Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 22.11.2002 N 581 "Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

<*> Декабрь 2003 г. к декабрю 2002 г.



Динамика официального обменного курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю в течение 2003 года будет определяться на основе политики привязки белорусского рубля к российскому рублю. С учетом предполагаемой девальвации российского рубля к доллару США снижение официального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю в 2003 году составит 7,3 - 12,1 процента (63,38 - 66,20 рублей на 01.01.2004). Вторым контролируемым показателем единой государственной денежно-кредитной политики является официальный обменный курс белорусского рубля на начало 2004 года не выше 2250 - 2350 рублей за 1 доллар США <*>. На достижение этих целей будут ориентированы денежная эмиссия, денежное предложение в белорусских рублях, процентные ставки, резервные требования, а также другие средства, инструменты и механизмы денежно-кредитной политики. При превышении прогнозируемых параметров инфляции уровень официального обменного курса белорусского рубля может пересматриваться.

-------------------------------

<*> Официальный обменный курс белорусского рубля на начало 2003 года составит 1920 рублей за 1 доллар США.



При снижении обменного курса белорусского рубля на уровне 17,2 - 22,4 процента и росте потребительских цен на 18 - 24 процента сводный индекс реального курса белорусского рубля по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров Беларуси в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизится на 2,5 - 3,5 процента, к российскому рублю - на 2 - 3 процента. В зависимости от изменения курсов иностранных валют и долей стран партнеров по внешней торговле в общем товарообороте допускается рост реального курса в пределах, не превышающих темп роста ВВП.

Наряду с обеспечением прогнозируемой динамики обменного курса белорусского рубля инструментами денежно-кредитной политики будет решаться и задача по ограничению роста цен. Анализ тенденций изменения цен в Республике Беларусь показывает, что их рост происходит под влиянием не только монетарных, но и структурных факторов. При этом роль последних в росте цен повышается. В связи с этим достижение предусмотренных параметров по ограничению роста цен в 2003 году может быть обеспечено в результате сочетания инструментов денежно-кредитной политики и мероприятий экономической политики в целом. Определяющими факторами сдерживания роста цен будут являться интенсивность и масштабы увеличения спроса экономики на деньги, а также соответствие денежного предложения в белорусских рублях изменению спроса экономики на деньги.



1.1.1. Валютное регулирование



Обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса в соответствии с требованиями статьи VIII Статей Соглашения МВФ будет являться основой валютного регулирования.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться на рыночных принципах, в условиях свободного перетока средств между различными сегментами валютного рынка. Операции Национального банка на валютном рынке будут направлены, главным образом, на обеспечение прогнозируемой динамики официального обменного курса белорусского рубля, пополнение золотовалютных резервов государства и регулирование ликвидности банковской системы. В целях сокращения курсовых диспропорций и предотвращения возможности проведения спекулятивных операций Национальный банк при осуществлении интервенций на валютном рынке будет придерживаться единой курсовой политики как на биржевых торгах, так и на других сегментах валютного рынка.

В целях минимизации издержек экспортеров и стимулирования возврата валютной выручки Национальным банком будет рассмотрен вопрос о проведении обязательной продажи валютной выручки не только на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", но и на внебиржевом валютном рынке. Кроме того, Национальный банк рассмотрит вопрос о переходе к обязательной продаже исключительно экспортной выручки в свободно конвертируемой валюте.

В 2003 году будет продолжен курс на максимальное сокращение использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь. Национальный банк ограничит выдачу лицензий (разрешений) на расчеты в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь, на розничную торговлю и оказание услуг населению за иностранную валюту.

В 2003 году будет проводиться работа по унификации белорусского и российского законодательства в области валютного регулирования. Совершенствование валютного контроля в 2003 году будет направлено на приведение нормативно-правовой базы в сфере валютного регулирования и валютного контроля в соответствие с принятыми в международной практике нормами, расширение взаимодействия государственных органов валютного контроля Республики Беларусь и Российской Федерации, а также других государств.



1.2. Развитие и укрепление банковской системы

Республики Беларусь



Развитие и укрепление банковской системы в 2003 году будет осуществляться по следующим направлениям, основными из которых являются расширение ресурсной базы и повышение капитализации банков, оптимизация их активов и пассивов, а также совершенствование:

надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;

институциональной и функциональной структур банков;

корпоративного управления и внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности в банках.



1.2.1. Расширение ресурсной базы и повышение

капитализации банков



Для повышения функциональной роли банковской системы в экономическом и социальном развитии страны, улучшения качества банковских услуг и расширения выполняемых банками операций ресурсная база банков <*> в 2003 году по сравнению с ожидаемым уровнем 2002 года должна увеличиться не менее чем на 35 процентов (или на 2,1 трлн. рублей) и на начало 2004 года составит 8 трлн. рублей (или 24 процента от ВВП при 23 процентах на начало 2003 года). При этом за счет внутренних источников будет обеспечено 90 процентов увеличения ресурсов банков (или 1,9 трлн. рублей) при 96 процентах в 2002 году и за счет внешних источников соответственно 10 процентов при 4 процентах в 2002 году и 200 млрд. рублей (или 57,5 млн. долларов США). Основными источниками увеличения ресурсной базы банков, как и в предыдущие годы, явятся средства населения и предприятий, которые на начало 2004 года могут составить 3,9 трлн. рублей, при этом их доля в ресурсной базе возрастет на 01.01.2004 до 49 процентов при 37 процентах на 01.01.2003. Одним из источников расширения ресурсной базы банков должно стать уменьшение доли проблемных кредитов в кредитных портфелях банков на конец 2003 года до 8 процентов.

-------------------------------

<*> В национальной и иностранной валютах.



Собственный капитал банков <*> в 2003 году относительно его ожидаемого уровня в 2002 году должен увеличиться не менее чем на 44 процента (или на 470 млрд. рублей) и на начало 2004 года составит 1,5 трлн. рублей (или 4,6 процента от ВВП при 4,1 процента на начало 2003 года). При этом его доля в ресурсной базе банков увеличится на 1,2 процентного пункта и составит 19 процентов. Прирост собственного капитала банков на 75 процентов будет обеспечен за счет роста их уставных фондов, удельный вес которых в собственном капитале банков увеличится на 1,2 процентного пункта (с 71,1 процента на 01.01.2003 до 72,3 процента на 01.01.2004).

-------------------------------

<*> В национальной и иностранной валютах.



Уставные фонды банков <*> в 2003 году относительно их ожидаемого уровня в 2002 году должны увеличиться не менее чем на 47 процентов (или на 350 млрд. рублей) и на начало 2004 года составят 1,1 трлн. рублей (или 3,3 процента от ВВП при 2,9 процента на начало 2003 года). Основными источниками роста уставных фондов банков должны стать инвестиции предприятий, населения и государства, прибыль банков и иностранные инвестиции.

-------------------------------

<*> В национальной и иностранной валютах.



При этом должен быть обеспечен существенный рост уставных фондов банков, уполномоченных Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы и мероприятия, и прежде всего уставных фондов АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белинвестбанк". Для расширения ресурсной базы, выполнения возложенных на них Правительством Республики Беларусь задач по активизации инвестиционной деятельности и увеличению объемов кредитования реального сектора экономики уставный фонд каждого из указанных банков в 2003 году должен увеличиться не менее чем в 1,5 раза.



1.2.2. Оптимизация активов и пассивов банков



Процесс оптимизации активов и пассивов банков в 2003 году будет осуществляться по следующим направлениям:

диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств населения в национальной и иностранной валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь, ценных бумаг, эмитированных банками;

увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения, что позволит существенно улучшить соответствие активов и пассивов банков по срокам привлечения и размещения;

снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

повышение доли доходных активов банков, прежде всего за счет снижения проблемных кредитов и расширения перечня современных банковских операций и услуг.



1.2.3. Совершенствование надзора и контроля за

деятельностью банков



В результате практического использования методик комплексного анализа финансового состояния банков и проведения их проверок, разработанных с учетом международных стандартов, будет обеспечено повышение оперативности и качества анализа финансового состояния банков, эффективности контроля за достоверностью отчетности, представляемой банками в Национальный банк. Это позволит выявлять проблемы банков на ранней стадии.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора останется приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и неуклонное следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору. Развитие методологии и практики банковского надзора будет направлено на дальнейшее сближение с требованиями банковского надзора Российской Федерации в соответствии с подписанными межгосударственными соглашениями. Продолжится формирование системы экономических нормативов для банков, упреждающих возникновение предпосылок к развитию системного кризиса.



1.2.4. Совершенствование институциональной и

функциональной структур банков



Банки продолжат работу по совершенствованию филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путем поддержания информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.



1.2.5. Совершенствование корпоративного управления и

внутреннего контроля в банках



Развитие управления и внутреннего контроля в банках в 2003 году будет осуществляться посредством:

формирования систем внутреннего контроля и управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций;

создания эффективных моделей корпоративного принятия решений, управления и контроля;

внедрения в практику современных механизмов контроля акционерами (собственником банка) деятельности менеджеров;

безусловного выполнения банками законодательства Республики Беларусь, вытекающего из статуса банков как коммерческих организаций, независимых в своей оперативной деятельности;

повышения требований к профессиональному и деловому уровню руководителей банков путем введения в действие норм, определяющих порядок учета деловой репутации кандидатов при назначении на должность руководителя банка.



1.2.6. Совершенствование бухгалтерского учета в банках



Для повышения объективности оценки финансового положения банков и укрепления доверия предприятий и населения к банковской системе в целом будет продолжен поэтапный переход банков на международные стандарты финансовой отчетности. Процесс перехода будет осуществляться путем:

разработки и внедрения национальных стандартов финансовой отчетности для банковской системы Республики Беларусь;

совершенствования методологического обеспечения бухгалтерского учета банковских операций в банках Беларуси;

унификации основных принципов и методов ведения бухгалтерского учета и отчетности в банковском секторе Республики Беларусь и Российской Федерации.



1.3. Обеспечение эффективного, надежного и безопасного

функционирования платежной системы



Целевым ориентиром развития национальной платежной системы в 2003 году будет являться повышение операционной эффективности автоматизированной системы межбанковских расчетов, ее надежности и безопасности. Достижение данного целевого ориентира будет осуществляться посредством:

оценки национальной платежной системы согласно рекомендациям Банка международных расчетов на соответствие Ключевым принципам, разработанным для системно значимых платежных систем Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов;

создания на базе системы BISS модернизированной системы расчетов в реальном режиме времени с элементами клиринговой системы расчетов;

дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы национальной платежной системы, в связи с проведением работ по модернизации системы BISS, и методологии безналичных расчетов в национальной и иностранной валютах на территории Республики Беларусь и международных расчетов;

продолжения работ по интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации, определения требований по разработке механизма осуществления межбанковских расчетов в платежной системе Союзного государства;

создания резервного центра Национального банка для повышения надежности функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов;

введения обязательной сертификации программных средств, используемых в сфере обращения электронных документов в банковской деятельности;

развития информационных технологий в банковской деятельности, предусматривающих повышение оперативности и достоверности банковской отчетности в результате модернизации системы ее сбора и обработки в Национальном банке, а также создания условий для развития программно-технической инфраструктуры платежной системы в целях повышения качества и увеличения спектра предоставляемых банками услуг, связанных с проведением розничных платежей.

Одним из важнейших направлений развития национальной платежной системы в 2003 году будет являться расширение и повышение качества функционирования системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на основе широкомасштабного внедрения зарплатных технологий, организации сети платежных терминалов и банкоматов, ограничение наличного денежного обращения.

В целях недопущения экономически необоснованного роста наличного денежного оборота, усиления контроля за целевой направленностью наличных денег и возвратом их в организованный оборот будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию нормативной базы наличного денежного обращения. Это позволит усовершенствовать управляемость денежными потоками, а также сократить объемы наличных денег, обращающихся вне банков.

Реализация мер по стимулированию индивидуальных предпринимателей, торгующих на рынках, в части сдачи выручки позволит увеличить поступления в кассы банков и сократить долю неорганизованного оборота. Будет совершенствоваться банковское обслуживание индивидуальных предпринимателей, в том числе создание банками инфраструктуры инкассации наличных денежных средств в местах наибольшего сосредоточения рабочих мест индивидуальных предпринимателей.



2. УЧАСТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ВЫПОЛНЕНИИ ВАЖНЕЙШИХ

ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СТРАНЫ



2.1. В соответствии с проектом Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год предусматривается рост реального ВВП на 6 процентов, производства промышленной продукции - на 3,5 - 4 процента и продукции сельского хозяйства - на 4 - 5 процентов. Увеличение реального ВВП связывается с ростом конечного потребления населения и инвестиций в основной капитал, а также с наращиванием экспорта товаров и услуг. Конечное потребление населения возрастет на 6 процентов при увеличении реальных денежных доходов населения на 6 процентов и реальной заработной платы на 7 - 8 процентов, розничного товарооборота на 6 процентов и оказания платных услуг населению на 6 процентов. Увеличение реального ВВП произойдет в результате роста инвестиций в основной капитал, в том числе иностранных, не менее чем на 12 - 13 процентов.

Вклад внешнеэкономического сектора в рост реального ВВП будет характеризоваться ростом экспорта товаров и услуг на 5 - 5,5 процента, их импорта - на 6,9 - 7,9 процента и формированием дефицита сальдо внешнеторгового баланса товарами и услугами на уровне 1,9 процента от ВВП.

Совокупный рост цен, выражаемый изменением дефлятора ВВП, в 2003 году составит 18 - 22 процента при увеличении индекса потребительских цен на 18 - 24 процента и цен производителей промышленной продукции на 16 - 20 процентов <*>.

-------------------------------

<*> Декабрь 2003 г. к декабрю 2002 г.



2.2. Основными условиями выполнения важнейших прогнозных показателей социально-экономического развития страны со стороны банковской системы будут являться:

финансовая стабилизация за счет снижения темпов девальвации официального обменного курса белорусского рубля и поддержания прогнозной его динамики;

участие Национального банка и банков в финансировании дефицита республиканского бюджета в размерах, определенных проектом Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год";

кредитование банками экономики и ее реального сектора, приоритетных направлений экономического и социального развития страны;

снижение номинального уровня процентных ставок на денежном рынке и сохранение положительной в реальном выражении величины процентных ставок на уровне, обеспечивающем рост сбережений в национальной валюте и доступность кредитов для реального сектора экономики;

расширение участия банков в инвестиционном кредитовании реального сектора экономики за счет повышения доли долгосрочных ресурсов;

ограничение влияния монетарных факторов на рост цен, предусмотренный проектом Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год.



3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА 2003 ГОД



Макроэкономические параметры социального и экономического развития страны являются основой формирования показателей денежно-кредитной сферы. В условиях современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь наиболее существенное влияние на уровень денежно-кредитных показателей оказывают параметры развития реального и внешнеэкономического секторов экономики, бюджетной сферы и цен. Денежно-кредитные параметры на 2003 год, сформированные на базе важнейших макроэкономических параметров, ориентированы на достижение целей и решение задач единой государственной денежно-кредитной политики. При этом денежно-кредитное регулирование направлено на обеспечение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги.



3.1. Рублевая денежная масса, денежная эмиссия

Национального банка и валовые рублевые кредиты банков



Комплексная оценка факторов формирования денежно-кредитных параметров показывает, что в 2003 году обеспечению целей денежно-кредитной политики по защите и обеспечению устойчивости белорусского рубля в прогнозируемых параметрах наиболее полно будет соответствовать рост рублевой денежной массы на 24,7 - 32,5 процента (или на 461 - 607 млрд. рублей). Коэффициент монетизации экономики, рассчитанный по рублевой денежной массе, может повыситься за 2003 год по сравнению с 2002 годом на 0,6 процентного пункта и сложится на уровне 6,6 процента.

Допустимый рост рублевой денежной массы может быть обеспечен увеличением рублевой денежной базы на 23,9 - 32,5 процента. Денежная эмиссия Национального банка за 2003 год при этом составит 218 - 297 млрд. рублей при сохранении депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке на 1 января 2004 г. на уровне, сложившемся на 1 января 2003 г.

Денежная эмиссия в объеме 152 млрд. рублей связана с предоставлением Национальным банком кредитов на финансирование дефицита республиканского бюджета и направлением этих средств на жилищное строительство (140 млрд. рублей), компенсацию вкладов населения и участие государства в уставном фонде организации, обеспечивающей гарантирование вкладов населения в банках (12 млрд. рублей).

Остальная часть денежной эмиссии в объеме 66 - 145 млрд. рублей будет направлена на: покупку Национальным банком <*> в эквиваленте 13 - 49 млн. долларов США <**> (26 - 105 млрд. рублей), рефинансирование банков (30 млрд. рублей) и другие операции Национального банка (10 млрд. рублей), связанные с выполнением функций центрального банка страны.

-------------------------------

<*> Для увеличения золотовалютных резервов государства.

<**> На чистой основе (покупка минус продажа).



При формировании устойчивого превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее Национальный банк допускает возможность увеличения рублевой денежной эмиссии, связанной с покупкой иностранной валюты, выше прогнозируемых параметров. В данных условиях в целях ограничения воздействия увеличения рублевой денежной массы, вызываемого дополнительной покупкой Национальным банком иностранной валюты, на рост цен свыше предусмотренных параметров органами государственного управления должны предусматриваться адекватные упреждающие меры.

Увеличение рублевой денежной массы расширит ресурсную базу банков, их возможности в кредитовании экономики и Правительства Республики Беларусь. Валовые рублевые кредиты банков увеличатся в 2003 году на 483 - 636 млрд. рублей (или на 24,7 - 32,5 процента). На финансирование дефицита республиканского бюджета банками будет направлено 75 млрд. рублей и на кредитование экономики 408 - 561 млрд. рублей. В реальном выражении валовые рублевые кредиты банков экономике в 2003 году увеличатся на 3,7 - 5,5 процента.

Спрос на деньги в 2003 году будет формироваться на базе тенденций, сложившихся в 2001 - 2002 г.г., и под влиянием предусматриваемых Правительством Республики Беларусь на 2003 год мер структурной и бюджетно-налоговой политики. Прогнозируемый рост денежно-кредитных показателей может быть допущен без негативных последствий для реализации целей денежно-кредитной и валютной политики при соответствующем увеличении спроса экономики на деньги.



3.2. Золотовалютные резервы государства



Золотовалютные резервы государства в 2003 году будут формироваться в условиях увеличения поступления валютной выручки на счета предприятий при отрицательном сальдо торгового баланса товарами и услугами и притоке в экономику Беларуси иностранного капитала. В данных условиях чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, являющиеся основой формирования золотовалютных резервов государства, за 2003 год увеличатся на 79 млн. долларов США и на 01.01.2004 составят 320 млн. долларов США.

Прирост чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться под влиянием факторов увеличения и снижения валовых иностранных пассивов и активов.

Одним из факторов изменения валовых иностранных пассивов в 2003 году будет являться уменьшение на 30 млн. долларов США обязательств Правительства Республики Беларусь перед МВФ. Валовые иностранные пассивы на конец 2003 года составят 229 млн. долларов США и уменьшатся на 11,6 процента против их увеличения на 18,9 процента за 2002 год.

Основным фактором изменения валовых иностранных активов в 2003 году будет являться покупка Национальным банком иностранной валюты на сумму 49 млн. долларов США. Прирост валовых иностранных активов за 2003 год составит 49 млн. долларов США (или 9,8 процента) и их величина на 01.01.2004 достигнет 549 млн. долларов США.



4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ



В 2003 году в основном будут сохранены инструменты денежно-кредитной политики, действующие в 2002 году.

4.1. Процентная политика Национального банка в 2003 году будет ориентирована на обеспечение положительной в реальном выражении величины процентных ставок на уровне, обеспечивающем рост сбережений в национальной валюте и доступность кредитов для реального сектора экономики. При этом будут формироваться условия для устойчивого превышения доходности по операциям в национальной валюте над доходностью активов в иностранной валюте, что явится предпосылкой сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе, дедолларизации экономики и более полного аккумулирования сбережений населения банковской системой. Для достижения данных целей Национальный банк будет регулировать величину базовой ставки рефинансирования, обеспечивая ее положительное значение в реальном выражении в размере 0,5 - 1,5 процента в месяц, а также других ставок по операциям Национального банка на денежном рынке.

4.2. В 2003 году сохранятся, в основном, подходы к формированию обязательных резервных требований, сложившиеся в 2002 году. Главным звеном обязательного резервирования от средств, привлекаемых банками в национальной валюте, останется механизм усредненного поддержания требуемой величины резервов в течение месяца. Это позволит банкам на безэмиссионной основе использовать часть резервного фонда для регулирования текущей ликвидности, что будет способствовать сглаживанию колебаний ликвидных средств банков и процентных ставок межбанковского кредита. Сохранится дифференциация норм обязательного резервирования от рублевых привлеченных средств путем установления более низкой нормы резервирования от рублевых средств физических лиц в целях стимулирования привлечения в банковскую систему денежных средств населения.

Норма обязательного резервирования в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования будет использоваться для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков на уровнях, обеспечивающих достижение официальным обменным курсом белорусского рубля прогнозируемых параметров, а также для гарантирования вкладов населения.

В целях унификации инструментов денежно-кредитного регулирования, при условии сохранения стабильности достижения целей по обменному курсу национальной валюты, норма обязательного резервирования будет постепенно сближаться с нормой обязательного резервирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации. В рамках Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 годы в течение 2003 года будет осуществлено замещение иностранной валюты, депонированной в фонде обязательных резервов, белорусскими рублями в соответствии с графиком, одобренным Межбанковским валютным советом.

4.3. Ресурсную поддержку банков в 2003 году Национальный банк предполагает в основном осуществлять на рыночных принципах и краткосрочной основе в случае острой нехватки ликвидности в банковской системе в целом, в целях сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов и обеспечения нормального платежного процесса. Основу поддержки ликвидности банков составят операции с иностранной валютой и государственными ценными бумагами.



5. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА



Задачи Национального банка и банков на рынке ценных бумаг в 2003 году будут подчинены достижению целей денежно-кредитной политики, а также исходить из государственной стратегии развития рынка ценных бумаг. В 2003 году развитие рынка ценных бумаг будет осуществляться по следующим направлениям:

усиление координации действий органов государственного управления и Национального банка;

обеспечение устойчивого функционирования данного сегмента финансового рынка путем дальнейшего развития расчетно-клиринговой системы, более эффективного сбора и раскрытия информации, защиты прав инвесторов;

повышение качества услуг, оказываемых участниками этого рынка, что предполагает расширение видов выпускаемых ценных бумаг, повышение уровня информационной открытости рынка ценных бумаг и совершенствование аналитического обслуживания инвесторов, привлечение новых инвесторов - как резидентов Республики Беларусь, так и нерезидентов Республики Беларусь, оказание помощи белорусским предприятиям в реализации инвестиционных проектов;

осуществление мониторинга за созданием банками резервов под обесценение ценных бумаг.

Усиление координации действий органов государственного управления и Национального банка на рынке ценных бумаг будет реализовываться в части:

оказания помощи Правительству Республики Беларусь в осуществлении заимствования денежных средств за счет размещения ценных бумаг как на внутреннем, так и на международном финансовом рынках;

проведения согласованной политики по размещению и обращению государственных ценных бумаг;

расширения круга инвесторов на рынке государственных ценных бумаг путем создания благоприятных условий на финансовом рынке республики;

выработки направлений дальнейшего развития фондового рынка Беларуси;

унификации законодательства по ценным бумагам Республики Беларусь и Российской Федерации.



6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО



В соответствии с межгосударственным Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра и межправительственным Соглашением о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы в 2003 году Национальный банк продолжит работу в области валютной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, направленную на реализацию мероприятий Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 годы. Координацию этой работы предусмотрено осуществлять в рамках Межбанковского валютного совета Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации.

Взаимодействие по реализации интеграции государств СНГ в финансовой сфере будет осуществляться Межгосударственным валютным комитетом СНГ, Советом руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, Консультативным Советом Центральных банков Республики Беларусь и Украины. В 2003 году предусматривается осуществление мероприятий по сближению денежно-кредитных систем государств СНГ и, прежде всего, государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Во взаимоотношениях с Международным валютным фондом главной задачей на 2003 год представляется достижение согласованных условий и параметров экономических показателей для разработки и реализации программы мониторинга Фондом, которая могла бы стать основой для заключения последующих кредитных соглашений. Планируется продолжить работу по привлечению технической помощи Фонда для повышения эффективности деятельности банковской системы, включая меры по реализации в стране проекта Оценки состояния финансового сектора (FSAP).

Сотрудничество с Всемирным банком будет осуществляться в рамках реализации проекта Оценки финансового сектора, предусмотренного Стратегией Всемирного банка для Республики Беларусь на 2002 - 2004 годы, в целях перехода к качественно новым проектам, предусматривающим реализацию комплекса мер по привлечению финансовых средств для укрепления банковской системы республики. Взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития будут развиваться на основе действующей Стратегии Банка для Республики Беларусь. Действия Национального банка в 2003 году будут направлены на переход к более высокому уровню проведения операций ЕББР в Беларуси, максимальному использованию его возможностей для развития банковского сектора страны. В ходе продвижения переговорного процесса по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию будут совершенствоваться условия доступа иностранных поставщиков банковских и финансовых услуг на рынок республики.

Двустороннее сотрудничество с зарубежными центральными банками планируется осуществлять исходя из приоритетов внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Национальный банк в 2003 году будет осуществлять мониторинг развития денежно-кредитной сферы, банковской системы и валютного рынка во взаимосвязи с решением задач социально-экономического развития страны и информировать Президента Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь о ходе выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год.

Предусмотренные Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год целевые ориентиры, денежно-кредитные параметры и мероприятия могут быть в полной мере реализованы при условии проведения скоординированных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка в области ценовой, бюджетно-налоговой, таможенной, внешнеэкономической, институциональной и структурной политики.



<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.