Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2006 N 664 "Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

Основной целью деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является обеспечение населения всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами государственных социальных стандартов, обеспечение бесперебойной работы жизнеобеспечивающих систем, снижение затрат на оказание услуг, постепенный перевод функционирования системы на самоокупаемость.

Для достижения поставленной цели организациями ЖКХ должны быть реализованы следующие важнейшие государственные и отраслевые программы: по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода" на 2006 - 2010 годы; энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов; обращению с коммунальными отходами на 2004 - 2006 годы; наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов; возрождению и развитию села на 2005 - 2010 годы. Разработана Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, которая предусматривает повышение качества жилищно-коммунальных услуг и увеличение объемов реализации населению дополнительных платных услуг (в 2010 году по отношению к 2005 году - более чем в 2,6 раза), улучшение эффективности и надежности работы систем, обеспечение условий для модернизации и безубыточного функционирования организаций ЖКХ.

Реализацией принципа "одного окна" в работе с населением должно стать создание расчетно-кассовых центров, что упростит и ускорит процессы обслуживания населения.

Приоритетными направлениями развития ЖКХ являются дальнейшее снижение затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг (в 2010 году - на 20 процентов в сопоставимых условиях по отношению к уровню 2005 года); модернизация жилищно-коммунального хозяйства на основе современных технологий и материалов; развитие новых форм экономических отношений между производителями и потребителями услуг, направленных на повышение эффективности деятельности организаций ЖКХ по предоставлению качественных услуг.

Намечается ежегодное увеличение ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов после капитального ремонта (тепловой модернизации) не менее чем на 10 процентов при снижении сроков его проведения.



3.1.9. Обеспечение опережающих темпов развития сферы услуг



Основная цель - увеличение доли услуг в ВВП до 46 - 48 процентов, доли занятых в сфере услуг - до 57 - 58 процентов и создание за пятилетие около 100 тыс. рабочих мест.

Основными задачами развития сферы услуг являются обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам при опережающем развитии приоритетных и новых их видов; повышение роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения; приближение параметров услуг к уровню экономически развитых стран.

Для обеспечения опережающих темпов развития сферы услуг предстоит значительно повысить уровень конкурентоспособности услуг отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках. Для этого предусматривается дальнейшее совершенствование инфраструктуры, стимулирование притока инвестиций в эту сферу, создание дополнительных рабочих мест, расширение перспективных для страны внешних рынков услуг и увеличение объемов экспорта, внедрение систем управления качеством, соответствующих международным стандартам; совершенствование системы стандартизации и сертификации услуг.

Предусматривается увеличение объемов производства традиционных услуг (услуги жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и др.) в среднем на 4 - 10 процентов и новых видов и услуг (Интернет, мобильная связь, почтовые, услуги, образующие инфраструктуру рыночного хозяйства, - банковские, страховые, информационные, риэлтерские, правовые и др.) не менее 15 - 20 процентов в год.

Опережающее развитие получат услуги, способствующие активизации человеческого фактора в экономике и определяющие качество жизни населения (услуги науки, образования, здравоохранения, связанные с подготовкой кадров, рационализацией быта, организацией досуга и др.). Особое внимание будет уделено активизации работы по ликвидации перекрестного субсидирования платных услуг населению.

Важным направлением деятельности будет обеспечение государственных социальных стандартов и достижение рациональных нормативов потребления услуг. Предстоит осуществить реализацию программ по выполнению во всех городах и районах республики системы государственных социальных стандартов. Предусматривается решить проблему территориальной и ценовой доступности бытовых услуг, услуг культуры, связи, физической культуры и спорта, коммунальных услуг для населения с различным уровнем доходов.

Главный акцент будет сделан на развитие услуг в сельской местности. Для улучшения бытового обслуживания сельских жителей предполагается продолжить восстановление, модернизацию и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширить выездное обслуживание. Особая роль будет отведена развитию услуг в малых городах и в агрогородках. Намечено возобновление работы порядка 600 ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети.

Одним из важных направлений является формирование крупных конкурентоспособных структур в сфере торговли, более широкое применение прогрессивных форм обслуживания, дальнейшее совершенствование организации питания населения по месту работы и учебы. Развитие розничной торговой сети предусматривается на основе укрупнения магазинов, развития гипер- и супермаркетов. Улучшению торгового обслуживания потребителей, увеличению реализации товаров и услуг будет способствовать развитие электронной торговли, формирование инфраструктуры электронного бизнеса.

Важное значение будет придаваться улучшению структуры товарооборота за счет опережающих темпов продажи непродовольственных товаров, в первую очередь культурно-бытового и хозяйственного назначения, а также обеспечению бесперебойного и равномерного снабжения населения широким ассортиментом продовольственных товаров, ценных в питательном отношении продуктов питания.

Для развития экспорта услуг намечено развитие инфраструктуры внешней торговли услугами, в том числе путем создания за рубежом сервисных центров продаж, гарантийного и послегарантийного обслуживания белорусских экспортных товаров и услуг.

Предстоит сформировать новую модель финансирования сферы услуг, которая будет сочетать государственную поддержку с широким использованием рыночных механизмов самоокупаемости и привлечения в эту сферу внебюджетных средств. Финансовую поддержку организаций сферы услуг намечено осуществлять, прежде всего, в виде кредитов, в том числе льготных, ссуд и гарантий по кредитам коммерческих организаций. Государственная поддержка, в первую очередь, будет оказываться для развития наукоемких и социальных услуг.

Реализация поставленных задач предусматривается в рамках Комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы. К концу 2010 года намечено увеличить долю услуг в ВВП до 46 - 48 процентов, долю занятых в сфере услуг - до 57 - 58 процентов и создать за пятилетие около 100 тыс. рабочих мест. Предстоит разработать Общегосударственный классификатор услуг, а также программы развития системы образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и др.



3.2. Макроэкономическая политика, создание

благоприятствующих макроэкономических условий

для субъектов хозяйствования



3.2.1. Укрепление финансовой системы государства,

снижение налоговой нагрузки



Основная цель - снижение налоговой нагрузки на экономику к концу 2010 года на 3 - 4 процентных пункта, упрощение налоговой системы.

Для поддержания намеченных темпов экономического роста в области бюджетно-налоговой политики необходимо достичь реального снижения налогового давления на экономику и существенного упрощения налоговой системы.

Для решения этих приоритетных задач планируется реализация следующих мероприятий:

завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

уменьшение количества и ограничение ставок местных налогов и сборов;

снижение и унификация таможенных пошлин.

Этот процесс должен сопровождаться расширением налогооблагаемой базы по каждому из основных налогов и сборов, сокращением налоговых льгот, а также систематизацией и повышением эффективности мер оказываемой предприятиям реального сектора экономики государственной поддержки с ее концентрацией на приоритетных направлениях инвестиций и инноваций.

Упрощение налоговой системы будет осуществляться, прежде всего, на основе оптимизации количества применяемых налогов и сборов,

совершенствования методологии их исчисления и повышения конкурентоспособности национальной налоговой системы.

Помимо совершенствования упрощенных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства должны быть реализованы следующие концептуальные подходы к упрощению общей системы налогообложения:

завершение работы по объединению налогов и сборов, имеющих сходную налоговую базу, а также по отмене до 2010 года оборотных налогов и сборов, исчисляемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Указанные платежи создают сложный (каскадный) механизм начисления одного налога на другой на каждой стадии реализации товаров (работ, услуг);

продолжение совершенствования и упрощения механизма исчисления и уплаты налогов и сборов, обеспечивающих основные поступления в доходную часть бюджета, в том числе за счет максимально подробной регламентации вопросов их исчисления и уплаты на уровне законодательных актов, сокращения числа отсылочных норм. Это будет способствовать приданию соответствующим законам характера документов прямого действия. Данный подход касается, прежде всего, налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов на доходы и прибыль, подоходного налога с физических лиц, земельного и экологического налогов, налога на недвижимость, таможенных пошлин;

дальнейшая отмена ряда налоговых льгот, усложняющих исчисление налогов и имеющих незначительный экономический эффект.

Наличие в законодательстве налоговых льгот значительно усложняет налоговую систему, поскольку одним из основных условий предоставления плательщикам налоговых льгот является обязанность их раздельного учета и подтверждения использования этих льгот по целевому назначению, что зачастую приводит к нарушениям налогового законодательства;

запрещение на законодательном уровне вводить налоги, сборы (пошлины) или иные платежи, не предусмотренные налоговым законодательством.

Будет продолжена дальнейшая унификация налогового законодательства Республики Беларусь в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией, выполнение договоренностей в области налоговой политики, принятых в рамках Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества.

Должна быть завершена работа по разработке и принятию Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая обеспечит формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения.

Реализация запланированных мероприятий создаст условия для снижения к концу 2010 года доходов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения) по отношению к ВВП на 3 - 4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2005 года.

Одновременно в целях укрепления финансовой системы государства необходимо реализовать комплекс мер по оптимизации всех государственных обязательств, повышению результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Главной задачей в этой области является постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

Государство должно сконцентрировать ресурсы на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов. Правительство намерено приступить к ежегодному формированию по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы. Это позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджета.

Совершенствование межбюджетных отношений должно быть направлено на создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту регионов и расширению налогооблагаемой базы.

Реализация этих мер будет осуществлена на основе введения в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Размер государственного долга и дефицит бюджета Республики Беларусь будут сохраняться на контролируемом и безопасном уровне.



3.2.2. Дальнейшее укрепление национальной валюты



Основная цель - укрепление национальной валюты, обеспечение устойчивого развития экономики на низкоинфляционной основе. Обеспечение в 2010 году уровня инфляции не более 5 процентов.

Правительство и Национальный банк будут тесно координировать свою деятельность по достижению целей и реализации приоритетов, предусмотренных Программой социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 годы. Одной из стратегических целей экономической политики является дальнейшее укрепление национальной валюты, обеспечение устойчивого развития экономики на низкоинфляционной основе. Условие низкой инфляции является ключевым для обеспечения стабильного функционирования и развития всех секторов экономики, эффективного выполнения национальной денежной единицей своих функций, активизации аккумулирования финансовых ресурсов в виде сбережений в банковской системе с их последующей трансформацией в инвестиции. Поэтому предусматривается снизить инфляцию, измеряемую индексом потребительских цен, в 2010 году до уровня не более 5 процентов.

Реализация этой задачи будет достигаться Правительством и Национальным банком с помощью монетарных инструментов наряду с другими мерами экономической политики. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах.

Это, в свою очередь, потребует пересмотра со стороны Правительства некоторых подходов по использованию кредитных ресурсов банков для осуществления государственной поддержки убыточных предприятий. Масштабы такой поддержки будут поэтапно сокращаться, а кредиты будут направляться на эффективные инвестиционные проекты, имеющие инновационный характер.

Снижению уровня инфляции будет способствовать дальнейшее укрепление белорусского рубля, повышение его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Роль обменного курса в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет поступательно уменьшаться в связи с перемещением акцента на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, долларового эквивалента заработной платы, трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечению в хозяйственный оборот.

Для успешного решения этой задачи, а также наращивания государственных золотовалютных резервов к концу 2010 года до 3 млрд. долларов США в соответствии с поручением Главы государства необходимо обеспечение положительного сальдо платежного баланса Республики Беларусь за счет активного привлечения иностранных инвестиций и экспансионистской экспортной политики.

Особое внимание в области антиинфляционных мер будет уделено повышению эффективности работы банковской системы по привлечению сбережений и повышению доступности кредитов для предприятий и населения. Основным инструментом решения этой задачи будет являться процентная политика, которая будет ориентирована на понижение процентных ставок по депозитам и кредитам по мере снижения темпов инфляции при поддержании их на положительном уровне в реальном выражении. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, государственных краткосрочных облигаций и других рублевых активов будет поддерживаться на более высоком уровне по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Решение этой задачи требует помимо процентной политики реализации мер по повышению устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков. Среди этих мер важнейшими являются увеличение капитала и ресурсной базы банков, оптимизация структуры их пассивов и активов, совершенствование корпоративного управления, создание институтов долгосрочных накоплений и развитие рынка ценных бумаг, расширение состава и улучшение качества банковских услуг.

Достижение поставленной цели по снижению инфляции и укреплению национальной денежной единицы во многом будет зависеть от координации действий в сферах, влияющих на эффективность денежно-кредитной политики, в том числе в области налогово-бюджетной политики и регулирования ценообразования.

Посредством реализации в совокупности этих мер будут созданы предпосылки для устойчивого долгосрочного экономического роста и роста благосостояния населения в условиях финансовой стабильности.



3.2.3. Постепенная либерализация ценообразования,

ликвидация перекрестного субсидирования и диспаритета

цен в народном хозяйстве



Основная цель - формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Одной из главных задач в предстоящем периоде является снижение темпов прироста потребительских цен до целевых показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2006 - 2010 годы. Ее выполнение должно обеспечиваться проведением скоординированной политики в денежно-кредитной, налоговой и ценовой сферах. При этом следует учитывать, что на издержки и уровень цен на продукцию отечественных товаропроизводителей во многом будут оказывать влияние цены на импортируемые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы.

Проведение государственной ценовой политики будет основываться на сбалансированном использовании административных и экономических методов и инструментов. Соотношение между этими методами регулирования определяется состоянием экономики. Важнейшими принципами ценового регулирования являются обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях, а также на социально значимые товары и услуги, определяющие жизненный уровень населения, создание условий добросовестной конкуренции, обеспечение социально справедливого соотношения между изменением цен на товары и услуги и оплатой труда, соблюдением паритета цен между отраслями народного хозяйства.

Одним из направлений в области ценообразования является дальнейшая его либерализация, создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании преимущественно свободных цен, адекватных рыночным механизмам. По мере финансовой стабилизации экономики сфера прямого государственного регулирования цен (тарифов) будет постепенно сужаться. Государственное регулирование будет сохранено в отношении товаров (услуг) естественных монополий, а также отдельных социально значимых товаров и услуг.

В предыдущей пятилетке в основном была решена проблема перекрестного субсидирования по тарифам на природный газ и электроэнергию. В течение 2006 - 2010 годов предстоит осуществить поэтапное совершенствование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, в целях их доведения по отдельным видам услуг к 2010 году до уровня себестоимости, прежде всего за счет планомерного снижения затрат и изменения тарифов на данные виды услуг с учетом роста доходов населения. Динамика повышения уровня возмещения затрат тарифами должна обеспечить, с одной стороны, безубыточность организаций жилищно-коммунального хозяйства, с другой - соблюдение принципа доступности (по цене) жилищно-коммунальных услуг для всех категорий населения.

В 2006 - 2010 годах будет проводиться поэтапное упорядочение тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, на услуги почтовой и электрической связи, одновременно с принятием мер по сокращению затрат.

При этом предусматривается доведение тарифов на перевозки пассажиров городским и пригородным транспортом общего пользования:

на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном и местном сообщениях - до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их оказание не менее 70 процентов;

на перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении - до уровня, обеспечивающего рентабельность перевозок в размере 2 - 3 процентов;

на внутриреспубликанские услуги электрической и почтовой связи общего пользования - до уровня, обеспечивающего полное возмещение затрат на их оказание.

При упорядочении тарифов на указанные услуги для населения будут учитываться подвижки в тарифах на импортируемые энергоносители, показатель инфляции, рост доходов населения.

Более гибкая ценовая политика будет проводиться в отношении производства и реализации продукции сельского хозяйства. Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе будет направлено на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, упорядочение цен и недопущение ценовых перекосов на различные группы продовольственных товаров, обеспечение рентабельного производства товаров. Имеющиеся ценовые перекосы в уровнях закупочных цен на продукцию животноводства будут постепенно устраняться путем поэтапного увеличения минимальных закупочных цен. Учитывая низкую рентабельность и убыточность производства мясных и молочных продуктов, реализуемых по регулируемым предельным ценам, потребуется произвести поэтапные увеличения отпускных и розничных цен на них.

Реализация мер по изменению цен и тарифов будет производиться в условиях роста доходов населения, предусмотренного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.



3.2.4. Активизация внешнеэкономической деятельности

и повышение ее эффективности



Основная цель - обеспечение опережающих темпов роста экспорта над импортом, сбалансированности внешней торговли товарами и услугами.

Активизация и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, реализация Национальной программы развития экспорта на 2006 - 2010 годы должны способствовать достижению главной цели - укреплению экономического потенциала государства и повышению благосостояния народа.

Это может быть достигнуто путем решения таких задач, как оптимизация и реструктуризация экспорта путем развития высокотехнологичных производств; рационализация объема и структуры импорта, необходимого для обеспечения запланированного роста ВВП страны; осуществление эффективной внешней торговли; защита интересов национальных производителей на внешнем рынке.

Основными механизмами реализации поставленных целей и задач, а также направлениями деятельности Правительства должны стать:

обеспечение конкурентных позиций на мировых рынках белорусских экспортеров путем снижения затрат на производство экспортной продукции, создания экспортоориентированных производств на основе внедрения новых, наукоемких технологий, увеличения в структуре экспорта удельного веса высокотехнологичных товаров и готовой промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости, соответствия товаров требованиям международных стандартов и требованиям потребителей;

поэтапное наращивание объемов экспорта услуг, среди которых первоочередное значение будут иметь услуги транспорта, связи, банковские, страховые, информационно-коммуникационные, туристские, образовательные, медицинские, услуги военно-технического назначения;

совершенствование товаропроводящей сети за счет создания белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, открытия сборочных производств за рубежом с одновременным формированием сети центров технического обслуживания и представительств основных предприятий-экспортеров;

рационализация структуры импорта путем уменьшения удельного веса потребительских и промежуточных товаров за счет развития импортозамещения, оптимизация импорта энергоносителей и повышение эффективности использования собственных энергоресурсов, увеличение доли импорта инвестиционных товаров и новых технологий;

совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования путем отмены экспортных таможенных пошлин, постепенного снижения существующего среднего значения импортного таможенного тарифа при сохранении высоких ставок ввозных таможенных пошлин по наиболее чувствительной группе товаров и снижения на товары, которые не могут быть произведены в стране;

упрощение системы нетарифного регулирования, проведение тарификации нетарифных ограничений, отказ от мер нетарифного регулирования, не отвечающего нормам и правилам ВТО;

создание комплексной системы финансового стимулирования экспорта путем формирования эффективного механизма страхования и кредитования экспортных операций, финансового стимулирования предприятий-экспортеров за рост экспортной прибыли и диверсификацию экспорта.

В целях снижения технических барьеров при экспорте продукции будут вестись работы по гармонизации технических нормативных требований к продукции с международными и европейскими требованиями и ее сертификации на соответствие этим требованиям.

Таможенная политика в ближайшие годы должна строиться с учетом перехода на новую систему организации таможенного контроля и оформления, базирующуюся на эффективных механизмах управления рисками, внедрении информационных технологий, в том числе электронного документооборота и декларирования товаров и транспортных средств, использовании предварительной информации, получаемой до прибытия товаров на территорию государства.

Необходимо дальнейшее обустройство объектов таможенной инфраструктуры, а также принятие обязательств по Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и присоединение к Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли.

В этих условиях следует продолжать и повышать уровень экономико-политической интеграции с Россией в рамках Договора о создании Союзного государства. В текущем пятилетии необходимо завершить формирование общего экономического пространства на основе развития свободной торговли, платежного союза, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространства, объединенной транспортной и энергетической системы.

Развитие интеграционных связей на постсоветском пространстве необходимо осуществлять на основе укрепления и расширения деятельности региональных формирований, таких, как Евразийское экономическое сообщество и Единое экономическое пространство. Для повышения эффективности их функционирования важно обеспечить равные условия субъектам хозяйствования государств-участников, свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, с последующей отменой таможенного оформления и контроля на внутренних границах, построение взаимоотношений на принципах недискриминации и правил международной торговли.

Приоритетным направлением интеграции страны в мировую экономику остается развитие торгово-экономического сотрудничества с государствами Европейского союза, в рамках которого необходимо обеспечить сбалансированность торговых операций и создать условия для закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширения географии экспортных поставок, а также формирование совместных производств в системе транснациональных корпораций.

Для эффективного развития торговых отношений с Соединенными Штатами Америки необходимо обеспечить снятие дискриминации доступа белорусских товаров на американский рынок и ограничений на экспорт американских товаров и технологий в Республику Беларусь.

Следует активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Япония), а также динамично развивающимися странами Латинской Америки путем совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий.

Дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Ближнего и Среднего Востока (Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) и странами Африки будет способствовать созданию новых рынков для белорусской продукции и технологий в различных областях экономики.

Важным условием интеграции Беларуси в мировую экономику является вступление во Всемирную торговую организацию. Членство в ВТО для Беларуси - это способ расширить международный сегмент экспортного рынка. В стране заложены правовые основы, отвечающие современной мировой практике и требованиям ВТО и в текущей пятилетке необходимо завершить процесс вступления.

Активизация сотрудничества с такими международными финансовыми и экономическими организациями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Программа развития ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), будет способствовать дополнительному привлечению кредитных ресурсов и международной технической помощи для развития национальной экономики, расширению участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.



3.2.5. Институциональные преобразования и развитие

рыночной инфраструктуры



Основная цель - повышение эффективности использования государственного имущества, развитие финансового рынка, системы небанковских институтов (инвестиционные фонды, лизинговые, страховые компании).

Основными целями Правительства в сфере реформирования отношений собственности и управления государственным имуществом будут:

совершенствование законодательства, регулирующего порядок, механизм и формы перехода государственной собственности в негосударственную и повышение эффективности использования государственного имущества;

повышение эффективности использования и распоряжения государственным имуществом на основе совершенствования системы управления республиканскими юридическими лицами, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находится имущество Республики Беларусь;

усиление роли органов государственного управления в регулировании экономических процессов, в том числе путем институциональных преобразований в экономике, совершенствования системы реформирования имущественных отношений;

повышение эффективности участия Республики Беларусь, республиканских юридических лиц в хозяйственных обществах и товариществах на основе реализации предоставленных им обязательственных прав участника (акционера) в негосударственной коммерческой организации;

создание необходимых условий для привлечения инвестиций в республиканские юридические лица, а также в хозяйственные общества и товарищества, в уставных фондах которых имеется доля Республики Беларусь;

пополнение доходов республиканского бюджета.

Для реализации указанных целей в процессе совершенствования системы управления имуществом Республики Беларусь должны быть решены следующие задачи:

обеспечение стабильной безубыточной деятельности республиканских коммерческих организаций, а также хозяйственных обществ и товариществ, в уставных фондах которых имеется доля Республики Беларусь;

обеспечение дифференцированного подхода к реорганизации республиканских унитарных предприятий и учреждений. При этом преобразование указанных предприятий в открытые акционерные общества и отчуждение предприятий как имущественных комплексов должны осуществляться при наличии конкретных инвестиционных проектов и предложений либо в целях создания условий для привлечения инвестиций в эти предприятия;

снижение неиспользуемых и неэффективно используемых площадей в производственных и административных зданиях;

разработка и реализация мероприятий по сокращению сверхнормативного незавершенного строительства на 2006 - 2010 годы;

систематизация объектов государственной собственности, совершенствование системы их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;

инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них в целях упорядочения статистического и оперативного учета, использования объектов по назначению;

рационализация структуры и состава объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в коммунальную форму собственности, создания новых объектов;

повышение социальной и экономической эффективности, доходности, прибыльности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов управления, выбора сфер выгодного использования государственного имущественного ресурса;

обеспечение эффективного использования прав Республики Беларусь как участника (акционера) негосударственных коммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, деятельностью лиц, назначаемых в качестве руководителей республиканских юридических лиц, представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ;

совершенствование системы владельческого надзора в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в уставных фондах которых имеется доля Республики Беларусь и (или) республиканских унитарных предприятий, в том числе внедрение порядка оценки деятельности органов государственного управления, в управление которым переданы находящиеся в собственности Республики Беларусь акции (доли), по показателям доходности этих акций и долей;

осуществление точечной приватизации республиканских унитарных предприятий путем продажи предприятий как имущественных комплексов, преобразование республиканских унитарных предприятий в процессе приватизации государственной собственности в открытые акционерные общества, отчуждение предприятий как имущественных комплексов при наличии конкретных инвестиционных проектов и предложений либо в целях создания условий для привлечения инвестиций в эти предприятия;

активизация рынка корпоративных ценных бумаг. Важнейшим средством привлечения инвестиций в реальный сектор экономики должен стать такой пока недостаточно используемый финансовый инструмент, как корпоративные облигации, которые должны выпускаться на основании бизнес-планов инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение убыточных и низкорентабельных организаций.

Эффективность проведения облигационных займов должна обеспечиваться окупаемостью инвестиционных проектов, которая определяется качеством их разработки и своевременностью ввода в эксплуатацию.

Будет продолжено совершенствование законодательства в целях развития системы небанковских институтов (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, страховые компании).

Правительством должна быть принята и реализована Программа развития страхования на 2006 - 2010 годы. Основные цели этой Программы:

продолжить совершенствование законодательства в области осуществления страховой деятельности и надзора за ней;

обеспечивать сближение Национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости интеграции республики в ВТО;

повышать финансовую устойчивость и платежеспособность страховых организаций;

развивать все виды страхования, включая страхование жизни и обязательные виды страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;

создавать условия для функционирования и развития системы страхования экспортных кредитов.



3.2.6. Развитие малого и среднего бизнеса



Основная цель - повышение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. Доведение его доли к концу 2010 года до 30 процентов в общем объеме выручки от реализации товаров и услуг.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим направлениям:

создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики;

формирование рациональной структуры предпринимательского сектора, его преимущественное развитие в отраслях и регионах, где потенциал данного сектора используется в недостаточной степени;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации субъектов предпринимательской деятельности (упрощение порядка прохождения документов, реализация принципа "одного окна" и другое), минимизация иных административных ограничений, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства;

создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего бизнеса к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее совершенствование механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, создание в областях сети организаций, оказывающих финансовую поддержку, а также расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе для клиентов, проживающих в сельской местности;

наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2006 - 2010 годы;

дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, повышение эффективности ее функционирования;

обеспечение в более широких масштабах имущественной поддержки малого предпринимательства (передача в долгосрочную аренду, продажа или передача в безвозмездное пользование зданий, сооружений и помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектам малого предпринимательства);

обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках, предусмотрев расширение перечня видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства;

упрощение налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

дальнейшее совершенствование порядка и условий лицензирования отдельных видов деятельности;

упорядочение разрешительной системы осуществления хозяйственной деятельности путем установления общего перечня видов разрешений и органов, их выдающих, запрета на выдачу разрешений, не входящих в указанный перечень;

стимулирование деятельности субъектов предпринимательства по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в малых городах и сельских населенных пунктах;

внесение изменений в законодательство, предусматривающих возможность размещения производств (оказание услуг производственного характера) в отдельно стоящих частных жилых домах в сельских населенных пунктах в целях развития надомного производства и услуг, с привлечением к осуществлению данной деятельности незанятого сельского населения;

подготовка предложений по переходу начиная с 2008 года на заявительный принцип регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющий заявителю представлять в регистрирующий орган необходимый перечень документов, за соответствие законодательству которых несет ответственность сам заявитель.

Государственная поддержка малого предпринимательства в республике будет осуществляться также посредством разработки и реализации соответствующих программ как на республиканском, так и на региональном уровнях.

Реализация намеченных мер позволит довести к концу 2010 года долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров и услуг до 30 процентов, количество юридических лиц - субъектов малого и среднего бизнеса - до 44 - 46 тыс., численность занятых в данной сфере, включая индивидуальных предпринимателей, - до 23 - 25 процентов от общей численности экономически активного населения.



3.3. Инвестиционно-инновационная политика



3.3.1. Развитие науки и усиление инновационной

направленности экономики



Основная цель - перевод экономики на инновационный путь развития, увеличение к 2010 году финансовых затрат на исследования и разработки за счет всех источников не менее чем в 2,5 - 3 раза по сравнению с 2005 годом.

Особый акцент в деятельности Правительства будет сделан на решении комплекса задач по переводу экономики на инновационный путь развития. Ключевым направлением в решении этой проблемы является формирование и развитие современной национальной инновационной системы (НИС) Республики Беларусь для соединения науки, образования, производства и рынка в единый комплекс создания экономических условий вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических приоритетов Беларуси.

Для достижения цели государственной политики в области инновационной деятельности будет принята Концепция национальной инновационной системы. Усилия Правительства будут направлены на решение следующих основных задач.

1. Формирование благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды на основе создания:

системной законодательной базы, способствующей инновационному развитию, в том числе разработка проекта Закона Республики Беларусь "Об инновационной деятельности", который явится основополагающим актом в сфере инноваций и инновационного развития экономики;

правовых условий для консолидации усилий республиканских и региональных органов власти, вертикальных структур инновационной политики в органах государственного управления, местных органах власти, организациях;

многоуровневой системы охраны, использования и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

2. Перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности в рыночных условиях, включающая:

обоснование долгосрочной стратегии развития науки, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, образования и производства;

развитие научно-исследовательского сектора высшей школы с ориентацией его на проблемы НИС;

развитие заводской (фирменной) науки.

3. Формирование инновационной инфраструктуры: создание и развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, центров трансфера технологий, центров подготовки кадров для инновационной деятельности и др.

4. Развитие инновационного предпринимательства за счет:

создания конкурентной среды, благоприятных правовых условий для инновационного малого и среднего бизнеса;

привлечения организаций малого и среднего предпринимательства к участию в программах и инновационных проектах.

5. Развитие финансовой инфраструктуры, в том числе создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования.

6. Создание мотивационного механизма инновационной деятельности на основе:

совершенствования системы оплаты труда работников бюджетных научных организаций;

создания эффективной системы вознаграждения всех участников инновационного процесса.

7. Развитие института использования и защиты прав интеллектуальной собственности, обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В этих целях необходимо:

создание системы вовлечения НИОКР в хозяйственный оборот;

стимулирование коммерциализации результатов интеллектуальной собственности;

обеспечение государственными заказчиками научно-технической продукции прав Республики Беларусь на объекты интеллектуальной собственности и их эффективное использование.

8. Подготовка кадров для инновационной деятельности. В этих целях предполагается:

создание государственных межотраслевых научно-исследовательских и учебно-методических центров по приоритетным направлениям развития науки и технологий;

организация в вузах системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности;

обеспечение приведения объемов и структуры специальностей подготовки научных кадров высшей квалификации в соответствие с требованиями национальной экономики и государственных научно-технических приоритетов, повышение практической отдачи диссертационных исследований соискателей ученых степеней.

9. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. В этих целях предусматривается:

поддержка высокотехнологичных комплексов и инновационных кластеров, создание центров конкурентоспособности и разработки новых технологий;

комплексное решение задач инновационного развития регионов и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации приоритетных направлений научно-технической деятельности.

Для выполнения этих задач предусматривается увеличение к 2010 году финансовых затрат на исследования и разработки за счет всех источников не менее чем в 2,5 - 3 раза по сравнению с 2005 годом. Для укрепления технического уровня научных исследований в 2006 году будет разработана государственная программа обновления материально-технической базы научных организаций.

В текущей пятилетке будет эффективно функционировать Парк высоких технологий в целях разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

В целях взаимоувязки государственных научно-технических программ и государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований впервые выполнение исследований и разработок будет осуществляться в рамках государственных комплексных целевых научно-технических программ, охватывающих все стадии инновационного цикла, от фундаментальных научных исследований до внедрения научной продукции в производство, и направленных на решение наиболее важных научных, технических, экономических, социальных и других проблем развития страны.

В 2006 - 2007 годах будет продолжено совершенствование нормативной базы по обеспечению стимулирования инновационной деятельности в стране, введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств государственного бюджета, формированию эффективного механизма прямой материальной заинтересованности авторов в коммерциализации разрабатываемых технологий и продукции.

Для реализации инновационного развития будут осуществлены меры, направленные на то, чтобы центральным звеном национальной инновационной системы, стержнем внимания в работе всего государственного аппарата стало предприятие, трудовой коллектив.

В этих целях исходным звеном развития предприятия должны стать инновационные планы, включающие вопросы технологического перевооружения, виды, объемы, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, рынки сбыта продукции.

Ключевым разделом таких планов должны быть меры по росту уровня и качества жизни трудового коллектива.

В дальнейшем на основе планов инновационного развития предприятий республиканские и областные органы государственного управления (министерства, комитеты, концерны, облисполкомы) формируют республиканские и региональные инновационные программы развития отраслей реального сектора экономики.



3.3.2. Совершенствование системы привлечения инвестиций



Основная цель - обеспечить темп роста инвестиций в основной капитал в 2010 году в размере 215 процентов к уровню 2005 года.

Состояние инвестиционного потенциала будет характеризоваться высокими вложениями средств в экономику страны, объем которых к 2010 году намечается увеличить на 215 процентов к уровню 2005 года.

Достижение столь значительного роста инвестиций потребует от Правительства и банковской системы напряженной работы по дальнейшему совершенствованию системы привлечения инвестиций, смещению акцентов с административных методов управления потоками капитала к экономическим на основе улучшения общих условий хозяйствования, защиты прав собственности, выравнивания условий конкуренции, развития банковской системы, финансовых и товарных рынков.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.