Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2000 N 445 "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 7 апреля 2000 г. N 5/2914



Во исполнение Закона Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить разработанные Министерством экономики совместно с заинтересованными прилагаемые Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года.

Министерству экономики подготовить и опубликовать выписки из Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года.

2. Министерству экономики совместно с другими республиканскими органами государственного управления, Национальной академией наук Беларуси, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом использовать положения Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года при разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и годовых прогнозов социально-экономического развития, а также соответствующих программ и прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

3. Государственному комитету по печати, Национальной государственной телерадиокомпании совместно с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, Национальной академией наук Беларуси, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом освещать в средствах массовой информации вопросы реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года.



Премьер-министр Республики Беларусь В.ЕРМОШИН



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)



"Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г." (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", "Основными положениями организации государственного прогнозирования Республики Беларусь", утвержденными Постановлением Совмина Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N 1321.

В Основных направлениях проанализирована экономическая ситуация в 1996 - 2000 гг. и выявлены тенденции социально-экономического развития, показаны место и роль Республики Беларусь в мировом сообществе. Дана оценка совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на обеспечение экономического развития (демографический, научно-производственный, ресурсный потенциалы, ожидаемых изменений во внешнеэкономической ситуации, конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков). Применительно к прогнозируемому периоду обоснованы приоритеты и целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченные в Национальной стратегии устойчивого развития и Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. Определены перспективы развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства, наращивания экспортного потенциала и расширения внешнеэкономических связей Беларуси. Разработаны предложения по социально-экономическому развитию регионов, государственному регулированию экономики, повышению экономической безопасности страны, совершенствованию системы управления народным хозяйством, улучшению состояния окружающей среды.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. были разработаны по двум сценариям (вариантам) развития. Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования внутренних и внешних факторов экономического развития, показателях уровня жизни и эффективности общественного производства.

Основные направления утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 445.



Анализ социально-экономической ситуации и тенденций

развития экономики в 1996 - 2000 гг.



Период 1996 - 2000 гг. имеет большое значение в социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Он стал важным этапом в преодолении последствий тех глубоких кризисных явлений, которые были вызваны развалом СССР и формированием новой экономической структуры. Достаточно указать, что в 1994 г. объем ВВП составил к уровню 1990 г. лишь 72%, объем промышленного производства - 67, капитальные вложения - 57%.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994 - 1995 гг. приостановить обвальный спад производства, заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни населения, создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и некоторому росту. На новой основе восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения. Предусматривалось проведение реформ по мере созревания объективных предпосылок, усиление контроля за осуществлением процесса разгосударствления и приватизации. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг., где в качестве приоритетов определены экспорт, жилье, продовольствие.

Реализация принятых мер позволила уже к концу 1996 г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров. Оживилась инвестиционная деятельность. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке и финансовое состояние предприятий.

В базисном пятилетии четко выделяются две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, что характерно для начала периода (1996 - I половина 1998 гг.), и замедление темпов социально-экономического развития к концу периода.

В 1996 - 1998 гг. были в основном достигнуты важнейшие параметры годовых прогнозов социально-экономического развития страны, что позволило уже в 1998 г. по отношению к уровню 1990 г. выйти по таким важнейшим параметрам развития, как ВВП, на уровень 80,2%, продукция промышленности - 81,7, продукция сельского хозяйства - 71,2, инвестиции в основной капитал - 55,6, розничный товарооборот - 83,6, платные услуги населению - 46, реальные денежные доходы населения - 92%. Это значительно выше, чем в отдельных странах и в целом по СНГ (рис. 1).



Рис. 1. Индексы основных экономических показателей

Беларуси и стран СНГ (1998 г. в % к 1990 г.)



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Вместе с тем анализ функционирования экономики за 1996 - 1998 гг. показал, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в данный период, в основном исчерпали себя. Речь идет прежде всего о политике денежной экспансии, жесткого регулирования ценообразования. В сложившейся ситуации в качестве основных целей на 1999 - 2000 гг. были определены достижение финансовой стабилизации реального сектора, укрепление национальной валюты, совершенствование системы ценообразования и на этой основе создание условий для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. Однако реализовать их в 1999 г. в полной мере не удалось. В результате темпы социально-экономического развития начали замедляться, ухудшилось положение в финансово-кредитной и валютной сферах, обострились инфляционные процессы. В свою очередь это привело к тому, что в экономике не снизилось число убыточных предприятий, сохраняется низкий уровень рентабельности реализуемой продукции. Более того, возросли неплатежи, просроченная кредиторская и дебиторская задолженность.

Практика показала, что административное подавление инфляции оборачивается нарастанием ценовых диспропорций, а длительное замораживание цен административными методами не способствует обеспечению стабилизации на внутреннем рынке.

Осложнение финансовых проблем замедлило рост инвестиций и обновление основных фондов. Вместе с тем в большинстве отраслей народного хозяйства износ их активной части достигает 70% и более. Не удалось также обеспечить мобилизацию внутренних сбережений населения на интенсификацию инвестиционных процессов. Доля банковских вкладов населения в ВВП страны составляет менее 2%, а доля сбережений населения в денежных доходах уменьшилась за три последние года почти в 4 раза.

Неустойчивое финансово-экономическое положение не могло не сказаться на уровне жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагает доходами на одного члена семьи ниже минимального потребительского бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.

В последние два года усложнилась ситуация с реализацией приоритетных направлений социально-экономического развития страны, определенных на период 1996 - 2000 гг. Объем экспорта (в долларовом исчислении, с учетом произошедшего в 1999 г. ухудшения условий торговли на внешних рынках) уменьшился по сравнению с 1998 г. на 18,9, а импорта - на 23,7%, тогда как за 1995 - 1997 гг. экспорт увеличился на 52,0, а импорт - на 56,2%. Вместе с тем положительным в этой ситуации явилось то, что в 1999 г. дефицит торгового баланса уменьшился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 742,2 млн.долл. США (в 1998 г. - 1479,6, в 1995 г. - 760,4 млн.долл. США). В базисном пятилетии одним из приоритетных направлений экономического развития было повышение уровня обеспеченности населения продуктами питания при сохранении продовольственной безопасности государства.

Развитие агропромышленного комплекса в 1996 - 2000 гг. проходило в сложных экономических и климатических условиях. Принимаемые на всех уровнях меры экономического, технико-технологического и организационного характера по росту производства из-за неблагоприятных погодных условий не принесли ожидаемых результатов. Недополучены значительные объемы продукции растениеводства и животноводства, что не позволило государству сформировать за счет собственных ресурсов необходимые продовольственные, фуражные и страховые фонды, увеличить объемы экспорта.

Сельскохозяйственные товаропроизводители в большинстве своем имеют низкие доходы, а около половины из них являются убыточными (1999 г.). Важнейшими причинами такого положения являются: несоответствие уровня закупочных цен на ряд видов продукции и затрат на их производство; недостаток оборотных средств в связи с нарушениями расчетной и платежной дисциплины, неплатежеспособностью; высокие затраты на производство единицы продукции.

В перерабатывающей промышленности после длительного периода спада производства (1991 - 1995 гг.) наметился прирост продукции, который в целом за 1996 - 2000 гг. составит 71,7 - 74%. Это достигается как за счет роста производства большинства видов продукции, так и за счет более глубокой переработки сырья, изменения ассортимента продукции, использования нетрадиционного сырья и растительных добавок.

Среди приоритетных направлений социально-экономического развития страны особое значение придается развитию строительства жилья. Это обусловлено остротой для населения жилищной проблемы: перенаселенностью жилых помещений, финансовой недоступностью жилья, связанной с низким уровнем доходов по отношению к его стоимости. Принятые меры по активизации жилищного строительства позволили преодолеть спад в объемах строительства жилья и с 1996 г. перейти к их наращиванию. Однако замедление темпов экономического роста, начавшееся с конца 1998 г., нестабильность и усиление инфляционных процессов привели к тому, что в 1999 г. ввод в эксплуатацию жилых домов составил 2,9 млн.кв.м против 3,6 млн.кв.м, построенных в 1998 г. На 2000 г. прогнозируется ввод жилья в объеме 3,5 млн.кв.м. (Выполнение важнейших параметров Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. с учетом прогноза на 2000 г. приведено в таблице).



Оценка выполнения заданий Основных направлений

социально-экономического развития Республики Беларусь

на 1996 - 2000 гг. (в сопоставимых ценах, %)



----------------------+--------+-------+--------+--------+---------¬
¦     Показатель      ¦1995 г. ¦1996 г.¦1997 г. ¦ 1998 - ¦ 2000 г. ¦
¦                     ¦        ¦       ¦        ¦2000 гг.¦к 1995 г.¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Валовой внутренний   ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦продукт (ВВП)        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦89,9    ¦100 -  ¦105     ¦104 -   ¦118 -    ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦101    ¦        ¦106     ¦126      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦89,6    ¦102,8  ¦111,4   ¦114 -   ¦131 -    ¦
¦                     ¦        ¦       ¦        ¦116     ¦132      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Продукция            ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦промышленности       ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦88,1    ¦100    ¦106     ¦105 -   ¦123 -    ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦       ¦        ¦107     ¦130      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦88,3    ¦103,5  ¦118,8   ¦126 -   ¦155 -    ¦
¦                     ¦        ¦       ¦        ¦127     ¦156      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Валовая продукция    ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦сельского хозяйства  ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦95,3    ¦101 -  ¦103 -   ¦102 -   ¦110 -    ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦102    ¦104     ¦104     ¦119      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦95,3    ¦102,4  ¦ 95,1   ¦ 98 -   ¦ 95 -    ¦
¦                     ¦        ¦       ¦        ¦ 99     ¦ 96      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Инвестиции в         ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦основной капитал за  ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦счет всех источников ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦финансирования       ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦73      ¦ 92    ¦110     ¦110 -   ¦135 -    ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦       ¦        ¦113     ¦146      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦69      ¦ 95    ¦120     ¦106 -   ¦138 -    ¦
¦                     ¦        ¦       ¦        ¦107     ¦140      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Ввод в эксплуатацию  ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦жилых домов          ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦75      ¦115    ¦115     ¦110 -   ¦176 -    ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦       ¦        ¦115     ¦201      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦57      ¦135    ¦128     ¦104     ¦180      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Реальные денежные    ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦доходы населения     ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦74      ¦ 95    ¦105     ¦104 -   ¦112 -    ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦       ¦        ¦106     ¦118      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦73      ¦117    ¦106     ¦118     ¦147      ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Сальдо экспорта-     ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦импорта, включая     ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
¦услуги (в % к ВВП)   ¦        ¦       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Основные             ¦-4,7    ¦ -5,7  ¦ -5     ¦ -4 -   ¦-        ¦
¦направления - 2000   ¦        ¦       ¦        ¦(-3)    ¦         ¦
+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------+
¦Отчет и прогноз      ¦-4,8    ¦ -3,9  ¦ -5     ¦ -4     ¦-        ¦
¦---------------------+--------+-------+--------+--------+----------


В соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по минимизации и преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1996 - 2000 гг. по состоянию на начало 2000 г. переселено с радиоактивно загрязненных территорий около 5 тыс.чел., введено 260 тыс.кв.м общей площади жилья, построено общеобразовательных школ на 5,5 тыс. ученических мест, дошкольных учреждений - на 1,8 тыс. мест, больниц - на 1,2 тыс. коек, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 1,9 тыс. посещений в смену.

Вместе с тем проблемы, возникшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, несмотря на принятые меры, в ряде случаев обострились. Это связано с большой коллективной дозой облучения, полученной населением страны, продолжением проживания граждан в условиях постоянного внешнего и внутреннего ионизирующего облучения, со сложностью профилактики и прогнозирования отдаленных радиационных последствий. На некоторых загрязненных территориях имеет место рост заболеваемости жителей по многим классам заболеваний по сравнению с республиканским уровнем.



Внутренние и внешние факторы экономического развития



К факторам, благоприятствующим экономическому развитию Беларуси, отнесены: выгодное экономико-географическое положение для развития транспортных коммуникаций между Западом и Востоком и соответствующей инфраструктуры; относительно благоприятные природно-климатические условия; высокая обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами; достаточно развитый научно-технический и производственный потенциал, позволяющий при условии его модернизации значительно повысить конкурентоспособность продукции и ускорить развитие наукоемких высокотехнологичных производств; обеспеченность отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего калийной и каменной солью, известковым и цементным сырьем, тугоплавкой и керамической глиной, строительным, формовочным и стекольным песком, песчано-гравийными материалами, облицовочным камнем, что создает благоприятные предпосылки для развития соответствующих производств.

Реализация Договора о создании Союзного государства Беларуси и России улучшит внешнеэкономическую ситуацию, позволит значительно расширить рынки сбыта, прежде всего продукции сложившихся специализированных отраслей республики, и при этом надежно обеспечить потребности страны в топливно-энергетических и сырьевых ресурсах, комплектующих, углубить специализацию и кооперированные связи между белорусскими и российскими предприятиями, включая создание совместных предприятий, финансово-промышленных групп и других объединений.



Цели и задачи социально-экономического развития

Республики Беларусь на долгосрочную перспективу



Стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение стратегических целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

В ближайшем пятилетии (2001 - 2005 гг.) важнейшей целью является создание условий для устойчивого социально-экономического роста на основе повышения эффективности реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры, формирования благоприятной среды обитания.

Исходя из преемственности направлений развития и с учетом изменения воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

наращивание экспорта товаров и услуг;

развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;

активизация инвестиционной и инновационной деятельности;

развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;

дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

формирование эффективной системы здравоохранения.

Главными средствами достижения указанных целей и важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов являются:

- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;

- осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;

- целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сферы, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;

- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;

- разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;

- формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;

- развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны;

- совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;

- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - стройсбережений, стройнакоплений, ипотечного кредитования;

- расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;

- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;

- опережающий рост производства потребительских товаров;

- обеспечение экономической безопасности страны.

Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

Важнейшей целью второго пятилетия (2006 - 2010 гг.) является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.

Основные задачи второго пятилетия:

- активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающих и экологически чистых производств;

- расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

- совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

- улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

- развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;

- переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.

При этом предполагается исходить из необходимости учета следующих ограничений, имеющих важное значение для экономической безопасности страны:

в социальной сфере - нормализация демографических процессов; недопущение превышения критических порогов безработицы; стабильное повышение уровня жизни, снижение дифференциации доходов населения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства; обеспечение минимальных социальных гарантий самым бедным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг;

в сфере экономики и экологии - рациональное использование основного капитала, развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны; сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановление почвенного плодородия, сохранение как растительного, так и животного мира и экологического равновесия.



Социальные ориентиры и направления развития экономики



Формирование социально ориентированной рыночной экономики предполагает осуществление эффективной социальной политики. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на прогнозируемый период является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

К числу особо важных проблем, требующих решения в рассматриваемом периоде, относятся:

- обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;

- нормализация демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;

- обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;

- повышение жизненного уровня населения;

- улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальной сферы.

Для решения указанных проблем потребуется:

- обеспечить рациональную занятость населения;

- восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

- реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала;

- пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов; налог на недвижимость;

- стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;

- обеспечить переход на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат;

- повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;

- обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовой безработицы и не препятствуя высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование "человеческого капитала" и накопление сбережений населения); надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет:

- среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001 - 2005 гг. на уровне 3,2 - 4,2% в год, в 2006 - 2010 гг. - 5 - 6%; реальной заработной платы - соответственно 4,9 - 6,8% и 6 - 7%;

- повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% и в 2010 г. - 60% против 42,1% в 2000 г.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.

На втором этапе (после 2005 г.) должно быть завершено реформирование системы социальной защиты, предусматривающее разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице).

Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах.

К 2005 г. размеры минимальной пенсии достигнут прожиточного минимума пенсионера, а в дальнейшем - минимального потребительского бюджета пенсионера. Средняя пенсия должна составить в 2010 г. 50 - 60% от средней заработной платы.

Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса.

Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Главная цель здесь - удовлетворение потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи:

- создание эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина страны на качественную медицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности;

- реорганизация системы оказания стационарной помощи на основе распределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса;

- создание условий для расширения потребительского выбора медицинских услуг;

- сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении наиболее нуждающихся контингентов населения;

- развитие внебюджетных источников финансирования, платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования;

- осуществление реструктуризации коечного фонда с перераспределением объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный;

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.