![]() |
|
|
|
|
|
Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 4
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут
привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме
вкладов (депозитов), кредитов, проводить расчеты через
корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и осуществлять
иные операции, указанные в лицензиях на осуществление банковской
деятельности.
Статья 21. Участие банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций в объединениях
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут
создавать союзы и ассоциации, являющиеся некоммерческими
организациями.
Создание и государственная регистрация союзов и ассоциаций
банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляются
в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут
создавать объединения в форме финансово-промышленных и иных
хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых
законодательством о таких группах.
Статья 22. Взаимоотношения банков и небанковских кредитно-
финансовых организаций с клиентами
Взаимоотношения банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций с клиентами строятся на основе банковского
законодательства и заключенных договоров.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации
самостоятельно определяют условия заключения сделок, не
противоречащих законодательству Республики Беларусь. Договоры,
заключаемые банками и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями с клиентами, являются публичными договорами и (или)
договорами присоединения, если иное не предусмотрено правилами,
действующими в этих банках и небанковских кредитно-финансовых
организациях.
Национальный банк вправе устанавливать для банков и
небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные условия
заключения сделок с клиентами.
При осуществлении банковской деятельности банк и небанковская
кредитно-финансовая организация обязаны по требованию клиента
предоставить ему для ознакомления лицензию на осуществление
банковской деятельности, а также информацию о финансовом положении и
результатах работы соответственно этого банка и этой небанковской
кредитно-финансовой организации в объеме и порядке, установленных
Национальным банком.
Статья 23. Право банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций на судебную защиту своих нарушенных или
оспариваемых прав и законных интересов
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации имеют
право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и
законных интересов, в том числе на обжалование в судебном порядке
действий (бездействия) Национального банка и иных государственных
органов.
РАЗДЕЛ II
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК
ГЛАВА 4
ПРАВОВОЙ СТАТУС, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
Статья 24. Национальный банк - центральный банк и
государственный орган Республики Беларусь
Национальный банк - центральный банк и государственный орган
Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики
Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в
соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом,
законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами
Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики
Беларусь означает:
утверждение Президентом Республики Беларусь Устава
Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета
Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и
членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с
уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики
Беларусь;
определение Президентом Республики Беларусь аудиторской
организации для проведения аудиторской проверки деятельности
Национального банка;
утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета
Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения
прибыли Национального банка.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью
«Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения
Национального банка - город Минск.
Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его
права определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим
Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 25. Основные цели деятельности Национального банка
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том
числе его покупательной способности и курса по отношению к
иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного
функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности
Национального банка.
Статья 26. Функции Национального банка
Национальный банк выполняет следующие функции:
разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь
обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными
законодательными актами Республики Беларусь;
осуществляет эмиссию денег;
регулирует денежное обращение;
регулирует кредитные отношения;
организует функционирование платежной системы Республики
Беларусь;
является для банков кредитором последней инстанции,
осуществляя их рефинансирование;
осуществляет валютное регулирование;
организует и осуществляет валютный контроль как
непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские
кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством
Республики Беларусь;
выполняет функции центрального депозитария государственных
ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не
определено Президентом Республики Беларусь;
осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального
банка;
выполняет функции финансового агента Правительства Республики
Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по
вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и
консультирует их по этим вопросам;
дает согласие на осуществление банками и небанковскими
кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в
случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций;
осуществляет лицензирование банковской деятельности;
регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-
финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению
и проводит надзор за ней;
устанавливает правила и порядок осуществления банковских
операций;
устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по
осуществлению ими внутреннего контроля;
согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь;
регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-
финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не
определено Президентом Республики Беларусь;
устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и
фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами
срочного рынка;
осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом
и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и
утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для
Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций;
устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций порядок составления статистической отчетности по формам
и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;
разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для
Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в
них бухгалтерского учета и отчетности;
определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в
безналичной и наличной формах;
осуществляет операции, необходимые для выполнения основных
целей деятельности Национального банка;
организует расчетное и (или) кассовое обслуживание
Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых
определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в
случаях, предусмотренных законодательными актами Республики
Беларусь;
организует составление платежного баланса Республики Беларусь,
включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и
принимает участие в его разработке;
создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом
Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет
оперативное управление им в пределах своей компетенции;
устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и
драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и
условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых
организациях на территории Республики Беларусь, а также условия
открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных
организациях за ее пределами. Для целей настоящего Кодекса термин
«резидент» имеет значение, определенное пунктом 7 статьи 1 Закона
Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и
валютном контроле» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2003 г., № 85, 2/978);
устанавливает совместно с уполномоченными государственными
органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы
драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении
банковских операций;
организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств,
платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и
иных ценностей;
осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты
информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых
организациях;
проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных
отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного
контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской
системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием
Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные
и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном
издании Национального банка;
заключает соглашения с центральными (национальными) банками и
кредитными организациями иностранных государств;
выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Кодексом и
иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 27. Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь
Национальный банк совместно с Правительством Республики
Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту
Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на очередной год.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики
Беларусь на очередной год включают в себя:
краткую характеристику состояния экономики Республики
Беларусь;
важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных
показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на очередной год;
оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов
денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
мероприятия Национального банка на очередной год по
совершенствованию банковской системы Республики Беларусь,
банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы
Республики Беларусь.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента
Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме
эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента
Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых
в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных
направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Статья 28. Права Национального банка по эмиссии денег
Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии
денег.
Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством
выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги
выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.
Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем
краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях
поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и
устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком
свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг
и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках,
направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег
для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков
запрещена.
Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме
выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным
банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и
юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного
обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных
целей своей деятельности.
Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет
устанавливаются и регулируются исключительно Национальным банком в
соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных
направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение
обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не
допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории
Республики Беларусь запрещен.
Статья 29. Права Национального банка по организации обращения
банкнот и монет на территории Республики Беларусь
Национальный банк определяет номинал (достоинство),
изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет,
выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот
и монет в республиканских печатных средствах массовой информации,
являющихся официальными изданиями.
Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку
монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и
при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет,
уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и
эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения
банкнот и монет.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком,
являются единственным законным платежным средством на территории
Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком,
являются безусловным обязательством Национального банка и
обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по
нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для
зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей
территории Республики Беларусь.
Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия
из обращения выпущенных им банкнот и монет.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком,
не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу
законного платежного средства), если не установлен достаточно
продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца.
Срок изъятия из обращения банкнот и монет не может быть менее одного
года и не должен превышать десяти лет. При этом не допускается
|
|
Партнеры
|
|
