|
|
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2008 N 34 "Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 12 марта 2008 г. N 8/18377 На основании статьи 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности (далее - Инструкция). 2. Установить, что разъяснения по порядку применения норм Инструкции, утвержденной настоящим постановлением, могут быть даны за подписью заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющего деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля. 3. Банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего постановления привести локальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим постановлением. 4. Банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям, структурным подразделениям Национального банка Республики Беларусь, осуществляющим финансовые операции, подлежащие особому контролю, не позднее 1 года и 3 месяцев после вступления в силу настоящего постановления привести анкеты клиентов в соответствие с требованиями Инструкции, утвержденной настоящим постановлением. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Заместитель Председатель Комитета Премьер-министра государственного контроля Республики Беларусь Республики Беларусь А.В.Кобяков З.К.Ломать 28.02.2008 28.02.2008 УТВЕРЖДЕНО Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 28.02.2008 N 34 ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БАНКАМИ И НЕБАНКОВСКИМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ВЫЯВЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности (далее - Инструкция), разработана в соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливает требования по осуществлению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. 2. Термины, применяемые в настоящей Инструкции, используются в значениях, указанных в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2000 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 75, 2/201; 2005 г., N 196, 2/1165) (далее - Закон). 3. Применительно к настоящей Инструкции нижеприведенные термины используются в следующих значениях: банки - банки и небанковские кредитно-финансовые организации, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь; система внутреннего контроля - внутренний контроль, а также организационная структура, стратегия, политика, методика и процедуры, являющиеся средствами осуществления внутреннего контроля; правила внутреннего контроля - локальный нормативный правовой акт банка, регламентирующий организацию системы внутреннего контроля в банке и его структурных подразделениях в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности; ответственное должностное лицо (лица) - лицо (лица), ответственное(ые) за организацию внутреннего контроля в банке и (или) его структурном подразделении и выполнение правил внутреннего контроля; специальное структурное подразделение - подразделение банка, в компетенцию которого входит осуществление мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности; банки-корреспонденты - банки, с которыми установлены корреспондентские отношения с открытием корреспондентского и (или) клирингового счета; клиенты - организации, в том числе банки-корреспонденты, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обслуживающиеся (совершающие финансовые операции) в банке; анкетирование - составление банком анкеты, содержащей установленные настоящей Инструкцией сведения о клиенте и его деятельности; выгодоприобретатели - лица, по поручению, от имени и (или) в интересах которых действуют лица, совершающие финансовые операции; участники финансовой операции - лица, совершающие финансовые операции, их представители, а также выгодоприобретатели; бенефициарный владелец - физическое лицо, которое напрямую либо опосредованно, через участие в других организациях, в конечном счете является собственником организации или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые организацией; финансовая операция, вызывающая подозрения, - финансовая операция, в отношении которой у банка возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, до принятия банком решения об отнесении (неотнесении) ее к финансовой операции, подлежащей особому контролю; подозрительная финансовая операция - финансовая операция, в отношении которой у банка возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, после принятия банком решения об отнесении ее к финансовой операции, подлежащей особому контролю; клиенты без открытия счета - клиенты, совершающие финансовые операции, у которых нет счета и (или) электронного кошелька в банке, за исключением банков-корреспондентов; анализируемый период - небольшой отрезок времени, за который банк анализирует финансовые операции клиента на стадии последующего контроля. Для целей настоящей Инструкции под систематичностью совершения финансовых операций понимается их совершение клиентом 3 и более раза в течение анализируемого периода. Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ 4. Организация системы внутреннего контроля в банке должна обеспечивать: недопущение умышленного или невольного вовлечения банка в процесс легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности; минимизацию рисков (кредитного, риска потери деловой репутации, операционного, в том числе правового, и других), связанных с опасностью хищения средств банка, наложения ареста на денежные средства и иное имущество, находящееся в банке, или конфискации находящихся в банке денежных средств и иного имущества клиентов, что может повлечь как прямые финансовые потери банка, так и косвенные: потерю доверия со стороны инвесторов и клиентов, отток средств вкладчиков и кредиторов, отказ в предоставлении межбанковских ресурсов, привлечение к ответственности надзорными, налоговыми и правоохранительными органами; своевременное представление в соответствии с законодательством Республики Беларусь сведений в орган финансового мониторинга; конфиденциальность фиксируемой информации о финансовых операциях, о лицах, совершающих эти финансовые операции, их представителях, выгодоприобретателях, а также о мерах, принимаемых банком в целях предотвращения и выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности. 5. Система внутреннего контроля реализуется по следующим основным направлениям: идентификация в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, всех клиентов банка, совершающих финансовые операции, мониторинг их деятельности в процессе обслуживания, а также хранение сведений, содержащих информацию о деятельности и деловой репутации клиентов; выявление, документальное фиксирование финансовой операции, подлежащей особому контролю, и передача соответствующих сведений в орган финансового мониторинга. 6. В целях организации системы внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности в банке разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом (должностным лицом) банка правила внутреннего контроля. 7. В банке с учетом особенностей его организации, основных направлений деятельности, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, должно(ы) быть назначено(ы) ответственное должностное лицо (ответственные должностные лица), а также может быть создано специальное структурное подразделение либо его функции возложены на уже существующее структурное подразделение. Общими принципами деятельности специального структурного подразделения в банке являются: независимость от других структурных подразделений банка; комплексный подход к реализации основных направлений системы внутреннего контроля, определенных пунктом 5 настоящей Инструкции; профессионализм и компетентность работников. 8. Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях совершения финансовых операций и подразделяется: 8.1. предварительный контроль, осуществляемый путем сбора необходимых документов и фиксирования соответствующей информации для формирования представления о клиенте, в том числе о его бенефициарных владельцах, а также характере деятельности клиента и предполагаемых оборотах; 8.2. текущий контроль, осуществляемый путем мониторинга совершаемых клиентом финансовых операций с учетом сведений, имеющихся у банка после предварительного контроля, с целью выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю; 8.3. последующий контроль, осуществляемый путем анализа совершенных за предыдущий период операций клиента с целью выявления подозрительных финансовых операций, носящих длительный характер и не определяемых на стадии текущего контроля как подлежащие особому контролю. 9. Основным принципом организации внутреннего контроля следует считать обеспечение участия всех работников банка в рамках их должностных обязанностей и компетенции в процессе идентификации клиентов и выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю. Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ 10. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, и должны включать: 10.1. порядок идентификации участников финансовой операции и установления бенефициарных владельцев клиентов банка; 10.2. способы взаимодействия с государственными органами (направление запросов, использование баз данных и др.) в целях более тщательного изучения клиентов, а также выявления подозрительных финансовых операций; 10.3. критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка; 10.4. порядок выявления и отнесения финансовых операций к финансовым операциям, подлежащим особому контролю; 10.5. порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю; 10.6. порядок заполнения специального формуляра, а также порядок его регистрации, направления в орган финансового мониторинга, хранения и учета; 10.7. порядок приостановления отдельных финансовых операций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; 10.8. порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации о финансовых операциях, вызывающих подозрения и подлежащих особому контролю; 10.9. указание на должностных лиц, ответственных за организацию разработки правил внутреннего контроля, и ответственных должностных лиц банка; 10.10. требования к квалификации ответственных должностных лиц банка и подготовке работников специального структурного подразделения (при его наличии), должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля, а также работников подразделений банка, участвующих в осуществлении банком финансовых операций. 11. В рамках обеспечения внутреннего контроля в банках разрабатываются следующие программы: программа повышения эффективности процедур и средств внутреннего контроля, в том числе по выявлению финансовых операций, подлежащих особому контролю; программа подготовки и обучения (повышения квалификации) работников по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. Глава 4 ПОРЯДОК ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 12. При осуществлении финансовой операции банк в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, проводит идентификацию лиц, совершающих финансовую операцию (клиентов банка, их контрагентов, представителей клиентов банка), принимает меры по идентификации лиц, от имени которых действуют лица, совершающие финансовую операцию, а также меры по получению сведений, необходимых для регистрации в специальном формуляре данных об остальных участниках финансовой операции (посредниках, выгодоприобретателях). При наличии информации либо подозрений, что участник финансовой операции действует не от своего имени и (или) в интересах другого лица, банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей. 13. При идентификации клиентов (за исключением физических лиц) банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации бенефициарных владельцев. 14. Информация, полученная банком в ходе идентификации клиента, фиксируется в анкете или карточке клиента (далее - анкета), если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. Для каждой группы клиентов (физические лица, индивидуальные предприниматели, организации и банки-корреспонденты) банком с учетом требований настоящего пункта и пункта 15 настоящей Инструкции разрабатывается анкета клиента, которая является внутренним документом банка и может быть сокращенной, стандартной и расширенной формы. Анкета сокращенной формы заполняется по клиентам без открытия счета, а также физическим лицам, размещающим денежные средства на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках. Анкета расширенной формы заполняется по клиентам, работа с которыми оценивается банком высокой степенью риска, а также по решению ответственного должностного лица: по клиентам, в отношении финансовых операций которых у банка возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности; по клиентам, которыми представляются сведения, вызывающие подозрения в их достоверности. По решению ответственного должностного лица анкета расширенной формы может заполняться в иных случаях. Перечень обязательных сведений, указываемых в анкетах сокращенной, стандартной и расширенной форм, приведен в приложении 1 к настоящей Инструкции. Дополнительные сведения, указываемые в анкетах сокращенной, стандартной и расширенной форм, устанавливаются банком самостоятельно. Анкеты заполняются работником банка на основании представленных клиентом документов и сведений. Для этой цели клиенту может быть предложено заполнить соответствующий вопросник. 15. В разделе "Служебная информация" анкеты клиента указываются: 15.1. степень риска работы с данным клиентом (низкая либо высокая); 15.2. обоснование высокой степени риска (в случае ее присвоения); 15.3. решение ответственного должностного лица о дальнейших действиях банка в отношении клиента, предусмотренных пунктом 35 настоящей Инструкции, и сроках их выполнения; 15.4. результаты дополнительных мероприятий, проведенных банком при идентификации клиента; 15.5. иные сведения, которые банк считает важными для формирования представления о клиенте (его собственниках) и характере его деятельности, например следующие сведения о финансовых операциях клиентов без открытия счета, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, и (или) подозрительных финансовых операциях клиентов: дата и место совершения финансовой операции; сумма финансовой операции; вид финансовой операции согласно приложению 2 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 367 "Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 53, 5/22072); критерий выявления или признак подозрительной финансовой операции согласно пункту 32 настоящей Инструкции. 16. Банк вправе осуществить проверку представленных клиентом сведений при возникновении сомнений в их достоверности, а также получить дополнительную информацию способами, не противоречащими законодательству, например: 16.1. при идентификации физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей: проверить сведения о клиенте в банках данных (в сводках о сбыте фальшивых денег; о нахождении в межгосударственном и республиканском розыске; о судимости и административных правонарушениях; о полученных кредитах; об утерянных и похищенных паспортах, не прошедших законного уничтожения); контактировать с клиентом по телефону, письменно, в том числе посредством электронной почты; получить в установленном порядке информацию об индивидуальном предпринимателе, в том числе о его деловой репутации, из государственных органов, организаций и от частных лиц; сверить соответствие представленных идентификационных данных индивидуального предпринимателя с данными, присвоенными государственными органами; 16.2. при идентификации организаций, в том числе банков-корреспондентов: ознакомиться с аудиторским заключением аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя); получить в установленном порядке информацию о клиенте, в том числе о деловой репутации, из государственных органов, организаций и от частных лиц; контактировать с должностными лицами клиента по телефону, письменно, в том числе посредством электронной почты; направить запросы, касающиеся банка-контрагента, в центральный банк страны его регистрации или банк группы "А", определяемый в соответствии с Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 186, 8/15213), имеющий корреспондентские отношения с банком-контрагентом; сверить соответствие представленных идентификационных данных организации с данными, присвоенными государственными органами; проверить сведения о руководителе, главном бухгалтере, иных должностных лицах, которым в установленном порядке предоставлено право действовать от имени организации, а также об учредителях организации, бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях - физических лицах способом, указанным в абзаце втором подпункта 16.1 настоящего пункта. 17. Анкетирование новых клиентов, которым открывается счет в банке, осуществляется до открытия счета на основании документов, представляемых в соответствии с законодательством. В течение месяца после открытия клиенту счета банк дополняет его анкету сведениями, которые отсутствовали на момент открытия счета. В договоре между банком и клиентом могут быть определены порядок и условия представления клиентом сведений и документов, необходимых банку для выполнения возложенных на него законодательством Республики Беларусь обязанностей по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. 18. Анкетирование клиентов банка не является обязательным в следующих случаях: когда по счетам клиентов банка не проводятся операции на основании их платежных поручений, при невозможности установления контакта с этими клиентами; в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящей Инструкции. 19. Анкета клиента банка может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде. 20. Сведения, указываемые в анкете клиента банка, могут фиксироваться и храниться в электронной базе данных банка, к которой (части которой) работникам банка, осуществляющим обслуживание клиентов, должен быть обеспечен оперативный доступ. 21. В зависимости от того, к какой группе принадлежит клиент банка, от степени риска работы с ним и характера совершаемых им финансовых операций идентификация проводится с учетом следующих особенностей: 21.1. идентификация физических лиц может не проводиться, если совершаемая ими разовая финансовая операция без открытия счета, сумма которой меньше 1000 базовых величин, не подлежит особому контролю и законодательством Республики Беларусь для ее совершения не предусмотрено представление в банк документов, удостоверяющих личность; 21.2. при идентификации организаций банк уделяет особое внимание: учредительным документам (включая все зарегистрированные изменения и (или) дополнения, внесенные в них); составу учредителей (участников) организации с целью определения лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами управления организации; структуре органов управления организации и их полномочиям; величине зарегистрированного уставного фонда организации, размеру ее имущества; соответствию денежного оборота, в том числе наличного, характеру деятельности клиента; 21.3. при установлении корреспондентских отношений с банками-нерезидентами банк собирает информацию для изучения и оценки характера деятельности банка-корреспондента, его репутации, эффективности системы надлежащей проверки клиентов, принимаемых мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности и качества надзора в стране пребывания банка-корреспондента. Для этого может использоваться стандартная анкета, заполненная банком-нерезидентом по форме, разработанной Вольфсбергской группой <*>. -------------------------------- <*> Вольфсбергская группа (The Wolfsberg Group - www.wolfsberg-principles.com) объединяет следующие крупнейшие международные финансовые организации: Banco Santander, Bank of Tokyo - Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P.Morgan Chase, Societe Generale, UBS. 22. Все документы, полученные в ходе идентификации клиентов, кроме документов клиентов без открытия счета, помещаются в дела, которые оформляются для каждого владельца банковского (лицевого) счета. 23. На основании сведений о клиенте, полученных на стадии предварительного контроля (в ходе идентификации и проведения соответствующих мероприятий по проверке представленных сведений), с учетом видов деятельности и операций повышенной степени риска банк оценивает риск работы с клиентом и присваивает соответствующую степень риска (низкую либо высокую). 24. К клиентам, работа с которыми изначально сопряжена с высокой степенью риска, относятся: 24.1. лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью; 24.2. лица, зарегистрированные, имеющие место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, либо лица, о которых имеются сведения об осуществлении операций через счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, зарегистрированных в таком государстве (на такой территории); 24.3. лица, зарегистрированные, имеющие место жительства или место нахождения в государстве (на территории), о котором (которой) из международных источников известно, что оно (она) является иностранным государством (территорией) с повышенным уровнем коррупции, незаконным оборотом оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией или в нем (на ней) незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешен свободный оборот наркотических веществ, кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях; 24.4. политически значимые лица иностранных государств, члены их семей или приближенные к ним лица (например, к политически значимым лицам могут быть отнесены главы государств или правительств, судьи высших судебных инстанций, высокопоставленные лица политических партий, дипломаты высокого ранга, высшие государственные и военные должностные лица, руководители организаций, которые занимаются добычей полезных ископаемых или являются монополистами на товарном рынке, высшие и влиятельные представители религиозных организаций и др.). Решение о принадлежности клиента к категории политически значимых лиц принимается банком самостоятельно с учетом: специфики иностранного государства (государственный строй, политическая система, органы государственной власти, экономика, религия, вооруженные силы, мирное / военное положение и т.д.); информации о лицах, занимающих соответствующие руководящие должности, полученной из общедоступных источников (например, средств массовой информации, в Интернете и т.п.); 24.5. лица, зарегистрированные, имеющие место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в (на) котором(й) действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (далее - оффшорные зоны); 24.6. резиденты и нерезиденты, имеющие счета в оффшорных зонах; 24.7. организации, руководители которых являются учредителями (участниками) других организаций с долей в уставном фонде более 25 процентов или собственниками других организаций; 24.8. организации, в которых учредители (участники), имеющие долю в уставном фонде более 25 процентов, или собственники являются учредителями (участниками), имеющими долю в уставном фонде более 25 процентов, руководителями или собственниками других организаций; 24.9. организации, основным видом деятельности которых является купля/продажа недвижимого имущества и оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом; 24.10. организации, занимающиеся туристической деятельностью; 24.11. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса; 24.12. организации, деятельность которых связана с интенсивным оборотом наличных денежных средств (в том числе с оказанием услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, розничной торговли топливом на автозаправочных станциях и т.п.); 24.13. исключен; 24.14. банки - корреспонденты группы "D", определяемые в соответствии с Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; 24.15. организации, бенефициарным владельцем которых является лицо, указанное в подпунктах 24.1 - 24.5 настоящего пункта; 24.16. иные лица, определяемые банком. 25. Клиенты, работа с которыми не сопряжена с высокой степенью риска, относятся к категории клиентов, работа с которыми сопряжена с низкой степенью риска. 26. К финансовым операциям повышенной степени риска относятся: 26.1. финансовые операции, участниками которых являются лица, указанные в подпунктах 24.1 - 24.5 пункта 24 настоящей Инструкции; 26.2. финансовые операции, проводимые через счета, открытые в оффшорных зонах; 26.3. финансовые операции, связанные с реализацией (в том числе комиссионной) предметов искусства, антиквариата, легковых транспортных средств; 26.4. финансовые операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением таких финансовых операций, проводимых банками; 26.5. финансовые операции, проводимые клиентами, кроме банков-корреспондентов, с использованием интернет-технологий (например, интернет-банкинг (управление банковским счетом через Интернет), использование электронных денег, банковских пластиковых карточек в качестве средства платежа за товары (услуги), приобретаемые через Интернет); 26.6. исключен; 26.7. систематически совершаемые клиентом подозрительные финансовые операции, которые в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции отнесены к финансовым операциям, подлежащим особому контролю; 26.8. иные финансовые операции, определяемые банком. 26-1. По решению ответственного должностного лица работе с клиентом, совершающим на постоянной основе финансовые операции повышенной степени риска, указанные в пункте 26 настоящей Инструкции, может быть присвоена высокая степень риска. 27. Банки обязаны уделять особое внимание финансовым операциям, совершаемым клиентами, работа с которыми отнесена банком к высокой степени риска. Финансовые операции лиц, указанных в подпункте 24.1 пункта 24 настоящей Инструкции, подлежат приостановлению в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 5 Закона. 28. Банки должны обновлять (актуализировать) содержащиеся в анкетах клиентов сведения: по клиентам, работе с которыми присвоена высокая степень риска, - не реже одного раза в течение календарного года; по клиентам, работе с которыми присвоена низкая степень риска, - не реже одного раза в 3 года; по клиентам без открытия счета - при совершении ими финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, и (или) финансовых операций, подлежащих особому контролю. По мере изменения указанных в анкете клиента сведений, а также характера проводимых им финансовых операций банки при необходимости пересматривают степень риска работы с клиентом. При возникновении сомнений в достоверности сведений, полученных ранее в ходе идентификации, банки должны провести повторную идентификацию клиента. Глава 5 ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСОБОМУ КОНТРОЛЮ 29. Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций клиентов банка с целью определения финансовых операций, подлежащих особому контролю, реализуется работниками банка в процессе исполнения возложенных на них служебных обязанностей. 30. Информация, полученная на стадии предварительного контроля, в том числе в ходе идентификации, а также присвоенная степень риска работы с клиентом является основой для осуществления текущего и последующего контроля. 31. На стадии текущего контроля банк отслеживает финансовые операции клиентов, движение по их счетам с целью выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством, заполнения специальных формуляров и представления их в орган финансового мониторинга. 32. Критериями выявления и признаками подозрительных финансовых операций являются следующие: 32.1. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, если участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне; 32.2. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, на (со) счет(а), открытый(ого) в оффшорной зоне; |
Партнеры
|