Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2001 N 1087 "О Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 30 июля 2001 г. N 5/6463



Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую Программу развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.

2. Министерству торговли:

довести Программу развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы до заинтересованных;

вносить в установленном порядке изменения и дополнения в Программу развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы;

обеспечить контроль за выполнением Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.

3. Министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить выполнение мероприятий Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.



Премьер-министр Республики Беларусь В.ЕРМОШИН



                                                 ОДОБРЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 23.07.2001 N 1087


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НА 2001 - 2005 ГОДЫ



ВВЕДЕНИЕ



Внутренняя торговля - это система субъектов торговой деятельности, организующая куплю-продажу товаров народного потребления и оказывающая иные торговые услуги, а также обеспечивающая товародвижение и снабжение потребительского рынка товарами в соответствии с характером спроса населения.

Развитая система субъектов торговой деятельности является важным условием эффективного функционирования внутреннего потребительского рынка. Между тем образовавшаяся в условиях реформирования экономики торговая инфраструктура не в полной мере обеспечивает решение проблем развития рынка. На потребительском рынке не исключены случаи количественно-качественной разбалансированности предложения товаров и спроса населения, недостаточно полного реформирования и реорганизации торговых организаций применительно к новым условиям хозяйствования, не наблюдается заметного улучшения их финансового положения, недостаточно устойчивыми темпами развивается материально-техническая база розничной торговли и общественного питания, ослаблена роль крупных организаций оптовой торговли в формировании оптового товарооборота.

В связи с этим актуальным является ускорение процессов развития внутреннего рынка и торговой инфраструктуры, создание современной системы субъектов торговой деятельности в целях повышения благосостояния и уровня жизни населения республики.

В Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы (далее - Программа) рассмотрены проблемы и определены пути развития розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, развития науки, технической и технологической политики, управления и реформирования собственности, финансово-кредитного обеспечения торговой отрасли, совершенствования принципов государственного регулирования и кадрового обеспечения торговли.

Программа разработана Научно-исследовательским республиканским учреждением "Потребительский рынок и маркетинг" с участием Министерства торговли и Белорусского государственного экономического университета во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. N 141 "О разработке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 15, 5/2554) и поручения Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 14 декабря 2000 г. N 32). При разработке Программы использованы предложения и материалы по прогнозам развития торговли, поступившие из облисполкомов и Минского горисполкома, Белкоопсоюза, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Государственного комитета по печати и других республиканских органов государственного управления. Учитывались рекомендации, подготовленные консультантами программы "Тасис" "Производство, переработка и распределение продуктов питания", представителями Великобритании, Франции и Германии, а также предложения специалистов Министерства торговли, проходивших стажировку в Польше, Германии и Голландии. При разработке настоящей Программы использованы показатели, разработанные Министерством торговли и Министерством экономики и утвержденные Программой развития инфраструктуры товарных рынков Республики Беларусь на 1999 - 2005 годы (постановление Министерства экономики от 14 марта 1999 г. N 29), а также отдельные элементы, заложенные в Концепции развития внутренней торговли Российской Федерации и Программе развития торговли г.Москвы.

В Программе и приложениях к ней показатели развития торговли до 1 января 2000 г. приведены с учетом деноминации, а прогнозные данные - в ценах 2000 года.



1. ИТОГИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И

ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ ЗА 1996 - 2000 ГОДЫ.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ



Период с 1996 по 2000 год в развитии потребительского рынка характеризуется положительными тенденциями увеличения роста объема и качественного улучшения структуры товарного предложения и удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Производство товаров как основной источник предложения товаров на потребительском рынке за этот период возросло в сопоставимых ценах в 1,8 раза против 40 процентов спада в годы предшествующего пятилетия. Наиболее высокими темпами увеличивалось производство ценных в питательном отношении продуктов животноводства (мяса, молока, яиц), овощей и фруктов, современной одежды и обуви. Значительно улучшилось качество и повысилась конкурентоспособность ряда товаров, что способствовало наращиванию объемов экспорта и уменьшению их импорта. В результате удельный вес импорта в объеме розничного товарооборота с 25 процентов в 1995 году сократился до 20 процентов в 2000 году.

Денежные доходы на душу населения в 2000 году, составили 600,8 тыс. рублей, или увеличились на 71 процент от уровня 1995 года. В связи с этим значительно возрос платежеспособный спрос населения на товары и услуги, что также способствовало развитию рынка и торговли как отрасли народного хозяйства.

В республике функционирует (по состоянию на 01.01.2001) 24,7 тыс. магазинов общей торговой площадью 2,6 млн. квадратных метров, около 5 тыс. объектов мелкорозничной сети, 8,7 тыс. объектов общественного питания на 634,1 тыс. мест, около 1,4 млн. квадратных метров площади общетоварных складов, 464,6 тыс. тонн емкостей овощефруктокартофелехранилищ. В сфере торговли и общественного питания занято более 460 тыс. работников и за последние 10 лет их численность возросла в 1,4 раза.

В результате взаимодействия торговли и промышленности в условиях роста производства товаров, упорядочения цен на рынке достигнута объемная сбалансированность товарного предложения и спроса населения.

В этих условиях значительно увеличился объем розничного товарооборота. За 1996 - 2000 годы он возрос в 2,4 раза, в том числе по продовольственным товарам - в 2,0 раза, непродовольственным - в 3,1 раза. В то же время удельный вес продажи продовольственных товаров в товарообороте несмотря на некоторое снижение, начиная с 1996 года остается стабильно высоким. В 2000 году он достиг 60,7 процента против 44,9 процента в 1990 году.

В структуре продажи, продовольственных товаров возрос удельный вес более ценных в питательном отношении продуктов животноводства (мяса, молока, яиц), рыбопродуктов, овощей и фруктов и снизилась доля менее питательных углеводсодержащих продуктов (хлебопродуктов, сахара, картофеля).

Тем не менее структура потребления продовольственных товаров еще в значительной степени не соответствует рациональной. В целом средний пищевой рацион обеспечивается (3000 ккал в день на душу населения) главным образом за счет углеводсодержащих продуктов, а продукты, содержащие белки животного происхождения, потребляются в недостаточном количестве. Потребление мяса и мясопродуктов в 1999 году составляло лишь 75,6 процента от рекомендуемой нормы, молока и молочных продуктов - 82,9, яиц - 78,7, рыбы - 29,1, овощей и бахчевых - 69,0, фруктов и ягод - 28,9 процента. В то же время потребление сахара, хлеба и хлебопродуктов превышает уровень рекомендуемых норм рационального потребления.

В структуре продажи непродовольственных товаров наметилась неблагоприятная тенденция сокращения удельного веса товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Так, с 1995 года их доля снизилась с 67,2 до 61,6 процента и соответственно возрос удельный вес товаров легкой промышленности с 32,8 до 38,4 процента. Поэтому обеспеченность семей предметами культурно-бытового назначения существенно не улучшилась и до настоящего времени достигает лишь 60 - 70 процентов от рекомендуемых норм.

В течение пятилетия товарооборот развивался неравномерно. Под влиянием общей экономической ситуации в республике его объем увеличивался более высокими темпами в 1996 - 1998 годах (среднегодовые темпы роста - 24,7 процента), а в 1999 - 2000 годах в условиях снижения темпов роста производства товаров народного потребления, реальных доходов населения и ухудшения финансового положения промышленности и торговли наблюдалось замедление темпов его роста (9,7 процента в год). При этом наблюдался существенный рост в розничном товарообороте доли неорганизованного рынка, удельный вес которого в 2000 году составил 28,1 процента.

За последние годы осуществлен ряд мер по реструктуризации и реформированию отрасли, совершенствованию организационных структур управления. В сфере торговли негосударственный сектор стал преобладающим и обеспечивает более 75 процентов общего объема розничного товарооборота.

Недостаточно активно развивается торговая инфраструктура в силу недостаточности финансовых ресурсов в торговле, жесткой системы кредитования, лицензирования, высокой арендной платы.

Прирост торговых площадей магазинов за 1995 - 2000 годы составил 159,6 тыс. квадратных метров, или 6,4 процента. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей по городам составляет 264 квадратных метра (0,26 квадратных метра на одного жителя), по сельской местности - 283 квадратных метра (0,28), или соответственно 94,3 и 94,2 процента от норматива. В то время как в развитых странах этот показатель равен 1,8 - 2,0 квадратных метра на одного жителя.

Количество объектов общественного питания в 2000 году по сравнению с 1995 годом сократилось на 6 процентов. Не восстановлено значительное количество столовых на объектах промышленности, сельского хозяйства и в учреждениях.

Несмотря на резко увеличившуюся сеть фирменной и ведомственной торговли (с 39 в 1990 году до 2406 в 2000 году), некоторые из них размещены в неприспособленных помещениях, недостаточно оснащены современным оборудованием, что отрицательно сказывается на качестве обслуживания и изучении покупательского спроса.

Не восстановлена в полном объеме торговля по методу самообслуживания. Удельный вес магазинов самообслуживания от общего количества магазинов составляет 40,9 процента против 84,2 процента в 1990 году.

На 1 января 2000 г. в республике зарегистрировано около 23 тысяч оптовых посредников. Таким образом, количество объектов оптовой торговли за последние три - четыре года возросло почти в семь раз, на конец 2000 года среднесписочная численность работников, занятых в оптовой торговле, составила 144 тыс. человек, или 3,3 процента от общего числа занятых в экономике, что соответствует характеру рыночных преобразований.

Слабым звеном оптовой торговли являются бывшие специализированные областные оптовые базы. Вместо дальнейшего углубления специализации многие из них превратились в организации по оптово-розничной продаже товаров смешанного ассортимента. В результате ослаблено их влияние на поставщиков по формированию ассортимента выпускаемой продукции и обеспечению потребительского рынка социально значимыми товарами. Не получили нужного развития продовольственные оптовые рынки.

Из-за ограниченности средств для финансирования слабо внедряются инновационные проекты и отраслевые научные разработки, что отрицательно сказывается на управлении товарными потоками и регулировании рыночных процессов. В последние годы наметилась тенденция ухудшения финансового положения торговли и усложнения финансово-кредитных отношений с поставщиками товаров и банками, требует дальнейшего совершенствования правовое регулирование в сфере торговли.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы намечены меры по значительному развитию производства товаров народного потребления и повышению доходов населения. За годы пятилетия намечается увеличение в сопоставимых ценах валового внутреннего продукта на 35 - 40 процентов, продукции промышленности - на 28 - 32, продукции сельского хозяйства - на 22 - 28, производство товаров - на 42 - 47 процентов.

Реальные денежные доходы населения за этот период возрастут примерно на 58 - 63 процента.

В этот период получит существенное развитие материально-техническая база народного хозяйства. Инвестиции в основной капитал возрастут примерно на 60 - 70 процентов.

Таким образом, реализация Программы будет происходить в условиях развития позитивных процессов в реальном секторе экономики, постепенного повышения благосостояния населения, сбалансированности спроса населения и товарного предложения, роста удельного веса в розничном товарообороте товаров отечественного производства.



2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



Целью Программы является реализация на потребительском рынке республики политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Республики Беларусь.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих основных задач:

обеспечение для большинства населения доступности товаров и услуг на потребительском рынке на более высоком уровне его организации;

создание и реализация механизмов государственной поддержки социально-значимых видов торговых услуг в целях развития сети торгового обслуживания и систем социальных магазинов для малообеспеченных категорий граждан;

обеспечение защиты прав потребителей на потребительском рынке;

развитие и более оптимальное размещение торговой сети и сети общественного питания по территории страны за счет реконструкции и технического перевооружения действующих, строительства и ввода в действие новых объектов, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;

создание и внедрение высокотехнологичных и эффективных процессов в сфере торговли;

восстановление сети общественного питания, в первую очередь на производстве, улучшение форм организации питания работающих, учащихся учебных заведений и студентов;

развитие и совершенствование нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка и системы информационного обеспечения субъектов торговли.



3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Программа предусматривает осуществление мероприятий по следующим направлениям:

развитие розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;

развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;

развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;

развитие науки, технической и технологической политики;

реформирование собственности и совершенствование управления;

совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;

государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;

развитие кооперативной торговли;

прогнозирование социально-экономических результатов реализации Программы.



3.1. Развитие розничного товарооборота и потребления

важнейших продовольственных и непродовольственных товаров

народного потребления, расширение их ассортимента и

повышение качества



Развитие позитивных процессов в экономике, повышение благосостояния населения республики и решение задач полного обеспечения потребностей населения в товарах народного потребления позволит значительно увеличить объем товарооборота.

Исходя из важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, розничный товарооборот (реализованный спрос) в 2005 году возрастет в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом на 50 - 55 процентов, что будет обусловлено ростом реальных денежных доходов населения. При этом более высокими темпами будет возрастать товарооборот в официально учтенных организациях, удельный вес которых составит в 2005 году не менее 72,6 процента от общего объема товарооборота.

Получит развитие тенденция улучшения структуры розничного товарооборота. Удельный вес продовольственных товаров в товарообороте в 2005 году прогнозируется на уровне 56,4 - 55,0 процента. В структуре продажи продовольственных товаров повысится доля более ценных в питательном отношении продуктов питания и сократится доля алкогольных напитков. Более ускоренными темпами будет возрастать продажа мяса, молока, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и фруктов. Замедлятся при этом темпы продажи хлеба и хлебопродуктов, сахара, картофеля. Это приведет к улучшению структуры потребления продуктов питания. Потребление мяса и мясопродуктов с 57 килограммов на душу населения в 2000 году увеличится до 70 килограммов в 2005 году и составит 85,4 процента от рациональной нормы потребления, молока и молочных продуктов - соответственно с 301 до 403 килограммов, или 100 процентов, яиц - с 226 до 272 штук, или 90,4 процента, рыбы и рыбопродуктов - с 6,4 до 13,0 килограммов, или 71,4 процента, овощей - с 93 до 105 килограммов, или 81,4 процента, фруктов и ягод - с 27 до 57 килограммов, или 68,7 процента от нормы.

Доля непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота в 2005 году достигнет 43,6 - 45,0 процента. Продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в 2001 - 2005 годах возрастет в сопоставимых ценах на 69,6 процента, товаров легкой промышленности - на 68 процентов. При этом более высокими темпами будет расти продажа технически сложной радио- и телеаппаратуры, бытовой техники, транспортных средств, мебели, парфюмерно-косметических и галантерейных изделий, строительных материалов и других товаров культурно-хозяйственного назначения. В результате существенно возрастет обеспеченность населения предметами длительного пользования. Обеспеченность телевизорами повысится с 95 штук на 100 семей в 2000 году до 119 штук в 2005 году и составит 70 процентов от рациональной нормы потребления, радиоприемными устройствами - соответственно с 74 до 94 штук, или 78,3 процента, холодильниками - с 82 до 105 штук, или 70 процентов, стиральными машинами - с 68 до 86 штук, или 86 процентов, фотоаппаратами - с 46 до 60 штук, или 92,3 процента, велосипедами и мопедами - с 48 до 75 штук, или 83,3 процента на 100 семей.

Для обеспечения реализации прогнозируемых объемов товарооборота и удовлетворения спроса населения по ассортиментно-качественной структуре потребуется значительно увеличить объемы ресурсов за счет наращивания производства товаров, расширения их ассортимента и улучшения качества.

Вырабатываемые сегодня производителями республики товары как по объему, так и по ассортименту, качеству и цене не в полной мере удовлетворяют потребности населения. В целях поддержания ассортиментно-качественной сбалансированности рынка часть товаров завозится из-за пределов по импорту.

В связи с этим должны быть осуществлены меры по освоению новых видов товаров и обновлению вырабатываемого ассортимента, повышению их качества и конкурентоспособности, отвечающих спросу населения и направлениям моды. Планируется обновить ассортимент тканей, швейных и трикотажных изделий за счет выпуска конкурентоспособных изделий высокого качества на основе современных сырьевых материалов, а также технически сложных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения за счет освоения и организации производства изделий высокого технического уровня и качества, соответствующих мировым образцам.

При этом необходимо дальнейшее развитие и совершенствование сложившихся хозяйственных связей торговли и промышленности. В первую очередь посредством установления партнерских взаимоотношений на оптовых ярмарках, начиная с договоров поставки, контрактов, соглашений, предусматривающих приемлемые и взаимовыгодные условия для обеих сторон, а также ответственность за их исполнение.

В целях определения емкости рынка, ориентира промышленности на производство необходимых населению товаров, развития и совершенствования их ассортимента требуется активизация работы по изучению конъюнктуры потребительского рынка, совершенствованию заказов торговли на потребность и производство товаров. На рост закупки отечественных товаров будет нацелена работа Министерства торговли в сотрудничестве с поставщиками отечественных товаров по улучшению выпускаемого ассортимента в соответствии с покупательским спросом, его обновлению. Этому будут способствовать проводимые с производителями товаров заседания художественно-технических советов, просмотры новых коллекций, совещания с работниками промышленности по вопросам поставки в республику необходимых товаров в согласованном ассортименте. Выпуск новых конкурентоспособных товаров, соответствующих зарубежным аналогам, будет обусловлен принятыми совместно с концернами "Беллесбумпром" и "Беллегпром" положениями "Об элитной мебели" и "Об особо модной продукции".

Министерство торговли продолжит работу по насыщению внутреннего рынка необходимыми товарами, не производимыми в республике.

В целях активизации этой работы и ориентирования промышленности республики на развитие производства товаров, освоение новых их видов, совершенствование вырабатываемого ассортимента Министерством торговли будет регулярно обновляться перечень товаров, предлагаемых для освоения на промышленных предприятиях республики, осуществляться работа по наполнению банка данных о таких товарах с направлением необходимой информации заинтересованным министерствам, исполнительным и распорядительным органам, промышленным предприятиям для дальнейшего развития их производства. Кроме того, Министерством торговли будет проводиться целенаправленная работа с предприятиями промышленности, на которые возложено освоение товаров в соответствии с разработанными в республике программами освоения производства и поставок не производимых в республике товаров, импортозамещения, развития производства и торговли товарами детского ассортимента до 2005 года и другим. Реализация этих мер позволит поддерживать широкий ассортимент и стабильный удельный вес отечественных товаров в объеме товарооборота (не менее 80 процентов).

Непосредственное участие и влияние на вопросы организации производства товаров, своевременное информирование поставщиков об изменениях на потребительском рынке должны оказать фирменная торговля, сеть опорных магазинов, крупные специализированные организации торговли.

Кроме того, дальнейшему совершенствованию работы по формированию заказов промышленности, определению объемов рыночных ресурсов будет способствовать разработка Министерством торговли ежеквартальных балансов спроса и предложения на потребительские товары.

На указанный период, когда первостепенной задачей является защита потребительского рынка и поддержка отечественного товаропроизводителя, остается актуальным государственное регулирование поставок отдельных товаров на внутренний рынок.

По мере развития производства отечественных товаров в целях защиты потребительского рынка от неоправданной экспансии импорта предусматривается осуществление мер тарифного и нетарифного регулирования.

Для повышения качества товаров необходимо осуществить меры по:

внедрению новых технологий в производстве пищевых продуктов, обработке и приготовлении продукции в общественном питании;

расширению производства и выпуска фасованных товаров;

ужесточению контроля в процессе производства и поставки в торговлю товаров народного потребления путем сертификации, гигиенической регистрации, лабораторных испытаний и органолептических наблюдений в сфере торговли.

В рамках законодательства, регулирующего вопросы качества товаров (Законы Республики Беларусь "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции, работ и услуг", Государственная программа "Качество", Закон Республики Беларусь "О пище", принятие которого планируется в ближайшее время), в торговле будут реализовываться меры, направленные на предотвращение проникновения на внутренний рынок недоброкачественной продукции. Разрабатывается отраслевая программа "Качество", осуществляются меры по повсеместному соблюдению требований приказа Министерства торговли от 8 апреля 1993 г. N 21 "О контроле качества товаров народного потребления в торговле" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1993 г, N 7).

В целях повышения конкурентоспособности отечественных товаров необходимо:

обеспечить техническое перевооружение промышленности и глубокую структурную перестройку отраслей, выпускающих товары народного потребления, в первую очередь отраслей, производящих высококачественное сырье, материалы, фурнитуру, ткани;

ужесточить контроль за качеством товаров народного потребления при постановке и выходе продукции с производства, когда она произведена, но еще не поступила в места продажи и находится на стадии реализации, а также в товаропроводящей сети.

Одним из направлений развития и укрепления хозяйственных взаимоотношений торговли и промышленности явятся развитие и совершенствование системы ярмарочной и закупочной деятельности как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также создание координационного центра в виде концерна (ассоциации, союза) по оптовой торговле товарами народного потребления.



3.2. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной

торговли и общественного питания



Развитие инфраструктуры розничной торговли будет опираться на широкое разнообразие торговых объектов, магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Предусматривается за пятилетие расширить действующую торговую сеть, построить и ввести в действие 107 объектов розничной торговли и общественного питания. Количество магазинов в 2005 году составит примерно 25,4 тыс. единиц против 24,7 тысячи в 2000 году. Будет реконструировано и капитально отремонтировано более 1,4 тысячи магазинов и объектов общественного питания.

Основными направлениями развития розничной торговой сети должны стать:

универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;

развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;

формирование системы "удобных магазинов", расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

создание сети дисконтных магазинов;

выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

Особую труппу должны составить магазины в составе торговых центров, которые представляют собой совокупность торговых объектов, спланированных как единый территориальный комплекс с обширной автостоянкой и формируемых на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.

Конкурентная среда будет развиваться за счет разнообразия торговых объектов в зависимости от их принадлежности (независимые, принадлежащие товаропроизводителям, оптовым торговым организациям, коммунальные).

Дальнейшее развитие получит фирменная (ведомственная) торговая сеть. Однако основное внимание будет уделено повышению качества работы этих магазинов, а не увеличению их количества. Отдельными министерствами и иными республиканскими органами государственного управления намечается осуществить ряд инвестиционных проектов по совершенствованию указанной торговой сети.

Более активно будут развиваться внемагазинные формы продажи товаров (уличная подвижная торговля, торговля через коммивояжеров, на рынках, электронная торговля и другие подобные формы).

Более взвешенно будут составляться схемы размещения рынков и мелкорозничной сети, исключив ее размещение возле магазинов с аналогичным ассортиментом товаров. Перспективой развития вещевых рынков должны стать сокращение общего количества рынков за счет закрытия временных, мелких и неперспективных объектов, их поэтапный перевод в обустроенные специально предназначенные для торговли помещения с предоставлением комплекса услуг, и прежде всего по расчетно-кассовому обслуживанию. Постепенно с вещевых рынков будут выводиться товары, продажа которых должна осуществляться только в стационарной торговой сети.

Получат дальнейшее развитие формы торгового обслуживания и расчетов, имеющие социальную направленность - открытие дисконтных магазинов по обслуживанию малообеспеченных граждан, продажа товаров в кредит, комиссионная торговля, продажа подержанных вещей, а также внедрение расчетов за товары с помощью банковских пластиковых карточек, систем поощрения, стимулирующих покупку большего количества товаров одним покупателем.

Для торговых объектов, имеющих социальную направленность, должна обеспечиваться государственная поддержка путем передачи им в собственность помещений магазинов, столовых и буфетов, предоставления льгот по арендной плате и коммунальным платежам, местным налогам и сборам.

В общественном питании намечается осуществить меры по обеспечению полноценным питанием населения в местах работы, учебы, отдыха. С учетом приоритетного развития и более оптимального размещения планируется открыть, реконструировать, и восстановить работу объектов общественного питания в производственных и других организациях, при высших и средних учебных заведениях, организовать рациональное питание учащихся общеобразовательных школ в городах республики, расширить сеть специализированных объектов питания с различным ассортиментом кулинарной продукции (блинных, бульбяных, кофейных, шашлычных и других).

Предусматривается усовершенствовать систему питания в общеобразовательных школах посредством обеспечения столовых полуфабрикатами высокой степени готовности, предоставления скомплектованных рационов в индивидуальной упаковке с использованием одноразовой посуды, установки новых видов высокопроизводительного оборудования, внедрения новых форм обслуживания. Будут осуществлены меры по обеспечению социальной поддержки учащейся молодежи на основе льготирования питания отдельным категориям граждан.

Одной из важнейших перспективных задач Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства торговли, Министерства спорта и туризма, концерна "Белнефтехим", облисполкомов и Минского горисполкома должно стать развитие объектов дорожного сервиса, в первую очередь на магистральных автомобильных дорогах. Особое внимание должно быть уделено развитию торговой инфраструктуры на кольцевой дороге вокруг г.Минска.

Намечается расширить сферу быстрого питания. За пять лет предусматривается создать более 300 объектов быстрого питания с размещением во всех административно-территориальных единицах республики, а также в местах пересечения пассажиропотоков, крупных административных, торговых и туристических центрах, на оживленных транспортных магистралях. Для реализации этих мер потребуется государственная поддержка по разработке целевых программ, изготовлению опытных образцов оборудования, типовых проектов объектов быстрого питания и т.д.

При размещении объектов общественного питания, в том числе на автомобильных дорогах, приоритетным направлением должно стать развитие объектов быстрого питания (кафе, бары, рестораны и др.), использующих традиции белорусской национальной кухни и сырья преимущественно отечественного производства.

В процессе реконструкции и модернизации объектов общественного питания будут внедряться новые технологии и оборудование для приготовления пищи с созданием современного интерьера.

Получат широкое распространение такие прогрессивные формы обслуживания населения и схемы организации питания, как реализация скомплектованных обедов по предварительным заказам, обеспечение питанием работающих в кредит, доставка обедов на рабочие места, удешевление питания для социально незащищенных слоев населения и другие.

В целях повышения культуры обслуживания населения будет внедряться Межгосударственный стандарт "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу".



3.2.1. Обеспечение создания и развития отечественных торговых сетей



(введен постановлением Совмина от 25.04.2002 N 530)



Процесс дробления и разъединения торговой сети, характерный для начального периода приватизации, должен смениться в направлении создания торговых сетей путем интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур.

Подобные процессы уже обозначаются на отечественным рынке торговых услуг. Появляются торговые сети и сети общественного питания типа "Палас", "Мини-Европа", "Марко", "Макдональдс" и др. Достаточно широко развита сеть фирменных (ведомственных) магазинов производителей товаров.

Такое объединение дает возможность торговым организациям закупать товар большими партиями по более низким ценам, уменьшать издержки, получать большую прибыль на единицу затрат, что позволяет в конечном счете снизить уровень розничных цен.

Указанное интегрирование торговых систем может быть обеспечено путем создания следующих форм торговых сетей:

добровольное объединение торговых организаций;

торговые организации различных организационно-правовых форм, которые формируются как в оптовом, так и в розничном звене торговли;

кооперативные объединения торговых структур и др.

Основными критериями торговых сетей являются:

применение единой современной технологии торгового процесса;

автоматизация учета продаж и поставки товаров;

использование единой торговой марки;

наличие закупочного центра, дающего возможность добиваться снижения уровня розничных цен и повышения конкурентоспособности за счет осуществления закупок товаров в больших объемах по более низким ценам.

Развитие торговых сетей является одним из путей сокращения неорганизованной торговли, повышения конкурентоспособности крупных торговых организаций.



3.3. Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой

торговли, складского хозяйства и систем товародвижения



Реформирование экономики Республики Беларусь требует новых подходов к организации оптовой торговли. Оптовая торговля является важным элементом рыночной инфраструктуры. Она занимает одно из ведущих мест в экономике любого государства.

В условиях проведения в республике экономических реформ изменился состав организаций оптовой торговли. Появились различного рода организации, отличающиеся по организационным типам, формам собственности, правовому статусу, формам товарной специализации, видам деятельности и другим признакам. Поэтому возникает необходимость разработки принципов типизации оптовых объектов с учетом изменений их состава и функций, которые произошли с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь.

Одной из важных долговременных задач в области развития оптовой торговли является ее структурная перестройка, направленная на обеспечение типового и видового разнообразия оптовых объектов.

Намечается осуществить меры по развитию оптового звена на основе выделения в его составе:

специализирующихся на оптовой торговле организаций, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

посреднических оптовых организаций, организующих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных организаций);

организаторов оптовых рынков и ярмарок.

Одним из наиболее перспективных направлений явится развитие крупных организаций, специализирующихся на оптовой торговой деятельности. Основной их задачей должно быть выполнение широкого комплекса операций по обработке товарной массы, создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных товаропроизводителей, импортеров и розничных торговых организаций.

Организации, специализирующиеся на оптовой торговле, должны составить основу оптовой системы на белорусском потребительском рынке. Важное место среди них должны занять действующие областные оптовые базы, так как без хорошо развитого опта невозможно решение вопросов обеспечения широким ассортиментом товаров мелких и средних предпринимателей, разовых подсортировок, укрепления экономического сотрудничества между отраслями, районами, объектами торговли и промышленности, а также с другими странами и регионами Российской Федерации.

Главным приоритетом функционирования опта должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой - исключение возможности участия недобросовестных посредников в поставке из-за пределов республики не лучших по качеству и цене товаров.

Необходимо в законодательном порядке урегулировать вопрос отпуска товаропроизводителями продукции по гибким отпускным ценам в зависимости от объемов оптовых партий товаров и других условий поставки, что позволит обеспечить товарный запас в широком ассортименте по видам, моделям, расцветкам, размерной шкале и т.д.

Получит дальнейшее развитие и совершенствование мелкооптовая торговля, значительно возрастет поставка товаров в розничную, сеть небольшими партиями. Будет расширена сеть магазинов-складов, призванная обслуживать потребности в первую очередь малого и среднего бизнеса. Указанные подходы будут закреплены в разрабатываемой Министерством торговли Концепции развития оптовой торговли.

Одним из направлений структурных преобразований в оптовой торговле явится дальнейшее развитие оптовых продовольственных рынков. До 2005 года предполагается ввести в строй в областных городах оптовые продовольственные рынки, которые будут осуществлять организацию купли-продажи сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров независимыми продавцами и покупателями.

Планируется организовать ярмарочные центры с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях.

Экономически целесообразно взаимовыгодное сотрудничество оптовой и розничной торговли, выражающееся в интеграции деятельности. Реорганизация оптовой торговли в республике предусматривает формирование добровольных оптово-розничных объединений, создание ассоциации оптовых организаций.

Площадь общетоварных складов сохранится на уровне прошлых лет, однако она должна быть существенно реконструирована для решения современных задач оптовой торговли. В процессе реконструкции намечается повысить уровень механизации складских работ, оснастив склады современным подъемно-транспортным оборудованием и электронно-вычислительной техникой.

Ряд оптовых объектов, осуществляющих хранение продуктов животноводства (холодильники, хладокомбинаты), будут реконструироваться и технически перевооружаться. Будет осуществлена реконструкция Минского хладокомбината N 1 с доведением его мощности до 4,5 тыс. тонн единовременного хранения. В последующие годы пятилетия будет осуществляться реконструкция действующих холодильников в других городах республики.



3.4. Развитие науки, техническая и технологическая политика



Сокращение в последние годы ассигнований на научные исследования и формирование информационной системы в сфере внутреннего рынка привело к элементам стихийности управления товародвижением. В то же время рыночные преобразования в торговле обострили проблемы информационного обеспечения. Ныне действующие источники информации недостаточно обеспечивают потребности участников рынка и органов исполнительной власти. В связи с этим в качестве приоритетов в технической и технологической перестройке торговли предполагается создание системы информационного обеспечения развития потребительского рынка, потребности рынка в товарах народного потребления, их производстве, импорте и других показателях, характеризующих развитие спроса и потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.

Информационный фонд такой системы должен базироваться как на государственной статистике, так и на информации наблюдений, периодически проводимых обследованиях торговых организаций, информации, поступающей от единой информационно-аналитической системы всех участников торгового процесса и товаропроизводителей.

Одним из важных информационных потоков, позволяющих обеспечить коммерческой информацией соответствующие органы управления (Министерство торговли, Министерство промышленности, концерны, другие государственные органы), явится создание республиканского банка данных оперативной коммерческой информации о состоянии потребительского рынка с подключением к нему крупных организаций торговли, а также за счет действующих и создаваемых источников информационной системы государственных, маркетинговых центров электронной торговли.

В 2002 году будет разработана программа внедрения системы информационного обслуживания поставок товаров по товарным рынкам Содружества Независимых Государств и других государств с использованием сети "Интернет" и электронной торговли.

Для обеспечения единой информационной системы потребуется создание новых, совершенствование и интеграция действующих систем в отраслевых министерствах и концернах в сферах производства, сельского хозяйства и других.

При этом становится необходимым обеспечение указанной системы техническими средствами, то есть создание автоматизированной системы управления по сбору, обработке, хранению и передаче информации, а также по реализации алгоритмов подготовки и обоснования управленческих решений.

В сфере торговли будут осуществлены меры по созданию автоматизированной системы сбора, обработки, хранения и передачи коммерческой информации. Ее пользователями должны стать органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, товаропроизводители.

Основными направлениями развития отраслевой науки явятся:

исследование состояния потребительского рынка и разработка предложений по сбалансированности предложения и спроса на отдельные группы товаров в краткосрочной и среднесрочной перспективе;

разработка и внедрение единой общенациональной системы изучения и прогнозирования спроса на товары.

изучение процессов реформирования отрасли и работы ее в новых условиях;

разработка целевых программ в сфере общественного питания, оптовой и розничной торговли.

Программа предусматривает также повышение уровня технической оснащенности объектов розничной торговли. За пятилетие количество холодильного оборудования возрастет с 59,6 до 65,8 тыс. штук, кассовых суммирующих аппаратов - с 74,1 до 81,8 тыс. штук, подъемно-транспортного оборудования - с 750 до 796 штук. Заметно возрастет количество кассовых суммирующих аппаратов, имеющих возможность подключения внешних устройств. За счет освоения в производстве и проведения организационной работы планируется установить в объектах торговли кассовые аппараты с функциями платежных терминалов, а также кассовые аппараты для систем безналичных расчетов и штрихового кодирования и другие.



3.5. Реформирование собственности

и совершенствование управления



List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.