Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 4

100. Национальным банком проводятся проверки, целью которых является всесторонняя оценка обстоятельств, указанных в пункте 99 настоящего Положения (далее для целей настоящей главы - комплексные проверки), и проверки, целью которых является оценка отдельных направлений деятельности проверяемого субъекта (далее для целей настоящей главы - тематические проверки).

101. Плановые комплексные проверки назначаются Председателем Правления Национального банка или его заместителем, а тематические проверки - Председателем Правления Национального банка (его заместителем) или начальником главного управления Национального банка по области (его заместителем) путем издания соответствующего распоряжения (далее для целей настоящей главы - лицо, назначившее проверку).

102. Национальный банк для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении проверки вправе привлечь на договорной основе аудиторскую организацию (аудитора - индивидуального предпринимателя). Договор должен быть подписан лицом, назначившим проверку (его заместителем). Оплата за услуги, оказанные аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), производится за счет средств Национального банка.

Национальный банк вправе привлечь работников государственного учреждения "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц" к проведению проверок деятельности банка, принятого на учет, в части установления объема и содержания обязательств этого банка перед физическими лицами, а также проверок правильности расчета таким банком календарных взносов, перечисляемых в резерв данного учреждения.

103. При осуществлении подготовительной работы по проведению проверки Национальный банк вправе запросить:

программные документы развития проверяемого субъекта;

сведения об организационной структуре и структуре собственности проверяемого субъекта;

локальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность проверяемого субъекта, в том числе по определению порядка совершения операций, управлению и контролю за рисками, организации внутреннего контроля;

протоколы заседаний органов управления проверяемого субъекта;

аналитическую информацию, относящуюся к проверяемым вопросам, в том числе в разрезе обособленных и структурных подразделений проверяемого субъекта;

иную информацию, необходимую для составления программы проверки и принятия решения о сроках ее проведения и составе группы проверяющих.

Перед началом проведения проверки Национальный банк вправе провести организационную встречу с руководящими лицами проверяемого субъекта, включая руководителей структурных подразделений, осуществляющих функции внутреннего аудита, обеспечения безопасности и защиты информации.

104. При проведении проверок Национальный банк в порядке, установленном настоящим Положением, вправе:

изымать вещи и товарно-материальные ценности, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства;

опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг;

использовать технические средства для целей проведения проверок, указанных в пункте 99 настоящего Положения.

105. Проверяемые субъекты обязаны:

определить ответственных должностных лиц для организации взаимодействия с проверяющими по каждому направлению проверки;

по требованию руководителя проверки копировать необходимые документы или предоставлять возможность проверяющему делать такие копии самостоятельно, а также заверять копии документов подписью уполномоченного должностного лица и скреплять печатью проверяемого субъекта;

выделить проверяющим рабочие места в изолированном от работников проверяемого субъекта и посторонних лиц служебном помещении, которое должно быть оборудовано несгораемым шкафом (сейфом) или металлическим шкафом для хранения документов, автоматизированным рабочим местом с доступом к требуемому программному обеспечению, используемому в деятельности проверяемого субъекта, а также к соответствующим базам данных, сформированным за период, указанный руководителем проверки (в рамках проверяемого периода), калькуляторами, телефонной связью, сигнализацией, дверью и окнами с необходимыми запорными устройствами.

Проверяемые субъекты не вправе производить личный досмотр проверяющих, осматривать технические средства, находящиеся в пользовании проверяющих, изымать эти средства или иным способом препятствовать их использованию.

106. Акт (справка) проверки должен быть оформлен и подписан руководителем проверки не позднее 15 рабочих дней со дня окончания проверки.

По решению руководителя проверки акт (справка) проверки помимо лиц, указанных в абзацах втором и третьем части первой пункта 66 настоящего Положения, подписывается членами группы проверяющих и другими участниками проверки.

Акт (справка) проверки должен быть подписан с проставлением даты подписания (отказа от подписания) лицами, указанными в абзацах втором и третьем части первой пункта 66 настоящего Положения, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта (справки) для подписания.

107. В акте проверки должны быть указаны:

основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должность, фамилия и инициалы руководителя проверки или проверяющего;

даты начала и окончания проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки;

проверенный период;

должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных в соответствии с настоящим Положением подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;

наименование и местонахождение проверяемого субъекта, учетный номер плательщика;

наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены;

должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства, в случае если ответственность за данное нарушение предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения.

108. По результатам комплексной проверки составляется также заключение. По результатам тематической проверки заключение составляется при необходимости по указанию лица, назначившего проверку.

В заключении анализируется деятельность проверяемого субъекта (в случае тематической проверки - отдельные направления его деятельности), характеризуются его финансовое состояние и перспективы развития, принимаемые им на себя риски, организация управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояние системы внутреннего контроля, соблюдение нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк, а также отражаются ситуации, создающие угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков (в случае их выявления).

Заключение по результатам проверки составляется в одном экземпляре, который остается в Национальном банке и является итоговым документом для целей определения надзорной политики Национального банка по отношению к проверяемому субъекту.

109. Решение Национального банка по результатам проверки выносится должностным лицом или коллегиальным органом Национального банка, уполномоченным рассматривать материалы проверки, на основании акта (справки) проверки и заключения по результатам проверки в течение 30 рабочих дней со дня подписания (отказа от подписания) лицами, указанными в абзацах втором и третьем части первой пункта 66 настоящего Положения, или со дня истечения срока, предусмотренного в части третьей пункта 106 настоящего Положения, а в случае подачи возражений - со дня вручения (получения уведомления о вручении) лицу, представившему возражения по акту проверки, заключения по возражениям. По решению Председателя Правления Национального банка (лица, исполняющего его обязанности) указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

110. По результатам проведения проверки Национальный банк принимает решение о вынесении проверяемому субъекту предписания и (или) о применении к нему меры воздействия.

Виды предписаний и мер воздействия, а также основания и порядок их вынесения (применения) определяются законодательством.

111. Информация, полученная Национальным банком в ходе проведения проверки, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных в части второй настоящего пункта и законодательных актах.

Национальный банк вправе проинформировать о результатах проверки руководителя органа управления проверяемого субъекта, участника (собственника имущества) проверяемого субъекта, головную организацию и (или) участников банковской группы или банковского холдинга, в состав которой (которого) входит проверяемый субъект.

112. Действие абзаца пятнадцатого пункта 6, части первой пункта 61 (в части установленных сумм вреда), пункта 62 (в части размера причиненного вреда) и части первой пункта 76 (в части причинения вреда) настоящего Положения не распространяется на проверки, проводимые Национальным банком.



ГЛАВА 13

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ



113. При осуществлении надзора за исполнением законодательства проверяемыми субъектами прокурор в зависимости от характера выявленных нарушений в пределах своей компетенции:

опротестовывает решения (действия) организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных и государственных интересов;

составляет протоколы об административных правонарушениях;

выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

114. Иные особенности организации и проведения органами прокуратуры проверок устанавливаются законодательными актами.







                                                        УТВЕРЖДЕНО
                                                        Указ Президента
                                                        Республики Беларусь
                                                        16.10.2009 N 510


ПЕРЕЧЕНЬ

КОНТРОЛИРУЮЩИХ (НАДЗОРНЫХ) ОРГАНОВ <*> И СФЕР ИХ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



-----------------------------+---------------------------------------------
         Наименование        ¦
        контролирующего      ¦          Сфера контроля (надзора)
      (надзорного) органа    ¦
-----------------------------+---------------------------------------------
1. Комитет государственного   контроль за исполнением республиканского
контроля                      бюджета, использованием государственной
  органы Комитета             собственности, исполнением актов Президента
  государственного контроля   Республики Беларусь, Парламента Республики
                              Беларусь, Правительства Республики Беларусь и
                              других государственных органов, регулирующих
                              отношения государственной собственности,
                              хозяйственные, финансовые и налоговые
                              отношения, а также по иным вопросам в
                              соответствии с законодательными актами и
                              решениями Президента Республики Беларусь


                              валютный контроль


2. Генеральная прокуратура    надзор за точным и единообразным исполнением
                              проверяемыми субъектами законов, декретов,
                              указов и иных нормативных правовых актов


3. Национальный банк          контроль за соблюдением банками и
                              небанковскими кредитно-финансовыми
                              организациями законодательства, регулирующего
                              их деятельность


                              контроль за деятельностью банков и
                              небанковских кредитно-финансовых организаций
                              в части соблюдения ими законодательства о
                              предотвращении легализации доходов,
                              полученных незаконным путем, и финансирования
                              террористической деятельности


                              надзор за деятельностью банков и небанковских
                              кредитно-финансовых организаций, юридических
                              лиц, не являющихся банками или небанковскими
                              кредитно-финансовыми организациями и
                              признаваемых входящими в состав банковского
                              холдинга


                              валютный контроль


                              контроль за соблюдением аудиторскими
                              организациями и аудиторами - индивидуальными
                              предпринимателями законодательства об
                              аудиторской деятельности в банках,
                              небанковских кредитно-финансовых
                              организациях, банковских группах и банковских
                              холдингах


4. Национальный               контроль за соблюдением порядка представления
статистический комитет        данных централизованной государственной
  территориальные органы      статистической отчетности
  государственной
  статистики


5. Государственная            контроль за охраной и использованием объектов
инспекция охраны животного    животного и растительного мира
и растительного мира при
Президенте Республики
Беларусь


6. Управление делами
Президента Республики
Беларусь


  Департамент по              контроль за деятельностью проверяемых
  гуманитарной деятельности   субъектов при получении, распределении
  Управления делами           иностранной безвозмездной помощи и целевым
  Президента Республики       использованием этой помощи
  Беларусь
                              контроль за деятельностью проверяемых
                              субъектов, связанной с оздоровлением детей в
                              местах их временного пребывания в зарубежных
                              странах


                              контроль за деятельностью государственных
                              органов, уполномоченных в соответствии с
                              законодательством производить изъятие, арест
                              или обращение в доход государства имущества
                              иным способом, по вопросам учета, хранения и
                              реализации обращенного в доход государства
                              имущества


  государственное             осуществление государственного санитарного
  учреждение "Центр гигиены   надзора за соблюдением санитарно-
  и эпидемиологии"            эпидемиологического законодательства
  Управления делами           проверяемыми субъектами, подчиненными либо
  Президента Республики       входящими в систему Управления делами
  Беларусь                    Президента Республики Беларусь


  государственные             контроль за ведением охотничьего хозяйства,
  природоохранные и           охотой, рыбной ловлей, состоянием,
  лесохозяйственные           использованием, охраной, защитой лесного
  организации, находящиеся    фонда и другие контрольные функции в части
  в подчинении Управления     охраны животных и растительных ресурсов на
  делами Президента           подведомственных данным организациям
  Республики Беларусь <**>    территориях


7. Национальная академия      контроль за эффективным использованием
наук Беларуси                 государственных средств, выделяемых на
                              финансирование фундаментальных и прикладных
                              научных исследований, разработок (совместно с
                              Государственным комитетом по науке и
                              технологиям)


8. Министерство внутренних    контроль за соблюдением проверяемыми
дел                           субъектами правил реализации товаров,
  органы внутренних дел и     выполнения работ или оказания услуг, не
  подразделения, входящие в   допускающих обман покупателей, заказчиков или
  их систему                  иных потребителей


                              контроль за соблюдением установленных
                              законодательными актами норм,
                              регламентирующих наличие у проверяемых
                              субъектов документов на реализуемые товары,
                              оказываемые услуги и выполняемые работы


                              контроль за оборотом наркотических средств,
                              психотропных веществ и их прекурсоров


                              контроль и надзор в области обеспечения
                              безопасности дорожного движения


                              контроль за осуществлением охранной
                              деятельности


                              контроль за соблюдением законодательства о
                              правовом положении иностранных граждан и лиц
                              без гражданства


                              контроль за оборотом служебного и
                              гражданского оружия и боеприпасов к нему,
                              боевого оружия и боеприпасов к нему
                              юридических лиц с особыми уставными задачами


                              контроль за соблюдением установленных правил
                              открытия и функционирования объектов, надзор
                              за которыми возложен на органы внутренних дел


9. Министерство               надзор за условиями промышленного
здравоохранения               производства, аптечного изготовления,
                              реализации, хранения, транспортировки и
                              медицинского применения лекарственных средств
<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.