Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2008 N 34 "Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 12 марта 2008 г. N 8/18377



На основании статьи 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности (далее - Инструкция).

2. Установить, что разъяснения по порядку применения норм Инструкции, утвержденной настоящим постановлением, могут быть даны за подписью заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющего деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля.

3. Банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего постановления привести локальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим постановлением.

4. Банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям, структурным подразделениям Национального банка Республики Беларусь, осуществляющим финансовые операции, подлежащие особому контролю, не позднее 1 года и 3 месяцев после вступления в силу настоящего постановления привести анкеты клиентов в соответствие с требованиями Инструкции, утвержденной настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ



СОГЛАСОВАНО               СОГЛАСОВАНО
Заместитель               Председатель Комитета
Премьер-министра          государственного контроля
Республики Беларусь       Республики Беларусь
А.В.Кобяков               З.К.Ломать
28.02.2008                28.02.2008






                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Правления
                                                 Национального банка
                                                 Республики Беларусь
                                                 28.02.2008 N 34


ИНСТРУКЦИЯ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БАНКАМИ И НЕБАНКОВСКИМИ

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

И ВЫЯВЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности (далее - Инструкция), разработана в соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливает требования по осуществлению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

2. Термины, применяемые в настоящей Инструкции, используются в значениях, указанных в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2000 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 75, 2/201; 2005 г., N 196, 2/1165) (далее - Закон).

3. Применительно к настоящей Инструкции нижеприведенные термины используются в следующих значениях:

банки - банки и небанковские кредитно-финансовые организации, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь;

система внутреннего контроля - внутренний контроль, а также организационная структура, стратегия, политика, методика и процедуры, являющиеся средствами осуществления внутреннего контроля;

правила внутреннего контроля - локальный нормативный правовой акт банка, регламентирующий организацию системы внутреннего контроля в банке и его структурных подразделениях в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

ответственное должностное лицо (лица) - лицо (лица), ответственное(ые) за организацию внутреннего контроля в банке и (или) его структурном подразделении и выполнение правил внутреннего контроля;

специальное структурное подразделение - подразделение банка, в компетенцию которого входит осуществление мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности;

банки-корреспонденты - банки, с которыми установлены корреспондентские отношения с открытием корреспондентского и (или) клирингового счета;

клиенты - организации, в том числе банки-корреспонденты, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обслуживающиеся (совершающие финансовые операции) в банке;

анкетирование - составление банком анкеты, содержащей установленные настоящей Инструкцией сведения о клиенте и его деятельности;

выгодоприобретатели - лица, по поручению, от имени и (или) в интересах которых действуют лица, совершающие финансовые операции;

участники финансовой операции - лица, совершающие финансовые операции, их представители, а также выгодоприобретатели;

бенефициарный владелец - физическое лицо, которое напрямую либо опосредованно, через участие в других организациях, в конечном счете является собственником организации или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые организацией;

финансовая операция, вызывающая подозрения, - финансовая операция, в отношении которой у банка возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, до принятия банком решения об отнесении (неотнесении) ее к финансовой операции, подлежащей особому контролю;

подозрительная финансовая операция - финансовая операция, в отношении которой у банка возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, после принятия банком решения об отнесении ее к финансовой операции, подлежащей особому контролю;

клиенты без открытия счета - клиенты, совершающие финансовые операции, у которых нет счета и (или) электронного кошелька в банке, за исключением банков-корреспондентов;

анализируемый период - небольшой отрезок времени, за который банк анализирует финансовые операции клиента на стадии последующего контроля.

Для целей настоящей Инструкции под систематичностью совершения финансовых операций понимается их совершение клиентом 3 и более раза в течение анализируемого периода.



Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ



4. Организация системы внутреннего контроля в банке должна обеспечивать:

недопущение умышленного или невольного вовлечения банка в процесс легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

минимизацию рисков (кредитного, риска потери деловой репутации, операционного, в том числе правового, и других), связанных с опасностью хищения средств банка, наложения ареста на денежные средства и иное имущество, находящееся в банке, или конфискации находящихся в банке денежных средств и иного имущества клиентов, что может повлечь как прямые финансовые потери банка, так и косвенные: потерю доверия со стороны инвесторов и клиентов, отток средств вкладчиков и кредиторов, отказ в предоставлении межбанковских ресурсов, привлечение к ответственности надзорными, налоговыми и правоохранительными органами;

своевременное представление в соответствии с законодательством Республики Беларусь сведений в орган финансового мониторинга;

конфиденциальность фиксируемой информации о финансовых операциях, о лицах, совершающих эти финансовые операции, их представителях, выгодоприобретателях, а также о мерах, принимаемых банком в целях предотвращения и выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности.

5. Система внутреннего контроля реализуется по следующим основным направлениям:

идентификация в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, всех клиентов банка, совершающих финансовые операции, мониторинг их деятельности в процессе обслуживания, а также хранение сведений, содержащих информацию о деятельности и деловой репутации клиентов;

выявление, документальное фиксирование финансовой операции, подлежащей особому контролю, и передача соответствующих сведений в орган финансового мониторинга.

6. В целях организации системы внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности в банке разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом (должностным лицом) банка правила внутреннего контроля.

7. В банке с учетом особенностей его организации, основных направлений деятельности, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, должно(ы) быть назначено(ы) ответственное должностное лицо (ответственные должностные лица), а также может быть создано специальное структурное подразделение либо его функции возложены на уже существующее структурное подразделение.

Общими принципами деятельности специального структурного подразделения в банке являются:

независимость от других структурных подразделений банка;

комплексный подход к реализации основных направлений системы внутреннего контроля, определенных пунктом 5 настоящей Инструкции;

профессионализм и компетентность работников.

8. Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях совершения финансовых операций и подразделяется:

8.1. предварительный контроль, осуществляемый путем сбора необходимых документов и фиксирования соответствующей информации для формирования представления о клиенте, в том числе о его бенефициарных владельцах, а также характере деятельности клиента и предполагаемых оборотах;

8.2. текущий контроль, осуществляемый путем мониторинга совершаемых клиентом финансовых операций с учетом сведений, имеющихся у банка после предварительного контроля, с целью выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю;

8.3. последующий контроль, осуществляемый путем анализа совершенных за предыдущий период операций клиента с целью выявления подозрительных финансовых операций, носящих длительный характер и не определяемых на стадии текущего контроля как подлежащие особому контролю.

9. Основным принципом организации внутреннего контроля следует считать обеспечение участия всех работников банка в рамках их должностных обязанностей и компетенции в процессе идентификации клиентов и выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю.



Глава 3

ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ



10. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, и должны включать:

10.1. порядок идентификации участников финансовой операции и установления бенефициарных владельцев клиентов банка;

10.2. способы взаимодействия с государственными органами (направление запросов, использование баз данных и др.) в целях более тщательного изучения клиентов, а также выявления подозрительных финансовых операций;

10.3. критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка;

10.4. порядок выявления и отнесения финансовых операций к финансовым операциям, подлежащим особому контролю;

10.5. порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;

10.6. порядок заполнения специального формуляра, а также порядок его регистрации, направления в орган финансового мониторинга, хранения и учета;

10.7. порядок приостановления отдельных финансовых операций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

10.8. порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации о финансовых операциях, вызывающих подозрения и подлежащих особому контролю;

10.9. указание на должностных лиц, ответственных за организацию разработки правил внутреннего контроля, и ответственных должностных лиц банка;

10.10. требования к квалификации ответственных должностных лиц банка и подготовке работников специального структурного подразделения (при его наличии), должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля, а также работников подразделений банка, участвующих в осуществлении банком финансовых операций.

11. В рамках обеспечения внутреннего контроля в банках разрабатываются следующие программы:

программа повышения эффективности процедур и средств внутреннего контроля, в том числе по выявлению финансовых операций, подлежащих особому контролю;

программа подготовки и обучения (повышения квалификации) работников по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.



Глава 4

ПОРЯДОК ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ



12. При осуществлении финансовой операции банк в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, проводит идентификацию лиц, совершающих финансовую операцию (клиентов банка, их контрагентов, представителей клиентов банка), принимает меры по идентификации лиц, от имени которых действуют лица, совершающие финансовую операцию, а также меры по получению сведений, необходимых для регистрации в специальном формуляре данных об остальных участниках финансовой операции (посредниках, выгодоприобретателях).

При наличии информации либо подозрений, что участник финансовой операции действует не от своего имени и (или) в интересах другого лица, банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей.

13. При идентификации клиентов (за исключением физических лиц) банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации бенефициарных владельцев.

14. Информация, полученная банком в ходе идентификации клиента, фиксируется в анкете или карточке клиента (далее - анкета), если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

Для каждой группы клиентов (физические лица, индивидуальные предприниматели, организации и банки-корреспонденты) банком с учетом требований настоящего пункта и пункта 15 настоящей Инструкции разрабатывается анкета клиента, которая является внутренним документом банка и может быть сокращенной, стандартной и расширенной формы.

Анкета сокращенной формы заполняется по клиентам без открытия счета, а также физическим лицам, размещающим денежные средства на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках.

Анкета расширенной формы заполняется по клиентам, работа с которыми оценивается банком высокой степенью риска, а также по решению ответственного должностного лица:

по клиентам, в отношении финансовых операций которых у банка возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

по клиентам, которыми представляются сведения, вызывающие подозрения в их достоверности.

По решению ответственного должностного лица анкета расширенной формы может заполняться в иных случаях.

Перечень обязательных сведений, указываемых в анкетах сокращенной, стандартной и расширенной форм, приведен в приложении 1 к настоящей Инструкции.

Дополнительные сведения, указываемые в анкетах сокращенной, стандартной и расширенной форм, устанавливаются банком самостоятельно.

Анкеты заполняются работником банка на основании представленных клиентом документов и сведений. Для этой цели клиенту может быть предложено заполнить соответствующий вопросник.

15. В разделе "Служебная информация" анкеты клиента указываются:

15.1. степень риска работы с данным клиентом (низкая либо высокая);

15.2. обоснование высокой степени риска (в случае ее присвоения);

15.3. решение ответственного должностного лица о дальнейших действиях банка в отношении клиента, предусмотренных пунктом 35 настоящей Инструкции, и сроках их выполнения;

15.4. результаты дополнительных мероприятий, проведенных банком при идентификации клиента;

15.5. иные сведения, которые банк считает важными для формирования представления о клиенте (его собственниках) и характере его деятельности, например следующие сведения о финансовых операциях клиентов без открытия счета, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, и (или) подозрительных финансовых операциях клиентов:

дата и место совершения финансовой операции;

сумма финансовой операции;

вид финансовой операции согласно приложению 2 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 367 "Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 53, 5/22072);

критерий выявления или признак подозрительной финансовой операции согласно пункту 32 настоящей Инструкции.

16. Банк вправе осуществить проверку представленных клиентом сведений при возникновении сомнений в их достоверности, а также получить дополнительную информацию способами, не противоречащими законодательству, например:

16.1. при идентификации физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:

проверить сведения о клиенте в банках данных (в сводках о сбыте фальшивых денег; о нахождении в межгосударственном и республиканском розыске; о судимости и административных правонарушениях; о полученных кредитах; об утерянных и похищенных паспортах, не прошедших законного уничтожения);

контактировать с клиентом по телефону, письменно, в том числе посредством электронной почты;

получить в установленном порядке информацию об индивидуальном предпринимателе, в том числе о его деловой репутации, из государственных органов, организаций и от частных лиц;

сверить соответствие представленных идентификационных данных индивидуального предпринимателя с данными, присвоенными государственными органами;

16.2. при идентификации организаций, в том числе банков-корреспондентов:

ознакомиться с аудиторским заключением аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя);

получить в установленном порядке информацию о клиенте, в том числе о деловой репутации, из государственных органов, организаций и от частных лиц;

контактировать с должностными лицами клиента по телефону, письменно, в том числе посредством электронной почты;

направить запросы, касающиеся банка-контрагента, в центральный банк страны его регистрации или банк группы "А", определяемый в соответствии с Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 186, 8/15213), имеющий корреспондентские отношения с банком-контрагентом;

сверить соответствие представленных идентификационных данных организации с данными, присвоенными государственными органами;

проверить сведения о руководителе, главном бухгалтере, иных должностных лицах, которым в установленном порядке предоставлено право действовать от имени организации, а также об учредителях организации, бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях - физических лицах способом, указанным в абзаце втором подпункта 16.1 настоящего пункта.

17. Анкетирование новых клиентов, которым открывается счет в банке, осуществляется до открытия счета на основании документов, представляемых в соответствии с законодательством.

В течение месяца после открытия клиенту счета банк дополняет его анкету сведениями, которые отсутствовали на момент открытия счета. В договоре между банком и клиентом могут быть определены порядок и условия представления клиентом сведений и документов, необходимых банку для выполнения возложенных на него законодательством Республики Беларусь обязанностей по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

18. Анкетирование клиентов банка не является обязательным в следующих случаях:

когда по счетам клиентов банка не проводятся операции на основании их платежных поручений, при невозможности установления контакта с этими клиентами;

в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящей Инструкции.

19. Анкета клиента банка может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде.

20. Сведения, указываемые в анкете клиента банка, могут фиксироваться и храниться в электронной базе данных банка, к которой (части которой) работникам банка, осуществляющим обслуживание клиентов, должен быть обеспечен оперативный доступ.

21. В зависимости от того, к какой группе принадлежит клиент банка, от степени риска работы с ним и характера совершаемых им финансовых операций идентификация проводится с учетом следующих особенностей:

21.1. идентификация физических лиц может не проводиться, если совершаемая ими разовая финансовая операция без открытия счета, сумма которой меньше 1000 базовых величин, не подлежит особому контролю и законодательством Республики Беларусь для ее совершения не предусмотрено представление в банк документов, удостоверяющих личность;

21.2. при идентификации организаций банк уделяет особое внимание:

учредительным документам (включая все зарегистрированные изменения и (или) дополнения, внесенные в них);

составу учредителей (участников) организации с целью определения лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами управления организации;

структуре органов управления организации и их полномочиям;

величине зарегистрированного уставного фонда организации, размеру ее имущества;

соответствию денежного оборота, в том числе наличного, характеру деятельности клиента;

21.3. при установлении корреспондентских отношений с банками-нерезидентами банк собирает информацию для изучения и оценки характера деятельности банка-корреспондента, его репутации, эффективности системы надлежащей проверки клиентов, принимаемых мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности и качества надзора в стране пребывания банка-корреспондента. Для этого может использоваться стандартная анкета, заполненная банком-нерезидентом по форме, разработанной Вольфсбергской группой <*>.

--------------------------------

<*> Вольфсбергская группа (The Wolfsberg Group - www.wolfsberg-principles.com) объединяет следующие крупнейшие международные финансовые организации: Banco Santander, Bank of Tokyo - Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P.Morgan Chase, Societe Generale, UBS.



22. Все документы, полученные в ходе идентификации клиентов, кроме документов клиентов без открытия счета, помещаются в дела, которые оформляются для каждого владельца банковского (лицевого) счета.

23. На основании сведений о клиенте, полученных на стадии предварительного контроля (в ходе идентификации и проведения соответствующих мероприятий по проверке представленных сведений), с учетом видов деятельности и операций повышенной степени риска банк оценивает риск работы с клиентом и присваивает соответствующую степень риска (низкую либо высокую).

24. К клиентам, работа с которыми изначально сопряжена с высокой степенью риска, относятся:

24.1. лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью;

24.2. лица, зарегистрированные, имеющие место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, либо лица, о которых имеются сведения об осуществлении операций через счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, зарегистрированных в таком государстве (на такой территории);

24.3. лица, зарегистрированные, имеющие место жительства или место нахождения в государстве (на территории), о котором (которой) из международных источников известно, что оно (она) является иностранным государством (территорией) с повышенным уровнем коррупции, незаконным оборотом оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией или в нем (на ней) незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешен свободный оборот наркотических веществ, кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях;

24.4. политически значимые лица иностранных государств, члены их семей или приближенные к ним лица (например, к политически значимым лицам могут быть отнесены главы государств или правительств, судьи высших судебных инстанций, высокопоставленные лица политических партий, дипломаты высокого ранга, высшие государственные и военные должностные лица, руководители организаций, которые занимаются добычей полезных ископаемых или являются монополистами на товарном рынке, высшие и влиятельные представители религиозных организаций и др.).

Решение о принадлежности клиента к категории политически значимых лиц принимается банком самостоятельно с учетом:

специфики иностранного государства (государственный строй, политическая система, органы государственной власти, экономика, религия, вооруженные силы, мирное / военное положение и т.д.);

информации о лицах, занимающих соответствующие руководящие должности, полученной из общедоступных источников (например, средств массовой информации, в Интернете и т.п.);

24.5. лица, зарегистрированные, имеющие место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в (на) котором(й) действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (далее - оффшорные зоны);

24.6. резиденты и нерезиденты, имеющие счета в оффшорных зонах;

24.7. организации, руководители которых являются учредителями (участниками) других организаций с долей в уставном фонде более 25 процентов или собственниками других организаций;

24.8. организации, в которых учредители (участники), имеющие долю в уставном фонде более 25 процентов, или собственники являются учредителями (участниками), имеющими долю в уставном фонде более 25 процентов, руководителями или собственниками других организаций;

24.9. организации, основным видом деятельности которых является купля/продажа недвижимого имущества и оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;

24.10. организации, занимающиеся туристической деятельностью;

24.11. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса;

24.12. организации, деятельность которых связана с интенсивным оборотом наличных денежных средств (в том числе с оказанием услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, розничной торговли топливом на автозаправочных станциях и т.п.);

24.13. исключен;

24.14. банки - корреспонденты группы "D", определяемые в соответствии с Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

24.15. организации, бенефициарным владельцем которых является лицо, указанное в подпунктах 24.1 - 24.5 настоящего пункта;

24.16. иные лица, определяемые банком.

25. Клиенты, работа с которыми не сопряжена с высокой степенью риска, относятся к категории клиентов, работа с которыми сопряжена с низкой степенью риска.

26. К финансовым операциям повышенной степени риска относятся:

26.1. финансовые операции, участниками которых являются лица, указанные в подпунктах 24.1 - 24.5 пункта 24 настоящей Инструкции;

26.2. финансовые операции, проводимые через счета, открытые в оффшорных зонах;

26.3. финансовые операции, связанные с реализацией (в том числе комиссионной) предметов искусства, антиквариата, легковых транспортных средств;

26.4. финансовые операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением таких финансовых операций, проводимых банками;

26.5. финансовые операции, проводимые клиентами, кроме банков-корреспондентов, с использованием интернет-технологий (например, интернет-банкинг (управление банковским счетом через Интернет), использование электронных денег, банковских пластиковых карточек в качестве средства платежа за товары (услуги), приобретаемые через Интернет);

26.6. исключен;

26.7. систематически совершаемые клиентом подозрительные финансовые операции, которые в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции отнесены к финансовым операциям, подлежащим особому контролю;

26.8. иные финансовые операции, определяемые банком.

26-1. По решению ответственного должностного лица работе с клиентом, совершающим на постоянной основе финансовые операции повышенной степени риска, указанные в пункте 26 настоящей Инструкции, может быть присвоена высокая степень риска.

27. Банки обязаны уделять особое внимание финансовым операциям, совершаемым клиентами, работа с которыми отнесена банком к высокой степени риска. Финансовые операции лиц, указанных в подпункте 24.1 пункта 24 настоящей Инструкции, подлежат приостановлению в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 5 Закона.

28. Банки должны обновлять (актуализировать) содержащиеся в анкетах клиентов сведения:

по клиентам, работе с которыми присвоена высокая степень риска, - не реже одного раза в течение календарного года;

по клиентам, работе с которыми присвоена низкая степень риска, - не реже одного раза в 3 года;

по клиентам без открытия счета - при совершении ими финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, и (или) финансовых операций, подлежащих особому контролю.

По мере изменения указанных в анкете клиента сведений, а также характера проводимых им финансовых операций банки при необходимости пересматривают степень риска работы с клиентом.

При возникновении сомнений в достоверности сведений, полученных ранее в ходе идентификации, банки должны провести повторную идентификацию клиента.



Глава 5

ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ОСОБОМУ КОНТРОЛЮ



29. Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций клиентов банка с целью определения финансовых операций, подлежащих особому контролю, реализуется работниками банка в процессе исполнения возложенных на них служебных обязанностей.

30. Информация, полученная на стадии предварительного контроля, в том числе в ходе идентификации, а также присвоенная степень риска работы с клиентом является основой для осуществления текущего и последующего контроля.

31. На стадии текущего контроля банк отслеживает финансовые операции клиентов, движение по их счетам с целью выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством, заполнения специальных формуляров и представления их в орган финансового мониторинга.

32. Критериями выявления и признаками подозрительных финансовых операций являются следующие:

32.1. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, если участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне;

32.2. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, на (со) счет(а), открытый(ого) в оффшорной зоне;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.