Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 22.11.2002 N 581 "Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 25 ноября 2002 г. N 1/4176



1. Утвердить Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год.

2. Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь обеспечить выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год.

3. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком до 1 января 2003 г. разработать и утвердить Программу повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги в 2003 году.

4. Совету Министров Республики Беларусь, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому, другим государственным органам принять необходимые меры по выполнению Программы повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги в 2003 году.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.



Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО







ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2003 ГОД



ОДОБРЕНО                                         УТВЕРЖДЕНО
Постановление                                    Указом Президента
Правления Национального банка                    Республики Беларусь
Республики Беларусь                              22.11.2002 N 581
30.08.2002 N 172


ВВЕДЕНИЕ



Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год <*> подготовлены в соответствии со статьей 27 Банковского кодекса Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2002 г. N 616 "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и проекта бюджета Республики Беларусь на 2003 год". В основу разработки Основных направлений на 2003 год положены:

-------------------------------

<*> Далее - Основные направления на 2003 год.



Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. N 640 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год";

Закон Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год";

Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. N 641 "Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год";

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы;

Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы <*>;

-------------------------------

<*> Далее - Концепция.



Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства;

Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год;

проект Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год".

Основные направления на 2003 год предусматривают развитие позитивных и ограничение негативных тенденций, сложившихся в денежно-кредитной сфере, на валютном рынке и в банковской системе в предыдущие годы, преемственность целевых ориентиров, задач, мер и средств денежно-кредитной политики, направленных на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы Беларуси, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Достижение целевых ориентиров, решение задач и реализация мер, предусмотренных Основными направлениями на 2003 год, явятся одним из важнейших условий успешного выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год.



I. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В 2002 ГОДУ



1. ТЕНДЕНЦИИ В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ И ОЦЕНКА

ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НА 2002 ГОД



Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика содействует достижению параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных на 2002 год. Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики вырабатываются и осуществляются Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь. В выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год <*> первостепенное внимание уделяется достижению целей и решению задач единой государственной денежно-кредитной политики.

-------------------------------

<*> Далее - Основные направления на 2002 год.



1. Обеспечивается плавная, предсказуемая динамика обменного курса белорусского рубля. За январь - июнь 2002 г. официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 13,9 процента (или на 2,2 процента в среднем за месяц), что соответствует прогнозной динамике снижения официального обменного курса белорусского рубля (на 13,3 - 16,6 процента, или на 2,1 - 2,6 процента в среднем за месяц).

Оценка макроэкономических условий развития Республики Беларусь показывает, что интересам социально-экономического развития страны наиболее полно будет соответствовать снижение за 2002 год официального обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США до 21,5 процента (или на 1,6 процента в среднем за месяц) при росте индекса потребительских цен на 27 процентов. Официальный обменный курс белорусского рубля на начало 2003 года составит 1920 рублей за 1 доллар США.

2. Ресурсы банков <*> за первое полугодие 2002 г. увеличились на 19,9 процента (или на 818,7 млрд. рублей) при прогнозируемом их росте в соответствии с Основными направлениями на 2002 год на уровне 80 процентов и Протоколом поручений Президента Республики Беларусь от 08.02.2002 N 4 - на уровне 100 процентов, в реальном выражении ресурсы банков снизились на 0,3 процента.

-------------------------------

<*> В национальной и иностранной валютах.



Уставные фонды банков в реальном выражении за первое полугодие 2002 г. увеличились на 41,9 процента, собственный капитал банков - на 16,7 процента при прогнозируемом росте данных показателей за 2002 год на уровне 60 процентов. Собственный капитал банков вырос на 238,2 млрд. рублей <*> (или на 40,2 процента) в результате роста их уставных фондов на 223,6 млрд. рублей <*> (или на 70,5 процента). В общем приросте уставных фондов банков 207,3 млрд. рублей (или 92,7 процента) приходится на увеличение участия государства в уставных фондах АСБ "Беларусбанк" (118,2 млрд. рублей) и ОАО "Белагропромбанк" (89,1 млрд. рублей). Это связано с трансформацией ресурсов, предоставленных Минфином для льготного кредитования жилищного строительства, в уставные фонды указанных банков <**>. Таким образом, учитывая, что льготное кредитование жилищного строительства производится в основном за счет кредитов Национального банка, практически весь прирост уставных фондов данных банков обусловлен эмиссией Национального банка. Иностранные инвестиции в уставные фонды банков Республики Беларусь за январь - июнь 2002 г. увеличились на 1,1 млн. долларов США.

-------------------------------

<*> В национальной и иностранной валютах.

<**> В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 N 65.



В целом за 2002 год ресурсы банков <*> могут возрасти на 44 процента (или на 1,8 трлн. рублей) и на 01.01.2003 составить 5,9 трлн. рублей (или 23 процента от ВВП при 24 процентах на 01.01.2002). При этом собственный капитал банков <*> может увеличиться на 460 млрд. рублей (или на 40 процентов в реальном выражении) и 01.01.2003 составить 1,1 трлн. рублей, в том числе уставные фонды банков <*> соответственно на 430 млрд. рублей (или на 86 процентов в реальном выражении) и 750 млрд. рублей.

-------------------------------

<*> В национальной и иностранной валютах.



3. В первом полугодии 2002 г. обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Программно-технический комплекс автоматизированной системы межбанковских расчетов соответствует требованиям стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. Средний параметр доступности клиентов к системе межбанковских расчетов за первое полугодие 2002 г. составил 98 процентов дневного фонда рабочего времени при нормативе 97 процентов.

В автоматизированной системе межбанковских расчетов в январе - июне 2002 г. проведено около 14,1 млн. платежей на сумму более 39 трлн. рублей, то есть ежедневно проводится платежей на 300 - 320 млрд. рублей. В январе - июне 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. среднедневной объем непроведенных платежей в общем объеме отправленных платежей снизился с 1,79 до 0,35 процента по количеству и с 1,99 до 0,61 процента по сумме.

4. Основные денежно-кредитные показатели в 2002 году.

Наряду с достижением основных целей денежно-кредитной политики ее инструментами решались в первом полугодии 2002 г. важные народно-хозяйственные задачи. Денежно-кредитные показатели формировались темпами и в пропорциях, необходимых для достижения целевых ориентиров и решения задач, предусмотренных программными документами на 2002 год.

4.1. В соответствии с Соглашением, заключенным между Национальным банком и Министерством финансов во исполнение Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год", долгосрочные кредиты Национального банка в первом полугодии 2002 г. должны составить 76 млрд. рублей, в том числе 66 млрд. рублей - на финансирование жилищного строительства и 10 млрд. рублей - на компенсацию вкладов населения.

В первом полугодии 2002 г. беспроцентные кредиты Национального банка на финансирование дефицита республиканского бюджета, направленные на жилищное строительство, составили 66 млрд. рублей. В связи с тем, что АСБ "Беларусбанк" не использовал на выплату компенсаций по вкладам населению часть денежной эмиссии 2001 года, Национальным банком кредиты на эти цели в первом полугодии 2002 г. не предоставлялись. Кроме того, Национальный банк для покрытия временных кассовых разрывов, возникших при исполнении республиканского бюджета, предоставил Министерству финансов в январе 2002 г. краткосрочный кредит в размере 10 млн. долларов США, что эквивалентно 16,3 млрд. рублей. Таким образом, кредиты Национального банка на финансирование дефицита республиканского бюджета в первом полугодии 2002 г. составили 82,3 млрд. рублей.

Банки и иные юридические лица в первом полугодии 2002 г. профинансировали дефицит республиканского бюджета посредством покупки государственных облигаций на сумму 96 млрд. рублей.

4.2. Эмиссионная деятельность Национального банка в первом полугодии 2002 г. формировалась в основном под влиянием операций, связанных с увеличением золотовалютных резервов государства за счет покупки Национальным банком иностранной валюты (40,8 млн. долларов США на сумму 75,3 млрд. рублей), финансированием дефицита республиканского бюджета (66 млрд. рублей), рефинансированием банков (9,9 млрд. рублей) и выполнением функций центрального банка страны (23,8 млрд. рублей). Изъятие денег за счет продажи банкам ценных бумаг Правительства Республики Беларусь, находящихся в портфеле Национального банка, за январь - июнь 2002 г. составило 52 млрд. рублей.

Данные и другие операции Национального банка привели к увеличению за январь - июнь 2002 г. рублевой денежной базы на 123 млрд. рублей (или на 18,1 процента).

Операции органов денежно-кредитного регулирования и банков привели к росту за январь - июнь 2002 г. рублевой денежной массы на 28,6 процента (или на 4,3 процента в среднем за месяц), которая на 1 июля 2002 г. составила 1,6 трлн. рублей. Опережающими темпами по сравнению с ростом других агрегатов рублевой денежной массы изменялись срочные рублевые депозиты, которые за январь - июнь 2002 г. увеличились на 59,3 процента (или на 190,6 млрд. рублей), в том числе срочные рублевые депозиты населения на 72,4 процента (или на 182,6 млрд. рублей).

Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой рублевой денежной массе, на 01.07.2002 составила 5,7 процента при 5 процентах на 01.01.2001, по среднегодовой широкой денежной массе соответственно 12,3 и 11,7 процента.

За январь - июнь 2002 г. валовые кредиты банков в национальной и иностранной валютах увеличились на 564,7 млрд. рублей (или на 19,8 процента) и на 01.07.2002 составили 3,41 трлн. рублей. Валовые кредиты банков в национальной валюте за первое полугодие 2002 г. увеличились на 293,4 млрд. рублей (или на 22,4 процента) при росте ресурсов банков в национальной валюте на 22,2 процента. Прирост валовых кредитов банков в иностранной валюте составил 31,5 млн. долларов США (или 3,2 процента) при росте ресурсов банков в иностранной валюте на 3,5 процента.

В общем приросте валовых кредитов банков 111 млрд. рублей (или 19,7 процента) приходится на кредиты Правительству Республики Беларусь, в том числе в белорусских рублях 106,3 млрд. рублей.

Валовые кредиты банков экономике за январь - июнь 2002 г. увеличились на 452,3 млрд. рублей (или на 17,8 процента), в том числе в белорусских рублях на 186,4 млрд. рублей (или на 14,9 процента) и в иностранной валюте на 47,2 млн. долларов США.

4.3. Золотовалютные резервы государства в январе - июне 2002 г. формировались в условиях увеличения поступления экспортной валютной выручки на счета предприятий при отрицательном сальдо торгового баланса товарами (работами, услугами) и незначительном притоке в экономику Беларуси иностранного капитала.

В данных условиях чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, являющиеся основой формирования золотовалютных резервов государства, за январь - июнь 2002 г. снизились на 23,3 млн. долларов США и на 01.07.2002 составили 205,8 млн. долларов США.

Определяющее влияние на уровень чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования в январе - июне 2002 г. оказали:

снижение на 21,8 млн. долларов США депозитов Правительства Республики Беларусь в иностранной валюте в Национальном банке;

увеличение на 17,8 млн. долларов США кредитов Национального банка банкам (экономике) в иностранной валюте;

снижение на 31,7 млн. долларов США обязательных и избыточных резервов банков в иностранной валюте в Национальном банке;

снижение на 10,8 млн. долларов США обязательств Правительства Республики Беларусь перед МВФ;

формирование в объеме 40,8 млн. долларов США положительного сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты.

4.4. Денежно-кредитные показатели на начало 2003 года сформируются под влиянием их уровней, сложившихся на 01.07.2002, проводимых во втором полугодии 2002 г. Национальным банком и банками операций.

Денежная эмиссия Национального банка (прирост рублевой денежной базы) в целом за 2002 год составит 233 млрд. рублей, из которой на финансирование дефицита республиканского бюджета будет направлено 152 млрд. рублей, рефинансирование банков - 35 млрд. рублей, покупку иностранной валюты - 75 млрд. рублей.

Денежная эмиссия, связанная с выполнением Национальным банком других операций, в целом за 2002 год составит (-29) млрд. рублей.

При совершении Национальным банком данных операций основные денежно-кредитные показатели за 2002 год сформируются на следующих уровнях:

прирост рублевой денежной массы - 620 млрд. рублей (или 50 процентов);

прирост широкой денежной массы - 1050 млрд. рублей (или 40 процентов);

прирост валовых кредитов банков - 1200 млрд. рублей (или 40 процентов), в том числе рублевых кредитов - 648 млрд. рублей (или 50 процентов);

прирост валовых кредитов банков экономике - 990 млрд. рублей (или 39 процентов), в том числе в национальной валюте - 570 млрд. рублей (или 46 процентов) и в иностранной валюте - на 76 млн. долларов США (или 9 процентов);

участие банков, иных юридических и физических лиц в финансировании дефицита республиканского бюджета через покупку государственных краткосрочных облигаций - 75 млрд. рублей, что соответствует уровню данного показателя, предусмотренному Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год".

Оценка макроэкономических условий, которые сложатся в июле - декабре 2002 г., и операций Национального банка, которые необходимо провести во втором полугодии 2002 г., показывает, что чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования на конец 2002 года могут сложиться на уровне 240 млн. долларов США, что соответствует параметрам, предусмотренным Основными направлениями на 2002 год.

Денежно-кредитные параметры при проведении процентной политики в соответствии с Основными направлениями на 2002 год, а также при условии сохранения во втором полугодии 2002 г. тенденций поступления валютной выручки на счета предприятий, сложившихся в январе - июне 2002 г., создадут необходимые монетарные предпосылки для обеспечения параметров обменного курса белорусского рубля, предусмотренных Основными направлениями на 2002 год.

4.5. Для обеспечения прогнозных параметров роста цен и снижения официального обменного курса белорусского рубля в условиях допускаемого роста денежного предложения в национальной валюте Программой повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги предусмотрено повышение за 2002 год реального спроса экономики на деньги на 22 - 55 процентов.

В первом полугодии 2002 г. повышение реального спроса экономики на деньги в условиях сформированного денежного предложения оказалось недостаточным для обеспечения предусмотренных параметров по снижению инфляции. Реализация ряда мероприятий Программы повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги не привела к ожидаемым результатам - не обеспечены дополнительный прирост реального валового внутреннего продукта, сокращение объема просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, развитие фондового рынка и включение в товарный рынок нетрадиционных товаров.

В целях недопущения инфляции свыше предусмотренных параметров необходимо обеспечить выполнение в полном объеме Программы повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги в 2002 году.

5. Основные инструменты денежно-кредитной политики в 2002 году формируются на уровнях и в составе, обеспечивающих достижение целей и задач денежно-кредитной политики.

В обеспечении стабилизации белорусского рубля и решении ряда задач по макроэкономической и финансовой стабилизации значительное внимание уделяется процентной политике. Ставка рефинансирования и процентные ставки по другим инструментам Национального банка устанавливаются на уровнях, обеспечивающих положительные значения реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и превышение реальной доходности по операциям в национальной валюте над доходностью активов в иностранной валюте.

Формирование обязательных резервных требований осуществляется на основе использования механизма усредненного поддержания требуемой величины резервов в течение месяца. С 1 января 2002 г. резервирование средств от новых привлеченных депозитов в иностранной валюте осуществляется в белорусских рублях.

Ресурсная поддержка банков производится в ограниченных объемах и на условиях, которые соответствуют заимствованию у кредитора последней инстанции, к ресурсам которого обращаются лишь в случае острой нехватки ликвидности в банковской системе в целом. Основу поддержки ликвидности банков составляют операции с иностранной валютой и государственными ценными бумагами.

6. Развитие рынка ценных бумаг в 2002 году направлено на расширение источников финансирования дефицита республиканского бюджета, получаемых от банков, иных юридических и физических лиц, поддержку текущей ликвидности банков, сглаживание колебаний процентных ставок денежного рынка, развитие вексельного обращения.

7. В международном сотрудничестве банковской системы Республики Беларусь в 2002 году центральное место занимает сотрудничество с банковской системой Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с межгосударственным Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра и межправительственным Соглашением о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.



2. БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКА В 2002 ГОДУ



2.1. Макроэкономическая ситуация



В январе - июне 2002 г. ситуация в экономике и социальной сфере характеризовалась неоднозначно. Наряду с сохранением позитивной динамики объемов производства в ряде отраслей экономики, повышением инвестиционной активности, ростом реальных доходов населения продолжает оставаться сложным финансовое состояние предприятий, наблюдается снижение занятости трудоспособного населения, остается высоким уровень инфляции, сохраняется напряженность в исполнении государственного бюджета.

В первом полугодии 2002 г. выполнены параметры Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год по темпам роста валового внутреннего продукта, инвестиций в основной капитал, производства сельскохозяйственной продукции, реальных доходов населения, розничного товарооборота, платных услуг населению, вводу в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования и по снижению энергоемкости ВВП. Вместе с тем, не достигнуты показатели по росту объемов производства промышленной продукции, потребительских товаров, экспорту и импорту товаров, снижению материалоемкости валового выпуска. Сохранилась тенденция к росту запасов готовой продукции на промышленных предприятиях, которые на 1 июля 2002 г. составили 1,1 трлн. рублей (или 77 процентов к среднемесячному объему производства).

Ускоренный рост реальных доходов населения при низкой эффективности производства и напряженном финансовом состоянии предприятий неблагоприятно отразился на структуре ВВП по источникам и использованию доходов. Так, за I квартал 2002 г. удельный вес оплаты труда работников в ВВП составил 54,6 процента при 47,4 процента в I квартале 2001 г., расходы на конечное потребление выросли с 77,7 до 83,9 процента, в том числе домашних хозяйств - с 53,9 до 59,2 процента, государственных организаций - c 21,3 до 22,2 процента. При этом валовое накопление уменьшилось с 16,8 до 15,9 процента, в том числе основного капитала - с 16,9 до 15,9 процента. Такие структурные изменения не способствуют созданию предпосылок для долгосрочного экономического роста.

Увеличение розничного товарооборота в целом, и прежде всего на рынках, обусловлено расширением продаж преимущественно импортных потребительских товаров. Это оказало дополнительное давление на валютный рынок и негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий и исполнении государственного бюджета.

Общая ситуация в инвестиционной сфере в первом полугодии 2002 г. характеризовалась повышением инвестиционной активности. Объем капитальных вложений, направленных на развитие экономики и социальной сферы, составил 1,6 трлн. рублей (или 106,1 процента в сопоставимых ценах к уровню января - июня 2001 г.). Несмотря на превышение темпов роста инвестиций над темпами роста ВВП (104,7 процента), их удельный вес в ВВП составил 15,1 процента при 15,7 процента в первом полугодии 2001 г.

Важный вклад в повышение инвестиционной активности внесла банковская система. Валовые выдачи инвестиционных (долгосрочных) кредитов в первом полугодии 2002 г. составили 346 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 19,1 процента выше относительно показателей первого полугодия 2001 г. Доля кредитных ресурсов в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась на 2,4 процентного пункта и на 01.07.2002 составила 21,6 процента.

По оценке Минэкономики, прирост инвестиций в основной капитал в 2002 году по сравнению с 2001 годом составит 8 процентов, объемов промышленного производства - 6 процентов, продукции сельского хозяйства - 4 процента. Прогнозируется увеличение ВВП на 6 процентов.

Прирост индекса потребительских цен в июне 2002 г. по отношению к декабрю 2001 г. составил 20,2 процента (или 3,1 процента в среднем за месяц против 3,4 процента в аналогичном периоде 2001 г.). В первом полугодии 2002 г. имела место тенденция к снижению инфляции с 6,1 процента в январе до 1,4 процента в июне 2002 г. Прирост индекса потребительских цен за январь - июнь 2002 г. по отношению к январю - июню 2001 г. составил 45,6 процента. За январь - июнь 2002 г. прирост цен на продовольственные товары составил 16,7 процента. По группе непродовольственных товаров прирост сложился на уровне 12,1 процента, услуги подорожали на 51,8 процента.

Негативное влияние на динамику цен оказывает накопленный за предыдущие годы значительный инфляционный потенциал, обусловленный административным регулированием цен, а также низкая эффективность производства, слабая финансовая дисциплина и неденежные формы расчетов.

Ограничению инфляции способствовало увеличение предложения потребительских товаров отечественными производителями. В первом полугодии 2002 г. производство потребительских товаров возросло на 4,2 процента против 2,7 процента в первом полугодии 2001 г., объем реализации платных услуг населению увеличился на 6 процентов при 5,8 процента в первом полугодии 2001 г. Позитивное влияние на замедление роста инфляции оказало и ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в ограничении денежной эмиссии. Снижение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля и поддержание процентных ставок на кредитно-депозитном рынке на положительном уровне также способствовали ограничению темпов роста цен.

По отношению к декабрю 2001 г. прирост индекса цен производителей на промышленную продукцию в июне 2002 г. составил 14,8 процента (или 2,3 процента в среднем за месяц при 2,6 процента за январь - июнь 2001 г.). Прирост цен производителей на промышленную продукцию в январе - июне 2002 г. по отношению к аналогичному периоду 2001 г. составил 37,2 процента.



2.2. Сектор домашних хозяйств <*>



-------------------------------

<*> В соответствии с Системой Национальных счетов, применяемой Министерством статистики и анализа Республики Беларусь с 1992 года.



Реальные денежные доходы населения в первом полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. увеличились на 14,1 процента. Доля денежных доходов населения в ВВП составила 78,8 процента против 71,5 процента в первом полугодии 2001 г.

Денежные расходы и сбережения населения в первом полугодии 2002 г. составили 8,4 трлн. рублей. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 69,7 процента от денежных доходов, на обязательные платежи и добровольные взносы - 7,7 процента, на сбережения во вкладах и ценных бумагах, покупку иностранной валюты - 23,5 процента, изменение задолженности по кредитам (-0,9) процента.

В общем объеме денежных доходов населения в первом полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. оплата труда работников увеличилась на 1,6 процентного пункта и составила 53,3 процента.

Сумма просроченной задолженности по оплате труда на 01.07.2002 по сравнению с 01.01.2002 в целом по республике увеличилась в 8,3 раза (с 11 млрд. рублей на 01.01.2002 до 91,6 млрд. рублей на 01.07.2002). На погашение задолженности по заработной плате субъектов хозяйствования в первом полугодии 2002 г. банками страны было выдано кредитов на сумму 349,5 млрд. рублей.

Рост реальных доходов населения отразился на структуре их использования. В первом полугодии 2002 г. сохранилась тенденция к сокращению доли потребительских расходов при увеличении доли организованных сбережений и приобретения иностранной валюты.

Отношение прироста денежных сбережений населения к денежным доходам в первом полугодии 2002 г. составило 23,7 процента при 20,5 процента в первом полугодии 2001 г. В значительной мере это обусловлено положительными реальными процентными ставками по срочным рублевым депозитам населения в феврале - июне 2002 г.

В первом полугодии 2002 г. объем покупки иностранной валюты населением по сравнению с первым полугодием 2001 г. увеличился на 335,2 млн. долларов <*> США (или в 1,8 раза) и составил 750,5 млн. долларов США, а объем продаж увеличился на 192,9 млн. долларов США (или в 1,7 раза) и составил 482,1 млн. долларов США. Чистый спрос <**> населения на иностранную валюту в январе - июне 2002 г. составил 268,4 млн. долларов США при 126,1 млн. долларов США в аналогичном периоде 2001 г. Большая часть иностранной валюты, приобретенной населением в банках страны, используется на оплату импортных потребительских товаров.

-------------------------------

<*> В долларовом эквиваленте.

<**> Валовая покупка населением иностранной валюты за вычетом ее продажи.



2.3. Сектор нефинансовых предприятий <*>



-------------------------------

<*> В соответствии с Системой Национальных счетов, применяемой Министерством статистики и анализа Республики Беларусь с 1992 года.



Возможности наращивания темпов экономического роста в значительной мере ограничиваются напряженным финансовым состоянием предприятий.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в реальном выражении <*> в январе - июне 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. снизилась в большинстве отраслей экономики, что явилось, прежде всего, следствием уменьшения платежеспособного спроса субъектов хозяйствования и низкой конкурентоспособности белорусских товаров. Реальные объемы реализации продукции в январе - июне 2002 г. в целом по экономике уменьшились по сравнению с январем - июнем 2001 г. на 7,7 процента. Отрицательное влияние на динамику выручки от реализации продукции оказал значительный рост запасов готовой продукции на складах предприятий.

-------------------------------

<*> Скорректированная на дефлятор ВВП.



Продолжала обостряться проблема обеспеченности предприятий денежными средствами. Это связано как с уменьшением реальных объемов реализации, так и со снижением с 65,6 процента в январе - июне 2001 г. до 65,1 процента в январе - июне 2002 г. доли поступившей на счета предприятий выручки по отношению к общему объему выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Доля выручки по товарообменным операциям, хотя и несколько уменьшилась за этот период, однако остается еще значительной: 19,6 процента в январе - июне 2002 г. против 20,6 процента в аналогичном периоде 2001 г.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг и балансовая прибыль в реальном выражении в январе - июне 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. в большинстве основных отраслей экономики снизилась. В целом по экономике прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в реальном выражении <*> уменьшилась на 8,9 процента, в том числе в промышленности - на 20,8 процента, в строительстве - на 8,5 процента. Основными причинами снижения реальных объемов прибыли от реализации продукции были снижение реальных объемов реализации продукции, опережающий рост затрат на производство и реализацию продукции относительно темпов роста номинальных объемов реализации.

-------------------------------

<*> Валовая покупка населением иностранной валюты за вычетом ее продажи.



В результате опережающего роста затрат на производство и реализацию продукции относительно темпов роста прибыли в ряде основных отраслей экономики произошло снижение рентабельности продукции. В целом по экономике рентабельность реализованной продукции, работ, услуг уменьшилась с 9,7 процента в январе - июне 2001 г. до 9,4 процента в январе - июне 2002 г.

В январе - июне 2002 г. относительно аналогичного периода 2001 г. увеличилась с 33,4 процента до 37,1 процента доля убыточных предприятий в общем их количестве. Сумма убытков убыточных предприятий в январе - июне 2001 г. составила 289,5 млрд. рублей, увеличившись в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.

В январе - июне 2002 г. продолжала обостряться проблема неплатежей. Кредиторская задолженность предприятий и организаций на 1 июля 2002 г. составила около 10,5 трлн. рублей, в том числе просроченная - 4,7 трлн. рублей. Дебиторская задолженность в целом по республике составила 7,8 трлн. рублей, из нее просроченная - 3,9 трлн. рублей. Кредиторская задолженность превышала на 1 июля 2002 г. дебиторскую на 35 процентов, при этом в сельском хозяйстве - в 6,8 раза. Доля просроченной кредиторской задолженности в общем ее объеме в целом по экономике увеличилась с 44,7 процента на начало 2002 г. до 45,1 процента на 1 июля 2002 г., доля просроченной дебиторской задолженности снизилась с 51,2 до 49,9 процента.

В результате опережающего роста просроченной кредиторской задолженности по сравнению с поступлением денежных средств на счета предприятий в отраслях экономики произошло уменьшение текущей платежеспособности предприятий. В целом по экономике показатель текущей платежеспособности снизился с 14 процентов на начало 2002 года до 12,2 процента на 1 июля 2002 г. Ухудшение платежеспособности предприятий привело к снижению их кредитоспособности, увеличению доли проблемных кредитов в общей задолженности по кредитам банков и к относительному сужению возможностей банков в кредитовании реального сектора экономики.



2.4. Внешнеэкономический сектор



В первом полугодии 2002 г. активность внешнеэкономической деятельности снизилась <*>, что указывает на некоторое снижение влияния внешнего сектора на внутреннюю экономику.

-------------------------------

<*> Соотношение внешнеторгового оборота к ВВП в январе - июне 2002 г. составило 132 процента, в то время как в первом полугодии 2001 г. - 148 процентов и в целом в 2001 году - 138 процентов, доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила соответственно 66 процентов, 74 процента и 67,4 процента.



Изменение конъюнктуры внешних рынков в первом полугодии 2002 г. относительно соответствующего периода 2001 г. характеризовалось снижением как импортных (на 7,7 процента), так и экспортных (на 5,6 процента) долларовых цен, явившимся продолжением тенденций 2001 года. При этом имело место сближение динамики индексов цен на экспорт и импорт товаров. Главным фактором, повлиявшим на конъюнктуру внешнего рынка, явилось значительное (до 40 процентов) снижение цен на сырую нефть. В целом в 2002 году предполагается минимальное позитивное влияние ценовых факторов на развитие внешней торговли.

Объем международных услуг (как в части экспорта, так и импорта) в первом полугодии 2002 г. характеризовался устойчивой тенденцией к росту. Прогнозируемое продолжение указанной тенденции явится важнейшим фактором улучшения внешнеторгового баланса.

С учетом этих факторов по оценке Министерства экономики предполагается в 2002 году увеличить объем экспорта товаров и услуг относительно уровня 2001 года на 6,5 процента, импорта товаров и услуг на 2,7 процента. Превышение темпов роста экспорта товаров и услуг над темпами роста импорта товаров и услуг обусловливает формирование в 2002 году положительного сальдо текущего счета в размере 8 млн. долларов США.

В 2002 году ожидается привлечение финансовых ресурсов за счет притока прямых иностранных инвестиций в объеме 190 млн. долларов США.

Проводимая денежно-кредитная политика позволит увеличить резервные активы на 17,5 млн. долларов США.

Предусматриваемое положительное сальдо текущего счета, рост резервных активов в совокупности с притоком прямых инвестиций и привлечением кредитных ресурсов при росте валютных поступлений от операций с товарами и услугами позволят увеличить инвестиционную активность секторов экономики и создать предпосылки для обеспечения стабильности валютного рынка.



2.5. Сектор государственных финансов



Исполнение государственного бюджета Республики Беларусь в первом полугодии 2002 г. по доходам и расходам проходило достаточно напряженно, что было обусловлено высоким уровнем государственных расходов и ограниченностью источников их финансирования, а также сложным финансовым положением предприятий и отраслей экономики.

В январе - июне 2002 г. в консолидированный бюджет Республики Беларусь <*> поступило 3,6 трлн. рублей доходов (или 46,5 процента уточненного годового плана). Их доля в ВВП составила 34,2 процента, что на 1,6 процентного пункта меньше уровня аналогичного периода 2001 г.

-------------------------------

<*> По данным Министерства финансов.



В республиканский бюджет за январь - июнь 2002 г. поступило доходов в сумме 1,87 трлн. рублей (или 51,6 процента от доходов консолидированного бюджета и 17,6 процента от ВВП), в местные бюджеты - 1,76 трлн. рублей (или 48,4 процента и 16,6 процента соответственно). С учетом дотаций и трансфертов из республиканского бюджета на сумму 269,2 млрд. рублей доходы местных бюджетов за первое полугодие 2002 г. составили 2 трлн. рублей (или 55,6 процента от общей суммы доходов консолидированного бюджета).

В республиканские целевые бюджетные фонды в январе - июне 2002 г. поступило 324,9 млрд. рублей, что составляет 9 процентов в доходах консолидированного бюджета страны и 17,4 процента - республиканского.

С начала 2002 года задолженность по доходам и поступлениям в бюджет, государственные бюджетные и внебюджетные фонды возросла почти в 1,5 раза. Основной причиной увеличения задолженности перед бюджетом является наличие большого количества убыточных предприятий, значительная дебиторская задолженность, предоставление субъектам хозяйствования налоговых льгот и других государственных преференций. Объем отсроченных сумм задолженности по платежам в бюджет на 1 июля 2002 г. составил 29 млрд. рублей и снизился по сравнению с 1 января 2002 г. на 15 процентов.

Консолидированный бюджет исполнен в январе - июне 2002 г. с дефицитом в размере 140,3 млрд. рублей (или 1,3 процента от ВВП), в том числе республиканский - с дефицитом в размере 103,7 млрд. рублей (или 1 процент от ВВП).



II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2003 ГОД



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ НА 2003 ГОД



Денежно-кредитная политика, являясь составной частью экономической политики, в 2003 году будет направлена на реализацию задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы, Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, проектами Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год и Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год". Реализация этих задач будет осуществляться Национальным банком в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим его деятельность как центрального банка страны.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь основными целями денежно-кредитной политики являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Снижение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля и обеспечение его прогнозного уровня остается приоритетной задачей единой государственной денежно-кредитной политики. На решение данной задачи должны быть ориентированы не только средства и инструменты денежно-кредитной политики, но и эффективное решение общеэкономических задач, определяющее значение среди которых в 2003 году будут иметь:

рост реального ВВП и производства продукции основных отраслей экономики;

снижение отрицательного сальдо торгового баланса товарами и услугами;

увеличение доли внешнеторгового оборота, обслуживаемого расчетами в денежной форме;

рост поступления валютной выручки на счета экспортеров Республики Беларусь;

увеличение иностранных инвестиций в Республику Беларусь, в том числе прямых;

рост производства товаров и услуг, адекватный увеличению денежных доходов населения, в целях ограничения их импорта и уменьшения на этой основе спроса на иностранную валюту как на безналичном, так и на наличном сегментах валютного рынка.



1.1. Защита и обеспечение устойчивости

белорусского рубля



Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля находят свое выражение в формировании обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран и покупательной способности белорусского рубля на внутреннем рынке, адекватных макроэкономическим условиям Республики Беларусь. Интересам решения задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2003 году наиболее полно будет отвечать снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 90 - 100 процентов от индекса потребительских цен, что предполагает его снижение на 17,2 - 22,4 процента при росте потребительских цен на 18 - 24 процента <*>, приложение.

-------------------------------

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.