![]() |
|
|
|
|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 N 905 "О Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 19 августа 2005 г. N 5/16411 В целях реализации государственной политики в области охраны труда Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы (далее - Программа). 2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения. 3. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, другим исполнителям обеспечить выполнение мероприятий Программы и ежегодно до 1 февраля представлять в Министерство труда и социальной защиты информацию об их выполнении. 4. Министерству труда и социальной защиты: довести Программу до заинтересованных и осуществлять контроль за ходом ее выполнения; ежегодно до 25 февраля представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о выполнении Программы и при необходимости вносить в установленном порядке предложения о внесении в нее изменений и дополнений. Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 16.08.2005 N 905 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2006 - 2010 ГОДЫ ПАСПОРТ Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы Наименование Республиканская целевая программа улучшения Программы условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы Основание поручение Совета Министров Республики Беларусь для разработки от 18 марта 2005 г. N 30/213-36, пункт 6.2.8 Программы мероприятий Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2002 - 2005 годы, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 881 Государственные Министерство труда и социальной защиты, заказчики Министерство здравоохранения Программы Основные Министерство труда и социальной защиты, разработчики Министерство экономики, республиканские органы Программы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, объединения нанимателей и профсоюзов Цели и задачи улучшение условий и охраны труда, снижение Программы уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях республики Сроки реализации 2006 - 2010 годы Программы Основные совершенствование управления охраной труда; направления мероприятий совершенствование нормативного правового Программы обеспечения охраны труда; улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; научное обеспечение охраны труда; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда; информационное обеспечение деятельности по охране труда Источники финансирование Программы осуществляется: финансирования Программы за счет собственных средств исполнителей; в пределах поступающих в республиканский бюджет средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Система контроль за выполнением Программы осуществляет организации Министерство труда и социальной защиты контроля за выполнением Программы Исполнители Министерство труда и социальной защиты, основных Министерство здравоохранения, Министерство мероприятий сельского хозяйства и продовольствия, Программы Министерство архитектуры и строительства, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство промышленности, Министерство торговли, Министерство энергетики, Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по стандартизации, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский производственно- торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусская железная дорога, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, местные исполнительные и распорядительные органы Ожидаемые улучшение условий и охраны труда в организациях результаты республики. Сокращение к 2011 году числа реализации рабочих мест с вредными и (или) опасными Программы условиями труда на 20 процентов, снижение коэффициента частоты производственного травматизма (численность потерпевших за год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) на 5 процентов от уровня 2005 года Глава 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Улучшение условий труда, повышение его безопасности - одна из важнейших задач государства, для решения которой реализуются Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2002 - 2005 годы, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 881 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 59, 5/6203), аналогичные отраслевые и региональные программы. В ходе выполнения указанных программ совершенствуется управление охраной труда и взаимодействие органов государственного управления, объединений нанимателей и профсоюзов в решении проблем улучшения условий труда, предупреждения травматизма и заболеваемости на производстве. Министерством труда и социальной защиты, другими республиканскими органами государственного управления проводится работа по пересмотру устаревших и разработке новых нормативных правовых актов с учетом действующего законодательства, современного состояния науки и техники, сложившихся экономических отношений, создается автоматизированная база нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Совершенствуется система обучения в области охраны труда. Приняты новые правила обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда; разработана примерная программа обучения по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций; организована переподготовка лиц, имеющих высшее техническое образование, по специальности "охрана труда". Принимаются меры по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Министерством труда и социальной защиты с участием заинтересованных подготовлено и принято 25 типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам указанных средств. Министерство труда и социальной защиты ежегодно вносит на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь доклад о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда. В целях усиления социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечения мер по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. N 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 86, 1/4817) с 1 января 2004 г. введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате принимаемых мер в республике начиная с 2000 года сложилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) снизился с 1,80 в 2001 году до 1,42 в 2004 году, или на 21 процент, численность лиц, у которых впервые установлены профессиональные заболевания, сократилась на 23,4 процента. В то же время состояние условий и охраны труда продолжает оставаться острой социально-экономической проблемой. В организациях промышленности и сельского хозяйства во вредных условиях труда занято около 30 процентов работающих. Неблагоприятные условия труда обусловливают профессиональную заболеваемость работников. В 2004 году выявлено 226 случаев профессиональных заболеваний, что на 40 случаев больше, чем в 2003 году. Свыше 80 процентов профессиональных заболеваний регистрируется в организациях промышленности. Моральный и физический износ основных производственных фондов, устаревшие технологии являются основными причинами профессиональных заболеваний. Ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников, из них более двухсот погибает, свыше восьмисот получают тяжелые травмы. В 2004 году допущен рост производственного травматизма с тяжелыми последствиями. Основными причинами производственного травматизма являются эксплуатация неисправного оборудования, неудовлетворительная организация производства работ, невыполнение руководителями и специалистами возложенных на них обязанностей по охране труда, недостаточная квалификация работников по вопросам охраны труда, нарушение трудовой и технологической дисциплины. Вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний общество несет большие экономические потери. В 2004 году из-за травматизма на производстве потеряно 178,2 тыс. человеко-дней. Страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 52,5 млрд. рублей, затраты на компенсации по условиям труда - 272,0 млрд. рублей. Во многих случаях неудовлетворительные условия труда, травматизм на производстве обусловлены недостаточным выделением средств на охрану труда, неэффективностью управления в этой сфере, состоянием нормативной правовой базы по охране труда. В настоящее время количество применяемых актов законодательства СССР по охране труда, принятых более 20 лет тому назад, составляет в промышленности - 49 процентов; сельском хозяйстве - 41 процент; здравоохранении - 40 процентов. Недостаточно разработаны методы управления охраной труда, основанные на экономической заинтересованности нанимателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве. В новых условиях хозяйствования большинство организаций частной формы собственности нуждается в оказании методической помощи в организации работ по охране труда. Изложенное свидетельствует о необходимости комплексного системного подхода к решению проблем охраны труда, дальнейшего совершенствования законодательства в этой области, осуществления профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Глава 2 ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель Программы - улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях республики. Программа предусматривает решение следующих основных задач: внедрение систем управления охраной труда, обеспечивающих выявление производственных опасностей, оценку уровней риска травмирования и гибели работников, разработку и реализацию профилактических мер; развитие и совершенствование законодательства в области охраны труда; проведение научных исследований по проблемам безопасности и гигиены труда; совершенствование организации обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда; развитие экономических методов в управлении охраной труда; оптимизацию системы компенсаций по условиям труда; улучшение обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; совершенствование информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, пропаганды передового опыта по охране труда. Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Мероприятия настоящей Программы согласно приложению сформированы по следующим основным направлениям: совершенствование управления охраной труда; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда; улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; научное обеспечение охраны труда; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда; информационное обеспечение деятельности по охране труда. Мероприятия настоящей Программы разработаны с учетом предложений заинтересованных на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, изучения организации работы по охране труда на отраслевом и территориальном уровнях, оценке уровней риска гибели и травмирования работников по отраслям производственной деятельности. Глава 4 ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ Финансирование мероприятий программы осуществляется: за счет средств исполнителей; в пределах поступающих в республиканский бюджет средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Глава 5 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы являются ответственными исполнителями мероприятий настоящей Программы. Ожидаемые результаты реализации мероприятий настоящей Программы: улучшение условий и охраны труда в организациях республики; сокращение к 2011 году числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда на 20 процентов; снижение коэффициента частоты производственного травматизма (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) на 5 процентов. Приложение к Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы МЕРОПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2006 - 2010 ГОДЫ ----------------------+------------------+--------+----------------¬ ¦Наименование ¦Исполнители ¦Срок ¦Источник ¦ ¦мероприятий ¦ ¦испол- ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(годы) ¦ ¦ +---------------------+------------------+--------+----------------+ ¦ 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА ¦ +---------------------+------------------+--------+----------------+ ¦1.1. Изучение и ¦республиканские ¦2006 - ¦средства ¦ ¦внедрение в ¦органы ¦2007 ¦исполнителя ¦ ¦организациях ¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦управления, иные ¦ ¦ ¦ ¦стандартов Республики¦государственные ¦ ¦ ¦ |
|
Партнеры
|
|
