Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2006 N 720 "О Программе развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Наиболее острыми проблемами, препятствующими эффективной работе жилищного хозяйства республики и, соответственно, эффективной эксплуатации жилищного фонда, являются:

низкий уровень покрытия тарифами затрат на предоставление населению услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

неэффективная монопольная структура управления жилищным хозяйством и отсутствие конкуренции;

неэффективность механизма финансирования текущего и капитального ремонта жилищного фонда и общей инфраструктуры, предусматривающего усредненный тариф на техническое обслуживание и капитальный ремонт 1 кв. метра общей площади без учета индивидуальных характеристик жилья и реальной величины амортизации. Отчисление платежей в единый фонд, а не по каждому из лицевых счетов, отсутствие стимулов у собственника жилья к накоплению таких платежей, проведение ремонта при наличии собранных с населения и полученных из государственного бюджета финансовых средств, а не исходя из нормативных сроков ведет к неудовлетворительному состоянию жилищного фонда и жилищно-коммунальной инфраструктуры;

высокая энергоемкость построенного ранее жилищного фонда, ориентированного на дешевые энергоносители.

Приоритетными направлениями реформирования и развития жилищного хозяйства Республики Беларусь в 2006 - 2010 годах являются:

повышение уровня возмещения тарифами затрат на предоставление услуг для населения путем сближения тарифов с себестоимостью по регулируемым услугам в соответствии с динамикой роста доходов населения, а также увеличения доли услуг, оказываемых на договорной платной основе;

демонополизация жилищного хозяйства путем разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда, создания конкуренции между организациями;

реформирование системы финансирования текущего и капитального ремонта жилищного фонда;

тепловая модернизация жилищного фонда.

Сближение тарифов с себестоимостью является главным условием создания финансовой основы для расширенного воспроизводства жилищного хозяйства, вовлечения частных организаций в сферу оказания услуг по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, будет проводиться как путем повышения тарифов в соответствии с динамикой роста доходов населения, так и путем вовлечения частных организаций в сферу оказания услуг жилищного хозяйства, получения ими субсидий из бюджета на равных условиях с государственными организациями, отказа от закрепления этих организаций за определенным жилищным фондом. Это позволит создать здоровую конкуренцию, снизить среднюю себестоимость услуг и, таким образом, ускорить сближение себестоимости с тарифами.

Изменения, происшедшие в структуре жилищного фонда республики за последние годы, связанные со строительством новых жилых домов с улучшенными потребительскими качествами, в том числе элитных застроек, выявили необходимость дифференцированного подхода к оказанию услуг организациями жилищного хозяйства. Более дорогостоящее оборудование требует значительных материальных и трудовых затрат на его обслуживание и оказание большего количества услуг по содержанию домов с улучшенными потребительскими характеристиками. Возникает необходимость в предоставлении дополнительных услуг общего пользования, в том числе таких, как управление новым оборудованием, охрана придомовой огражденной территории, услуги консьержки, садовников и другие.

Общий принцип будет состоять в том, что традиционные услуги по утвержденному перечню с описанием применяемых материалов и работ предоставляются по установленным государством единым тарифам и субсидируются в установленных объемах. В случае, если собственник или наниматель жилых помещений пожелает при проведении ремонта применить дорогостоящие материалы, сумма дополнительного платежа к установленному государством тарифу должна определять с включением отдельной строкой в общий платежный документ. Дополнительные услуги оказываются на договорной основе за дополнительную плату и включаются в общий платежный документ отдельными строками по каждой из услуг.

Изменение принципа оказания жилищных услуг позволит учитывать требования граждан к составу и качеству услуг, включить в состав оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства услуг дополнительные и улучшить за счет этого их финансовое положение, существенно увеличить долю услуг, оказываемых на договорной платной основе, повысить уровень возмещения тарифами затрат на предоставление жилищным хозяйством услуг для населения.

Реализация представленного механизма на практике невозможна без демонополизации жилищного хозяйства. Изменение принципов предоставления жилищных услуг в условиях закрепления обслуживающих организаций за определенным жилищным фондом приведет к некачественному выполнению работ производителями и дополнительным для собственников и нанимателей жилых помещений услугам и платежам.

Собственник жилья должен иметь право получать стандартные услуги по утвержденным государством тарифам и в случае неудовлетворительного выполнения работ предъявить в установленном порядке претензии организации-подрядчику, взыскать с нее материальный ущерб, сменить подрядчика для выполнения дальнейших работ.

Для реализации права собственника жилья на свободу выбора организации-подрядчика необходимо законодательно разделить функции управления и обслуживания жилищного фонда. Реформа в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции по двум направлениям:

в сфере управления недвижимостью на получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

между подрядными организациями на получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации либо управляющего физического лица, наделенного полномочиями на подписание соответствующих финансовых документов.

На первом этапе предполагается реформирование существующей системы ЖЭСов и демонополизацию обслуживания жилищного фонда в г.Минске, областных центрах и городах областного подчинения.

Начисления платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, учет поступивших от населения средств и их перечисление производителям услуг, выдача справок будет осуществляться расчетно-справочными центрами, которые организуются путем выделения соответствующих служб из состава ЖЭСов.

Расчетно-справочные центры успешно работают в ряде регионов республики. Организация расчетно-справочных центров повсеместно должна быть завершена к концу 2006 года.

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем, уборка вспомогательных помещений жилых домов и придомовой территории и другие услуги, предоставляемые в настоящее время ЖЭСами, будут оказываться жилищно-эксплуатационными участками, организованными путем выделения соответствующих служб из состава ЖЭСов.

В ведении ЖЭСов остаются функции по управлению жилищным фондом. Техническое обслуживание жилищного фонда производится независимым подрядчиком, определяемым путем проведения открытого конкурса между организациями различной формы собственности, осуществляющими техническое обслуживание жилых домов, в том числе жилищно-эксплуатационными участками, ЖСК, негосударственными жилищно-эксплуатационными организациями, товариществами собственников и иными частными организациями. Победитель конкурса получает право на заключение контракта на обслуживание жилищного фонда и государственное бюджетное финансирование предоставляемых услуг. Демонополизация обслуживания жилищного фонда должна быть завершена к концу 2006 года.

В районных центрах и небольших населенных пунктах предполагается сохранить действующую схему организации эксплуатации жилищного фонда.

На втором этапе проводится демонополизация управления жилищным фондом. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. N 342 "Об утверждении положений об уполномоченном лице по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения и о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда" введен институт уполномоченных лиц по управлению общим недвижимым имуществом совместного домовладения.

Уполномоченное лицо по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения назначается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом до момента реализации собственниками недвижимого имущества совместного домовладения своего права на осуществление управления этим имуществом.

Между уполномоченным лицом и собственниками жилья заключается договор о передаче полномочий по управлению жилищным фондом, в котором отражаются дополнительные к стандартному перечню требования по качеству жилищно-коммунальных услуг, по дополнительным услугам, по размерам дополнительных платежей. Дополнительные требования, вносимые в договор между уполномоченным лицом и собственниками домовладения, определяются на общем собрании жильцов в присутствии представителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Демонополизация технического обслуживания жилищного фонда на конкурсной основе должна быть завершена к концу 2008 года. В течение 2006 - 2008 годов, которые являются переходным периодом, функции по управлению совместным домовладением временно выполняет реформированная система ЖЭСов. После приобретения опыта управления и проведения открытых конкурсов по обслуживанию жилищного фонда на конкурсную основу будет переводиться и управление совместным домовладением.

Для успешного функционирования реформированной системы управления и обслуживания жилищного хозяйства необходимо реформирование системы финансирования текущего и капитального ремонта жилищного фонда.

Предусматривается, что отчисления на текущий ремонт совместного домовладения будут выделены в отдельную строку в общем платежном документе по оплате жилищно-коммунальных услуг. Базовая величина этих отчислений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья средних потребительных качеств будет регулироваться и частично финансироваться государством. Общее собрание жильцов вправе принять решение о дополнительном к базовому платеже для проведения текущего ремонта с более высоким качеством выполнения работ и применяемых материалов, для финансирования внеплановых работ по ремонту жилья и общих коммуникаций, благоустройству придомовой территории. Платежи жильцов на текущий ремонт будут поступать на специальный счет расчетно-справочного центра, учитываться отдельно по каждому совместному домовладению и вместе с бюджетными ассигнованиями формировать фонд финансирования текущего ремонта жилищного фонда.

Решения о проведении текущего ремонта и их периодичности будут приниматься уполномоченным лицом по управлению совместным домовладением в соответствии с требованиями нормативных документов.

Существующая система финансирования капитального ремонта неэффективна из-за отсутствия учета сборов по каждому из лицевых счетов. Для внедрения нового механизма необходимо в течение 2006 - 2007 годов изучить возможность внедрения новой системы финансирования капитальных ремонтов с учетом уже сложившейся системы кредитования строительства жилья.

Необходимо предусмотреть, что семья, построившая квартиру с привлечением льготного кредита, должна иметь возможность выплатить взятый в банке кредит на строительство в течение времени до проведения первого капитального ремонта.

Предполагается, что для финансирования капитального ремонта организация, осуществляющая управление недвижимым имуществом совместного домовладения, привлекает долгосрочный кредит, который в дальнейшем выплачивается собственниками и нанимателями жилых помещений в виде отчислений за проведенный капитальный ремонт.

При проведении капитального ремонта учитываются пожелания собственников и нанимателей жилых помещений по качеству и стоимости работ, для чего проводится их общее собрание. Для осуществления капитального ремонта уполномоченное лицо по управлению совместным домовладением с участием представителей собственников, нанимателей и местных исполнительных и распорядительных органов проводит тендерные торги по привлечению подрядной организации.

В целях улучшения жилищных условий и повышения благоустройства жилищного фонда при проведении капитальных и текущих ремонтов будут учитываться приоритетные направления модернизации и развития жилищного фонда. Реформирование механизма финансирования ремонтных работ позволит создать реальную заинтересованность граждан в отчислении соответствующих платежей, ускорить проведение этих работ и привести жилищный фонд республики в надлежащее техническое и санитарное состояние.

В 2005 году после капитального ремонта введено в эксплуатацию 753 тыс.кв. метров, в том числе 167,8 тыс.кв. метров - после тепловой модернизации жилых домов. К 2008 году предполагается довести общий показатель до 940 тыс.кв. метров в год, к 2010 году - до 1139 тыс.кв. метров (приложение 3), что позволит решить проблему своевременного проведения ремонта в нормативные сроки.



Теплоснабжение



В жилищно-коммунальном хозяйстве республики на 1 января 2006 г. эксплуатировалось 2524 котельных с суммарной установленной мощностью 12225 тыс. Гкал/час. Имеющееся теплогенерирующее оборудование характеризуется широким диапазоном по установленной мощности. Наиболее производительными являются источники теплоснабжения с установленной мощностью от 10 до 100 Гкал/час, их количество от общего числа котельных составляет 9 процентов, выработанная на них тепловая энергия - 55 процентов всего объема полученной в 2005 году тепловой энергии. На котлоагрегатах мощностью от 3 до 10 Гкал/час вырабатывается 28 процентов тепловой энергии, что соответствует 25 процентам теплогенерирующих источников данного диапазона в их общем количестве. Наибольшая доля в структуре теплогенерирующих источников приходится на котельные с установленной мощностью от 0,5 до 3 Гкал/час - 54 процента, в то время как выработанная тепловая энергия составляет 12 процентов общего объема. На маломощных источниках теплоснабжения мощностью до 0,5 Гкал/час вырабатываются незначительные объемы (около одного процента), хотя доля таких установок - 11,5 процента.

Таким образом, структура эксплуатируемых в республике теплогенерирующих источников характеризуется преобладанием маломощного оборудования, большинство из которого морально устарело и имеет недостаточно высокий коэффициент полезного действия. Вместе с тем сложившаяся структура является отражением региональных особенностей предоставления услуг теплоснабжения, учитывающей, что в малых городах и населенных пунктах установка теплогенерирующего оборудования большой мощности нецелесообразна по причине недозагрузки или перепроизводства теплоэнергии из-за невозможности ее реализации потребителям вне своего населенного пункта.

Преобладающими видами в структуре потребления котельно-печного топлива в 2005 году являлись природный газ и топочный мазут, их доля составила 70,7 и 13,7 процента соответственно. В то же время 43 процента котлов, работающих на природном газе, и 23 процента котлов, работающих на мазуте, имеют установленную мощность до 3 Гкал/час. Такое использование данных видов топлива не является высокоэффективным, поскольку в перспективе цена импортируемого из Российской Федерации природного газа будет расти и его использование в качестве сырья для теплогенерирующих источников будет оправданным лишь в случае, если установленное оборудование имеет достаточно высокие мощностные характеристики.

Транспортировка тепловой энергии осуществляется по тепловым сетям организаций жилищно-коммунального хозяйства. Кроме тепловой энергии собственной выработки по тепловым сетям жилищно-коммунального хозяйства осуществляется транспортировка потребителям около 15,9 млн. Гкал тепловой энергии от источников теплоснабжения Министерства энергетики. На балансе организаций жилищно-коммунального хозяйства находится 15 684 километра тепловых сетей (в однотрубном исчислении).

Тепловые сети характеризуются высокой степенью износа. Более чем 33 процента (а это составляет 5114 километров) тепловых сетей превысили нормативный срок эксплуатации, из них почти половина (2223 километра) нуждается в замене в ближайшее время. Показательна региональная структура износа тепловых сетей. Если в г.Минске тепловые сети со сверхнормативным сроком эксплуатации составляют 12 процентов, а нуждающиеся в замене 22 процента, то в Минской области - 63 и 28 процентов соответственно. Причем Минская область по этим показателям находится в наихудшем положении среди всех областей республики. В 2006 году планируется выйти на нормативный уровень замены тепловых сетей (4 процента от общей протяженности), а в 2010 году ликвидировать допущенное отставание в перекладке тепловых сетей преимущественно ПИ-трубами.

В соответствии с отраслевой программой Министерства жилищно-коммунального хозяйства, направленной на выполнение заданий Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 - 2010 годах, мероприятия по модернизации теплоэнергетического оборудования и энергосбережению включают:

замену котлов с низким КПД на более эффективные;

замену тепловых сетей с применением ПИ-труб;

внедрение ИТП с установкой высокоэкономичных водоподогревателей;

внедрение энергоэффективных осветительных устройств для наружного освещения;

внедрение частотно-регулируемых приводов;

оптимизацию систем теплоснабжения населенных пунктов;

внедрение когенерационных установок на котельных.

Финансирование мероприятий предусматривается за счет различных источников в объеме 1545,8 млрд. рублей (приложение 4). Основная доля инвестиций поступит из инновационного фонда Министерства энергетики и местных бюджетов - 30 процентов и 50 процентов соответственно, собственные средства организаций составят 20 процентов. Менее одного процента средств поступит из инновационных фондов облисполкомов.

Приоритетными мероприятиями по модернизации теплоэнергетического оборудования (с точки зрения их финансового обеспечения) являются замена тепловых сетей с применением ПИ-труб, внедрение когенерационных установок на котельных, замена котлов с низким КПД на более эффективные. На замену тепловых сетей с применением ПИ-труб предусматривается направить 58 процентов средств, выделяемых на финансирование мероприятий по модернизации теплоэнергетического оборудования, на внедрение когенерационных установок на котельных - 5 процентов и замену котлов с низким КПД на более эффективные - 4 процента.

Предполагается, что реализация всех мероприятий позволит обеспечить в 2006 - 2010 годах экономию потребления топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 884,5 тыс. тонн условного топлива. В пересчете на одну сэкономленную тонну условного топлива затраты на модернизацию теплоэнергетического оборудования и внедрение энергосберегающих технологий составят 1146,4 тыс. рублей, или в эквиваленте 533 доллара США. Это достаточно высокий уровень инвестирования. Поэтому крайне важным является эффективность использования выделяемых финансовых средств с позиций надежности, долговечности и прогрессивности устанавливаемого технологического оборудования и применяемых в процессе модернизации материалов.

Приоритетным направлением развития теплоснабжения в республике в прогнозном периоде является увеличение доли собственных топливно-энергетических ресурсов за счет интенсивного использования местных видов топлива - торфа, дров, древесных отходов. На эти цели предполагается направить 530,7 млрд. рублей (приложение 5). Замещение традиционных видов ресурсов (природного газа, топочного мазута, каменного угля, печного бытового топлива) на местные виды топлива произойдет за счет прироста их потребления в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 562 тыс. тонн условного топлива. Достижение данного показателя позволит снизить зависимость жилищно-коммунального хозяйства от импорта топливно-энергетических ресурсов, исключив как основной вид топлива печное бытовое топливо, каменный уголь, топочный мазут, а также существенно сократить потребление природного газа.

Увеличение объемов использования местных видов топлива потребует проведения комплексной реконструкции большей части котельных с применением котлоагрегатов с механизированной подачей топлива и золоудаления, автоматизацией процесса горения, создания системы обеспечения котельных топливом, включая его подготовку к сжиганию, задействование больших площадей под золоотвалы.

Реализация мероприятий по модернизации теплоэнергетического оборудования, энергосбережению и использованию местных видов топлива осуществляется в следующей последовательности:

региональные и городские организации жилищно-коммунального хозяйства коммунальной формы собственности ежегодно разрабатывают технико-экономическое обоснование объемов внедрения мероприятий с указанием экономии топливно-энергетических ресурсов и потребления местных видов топлива с учетом установленных заданий;

региональные и городские организации жилищно-коммунального хозяйства коммунальной формы собственности ежегодно определяют перечни объектов и объемы необходимых работ на последующий год, а также предполагаемые источники финансирования;

управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкомов на основании представленных предложений ежегодно разрабатывают и утверждают в установленном порядке соответствующие областные программы мер на следующий год.

Финансирование мероприятий осуществляется в установленном порядке из средств республиканского и местных бюджетов, инновационного фонда Министерства энергетики, направляемых на цели энергосбережения, отраслевых инвестиционных фондов облисполкомов, собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства и кредитов банков.

Распределение средств по источникам финансирования производится ежегодно при разработке управлениями жилищно-коммунального хозяйства облисполкомов годовых программ с учетом выделения средств республиканского и местных бюджетов и средств инновационного фонда Министерства энергетики, направляемых на цели энергосбережения. Необходимый объем инвестиций ежегодно уточняется при формировании областных отраслевых программ по результатам разработки технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации на модернизацию коммунальных котельных и внедрение энергосберегающих мероприятий.



Водоснабжение и водоотведение



Основными проблемами водопроводно-канализационного хозяйства являются:

недостаточная обеспеченность населения системами централизованного водоснабжения и водоотведения, особенно в сельской местности;

высокий физический износ и недостаточные объемы обновления сетей, оборудования и сооружений, сопровождающиеся необходимостью вывода их из технологического процесса и перегрузкой оставшихся сооружений;

несбалансированность потребностей и реального финансирования работ по эксплуатации, развитию и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов республики;

несоответствие качества воды подземных источников водоснабжения требованиям санитарных норм по содержанию железа, марганца и других элементов и недостаточная обеспеченность действующих систем питьевого водоснабжения сооружениями подготовки воды;

несоответствие современным требованиям нормативных правовых и технических нормативных правовых актов по проектированию, развитию и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения;

несовершенство и несоответствие общеевропейским нормам действующих в республике нормативных требований к качеству очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;

перегрузка ряда эксплуатируемых очистных сооружений по объему поступающих сточных вод и количеству загрязнений в них, что приводит к сбросу в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод;

отсутствие либо несовершенство конструкций и технологий очистки природных и сточных вод, в том числе экологически безопасных методов обеззараживания, низкий уровень эксплуатации действующих локальных очистных сооружений производственных сточных вод;

недостаток надежного технологического оборудования, изделий и труб из современных материалов отечественного производства;

недостаточная обеспеченность городских населенных пунктов закрытыми системами сбора, отведения и очистки поверхностных сточных вод;

нарушение градостроительных требований в вопросах освоения зон санитарной охраны водозаборов;

несоблюдение режимов содержания зон санитарной охраны водозаборов и норм санитарной охраны источников нецентрализованного водоснабжения.

Решение указанных проблем планируется осуществить в рамках Государственной программы по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода" на 2006 - 2010 годы. Реализация мероприятий указанной Программы будет способствовать дальнейшему развитию систем питьевого водоснабжения и водоотведения, повышению качества подаваемой потребителям питьевой воды и очистки отводимых сточных вод, улучшению защиты подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения от загрязнения, снижению затрат организаций водопроводно-канализационного хозяйства на производство услуг по водоснабжению и водоотведению за счет внедрения прогрессивных энергосберегающих технологий, оптимизации работы технологического оборудования, сокращению непроизводительных расходов, совершенствованию управления водопроводно-канализационным хозяйством, системы учета и контроля за использованием воды, нормативной правовой базы, достижению установленных целевых показателей и, в конечном итоге, решению приоритетной социальной задачи по обеспечению населения качественной питьевой водой и созданию благоприятных условий проживания.



Благоустройство населенных пунктов



Благоустройство населенных пунктов предполагает решение комплекса вопросов, касающихся:

содержания и ухода за дворовыми территориями, проездами и улицами;

уличного освещения;

озеленения;

содержания и ухода за парками и скверами;

предоставления услуг общественных туалетов;

сбора, переработки, вывоза и уничтожения мусора и другого.

В настоящее время состояние дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным требованиям возрастающих транспортных потоков. Около четверти городских мостов и путепроводов имеют габариты, не удовлетворяющие требованиям норм по интенсивности движения транспорта, не выдерживается периодичность обследования и не в полном объеме выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту (приложение 6, таблица 1). В жилой застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их уборке и вывозу коммунальных отходов. В некоторых населенных пунктах имеет место дефицит ландшафтно-рекреационных территорий, древесно-кустарникового посадочного материала в питомниках, а также существуют зоны с неблагоприятной экологической обстановкой и высоким уровнем загрязнения приземных слоев воздуха.

Необходимо осуществить поэтапное повышение доли освещенных (приложение 6, таблицы 2, 3) и с усовершенствованным покрытием городских улиц и дорог, обеспечив в 2006 году соблюдение их удельного веса на уровне нормативов социального стандарта (приложение 6, таблица 4). В городах предлагается осуществить строительство подземных переходов и многоуровневых паркингов с привлечением для этих целей внешних инвестиций. Реконструкцию и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, гостевых стоянок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок, а также площадок для выгула домашних животных (приложение 6, таблица 5). Увеличить площади ландшафтно-рекреационных территорий, крупных зеленых массивов (лесопарков, парков), обладающих высокой экологической эффективностью, для чего потребуется увеличение объемов выращивания древесно-кустарникового посадочного материала и развитие питомников и оранжерейных хозяйств (приложение 6, таблица 6).

Ежегодный объем образования твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к росту и изменению морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены планово-регулярной санитарной очисткой в городских населенных пунктах районы частной и малоэтажной застройки. Более половины имеющихся полигонов для размещения коммунальных отходов имеют ограниченный срок эксплуатации и не соответствуют современным природоохранным требованиям. Оснащенность организаций жилищно-коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины из них требуют обновления. Низкая обеспеченность населенных пунктов в сельской местности оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини-полигонами. Отсутствие промышленных комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема.

В 2006 году предполагается охватить планово-регулярной санитарной очисткой и полигонами (площадки временного складирования) для размещения коммунальных отходов все городские и сельские населенные пункты, садоводческие товарищества, снизить затраты на сбор, вывоз и обезвреживание коммунальных отходов за счет оптимизации схем санитарной очистки и развития конкурентной среды с привлечением на конкурсной основе к оказанию данных услуг организаций негосударственной формы собственности. До 2010 года планируется довести обновление специальной коммунальной техники (приложение 6, таблица 7) и контейнеров до нормативного уровня и обеспечить строительство объектов сортировки и переработки коммунальных отходов в областных центрах, г.Минске с применением прессования балластной части отходов и других технологий.

Одним из важнейших направлений работы являются обустройство и содержание в надлежащем санитарном состоянии кладбищ и прилегающих к ним территорий с размещением площадок для сбора мусора и установкой контейнеров.

Размещение и содержание мест погребения, оказание населению на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению умершего в пределах пособия на погребение, изготовление изделий, а также другие работы по оказанию ритуально-похоронных услуг будут осуществляться в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года "О погребении и похоронном деле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 107, 2/804) с привлечением организаций негосударственной формы собственности.



Развитие жилищно-коммунального хозяйства на селе



Определяющим фактором привлекательности сельского образа жизни является обеспечение населения жильем и объектами инженерной инфраструктуры.

Жилищный фонд в сельской местности составляет 78 млн. кв. метров общей площади, средняя обеспеченность жильем - 28,4 кв. метра на человека.

Структура жилищного фонда в сельской местности не отвечает потребностям семей по планировочным решениям жилых помещений, материалам стен и конструкций, уровню пожароустойчивости, значительно отстает от городов по уровню благоустройства водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газом, горячим водоснабжением, ваннами (душем), напольными электроплитами.

В сельской местности насчитывается свыше 36 тыс. пустующих жилых домов, что составляет 3 процента сельского жилья. Общая площадь ветхих и аварийных домов составляет соответственно 182,4 тыс.кв. метров и 29,6 тыс.кв. метров, в которых проживает более 7 тыс. граждан.

В 1998-2005 годах на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства были переданы 1018 котельных, 12 тыс. километров тепловых сетей (в однотрубном исчислении), 4136 артезианских скважин, 8698 километров водопроводных сетей, 594 очистных сооружения и 2660,6 километра канализационных сетей. При этом указанные объекты и сети приняты по их фактическому техническому состоянию и без дополнительных источников финансирования.

Организациями жилищно-коммунального хозяйства в 2003 - 2005 годах проделана значительная работа по ремонту и восстановлению принятых на селе коммунальных объектов: отремонтировано и приведено в надлежащее техническое состояние 674 котельные, 632 километра тепловых сетей, 3750 артезианских скважин и 433 очистных сооружения канализации, 6,7 тыс. километров водопроводных и 1,6 тыс. километров канализационных сетей. В 2004 - 2005 годах приняты на обслуживание 5,5 тыс. мест размещения коммунальных отходов и 2,4 тыс. площадок их временного складирования, приобретено 109 тыс. контейнеров, обеспечена планово-регулярная санитарная очистка 18,7 тыс. сельских населенных пунктов, дополнительно создано 793 производственных участка районных организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем уровень развития и технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности остается низким. Уровень износа всей коммунальной инфраструктуры на селе составляет более 70 процентов и в целом характеризуется низким коэффициентом использования мощностей, большими расходами энергоресурсов, а значительная часть принятых от других организаций объектов требует реконструкции и восстановления. Из почти 24 тыс. сельских населенных пунктов водопровод имеется в 5,2 тыс. сельских населенных пунктах, в которых проживает 48 процентов сельского населения, а системы канализации - только в 1,8 тыс. сельских населенных пунктах.

В ряде населенных пунктов существуют проблемы в обеспечении населения качественной питьевой водой и организации своевременной централизованной санитарной очистки территорий от коммунальных отходов.

В программном периоде основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства на селе является благоустройство жилищного фонда и развитие инженерной инфраструктуры в целях обеспечения условий проживания населения, соответствующих нормативам государственного социального стандарта. Данная работа будет проводиться в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы по следующим приоритетным направлениям:

развитие коммунального хозяйства за счет восстановления и ремонта систем централизованного тепло- и водоснабжения, жилищного фонда, создания и оснащения техникой производственных участков жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий населенных пунктов;

строительство и реконструкция объектов инфраструктуры агрогородков: дальнейшее развитие систем централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

В этих целях в 2006 - 2010 годах планируется (приложение 7):

завершить в 2006 году создание в агрогородках сети производственных участков районных организаций жилищно-коммунального хозяйства с оснащением их специализированной коммунальной техникой и другим необходимым оборудованием;

продолжить работу по наведению порядка на земле, благоустройству сельских населенных пунктов, в том числе расширить систему централизованного сбора и вывоза коммунальных отходов по графику, обеспечить их обезвреживание в местах, оборудованных в соответствии с природоохранными требованиями, обустроить места размещения коммунальных отходов;

отремонтировать 266 тыс.кв. метров жилищного фонда;

выполнить ремонт и реконструкцию более 300 котельных с заменой устаревших котлов на более экономичные и приоритетным использованием местных видов топлива, а также заменить около 560 километров изношенных тепловых сетей;

обеспечить потребность сельского населения в питьевой воде, соответствующей по качеству санитарно-гигиеническим требованиям;

построить, восстановить и реконструировать более 2,1 тыс. артезианских скважин и 2 тыс. километров водопроводных сетей, наладить работу передвижных хлораторных установок для дезинфекции сельских водопроводов и шахтных колодцев;

обеспечить предоставление сельскому населению качественных жилищно-коммунальных услуг.

Дальнейшее развитие получит предоставление сельскому населению услуг, связанных с эксплуатацией и ремонтом жилых домов, включая замену изношенных электрических сетей, ремонтом печного оборудования, выполнением противопожарных мероприятий и других.

Всего на данные цели предусматривается направить в 2006 - 2010 годах не менее 673 млрд. рублей, в том числе около 532 млрд. рублей средств местных бюджетов и 141 млрд. рублей собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства (приложение 8).

В целях развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселений - агрогородков. Предполагается создание дополнительной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий:

центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее);

центральное газоснабжение (или развитие системы газоснабжения сжиженным газом коллективного пользования);

улицы с твердым дорожным покрытием и освещением;

сеть дорог, связывающих агрогородки с населенными пунктами в зоне обслуживания;

пассажирское транспортное сообщение с районными и областными центрами;

участки районных организаций жилищно-коммунального обслуживания.

Агрогородки создаются на основе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций.

Создание дополнительной коммунальной инфраструктуры агрогородков будет производиться на основании разрабатываемых генеральных планов их обустройства. Средства будут направляться в первую очередь на строительство систем водоснабжения и канализации сельских населенных пунктов, а также на строительство блочно-модульных котельных для теплоснабжения жилищного фонда и объектов социального и культурно-бытового назначения.

В целом по республике на указанные цели необходимо предусматривать ежегодно не менее 40 процентов от объема средств, определенного в Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы на создание дополнительной инфраструктуры агрогородков.

Осуществление предусмотренных мер позволит возродить инженерную инфраструктуру села, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства на селе, повышения благосостояния населения и престижности сельского уклада жизни.



Глава 4

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ



Реализация Программы позволит:

повысить комфортность и безопасность проживания, уровень обеспечения социальных стандартов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;

активизировать модернизацию, снизить степень износа (до уровня эксплуатационной безопасности) и повысить эффективность и надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения и жилищного фонда;

реализовать комплекс мер по совершенствованию управления и развитию конкурентных отношений, тарифному регулированию, развитию рыночных и договорных отношений в сфере жилищно-коммунального обслуживания;

сформировать механизмы для привлечения внебюджетных средств в развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства;

создать условия для эффективной работы и финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства, обеспечив снижение материальных затрат и повышение ответственности за качество предоставляемых услуг.



Глава 5

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Для обеспечения выполнения Программы потребуется 12826,2 млрд. рублей. Использоваться эти средства будут по следующим направлениям (приложение 9) на:

жилищное хозяйство (ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий, установка приборов учета потребления ресурсов, ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения, улучшение режимов вентиляции, ремонт и замена лифтового оборудования и другие);

системы теплоснабжения (ремонтно-восстановительные работы на объектах теплоснабжения, замена котлов на более эффективные, улучшение системы теплоизоляции при передаче тепловой энергии и другие);

системы водоснабжения и канализации (модернизация сетей и насосных агрегатов в системе водоснабжения и канализации);

субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства для возмещения текущих затрат, не покрываемых платой по тарифам;

жилищные субсидии и льготы населению по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемые в рамках реализации политики социальной защиты;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Источниками финансирования мероприятий Программы являются республиканский и местные бюджеты, инновационные фонды, средства организаций жилищно-коммунального хозяйства, включая заемные средства, и другие.

Для стабилизации доли вложения бюджетных средств в сферу жилищно-коммунального хозяйства в условиях ускоренного роста потребности его финансирования предусматривается создание экономического механизма привлечения негосударственного капитала в виде заемного и прямого инвестирования. Наибольшую экономическую привлекательность для этого имеют ресурсосберегающие проекты, поскольку источником погашения заемных средств являются сэкономленные в результате снижения себестоимости средства.

Для решения проблемы привлечения ресурсов необходимо снижение рисков инвестирования и создание соответствующей законодательной базы.



Глава 6

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Для реализации основной цели и задач Программы необходимо подготовить и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, предусматривающие:

внесение изменений и дополнений в Инвестиционный кодекс, касающиеся передачи и создания объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на основе концессионных договоров;

внесение изменений и дополнений в Жилищный кодекс, касающиеся создания рыночных отношений в жилищной сфере и регламентирования предоставления жилищно-коммунальных услуг;

утверждение формы типового договора между собственниками жилищного фонда и уполномоченным лицом, назначенным местным исполнительным и распорядительным органом, на управление недвижимым имуществом совместного домовладения, техническое обслуживание и ремонт общего имущества жилого дома, предоставление коммунальных услуг;

утверждение формы типового договора между уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом (организацией застройщиков, товариществом собственников) и подрядной организацией (победителем конкурса) на техническое обслуживание и ремонт общего имущества совместного домовладения и предоставление коммунальных услуг;

утверждение положения о проведении капитального ремонта совместного домовладения с привлечением заемных средств, в котором будут определены порядок привлечения заемных средств на проведение капитального ремонта, порядок выделения бюджетных ассигнований на проведение работ по капитальному ремонту жилищного фонда при его выполнении за счет заемных средств.



Глава 7

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА

ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ



Реализация Программы предусматривает координацию деятельности республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, осуществление партнерских отношений между населением, государством, общественными организациями по вопросам, связанным с решением задач, поставленных в данной Программе.

Программа реализуется государственными заказчиками, которые несут ответственность:

за методическое обеспечение мероприятий Программы;

за обоснование и подготовку бюджетных заявок на выделение средств, необходимых для реализации Программы;

координируют деятельность исполнителей в ходе реализации Программы;

контролируют целевое использование бюджетных средств.

Управление реализацией Программы осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое является государственным заказчиком - координатором Программы.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает:

согласованность действий по реализации мероприятий Программы;

контроль за ходом выполнения Программы;

целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета и инновационного фонда и контроль за использованием средств местных бюджетов и внебюджетных источников, направляемых на реализацию Программы;

координацию деятельности государственных заказчиков по вопросам реализации мероприятий Программы.

Государственные заказчики осуществляют управление решением отдельных задач Программы на основе соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно по итогам года с участием государственных заказчиков и органов государственного управления подготавливает отчет о ходе реализации Программы, который вносится в Совет Министров Республики Беларусь до 15 февраля года, следующего за отчетным. Система контрольных показателей Программы приведена в приложении 10.

Отчет должен содержать анализ о ходе выполнения мероприятий и показателей Программы, предложения о совершенствовании и возможной их корректировке. Для подготовки отчета используется система индикаторов и методика их расчета, которые доводятся Министерством жилищно-коммунального хозяйства до ответственных за реализацию мероприятий Программы.



Приложение 1

к Программе

развития жилищно

коммунального хозяйства

Республики Беларусь

на 2006 - 2010 годы



ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

НА 2006 - 2010 ГОДЫ



(млрд. рублей)

----------------------+--------+--------+--------+--------+--------¬
¦                     ¦  2006  ¦  2007  ¦  2008  ¦  2009  ¦  2010  ¦
¦                     ¦  год   ¦  год   ¦  год   ¦  год   ¦  год   ¦
+---------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Брестская область    ¦  14,7  ¦  18,5  ¦  22,3  ¦  26,1  ¦   30   ¦
+---------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Витебская область    ¦  15,8  ¦  19,9  ¦  24,0  ¦  28,0  ¦   32   ¦
List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.