Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475 "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

создание новых и расширение объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих технологий, универсальных конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений;

ввод дополнительных мощностей, реконструкцию и техническое перевооружение организаций отрасли. Реформирование должно затронуть прежде всего экспортоориентированные организации по производству цемента, щебня, продукции стекольной промышленности, а также изделий из ячеистого бетона и др.;

модернизацию и диверсификацию заводов крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, перепрофилирование ряда организаций на производство, ремонт и восстановление технологической оснастки для заводов КПД; реконструкцию и техническое перевооружение организаций сборного железобетона;

обновление технической базы и машинного парка строительных организаций, организацию производства башенных кранов в республике и расширение производства опалубочных систем;

создание в регионах территориальных мобильных строительных организаций, технологически оснащенных современными средствами механизации, способных выполнить весь комплекс работ по строительству жилья на селе и других объектов в нормативные сроки.

Необходимо обеспечить укрепление организационной структуры управления и систем региональных органов управления архитектурно-градостроительной и строительной деятельностью, воссоздать службы областных, городских и районных архитекторов.

В условиях высоких темпов строительства значительно увеличиваются объемы проектных работ, что требует принятия незамедлительных мер по формированию штатного состава проектных организаций, привлечению и "выращиванию" молодых специалистов.

Предусматривается упростить процедуры в строительстве по согласованию и разработке проектной документации, сократить период освоения инвестиций, перейти на разработку проектно-сметной документации в ценах января 2005 г.

В целях недопущения роста стоимости жилья необходимо обеспечить соблюдение установленных норм продолжительности строительства объектов и предельных нормативов стоимости 1 кв.м жилья, строящегося с государственной поддержкой.

В 2011 - 2015 годах главной задачей строительного комплекса будет формирование нового технологического базиса, обеспечивающего ресурсосберегающий тип воспроизводства, создание экологически чистых производств, выход организаций комплекса по конкурентоспособности на европейский уровень, обеспечение сбалансированного развития территорий и населенных пунктов.

Основными приоритетами развития комплекса на перспективу являются максимальное использование научно-технического потенциала строительного комплекса, ресурсо- и энергосбережение, повышение конкурентоспособности строительной продукции, развитие государственной системы нормативных документов и гармонизация ее с международными стандартами, совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.

Повышение эффективности деятельности строительного комплекса будет достигнуто на основе реализации долгосрочных отраслевых программ, таких, как Основные направления развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы; Программа создания национальной нормативной базы в строительстве; Программа действий Минстройархитектуры по реализации долгосрочной инвестиционной политики до 2015 года; Программа развития стекольной промышленности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. N 351 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 86, 1/7617); Государственная комплексная программа развития материально-технической базы в строительной отрасли на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2006 г. N 1118 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 145, 5/22842).

В сфере жилищного строительства предусматривается дальнейший рост ввода в эксплуатацию общей площади жилья от 3,8 млн.кв.м в 2005 году до 5,7 - 6,2 в 2010 году и 8,2 - 8,7 млн.кв.м в 2015 году. В результате обеспеченность одного жителя общей площадью жилья в 2010 году должна достигнуть 25,3 - 25,6 кв.м, в 2015 году - 29,1 - 30,1 кв.м против 22,6 кв.м в 2005 году. Предполагается увеличение доли внебюджетных источников при финансировании жилищного строительства.

Основные направления развития жилищного строительства предусматривают повышение уровня комфортности жилья и его потребительских и эксплуатационных качеств с учетом действующих и перспективных норм расселения и соблюдения градостроительных регламентов, обеспечение строительства жилья в сельской местности и малых городских поселениях до 50 процентов от общего ввода, увеличение платежеспособного спроса на жилье на основе снижения его себестоимости, роста доходов населения, развития институтов долгосрочного жилищного кредитования, в том числе ипотечного, и создания условий для их функционирования и развития, сохранение действующих и развитие новых форм поддержки и помощи в обеспечении жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.



9.4. Сфера услуг



Сфера услуг относится к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием и развитием всех отраслей экономики, с удовлетворением жизненно важных потребностей каждого человека. Значение и роль этой сферы постоянно возрастают. В Республике Беларусь отмечается тенденция к существенному росту доли сферы услуг в структуре национальной экономики, формируется устойчивая тенденция перетока занятого населения страны в этот сектор. Если в 2000 году доля услуг в ВВП составляла 40 процентов, в 2005 - 41,7, то в 2010 году она возрастет по прогнозу до 46 - 48 процентов. Объем реализации всех видов услуг в 2010 году увеличится по сравнению с 2005 годом в 1,5 - 1,6 раза, а за 2011 - 2015 годы - в 1,5 раза.

Оценка современного состояния сферы услуг свидетельствует о ее недостаточном развитии относительно потребностей национальной экономики. Такое положение связано с ограниченным спектром оказываемых услуг, отсутствием современной инфраструктуры.

Основной целью развития сферы услуг на прогнозируемый период является удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам. При этом необходимо обеспечить опережающие темпы развития данного сектора экономики, прежде всего, за счет приоритетных и новых видов.

В 2006 - 2010 годах важное значение будет иметь активизация работы по ликвидации перекрестного субсидирования платных услуг населению. Большое внимание по-прежнему предусматривается уделить развитию услуг транспорта и связи, традиционно занимающих высокий удельный вес (более 20 процентов). Приоритетным должно быть ускоренное развитие услуг, определяющих качество жизни населения: образования, здравоохранения, а также услуг, связанных с организацией досуга, рационализацией быта. В центре внимания будет поддержание государственных социальных стандартов и достижение рациональных нормативов потребления услуг. Предусматривается решить проблему территориальной и ценовой доступности бытовых услуг, услуг культуры, связи, физической культуры и спорта, коммунальных услуг для населения с различным уровнем доходов. В целях выравнивания уровня развития сферы обслуживания в городской и сельской местности, малых и средних городских поселениях необходимо принять организационные и экономические меры государственной поддержки развития услуг в сельской местности, малых и средних городских поселениях.

В ближайшие годы целесообразно сохранить сеть государственных организаций бытового обслуживания в сельской местности, малых и средних городских поселениях для выполнения услуг, которые в основном убыточны и низкорентабельны, но имеют большое социальное значение.

Следует развивать малое предпринимательство в сельской местности, малых и средних городских поселениях (расширение перечня видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства, организация сбыта сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции сельским населением; развитие сети торговли и кооперации; организация мест отдыха, охрана окружающей среды, коммунальные услуги и другое). Следует продолжить работу по предоставлению индивидуальным предпринимателям благоприятных условий для оказания услуг.

Приоритетным направлением развития услуг является экспорт как важный источник валютных поступлений, обеспечивающий сокращение дефицита внешнеторгового баланса. Для развития экспорта услуг необходимо расширять инфраструктуру внешней торговли услугами, в том числе создавать за рубежом сервисные центры продаж, гарантийного и послегарантийного обслуживания белорусских экспортных товаров и услуг.

Предстоит сформировать новую модель финансирования сферы услуг. Она должна сочетать государственную поддержку с широким использованием рыночных механизмов самоокупаемости и привлечения в эту сферу внебюджетных средств. Финансовую поддержку организаций сферы услуг следует осуществлять, прежде всего, в виде кредитов, в том числе льготных, ссуд и гарантий по кредитам коммерческих банков. Государственная поддержка в первую очередь должна оказываться развитию наукоемких и социальных услуг.

В более отдаленный период (2011 - 2015 годы) потребуется:

значительное увеличение доли сферы услуг в ВВП - до 51 - 52 процентов;

формирование прогрессивной структуры сферы услуг путем ускоренного развития более сложных наукоемких их видов, а также социальных услуг;

формирование современного рынка информационных продуктов и услуг путем значительного увеличения объема реализации современных информационных услуг (информатики, телекоммуникаций, программного обеспечения, электронной связи) и обеспечения динамичного расширения сети Интернет на территории страны.

Одним из важных направлений остается развитие деловых услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые). Наряду с сохранением приоритетности кредитования жилищного строительства и сельского хозяйства, предстоит повысить значимость услуг, связанных с кредитованием, в том числе льготным, фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства и образования. Получат дальнейшее развитие риэлтерские услуги и услуги в области охраны окружающей среды, оказываемые государственными организациями.



9.4.1. Транспорт и связь



Динамичное развитие всех отраслей экономики Республики Беларусь, наращивание экспортного потенциала, а также необходимость обеспечения потребностей населения в транспортных услугах требуют устойчивого и сбалансированного развития транспорта. Для этого необходимо обеспечить:

гармоничное развитие всех видов транспорта;

повышение конкурентоспособности белорусских перевозчиков на внешних рынках транспортных услуг;

обновление и совершенствование структуры парков подвижного состава;

дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, включая модернизацию международных транспортных коридоров, проходящих по территории страны;

интеграцию транспорта Республики Беларусь в международную транспортную систему;

улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения;

усиление экологического контроля и сертификации автотранспортных средств в соответствии с европейскими стандартами.

Для осуществления указанных направлений на первом этапе (2006 - 2010 годы) предполагается усовершенствовать нормативную правовую базу для повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков, обеспечить развитие транспортной инфраструктуры и обновление парков подвижного состава, усовершенствовать механизмы тарифной политики и государственного субсидирования социально значимых пассажирских перевозок. Довести до уровня рентабельной работы внутриреспубликанские перевозки грузов и до безубыточной работы пассажирские перевозки во внутриреспубликанском, пригородном и городском сообщениях с учетом субсидий из бюджета, осуществить меры государственной поддержки экспорта транспортных услуг, в том числе основанных на технологиях комбинированных (смешанных) перевозок, обеспечить развитие морских перевозок белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями.

На втором этапе (2011 - 2015 годы) основное внимание предусматривается уделить формированию системы информационного обеспечения рынка транспортных услуг, совершенствованию экологического контроля и сертификации транспортных средств в соответствии с международными стандартами, завершению обустройства международных транспортных коридоров на территории республики, развитию производства импортозамещения запасных частей, внедрению логистических технологий и систем доставки грузов, повышению качества и безопасности перевозок, соблюдению природоохранных требований международных стандартов.

Целью развития отрасли "Связь" является обеспечение максимального удовлетворения спроса на услуги связи и информатизации всех категорий пользователей на основе динамичного развития национальных сетей связи, их интеграции в мировую систему, обеспечения доступа к информационным ресурсам, внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий и создания общегосударственной информационной системы.

Приоритетное развитие в 2006 - 2010 годах должны получить направления технического перевооружения и совершенствования технической эксплуатации средств связи, создания информационной инфраструктуры, развития и совершенствования информационно-коммуникационных технологий, расширения высокоскоростного доступа к сети Интернет, развития магистральных и внутризоновых волоконно-оптических линий связи с применением современных систем передачи информации, внедрения цифровых коммуникационных систем электросвязи, сетей сотовой подвижной связи третьего поколения, повышения качества услуг связи, модернизации традиционных почтовых услуг и внедрения новых на основе информационных технологий, снижения затрат на обеспечение технологических процессов.

В 2011 - 2015 годах будут продолжены работы по расширению спектра услуг сетей цифровой сотовой подвижной связи, строительство радиопередающих станций, развитие наземного цифрового телевещания, внедрение новых перспективных технологий электросвязи, автоматизация технологических процессов почтовой связи, повышение эффективности инфраструктуры рынка услуг связи.

Для реализации указанных направлений необходимо сохранить действующий порядок формирования государственного целевого бюджетного инновационного фонда Минсвязи, соответствующих тарифов на услуги электросвязи для компенсации операторам электросвязи экономически обоснованных затрат за счет резерва универсального обслуживания. Совершенствование государственного регулирования деятельности в отрасли будет направлено на развитие конкуренции и либерализации рынка услуг, совершенствование организационно-технического взаимодействия сетей электросвязи и порядка использования ограниченных ресурсов в условиях конкуренции.



9.4.2. Торговля и общественное питание



В республике обеспечена стабильность потребительского рынка и практически бесперебойная торговля основным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Среднегодовые темпы розничного товарооборота в 2001 - 2005 годах составили 15,5 процента. Основой улучшения торгового обслуживания населения явилось увеличение объемов производства потребительских товаров и рост денежных доходов населения.

Развитие торговли и общественного питания в прогнозном периоде будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне торгового обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг. Для достижения этой цели необходимо обеспечить:

повышение конкурентоспособности и улучшение условий реализации товаров;

развитие инфраструктуры товарных рынков, в том числе системы информации о рыночной конъюнктуре;

доступность основных видов товаров и услуг для потребителя с низкими и средними доходами;

перестройку системы торговли с покупки товаров на рынках, на которых продаются в основном импортные товары, в цивилизованные условия обслуживания населения.

Должны быть приняты меры по совершенствованию торговой сети, организационных структур, обеспечению эффективного взаимодействия торговли с другими отраслями народнохозяйственного комплекса. Важнейшими направлениями являются:

строительство гипер- и супермаркетов, а также расширение сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, и дисконтных магазинов;

создание интегрированных структур - торговых сетей, торгово-промышленных групп, предпринимательских групп;

развитие электронной торговли и инфраструктуры электронного бизнеса;

развитие фирменной торговли, формирование сети современных фирменных магазинов.

Особое внимание должно быть уделено размещению в сельской местности, малых и средних городских поселениях социально-ориентированных магазинов (торгующих по сниженным ценам (дискаунтер). Для решения этой задачи необходимо использовать гибкую систему экономических рычагов и стимулов, в том числе льготные тарифы при аренде городского имущества и земельных участков.

Следует продолжить работу по организации торгового обслуживания пожилых людей необходимыми социальными товарами через специализированные магазины "Ветеран", "Забота", а в сельской местности, районных центрах, малых и средних городских поселениях через специальные отделы и секции.

Развитие общественного питания будет направлено на расширение обеспечения горячим питанием школьников, студентов, рабочих, служащих. В этих целях необходимо восстановить и расширить сеть общественного питания в первую очередь на производстве и по месту учебы. Следует расширить сеть организаций быстрого питания за счет привлечения неиспользуемых площадей, перепрофилирования закрытых и убыточных организаций.

Для повышения качества и снижения стоимости продукции в организациях общественного питания должно получить развитие централизованное производство полуфабрикатов, блюд и изделий высокой степени готовности.



9.4.3. Жилищно-коммунальное хозяйство



Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства включают:

обеспечение государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере, удовлетворение потребностей населения в платных услугах, повышение качества обслуживания на основе привлечения в эту сферу субъектов хозяйствования малого и среднего предпринимательства;

развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, в том числе расширение оснащенности недостающими видами инженерного обустройства поселений в сельской местности, обеспечение надежности и устойчивости их функционирования при одновременном снижении затрат на производство и оказание услуг за счет модернизации производственных мощностей, внедрения энергоэффективных технологий, оптимизации структуры управления производством;

создание правовых, экономических и организационных условий для безубыточного функционирования организаций по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, поставщиков коммунальных услуг;

реализация мероприятий по демонополизации обслуживания и ремонта жилищного фонда путем разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда, создание конкуренции между организациями.

Предусматривается дальнейший рост общей площади жилищного фонда к 2015 году до 275 - 279 млн.кв.м и повышение уровня жилищной обеспеченности населения до 29 - 30 кв.м общей площади на одного человека, повышение потребительских и эксплуатационных свойств жилых помещений, снижение ресурсо- и энергопотребления при эксплуатации жилья, развитие коммунальной инфраструктуры и повышение уровня благоустройства жилищного фонда, особенно в сельской местности, где эти показатели значительно ниже, чем в городах. Особое внимание должно уделяться реконструкции и тепловой модернизации жилищного фонда.



9.4.4. Социально-культурный комплекс



В решении задач социально-экономического развития Республики Беларусь важнейшая роль принадлежит отраслям социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, физическая культура, спорт и туризм), обеспечивающим формирование физически здорового, всесторонне развитого и восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса человека - члена нового постиндустриального общества.

В связи с этим основными задачами в развитии этих отраслей являются обеспечение условий для сохранения здоровья человека, продолжительной здоровой творческой его жизни, интеллектуального, духовного и физического развития, создание благоприятной жизненной среды, формирование здорового образа жизни.

Главными целями дальнейшего развития здравоохранения являются создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала и повышение доступности и качества медицинской помощи, улучшение здоровья населения.

Для их реализации предусматривается решение следующих задач:

проведение структурных преобразований в системе здравоохранения;

развитие ресурсного потенциала системы здравоохранения и повышение эффективности его использования;

совершенствование нормативной и правовой базы лекарственного обеспечения и системы предоставления населению медицинских услуг;

развитие науки и научно-медицинского потенциала;

улучшение медицинской помощи на селе.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения в 2006 - 2010 годах являются обеспечение гарантированного объема медицинской помощи учреждениями здравоохранения на основе государственных социальных стандартов в области здравоохранения, модернизация и совершенствование материально-технической базы, усиление профилактической направленности, формирование у населения потребности в здоровом образе жизни, повышение доступности высокоэффективных и безопасных лекарственных средств для населения, приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи как основы системы здравоохранения.

В этот период предполагается внедрение новой, эффективной медико-экономической модели развития здравоохранения, основу которой составляют планирование финансовых средств в расчете на одного жителя, разработка территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, совершенствование системы государственных социальных стандартов в области охраны здоровья.

Предусматривается проведение комплексной реструктуризации, включая перераспределение ресурсов на более эффективные и менее затратные виды медицинской помощи (врач общей практики) и стационарозамещающие технологии (стационары на дому и дневные стационары), развитие добровольного медицинского страхования и создание унитарных государственных организаций для оказания населению платных медицинских услуг.

Достижение нового качества медицинского обслуживания предполагает реконструкцию и переоснащение операционных блоков и отделений реанимации центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, областных клинических больниц.

Особое внимание предусматривается уделить реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, целью которой является преодоление различий в обеспечении медицинской помощи городского и сельского населения, ликвидация диспропорций при распределении ресурсов здравоохранения.

В области санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в этот период необходимо выработать новую стратегию развития санаторно-курортных учреждений, обеспечивающих восстановление здоровья и лечение граждан. Ее основу должны составить разработка стандартов деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, внедрение в их работу современных лечебно-реабилитационных технологий, формирование рыночных механизмов в сфере санаторно-курортного лечения, совершенствование механизма ценообразования.

В 2011 - 2015 годах предусматривается завершить структурные преобразования системы здравоохранения, создать цивилизованный рынок медицинских услуг, усилить меры социальной защиты малообеспеченных слоев населения в предоставлении медицинской помощи, внедрение информационно-коммуникационных технологий на основе использования сетевых интернет-ресурсов, развития международного сотрудничества в области здравоохранения и санаторно-курортного лечения.

Основная цель развития образования - повышение образовательного потенциала граждан как необходимого условия дальнейшего динамичного развития общества и социального прогресса. Перед системой образования в текущем пятилетии ставятся следующие задачи:

приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства;

повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу;

опережающее развитие новых наукоемких технологий обучения.

Для их решения предусматривается обеспечить повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, и прежде всего на селе, посредством совершенствования содержания и структуры образования, внедрения передовых информационных образовательных технологий, оптимизации структуры подготовки специалистов, приведения ее в соответствие с требованиями экономики, потребностями национального рынка труда, создания эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками кадров.

В 2006 - 2010 годах предусматривается обеспечить разнообразие многофункциональной сети дошкольных учреждений с сохранением ее в сельской местности для массового охвата детей дошкольным образованием и воспитанием, завершить реформирование общеобразовательной школы и переход на 12-летнее обучение, создать условия для профильного обучения на старшей ступени школы, повысить гибкость, мобильность в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров для нужд наукоемких производств и сельской местности, завершить переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием, улучшить социальные условия для детей, воспитанников, учащейся молодежи и педагогических работников, провести полную кодификацию законодательства об образовании, завершить создание эффективной системы государственного управления и повышения качества образования.

Особое внимание должно быть уделено развитию сельской школы: организации дифференцированного обучения, повышению его качества и конкурентоспособности, созданию условий для получения сельскими учащимися образования, равноценного образованию, получаемому в городах.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010 году до 0,96 против 0,95 в 2005 году. По данному показателю Беларусь достигла уровня таких стран, как Италия, Люксембург, Израиль, Латвия, Украина и превзошла Японию, Чехию, Польшу, Болгарию.

Государственная политика в сфере образования в 2011 - 2015 годах предусматривает:

создание условий для повышения качества общего образования, приспособление его к усложняющимся условиям научно-технического прогресса;

обеспечение всеобщей компьютеризации и информатизации образования, активное использование технологий открытого образования, в том числе виртуального, дистанционного;

актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества.

В этот период предполагается создание цивилизованного рынка образовательных услуг на основе рационального сочетания государственного и негосударственного секторов образования для удовлетворения растущих потребностей населения в образовании, а также белорусской экономики в высококвалифицированных кадрах.

По прогнозным оценкам индекс уровня образования к 2015 году составит 0,97 против 0,96 в 2010 году.

Основная цель развития культуры - повышение ее роли в социально-экономическом развитии страны, формирование высокой духовности человека в соответствии с историческими, социальными и культурными ценностями белорусского народа и мировой цивилизации.

Основными задачами развития культуры в 2006 - 2010 годах должны стать:

обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села в целях приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел;

реализация программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристский оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;

разработка и внедрение рациональной схемы территориального размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;

повышение конкурентоспособности профессиональных творческих коллективов и исполнителей на внутреннем и внешних рынках;

обеспечение реализации перспективной кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;

создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе художественно одаренных детей и талантливой молодежи.

Это позволит создать современную сеть объектов культуры, более гибко реагирующих на изменяющиеся потребности населения, усовершенствовать их работу путем развития новых форм и видов услуг.

В 2011 - 2015 годах предстоит осуществить меры по дальнейшему совершенствованию организационной структуры учреждений культуры и механизма их финансирования, оптимизации сети учреждений культуры в сельской местности, обеспечению преемственности развития белорусской культуры и целенаправленной поддержки инноваций, взаимосвязи общей культуры населения с высокой политической, правовой и экономической его сознательностью, включению белоруской культуры в мировые интеграционные процессы.

Главными целями дальнейшего развития физической культуры и спорта являются гармоничное физическое развитие человека, оздоровление и продление периода его трудовой активности. Для этого необходима реализация следующих основных задач:

совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

повышение уровня физического воспитания населения;

улучшение условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и слоев населения и их доступность;

формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, обеспечение достойного выступления сборных команд Республики Беларусь на международных соревнованиях.

В 2006 - 2010 годах предусматривается разработка государственных программ развития физической культуры и спорта и их финансовое обеспечение, достижение государственных минимальных социальных стандартов в области физической культуры и спорта, повышение эффективности физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и профилактической работы среди населения, в первую очередь подрастающего поколения, в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, по месту жительства, направление ее на качественное улучшение здоровья человека и осуществление реабилитационных мероприятий.

Финансовые ресурсы в области спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва предполагается сконцентрировать на развитии традиционных для Беларуси олимпийских видов спорта. Предусматривается укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы спорта, создание национальных центров олимпийской подготовки и региональных центров для подготовки спортивного резерва.

Важнейшими направлениями развития физической культуры и спорта на селе станут создание районных физкультурно-спортивных клубов, филиалов ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ) при учреждениях образования, восстановление деятельности общества "Урожай", укрепление и развитие физкультурно-спортивной базы в агрогородках.

В перспективе до 2015 года продолжится совершенствование структуры управления и укрепление материально-технической базы отрасли, модернизация программно-методического обеспечения физического воспитания и расширение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни.

Цели развития туризма в Беларуси - создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах, развитие смежных секторов экономики. Основными задачами для их достижения являются:

развитие инфраструктуры туристского комплекса, отвечающей мировым стандартам;

максимальное вовлечение в туристский оборот имеющихся природных, историко-культурных и курортно-рекреационных ресурсов страны;

улучшение сферы услуг и сервиса обслуживания туристов, стимулирование занятости населения в данной сфере;

обеспечение развития малого предпринимательства и интеграционных систем, учитывающих роли всех участников туристского рынка.

Приоритетным станет въездной туризм. Получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный, трансграничный, деловой, агроэкотуризм, спортивный, оздоровительный и другие виды туризма.

В период до 2010 года туристская деятельность будет осуществляться в рамках Национальной программы развития туризма на 2006 - 2010 годы. Важнейшие ее направления - совершенствование системы управления, нормативного, правового, кадрового, организационного и рекламно-информационного обеспечения отрасли, а также создание благоприятных условий для финансирования субъектов хозяйствования.

Создание современной инфраструктуры в первую очередь предусматривается на территориях туристских зон и маршрутов, а также вдоль основных автомагистралей, в малых городах и сельской местности, в местах досуга и отдыха.

В 2011 - 2015 годах займет свое достойное место агроэкотуризм на базе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности. Намечается создание агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов.

В перспективе требуется разработка и реализация мер по возрождению и развитию социального туризма в Беларуси. Предполагается формирование единой туристско-информационной сети (ЕТИС) на территории Беларуси, совершенствование маркетинговой деятельности и научно-методического обеспечения отрасли.



10. Внешнеэкономическая деятельность



Главной целью внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности в прогнозируемом периоде должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

Для их реализации необходимо:

усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие требованиям международных стандартов;

создание новых экспортоориентированных производств на основе передовых научно-технических разработок;

повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;

активное применение новых форм внешнеэкономической деятельности (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств, с одновременным формированием сетей технических сервисных центров, представительств организаций в странах ближнего и дальнего зарубежья);

оптимизация и сбалансированность торговых и платежных отношений во внешней торговле;

закрепление международной специализации белорусской экономики на основе традиционных экспортных позиций, а также внедрение в новые рыночные ниши отечественной продукции, произведенной на основе использования высоких технологий;

совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности;

создание разветвленной системы государственной поддержки экспортоориентированных производств, в первую очередь по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции;

приведение системы тарифного, нетарифного регулирования и таможенного администрирования в соответствие с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Расширению экспортных возможностей будет способствовать реализация Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. N 1081 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 158, 5/16590).

Предусматривается дальнейшее развитие внешнеторговых связей в сфере услуг, в том числе производственных услуг (транспорт и связь), услуг по обслуживанию инфраструктуры рыночного хозяйства (банковские, страховые, правовые, маркетинговые, консалтинговые, информационные), услуг, способствующих активизации человеческого фактора (интеллектуальных, образовательных, медицинских, профессиональных, туристических).

Расширению транзитных возможностей будет способствовать реализация Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2005 г. N 700 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 105, 5/16196), предусматривающей совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей условия транзита через территорию страны, ее унификацию с сопредельными государствами, реконструкцию и модернизацию инфраструктуры трансъевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны, дальнейшее развитие сети сервисных услуг вдоль основных магистралей и на пунктах пропуска через государственную границу, совершенствование системы взимания налогов, сборов и таможенного оформления (контроля), совершенствование структуры и системы эксплуатации, реконструкция и капитальный ремонт объектов магистральных трубопроводов, внедрение современных информационных технологий сопровождения транспортных процессов и других систем информатизации, развитие международного сотрудничества в области транспорта в части заключения международных договоров.

Расширению экспорта туристических услуг будет способствовать реализация Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 августа 2005 г. N 927 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 137, 5/16437), предусматривающая развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса путем создания инфраструктуры туризма, повышения эффективности использования имеющихся туристических ресурсов.

Рост экспорта услуг связи предусматривается осуществить за счет формирования информационной инфраструктуры сетей связи, перехода от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи.

Предусматривается дальнейшее развитие свободных экономических зон в целях наращивания экспортного потенциала, развития импортозамещающих производств, организации новых рабочих мест с учетом проводимой структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения белорусского и иностранного капитала, а также внедрения передовых технологий. Для этого потребуется:

создание производственной инфраструктуры, приемлемой для привлечения средних и крупных инвестиционных проектов, основанных на современных наукоемких технологиях;

развитие инженерно-транспортной инфраструктуры;

создание эффективной системы привлечения иностранных инвестиций;

совершенствование информационного обеспечения инвестиционной деятельности.

Международное экономическое сотрудничество будет осуществляться на принципах сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров, широты участия с определением приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений. Для реализации принципа многовекторности торгово-экономические связи будут осуществляться со странами СНГ и вне СНГ, региональными объединениями, союзами и международными организациями.

Взаимоотношения со странами СНГ, и прежде всего с Российской Федерацией, останутся приоритетными во внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией будет осуществляться в рамках Договора о создании Союзного государства. Будет продолжено формирование общего экономического пространства на основе развития зоны свободной торговли, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространств, объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда.

Одним из приоритетов интеграционного сотрудничества является участие в формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, Казахстана, России и Украины.

Развитие интеграционных связей со странами вне СНГ будет направлено на:

обеспечение сбалансированности торговых операций и создание условий для закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширения географии экспортных рынков;

завершение процесса присоединения Республики Беларусь к ВТО;

активизацию сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями (Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и др.) в целях привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики;

эффективное участие в международных экономических структурах, углубление сотрудничества с Европейским Союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, участие в многостороннем политическом диалоге в рамках ООН и других международных и региональных организаций;

интенсификацию привлечения инвестиций, обеспечение участия в международных проектах;

приоритетное развитие форм международного сотрудничества, определяющих технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, торговля инжиниринговыми услугами, совместные НИОКР, лизинг оборудования);

расширение участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.



11. Основные направления развития хозяйства

областей и г.Минска



Главной целью региональной экономической политики является обеспечение роста благосостояния населения, независимо от мест его проживания, на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов.

Для формирования эффективной экономической базы регионов в соответствии с местными условиями и ресурсами система мер республиканских и местных органов управления должна быть направлена на:

содействие развитию производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов и условий, формирование новых сфер приложения труда (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и др.);

создание условий для развития поселков городского типа, городов районного подчинения и отдельных районов, превращения их в благоприятные для человека, безопасные и устойчиво развивающиеся места проживания людей;

формирование условий для повышения инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно по производству потребительских товаров и оказанию бытовых услуг;

повышение комплексности развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким уровнем обеспеченности населения услугами;

обеспечение государственной поддержки проблемных регионов (пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС), а также городов с одной градообразующей организацией.

Важнейшими направлениями регионального развития (особенно на первом этапе) должны стать создание новых рабочих мест, ускоренное строительство жилья, объектов физической культуры и спорта, развитие сферы услуг, в первую очередь в сельской местности (строительство агрогородков), в поселках городского типа и городах районного подчинения, а также в районах с высоким уровнем безработицы и недостаточным обеспечением населения услугами. Для этого предусматривается проводить политику стимулирования размещения новых организаций, филиалов и цехов действующих производств, развития частного предпринимательства и, прежде всего, производств, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, формированием необходимой инфраструктуры туризма, реализацией услуг для населения.

Главным направлением развития промышленности регионов в ближайший период остается совершенствование ее отраслевой структуры, особенно в Витебской, Гомельской, Могилевской областях с большой долей производств, зависимых от внешних поставок сырья и ресурсов. Для повышения технического и технологического уровня производства во всех регионах необходимо ускорение темпов его модернизации, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитие отраслей и производств, работающих на местном сырье.

В ближайший период (до 2010 года) в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, увеличения экспортного потенциала отдельных регионов потребуется реализация проектов наукоемкой высокотехнологичной направленности, особенно в регионах с высоким научно-техническим потенциалом (г.Минск, Витебская, Гомельская области и др.). Это, прежде всего, создание высокоточного оборудования, станков (Брестская, Витебская, Гомельская области, г.Минск), производство высокотехнологичной продукции двойного назначения (г.Минск, Витебская, Гомельская области), развитие новых технологий и производств в сфере информатики и электроники (г.Минск).

В 2011 - 2015 годах внедрение наукоемких технологий должно стать определяющим в развитии промышленности всех регионов, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности.

Развитие сельского хозяйства всех областей определяется необходимостью создания высокоэффективного производства, максимально удовлетворяющего внутренние потребности региональных рынков в продуктах питания, сырье для перерабатывающих организаций, а также обеспечивающего стабильный рост производства конкурентоспособной продукции.

Важным направлением повышения эффективности сельскохозяйственного производства является дальнейшее углубление специализации регионов путем внедрения зональных систем земледелия с учетом экономических, демографических, почвенно-климатических и иных особенностей сельскохозяйственных зон, ускоренного развития кормовой базы животноводства на основе зернопропашной (Брестская, Гродненская, Минская области) и зернотравяной (Витебская, Могилевская области) систем.

В Полесской зоне в ближайшей перспективе особое внимание следует уделить мелиорированным землям. Эффективное использование последних потребует и в перспективе постоянного поддержания мелиоративных систем в рабочем состоянии, дальнейшего совершенствования структуры посевных площадей на этих землях, повышения продуктивности мелиорированных земель.

В регионах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, приоритетное развитие должно получить мясное скотоводство, другие виды деятельности, обеспечивающие получение чистой продукции.

Для повышения уровня жизни населения предусматривается эффективное развитие социальной сферы регионов в целях обеспечения широкого ассортимента и доступности социальных услуг населению высокого качества, независимо от места проживания. Важнейшими направлениями решения этой задачи являются внедрение в ближайшей перспективе государственных социальных стандартов во всех регионах страны, разработка и реализация местных социальных программ в регионах со слабо развитой сетью учреждений социальной сферы, оптимизация размещения сети этих учреждений.

Для обеспечения доступности услуг социального комплекса для сельских жителей особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструктуры городов и агрогородков как центров обслуживания жителей близлежащих сельских поселений.

Основными инструментами государственного регулирования регионального развития являются меры бюджетно-налоговой, кредитной поддержки отдельных территориальных образований, технопарков, технополисов, региональных бизнес-инкубаторов и других перспективных форм и направлений регионального развития.

Решение региональных проблем тесно связано с социально-экономической реабилитацией территорий радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Целью реабилитации пострадавших регионов является повышение благосостояния и радиационной безопасности проживающего здесь населения, а также обеспечение устойчивого экономического развития. Для этого предусматривается концентрация усилий на следующих приоритетных направлениях:

обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан путем совершенствования действующей системы радиационного мониторинга, ужесточения республиканских допустимых уровней, расширения информированности о радиационной ситуации, усиления защитных мероприятий в агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве, активизации радиационного контроля производимой сельскохозяйственной продукции в частном секторе и даров леса;

усиление медицинской и социальной защиты наиболее пострадавших категорий граждан на основе определения накопленной и прогнозируемой эффективной дозы облучения, совершенствования организации оздоровления и санаторно-курортного лечения, интеграции научных исследований в области медицины и укрепления сотрудничества в этой области с пострадавшими странами;

активное внедрение финансово-кредитного и организационно-экономического механизмов, включающих лизинг, государственное кредитование градообразующих организаций, налоговые льготы для субъектов хозяйствования, своевременное проведение процедуры санации и банкротства.

В 2006 - 2010 годах предполагается повысить эффективность производственной деятельности и уровень конкурентоспособности производимой продукции путем переспециализации сельскохозяйственных организаций на основе совершенствования структуры посевных площадей с возделыванием культур с наименьшим накоплением радионуклидов и широкомасштабного внедрения новых технологий, обеспечивающих производство чистых продуктов питания. Предусматривается разработка дополнительных мер по стимулированию развития реального сектора экономики, укрепление материально-технической базы производств, государственная поддержка экономически перспективных производств и организаций, создающих новые рабочие места. Планируется обеспечение всех загрязненных населенных пунктов дозиметрическими приборами различного назначения, привлечение и закрепление недостающих специалистов путем повышения заработной платы, комфортности предоставляемого им жилья и уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

В 2011 - 2015 годах намечается улучшение демографической ситуации в пострадавших регионах на базе эффективной медицинской защиты, роста доходов населения и улучшения жилищно-коммунальных условий, активной государственной поддержки семьи, формирования здорового образа жизни, регулирования миграционных процессов и формирования новой системы социально-психологической помощи гражданам. Предусматривается создание новых интегрированных структур, в том числе производственно-финансовых холдингов на базе организаций, расположенных на "чистых" и радиоактивно загрязненных территориях.



12. Совершенствование системы управления экономикой



Основными целями совершенствования государственного управления экономикой является создание эффективно функционирующей системы органов государственного управления, способной обеспечивать социально-экономические преобразования в интересах граждан, общества и государства.

Их реализация в 2006 - 2010 годах будет осуществляться по следующим основным направлениям:

оптимизация системы республиканских органов государственного управления и их организационных структур на основе исключения дублирования функций, упразднения излишних звеньев и перераспределения полномочий, минимизации расходов на содержание государственного аппарата; использования высококвалифицированных руководителей из кадрового резерва;

совершенствование организационных форм и механизмов управления, повышение роли экономических методов, применение современных управленческих технологий;

создание в среднем звене управления отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных структур (государственных объединений, включая производственные и научно-производственные, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и др.), в том числе межгосударственных и транснациональных;

совершенствование управления государственной собственностью на основе оптимизации структуры объектов государственной собственности, развития форм участия государства в управлении хозяйственными обществами, повышения эффективности использования государственного имущества, в том числе за счет вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, дифференцированного подхода к приватизации государственного имущества;

совершенствование административно-территориального деления и повышение роли местного управления и самоуправления, в том числе на основе разграничения полномочий между республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами;

упрощение административных процедур при работе государственных органов с обращениями юридических и физических лиц на основе повышения качества и доступности оказываемых услуг;

взаимодействие государственных органов со структурами гражданского общества и саморегулируемыми организациями;

побуждение к добровольному применению корпоративными структурами рекомендательных правил и процедур внутрикорпоративного управления.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.