![]() |
|
|
|
|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2006 N 29 "Об утверждении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 17 января 2006 г. N 5/17103 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 - 2010 годы. Определить ее государственными заказчиками Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство лесного хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком. Государственные заказчики названной Государственной программы в пределах своей компетенции: координируют в ходе ее реализации деятельность исполнителей; готовят в установленном порядке предложения об объемах и источниках ее финансирования; осуществляют контроль за ее выполнением, целевым использованием средств, выделяемых на ее реализацию. 2. Установить, что координатором Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 - 2010 годы является Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь. Указанному Комитету: довести данную Государственную программу до заинтересованных и обеспечить согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на ее реализацию; осуществлять взаимодействие с государственными заказчиками при реализации мероприятий указанной Государственной программы; с участием заинтересованных ежегодно до 25 февраля информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе выполнения мероприятий этой Государственной программы за прошедший год. 3. Установить, что задания Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 - 2010 годы, объемы и источники ее финансирования подлежат уточнению в годовых мероприятиях по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждаемых в установленном порядке. Возложить персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение названной Государственной программы на руководителей указанных в пункте 1 настоящего постановления органов и организаций, являющихся государственными заказчиками. 4. Гомельскому облисполкому, Комитету по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь завершить в 2007 году отселение граждан, проживающих в зоне последующего отселения, имеющих право и изъявивших желание переселиться. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 11.01.2006 N 29 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС НА 2006 - 2010 ГОДЫ ПАСПОРТ Наименование Государственная программа по преодолению Государственной последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на программы 2006 - 2010 годы Основание для распоряжение Премьер-министра Республики разработки Беларусь от 18 апреля 2005 г. N 56р "О создании Государственной рабочей группы для разработки проекта программы Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 - 2010 годы" Государственный Комитет по проблемам последствий катастрофы на заказчик - Чернобыльской АЭС при Совете Министров координатор Республики Беларусь Государственной программы Государственные Комитет по проблемам последствий катастрофы на заказчики Чернобыльской АЭС при Совете Министров Государственной Республики Беларусь, Министерство жилищно- программы коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком Основные Национальная академия наук Беларуси, Комитет по разработчики проблемам последствий катастрофы на Государственной Чернобыльской АЭС при Совете Министров программы Республики Беларусь, Министерство финансов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство экономики, Министерство образования, Министерство лесного хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, Министерство труда и социальной защиты, Брестский, Гомельский, Могилевский облисполкомы Цель и основные социально-экономическая и радиационно- задачи экологическая реабилитация радиоактивно Государственной загрязненных территорий, создание условий для программы ведения хозяйственной деятельности без ограничений по радиационному фактору и дальнейшее снижение риска для здоровья пострадавшего населения. Основные задачи: поэтапная реабилитация загрязненных радионуклидами территорий и пострадавшего населения; оптимизация медицинского обеспечения пострадавших на основе научных рекомендаций; проведение защитных мер, направленных на снижение доз радиационного облучения; производство рентабельной продукции, соответствующей по радиологическому качеству республиканским и международным требованиям Срок реализации 2006 - 2010 годы Государственной программы Основные мероприятия сгруппированы по следующим мероприятия направлениям: Государственной медицинское обеспечение пострадавших от программы катастрофы; радиационная защита, меры по снижению дозовых нагрузок на население и радиоэкологическая реабилитация территорий; радиоэкологический мониторинг окружающей среды и радиационный контроль; социально-экономическая защита и перспективы развития населенных пунктов в загрязненных районах; научное обеспечение Государственной программы; социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от катастрофы; реализация Закона Республики Беларусь от 22 февраля 1991 года "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"; информационное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; организация международного сотрудничества Основные Комитет по проблемам последствий катастрофы на исполнители Чернобыльской АЭС при Совете Министров мероприятий Республики Беларусь, Министерство финансов, Государственной Министерство экономики, Министерство программы образования, Министерство лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком Объемы и источники общая сумма расходов на реализацию финансирования Государственной программы - 3277,5 млрд. рублей Государственной (в прогнозных ценах 2006 года), программы в том числе средства республиканского бюджета - 3116,7 млрд. рублей, средства местных бюджетов - 160,8 млрд. рублей I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Разработка Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 - 2010 годы (далее - Государственная программа) обусловлена необходимостью решения долговременных комплексных задач защиты населения и территорий от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и социально-экономического возрождения загрязненных территорий, конкретизации связанных с этим проблем, определения путей их решения в 2006 - 2010 годах. На загрязненной радионуклидами территории, площадь которой составляет 41,11 тыс.кв. километров (21 процент всей территории республики), проживает более 1,3 млн. человек. Государственная программа подготовлена с учетом законов Республики Беларусь от 22 февраля 1991 года "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., N 10 (12), ст. 111), от 12 ноября 1991 года "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 35, ст. 622), от 5 января 1998 года "О радиационной безопасности населения" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 5, ст. 25). Государственная программа закрепляет механизм реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - катастрофа) и представляет собой увязанный по ресурсам, основным исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, направленных на снижение негативных последствий катастрофы. В результате реализации мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года, принятой на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь 9 января 2001 г., улучшены социально-экономические условия на загрязненных территориях, осуществлен комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания, налажен мониторинг состояния здоровья, обеспечено снижение внешнего и внутреннего облучения населения. В отдаленный после катастрофы период требуется решение ряда серьезных практических вопросов, к которым относятся контроль за состоянием здоровья и оказания необходимой медицинской помощи населению, включение в хозяйственный оборот угодий, выведенных из зон радиоактивного загрязнения, внедрение в хозяйственную практику эффективных технологий и научных достижений; проведение информационной работы и социально-психологической реабилитации населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. Основной целью Государственной программы является социально-экономическая и радиоэкологическая реабилитация загрязненных территорий, создание условий для ведения хозяйственной деятельности без ограничений по радиационному фактору и дальнейшего снижения риска для здоровья. В числе первоочередных задач: совершенствование специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы; создание эффективной системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации населения, проживающего на загрязненных территориях, ликвидаторов, эвакуированных и отселенных; концентрация капитальных вложений для проведения газификации, водоснабжения и обустройства загрязненных территорий, в первую очередь зон последующего отселения и с правом на отселение, завершение программ переселения людей из зон последующего отселения; обеспечение радиационной защиты населения; обеспечение функционирования системы радиационного контроля продукции сельского и лесного хозяйства, пищевых продуктов и питьевой воды; совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преодоления последствий катастрофы, в целях создания льготных экономических условий развития пострадавших территорий и закрепления для работы на этих территориях специалистов в области здравоохранения, образования, сельского и лесного хозяйства; создание условий для радиационно-экологической и экономической реабилитации территорий Гомельской, Могилевской и Брестской областей, подвергшихся радиоактивному загрязнению; проведение на загрязненных территориях специальных мероприятий в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве, направленных на обеспечение получения продукции с содержанием радионуклидов в допустимых пределах; дальнейшее развитие научно-прикладных исследований и внедрение их результатов; расширение международного сотрудничества; поэтапная реабилитация загрязненных радионуклидами территорий и пострадавшего населения; оптимизация медицинского обеспечения пострадавших на основе научных рекомендаций; проведение защитных мер, направленных на снижение доз радиационного облучения; производство рентабельной продукции, соответствующей по радиологическому качеству республиканским и международным требованиям. Социально-экономический эффект от реализации Государственной программы достигается посредством обеспечения радиационно-экологической безопасности населения; улучшения качества жизни населения на загрязненных территориях; нормализации социально-психологической обстановки; повышения качества и доступности медицинской помощи, как следствие - сокращение расходов на лечение и сохранение трудоспособности населения; повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций; внедрения в практическую деятельность результатов научных исследований, информирования населения о радиационной обстановке и принимаемых мерах; создания предпосылок для устойчивого развития пострадавших территорий, поступления дополнительных средств международных и зарубежных партнеров для преодоления последствий катастрофы. II. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Для достижения цели и решения поставленных в Государственной программе задач разработан комплекс мероприятий по следующим направлениям: 1. Медицинское обеспечение пострадавших от катастрофы. 2. Радиационная защита, меры по снижению дозовых нагрузок на население и радиоэкологическая реабилитации территорий: 2.1. дезактивация, утилизация и захоронение радиоактивных отходов; 2.2. защитные мероприятия в сельскохозяйственном производстве; 2.3. защитные меры в лесном хозяйстве; 2.4. комплекс работ по реабилитации загрязненных территорий и содержанию зон отчуждения и отселения. 3. Радиоэкологический мониторинг окружающей среды и радиационный контроль. 4. Социально-экономическая защита и перспективы развития населенных пунктов в загрязненных районах. 5. Научное обеспечение Государственной программы. 6. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от катастрофы: 6.1. реализация Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"; 6.2. совершенствование нормативной правовой базы по защите населения и реабилитации окружающей среды. 7. Информационное обеспечение. 8. Подготовка и переподготовка кадров. 9. Организация международного сотрудничества. Мероприятия Государственной программы имеют финансовое, материально-техническое, научное и кадровое обеспечение; определяют основные пути решения проблем, возникших в результате катастрофы по каждому из перечисленных направлений. 1. Медицинское обеспечение пострадавших от катастрофы Планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на: внедрение в практическое здравоохранение результатов научных исследований в целях снижения влияния на здоровье населения последствий катастрофы; организацию специализированной медицинской помощи на базе действующих организаций здравоохранения с обеспечением их необходимой материально-технической базой и кадровым потенциалом; диспансеризацию населения, пострадавшего от катастрофы; раннюю диагностику и лечение предопухолевых заболеваний в целях профилактики злокачественных опухолей; совершенствование материально-технической базы и обеспечение в необходимых объемах организаций здравоохранения, обслуживающих пострадавшее население, и в первую очередь территориально-медицинских объединений пострадавших районов современными изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, лекарственными средствами; развитие Белорусского государственного регистра лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Государственный регистр); |
|
Партнеры
|
|
