Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 5

(инвестиционные)  монеты могут обращаться как в  качестве  законного
платежного  средства, так и в качестве предметов  коллекционирования
по стоимости, отличающейся от номинальной.
     Национальный  банк  вправе  осуществлять  вывоз  из  Республики
Беларусь  памятных  и слитковых (инвестиционных) монет  без  наличия
разрешения, а их вывоз в целях реализации на международном  рынке  -
без наличия лицензии на экспорт.
   
   Статья 30. Права Национального банка в области денежного
             обращения
             
     Национальный    банк   в   соответствии   с   законодательством
Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает:
     порядок  ведения  кассовых операций, порядок  работы  банков  с
денежной  наличностью, формы отчетности о работе банков  с  денежной
наличностью  и  сроки ее представления, а также меры ответственности
за их нарушение;
     правила  хранения,  инкассации и  перевозки  наличных  денежных
средств,  платежных инструкций, драгоценных металлов  и  драгоценных
камней и иных ценностей;
     правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
     правила  определения  признаков  платежности  наличных   денег,
правила  замены  ветхих банкнот и поврежденных банкнот  и  монет,  а
также порядок их уничтожения.
   
   Статья 31. Права Национального банка в области кредитных
             отношений
             
     Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:
     объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;
     систему рефинансирования банков;
     нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в  Национальном
банке (резервные требования);
     ставку   рефинансирования  и  процентные  ставки  по  операциям
Национального банка.
     Национальный   банк  регулирует  общий  объем   выдаваемых   им
кредитов  в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной
политики Республики Беларусь.
     Под  рефинансированием  банков  понимается  предоставление   им
Национальным  банком  денежных средств на  условиях  возвратности  и
платности.
     Формы,   порядок   и   условия  рефинансирования   определяются
Национальным банком.
     Национальный   банк   для   укрепления   белорусского    рубля,
регулирования  и  стабилизации денежного  рынка  и  рынка  кредитных
ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным  видам
своих операций и в исключительных случаях - предельные (максимальные
и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с
денежными средствами физических и (или) юридических лиц.
   
   Статья 32. Права Национального банка по управлению
             функционированием платежной системы Республики Беларусь
             и надзору за ней
             
     Национальный  банк  осуществляет  управление  функционированием
платежной  системы Республики Беларусь и надзор за  ней  посредством
установления  правил  осуществления  платежей,  тарифной   политики,
управления  ликвидностью, а также посредством  сбора,  накопления  и
анализа  показателей,  характеризующих состояние  платежной  системы
Республики Беларусь.
     Национальный  банк  определяет  правила,  сроки   и   стандарты
проведения  в Республике Беларусь расчетов в безналичной и  наличной
формах и ответственность за их нарушение.
     Национальный   банк   ведет  ведомственный   архив   данных   и
документов  по  межбанковским  расчетам.  Национальный  банк  вправе
использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также
для    подтверждения   операций,   осуществленных   при   проведении
межбанковских расчетов.
   
   Статья 33. Права Национального банка в области валютного
             регулирования
             
     Национальный банк в области валютного регулирования:
     устанавливает   официальные   курсы   белорусского   рубля   по
отношению к другим валютам;
     регулирует   обращение   валютных   ценностей   на   территории
Республики Беларусь;
     устанавливает   порядок  открытия,  ведения  и   режим   счетов
резидентов   и  нерезидентов  в  банках  и  небанковских   кредитно-
финансовых  организациях в иностранной валюте. Для целей  настоящего
Кодекса  термин «нерезидент» имеет значение, определенное пунктом  8
статьи  1  Закона  Республики Беларусь «О валютном  регулировании  и
валютном контроле»;
     устанавливает   порядок  открытия,  ведения  и   режим   счетов
нерезидентов    в    банках   и   небанковских   кредитно-финансовых
организациях в белорусских рублях;
     устанавливает порядок и условия открытия резидентами  счетов  в
белорусских  рублях и иностранной валюте в банках и  иных  кредитных
организациях за пределами Республики Беларусь;
     устанавливает   порядок  осуществления  валютных   операций   в
белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;
     устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
     устанавливает  формы  отчетности, ведения  учета  и  статистики
валютных   операций,  а  также  порядок  и  сроки  представления   в
Национальный  банк информации о валютных операциях, необходимой  для
разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
     устанавливает   совместно  с  уполномоченными  государственными
органами  порядок  и  нормы ввоза, вывоза и пересылки  в  Республику
Беларусь  и за ее пределы иностранной валюты, белорусских  рублей  и
ценных  бумаг  в  иностранной валюте и белорусских рублях,  а  также
платежных инструкций в иностранной валюте;
     контролирует  осуществление банками и  небанковскими  кредитно-
финансовыми организациями валютных операций;
     определяет  в соответствии с законодательными актами Республики
Беларусь  функции  агентов валютного контроля,  которые  могут  быть
возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
     привлекает   в  соответствии  с  законодательством   Республики
Беларусь  банки  и  небанковские кредитно-финансовые  организации  к
ответственности за нарушение валютного законодательства;
     выдает   разрешения   на   осуществление   валютных   операций,
связанных   с   движением   капитала,   за   исключением    случаев,
предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
     осуществляет   другие   полномочия,   установленные   настоящим
Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
   
   Статья 34. Права Национального банка в области регулирования
             деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых
             организаций и надзора за ней
             
     Национальный   банк  осуществляет  регулирование   деятельности
банков  и  небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор  за
ней.
     Национальный   банк   осуществляет   постоянный   контроль   за
соблюдением    банками    и    небанковскими    кредитно-финансовыми
организациями банковского законодательства.
     Главными  целями  Национального банка в  области  регулирования
деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и
надзора  за ней являются поддержание стабильности банковской системы
Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
     Национальный  банк устанавливает объем и порядок  опубликования
(представления)   информации,  используемой   для   оценки   степени
надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.
     Национальный  банк  устанавливает в  соответствии  с  настоящим
Кодексом   квалификационные  требования  и  требования   к   деловой
репутации,  предъявляемые  к кандидатам на  должности  руководителя,
главного   бухгалтера  банка  или  небанковской  кредитно-финансовой
организации, его (ее) филиала (отделения) и их заместителей.
     Специальная   квалификационная  комиссия  Национального   банка
проводит  оценку соответствия кандидатов на должности  руководителя,
главного   бухгалтера  банка  или  небанковской  кредитно-финансовой
организации,   его  (ее)  филиала  (отделения)  и  их   заместителей
квалификационным  требованиям  и требованиям  к  деловой  репутации,
установленным  в  соответствии с настоящим  Кодексом.  Такая  оценка
проводится в случае:
     создания    банка    или    небанковской    кредитно-финансовой
организации   либо   открытия  его  (ее)   филиала   (отделения)   -
соответственно лиц, назначаемых на должности руководителя,  главного
бухгалтера  банка или небанковской кредитно-финансовой  организации,
его (ее) филиала (отделения);
     применения   к   банку   или  небанковской  кредитно-финансовой
организации меры воздействия, предусмотренной абзацем третьим  части
второй статьи 134 настоящего Кодекса, - соответственно руководителя,
главного   бухгалтера  банка  или  небанковской  кредитно-финансовой
организации;
     назначения  новых  лиц  на  должности  руководителя,   главного
бухгалтера  банка или небанковской кредитно-финансовой  организации,
его   (ее)   филиала   (отделения)  и  (или)   их   заместителей   -
соответственно лиц, назначаемых на должности руководителя,  главного
бухгалтера  банка или небанковской кредитно-финансовой  организации,
его (ее) филиала (отделения) и (или) их заместителей.
     Порядок   проведения   оценки   соответствия   квалификационным
требованиям   и  требованиям  к  деловой  репутации  устанавливается
Национальным банком.
     Национальный    банк   устанавливает   нормативы    безопасного
функционирования   для  банков  и  небанковских  кредитно-финансовых
организаций  и  осуществляет  надзор  за  их  выполнением,  проводит
проверки  деятельности  банков  и  небанковских  кредитно-финансовых
организаций,  направляет  для исполнения предписания  об  устранении
выявленных  нарушений  и применяет к нарушителям  меры  воздействия,
установленные настоящим Кодексом и иным законодательством Республики
Беларусь.
     Проверки   деятельности   банков   и   небанковских   кредитно-
финансовых   организаций  проводятся  представителями  Национального
банка,  в  том  числе с привлечением специалистов иных  организаций,
либо  по  его  поручению  аудит деятельности банков  и  небанковских
кредитно-финансовых организаций проводится аудиторской  организацией
или   аудитором   -  индивидуальным  предпринимателем,   получившими
специальное   разрешение   (лицензию)   Национального    банка    на
осуществление аудиторской деятельности. 
         
     Национальный  банк вправе потребовать от банка или небанковской
кредитно-финансовой    организации    представления     аудиторского
заключения  по годовому и (или) любому внутригодовому  отчету,  иной
отчетности   в   полном   объеме.  Аудит  деятельности   банка   или
небанковской    кредитно-финансовой   организации    проводится    в
соответствии  с  законодательством Республики Беларусь.  Аудиторская
организация  или  аудитор  - индивидуальный предприниматель  обязаны
составить    аудиторское   заключение,   содержащее    сведения    о
достоверности  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности   банка   или
небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении  нормативов
безопасного  функционирования,  установленных  Национальным  банком,
состоянии    внутреннего   контроля,   а   также   иные    сведения,
предусмотренные   законодательством   Республики    Беларусь.    При
проведении  проверок  деятельности банков и  небанковских  кредитно-
финансовых  организаций представители Национального банка,  а  также
при   проведении  аудита  аудиторская  организация  или  аудитор   -
индивидуальный  предприниматель, привлекаемые  Национальным  банком,
вправе: 
         
     проверять    счета   и   другую   документацию   о   финансово-
хозяйственной  деятельности,  активы  и  обязательства,  фактическое
наличие  денежных  средств  (банкнот, монет),  ценных  бумаг,  иного
имущества банка или небанковской кредитно-финансовой организации;
     требовать  от должностных лиц банка или небанковской  кредитно-
финансовой  организации дачи разъяснений в устной и (или) письменной
форме  по вопросам, возникающим в ходе проверки и относящимся  к  ее
предмету;
     осуществлять  иные  права,  не противоречащие  законодательству
Республики  Беларусь и (или) вытекающие из существа обязательств  по
договору оказания аудиторских услуг.
     Банки,  обслуживающие  исполнение соглашений  с  международными
финансовыми   организациями,  кредитными  организациями  иностранных
государств  по  обслуживанию  кредитных линий,  предоставленных  под
гарантию  Правительства  Республики Беларусь,  обязаны  представлять
аудиторские  заключения,  содержащие  сведения  о  соответствии   их
бухгалтерской   (финансовой)  отчетности  международным   стандартам
финансовой отчетности.
     В  целях  выполнения  надзорных функций Национальный  банк  для
принятия  решения  о выдаче разрешения на приобретение  учредителями
(участниками) банка или небанковской кредитно-финансовой организации
более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно-
финансовой  организации вправе запрашивать и получать информацию  об
их финансовом положении и деловой репутации.
     Информация,  полученная при государственной регистрации  банков
и  небанковских  кредитно-финансовых организаций, при  осуществлении
лицензирования   банковской  деятельности,   а   также   в   порядке
банковского   надзора,  не  подлежит  разглашению,  за   исключением
случаев,    предусмотренных   законодательными   актами   Республики
Беларусь.
     Порядок  проведения  Национальным банком проверок  деятельности
банков  и  небанковских  кредитно-финансовых  организаций  в  целях,
указанных   в   части  третьей  настоящей  статьи,   устанавливается
Национальным банком.
     Национальный  банк  в  целях  выявления  ситуаций,   угрожающих
интересам   вкладчиков  и  иных  кредиторов,   осуществляет   анализ
деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
     Национальный  банк определяет содержание и объем  полученной  в
порядке  банковского надзора информации, обмен которой с  надзорными
органами   других   государств  осуществляется  в  ходе   выполнения
международных соглашений о трансграничном надзоре.
   
   Статья 35. Права Национального банка в области осуществления
             надзора за банковской деятельностью на
             консолидированной основе
             
     В  целях  осуществления надзора за банковской деятельностью  на
консолидированной  основе и комплексной оценки  рисков  Национальный
банк осуществляет надзор за деятельностью:
     совокупности  банков  и (или) небанковских  кредитно-финансовых
организаций,  где  одно  из  юридических  лиц  оказывает  прямо  или
косвенно  (через  третьи  лица)  существенное  влияние  на  решения,
принимаемые органами управления другого юридического лица  (далее  -
банковская группа);
     совокупности  банков  и (или) небанковских  кредитно-финансовых
организаций  и  иных  юридических лиц,  не  являющихся  банками  или
небанковскими  кредитно-финансовыми  организациями,  где   одно   из
юридических  лиц  оказывает прямо или косвенно (через  третьи  лица)
существенное  влияние  на решения, принимаемые  органами  управления
другого юридического лица (далее - банковский холдинг).
     Головной  организацией банковской группы  признаются  банк  или
небанковская  кредитно-финансовая организация,  способные  оказывать
прямо  или  косвенно  (через третьи лица)  существенное  влияние  на
решения,  принимаемые органами управления банка и (или) небанковской
кредитно-финансовой  организации,  входящих  в   состав   банковской
группы.
     Головной  организацией  банковского холдинга  признаются  банк,
или   небанковская   кредитно-финансовая   организация,   или   иное
юридическое  лицо,  не являющееся банком или небанковской  кредитно-
финансовой  организацией,  способные оказывать  прямо  или  косвенно
(через  третьи  лица)  существенное влияние на решения,  принимаемые
органами  управления  банка и (или) небанковской кредитно-финансовой
организации и иного юридического лица, входящих в состав банковского
холдинга.
     Банк  и небанковская кредитно-финансовая организация могут быть
признаны  одновременно  входящими  в  состав  одной  или  нескольких
банковских групп и (или) одного или нескольких банковских холдингов.
     Влияние  признается  существенным,  если  позволяет  определять
решения  (отклонять  нежелательные  решения),  принимаемые  органами
управления  юридического  лица,  в  том  числе  определять   условия
осуществления  им предпринимательской деятельности, в  силу  наличия
хотя бы одного из следующих оснований:
     обладания   таким  количеством  голосов  в  любом  из   органов
управления  юридического лица, которое позволяет определять  решения
(отклонять  нежелательные  решения), принимаемые  этим  органом,  за
исключением решений, принимаемых единогласно;
     обладания  таким  количеством голосов в  уполномоченном  органе
управления  юридического лица, которое позволяет избрать единоличный
исполнительный  орган и (или) более половины состава  коллегиального
исполнительного  органа  и (или) совета директоров  (наблюдательного
совета);
     обладания     полномочиями    по    назначению     единоличного
исполнительного органа юридического лица;
     осуществления  полномочий исполнительного  органа  юридического
лица на основании договора;
     заключения  договора доверительного управления всем  имуществом
юридического  лица  либо  иного договора, в соответствии  с  которым
приобретаются права по управлению деятельностью такого  юридического
лица.
     Под  существенным  влиянием, оказываемым  косвенно,  понимается
влияние через третьи лица, которые оказывают существенное влияние на
решения, принимаемые органами управления другого юридического  лица,
в  силу  наличия хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью
пятой настоящей статьи.
     Национальный  банк разрабатывает и утверждает  методику  оценки
возможностей   оказания  банком,  небанковской   кредитно-финансовой
организацией,  иным  юридическим лицом,  не  являющимся  банком  или
небанковской  кредитно-финансовой организацией, прямо  или  косвенно
(через  третьи  лица) существенного влияния на решения,  принимаемые
органами управления другого юридического лица.
     Национальный  банк  в  установленном  им  порядке  должен  быть
уведомлен:
     головной  организацией банковской группы  и  (или)  банковского
холдинга о возможности оказания ею прямо или косвенно (через  третьи
лица)   существенного  влияния  на  решения,  принимаемые   органами
управления другого юридического лица (других юридических лиц);
     банком   и  небанковской  кредитно-финансовой  организацией   о
возможности  оказания  другим банком, и  (или)  другой  небанковской
кредитно-финансовой организацией, и (или) иным юридическим лицом, не
являющимся банком или небанковской кредитно-финансовой организацией,
прямо  или  косвенно  (через третьи лица) существенного  влияния  на


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.