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - недостаточное развитие прогрессивных производств по глубокой переработке древесины: доля их в общем объеме выпуска продукции составляет менее 25 процентов, что примерно в два раза ниже уровня, достигнутого в Финляндии, Швеции и Австрии.

Главной целью развития лесопромышленного комплекса на перспективу является повышение конкурентоспособности продукции и эффективности работы хозяйствующих субъектов на основе рационального и неистощительного использования лесосырьевых ресурсов страны. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

активизация инвестиционной деятельности и осуществление модернизации действующих организаций на основе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

усовершенствование структуры отрасли путем приоритетного развития производств по глубокой (химической и химико-механической) переработке малоценного древесного сырья и отходов;

улучшение маркетинговой деятельности и развитие внутриотраслевой кооперации;

внедрение современных систем управления качеством с учетом требований экологии и международных стандартов.

В деревообрабатывающей индустрии приоритетное развитие должны получить производства новых конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках товаров - древесных плит улучшенного качества, большеформатной клееной фанеры, столярно-строительных изделий высокого уровня заводской готовности с оптимальными параметрами по теплосбережению и шумоизоляции, обоев из нетканых материалов и вспененного винила, высокохудожественных наборов элитной и качественной мебели массового спроса.

Рост эффективности функционирования лесопромышленного комплекса в ближайшем пятилетии будет достигаться за счет реализации экспортоориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов - строительства в г. Шклове завода по выпуску газетной бумаги в комплексе с лесопильным производством и созданием собственной полуфабрикатной базы (термомеханическая древесная масса), организации выпуска древесностружечных плит улучшенного качества и древесноволокнистых плит средней плотности типа МДФ в ряде открытых акционерных обществ ("Витебскдрев", "Ивацевичдрев", "ФанДОК" и др.) концерна "Беллесбумпром".

В 2011 - 2015 годах целесообразно осуществить строительство нового завода по выпуску сульфатной беленой целлюлозы, что позволит не только создать сырьевой фундамент для развития отечественной картонно-бумажной индустрии, но и расширить номенклатуру, улучшить качество продукции, повысить экспортный потенциал отрасли.

Основной задачей развития легкой промышленности в перспективе является максимально возможное насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами отечественного производства и увеличение объема продаж в странах СНГ и дальнего зарубежья за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе внедрения новых и высоких технологий, совершенствования конструирования и моделирования изделий легкой промышленности. Необходимость достижения рациональной структуры потребления товаров легкой промышленности в перспективе потребует соответствующей структурной перестройки производства с учетом эффективности внешнеэкономических связей. Совершенствование структуры производства намечается по следующим направлениям:

ориентация на максимально возможное использование накопленного потенциала;

ускоренное развитие приоритетных конкурентоспособных производств, опережающих темпы роста экспортоориентированных и импортозамещающих производств (трикотажная, швейная и обувная промышленность);

проведение согласованной со странами СНГ единой структурной политики в легкой промышленности.

Учитывая дефицит финансовых ресурсов, в текущей пятилетке они должны направляться в отрасли, имеющие наиболее короткий цикл производства, быструю отдачу вложенных средств и с минимальными рисками.

Основной целью развития фармацевтической и микробиологической промышленности является обеспечение населения лекарственными средствами и биологически активными добавками, сельского хозяйства - сбалансированными кормовыми добавками, а пищевой и легкой промышленности - ферментными препаратами.

Основные задачи в фармацевтической промышленности - снижение зависимости от импорта основных лекарственных средств, расширение производства субстанций на основе местного сырья, обеспечение качества, безопасности и эффективности лекарственных средств в соответствии с международными требованиями, активизация деятельности в области международного сотрудничества, интеграция в мировой фармацевтический рынок.

Главные задачи в микробиологической промышленности - совершенствование структуры производства, освоение новых биопродуктов, внедрение энергосберегающих мероприятий.

Научное обеспечение решения этих задач предусматривается в рамках государственной научно-технической программы "Новые лекарственные средства". Научно-интеллектуальный потенциал, техническая база отрасли позволяют развивать наукоемкие производства по выпуску продукции медицинского, пищевого, ветеринарного и сельскохозяйственного назначения на основе переработки растительного и животного сырья, химического и микробиологического синтеза.

Количество выпускаемых медикаментов к 2010 году будет доведено до 700 наименований, что на 200 единиц больше, чем в 2005 году. Это позволит довести объем поставок лекарственных средств на внутренний рынок до 80 млн. долларов США в год.

В предстоящем пятилетии в балансе спроса и предложения на продукцию 50 процентов будет приходиться на внутренний и 50 процентов - на внешние рынки. Для наращивания экспортных возможностей предусмотрено принять ряд мер, в том числе реализовать инвестиционные проекты по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, внедрению новых производств, освоить современные ресурсосберегающие технологии, повысить долю наукоемкой продукции в общем объеме экспорта, создать совместные производства и организации с привлечением иностранных инвестиций, освоить новые рынки сбыта, развивать и повышать эффективность работы товаропроводящей сети, участвовать в международных выставках и ярмарках.



9.2. Агропромышленный комплекс



Основной целью развития аграрного сектора экономики является формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого производства сельскохозяйственного сырья и продукции его переработки в целях удовлетворения спроса внутреннего рынка и увеличения поставок на экспорт.

Для этого потребуется решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, диверсификации занятости, развития базовых сельских населенных пунктов с созданием всего комплекса необходимых социальных услуг проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

обеспечение рентабельного производства сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

углубление институциональных преобразований, формирование рациональных форм хозяйствования;

поддержка личных подсобных хозяйств населения.

Этому будет способствовать реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. N 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 52, 1/6339), предусматривающей комплекс мер как по развитию аграрного производства, так и социальной сферы села.

Особое внимание предусматривается уделить эффективному использованию земельных ресурсов, расширенному воспроизводству плодородия почв, оптимизации посевных площадей и севооборотов, повышению уровня технико-технологического обновления производства.

Осуществление намеченных мероприятий позволит к 2010 году увеличить производство зерна до 8,4 - 8,6 млн. тонн, картофеля - до 9 - 9,1, сахарной свеклы - 3,8 - 3,9, мяса (в живом весе) - 1,4 - 1,5, молока - 6,5 - 6,6 млн. тонн.

В 2011 - 2015 годах ставится задача обеспечить устойчивое и эффективное развитие аграрного сектора. Сельскохозяйственное производство будет базироваться на четком соблюдении технологий, что обеспечит высокие показатели производства и качества продукции. Предусматривается значительно повысить качество жизни сельского населения, сформировать стабильный, высококвалифицированный кадровый потенциал.

Развитие перерабатывающей промышленности прогнозируется в направлении стабильного роста производства основных видов продукции в целях удовлетворения спроса внутреннего рынка и увеличения поставок на экспорт, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Совершенствование структуры перерабатывающей промышленности предусматривается за счет приоритетного развития экспортоориентированных (мясная, молочная, картофелеперерабатывающая, первичная обработка льна) и импортозамещающих (сахарная, масло-жировая, плодоовощеконсервная, производство детского питания) отраслей. Намечается расширение ассортимента, увеличение производства и освоение новых видов продукции.

Для решения этих задач к 2010 году предполагается завершить реконструкцию и техническое перевооружение действующих сахарных заводов, Витебского маслоэкстракционного завода, а также реализовать проекты реконструкции и расширения организаций по производству мясо-молочной продукции, продуктов из картофеля, плодоовощных консервов, в том числе для детского питания.

В более отдаленной перспективе (2011 - 2015 годы) предусматривается расширение ассортимента, освоение новых видов продуктов питания, потребность в которых удовлетворяется за счет импорта. Дальнейшее развитие получит производство быстрозамороженных полуфабрикатов и готовых блюд, низкожирных мясных продуктов, сухих сублимированных, жидких и пастообразных продуктов, плодоовощных и мясных консервов для детей. Предстоит повысить качество, потребительские свойства, улучшить оформление и упаковку продукции с учетом требований рынка, а также ускорить работы по стандартизации и сертификации продукции.

Повысится уровень самообеспечения маслом растительным, овощами и фруктами. Сохранится ввоз рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, сырья для табачной и кондитерской промышленности, виноматериалов, а также твердой пшеницы для макаронной и хлебопекарной промышленности.

Организационно-экономическое единство функционирования агропромышленного комплекса будет основываться на дальнейшем развитии кооперации путем создания многоотраслевых и узкоспециализированных кооперативно-интеграционных структур, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продукции. В центре их должны находиться предприятия-интеграторы: перерабатывающие организации, животноводческие комплексы, торгово-сбытовые и финансово-кредитные организации. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации, деятельность которых должна строиться на принципах единства экономических целей и согласованности интересов всех участников производственного процесса.



9.3. Строительный комплекс



Главными целями развития строительного комплекса являются наиболее полное обеспечение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции, создание новых и модернизация действующих основных производственных фондов, сокращение сроков и снижение стоимости строительства, материало- и энергоемкости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, обеспечение роста экспорта строительных материалов, конструкций и услуг.

Для достижения этих целей требуется кардинально модернизировать строительный комплекс страны. Для этого в 2006 - 2010 годах необходимо обеспечить:

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.