![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 09.06.2009 N 55 "Об утверждении Правил технической эксплуатации внутреннего водного транспорта"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 2 84. Перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в канал или шлюз вахтенный начальник должен осмотреть и проверить работоспособность рулевого устройства. 85. Результаты осмотров и проверок рулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале судна. 86. Скорость перекладки руля или поворотных насадок, быстрота переключения с основного привода на запасной и обратно должны ежегодно проверяться работниками РУП "БИРР", при этом: время перекладки руля или поворотных насадок на угол от 35° одного борта до 35° другого борта при максимальной скорости переднего хода судна и осадке по грузовую ватерлинию не должно превышать 30 с; время перекладки руля или поворотных насадок на угол от 20° одного борта до 20° другого борта при скорости переднего хода судна, составляющей 60 процентов максимальной, и осадке судна по грузовую ватерлинию не должно превышать 60 с; время перехода с основного привода на запасной не должно превышать 30 с. Глава 12 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА 87. Якорное устройство судна должно соответствовать требованиям ТКП 067-2007 и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъем якорей и надежную стоянку судна, а для буксира-толкача - всего состава. 88. Якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть технически исправно. Капитан самоходного судна, шкипер несамоходного судна должны систематически, не реже одного раза в неделю, осматривать якорное устройство, проверять техническое состояние его механизмов. 89. Осмотр и обслуживание электрооборудования якорных устройств должны производиться в объеме и в сроки, предусмотренные графиками технического обслуживания, составленными в соответствии с инструкцией по эксплуатации якорных устройств. Результаты осмотра и техническое состояние якорного устройства должны быть отражены в вахтенном журнале судна. 90. Перед пуском якорного устройства необходимо проверить его исправность и убедиться в том, что на пути движения цепи или каната не находятся посторонние предметы, проверить наличие смазочных материалов в картерах редукторных передач и пресс-масленках, зажать ленточные тормоза. 91. Работа брашпиля периодически проверяется под нагрузкой отдачей и подъемом якорей с глубины 5 - 6 м. 92. Техническое обслуживание якорных цепей состоит из очистки от ржавчины, проверки целостности звеньев простукиванием и окраски. Цепь подлежит замене, если износ прутка превышает 20% его диаметра, а также при выпадении распорок в звеньях цепи. Детали брашпиля, не имеющие пресс-масленок, должны периодически смазываться вручную. 93. Подвижные части якорей, вертлюгов, жвака-галса, стопоров периодически должны очищаться и смазываться консистентной смазкой. 94. Цепной ящик следует периодически очищать от грязи и ржавчины, окрашивать. Глава 13 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШВАРТОВНЫХ УСТРОЙСТВ 95. Швартовные устройства (швартовные лебедки, шпили, кнехты, киповые планки) должны быть прочно закреплены на фундаментах и на корпусе судна, обеспечивать надежное удержание судна при его стоянке у пирсов, причалов и других судов, а также обеспечить сохранность канатов и безопасное выполнение швартовных работ. 96. Техническое состояние синтетических и растительных канатов, используемых в качестве швартовных, должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов. 97. Швартовные канаты подлежат замене, если число разорванных проволок превышает 20% на длине, равной шести диаметрам каната. Синтетические канаты должны подвергаться осмотру и выбраковываться ежемесячно. Не допускается эксплуатация канатов с разрывом волокон, признаками истирания, разрезов, смещения прядей. 98. При эксплуатации синтетических и растительных канатов должны быть соблюдены следующие требования: поверхности барабанов швартовных механизмов, шкивов, кнехтов, роульсов не должны иметь выбоин, заусенцев, ржавчины; в качестве стопора необходимо использовать только растительный канат; на кнехты должно накладываться не менее восьми шлагов, причем верхние шлаги должны быть закреплены схватками из растительного троса. 99. Перед швартовными операциями синтетические канаты должны быть разнесены по палубе. Вытравливание каната из бухты не допускается. 100. Использование швартовных кнехтов в качестве буксирных, если это не предусмотрено проектом, не допускается. Глава 14 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ 101. Установленные на судах внутреннего плавания грузоподъемные устройства должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007. 102. Перед каждой погрузочно-разгрузочной операцией должен быть проведен осмотр и проверена работоспособность грузоподъемного устройства вахтенным начальником или другим лицом, ответственным за грузовые операции на судне. Результаты проверки должны быть отражены в вахтенном журнале судна. 103. Не допускается эксплуатация грузоподъемных устройств при: истечении срока освидетельствования; изгибе или скручивании грузовых стрел; наличии деформаций и трещин в ответственных металлоконструкциях; неисправности тормозных устройств механизмов подъема груза и стрелы, механизмов поворота и передвижения крана; износе тормозных накладок, если заклепки, крепящие накладки, выходят на поверхность трения; отсутствии или неисправности блокировочных устройств, ограждений движущихся частей механизмов, открытых токоведущих частей электрооборудования; отсутствии болтовых, штифтовых и других соединений стопорных устройств осей; предельном износе деталей грузоподъемного устройства; обрыве одной пряди каната или обрыве 10% проволок на длине, равной восьми диаметрам каната; некомплектности балласта или противовеса; неисправности звуковой сигнализации. 104. Проверка технического состояния и надежности специальных устройств судов технического флота должна производиться судовладельцем в соответствии с действующими правилами и инструкциями по их эксплуатации. 105. Погрузочно-разгрузочные работы силами экипажа судна осуществляются в соответствии с требованиями ТКП 044-2006. Глава 15 ЭКСПЛУАТАЦИЯ БУКСИРНЫХ УСТРОЙСТВ 106. Буксирные устройства должны удовлетворять следующим требованиям: износ или коррозия проволок стального буксирного каната не должны превышать 10% первоначального диаметра проволок, а число разорванных проволок - 10% общего количества проволок на длине восемь диаметров. Это требование распространяется и на канаты, входящие в комплект сцепных устройств; буксирные арки должны быть надежно закреплены и не иметь заусенцев, острых кромок, износа и выступающих частей, препятствующих плавному скольжению буксирных канатов; буксирный гак и буксирные скобы не должны иметь трещин, а также других повреждений, которые могут вызвать самопроизвольную отдачу буксира с гака; ограничители буксирного каната должны быть исправными и исключать возможность отклонения каната сверх предельно допустимого, предусмотренного проектом судна; устройства для быстрой отдачи буксирного каната должны находиться в полной исправности и действовать безотказно; буксирная лебедка должна иметь надежно действующее дистанционное управление из рулевой рубки. 107. Перед каждым выходом судна в рейс для буксировки плавучих объектов на канате должна проверяться работоспособность устройства для дистанционной отдачи буксирного каната из рулевой рубки. Глава 16 ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЧТОВЫХ УСТРОЙСТВ, СРЕДСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ И СРЕДСТВ СВЯЗИ НА СУДНЕ 108. Мачтовое устройство должно иметь: исправно действующее устройство заваливания мачт. Высота незаваливающихся мачт должна соответствовать путевым высотным габаритам; прочное крепление к корпусу или к надстройкам судна; молниеотводное устройство; приспособление для подъема, несения и спуска сигнальных средств, антенны, флага. 109. Дальность видимости судовых огней, их количество и расположение на судне должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007 и Правил плавания. 110. Пассажирские и скоростные суда должны быть оборудованы светоимпульсными отмашками. 111. Использование световых и звуковых сигналов в случаях, не предусмотренных Правилами плавания, не допускается. 112. Вахтенный начальник судна перед заступлением на вахту должен проверить исправность средств сигнализации и средств связи. Не допускается выход в рейс судна с неисправными средствами сигнализации и средствами связи. Глава 17 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ 113. Судовые дельные вещи (леера, поручни, ограждения, иллюминаторы, трапы, решетки, люковые закрытия) должны соответствовать проекту судна и содержаться в исправном состоянии. Слань и плиты настилов должны быть установлены на штатные места и закреплены, а вырезы на них - закрыты. 114. В местах, где временно сняты леер, поручни, трапы, решетки, настилы, крышки горловин и люков, должно быть выставлено ограждение, вывешены предупредительные надписи в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, а в темное время суток - предусмотрено освещение. Устанавливать незакрепленное ограждение не допускается. По окончании работ временно снятые дельные вещи устанавливаются на свои места и закрепляются. 115. Эксплуатация судна с неисправными или неустановленными ограждениями, иллюминаторами, люковыми закрытиями, а также при некомплектном снабжении судна дельными вещами не допускается. Глава 18 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ 116. Наличие и техническое состояние спасательных средств должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007. 117. Исправность шлюпочного устройства должна проверяться капитаном (командиром) не реже одного раза в месяц. О результатах проверки производится запись в вахтенном журнале судна. При проверке устанавливаются: исправность шлюпочных лебедок, наличие смазки на их трущихся поверхностях и уровень масла в редукторах, исправность тормозных устройств; наличие в спасательных шлюпках и на плотах необходимого такелажа и инвентаря, отсутствие их водотечности и водопроницаемости воздушных ящиков; наличие спасательных и страховочно-рабочих жилетов для выполнения забортных работ, а также предохранительных поясов для работы на высоте в соответствии с установленными нормами. 118. Контрольное проворачивание шлюпочной лебедки без спуска шлюпки производится один раз в неделю. 119. При выходе в озера, водохранилища и в прибрежное морское плавание проверяется надежность закрепления шлюпок на кильблоках. 120. Эксплуатация судна не допускается при отсутствии установленного нормами комплекта спасательных средств, неисправности шлюпочного устройства и устройства для спуска плотов, превышении нормативного времени спуска (не более 5 мин, включая время на подготовку к спуску и вываливанию шлюпки за борт, без учета времени посадки в шлюпку). Глава 19 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ 121. Судовые механизмы должны обеспечивать непрерывную, надежную и безопасную работу судна при всех возможных условиях эксплуатации, в том числе при длительном крене до 15° и дифференте до 5° (без учета дифферента, предусмотренного проектом судна). 122. Капитан (командир) и механик судна должны не реже одного раза в неделю проверять исправность дистанционного управления вспомогательными механизмами. Результаты проверки должны отражаться в вахтенном журнале судна. 123. Схемы трубопроводов систем, обеспечивающих работу судна, должны быть вывешены в районе машинного отделения. 124. Судовые механизмы и котлы должны быть установлены с соблюдением требований к монтажу в соответствии с проектом судна и надежно закреплены на фундаментах, а также оснащены исправными предохранительными клапанами, контрольно-измерительными приборами, устройствами механизации тяжелых операций при обслуживании в судовых условиях. 125. Контрольно-измерительные приборы, установленные на судне, должны удовлетворять требованиям технических нормативных правовых актов, а также проходить государственную поверку в установленный срок. 126. Предохранительные клапаны на котлах и баллонах сжатого воздуха должны быть отрегулированы и опломбированы судовладельцем в соответствии с требованиями ТКП 067-2007. Эксплуатация котла или воздухохранителя с неисправными предохранительными клапанами и манометрами с истекшими сроками поверки не допускается. 127. Выполнять работы по ремонту котлов и баллонов сжатого воздуха, находящихся под давлением и не отключенных от действующих систем, не допускается. 128. Изменять регулировку контрольно-измерительных приборов, предохранительных клапанов котлов и баллонов сжатого воздуха, открывать опломбированные вентили без разрешения органов, их опломбировавших, за исключением аварийных случаев, угрожающих безопасности плавания судна, не допускается. О времени и причине, необходимости снятия пломбы должна быть произведена запись в вахтенном журнале судна. 129. Краны, клапаны, клинкеты механизмов и систем должны иметь надписи об их назначении. 130. Механик судна должен один раз в неделю проводить сверку показаний установленных в рубке приборов дистанционного контроля работы силовой установки с показаниями приборов местного контроля, а также проверять настройку датчиков аварийно-предупредительной сигнализации и защиты. Исправность аварийно-предупредительной сигнализации главных и вспомогательных двигателей должна проверяться вахтенным начальником при приеме вахты. Результаты проверки заносятся в вахтенный журнал судна. 131. Вахтенный начальник, сдающий вахту, обязан поставить в известность вахтенного начальника, принимающего вахту, о неисправностях энергетической установки, замеченных во время вахты, и о мерах, принятых для их устранения. 132. Член экипажа судна, обнаруживший неисправность двигателя, машины, механизма, оборудования обязан немедленно сообщить об этом вахтенному начальнику судна. Если неисправность представляет опасность для жизни или здоровья экипажа или может привести к аварии судна, член экипажа, обнаруживший ее, обязан принять необходимые меры к предотвращению опасности вплоть до остановки двигателя, машины, механизма, известив одновременно об этом вахтенного начальника судна. 133. Эксплуатация неисправных судовых двигателей, машин, механизмов, устройств не допускается. Глава 20 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ 134. Эксплуатация силовых установок судов внутреннего плавания должна осуществляться в соответствии с Правилами технической безопасности и охраны труда при техническом обслуживании и ремонте силовых установок судов внутреннего плавания, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 мая 2006 г. N 14 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 93, 8/14529). 135. Главные и вспомогательные двигатели, установленные на судне, должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007, находиться в исправном состоянии и быть отрегулированы таким образом, чтобы обеспечивалась их длительная и надежная работа на любых режимах, определяемых полем допускаемых нагрузок, заключенных между верхней и нижней ограничительными характеристиками, в диапазоне от минимально устойчивой частоты вращения под нагрузкой до номинальной или частоты вращения, соответствующей полной мощности. 136. В целях предотвращения разрушения двигателя или аварии судна эксплуатация главных и вспомогательных двигателей не допускается, если: рабочие параметры двигателей выходят за допустимые значения, установленные эксплуатационными документами; имеются трещины или свищи в цилиндровых втулках и крышках, в деталях движения, нагнетательных трубках форсунок, маслопровода; шатунные болты имеют деформации и повреждения, или отработанные зазоры и износы в цилиндро-поршневой группе и других деталях превышают предельные нормы; неисправны системы смазки и охлаждения, а также топливная система; неисправны вспомогательные механизмы и устройства, обеспечивающие работу двигателей; неисправны пусковое, реверсивное и валоповоротное устройства; неисправны регуляторы; нарушена регулировка двигателя, о чем свидетельствуют колебания частоты вращения и дымный выхлоп; имеются трещины на подшипниках скольжения, образующие на поверхности антифрикционного сплава замкнутый контур, или подшипники подплавлены и выкрошены; происходит нагрев подшипников скольжения выше допускаемых пределов; протекает вода из полостей охлаждения в полости цилиндров или в картер; пропускают газы уплотнения головок блоков и клапанов; неисправны предохранительные клапаны, а также дистанционный привод запорного клапана для прекращения подачи топлива; вибрация вызывает повреждения фундаментов, элементов корпуса, трубопроводов; неисправен турбонагнетатель воздуха; неисправны или не поверены контрольно-измерительные приборы; ослаблена посадка гребного винта на валу, имеются поломки или деформации лопастей гребного винта; неисправны средства сигнализации и автоматизации, установленные на местных постах управления; амортизаторы имеют значительные деформации или повреждения. 137. Бункеровка судна топливом и маслами должна производиться только закрытым способом через специальные присоединительные устройства бункеровочной базы в соответствии с ТКП 067-2007 и ППБ 2.34-2007. 138. При подходе судна к судоходным гидротехническим сооружениям, причалам, затруднительным участкам пути вахтенный начальник обязан проверить дистанционное управление главных двигателей и давление сжатого воздуха в пусковых и тифонных баллонах, напряжение в аккумуляторных батареях. Глава 21 ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК 139. Баллоны сжатого воздуха должны подвергаться освидетельствованию и испытанию в сроки, установленные ТКП 067-2007. 140. Наполнять баллоны сжатого воздуха не допускается при: наличии трещин и выпучин в корпусе баллона, а также его деформации и нарушении герметичности; снижении давления более чем на 10% в сутки вследствие недостаточного уплотнения запорных и пусковых клапанов; неисправности предохранительных клапанов и манометров; отсутствии в баллоне трубки для продувания конденсированной влаги и масляных паров. 141. После каждой прокачки воздуха, а при автоматизированной прокачке - каждую вахту, баллоны сжатого воздуха следует продувать. 142. Работа воздушных компрессоров не допускается в следующих случаях: при деформации ответственных деталей машин и трещинах в них; при нарушении герметичности воздушных трубопроводов; при повреждении систем смазки и охлаждения; при неисправности устройств, приводящих в действие вспомогательные компрессоры; при неисправных или неотрегулированных предохранительных клапанах. Глава 22 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОТЛОВ 143. Судовые вспомогательные котлы должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007. 144. В целях контроля за техническим состоянием судовые вспомогательные котлы должны подвергаться периодическому наружному осмотру, внутреннему освидетельствованию и гидравлическому испытанию. 145. Порядок подготовки котлов к работе, их обслуживания во время работы и отключения осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации котла организаций (заводов)-изготовителей. Глава 23 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ СИСТЕМ И ТРУБОПРОВОДОВ 146. В целях безопасной эксплуатации осушительных систем перед эксплуатацией капитан обязан проверить: соответствие технического состояния и производительности осушительных средств требованиям ТКП 067-2007; безотказность работы агрегатов; исправность трубопроводов, наличие сеток на всех приемных патрубках и возможность полной откачки воды из обслуживаемого помещения; исправность клапанов на трубопроводах, в распределительных коробках и возможность их перекрытия в аварийных ситуациях; исправность невозвратных клапанов отливных отверстий в бортах, на уровне ватерлинии и ниже ее. Эксплуатация судов с неисправными осушительными средствами не допускается. 147. Судно должно быть оборудовано исправными системами для закрытого приема топлива и масла, сбора и удаления подсланевых вод машинного отделения, загрязненных нефтепродуктами, сбора и удаления фекалий. 148. Бортовая арматура систем, при помощи которых производится откачка за борт подсланевой воды, а также сточно-фановой воды без ее очистки, должна быть опломбирована. Место и дата пломбирования должны быть указаны в вахтенном журнале судна. 149. Притирка, регулировка и опломбирование редукционных клапанов должны производиться под непосредственным контролем механика судна. 150. Производить осмотры топливных и масляных цистерн, коффердамов и других помещений, где возможно скопление вредных газов и паров взрывоопасных веществ, без предварительного проветривания не допускается. 151. Подготовительные ремонтные работы и выполнение огневых работ в топливных и масляных цистернах, топливных и масляных трубопроводах должны производиться в соответствии с требованиями ППБ 2.34-2007. Глава 24 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИЖИТЕЛЕЙ 152. Осмотр и ремонт движителей должен производиться под руководством механика судна. Движительно-рулевой комплекс подлежит обязательной проверке и осмотру после касания судном грунта, аварии, а также в случае несоответствия комплекса паспортным характеристикам главных двигателей, выявленного при теплотехническом контроле. 153. Ремонт гребных винтов с судовых шлюпок не допускается. Проворачивание гребных винтов и пуск главного двигателя могут производиться только при нахождении судна на плаву и под руководством механика, который обязан предварительно убедиться в отсутствии людей и лодок вблизи движителя. 154. Эксплуатация судна не допускается, если движители имеют следующие неисправности: ослабление крепления ступицы винта на гребном валу; повреждение лопасти винта, которое вызывает вибрацию судна или перегрузку главных двигателей (снижение частоты вращения более 5% номинальной); повреждение защитных решеток; наличие трещин в кронштейнах гребных винтов, а также деформации кронштейнов; повреждение или смещение направляющей насадки; неисправность створок жалюзи водометного движителя. Глава 25 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 155. Электрооборудование, обеспечивающее управление судном, должно всегда находиться в исправном состоянии. 156. Резервное и аварийное электрооборудование должно находиться в постоянной готовности к вводу в эксплуатацию. 157. При подходе судна к шлюзу должна быть проверена работоспособность электрооборудования, обеспечивающего управление судном и его энергетической установкой. 158. Перед выходом судна в плавание должны быть проверены исправность и работоспособность судового электрооборудования. Результаты проверки должны быть отражены в вахтенном журнале судна. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |