|
|
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12.12.2007 N 117 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 13 Назначение, устройство, технические характеристики, область применения механизированного аварийно-спасательного инструмента (фирм "Спрут", "Вета", "Эконт", "Простор", "Лукас", "Вебер", "Амкус", "Холматро" и др.). Правила постановки в боевой расчет, эксплуатации и обслуживания. Подготовка к работе гидравлических кусачек, электробензорезов, гидравлических цилиндров и домкратов, пневматических домкратов, газопламенного резака, лебедки и др. Отработка практических навыков работы со спасательным инструментом и оборудованием. Линемет, пневмо- и гидродомкраты с ручным приводом, ножницы гидравлические, шанцевый инструмент и др. Назначение и область применения. Правила обслуживания. Техника безопасности. Тема N 2.7. Спасательное снаряжение для работ на высоте. Спасательное снаряжение для работ на высоте. Виды отечественного и зарубежного снаряжения, используемого для преодоления препятствий и транспортировки пострадавшего. Индивидуальная экипировка спасателя. Беседки, косынки, карабины, жумары, спусковые устройства ("Лесенка", "Букашка" и др.), индивидуальное спасательное устройство, спасательная веревка и др. Подгонка и подготовка подвесной системы. Порядок и периодичность испытания пожарного пояса (ремня), карабина, спасательного снаряжения. Приемы страховки и самостраховки при работе на вертикальных участках разрушенных конструкций. Значение, виды, приемы и правила страховки и самостраховки. Требования к опорам. Типы, классификация опор. Примеры различных видов и типов опор. Необходимое снаряжение для организации опор, техника организации опор. Техника безопасности при организации опор. Основные приемы навески снаряжения, схемы навески. 3. Основы правовых знаний. Тема N 3.1. Структура и функции службы. Понятие о структуре и функциях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие структуру и задачи органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Правовые гарантии и обеспечение деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Гарнизонная и дежурная служба. Задачи гарнизонной и дежурной службы, порядок их осуществления. Должностные лица гарнизона. Должностные лица дежурной смены, их права и обязанности. Суточный наряд дежурной смены, обязанности лиц суточного наряда. Тема N 3.2. Порядок прохождения службы. Прохождение службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям рядовым и начальствующим составом. Поощрения и наказания, применяемые к работникам. Организация и несение гарнизонной службы. Должностные лица гарнизона. Особенности организации гарнизонной службы при сложной оперативной обстановке. Распорядок дня. Организация и несение дежурной службы. Особенности организации службы в подразделении, в котором спасатель проходит службу. Тема N 3.3. Вещевое и финансовое обеспечение. Нормативные правовые акты Республики Беларусь по вопросам финансового и вещевого обеспечения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Нормы снабжения вещевым имуществом лиц рядового и младшего начальствующего состава. Заработная плата, премиальные выплаты и единовременные денежные пособия, оплата за работу в ночное время, праздничные дни, за сверхурочную работу. Правила ношения формы одежды и знаков различия. Тема N 3.4. Конституционные права и обязанности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Основные законодательные акты Республики Беларусь. Органы и должностные лица, уполномоченные налагать административные штрафы. Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Правовые нормы и обязанности спасателей, международные нормы и правила поведения спасателей, межгосударственные соглашения по ликвидации ЧС природного и техногенного характера. 4. Пожарная аварийно-спасательная подготовка. Тема N 4.1. Упражнения с лестницами. Установка и подъем по выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни. Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни. Подъем по автолестнице, выдвинутой на высоту 25 - 30 м. Комбинированный подъем с использованием выдвижной и штурмовой лестниц. Тема N 4.2. Упражнения со спасательной веревкой и спусковыми устройствами. Сматывание спасательной веревки в клубок. Вязка одинарной и двойной спасательной петли с надеванием на пострадавшего. Закрепление спасательной веревки за конструкцию, опору. Отработка приемов страховки и самостраховки. Самоспасание с 4-го этажа учебной башни по веревке, при помощи спасательных устройств. Вязка узлов для подъема рукавных линий. Узлы. Виды узлов. Способы быстрого вязания узлов первым, вторым, третьим и четвертым способами. Вязание узлов вслепую. Узлы, применяемые при навеске снаряжения, организации линейных опор в процессе преодоления препятствий и в других случаях работы с веревкой. Специальные средства десантирования спасателей и транспортировки пострадавших. Спусковое устройство роликовое (далее - СУР). Тема N 4.3. Упражнения по боевому развертыванию. Отработка нормативов по боевому развертыванию отделения и дежурной смены (караула). Тема N 4.4. Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием. Отработка приемов работы с аварийно-спасательным оборудованием. Техника безопасности. Отработка схем боевого развертывания и нормативов. Тема N 4.5. Упражнения с боевой одеждой и снаряжением. Надевание боевой одежды и снаряжения, теплоотражательного костюма, защитного костюма "Л-1" ("ОЗК", "КИХ-4", "Трельчем" и т.п.). Занятия проводятся до выработки у обучаемого автоматизма при выполнении упражнений и соответствующих нормативов. Тема N 4.6. Строевая подготовка. Отработка строевых приемов без оружия. Тема N 4.7. Преодоление огневой полосы психологической подготовки. Тема N 4.8. Работа в теплодымокамере. Тема N 4.9. Занятия в противогазах на чистом воздухе. Организация работы звеньев газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) при ведении боевых действий в непригодной для дыхания среде при спасании людей, тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Контрольно-пропускной пункт. Пост безопасности. Состав звена ГДЗС и организация работы звеньев ГДЗС при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах метрополитена, в зданиях повышенной этажности, многоэтажных подвалах. Техника безопасности. Обязанности газодымозащитника. Обязанности постового на посту безопасности ГДЗС. Расчеты потребления кислорода и воздуха. Неисправности, возникающие в противогазах при работе. Признаки неисправностей. Действия газодымозащитника при обнаружении неисправностей в противогазе. Правила оказания помощи газодымозащитнику, потерявшему сознание при работе в противогазе. Отработка нормативов. 5. Медицинская подготовка. Тема N 5.1. Элементарная сердечно-легочная реанимация. Практическая отработка методов сердечно-легочной реанимации. Комплектация медицинской аптечки для оснащения пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Показания к проведению сердечно-легочной реанимации. Укладка пострадавшего, восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей. Отработка методики и техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца с участием одного или двух человек. Порядок использования элементарных аппаратов искусственного дыхания (мешка "АМБУ", "РДА" и др.). Особенности реанимации детей, реанимация при появлении самостоятельного дыхания и сердечной деятельности. Методика кислородной ингаляции, техника ее проведения с использованием "ГС-10". Комплектация медицинской аптечки для оснащения пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Отработка техники искусственного дыхания "Рот в рот", "Рот в нос" в сочетании с непрямым массажем сердца одним и двумя спасателями. Кислородная ингаляция пострадавшему аппаратами типа "Доза" или аппаратами на сжатом кислороде (отрабатывается индивидуально каждым спасателем). Возможные осложнения или ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Тема N 5.2. Первая доврачебная помощь при расстройствах здоровья, связанных с воздействием внешних факторов (травмы, ожоги, отморожения). Скелетные травмы и травмы внутренних органов. Оказание доврачебной помощи при вывихах и переломах костей конечностей. Методика оказания помощи пострадавшим при переломах костей таза, позвоночника, грудной клетки. Правила транспортировки. Классификация травматических повреждений внутренних органов, черепно-мозговых травм. Понятие о синдроме длительного сдавления, травматическом шоке. Классификация кровотечений при травмах. Отработка методов и приемов остановки кровотечения посредством пальцевого прижатия, прижатия сосудов с использованием бинтовых валиков, наложение жгута. Наложение всех видов повязок на конечности, грудную клетку, суставы, голову. Особенности транспортировки при кровотечениях из внутренних органов. Классификации ожогов и отморожений по степени тяжести. Особенности оказания первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. Ожоговый шок, последствия ожогов и отморожений. Особенности транспортировки. Тема N 5.3. Помощь при отравлении СДЯВ и токсичными веществами. Физиология дыхания и кровообращения, влияние дыма и газов на организм человека. Признаки отравления угарным и другими газами, образующимися при горении. Классификация, симптомы поражения и особенности оказания первой доврачебной помощи в зависимости от вида отравляющих веществ. Работа с останками погибших. Особенности, понятия и принципы деонтологии. Применение наиболее специфичных противоядий (антидотов). Характеристика некоторых антидотов и противотоксических средств (унитиол, сукцимер, тиосульфат натрия, тетацин-кальций, пентацин, ферроцин, антропин, дипироксим). Правила личной гигиены и последующей санитарной обработки. 6. Морально-психологическая подготовка. Тема N 6.1. Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятие 1-е (практическое, 2 часа). Психологическая подготовленность, опыт действий в ЧС, индивидуальные особенности - факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя. Понятие психологической готовности к действиям в ЧС. Физические и психологические резервы организма, условия их мобилизации. Основные направления формирования психологической готовности к решению специальных задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, отработка действий на моделях, тренировка оперативного мышления, развитие волевых качеств, совершенствование способов действий в реальных ЧС. Метод психологической подготовки к действиям при ликвидации последствий стихийных бедствий. Проведение тренировок в обстановке, максимально приближенной к реальной, в экстремальных погодных и климатических условиях на учебных местах, с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымленности. Создание игровых ситуаций по спасению пострадавших из-под завалов, при тушении загораний на манекенах, преодоление водных преград, полосы психологической подготовки. Занятие 2-е (практическое, 2 часа). Пути формирования психологической готовности спасателей к ликвидации последствий производственных аварий, решению задач по ликвидации последствий катастроф на транспорте, накопление опыта острых эмоциональных воздействий при работе с ранеными, погибшими; развитие способности переносить интенсивные и длительные физические нагрузки, способности противостоять панике и страху, готовности совершать самоотверженные поступки. Занятие 3-е (практическое, 2 часа). Совершенствование методов развития психологической готовности к действиям при ликвидации последствий производственных аварий. Создание условий, максимально приближенных к реальным (задымление, огонь, имитация химически опасных веществ), создание моделей катастроф на транспорте. Тренировка способности действовать в условиях дефицита времени, изменяющейся обстановки. Выработка навыков эффективного внутригруппового взаимодействия. Проведение тестов на эмоциональную сферу спасателей. Тема N 6.2. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях. Модели общения спасателей в ходе работ с населением. Занятие 1-е (теоретическое, 2 часа). Психологическое воздействие обстановки при ЧС природного и техногенного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность его для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое ухудшение жизненного уровня, наличие жертв, дефицит информации, потеря управления. Индивидуальные различия людей в характере реакции на ЧС (сохранение самообладания, изменение психического состояния, патологические нарушения психической деятельности). Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в условиях ЧС. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения. Противодействие слухам. Демонстрация кино- и видеофильмов на заданную тематику. Тема N 6.3. Психическая саморегуляция как средство повышения эффективности деятельности в экстремальных условиях. Психологическая реабилитация. Занятие 1-е (теоретическое, 1 час). Влияние ЧС на психику спасателя. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведения спасателя. Способы преодоления стресса. Пути повышения психологической устойчивости спасателя к деятельности в ЧС. Психофизиологические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Методы идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в ЧС. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам волевой саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения. Занятие 2-е (практическое, 1 час). Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для аутогенной тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков к быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.". 2. Настоящее постановление вступает в силу с 15 января 2008 г. Министр Э.Р.БАРИЕВ |
Партнеры
|