Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 06.05.2009 N 24 "Об утверждении Инструкции о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 25 мая 2009 г. N 8/20969



На основании подпунктов 6.5 пункта 6 и 7.3 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 719 "Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. N 312 "О некоторых мерах по совершенствованию транспортного обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь", в целях организации применения Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск Республики Беларусь в соответствии с законодательством, в том числе с международными договорами Республики Беларусь в области международного гуманитарного права, Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь.

2. Возложить на военнослужащих юридической службы Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы) функции юридических советников, предусмотренные в статье 82 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 1977 года.

3. Заместителям Министра обороны, командующим видами Вооруженных Сил, помощникам Министра обороны, начальникам структурных подразделений Министерства обороны Республики Беларусь (далее - Министерство обороны), Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командующим силами специальных операций Вооруженных Сил, войсками оперативных (оперативно-тактических) командований, командирам соединений и воинских частей, начальникам военных учебных заведений, военных кафедр гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, руководителям организаций Вооруженных Сил, военным комиссарам:

спланировать изучение настоящего постановления с подчиненным личным составом;

организовать проведение анализа правовых актов Министерства обороны в части, касающейся вопроса их соответствия настоящему постановлению, и при необходимости внесение в установленном порядке в них изменений и дополнений;

учитывать требования, изложенные в настоящем постановлении, при организации и проведении мероприятий по оперативной и боевой подготовке, а также при подготовке проектов правовых актов Министерства обороны;

предусматривать участие военнослужащих юридической службы Вооруженных Сил и транспортных войск Республики Беларусь в мероприятиях по оперативной и боевой подготовке в качестве юридических советников, исключив их привлечение к исполнению обязанностей, не связанных с правовым обеспечением органов военного управления и воинских частей.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника управления правового обеспечения Министерства обороны.

5. Настоящее постановление разослать до отдельной роты (батареи).



Министр

генерал-полковник Л.С.МАЛЬЦЕВ





                                                       УТВЕРЖДЕНО
                                                       Постановление
                                                       Министерства обороны
                                                       Республики Беларусь
                                                       06.05.2009 N 24


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО

ПРАВА <*> В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И ТРАНСПОРТНЫХ ВОЙСКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



--------------------------------

<*> Иногда именуется "право вооруженных конфликтов" или "право войны".



Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь (далее - Инструкция) разработана на основании Конституции Республики Беларусь, Указа Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. N 132 "О принятии поправки к статье 1 Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 55, 1/9514), Закона Республики Беларусь от 12 мая 2000 года "Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 49, 2/157), Закона Республики Беларусь от 24 октября 2000 года "О Белорусском Обществе Красного Креста" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/212), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2000 г. N 1521 "Об утверждении Положения о порядке использования эмблемы Красного Креста в Вооруженных Силах Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 98, 5/4217), а также с учетом основных международных обязательств согласно приложению 1, принятых на себя Республикой Беларусь в области международного гуманитарного права, в целях изучения и соблюдения всеми военнослужащими Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы) норм международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

2. В настоящей Инструкции изложены основные положения международного гуманитарного права. При необходимости более широкого ознакомления с содержанием норм международного гуманитарного права следует обращаться к текстам вышеуказанных договоров.

3. Положения настоящей Инструкции надлежит использовать, сообразуясь с обстановкой, решительно добиваясь соблюдения норм международного гуманитарного права при безусловном выполнении боевых задач.



Раздел II

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:

внутренний вооруженный конфликт (вооруженный конфликт немеждународного характера) - длительное столкновение между вооруженными силами государства и организованными вооруженными группами или между организованными вооруженными группами на территории одного государства.

Не относятся к внутренним вооруженным конфликтам случаи нарушения общественного порядка и ситуации внутренней напряженности, например массовые беспорядки, отдельные и спорадические (единичные, появляющиеся от случая к случаю) акты насилия или аналогичные действия;

военнопленные - комбатанты (воюющие), оказавшиеся во власти неприятеля, независимо от того, в каком состоянии они находятся: здоровы, больны или ранены. Кроме того, к военнопленным относятся захваченные противником в ходе международного вооруженного конфликта:

личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте;

лица, которые на законных основаниях следуют за вооруженными силами, но не входят в их состав (гражданские члены экипажей военных воздушных судов, военные корреспонденты, члены рабочих команд и служб, обслуживающих вооруженные силы) и которым выданы удостоверения личности установленного образца;

население неоккупированной территории, которое при приближении противника стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает нормы международного гуманитарного права.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Военнопленные находятся во власти государства, а не отдельных лиц или военных формирований, взявших их в плен. Не только отдельные лица, но и государство несет ответственность за обращение с военнопленными. Плен является не наказанием, а временным ограничением возможности участвовать в боевых действиях.

Военнопленные не могут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивает настоящая Инструкция;

военные объекты - подразделения вооруженных сил (личный состав, вооружение, военная и специальная техника), за исключением медицинских формирований и санитарно-транспортных средств; объекты (сооружения, здания), используемые (подготовленные к использованию) в военных целях; иные объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в боевые действия и чье полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Военные объекты считаются законными целями для нападения, за исключением случаев, когда такие объекты относятся к категории особо опасных объектов или подлежат особой защите в соответствии с настоящей Инструкцией.

Военный объект остается таковым даже в том случае, если на нем находятся гражданские лица. При атаке военного объекта, на котором находятся гражданские лица, необходимо стремиться свести к минимуму потери среди гражданского населения и случайные разрушения;

военные трофеи - захваченные у противника вооружение, военная и специальная техника, другое военное имущество (за исключением имущества, остающегося во владении военнопленных, указанного в пункте 132 настоящей Инструкции), которые могут использоваться захватившей их стороной при условии снятия эмблем, других отличительных знаков противника и установления собственных отличительных знаков (обозначений).

Военные трофеи принадлежат государству, а не отдельным военнослужащим;

вооруженные силы стороны, находящейся в вооруженном конфликте, - организованные вооруженные формирования, находящиеся под командованием лиц, ответственных перед этой стороной за действия своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, что обеспечивает возможность соблюдения норм международного гуманитарного права. В состав вооруженных сил входят комбатанты (воюющие), а также невоюющие - медицинский и духовный персонал;

гражданские объекты - объекты, которые не являются военными.

В случае сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, в военных целях, объект считается гражданским;

гражданское лицо - любое лицо в ходе международного вооруженного конфликта, не являющееся комбатантом (воюющим);

гражданское население - население, состоящее из гражданских лиц. Наличие среди гражданского населения отдельных лиц, которые не подпадают под определение гражданских лиц, не лишает население гражданского статуса и защиты, предоставляемой в соответствии с международным гуманитарным правом;

демилитаризованная зона - зона, из которой по соглашению между сторонами, находящимися в конфликте, выведены все комбатанты и подвижные военные объекты, а размещенные в ней стационарные военные объекты не используются во враждебных целях, власти и население воздерживаются от враждебных действий и всякая военная деятельность прекращена;

духовный персонал - лица, которые выполняют исключительно религиозные (духовные) функции. Положения, относящиеся к защите медицинского персонала, применяются по аналогии и к духовному персоналу;

жертвы вооруженного конфликта - раненые и больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, пропавшие без вести, умершие (погибшие), военнопленные, иные лица, находящиеся во власти неприятеля, а также гражданские лица, находящиеся в районе боевых действий;

журналисты - лица, не входящие в состав вооруженных сил и находящиеся в служебных командировках в районах вооруженных конфликтов. Журналисты считаются гражданскими лицами и пользуются защитой, установленной в соответствии с международным гуманитарным правом, при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц;

командиры (начальники) - лица, на которых распространяется статус военнослужащего и которые по своему служебному положению или воинскому званию имеют право отдавать подчиненным приказы и требовать их выполнения (далее - командир);

комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением медицинского и духовного персонала).

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником обладают статусом военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере открытым ношением оружия в ходе боя или находясь на виду у противника перед вступлением в бой;

культурные ценности - объекты, являющиеся культурным и духовным наследием и имеющие важное значение для народов. К ним относятся:

движимые и недвижимые ценности: памятники архитектуры или истории, произведения искусства; места археологических раскопок; ансамбли зданий, которые в целом представляют исторический или художественный интерес;

здания, предназначенные для сохранения движимых культурных ценностей (музеи, библиотеки и архивы);

центры, в которых находится значительное количество объектов, представляющих культурную ценность.

Культурные ценности не должны использоваться в военных целях;

культурные ценности, имеющие специальную защиту, - культурные ценности, занесенные в "Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой". С момента включения их в данный реестр стороны, находящиеся в конфликте, воздерживаются от любого враждебного акта, направленного против них, а также от использования таких ценностей и прилегающих участков местности в военных целях;

лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права, - жертвы вооруженных конфликтов, медицинский и духовный персонал, парламентеры и сопровождающие их лица, персонал гражданской обороны, персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей, персонал, участвующий в гуманитарных акциях. Нападение на таких лиц запрещается;

лица, потерпевшие кораблекрушение, - комбатанты (воюющие), гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате катастрофы, случившейся с ними либо с перевозившим их морским или воздушным судном, и которые воздерживаются от любых враждебных действий;

медицинские формирования - медицинские воинские части, подразделения и учреждения, предназначенные для медицинских целей;

медицинский персонал - лица, которые входят в состав медицинских формирований и назначены (постоянно либо на определенный период - временно) стороной, находящейся в вооруженном конфликте, исключительно для медицинских целей (розыска, эвакуации, оказания помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний), или для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований, или для работы на санитарно-транспортных средствах и их административно-технического обеспечения.

Военный медицинский персонал может иметь личное стрелковое оружие для самообороны и защиты раненых и больных;

международный вооруженный конфликт - открытое столкновение между вооруженными силами двух или более государств вне зависимости от его масштаба, интенсивности и территориального охвата;

наемники - лица, специально завербованные и принимающие непосредственное участие в боевых действиях в целях извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами стороны в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Наемники не входят в состав вооруженных сил воюющих сторон и не исполняют официальные обязанности в их составе по поручению государства, не принимающего участия в конфликте. Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, которые официально направляются из одного государства для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственное участие в боевых действиях.

Оказавшись во власти противной стороны, наемники не имеют права на статус военнопленного и подлежат наказанию за свои действия. Однако наказание им может быть назначено только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепризнанные гарантии судебной защиты;

нападение - применение вооруженной силы в отношении противника независимо от того, совершается ли оно в обороне или в наступлении, на суше, в воздухе или на море;

необороняемая местность - объявленный одной из сторон, находящихся в конфликте, любой населенный пункт, расположенный в районе боевых действий или вблизи него, который открыт для оккупации противной стороной. Из необороняемой местности должны быть выведены все комбатанты и подвижные военные объекты, размещенные на ней стационарные военные объекты не должны использоваться во враждебных целях, власти и население должны воздерживаться от враждебных действий и всякая военная деятельность должна быть прекращена;

объекты гражданской обороны - организации (формирования) гражданской обороны, их материальная часть, здания (убежища) и другие сооружения, используемые исключительно для выполнения задач гражданской обороны;

объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права, - медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, гражданские объекты, культурные ценности, особо опасные объекты, объекты гражданской обороны, санитарные и безопасные зоны (местность), необороняемая местность и демилитаризованные зоны. Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных в международном гуманитарном праве;

опознавание объектов, персонала медицинской и духовной служб, гражданской обороны, охраны культурных ценностей и особо опасных объектов - опознавание, осуществляемое путем использования международных отличительных эмблем (знаков) медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Персонал медицинской и духовной служб, гражданской обороны, охраны культурных ценностей и особо опасных объектов для целей опознавания должен иметь удостоверения личности, подтверждающие его статус;

орган военного управления - орган государственного управления, создаваемый для осуществления исполнительных и распорядительных функций, связанных с защитой суверенитета государства, его независимости, территориальной целостности и граждан. К органам военного управления относятся Министерство обороны, командования видов Вооруженных Сил, сил специальных операций Вооруженных Сил, управления оперативных (оперативно-тактических) командований, соединений, воинских частей, военные комиссариаты областей (г. Минска). Органы военного управления Вооруженных Сил включают в себя командования, штабы, управления и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые управленческие организации;

особо опасные объекты - атомные электростанции, дамбы, плотины, разрушение которых может вызвать высвобождение из-под контроля опасных разрушительных факторов и тяжелые последующие потери среди гражданского населения. Данные объекты не должны становиться объектами нападения даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если нападение на них может повлечь за собой вышеуказанные последствия.

Особо опасный объект теряет свой иммунитет (статус), если его использование обеспечивает регулярную, существенную и непосредственную поддержку боевых действий противника (в отношении плотин и дамб это возможно только в том случае, если такая поддержка отличается от их обычного режима функционирования), причем поражение данного объекта является практически единственно возможным способом прекратить такую поддержку;

парламентеры - лица, назначенные для ведения переговоров с противником и являющиеся к нему с белым флагом. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность;

персонал гражданской обороны - лица, занимающиеся решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей боевых действий, оказывающие помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивающие выживание гражданского населения. Персонал гражданской обороны может иметь личное оружие для самообороны;

персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей, - лица, специально назначенные для выполнения указанных функций. Они могут быть вооружены личным стрелковым оружием;

принцип военной необходимости - выбор любых не запрещенных в нормах международного гуманитарного права способов выполнения поставленной задачи. Применяя принцип военной необходимости, командир должен стремиться сводить к минимуму случайные потери и разрушения;

принцип гуманности - уважение и защита лиц, которые непосредственно не принимают участия в боевых действиях, включая и лиц из состава вооруженных формирований противника, сложивших оружие или прекративших принимать участие в бою по любой другой причине;

принцип законности - строгое и точное соблюдение норм международного гуманитарного права всеми должностными лицами органов военного управления, военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил;

принцип различия - проведение при любых обстоятельствах различия между гражданским населением и военнослужащими, а также между гражданскими и военными объектами, что позволяет обеспечить защиту гражданского населения и гражданских объектов при ведении боевых действий и сосредоточить действия войск только против военных объектов противника;

принцип соразмерности - принцип, заключающийся в том, что воюющие стороны не должны наносить ущерб гражданским объектам и вызывать потери среди гражданского населения, несоразмерные с преимуществом над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

раненые и больные - комбатанты (воюющие) и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни, другого физического или психического расстройства, инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Понятия "раненый" и "больной" относятся также к роженицам, новорожденным детям и другим лицам, которые могут нуждаться в данное время в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий;

санитарно-транспортные средства - любой наземный, воздушный или морской транспорт, используемый исключительно для медицинских (санитарных) перевозок и находящийся под контролем должностных лиц органов власти стороны, участвующей в вооруженном конфликте.

Для охраны медицинских формирований и санитарно-транспортных средств может назначаться караул или конвой;

санитарные и безопасные зоны (местности) - зоны, созданные исключительно для защиты раненых и больных, а также персонала, на который возложены организация таких зон (местностей), управление ими и уход за лицами, которые будут там сосредоточены;

шпионы - лица из состава вооруженных сил противника, которые, действуя тайно или обманным путем, собирают или пытаются собирать сведения на территории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последующей передачи их противной стороне. Оказавшись во власти противной стороны, шпионы, как и наемники, не имеют права на статус военнопленного и подлежат наказанию за свои действия. Однако наказание им может быть назначено только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепризнанные гарантии судебной защиты.

Лица из состава вооруженных сил, захваченные в момент сбора информации на территории, контролируемой противной стороной, будут иметь право на статус военнопленного и не считаются шпионами, если в момент захвата противником они были одеты в военную форму своих вооруженных сил;

юридический советник - военнослужащий юридической службы Вооруженных Сил (далее - юридическая служба).

5. Военнослужащие Вооруженных Сил должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Командир и должностные лица органа военного управления при организации и в ходе ведения боевых действий должны учитывать нормы международного гуманитарного права.

6. Международное гуманитарное право - международные нормы, призванные во время вооруженного конфликта международного и немеждународного характера защищать лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, и имущество, которому нанесен или может быть нанесен ущерб во время конфликта, а также призванные ограничивать методы и средства ведения войны.

Нормы международного гуманитарного права вступают в действие с началом вооруженного конфликта.

Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.

7. Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Международное гуманитарное право при любых обстоятельствах обеспечивает гуманное обращение во время вооруженных конфликтов лицам, непосредственно не принимающим участия в боевых действиях, включая тех лиц, которые перестали принимать в них участие вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, без дискриминации по причинам расы, цвета кожи, вероисповедания, происхождения, имущественного положения или других подобных критериев. В частности, в отношении таких лиц запрещаются:

посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в том числе всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

взятие их в заложники;

посягательство на их человеческое достоинство, в том числе оскорбительное и унижающее обращение;

коллективные наказания;

оставление их без помощи в случае ранения или болезни;

угрозы совершить любое из вышеуказанных действий;

их осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.

8. Международное гуманитарное право устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов (методов) и средств ведения боевых действий, определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий, регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

В случаях, не предусмотренных в международных договорах, гражданские лица и комбатанты (воюющие) остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.



Глава 2

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СПОСОБЫ (МЕТОДЫ) И СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ

БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ



9. С целью избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения, причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженных с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

10. К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

преднамеренное убийство или ранение гражданских лиц;

убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов, и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

принуждение граждан противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

взятие заложников;

вероломство;

использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения данной Организации;

нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

террор в отношении гражданского населения;

использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей, уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;

огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

отдача на разграбление города или местности.

11. При организации и в ходе боевых действий следует четко различать вероломство и военную хитрость.

Под вероломством понимается осуществление враждебного акта (убийство, ранение или взятие в плен) под прикрытием права на защиту путем симуляции, например:

намерения вести переговоры под флагом перемирия;

капитуляции;

выхода из строя вследствие ранения или болезни;

обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования международных отличительных эмблем, знаков и сигналов, форменной одежды военных наблюдателей Организации Объединенных Наций, нейтральных государств или других государств, не являющихся участниками вооруженного конфликта.

Запрещается, прибегая к вероломству, использовать передвижения сил и средств медицинских формирований и санитарно-транспортных средств, гражданских лиц и военнопленных или их присутствие для прикрытия передвижения (маневра) подразделений, воинских частей, соединений (далее - воинская часть) либо защиты определенных районов (военных объектов) при ведении боевых действий.

Под военной хитростью понимаются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение относительно состояния, положения и характера действий сил и средств воинской части. К ней относятся:

демонстративные действия;

дезинформация;

имитация и другие предусмотренные в боевых уставах действия по обману противника, не нарушающие норм международного гуманитарного права.

Военная хитрость не запрещается.

12. К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся:

взрывчатые (разрывные) и зажигательные пули;

пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;

яды или отравленные боевые средства;

удушливые ядовитые и другие подобные газы, бактериологические средства;

средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с использованием рентгеновских лучей;

противопехотные мины, предназначенные для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека;

мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе их разведки (поиска);

любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;

противопехотные мины, которые не обнаруживаются с применением общедоступных миноискателей;

мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с: международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;

самодельные мины-ловушки, выполненные в форме кажущихся безвредными предметов;

дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;

зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях;

лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения.

13. Стороны внутреннего вооруженного конфликта обязаны применять запрещения и ограничения, указанные в Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и прилагаемых к ней Протоколах.



Глава 3

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА



14. В своей служебной деятельности командиры должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, исходя из которых они обязаны:

14.1. в мирное время:

организовывать и принимать личное участие в распространении среди подчиненного личного состава знаний о международном гуманитарном праве, обеспечивать его изучение в процессе обучения и воспитания военнослужащих, обращая внимание на то, что за преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь виновные привлекаются к уголовной ответственности;

постоянно поддерживать правопорядок и высокую воинскую дисциплину, гарантирующие соблюдение подчиненными норм международного гуманитарного права в случае вооруженного конфликта;

привлекать к решению учебно-боевых задач в ходе боевой подготовки военнослужащих юридической службы;

организовывать в пределах своих должностных обязанностей обеспечение подчиненных воинских частей и подразделений международно признанными средствами опознавания, а также необходимыми текстами (выдержками из текстов) международных договоров и законодательных актов Республики Беларусь, Памяткой поведения военнослужащего Вооруженных Сил Республики Беларусь - участника боевых действий согласно приложению 2;

14.2. в период вооруженного конфликта:

подавать личный пример в соблюдении норм международного гуманитарного права;

требовать знания подчиненными военнослужащими норм международного гуманитарного права и обеспечения их неукоснительного выполнения;

пресекать нарушения норм международного гуманитарного права и привлекать к ответственности лиц, совершивших данные нарушения, докладывать о них вышестоящему командиру;

оказывать уважение Белорусскому Обществу Красного Креста при условии подчинения его членов законодательству Республики Беларусь и приказам командиров;

содействовать Международному Комитету Красного Креста в выполнении гуманитарных функций по обеспечению защиты жертв вооруженных конфликтов и оказанию им помощи.

15. В период вооруженного конфликта для оказания помощи командирам в решении вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, при необходимости привлекаются юридические советники.



Глава 4

ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО СОВЕТНИКА (ВОЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ (СОБЛЮДЕНИЮ) НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА



16. Юридический советник в период вооруженного конфликта обязан:

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.