![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 N 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 2 3.7. Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей Основной целью этого направления является совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требует подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей. При этом необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10 - 15 лет вперед и способствовать организации этой работы в настоящее время. Основными задачами данного направления являются: создание в учреждениях образования современной методической и материально-технической базы подготовки и переподготовки специалистов для сферы ИКТ; формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание нормативной правовой базы информатизации образования и развития системы дистанционного обучения; создание системы профориентации учащейся молодежи в области ИКТ; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Реализация направления должна осуществляться с учетом Республиканской программы "Информатизация системы образования Республики Беларусь" на 1998 - 2006 годы и Государственной программы создания информационной компьютерной сети системы образования Республики Беларусь. В результате будут сформированы профессиональные образовательные программы, созданы необходимые для их реализации аппаратные и программные средства. 3.8. Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ Современные ИКТ оказывают все возрастающее влияние на средства массовой информации (далее - СМИ), причем не только электронные, но и печатные. Одной из определяющих тенденций развития информационной сферы развитых стран является слияние (конвергенция) ранее независимых отраслей, таких, как телекоммуникации, производство аудиовизуальной продукции (контента) и электронных СМИ. Основой конвергенции является единообразное цифровое представление различных типов информации - текстовой, графической, аудио- и видео- и использование единых стандартов и протоколов для ее распространения по физически различным каналам: эфирное, спутниковое и кабельное радио и телевещание, сети передачи данных и Интернет. В итоге Интернет превращается в одно из важнейших средств массовой информации, обеспечивающее с одной стороны дополнительный канал для распространения информации, а с другой - поступление разнообразной информации для других СМИ. Основные мировые тенденции использования ИКТ в СМИ характерны и для Республики Беларусь: большинство печатных СМИ оснащены редакционно-издательскими комплексами, часть имеет доступ в Интернет и собственные странички для электронных версий газет. Однако недостаточно внимания уделяется формированию в Интернет информации о деятельности органов государственного управления, о национальных новостях, которые могут служить источником для СМИ. Аналогичным образом в белорусском секторе Интернет отсутствует в необходимом объеме национальная культурная и развлекательная информация. Производство национального содержания является основной проблемой и для электронных средств массовой информации. Основными направлениями Программы по информатизации СМИ являются: разработка типовых решений по созданию электронных газет; обеспечение доступа к Интернет для региональных изданий; создание национального новостного сервера в Интернет для оперативного доведения до СМИ информации о жизни республики; определение структуры и объема официальной информации о деятельности отраслей народного хозяйства республики, публикуемой в Интернет на сайтах государственных органов; формирование национальной аудио- и видеопродукции для распространения в Интернет и СМИ. В сфере культуры так же, как и в других сферах, основное преимущество ИКТ заключается в возможностях практически неограниченного доступа, тиражирования и распространения информации, а также применения интеллектуальных средств поиска в больших объемах данных. Наиболее продвинутой в использовании ИКТ является библиотечная отрасль, в которой ИКТ используются как для автоматизации внутри библиотечной работы, так и для формирования электронных информационных ресурсов в целях предоставления их пользователям. Основной задачей Программы в сфере культуры является формирование информационных ресурсов культурологического профиля и представление их в национальном секторе Интернет. К этой работе должны привлекаться сотрудники гуманитарных институтов Национальной академии наук, Белорусского государственного университета, учреждения образования "Белорусский государственный университет культуры", Института проблем культуры Министерства культуры, а также специалисты в области ИКТ. Основные направления информатизации отрасли культуры: подключение учреждений культуры к Интернет; создание электронной энциклопедии белорусской культуры и размещение ее в Интернет; разработка типовых решений по представлению в Интернет музеев и других учреждений культуры; создание информационных ресурсов белорусского языка (машинного фонда). Фонд белорусского языка должен представлять собой комплексную систему лингвистических объектов и программного обеспечения для конструирования новых лингвистических объектов и процессов, а также для использования в автоматизированных информационных системах для обработки естественно-языковых текстов. 3.9. Совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности В настоящее время остро назрела необходимость совершенствования функционирования Государственной системы защиты информации. Созданные в последние годы организационные структуры, принятые национальные законодательные акты, действующая нормативная, методологическая и материально-техническая базы еще не в полной мере решают основополагающую задачу в данной области - обеспечить безопасность Республики Беларусь в информационной сфере, являющейся составной частью национальной безопасности. Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере определены Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. N 390 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 69, 1/2852). За последние годы в Республике Беларусь реализуется комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности. Вместе с тем анализ состояния безопасности информационно-вычислительных систем различных государственных органов, организаций республики показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует современным требованиям. Отставание отечественных информационных технологий вынуждает государственные органы при создании информационно-вычислительных систем идти по пути закупок средств вычислительной техники, а также программного обеспечения импортного производства. В результате повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации. В связи с расширением сфер применения систем обработки и распространения информации наблюдается рост количества случаев несанкционированного использования, модификации и уничтожения информации. Угрозы вычислительному и информационному ресурсам не могут быть выявлены, локализованы и ликвидированы внедрением в информационные системы отдельных аппаратных, программных средств и организационных мероприятий. Все средства и мероприятия должны быть объединены в систему защиты. Защиту информации следует рассматривать как регулярный процесс, осуществляемый путем комплексного использования технических, программных средств и организационных мероприятий на всех этапах разработки, испытаний и эксплуатации информационных систем. Требования по защите, предъявляемые к информационной системе, должны рассматриваться как часть общих функциональных требований к ней. Комплекс научных исследований и разработок по созданию средств защиты информации реализуется в рамках Государственной научно-технической программы "Защита информации". В этой Программе предусматривается разработка ряда нормативно-методических документов и типовых комплексных решений, направленных на обеспечение информационной безопасности Республики Беларусь. 4. Ресурсное обеспечение Программы На основании расчетов по уже реализуемым проектам и экспертных оценок по планируемым к реализации работам предполагается, что общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, ориентировочно на первый и второй этапы 2003 - 2005 годов составит в ценах 2002 года 32100 млн. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета на разработку проектной документации, проведение научно-исследовательских и проектно-технологических работ - 18330 млн. рублей, местных бюджетов и других источников на капитальные вложения - 13770 млн. рублей (таблица ориентировочных объемов финансирования прилагается). Планируемые затраты на реализацию проектов Программы в 2003 году составят 8950 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета на разработку проектной документации, проведение научно-исследовательских и проектно-технологических работ - 4450 млн. рублей, местных бюджетов и других источников на капитальные вложения - 4500 млн. рублей. Уточненные затраты на реализацию проектов 2004 года и последующих годов будут определяться при подготовке предложений в лимиты расходов на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности и предложений в государственную инвестиционную программу на очередной год с учетом проведенного мониторинга. По результатам реализации первого этапа Программы будут уточнены проекты второго этапа (2004 - 2005 годы) и определены объемы финансовых средств, необходимых на его реализацию. Предполагается, что на реализацию проектов второго этапа увеличится доля затрат из средств местных бюджетов и внебюджетных источников, а также привлекаемых средств инновационных фондов. Объемы затрат на реализацию третьего этапа будут определены на завершающей стадии работ второго этапа в 2005 году. 5. Механизм реализации Программы Ответственность за своевременное и качественное выполнение Программы (проектов Программы) возлагается на государственного заказчика Программы, а за обеспечение научно-методического руководства реализацией Программы - на головную организацию по Программе. Государственный заказчик и головная организация по Программе назначаются Правительством Республики Беларусь. По каждому из направлений Программы государственным заказчиком определяется головная организация, осуществляющая научно-методическое руководство и координацию деятельности организаций - исполнителей проектов Программы. Функции и задачи головной организации определяются государственным заказчиком. Организации - исполнители проектов Программы определяются государственным заказчиком совместно с головными организациями на конкурсной основе. В объемы финансирования проектов Программы включаются расходы на осуществление конкурсных процедур. Для координации деятельности головных организаций и организаций-исполнителей, рассмотрения вопросов финансирования Программы, ее реализации государственным заказчиком образовывается координационный совет, в состав которого могут включаться представители головных организаций и организаций-исполнителей, а также представители заинтересованных органов и организаций, в интересах которых реализуются соответствующие проекты. Задачи и функции координационного совета определяются государственным заказчиком, а его организационно-техническое обеспечение возлагается на головную организацию по Программе. Государственный заказчик ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Программы и ее финансировании для рассмотрения на заседаниях межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь. Межведомственная комиссия рассматривает эти доклады, дает рекомендации и при необходимости представляет соответствующие предложения в Правительство Республики Беларусь. Внесение изменений и дополнений в состав проектов Программы, сроки их выполнения и финансирования осуществляет государственный заказчик в установленном порядке. Финансирование Программы осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников (инновационных фондов) с учетом того, что приобретение средств вычислительной техники и сетевого оборудования, осуществление строительно-монтажных и других работ должно проводиться за счет капитальных вложений, предусматриваемых в инвестиционной программе в установленном порядке, как правило, под подготовленные технические решения. Выделение средств из республиканского бюджета на реализацию проектов Программы за счет средств на науку осуществляется в установленном порядке после прохождения государственной научно-технической экспертизы. Эти средства, направляемые для реализации проектов Программы, представляющих непосредственный интерес для регионов и отраслей, будут выделяться на условиях долевого финансирования целевых расходов. Доля их участия определяется в каждом конкретном случае. Финансирование работ по Программе за счет средств республиканского бюджета осуществляется через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь заключает договоры с организациями - исполнителями проектов (генеральными подрядчиками) на реализацию проектов Программы, обеспечивает контроль за своевременным и качественным выполнением намеченных работ, целевым использованием финансовых ресурсов. 6. Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы Конечным результатом реализации Программы станет создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс) на базе усовершенствованной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов. Использование ИКТ при осуществлении работы государственных органов позволит сократить издержки на управление, в том числе за счет высвобождения части технического персонала этих органов. Долю электронного документооборота в общем объеме документооборота в этих органах предполагается довести до 60 процентов внутри их и до 40 процентов - во внешнем (межведомственном) документообороте. Развитие и совершенствование законодательной базы существенным образом повысит стимулы для точного и полного соблюдения всех правовых норм, регламентирующих деятельность в сфере ИКТ, в результате чего сократится доля теневого рынка программного обеспечения, что позволит повысить доходы в этой области и увеличить налоговые поступления в бюджет. Предполагается, что за счет реализации Программы рост экспорта ИКТ составит до 5 - 10 процентов ежегодно. Создание системы электронной торговли позволит сэкономить от 20 до 40 процентов соответствующих финансовых средств, направленных на подготовку и проведение торгов и организацию закупок. Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов республики в сфере ИКТ в соответствие с мировой системой стандартов, будет способствовать расширению присутствия Республики Беларусь в сети Интернет. Расширится число пользователей сети Интернет и объемы получаемых с ее помощью услуг. Ожидается, что это расширение позволит снизить тарифы на использование сети Интернет к 2005 году на 30 процентов, а к 2010 году - более чем вдвое. Приложение к Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2003 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА "ЭЛЕКТРОННАЯ БЕЛАРУСЬ" ----------------------------+-----------------+----------+----------------------------¬ ¦ Наименование проекта ¦ Заказчик ¦ Срок ¦ Объемы финансирования, ¦ ¦ ¦ (пользователь) ¦выполнения¦ млн. рублей ¦ ¦ ¦ проекта ¦ (год) +--------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НИОКР ¦капитальные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вложения ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦ I. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦1. "Разработать и внедрить ¦Минсвязи, НАН ¦ 2006 - ¦ 309,0¦ 309,0¦ - ¦ ¦систему постоянного ¦Беларуси, ¦ 2007 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга процессов ¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информатизации в ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республике, разработать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тактико-техническое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦задание на создание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автоматизированной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Электронное правительство"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦2. "Создать ¦Минсвязи, КГБ, ¦ 2003 - ¦ 3600,0¦ 2600,0¦ 1000,0¦ ¦общегосударственную ¦Оперативно- ¦ 2008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автоматизированную ¦аналитический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационную систему, ¦центр при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечивающую повышение ¦Президенте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективности ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования ¦Беларусь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственных органов, ¦Аппарат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦Совета Министров,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦НАН Беларуси, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработать комплексный ¦Госкомвоенпром, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системный проект ¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поэтапного создания ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы, включая проектные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения по созданию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитию систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации доступа к ним,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типовые требования к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программам информатизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и автоматизированным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационным системам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этих органов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственный профиль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействия открытых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных систем" <*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦3. "Разработать Единый ¦Минюст, МВД, НАН ¦ 2004 - ¦ 1150,0¦ 950,0¦ 200,0¦ ¦государственный регистр ¦Беларуси, ¦ 2006 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Беларусь (ЕГР), ¦облисполкомы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦включающий информацию о ¦Минский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦народонаселении, ¦горисполком, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦юридических лицах, а также ¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информацию соответствующих ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кадастров и регистров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦формируемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственными органами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработать и внедрить ЕГР¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ юридических лиц и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимателей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработать концепцию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пилотный проект ЕГР" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦4. "Разработать ¦МИД, ¦ 2003 - ¦ 88,8¦ 88,8¦ - ¦ ¦программно-методическое ¦Администрация ¦ 2004 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение и сформировать ¦Президента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационные ресурсы по ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечению ¦Беларусь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внешнеполитической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внешнеэкономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦5. "Разработка и развитие ¦Минюст ¦ 2007 - ¦ 900,0¦ 900,0¦ - ¦ ¦автоматизированной ¦ ¦ 2009 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Единого государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регистра юридических лиц и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦индивидуальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предпринимателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Беларусь (АИС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕГР Развитие)" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦6. "Разработать и внедрить ¦МВД, Минсвязи, ¦ 2009 - ¦ 7520,0 ¦ 1570,0¦ 5950,0¦ ¦Государственную ¦НАН Беларуси, ¦ 2010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационную систему ¦Минский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Регистр населения" ¦горисполком, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦облисполкомы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦ II. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к ¦ ¦ открытым информационным системам ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦7. "Создать корпоративную ¦НАН Беларуси, ¦ 2003 - ¦ 324,5¦ 244,5¦ 80,0¦ ¦библиотечную сеть в ¦Минкультуры, ¦ 2006 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦составе Национальной ¦Минобразование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦библиотеки Беларуси, ¦Минсельхозпрод, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республиканских и ¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦областных библиотек и ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦региональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационных центров" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦8. "Реализовать на базе ¦Минобразование, ¦ 2003 - ¦ 153,0¦ 153,0¦ - ¦ ¦типовых проектных решений ¦облисполкомы ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пилотный проект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компьютерной сети системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях пунктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключения к Интернет" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+-----------------+----------+--------+-------+-----------+ ¦9. "Разработать опытный ¦Минобразование, ¦ 2004 - ¦ 190,0¦ 190,0¦ - ¦ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |