Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК



РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Настоящим Положением определяются порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов.

2. Для целей настоящего Положения используются термины, определенные в Указе, утверждающем настоящее Положение, а также термины, имеющие следующие значения:

имущество - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг - способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации;

контрольная проверка - проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки;

контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства) - способ контроля путем инструментального обмера (с помощью инструментов, приборов, оборудования) и (или) сопоставления выполненных объемов работ и израсходованных на их выполнение денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств, а также требованиям актов законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов (далее - контрольный обмер);

контрольный список вопросов (чек-лист) - исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Формы контрольного списка вопросов (чек-листа), перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждаются Советом Министров Республики Беларусь и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет;

материалы - документы и предметы, являющиеся составной частью досудебного или судебного производства либо представленные для приобщения к ним;

понятой - дееспособное совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе проверки в отношении проверяемого субъекта и не являющееся должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, участвовавшее на каком-либо этапе проверки для удостоверения факта контрольного мероприятия, его хода и результатов в случаях, установленных настоящим Положением;

представитель проверяемого субъекта - руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта. При проведении внеплановой оперативной тематической проверки представителями проверяемого субъекта являются лица, принимающие участие в совершении проверяемым субъектом хозяйственных и иных операций;

проверяющий - должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное на проведение проверок по вопросам, отнесенным к компетенции этого контролирующего (надзорного) органа;

руководитель проверки - должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, возглавляющее группу проверяющих, представляющих один или несколько контролирующих (надзорных) органов;

совместная проверка - проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами;

участники контрольного обмера - представители застройщика, организации, осуществляющей функции заказчика строительства (технического надзора), подрядной организации, проектной организации, участвующие в проведении контрольного обмера и подписании акта контрольного обмера;

эксперты, специалисты - не заинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, иной сфере деятельности, которые привлекаются контролирующими (надзорными) органами для производства экспертизы, участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий.

3. Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций;

равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).



ГЛАВА 2

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



4. Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) в порядке, установленном в пункте 38 настоящего Положения, свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки. Условия и порядок доступа проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли определяются в соответствии с частями второй - четвертой пункта 38 настоящего Положения;

при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий). Особенности истребования информации и (или) документов при проведении внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в пункте 88 настоящего Положения;

истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости - проводить встречные проверки;

истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

привлекать экспертов, специалистов;

получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном в пунктах 40 - 42 настоящего Положения, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;

проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;

изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;

требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее - банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;

в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;

проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

5. Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены настоящим Положением или иными законодательными актами.

6. Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ - в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения) (при их представлении);

проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;

соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

при проведении проверки соблюдать служебную этику;

ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

передавать в порядке, установленном в пункте 76 настоящего Положения, материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

7. Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (за исключением случая, предусмотренного в части четвертой пункта 33 настоящего Положения);

не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

заявить отвод эксперту, специалисту;

просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;

получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт - в случае его составления;

обжаловать в соответствии с главой 9 настоящего Положения решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

8. Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ - в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения);

обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;

обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;

изготавливать в случаях, предусмотренных в пункте 42 настоящего Положения, за свой счет копии изымаемых документов;

возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;

содействовать проверяющим в проведении проверки;

давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;

являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;

представить проверяющему затребованные у них в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;

предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;

принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.

Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.

При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица при проверке вверенных ему ценностей, контрольных обмерах и других действиях проверяющий вправе провести такие действия без участия указанного лица с привлечением работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) с участием не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении проверки, также подписывают документы, составленные по ее результатам.

9. Контролирующие (надзорные) органы при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:

определение вопросов, подлежащих проверке, сроков проведения плановых проверок;

проведение совместных проверок в целях координации действий, направленных на сокращение числа проверок в отношении проверяемых субъектов;

обмен информацией о результатах проводимых проверок;

работа по совершенствованию форм и методов контрольной (надзорной) деятельности.



ГЛАВА 3

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК



10. Проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:

является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

является близким родственником проверяемого субъекта (если проверяемый субъект является физическим лицом), учредителя (акционера, участника, члена) или работника проверяемого субъекта;

являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;

имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня начала проверки.

11. Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены в письменной форме.

12. При самоотводе или отводе вопрос о замене проверяющего либо мотивированном отказе в отводе решается руководителем контролирующего (надзорного) органа либо лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), не позднее рабочего дня, следующего за днем заявления самоотвода или отвода. При этом, если самоотвод или отвод заявлены в ходе проведения проверки, ее проведение не приостанавливается.

13. Если в результате удовлетворения самоотводов или отводов невозможно образовать новый состав проверяющих, к проверке привлекаются проверяющие других территориальных или вышестоящих органов контролирующего (надзорного) органа.

14. Решение об отказе в отводе проверяющего может быть обжаловано проверяемым субъектом в порядке, установленном настоящим Положением.



РАЗДЕЛ II

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК



ГЛАВА 4

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



15. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее - координационные планы) формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Высшим Хозяйственным Судом, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями (далее - государственные органы) сводных планов проверок, включающих проверки (в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля), проводимые соответствующими государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами) (далее - сводные планы проверок).

В сводные планы проверок областных и Минского городского исполнительных комитетов включаются проверки, проводимые в рамках ведомственного контроля областными (Минским городским) и районными исполнительными комитетами (администрациями районов в городах), а также подчиненными им (входящими в систему) контролирующими (надзорными) органами.

Проверки, за исключением проводимых в рамках ведомственного контроля, проводимые структурными подразделениями областных и Минского городского исполнительных комитетов, подчиненными одновременно соответствующим республиканским органам государственного управления и перечисленными в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемом Указом, который утверждает настоящее Положение, включаются в сводные планы проверок республиканских органов государственного управления.

16. Порядок формирования и исполнения координационных планов устанавливается Комитетом государственного контроля.

17. Сводные планы проверок формируются государственными органами в соответствии с требованиями настоящего Положения и Указа, его утверждающего, на каждое полугодие, утверждаются их руководителями и представляются в органы Комитета государственного контроля в электронном виде по форматам интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (до ввода указанной системы в эксплуатацию - в электронном виде в порядке, устанавливаемом Комитетом государственного контроля).

Порядок составления сводных планов проверок определяется государственными органами.

При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.

При наличии утвержденной Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чек-листа) он является обязательным для применения контрольным (надзорным) органом при планировании проверок.

18. Координация плановых проверок государственных органов осуществляется органами Комитета государственного контроля, а координация проверок, включенных в сводные планы проверок, - представившими их государственными органами.

19. При проведении совместной плановой проверки контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.

20. Персональную ответственность за обоснованность включения проверок в сводные планы проверок и в координационные планы несут руководители государственных органов, утвердившие сводные планы проверок, а также представившие предложения в сводные планы проверок руководители структурных подразделений, территориальных органов, подчиненных организаций, являющихся контролирующими (надзорными) органами.

Руководители государственных органов несут персональную ответственность за организацию и состояние контрольной (надзорной) деятельности в данных государственных органах (их структурных подразделениях, территориальных органах, подчиненных организациях, являющихся контролирующими (надзорными) органами).

21. Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.



ГЛАВА 5

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ



22. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

23. Уведомление о проведении проверки (далее - уведомление) должно содержать:

наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;

наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

дату начала проверки;

проверяемый период;

указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Форма уведомления устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

При необходимости проведения контрольного обмера контролирующий (надзорный) орган обязан письменно известить участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее чем за три рабочих дня до начала осуществления контрольного обмера.

В случае необходимости привлечения к проверке при осуществлении государственного строительного надзора представителей иных заинтересованных лиц (застройщика, организации, осуществляющей функции заказчика строительства (технического надзора), подрядной или проектной организации) контролирующий (надзорный) орган обязан письменно известить такое заинтересованное лицо о времени и месте проведения проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. На основании указанного извещения заинтересованное лицо определяет своих представителей, информирует об этом контролирующий (надзорный) орган и обеспечивает их участие в проверке. В предписании на проведение проверки контролирующим (надзорным) органом указываются представители заинтересованного лица.

24. Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.

Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим (надзорным) органом.

В этом предписании указываются:

номер и дата выдачи предписания;

основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (в отношении внеплановой тематической оперативной проверки перечень вопросов указывается в соответствии с перечнем вопросов, определенным в пункте 84 настоящего Положения);

проверяемый период (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

Особенности содержания предписания на проведение внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в пункте 85 настоящего Положения.

В предписании на контрольные обмеры, проводимые на объектах строительства, дополнительно к перечисленным в части первой настоящего пункта данным должны содержаться сведения о наименовании строящегося объекта и об участниках контрольного обмера.

Контролирующие (надзорные) органы обязаны вести отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В случае необходимости проведения проверок нескольких проверяемых субъектов выдается одно предписание на проведение проверок данных проверяемых субъектов с указанием в нем темы проверки и вопросов, подлежащих проверке у каждого проверяемого субъекта, сроков проведения проверки у каждого проверяемого субъекта и проверяемых периодов.

25. Встречная проверка контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта проводится на основании предписания, выданного в отношении проверяемого субъекта, в порядке, установленном настоящим Положением для проведения проверок.

Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).



ГЛАВА 6

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК



26. Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:

индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - пятнадцати рабочих дней;

иных проверяемых субъектов - тридцати рабочих дней.

Сроки, указанные в части первой настоящего пункта, не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

27. Проведение плановой проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий шести месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом) при наличии следующих обстоятельств:

проведении исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

необходимости восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;

направлении запроса в компетентные органы, в том числе иностранных государств;

необходимости получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;

невозможности продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. О приостановлении проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта.

28. По решению руководителя государственного органа проведение плановой проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других).

29. Проведение внеплановой проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной и контрольной проверок, может быть продлено или приостановлено по основаниям и на срок, предусмотренные для проведения плановой проверки.

30. В случае необходимости проведения в процессе контрольной проверки испытания продукции, обследования производства срок контрольной проверки по решению руководителя государственного органа может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

31. Проверяемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

32. Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 12 Указа, утверждающего настоящее Положение.

Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска, также вправе до начала проведения плановой проверки направить контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении, копию аудиторского заключения (при его наличии), содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита (за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды), могут не проверяться, если проверяемый субъект отнесен к средней группе риска, и не проверяются у проверяемого субъекта, отнесенного к низкой группе риска.

33. Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

В случае, если проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются проверяющим (руководителем проверки) проверяемому субъекту или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). Сведения о проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки.

При проведении проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе при реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ по результатам проверки.

34. В книгу учета проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке.

35. После осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 33 и 34 настоящего Положения, проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 12 Указа, утверждающего настоящее Положение.



ГЛАВА 7

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ



36. Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.

Как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки) может использоваться (а в случае, предусмотренном в части четвертой настоящего пункта, используется) контрольный список вопросов (чек-лист). Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

При наличии утвержденной Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чек-листа) он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки.

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.