|
|
Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 16.04.2008 N 38 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство организациях"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 2 34.2. организацию работ и управление охраной труда; 34.3. оперативное руководство и координацию работ по охране труда; 34.4. контроль состояния охраны труда и функционирования системы управления охраной труда; 34.5. активизацию и стимулирование выполнения работ по охране труда; 34.6. разработку политики в области охраны труда; 34.7. планирование идентификации опасностей, оценка рисков и управление рисками. 35. Прогнозирование состояния и планирование работ по охране труда базируется на изучении состояния условий труда, травматизма и заболеваемости на производстве в прошлое и настоящее время с целью получения прогнозных показателей указанных факторов в будущем при условии сохранения действующей системы работы по охране труда и предусматривает: 35.1. прогнозирование травматизма, заболеваемости, условий труда на рабочих местах, производственных участках и в организации в целом; 35.2. определение целей и задач в работе по охране труда; 35.3. планирование работ и выполнение требований по охране труда; 35.4. разработку технических нормативных правовых актов по вопросам охраны труда. 36. Реализация функции организации работ и управления охраной труда обеспечивается: 36.1. формированием органов управления охраной труда в организациях, а также организацией на всех уровнях управления охраной труда; 36.2. определением должностных обязанностей, прав и ответственности руководителя и специалистов, осуществляющих управление охраной труда; 36.3. организацией процесса управления охраной труда. 37. Руководство и координация работ по охране труда обеспечиваются: 37.1. практической реализацией планов по обеспечению безопасности и гигиены труда, выполнением и соблюдением требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и распоряжений вышестоящих органов государственного управления, предписаний органов государственного надзора и контроля; 37.2. четким взаимодействием между всеми уровнями управления и исполнителями в процессе управления охраной труда; 37.3. устранением сбоев в управлении охраной труда и оперативным решением вопросов, выявившихся в процессе работы по созданию здоровых и безопасных условий труда. 38. Функция контроля состояния охраны труда и функционирования системы управления охраной труда направлена на: 38.1. проверку соответствия условий труда на рабочих местах требованиям нормативно-технической документации, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, стандартов безопасности и гигиены труда; 38.2. проверку правильности и своевременности исполнения планов мероприятий, приказов, постановлений, распоряжений, предписаний и представлений, а также выполнения должностными лицами своих обязанностей в рамках системы управления охраной труда; 38.3. выявление эффективности принятых управленческих решений, избранных форм и методов работы по достижению поставленных и решению конкретных задач охраны труда; 38.4. создание информационного обеспечения процесса управления охраной труда. 39. Функция активизации и стимулирования выполнения работ по охране труда направлена на создание заинтересованности работников в строгом и точном соблюдении требований и норм охраны труда, качественном выполнении обязанностей по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в учреждении в целом и имеет целью: 39.1. улучшить состояние условий труда; 39.2. поднять активность работников по соблюдению нормативных правовых актов по вопросам охраны труда; 39.3. привить чувство ответственности за выполнение своих обязанностей по безопасным методам труда и непримиримости к нарушениям требований нормативных правовых актов по вопросам охраны труда. 40. Политика в области охраны труда в организации должна: 40.1. определять общие цели в области охраны труда организации; 40.2. улучшать эффективность системы управления охраной труда; 40.3. соответствовать характеру и масштабу рисков организации; 40.4. подчиняться действующему законодательству по охране труда и другим требованиям, которые распространяются на организацию; 40.5. быть документально оформленной; 40.6. быть доступной и доведенной до сведения работников с целью выполнения функциональных обязанностей по охране труда; 40.7. периодически проверяться на соответствие целям и задачам организации. 41. Методология организации работы по идентификации опасностей и оценке рисков должна: 41.1. определяться с учетом сферы действия и характера для обеспечения активного действия, а не противодействия; 41.2. обеспечивать мониторинг необходимых действий для эффективности и своевременности их выполнения. Глава 3 ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 42. Планирование и разработка мероприятий по охране труда осуществляются на основании Положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. N 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 113, 8/4357). 43. Для обеспечения охраны труда руководители организаций обязаны выделять в необходимых объемах финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных коллективными договорами и соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников. 44. Технические, санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия по охране труда, направленные на обеспечение требований безопасности и гигиены труда, приведение санитарно-бытового обеспечения работников до установленных норм, осуществляемые в плановом порядке, включаются в план мероприятий по охране труда (далее - план), который оформляется в качестве приложения к коллективному договору в раздел "Улучшение условий и охраны труда". План составляется по форме согласно приложению 2. 45. Мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции, связанные с совершенствованием технологии, изменением объемов и видов продукции, повышением технического уровня производства и т.п., в план не включаются. 46. Планирование и разработка мероприятий по охране труда в организации осуществляются руководителем или уполномоченным им представителем с участием профсоюза или иного представительного органа работников. 47. К планированию мероприятий по охране труда на всех уровнях управления производством привлекаются службы охраны труда, руководители и специалисты подразделений органов управления и организаций. 48. Основной целью мероприятий является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 49. Мероприятия предусматривают решение следующих основных задач: 49.1. устранение (снижение) профессиональных рисков и опасностей, улучшение охраны и условий труда; 49.2. разработку и усовершенствование нормативных технических и правовых актов по охране труда; 49.3. организацию научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда; 49.4. обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимым оборудованием; 49.5. бесплатное обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда; 49.6. внедрение передового опыта и научных разработок, обеспечение наглядной агитацией по вопросам охраны труда. 50. Планирование и разработка мероприятий осуществляются на основе нормативных технических и правовых актов, содержащих требования охраны труда, и исходных данных (сведений) и с учетом основных направлений планирования и разработки мероприятий по охране труда. 51. Основными направлениями планирования и разработки мероприятий по охране труда являются: 51.1. приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов производственных зданий, сооружений, строительных и промышленных площадок, территории организации, в том числе: перепланировка производственных и других помещений с целью обеспечения безопасности и улучшения условий труда работников; устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации, строительной площадки, осуществление мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма; устройство, расширение, реконструкция и оснащение помещений для отдыха, обогрева, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; 51.2. приведение к нормам естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в производственных, санитарно-бытовых и других помещениях, переходах, проездах и других местах, где возможно нахождение работников; 51.3. приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда рабочих мест, технологических процессов, оборудования и других объектов производственного назначения, обеспечение взрывопожарной безопасности объектов, выполнение других мероприятий, направленных на устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и условий труда, в том числе: перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест; модернизация и совершенствование технологических процессов, оборудования, грузоподъемных механизмов и устройств, транспортных средств, приспособлений и других объектов производственного назначения; приобретение, разработка, внедрение и совершенствование средств коллективной защиты, технических устройств, обеспечивающих защиту работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов, систем автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления технологическими процессами и производственным оборудованием, а также блокирующих устройств по аварийному отключению оборудования в случае его неисправности; устройство новых и реконструкция эксплуатируемых отопительных и вентиляционных систем, тепловых, водяных и воздушных завес; нанесение на производственное оборудование, коммуникации и другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности; 51.4. механизация, автоматизация технологических процессов, операций, работ в опасных и вредных условиях труда, тяжелых физических работ, в том числе по: использованию, производству, применению, хранению и транспортировке взрывопожароопасных веществ и материалов, опасных и вредных химических веществ; уборке помещений, удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источником опасных и вредных производственных факторов; очистке воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей; складированию и транспортированию сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства; 51.5. приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов санитарно-бытового обеспечения работников, в том числе: расширение, реконструкция бытовых зданий и помещений: гардеробных, умывальных, душевых, бань, парильных (саун), туалетов, комнат личной гигиены женщин, помещений для содержания средств индивидуальной защиты (хранения, стирки, чистки, ремонта, восстановления пропиток, дезинфекции, обезвреживания), приема пищи (столовых, буфетов) и других. Оснащение их необходимым оборудованием, устройствами и средствами; устройство сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной (подсоленной) воды, организация питьевого водоснабжения работников; 51.6. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, вывод из эксплуатации объектов производственного назначения, не обеспечивающих безопасности труда и не подлежащих по своему техническому состоянию реконструкции или капитальному ремонту; 51.7. нормативное, информационное и техническое обеспечение, организация в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний работников, пропаганда знаний и передового опыта по охране труда, в том числе: организация кабинетов, уголков, лабораторий по охране труда, в том числе передвижных, оснащение их необходимыми техническими средствами, в том числе для обучения и проверки знаний (приборами, наглядными пособиями, демонстрационной аппаратурой, нормативными документами, справочной литературой и т.п.); разработка, издание (тиражирование) инструкций, других документов, приобретение тренажеров, макетов, нормативных правовых актов, технической и справочной литературы, пособий, плакатов по охране труда, знаков безопасности и другое; организация и проведение работы по пропаганде в области охраны труда (выставки, смотры-конкурсы, школы передового опыта, семинары-совещания, курсовое обучение руководителей и специалистов, лекции, доклады и другие мероприятия); организация и проведение смотра-конкурса организации работы по охране труда, транспортной пожарной и промышленной безопасности; 51.8. анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости работников; 51.9. результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда организаций и структурных подразделений; 51.10. анализ обеспеченности производственных объектов, рабочих мест, работников необходимыми средствами защиты, а также материально-технического обеспечения обучения и инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда; 51.11. результаты технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния производственных объектов: зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов и других, документация организации по вопросам охраны труда (приказы, распоряжения, акты, протоколы, журналы контроля за состоянием охраны труда), а также требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации и ремонтной документации, изготовителей оборудования, используемого в организациях. 52. Каждое осуществленное мероприятие принимается и оформляется актом комиссии организации с участием представителя профсоюза. Глава 4 ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 53. Обучение и повышение уровня знаний руководителей и специалистов по охране труда осуществляются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844), Положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. N 599 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 120, 5/25186), Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 164 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 22, 8/10510), и другими нормативными правовыми актами. 54. Учебная материальная база, создаваемая для обучения по вопросам охраны труда, включает учебные помещения, учебные полигоны, мастерские, цехи, участки, отдельные рабочие места и кабинеты по охране труда, оснащенные в соответствии с Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. N 144 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 8/1528). 55. Организация обучения, инструктажей и проверки знаний работников по вопросам охраны труда осуществляется отделами подготовки кадров или отделами кадров совместно с соответствующими структурными подразделениями организации при участии службы охраны труда и носит непрерывный многоуровневый характер. 56. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, инструктажей и проверки знаний работников по вопросам охраны труда осуществляют службы охраны труда (специалист по охране труда или должностное лицо, на которое эти обязанности возложены) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. N 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 89, 8/8286), и настоящим Положением о СУОТ. 57. Перед допуском к работе работников, принятых на опасные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 8, 2/138), а также работников организаций, выполняющих работы на территории данных объектов по договору подряда, студентов и учащихся учреждений образования, перед прохождением практики на таких объектах предварительно обучают пользованию средствами индивидуальной защиты, первичными средствами пожаротушения, действиям в аварийных ситуациях в порядке, определяемом организациями, эксплуатирующими опасный производственный объект. 58. Для проверки знаний по вопросам охраны труда в организациях приказом руководителя создается комиссия. Возглавляет комиссию руководитель или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда. В ее состав включаются работники службы охраны труда, юридической и кадровой служб, главные специалисты, представители органов государственного надзора и контроля (при необходимости и по согласованию с этими органами). 59. Члены комиссии, руководитель организации и его заместители, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда (технические директора, главные инженеры, главные специалисты, начальники производственных отделов, капитального строительства, руководители (специалисты) службы охраны труда, юридических служб и т.д.) проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях вышестоящего органа управления. Перечень вопросов руководителей и специалистов предприятия, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях вышестоящего органа управления, определяется приказом руководителя вышестоящего органа управления. 60. В организациях обучение, проверка знаний по вопросам охраны труда и допуск к работе лиц, занятых эксплуатацией и обслуживанием объектов, поднадзорных органам государственного специализированного надзора и контроля, осуществляются в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами. 61. Внеочередная проверка знаний рабочих по вопросам охраны труда проводится по требованию государственного органа надзора и контроля, вышестоящего государственного органа и государственной организации, руководителя организации (структурного подразделения) или должностного лица организации, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда, при нарушении рабочим требований охраны труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям. 62. Руководители и специалисты не позднее одного месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 164 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 22, 8/10510), проходят проверку знаний по вопросам охраны труда. 63. Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда проводится: 63.1. при принятии новых актов законодательства, содержащих требования по охране труда; 63.2. при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов; 63.3. при переводе руководителя или специалиста на другое место работы или назначении его на другую должность, которая требует дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения должностных обязанностей); 63.4. по требованию государственного органа надзора и контроля, вышестоящего органа и государственной организации, руководителя организации или должностного лица организации, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда, при выявлении нарушений работниками действующих нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда; 63.5. при нарушении руководителем (специалистом) или находящимися в его подчинении работниками требований охраны труда или недостаточных знаниях нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям; 63.6. при перерыве в работе в данной должности более одного года. 64. Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются протоколом согласно приложению 3. Протокол подписывается председателем и членами комиссии, принимавшими участие в работе комиссии, и хранится в течение пяти лет. 65. В организациях с работниками проводится инструктаж по вопросам охраны труда. По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда подразделяются на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой. 66. Вводный инструктаж по охране труда проводят: со всеми работниками, которые приняты на постоянную или временную работу, независимо от их образования, трудового стажа или стажа работы по этой профессии или должности; с работниками, которые находятся в организации в командировке и принимают непосредственное участие в производственном процессе (выполняемых работах); с учащимися учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования и студентами высших учебных заведений, которые направлены в организацию для прохождения практики или для выполнения работ у нанимателей; с работниками иных организаций, выполняющими работы на территории организации по договору подряда. 67. Вводный инструктаж проводится по программе для проведения вводного инструктажа. Указанная программа (инструкция) разрабатывается с учетом специфики деятельности предприятия на основании перечня вопросов программы вводного инструктажа согласно приложению 4 и утверждается руководителем организации. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. Проведение вводного инструктажа отмечается в журнале регистрации вводного инструктажа согласно приложению 5. 68. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят: с работниками, принятыми на работу; с работниками, переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой; с временными работниками; с работниками, прибывшими в командировку и выполняющими работу в организации; со студентами, учащимися, прибывшими на практику или для выполнения работ у нанимателя. С работниками организации, выполняющими работы на территории организации по договору подряда, первичный инструктаж проводится непосредственно руководителем работ организации (подразделения), выполняющим работы по договору подряда при участии руководителя или специалиста структурного подразделения, на территории которого будут проводиться работы. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж допускается проводить с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование или технику и в пределах общего рабочего места. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. В журнале регистрации инструктажа указываются номера инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж. 69. Повторный инструктаж работники проходят независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование или технику, выполняющих аналогичные технологические процессы и операции, по программе первичного инструктажа на рабочем месте или инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. 70. Внеплановый инструктаж проводят при: принятии новых нормативных правовых актов, технических и локальных нормативных правовых актов по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним; изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении работником нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям; перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев; поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в организациях, осуществляющих однородный вид деятельности. Внеплановый инструктаж проводится также по требованию представителей органа государственного надзора и контроля, вышестоящих государственных органов и государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда, при нарушении работниками действующих нормативных правовых актов, технических и локальных нормативных правовых актов по охране труда. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, работающих по профессии (должности). Объем и содержание инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызванных необходимостью его проведения, а также с учетом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах. При регистрации внепланового инструктажа в журнале регистрации инструктажей указывается причина его проведения. 71. Целевой инструктаж проводится при: выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, направление на выполнение других видов работ и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; проведении экскурсии в организации. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде-допуске. 72. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица). Инструктажи завершаются устным опросом каждого работника руководителем работ, проводившим инструктаж, а также проверкой приобретенных навыков безопасным методам и приемам работы. Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей и стажировки подтверждается подписями лиц, их проводивших, в журнале регистрации инструктажей установленной формы согласно приложению 6. В случае проведения инструктажа с работниками, выполняющими работы по наряду-допуску, отметка о его проведении производится в наряде-допуске. Допускается регистрация целевых инструктажей в отдельном журнале. Журнал регистрации вводного инструктажа и журнал регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал регистрации вводного инструктажа заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Журнал регистрации инструктажей заверяется подписью руководителя организации или структурного подразделения. Срок хранения журналов - десять лет с даты внесения последней записи. Глава 5 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 73. Целью контроля за соблюдением требований по охране труда является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению. 74. Основными задачами контроля являются: 74.1. выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда (далее - требования охраны труда); 74.2. оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками; 74.3. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда; 74.4. принятие мер по устранению выявленных недостатков; 74.5. доведение до каждого работника информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению. 75. Основными видами контроля являются: 75.1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями; 75.2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации и настоящим Положением о СУОТ; 75.3. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организаций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников); 75.4. производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. N 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 75, 8/3744); 75.5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. N 1630 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 5/4377). 76. Полномочия и ответственность руководителей и специалистов организации по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями. При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации. 77. Руководители и специалисты организации (каждый в пределах своей компетенции) осуществляют контроль за: 77.1. соблюдением в организации актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда; 77.2. выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локальными нормативными правовыми актами; 77.3. соответствием законодательству о труде и охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов; 77.4. выполнением: 77.4.1. решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представлений правовой и технической инспекций труда профсоюза работников агропромышленного комплекса; 77.4.2. мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных программами, планами, коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда; 77.5. соответствием правилам и нормам охраны труда средств производства и технологических процессов; 77.6. своевременным проведением осмотров, испытаний, технических освидетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты; 77.7. эффективностью работы вентиляционных систем; 77.8. организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с требованиями охраны труда; 77.9. своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями; 77.10. обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; 77.11. обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями; 77.12. наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда; 77.13. проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда; 77.14. прохождением работниками обязательных и периодических медицинских осмотров; 77.15. своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического питания, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций); 77.16. соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних работников; 77.17. соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 77.18. проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых коллективах. 78. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее - периодический контроль) является одним из видов контроля, который предусматривает участие всех работников организации в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве. Периодический контроль осуществляется руководителями структурных подразделений (отраслей, производственных участков, животноводческих ферм, цехов, ремонтных мастерских, гаражей, складов и т.д.) с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда. При отсутствии в организации профсоюза с согласия руководителя организации для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников. Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании работников организации открытым голосованием большинством голосов на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников могут быть досрочно отозваны по решению избравшего их собрания. Уполномоченными по охране труда работников не избираются лица, которые в соответствии с должностными обязанностями несут ответственность за состояние охраны труда в организации (структурном подразделении). Периодический контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от видов деятельности и структуры организации проводится: ежедневно - на участке цеха, ферме, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее - участок); ежемесячно - в цехе, гараже, мастерской, на производственном участке и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее - цех); ежеквартально - в организации в целом. Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руководителем структурного подразделения (мастером, бригадиром, начальником смены, участка, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка) с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников) в начале рабочего дня (смены). Ежедневно проверяются: состояние территории, проходов, переходов, проездов; состояние и правильность организации рабочих мест; |
Партнеры
|