![]() |
|
|
|
|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 N 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 3 января 2003 г. N 5/11734 В целях дальнейшего развития в республике процессов информатизации и реализации Концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. N 195 "О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь", Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". 2. Утратил силу. 3. Финансирование работ по проектам Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" осуществляется в установленном порядке за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на науку, местных бюджетов, инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, а также капитальных вложений, предусматриваемых в инвестиционной программе для приобретения средств вычислительной техники, осуществления строительно-монтажных и других работ, связанных с внедрением проектов названной программы, как правило, под подготовленные технические решения. 4. Государственному комитету по науке и технологиям, Министерству экономики в установленном порядке предусматривать ежегодно в расходах на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета выделение Министерству связи и информатизации ассигнований на финансирование Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включенных в программу, за счет средств республиканского бюджета осуществлять на договорной основе через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь после проведения государственной научно-технической экспертизы проектов указанной программы. 5. Утратил силу. 6. Национальной академии наук Беларуси: довести Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" до заинтересованных; в течение I квартала 2003 г. разработать нормативные правовые акты по вопросам информатизации, обеспечивающие реализацию сформулированных в указанной программе механизмов управления и финансирования работ, и внести их на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь; совместно с заинтересованными министерствами и другими республиканскими органами государственного управления разработать комплексный системный проект поэтапного создания общегосударственной автоматизированной информационной системы и в III квартале 2003 г. внести его на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь. Премьер-министр Республики Беларусь Г.НОВИЦКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 27.12.2002 N 1819 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2003 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА "ЭЛЕКТРОННАЯ БЕЛАРУСЬ" 1. Общие положения В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. На этот путь стала и Республика Беларусь, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. N 195 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 91, 1/3939). В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ. Вместе с тем указанные работы до настоящего времени практически не имели общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без необходимого взаимодействия и координации на государственном уровне, что, безусловно, отражается на эффективности выполняемых работ. Достижения информатизации были бы значительно выше, если бы существовала интегральная программа развития информатизации в Беларуси, объединяющая усилия министерств и других республиканских органов государственного управления, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В 2000 году была сделана попытка разработки такой программы. Проект программы был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь, доработан с учетом ее замечаний, однако Советом Министров Республики Беларусь не был утвержден в силу его недостаточной целенаправленности и комплексности. Недостаточное развитие использования ИКТ усугубляется также рядом негативных факторов, к которым относятся: несовершенство нормативной правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг; неготовность ряда государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе ИКТ; высоким уровнем монополизации сетей связи, создающим барьеры на пути их использования и приводящей к перекосам в тарифной политике; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ. На устранение отмеченных негативных моментов и факторов и направлена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" (далее - Программа), которая разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. N 09/540-20 коллективом специалистов различных организаций и учреждений республики под руководством Национальной академии наук Беларуси. Программа имеет межотраслевой характер, базируется на основных положениях Концепции государственной политики в области информатизации. При подготовке Программы учтен опыт ряда иностранных государств по формированию аналогичных программ (Российская Федерация, Польша, Индия и другие). 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Основной целью Программы является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса. Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь, создание и масштабное использование критических ИКТ, в том числе специального назначения. Реализация Программы рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственного управления, укрепления влияния государства в выравнивании социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны в соответствии с программами социально-экономического развития республики. Мероприятия Программы направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет: координации деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации в рамках настоящей Программы; сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры", единые для всех участников этого процесса; создания адекватной новым условиям законодательной и нормативной правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции; привлечения к активному участию в процессе информатизации негосударственного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, прежде всего малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг; обеспечения перехода государства к политике активной поддержки отечественного производителя в сфере информатизации с оказанием комплексной поддержки отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание информационно-коммуникационных технологий; обеспечения тесной связи процессов информатизации в стране с развитием мирового информационного сообщества, активное участие Беларуси на мировом рынке информационно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, реализации международных проектов и программ информатизации. Программа предусматривает широкое привлечение местных исполнительных и распорядительных органов к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к единому информационному пространству. Поэтому в Программу включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и местных исполнительных и распорядительных органов, а также проекты, предусматривающие адаптацию лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития. Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации, в белорусском сегменте Интернет в целях формирования интереса государственных органов власти и управления, общественных организаций, коммерческих структур и населения к процессам информатизации и содействия этим процессам. Исходя из названных целей и анализа состояния дел в республике в области информатизации, в Программе определены следующие основные направления информатизации: 1. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы. 2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам. 3. Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии. 4. Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации. 5. Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ. 6. Развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики. 7. Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. 8. Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ. 9. Совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности. Программа предполагает поэтапную реализацию. На первом этапе (2003 год) формируются предпосылки для реализации проектов Программы. Это предполагает проведение анализа нормативной правовой базы в целях выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, анализ эффективности расходования средств республиканского бюджета на информатизацию, проведение полного учета государственных информационных ресурсов, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ. В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга действующих в республике государственных программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-технических программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных проблем в части координации их работ по следующим проблемам информатизации: мировые тенденции развития ИКТ и их использование в социально-экономической сфере; уровень распространения ИКТ в стране; эффективность расходования бюджетных средств в сфере информатизации; эффективность использования ИКТ, информационных ресурсов в государственных органах и организациях, обеспеченность их техническими средствами обработки информации и средствами связи; эффективность действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ. Наряду с этим на первом этапе будут подготовлены нормативно-методические материалы, касающиеся совершенствования организации работ в республике в области информатизации. Продолжится реализация проектов по созданию автоматизированных информационно-вычислительных систем и совершенствованию информационной инфраструктуры в государственных органах, разработка которых начата в 2001 - 2002 годах. Начнут реализовываться проекты по электронному документообороту и созданию информационно-аналитических центров в государственных органах и подключению их к глобальным вычислительным сетям (Интернет). На втором этапе (2004 - 2005 годы) будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями государственных органов, будет создана основа единой информационной инфраструктуры для государственных органов, формирования единого национального информационного ресурса, являющаяся предпосылками для создания "электронного Правительства". Продолжатся разработки создания комплексной системы электронной торговли. Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов и пользователей в сфере ИКТ. На третьем этапе (2006 - 2010 годы) завершатся работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизированного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности. Перечень проектов Программы на 2003 - 2005 годы по каждому из направлений изложены в приложении к Программе. С учетом решения межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь (протокол заседания от 11 октября 2002 г. N 05/512-12) этап третий изложен как прогнозный. Детализация мероприятий третьего этапа по соответствующим направлениям будет осуществлена на завершающей стадии второго этапа в 2005 году. 3. Характеристика основных направлений Программы и программных проектов 3.1. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы Основной задачей данного направления является формирование единого национального информационного ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, а также реализацию прав граждан и юридических лиц республики на свободное получение информации из этой системы. Конечной целью данного направления является создание единого информационного пространства как базы для социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности. На первом этапе планируется провести мониторинг действующих государственных и отраслевых программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности в части создания информационной инфраструктуры и формирования информационных ресурсов. На основе этого анализа будет разработан комплексный системный проект создания общегосударственной автоматизированной информационной системы, включающей проектные решения по созданию и развитию инфраструктуры информатизации: сетевой инфраструктуры государственных органов, обеспечивающей выход в глобальные международные информационные сети; общегосударственной сети информационных ресурсов, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений на всех уровнях государственного управления (формирование единого национального информационного ресурса). На данном этапе предполагается приступить к разработке проекта Единого государственного регистра Республики Беларусь, включающего информацию о народонаселении, юридических лицах, а также информацию соответствующих кадастров и регистров, формируемых министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в процессе выполнения возложенных на них задач. Такой регистр должен быть основой единого национального информационного ресурса. При этом Единый государственный регистр Республики Беларусь должен интегрировать разработанные в государственных органах информационные ресурсы и базироваться на типовых решениях (разрабатываемые проекты по созданию регистров юридических лиц, функционирующая республиканская паспортная система и т.д.). На втором этапе будут реализовываться организационные и технические решения комплексного проекта, осуществляться перевод документооборота на электронную форму, реализовываться принципы формирования единого национального информационного ресурса, осуществляться пополнение системы информацией. Формирование единого национального информационного ресурса должно осуществляться в динамике и не являться статистическим процессом. Внесение изменений и дополнений в этот ресурс осуществлять постоянно по мере формирования соответствующих ведомственных информационных ресурсов. На третьем этапе должно быть завершено формирование инфраструктуры системы и наполнение национального информационного ресурса информацией в объемах, предусмотренных проектными решениями. Первая очередь системы должна быть введена в действие на втором этапе, а на третьем этапе - формироваться в полном объеме и быть интегрирована с функционирующими и создаваемыми системами республиканского и регионального уровней. 3.2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам Основным приоритетом как национальных, так и международных программ перехода к информационному обществу является создание высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение возможности доступа к ней для максимально широких слоев населения. В Республике Беларусь создана опорная волоконно-оптическая сеть с применением оборудования SDH, соединяющая г. Минск, областные и значительное количество районных центров. Однако во многих районах республики не решена проблема подключения конечных пользователей. Высокие тарифы на внешние каналы связи делают открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничивают возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, организациями, финансируемыми из республиканских и местных бюджетов, государственными органами. Программой предусматриваются мероприятия по трем направлениям: создание передовой телекоммуникационной инфраструктуры, ориентированной на научные и образовательные организации и государственные органы; содействие развитию действующей телекоммуникационной инфраструктуры республики; создание пунктов доступа к открытым информационным системам, в том числе международным. Проекты по первому направлению будут реализованы в рамках программы работ по созданию и развитию научно-информационной компьютерной сети (НИКС). Создаваемая в рамках НИКС телекоммуникационная инфраструктура предоставляет возможность научным коллективам, работающим в различных отраслях и образовательных учреждениях, отрабатывать в интерактивном режиме перспективные технологии и взаимодействовать с международным научным сообществом по реализации совместных проектов. Полученные в рамках этих работ технологии ориентированы на применение в конкретных информационных системах, в том числе и в системе научно-технической информации. Эта телекоммуникационная инфраструктура должна быть ориентирована на использование ее в рамках создаваемой общегосударственной автоматизированной информационной системы, включая формирование и организацию доступа к информационным ресурсам. Второе направление реализуется в рамках программы развития связи в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы, которой предусматривается дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры информатизации на основе передовых технологий, расширение номенклатуры и повышения качества предоставляемых услуг связи, повышения конкуренции и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие связи Республики Беларусь. Проекты третьего направления планируется осуществлять путем финансирования (в том числе долевого) как за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и других источников в целях создания пунктов доступа к открытым информационным системам государственных органов и организаций и некоммерческих организаций. Для обеспечения доступа к открытым информационным системам будет максимально использоваться действующая инфраструктура телекоммуникационных сетей республики, в том числе сеть связи общего пользования, ведомственные сети связи, а также сети, созданные в системе образования и для научных целей. 3.3. Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии Ориентация ресурсоограниченных стран с высоким научно-техническим потенциалом, к которым принадлежит и Республика Беларусь, направлена на экспорт современных технологий, в том числе и ИКТ, что создает необходимые предпосылки для их ускоренного развития. Создание условий развития и роста информационного сектора национальной экономики требует от государства поддержки инновационных проектов, перспективных отечественных исследований и разработок в области ИКТ. Эти передовые технологические решения должны быть использованы как в конкретных проектах Программы по созданию информационных систем в государственных органах и реальном секторе экономики, так и поставляемых на экспорт. Отработка таких технологий в основном должна вестись в рамках соответствующих государственных научно-технических программ. Работы по этому направлению планируется сосредоточить на: разработке передовых ИКТ, которые будут использоваться при создании по единым принципам информационных систем в различных секторах экономики и государственном управлении; разработке и создании условий для формирования в республике экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии. Работы по первому направлению с учетом имеющегося научно-технического и производственного потенциала должны вестись в следующих областях: средства естественного интерфейса человек-машина; интегрированные геоинформационные технологии; высокопроизводительные суперкомпьютерные системы; базовые Интернет / интранет технологии; телекоммуникационные технологии; системы искусственного интеллекта; информационные технологии на основе микроэлектронных структур; технологии проектирования, производства и использования интеллектуальных карточек; медицинские технологии и системы; технологии дистанционного образования; технологии электронной коммерции и логистики; технологии электронного документооборота; специализированные технические и программные средства вычислительной техники. Эти технологии должны целенаправленно разрабатываться как в государственных научно-технических программах ("Передовые информационные и телекоммуникационные технологии", "Белэлектроника"), так и создаваться в рамках настоящей Программы с учетом унифицированного использования под конкретные разрабатываемые системы. Работы по формированию в республике экспортно-ориентированной ИТ-индустрии должны включать разработку механизмов для создания условий по стимулированию выхода отечественного высокотехнологичного сектора экономики на мировые рынки, задействования имеющихся в республике научно-технических кадров в сфере ИКТ на решение как внутренних инвестиций, так и привлечение зарубежных под создание на экспорт ИКТ-технологий. 3.4. Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, стандартизации и лицензирования необходимо в целях создания правовых условий для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни Республики Беларусь. Исходные положения правового обеспечения процессов информатизации в Беларуси определены концепцией государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. N 195. Основной задачей, реализуемой в рамках данного направления, является создание правовой базы для решения проблем, связанных с: реализацией конституционного права граждан на информацию - обеспечением им равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем; производством и распространением информационных ресурсов и управлением ими; формированием рынка информационной продукции и информационных услуг; созданием и использованием документов в электронной цифровой форме; использованием Интернет-технологий для информационного взаимодействия и обмена информацией; определением правового статуса информационных ресурсов, в том числе и ресурсов Интернет; формированием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в республике и управлением ею; обеспечением информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, защитой персональных данных и созданием систем противодействия компьютерным преступлениям; управлением, координацией и контролем деятельности в области внедрения компьютерных систем и средств телекоммуникаций; организацией внутреннего и внешнего информационного взаимодействия, межгосударственным обменом информацией; подготовкой, повышением квалификации кадров и организацией подготовки специалистов в системе высших учебных заведений страны; развитием и законодательным закреплением понятийного аппарата в сфере ИКТ; развитием и совершенствованием правовой информатизации как правового, организационного, социально-экономического и научно-технического процесса обеспечения потребностей государственных органов, юридических и физических лиц в правовой информации на базе информационных систем и сетей. Правовое регулирование ИКТ должно основываться на следующих принципах: конституционность принимаемых правовых актов с учетом действительных потребностей общества для регулирования общественных отношений в сфере производства, реализации, потребления и передачи информации с использованием ИКТ; обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных систем; обеспечение беспрепятственной интеграции Республики Беларусь в международные системы информационного обмена; создание правовых условий для широкого использования электронных документов в государственном управлении и гражданско-правовой сфере; определение одним из главных приоритетов государства экспорта (экспортно-ориентированного производства) информационных технологий; создание равных условий, обеспечение здоровой конкуренции и устранение монополизма в сфере ИКТ; гласность и открытость при рассмотрении заявлений на получение лицензий и сертификатов, общественный контроль за обоснованностью их выдачи или отказа в выдаче; правовая охрана интеллектуальной собственности в условиях информатизации общества, в первую очередь программного обеспечения и баз данных; системно-комплексный подход к совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере ИКТ, его гармонизация с законодательствами Российской Федерации, европейского сообщества и принципами международного права; динамизм и последовательность развития правовой базы и ее актуализация (внесение изменений и дополнений) для обеспечения качественно новых преобразований в сфере использования ИКТ; гласность и открытость разработки регулирующих норм путем привлечения специалистов в области информатизации к подготовке проектов нормативных правовых актов и при их обсуждении. Функционирование и взаимодействие информационных ресурсов должно базироваться на комплексе нормативных правовых актов и нормативных документов по стандартизации, которые устанавливают правовой статус различных объектов информации, регламенты соответствующих видов деятельности, порядок и формы официального документирования необходимой информации. Государственные гарантии соответствия информационных ресурсов, систем, технологий и их отдельных элементов действующим нормативным документам должны реализовываться в рамках их аттестации и сертификации, а также лицензирования соответствующих видов деятельности. Одним из основных вопросов сертификации информационных технологий является определение соответствия требованиям информационной, экономической, экологической и других видов безопасности, что немаловажно при существующем положении, когда большая часть программных продуктов, технических средств и информационных ресурсов импортируется. Лицензированию в сфере информационных технологий должны подвергаться те виды деятельности, которые являются критичными для обеспечения национальной безопасности (криптографическая и техническая защита информации, связь и другие) и не регулируются другими эффективными управленческими средствами. Требуется разработка ряда документов методического характера, направленных на совершенствование организационно-экономических механизмов процессов информатизации. Стандартизация, сертификация и лицензирование в сфере информационной безопасности должны сформировать механизм регулирования, обеспечивающий качество и конкурентоспособность отечественных информационных ресурсов и технологий на внешнем рынке, а также безопасность внутреннего рынка. 3.5. Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ Основной задачей данного направления является повышение эффективности работы государственных органов по управлению социально-экономическими процессами в республике и регионах за счет создания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих уровнях. Сформированные в рамках этих систем информационные ресурсы должны стать основой для создания единого национального информационного ресурса и обеспечивать информационное взаимодействие государственных и местных органов в процессе реализации возложенных на них задач и функций. При этом должна быть обеспечена совместимость стандартов хранения информации, документооборота, подключения к общегосударственной сети информационных ресурсов, размещения в этой сети собственной информации, необходимой другим государственным органам, а также получения из этой сети соответствующей информации, выхода в Интернет. Данное направление предусматривает также разработку типовых проектных решений по функциям управления и создания типовых автоматизированных информационно-аналитических систем, в первую очередь для региональных уровней. Реализация работ должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности государственных органов в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений и методических рекомендаций. На первом этапе выполнения данного направления предусматривается реализовать проекты, разработка которых начата в предыдущие периоды для: государственных органов - Администрация Президента Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля; судебной системы и органов прокурорского надзора - Прокуратура, Верховный Суд, Министерство юстиции; правоохранительных органов - Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный таможенный комитет; экономических, финансовых, внешнеэкономических и статистических органов - Министерство экономики, Министерство по налогам и сборам, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство финансов, Министерство статистики и анализа, Министерство иностранных дел и другие. Продолжатся также работы по развитию процессов информатизации в образовании, здравоохранении, природо- и землепользовании, предупреждении чрезвычайных ситуаций. Будут разработана и внедрена типовая автоматизированная информационно-аналитическая система Брестского региона, а также продолжаться работы по автоматизации отдельных функций управления в Гродненском, Гомельском облисполкомах и Минском горисполкоме, начаты работы по созданию информационных систем Витебского и Могилевского облисполкомов. Выполнение данных работ создаст предпосылки для формирования национального информационного ресурса и создания "электронного Правительства". На втором этапе будут реализованы проекты по развитию систем межведомственного электронного документооборота, перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между государственными и местными органами. Также продолжится наращивание программно-аппаратных комплексов автоматизированных информационно-аналитических систем в целях формирования информационных ресурсов, повышения скорости обработки запросов, аналитической и статистической обработки информации, оперативного обмена информацией, разграничения полномочий при многопользовательском режиме работы и надежной защите от несанкционированного доступа к информационным ресурсам. Начнется адаптация типовых функций автоматизации, отработанных в рамках информационно-аналитической системы Брестского региона к условиям других регионов. Практически будут закончены работы по формированию информационных ресурсов, имеющих государственное значение. Будут завершены работы по формированию соответствующих информационных сайтов в системе Интернет. Третий этап будет являться фактическим завершением работ по созданию "электронного Правительства", функционирующего в рамках общегосударственной автоматизированной информационно-аналитической системы. Конкретные перечни программных проектов по третьему этапу будут формироваться на завершающей стадии предыдущего этапа на основании анализа выполненных работ, материальных и финансовых возможностей. 3.6. Развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики Основной задачей данного направления является повышение эффективности функционирования экономики за счет активизации внедрения и распространения информационных и телекоммуникационных технологий в целях создания условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг и оптимизации товаротранспортных потоков, ориентированных на внутренние и внешние рынки. Активное вовлечение хозяйствующих субъектов в использование технологий за счет подключения их к общедоступным информационным системам. При реализации данного направления будет осуществляться дальнейшее внедрение ИКТ в сферу производства, обеспечивающее совершенствование управления промышленными предприятиями на основе автоматизации соответствующих функций, начиная от конструкторско-технологической подготовки производства и кончая реализацией продукции. Будут создаваться автоматизированные системы управления предприятием, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы управления технологическими процессами и так далее, обеспечивающие формирование соответствующих информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений, а также характеризующие их производственно-хозяйственную деятельность за определенные периоды. Намечается также осуществление работ по созданию и внедрению электронного документооборота и информационного обмена с системами вышестоящих органов. Одной из задач данного направления является информационная поддержка обеспечения технического перевооружения объектов промышленного производства, создания высокотехнологичного, конкурентоспособного оборудования со встроенным микропроцессорным оборудованием и другими средствами вычислительной техники. Начнутся работы по созданию автоматизированного управления промышленными организациями с использованием стратегии систематического повышения эффективности, производительности процессов хозяйственной деятельности за счет внедрения современных методов информационного коллективного взаимодействия участников процессов создания продукции на всех этапах ее жизненного цикла (CALS-технологии). Будут продолжены научные исследования и разработки по компонентам и изделиям микроэлектроники, выполняемые в рамках Государственной научно-технической программы "Белэлектроника", работы по созданию систем проектирования, проводимые в составе Государственной научно-технической программы "Белавтотракторостроение". Выполнение указанных комплексов работ должно осуществляться в рамках отраслевых или региональных программ информатизации за счет собственных средств предприятий или инновационных фондов соответствующих министерств. В перечень проектов Программы включены лишь те проекты, результаты которых могут быть использованы в различных отраслях, то есть имеющих межотраслевой характер. Предполагается также разработка и реализация комплекса мер по содействию внешнеэкономической деятельности предприятий, в первую очередь по продвижению их продукции на внешние рынки. Это будет обеспечено за счет создания системы электронной торговли. Создание системы электронной торговли предполагает формирование информационного ресурса по товарам и услугам, сети информационно-маркетинговых центров, как инфраструктуры этой системы, обеспечивающей информационную и функциональную взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли. Она также будет обеспечивать проведение электронных тендеров. |
|
Партнеры
|
|
