![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2005 N 613 "О Государственной программе "Туберкулез" на 2005 - 2009 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 14 июня 2005 г. N 5/16088 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Туберкулез" на 2005 - 2009 годы (далее - Государственная программа). 2. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому: обеспечить выполнение Государственной программы; ежегодно до 15 февраля представлять в Министерство здравоохранения информацию о ходе ее реализации. 3. Министерству финансов и Министерству экономики при разработке бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год включать Государственную программу в перечень государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и предусматривать выделение средств на ее реализацию. 4. Министерству здравоохранения: довести Государственную программу до республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома; обеспечить координацию деятельности исполнителей Государственной программы и контроль за ее выполнением; ежегодно до 25 марта представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения Государственной программы. Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 09.06.2005 N 613 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ТУБЕРКУЛЕЗ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В конце XX столетия туберкулез в Республике Беларусь занял лидирующую позицию среди всех причин смерти от инфекционных заболеваний. С 1991 по 1998 годы уровень заболеваемости туберкулезом по организациям системы Министерства здравоохранения увеличился на 79,9 процента (с 30,9 до 55,6 на 100 тыс. населения) <*>. Благодаря проводимым мероприятиям (в том числе в рамках Государственной программы "Туберкулез" на 2000 - 2002 годы), в 1998 - 2002 годах уровень заболеваемости туберкулезом в Республике Беларусь (с учетом медицинских организаций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь) снизился на 25,4 процента (с 69,4 до 51,8 на 100 тыс. населения) <*>. В 2002 - 2004 годах отмечен рост заболеваемости туберкулезом на 6,9 процента (с 51,8 до 55,4 на 100 тыс. населения). Максимальный уровень заболеваемости в 2004 году отмечен в Могилевской и Гомельской областях (77,6 и 65,6 на 100 тыс. населения соответственно) <*>. Смертность от туберкулеза с 1993 года имеет тенденцию к росту: в 2004 году по сравнению с 1992 годом уровень смертности вырос в 2,6 раза (с 4,2 до 11,1 на 100 тыс. населения) <**>. ------------------------------- <*> Уровень заболеваемости туберкулезом - число впервые выявленных больных туберкулезом в текущем году, рассчитанное на 100 тыс. населения. <**> Уровень смертности от туберкулеза - число умерших от туберкулеза и его последствий, рассчитанное на 100 тыс. населения. Высокий уровень смертности обусловлен появлением в последние годы остропрогрессирующих форм заболевания, а также наличием значительного контингента социально дезадаптированных лиц с хроническими и лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. Анализ ситуации показал ряд проблем, требующих неотложного решения. Существует необходимость развития материально-технической базы противотуберкулезных учреждений, реконструкции и ремонта помещений, приведения их в соответствие с требованиями техники безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и правилами, международными стандартами Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), позволяющими обеспечить безопасность больных и медицинских работников. Для достижения более высокого качества диагностических и лечебных процедур необходимо оснастить противотуберкулезную службу современным лабораторным оборудованием, качественными расходными материалами, другим современным оборудованием в соответствии с нормативными потребностями, а также обеспечить в полном объеме противотуберкулезными средствами. В настоящей Программе предусматривается закупка высокоэффективного современного оборудования для ускоренной бактериологической диагностики туберкулеза, определения лекарственной устойчивости возбудителя заболевания к противотуберкулезным средствам и оснащение им крупных бактериологических лабораторий. Реализация Программы даст возможность обеспечить потребность республики в противотуберкулезных средствах, в том числе для химиотерапии мультирезистентных форм туберкулеза, полностью перейти на лечение больных в соответствии с рекомендациями ВОЗ (стратегии DOTS и DOTS-PLUS), достичь стабилизации уровня заболеваемости с последующим ее снижением (на 10 процентов за 5 лет), уменьшить количество больных с мультирезистентными формами туберкулеза и получить экономический эффект за счет сокращения средств на лечение и сохраненной трудоспособности больных. Программа предусматривает международное сотрудничество на основе положений стратегии ВОЗ по борьбе с туберкулезом. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы являются: снижение и предупреждение дальнейшего распространения туберкулезной инфекции; минимизация ее негативных последствий; улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; внедрение и адаптация рекомендаций ВОЗ (стратегия DOTS и DOTS-PLUS) в систему противотуберкулезных мероприятий в республике. Основными задачами Программы являются: развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; оптимизация мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза; повышение качества и эффективности лечения больных туберкулезом при оптимизации затрат; модернизация службы бактериологической диагностики туберкулеза; укрепление нормативной правовой, организационно-методической, информационной базы организаций здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь населению; внедрение в практическую деятельность современных эффективных и экономически оправданных технологий борьбы с туберкулезом. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Министерство здравоохранения обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей Программы, выполнение намеченных мероприятий и контроль за целевым и эффективным использованием выделенных на реализацию Программы ассигнований. Программа реализуется за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на содержание и развитие отрасли по разделу "Здравоохранение", а также за счет собственных средств исполнителей. Практическую и организационно-методическую помощь организациям здравоохранения по выполнению Программы оказывает государственное учреждение "Научно-исследовательский институт пульмонологии и фтизиатрии" Министерства здравоохранения (далее - НИИ ПФ). Ожидаемые результаты реализации Программы: стабилизация заболеваемости туберкулезом с последующим ее снижением в среднем на 2 процента в год; стабилизация уровня смертности от туберкулеза; сокращение числа вновь выявленных случаев заболевания с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза на 10 процентов в течение 5 лет; снижение тяжелых форм туберкулеза и уровня инвалидности населения с таким заболеванием; создание базы для качественной диагностики и лечения больных туберкулезом; повышение уровня информированности населения по проблеме туберкулеза. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Противотуберкулезная помощь населению включает проведение санитарно-оздоровительных, противоэпидемических, профилактических, диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий. Развитие противотуберкулезной помощи населению на основе внедрения новых эффективных в медико-социальном и экономическом отношениях принципов требует анализа существующей нормативной правовой базы по вопросам туберкулеза Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства обороны на ее соответствие действующему законодательству. На основе проведенного анализа Министерством здравоохранения будут приняты приказы по организации противотуберкулезной помощи. Планируется издание руководства, где будут изложены современные методики профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, в том числе рекомендуемые ВОЗ (DOTS и DOTS-PLUS). В целях распространения передового опыта по борьбе с туберкулезной инфекцией, обеспечения эффективного взаимодействия и "обратной связи" планируется ежегодно проводить рабочие совещания на различных уровнях с привлечением специалистов противотуберкулезной и других заинтересованных служб, а также семинары и научно-практические конференции. В рамках Программы планируется продолжить мероприятия по реструктуризации лечебно-диагностической базы противотуберкулезной службы в направлении использования прогрессивных организационных форм, повышения эффективности использования ресурсов. Программа направлена на усиление практической и организационно-методической помощи специалистам областных и районных уровней и укрепление на республиканском уровне кадрового потенциала противотуберкулезной службы. --------------------------------+------+---------------+-----T------------------¬ ¦Наименование мероприятия ¦Срок ¦Исполнители и ¦Стои-¦Источник ¦ ¦ ¦испол-¦соисполнители ¦мость¦финансирования ¦ ¦ ¦нения ¦ ¦(тыс.+----------+-------+ ¦ ¦(годы)¦ ¦дол- ¦респуб- ¦местные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ларов¦ликанский ¦бюджеты¦ ¦ ¦ ¦ ¦США) ¦бюджет ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦1. Разработка проектов ¦2006 ¦Минздрав, ¦ ¦в пределах¦ ¦ ¦нормативных правовых актов, ¦ ¦НИИ ПФ ¦ ¦средств, ¦ ¦ ¦регламентирующих порядок ¦ ¦ ¦ ¦предусмот-¦ ¦ ¦организации и оказания ¦ ¦ ¦ ¦ренных в ¦ ¦ ¦медицинской помощи больным ¦ ¦ ¦ ¦республи- ¦ ¦ ¦туберкулезом ¦ ¦ ¦ ¦канском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджете ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦2. Разработка и издание ¦2005 -¦Минздрав, МВД, ¦ ¦ -"- ¦ ¦ ¦приказов по организации ¦2006 ¦Минобороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦противотуберкулезной помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минздравом и иными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦министерствами, имеющими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственную медицинскую службу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦3. Разработка проекта ¦2005 ¦Минздрав, ¦ ¦ -"- ¦ ¦ ¦нормативного правового акта, ¦ ¦НИИ ПФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регламентирующего порядок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности в очагах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туберкулезной инфекции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предупреждения распространения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лекарственной устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦микобактерий туберкулеза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦4. Совершенствование ¦2005 -¦Минздрав, ¦ ¦ -"- ¦ ¦ ¦государственной учетной ¦2007 ¦Минстат, МВД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документации и государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦статистической отчетности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туберкулезу в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендациями ВОЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦5. Реорганизация отдела ¦2005 -¦Минздрав, ¦28,0 ¦ 28,0 ¦ ¦ ¦эпидемиологии, профилактики и ¦2006 ¦НИИ ПФ ¦14,0 ¦ 14,0 ¦ ¦ ¦организации фтизиопульмонологии¦ ¦ ¦14,0 ¦ 14,0 ¦ ¦ ¦НИИ ПФ в целях обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования регистра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Туберкулез" и республиканского¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эпиднадзора по туберкулезу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦6. Создание национальной ¦2006 ¦НИИ ПФ ¦ ¦в пределах¦ ¦ ¦референс-лаборатории на базе ¦ ¦ ¦ ¦средств, ¦ ¦ ¦НИИ ПФ ¦ ¦ ¦ ¦предусмот-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ренных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦канском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджете ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦7. Совершенствование программ ¦2005 -¦государственное¦ ¦ -"- ¦ ¦ ¦профессиональной подготовки и ¦2006 ¦высшее учебное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переподготовки по туберкулезу ¦ ¦учреждение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачей, среднего медицинского ¦ ¦"Белорусская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦персонала и студентов; ¦ ¦медицинская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработка новых ¦ ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификационных требований по ¦ ¦последипломного¦ ¦ ¦ ¦ ¦вопросам туберкулеза для ¦ ¦образования" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аттестации врачей и среднего ¦ ¦(далее - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медперсонала ¦ ¦БелМАПО), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высшие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦8. Осуществление мониторинга и ¦2005 -¦Минздрав, ¦ ¦ -"- ¦ ¦ ¦эпидемиологического надзора за ¦2009 ¦НИИ ПФ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦резистентностью к ¦ ¦облисполкомы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦противотуберкулезным средствам ¦ ¦Минский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в Республике Беларусь ¦ ¦горисполком ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦9. Обеспечение взаимодействия в¦2005 -¦Минздрав, МВД, ¦ ¦в пределах ¦ ¦выявлении, регистрации случаев ¦2009 ¦Минобороны, ¦ ¦средств, ¦ ¦туберкулеза, в проведении ¦ ¦Минсельхозпрод,¦ ¦предусмотренных в ¦ ¦противоэпидемических и ¦ ¦Минтруда и ¦ ¦республиканском и ¦ ¦профилактических мероприятий ¦ ¦соцзащиты, ¦ ¦местных бюджетах ¦ ¦между организациями Минздрава, ¦ ¦Белорусская ¦ ¦ ¦ ¦МВД, Минобороны, Белорусской ¦ ¦железная дорога¦ ¦ ¦ ¦железной дороги и других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦министерств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+------------------+ ¦10. Разработка стандартных ¦2005 -¦Минздрав, МВД ¦ ¦ -"- ¦ ¦критериев оценки эффективности ¦2007 ¦Минобороны ¦ ¦ ¦ ¦противотуберкулезной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦11. Проведение ежегодной ¦2005 -¦Минздрав, МВД, ¦ ¦в пределах¦ ¦ ¦республиканской ¦2009 ¦облисполкомы, ¦ ¦средств, ¦ ¦ ¦научно-практической ¦ ¦Минский ¦ ¦предусмот-¦ ¦ ¦конференции, республиканского и¦ ¦горисполком ¦ ¦ренных в ¦ ¦ ¦областных семинаров по вопросам¦ ¦ ¦ ¦республи- ¦ ¦ ¦организации борьбы с ¦ ¦ ¦ ¦канском ¦ ¦ ¦туберкулезом и внедрения ¦ ¦ ¦ ¦бюджете ¦ ¦ ¦стратегии DOTS ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦12. Обмен результатами и ¦2005 -¦Минздрав, ¦ ¦в пределах ¦ ¦координирование работы с ¦2009 ¦НИИ ПФ ¦ ¦средств, ¦ ¦международными организациями ¦ ¦ ¦ ¦предусмотренных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республиканском и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местных бюджетах ¦ +-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------+ ¦ИТОГО ¦ ¦ ¦28,0 ¦ 28,0 ¦ 0 ¦ ¦-------------------------------+------+---------------+-----+----------+-------- МЕРОПРИЯТИЯ ПО КАДРОВОМУ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Реализация мероприятий осуществляется в течение всех 5 лет по каскадной модели. При этом обеспечивается обучение медицинских работников учреждений здравоохранения, лабораторных работников, медицинских работников пенитенциарной системы современным методам профилактики, выявления, диагностики и лечения туберкулеза, стратегии DOTS и DOTS-PLUS, что будет способствовать раннему выявлению больных туберкулезом, повышению качества диагностики и эффективности лечения. Обучение будет проводиться на базе БелМАПО, НИИ ПФ, средних медицинских учреждений образования. Активизируется подготовка по вопросам туберкулеза студентов в медицинских университетах. Образование населения является одним из ключевых моментов в профилактике туберкулеза. Планируется проведение санитарно-просветительной кампании в средствах массовой информации. ------------------------------+------+----------------+-----T-------------------¬ ¦Наименование мероприятия ¦Срок ¦Исполнители и ¦Стои-¦Источник ¦ ¦ ¦испол-¦соисполнители ¦мость¦финансирования ¦ ¦ ¦нения ¦ ¦(тыс.+----------+--------+ ¦ ¦(годы)¦ ¦дол- ¦респуб- ¦местные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ларов¦ликанский ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦США) ¦бюджет ¦ ¦ +-----------------------------+------+----------------+-----+----------+--------+ ¦13. Стажировка на рабочем ¦ ¦НИИ ПФ, ¦ 8,0 ¦ 1,6 ¦ 6,4 ¦ ¦месте врачей-бактериологов и ¦2006 ¦облисполкомы, ¦ 2,0 ¦ 0,4 ¦ 1,6 ¦ ¦врачей-лаборантов на базе ¦2007 ¦Минский ¦ 2,0 ¦ 0,4 ¦ 1,6 ¦ ¦созданной национальной ¦2008 ¦горисполком ¦ 2,0 ¦ 0,4 ¦ 1,6 ¦ ¦референс-лаборатории в НИИ ПФ¦2009 ¦ ¦ 2,0 ¦ 0,4 ¦ 1,6 ¦ +-----------------------------+------+----------------+-----+----------+--------+ ¦14. Укомплектование вакантных¦2005 -¦Минздрав, ¦ ¦ ¦в пре- ¦ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |