Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 11.12.2007 N 442 "Об утверждении Инструкции по организации государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





На основании Положения о Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2005 г. N 441, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 июня 2005 г. N 124 "Об утверждении Методики организации органами государственной статистики наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказанные населению, расчета сводного индекса потребительских цен";

приказ Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. N 147 "О внесении изменений и дополнений в Методику организации органами государственной статистики наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказанные населению, расчета сводного индекса потребительских цен".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 г.



Первый заместитель Министра Г.И.ГАСЮК







                                          УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановление Министерства
                                          статистики и анализа
                                          Республики Беларусь
                                          11.12.2007 N 442


ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ЗА ЦЕНАМИ И ТАРИФАМИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ И ПЛАТНЫЕ

УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЮ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция по организации государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению (далее - Инструкция), разработана с целью установления порядка проведения выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению, и получения необходимой информации для расчета сводного индекса потребительских цен.

2. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:

индекс потребительских цен (далее - ИПЦ) - один из показателей инфляции, характеризующий изменения во времени стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг, приобретаемого населением;

цена (тариф) - денежная оценка стоимости товара (услуги) в белорусских рублях за количественную единицу товара (услуги);

потребительская цена (тариф) - фактическая цена (тариф) на товар (услугу), реализуемую в свободной продаже, которая является конечной ценой потребления и включает налог на добавленную стоимость, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль торговых организаций;

ценовая котировка - цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенной торговой организации;

товар (услуга)-представитель - совокупность определенного вида товара (услуги), который в границах совокупности может отличаться незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства;

сезонный товар (услуга) - товар (услуга), который либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года);

потребительский набор товаров (услуг)-представителей - единый для областей и г.Минск репрезентативно отобранный перечень товаров (услуг), наиболее часто потребляемых населением, остающийся в течение определенного периода неизменным;

базовая организация - репрезентативно отобранный объект государственного статистического наблюдения (торговая организация, организация, оказывающая платные услуги населению), в которой осуществляется регистрация цен и тарифов по сформированному потребительскому набору товаров (услуг)-представителей;

выборка (выборочная совокупность) - совокупность ограниченного числа наблюдений, которая должна быть представительной (репрезентативной), полно и адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности (совокупность всех наблюдений);

регистрация цен (тарифов) - сбор информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированный потребительский набор товаров (услуг)-представителей, в базовых организациях;

потребительские расходы населения - часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг;

потребительские товары (услуги) - товары (услуги), используемые населением, как правило, для личного и общесемейного потребления;

домашнее хозяйство (домохозяйство) - отдельные лица, проживающие автономно или группа лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства;

классификатор - технический нормативный правовой акт, содержащий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации;

КИПЦ - классификация индивидуального потребления по целям - Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), является одной из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе Национальных счетов 1993 года, и используется при разработке ИПЦ в качестве международного стандарта;

инфляция - обесценивание денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги.

3. ИПЦ рассчитывается с целью определения изменения стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.

4. Поскольку ИПЦ предназначен для измерения изменения цен на потребительские товары и услуги, не включаются в ИПЦ:

покупка ценных бумаг, которые не относятся ни к товарам, ни к услугам, как, например, облигаций, акций или других финансовых активов;

расходы на уплату подоходного налога, отчисления в пенсионный фонд;

стоимость товаров, расходуемых на цели инвестиций (строительство и капитальный ремонт жилых или подсобных помещений), накопления, а также товаров, для которых не существует реальной рыночной цены (собственное потребление сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах).



Глава 2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ (ТАРИФАМИ)



5. Государственное статистическое наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению, организуется на выборочной основе.

6. Государственное статистическое наблюдение включает в себя следующие этапы работы:

отбор населенных пунктов;

отбор базовых организаций;

отбор товаров (услуг)-представителей;

регистрация цен (тарифов) на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению в базовых организациях.



Глава 3

ОТБОР НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ

ЦЕНАМИ (ТАРИФАМИ)



7. Государственное статистическое наблюдение за потребительскими ценами (тарифами) проводится на территории всех областей республики и в г.Минске. Информация о ценах (тарифах) собирается во всех областных центрах и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения региона и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

В выборку не включаются города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от областного центра.

8. Для регулярного наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и услуги отобран 31 город Республики Беларусь, где проживает более 50% населения республики и свыше 70% городского населения. Перечень городов, в которых осуществляется государственное статистическое наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и услуги приведен в приложении 1 к настоящей Инструкции.



Глава 4

ОТБОР БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



9. В каждом городе в выборочную совокупность включаются организации, осуществляющие массовую продажу товара (услуги) на регулярной основе, включая торговые организации (магазины, универмаги, киоски), организации общественного питания, городские рынки (продовольственные, вещевые, смешанные), организации, оказывающие платные услуги населению, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле и сфере услуг на постоянной основе, и физических лиц, торгующих на рынках.

Базовые организации должны фактически представлять те организации, где покупатели чаще всего приобретают товары (услуги).

10. В выборку в каждом городе должны быть включены крупные, средние и мелкие торговые организации и организации, оказывающие платные услуги населению, с различными формами обслуживания, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах. Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные государственной статистической отчетности об объемах реализации товаров (услуг) населению.

В выборку не включаются организации торговли (салоны-магазины), в которых реализуются эксклюзивные модели одежды, обуви престижных иностранных фирм, цены на которые значительно превышают средний уровень цен на аналогичные товары, так как такие товары поступают в продажу небольшими по объему партиями, с постоянным обновлением ассортимента, что значительно затрудняет качественное отслеживание изменений цен.

11. Для получения информации о распределении продажи товаров по типам торговых организаций используются данные о местах покупок товаров выборочного государственного статистического наблюдения обследования домашних хозяйств (согласно приложениям 2, 3 к настоящей Инструкции). Специалисты территориальных органов государственной статистики, используя информацию указанных приложений, самостоятельно производят отбор базовых организаций в соответствии с условиями организации торговли на территории области (города).

Рекомендуемые соотношения количества регистрируемых цен в магазинах и на рынках на продовольственные и непродовольственные товары для регистрации цен в районных, областных центрах и в г.Минске приведены в приложениях 4, 5 к настоящей Инструкции. В случае отсутствия товара в таблице, регистрацию цен на него следует осуществлять у юридических лиц и их обособленных подразделений, занимающихся розничной торговлей.

12. Специалисты территориальных органов государственной статистики составляют перечень базовых организаций, куда заносят сведения (наименование организации, адрес) об отобранных базовых организациях. В случае замены базовой организации или включения в наблюдение новой торговой организации данный перечень обновляется.

13. Замена базовой организации применяется в случае, если на момент сбора информации в этой организации невозможно зарегистрировать цену (тариф) на тот же товар (услугу), что и во время предыдущей регистрации.

Замену базовой организации рекомендуется проводить на непродолжительный период (2 - 3 месяца) времени, сохраняя в перечне базовых организаций первоначально отобранную организацию. В случае более длительного отсутствия товара (услуги) в базовой организации производится исключение этой организации из перечня базовых организаций и организуется постоянное наблюдение в другой организации. Обязательным условием для организации государственного статистического наблюдения за ценами (тарифами) в новой организации является ее однотипность с базовой организацией, а также сопоставимость в них уровня цен (тарифов) на товар (услугу), который должен быть аналогичным или максимально близким по потребительским свойствам.

Замена базовой организации должна быть проведена и в случае закрытия ее на длительный период времени или ликвидации.

Информация о базовых организациях является конфиденциальной и распространению не подлежит.



Глава 5

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАБОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ



14. Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой репрезентативную выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Для государственного статистического наблюдения за ценами (тарифами) Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее - Белстат) отобрано более 400 наименований товаров и видов услуг, характеризующих фактическую структуру потребительских расходов населения республики.

Новые товары и услуги включаются в потребительский набор товаров и услуг в тех случаях, когда доля расходов на их покупку составляет не менее 0,01% от общей суммы потребительских расходов населения.

Особенностью потребительского набора товаров и услуг является определенная гибкость в его формировании, так как специалисты Белстата определяют общий перечень товаров (услуг) и товарных групп, а специалисты на региональном уровне детализируют его конкретными наименованиями товаров (услуг)-представителей.

Одним из способов поддержания актуальности выборки является ее постепенная ротация (обновление) путем исключения некоторых товаров (услуг) и включения новых по следующим причинам:

товар (услуга) больше не является репрезентативным, так как его доля в потребительских расходах населения постепенно сокращается;

полностью отсутствует реализация товара (услуги) на потребительском рынке (например, в результате изменения технологии, выхода из моды или по другим причинам).

В то же время в продаже появляются новые товары (услуги), которые в определенный момент должны быть включены в выборку.

15. При отборе определенного вида товара необходимо исходить из того, что преимущество должно отдаваться товару, который будет постоянно присутствовать в продаже в течение последующих месяцев.

Отбор конкретного вида товара (услуги) должен осуществляться специалистом совместно с товароведом или продавцом магазина, работником организации, оказывающей услуги. Отобранный для государственного статистического наблюдения товар (услуга) должен пользоваться постоянным спросом у населения.

В государственное статистическое наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары.

16. Потребительский набор товаров и услуг состоит из трех основных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги, а каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.

В приложении 6 к настоящей Инструкции приведен Перечень товаров и услуг для регулярного государственного статистического наблюдения за изменением цен (тарифов) и расчета сводного индекса потребительских цен (далее - Перечень), составляющих потребительский набор товаров и услуг, который представляет собой единую для всех территорий республики выборку товаров и услуг.

Структура Перечня приведена с использованием Классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Весь набор потребительских товаров и услуг подразделяется на разделы, например, 01 "Продукты питания и безалкогольные напитки".

Каждый раздел, в свою очередь, подразделяется на группы, например, 01.1 "Продукты питания".

Группа подразделяется далее на классы, например, 01.1.1 "Хлебопродукты и крупы".

Каждый класс разделяется на более однородные подклассы, например, 01.1.1.2 "Мука и другие крупы", которые подразделяются на виды (например, "Мука") и далее - на товары (услуги)-представители (например, "Мука пшеничная").



Глава 6

РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) И ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ "СВЕДЕНИЯ

О ЦЕНАХ И ТАРИФАХ НА ТОВАРЫ И ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ"



17. Исходной информационной базой для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на товары (услуги)-представители.

Регистрация цен (тарифов) проводится специалистами главных статистических управлений областей и города Минска в период с 10 по 30 число ежемесячно. Сбор информации о ценах (тарифах) в конкретной торговой организации, организации, оказывающей платные услуги населению, в отчетный период должен осуществляться в один из двух календарных дней, предшествующих или следующих за днем фактического сбора информации в предыдущем месяце. Необходимо соблюдать установленные сроки регистрации цен (тарифов) с тем, чтобы выдерживать интервал между двумя регистрациями в один месяц.

Данные о ценах (тарифах) могут быть получены в базовой организации по телефону в том случае, когда не возникает неопределенности относительно цен (тарифов), поскольку услуга, цена (тариф) на которую определяется, является неизменной для определенного периода времени (например, одинаковый размер платы за отдельные услуги на все месяцы квартала). В случае сбора информации о ценах по телефону, рекомендуется по истечении квартала получать в базовой организации письменное подтверждение информации о ценах (тарифах), для подтверждения достоверности полученной информации.

18. Регистрации подлежит фактическая цена товара (включая налог на добавленную стоимость, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги), имеющегося в реализации и оплачиваемого наличными деньгами.

Товары, реализуемые по льготным ценам для отдельных категорий граждан, в регистрацию не включаются.

Цены распродаж или специальных предложений следует регистрировать, если они представляют собой либо временное снижение цен на товары, которые снова будут продаваться по ценам без скидок, либо относятся к категории сезонной распродажи (например, распродажа одежды и обуви по окончании сезона). При продаже товарных остатков, поврежденных, потерявших товарный вид или товаров с дефектами цены на них регистрации не подлежат.

Скидки на товары, срок хранения которых заканчивается, при регистрации цен не учитываются.

19. Непрерывность является одним из важнейших принципов сбора информации о ценах (тарифах). Поскольку индекс цен (тарифов) определяет изменение цены (тарифа) во времени, необходимо чтобы каждый месяц определялась цена (тариф) одного и того же товара (услуги).

20. Если в последующие месяцы невозможно будет собрать информацию о ценах (тарифах) на какой-либо товар (услугу), необходимо внести изменения в ассортимент товаров (услуг) или заменить базовую организацию.

Замена товара является вынужденной мерой в случаях, связанных с частой сменой ассортимента товара, нестабильностью потребительского рынка и влиянием прочих факторов.

Необходимо различать постоянно и временно отсутствующие товары. К временно отсутствующим относятся как товары, продажа которых по разным причинам временно прекращена, так и товары, имеющие сезонный характер производства и реализации (например, плодоовощная продукция, отдельные виды одежды и обуви и прочие товары).

В случае временного отсутствия несезонных товаров, возможно применение одного из следующих методов.

Метод 1. Не включать в расчет средней цены товар, информация о цене на который отсутствует. Не включение товара в расчет эквивалентно предположению, что цена на отсутствующий товар изменилась бы таким же образом, что и среднее значение цен товаров, включенных в расчет индекса цен.

Метод 2. Распространить на более поздние периоды последнюю наблюдаемую цену. Необходимо как можно реже использовать данный метод, так как его применение допустимо только для очень ограниченного числа случаев. Особенно необходимо быть осторожными в период высоких темпов инфляции или в период быстрых изменений на рынках в результате значительных темпов инноваций и высокой сменяемости товаров. Этот метод вносит систематическую ошибку в получаемый сводный индекс цен в сторону уменьшения. Кроме того, возникает вероятность компенсирующего скачкообразного изменения индекса цен в момент, когда цена на отсутствующий товар будет зарегистрирована вновь.

Метод 3. Условно исчислить отсутствующую цену, используя среднее изменение имеющихся в наличии цен товаров. Данный метод равноценен не включению товара в расчет текущего периода, но условное исчисление цены следует произвести, чтобы размер выборки в текущий период не сокращался, если в более поздний период информация о цене товара будет вновь доступна.

Пример условного исчисления временно отсутствующей цены приведен в приложении 7 к настоящей Инструкции.

Метод 4. Условно исчислить отсутствующую цену, используя изменение цены отдельного сопоставимого товара из другой, подобной, торговой организации.

Следует отметить, что период, в течение которого применяются условные исчисления цен, не должен быть продолжительным.

Если длительное время не осуществляется реализация товара на потребительском рынке без перспективы ее возобновления в будущем, то товар считается постоянно отсутствующим, так как становится недоступным для осуществления государственного статистического наблюдения за ценами. Товар может отсутствовать на потребительском рынке в связи с появлением новых товаров, или торговые организации могут прекратить его продажу. В случае окончательного исчезновения из продажи товара необходимо выбрать и включить в расчет индекса цен товар его заменяющий. В идеале заменяющий товар должен иметь значительную долю продаж, оставаться в продаже в течение некоторого периода времени и быть репрезентативным в отношении изменений цен, включенных в выборку.

Для определения цен на товары, замещающие окончательно исчезнувшие из продажи товары, могут быть применены следующие методы.

Прямое сопоставление - если заменяющий товар является непосредственно сопоставимым по качеству с отсутствующим в продаже товаром. При этом предполагается, что разница в уровне цен между новым и старым товарами обусловлена изменениями цены, а не различиями в качестве.

Пример замены исчезнувшего товара без совмещения приведен в приложении 7 к настоящей Инструкции.

Совмещение применяется в тех случаях, когда отсутствует какая-либо информация, позволяющая выполнить обоснованные оценки влияния изменения качества на цену, однако заменяющий товар существует в тот же период, что и старый товар. Замена товара может считаться несопоставимой с отсутствующим товаром, но при этом возможно получение данных о ценах как на отсутствующий, так и на заменяющий товары в период совмещения, до момента исчезновения первого товара. Разница в цене между старым и заменяющим товарами в период совмещения используется затем в качестве показателя различия в качестве.

Пример замены исчезнувшего товара с совмещением приведен в приложении 7 к настоящей Инструкции.

Цепной индекс среднего арифметического цен рассчитывается на основе цен товаров A, B и C до марта включительно, а начиная с апреля - на основе цен товаров B, C и D. Заменяющий товар не вводится до тех пор, пока не получены цены для двух последовательных периодов. Таким образом, преимуществом месячного цепного индекса является то, что для нового товара нет необходимости производить какое-либо условное исчисление базисной цены.

Каждый конкретный случай вынужденной замены товара требует индивидуального анализа, обобщения сложившейся ситуации и принятия решения о выборе применяемого метода. Выбор метода замены товара во многом зависит от специфики условий реализации товаров, их наличия на потребительском рынке и других факторов.

21. Регистрацию цен (тарифов) на конкретный товар (услугу) следует осуществлять, используя бланк формы государственного статистического наблюдения "Сведения о ценах и тарифах на товары и платные услуги населению" (далее - бланк формы) на каждый товар (услугу).

Бланк формы рассчитан на регистрацию цен (тарифов) и указание разного рода примечаний по различным базовым организациям. Цель заполнения бланка формы - подготовить от трех до десяти цен, пригодных для ежемесячного расчета ИПЦ по территории каждого города (количество цен по городам приведено в приложении 1 к настоящей Инструкции). Поскольку для расчета ИПЦ используется метод сопоставленного относительного показателя изменения средних цен (тарифов), необходимо иметь цены (тарифы) на один и тот же товар (или его эквивалент), услугу в одной и той же торговой организации, организации, оказывающей платные услуги населению, за два последовательных периода с тем, чтобы использовать эти цены (тарифы) для расчета индекса цен (тарифов). Чтобы обеспечить необходимое количество пригодных для расчета цен, в ряде случаев может оказаться необходимым зарегистрировать большее количество цен, чем определено в приложении 1 к настоящей Инструкции, за каждый отдельный период. Исключение составляют отдельные виды платных услуг населению, цены (тарифы) на которые устанавливаются централизовано и являются едиными для всего населения города (например, тарифы на проезд в городском транспорте, услуги связи, отдельные виды услуг коммунального хозяйства).

22. При заполнении бланка формы необходимо руководствоваться следующим. В графе 1 отражается порядковый номер торговой организации, организации, оказывающей платные услуги населению, в графе 2 - ее наименование и адрес. Данные о городских рынках включают их наименование, адрес или место нахождения, а также, по возможности, фамилии, номера торговых мест и другие данные по отдельным продавцам. Предполагается, что не всегда есть возможность получить ежемесячную информацию о ценах у одного и того же продавца.

В графе 3 указывается дата регистрации товара (услуги) в предыдущем месяце, а в графе 8 - в отчетном месяце.

Собранные за отчетный месяц данные заносятся в графы с 8 по 12 бланка формы, а затем переносятся в графы с 3 по 7 бланка формы следующего месяца. Приведенные ниже указания относятся к сбору информации за текущий месяц.

В графе 9 приводится подробное описание выбранного для оценки изменения цены товара (услуги). Как правило, в описание товара входят его марка, модель, артикул или прейскурантный номер, страна происхождения товара, предприятие-производитель, вид упаковки, размер, цвет изделия, сорт, вес, состав сырья и так далее. Цель описания товара (услуги) - предоставить достаточно информации для нахождения его при регистрации цен (тарифов) в последующий месяц.

Единица измерения товара заносится в графу 10. При этом указывается действительное количество выбранного для оценки товара, а не стандартная единица измерения.

Зарегистрированная в отчетном месяце цена указывается в графе 11. Затем из этого числа определяется цена стандартной единицы измерения товара, которая отражается в графе 12. Если "стандартная единица" не равна одному литру или одному килограмму, единица упаковки указывается в скобках в соответствии с Перечнем (приложение 6 к настоящей Инструкции). В случае, если зарегистрированная и пересчитанная цены совпадают, их значение сразу заносится в графу 12.

Если в каком-либо периоде невозможно зарегистрировать цену (тариф) на товар (услугу), или же эти цены (тарифы) нельзя сравнивать, они обводятся кружком и не включаются в расчет относительного показателя изменения цен (тарифов). Методология использования сопоставленного показателя изменения цен гарантирует постоянное качество индекса за любой период.

Для расчета относительного показателя изменения цен (тарифов) вначале суммируются цены (тарифы) по графам 7 и 12 (за исключением обведенных), полученные данные проставляются по строке "Итого" в соответствующих графах. Строка "сумма из предыдущего бланка" заполняется в том случае, если для регистрации цен (тарифов) на один товар (услугу) используется больше одного бланка формы. По строке "Средняя цена" рассчитывается среднеарифметическая цена, путем деления данных по строке "Итого" в графах 7 и 12 на количество зарегистрированных цен (за исключением обведенных) по соответствующим графам. Средняя цена, проставленная в графе 12, затем делится на среднюю цену в графе 7 и записывается по строке "Ценовая относительная". Результат округляется до четвертого знака после запятой.

23. В приложениях с 8 по 10 к настоящей Инструкции даны примеры заполненных бланков формы для товаров "свинина тушеная консервированная" (1-21-036) и "колготки женские" (2-12-146). Поскольку цена товара (код 1-21-036) рассчитывается на стандартную 350 граммовую банку свинины тушеной, в данном случае нужно было заполнить обе графы - 11 и 12. Цена колготок не нуждается в переводе на стандартную единицу измерения, соответственно, в данном случае заполняется лишь 12 графа.

На приведенных примерах демонстрируется ряд особо важных принципов сбора информации о ценах и расчета исходных показателей для ИПЦ. Если описание товара, зарегистрированного в предыдущем месяце, полностью соответствует характеристике товара в отчетном месяце, то в графе 9 бланка формы достаточно сделать отметку "То же". Если же, по каким-либо причинам зарегистрированный ранее товар не поступил в продажу в отчетном месяце, регистрируется цена аналогичного товара. В этом случае подбирается товар, наиболее соответствующий образцу. Если нет возможности собрать информацию о выбранном в предыдущем месяце товаре или подобрать его эквивалент, то для сбора информации приходится использовать новую торговую организацию. Пример приведен в приложении 8 к настоящей Инструкции.

В продажу в базовую организацию (гастроном N 10) не поступали 350 граммовые банки свинины тушеной, и для сбора информации о цене была использована 550 граммовая банка. Такой выбор товара признан обоснованным, и соответствующие данные могут использоваться в расчете относительного показателя изменения цен. Поскольку в ассортименте товаров универсама "Столичный" свинины тушеной консервированной на момент регистрации не было, было решено выбрать для этой цели новый магазин (универсам "Центральный"). Данные, собранные в новом магазине, заносятся на новую строку (ни при каких обстоятельствах не разрешается запись на одной строке данных по разным магазинам). Оба универсама остаются в списке выбранных торговых организаций для получения последовательных данных о ценах на аналогичные продукты в будущем. Занесенные в бланк формы цены по этим торговым организациям следует обвести (пометить), что означает, что полученные из разных магазинов цены не должны использоваться в расчетах относительного показателя изменения цен за январь месяц. Однако, возможен вариант включения этих цен в расчет относительного показателя изменения цен: включается фактическая цена предыдущего месяца и расчетная цена отчетного месяца по универсаму "Столичный", а также расчетная цена предыдущего месяца и фактическая цена отчетного месяца по универсаму "Центральный". В данном варианте они бы не повлияли на уровень относительного показателя изменения цен. Новый показатель ценовой относительной равен 1,0163, исключая погрешности при округлении.

В приложении 10 к настоящей Инструкции дан пример подбора колготок женских, аналогичных выбранному ранее товару. Пары, подобранные в отчетном месяце в магазинах N 1, 2, 4, признаны сопоставимыми, как товар того же производителя и сопоставимого качества. Товар в магазинах N 3 и N 5 был оценен как несопоставимый, поскольку в первом случае был выпущен другой фирмой и отличался по качеству (50 и 40 ден), а во втором случае был произведен в разных странах. Отметим, что обе цены, зарегистрированные в магазинах N 3, 5 обведены и исключены из расчетов относительного показателя за отчетный месяц.

Пример расчета недостающей цены по универсаму "Столичный" приведен в приложениях 8, 9 к настоящей Инструкции. В феврале в данном универсаме в продажу поступил товар, отобранный для наблюдения за ценами в декабре и отсутствовавший в продаже в январе. Для включения зарегистрированной цены в расчет ценовой относительной за февраль необходимо определить расчетную цену за январь по данной торговой организации. Для этого необходимо фактическую цену за декабрь умножить на ценовую относительную за январь (2450 x 1,0163 = 2490). За период с декабря до февраля фактическая цена на данный товар не изменилась, а расчетная цена за январь составила 2490 рублей. Сравнивая цену отчетного месяца (февраля), которая составляет 2450 рублей, с расчетной ценой за январь (2490 рублей), индекс цен, который в январе был слишком высоким для данного товара, самокорректируется. Поскольку в других торговых организациях изменений цен не было, относительный показатель для февраля оказался меньше 1,0000, тем самым указывая на небольшое снижение средней цены на этот товар.

Возможен другой метод замены товара-представителя, который заключается в том, что цена предыдущего месяца просто остается неизменной в отчетном месяце. Однако, применять данный метод, особенно в период высокой инфляции, не рекомендуется. Несмотря на то, что этот метод предусматривает самокоррекцию по мере появления данного товара в последующем, он может вызвать значительное временное занижение индекса цен.

Таким образом, в бланке формы за февраль во всех пяти торговых организациях товары были признаны сопоставимыми и включены в расчет ценовой относительной.

24. Заполненные бланки формы специалисты, осуществляющие сбор информации о ценах, 1-го числа после отчетного месяца передают в главные статистические управления областей и города Минска. Полученные данные тщательно выверяются. Главные статистические управления областей и города Минска проводят периодические контрольные проверки с целью определения правильности заполнения специалистами, осуществляющими регистрацию цен (тарифов), бланков форм и достоверности полученных данных.



Глава 7

КРИТЕРИИ СРАВНИМОСТИ ТОВАРОВ (УСЛУГ)



25. Специалистам, осуществляющим регистрацию цен (тарифов), следует определять, сравним ли данный вид товара (услуги) с тем, который выбран для его замены и последующей регистрации цены (тарифа).

Для этого следует использовать следующие основные критерии:

не следует сравнивать один и тот же вид товара (или различные товары) из разных торговых организаций;

не рекомендуется, как правило, сравнивать товары, произведенные в разных странах;

товары, произведенные в одной стране, можно сравнивать, если их качество примерно одинаково. В частности, что касается одежды - возможно сравнение товаров, произведенных разными организациями, однако, это делается лишь в тех случаях, когда невозможно подобрать товары, имеющие одного и того же производителя;

рекомендуется сравнивать пересчитанные цены разновидностей одного продукта и марки, которые имеют отличия только по объему и весу, например, консервы в 550-граммовой банке и в 350-граммовой;

цены на одинаковые модели одежды, отличающиеся только по размеру, в основном, допустимо сравнивать. Однако, если имеется существенное различие в цене одной модели разных размеров, эти цены не подлежат сравнению.

26. Общий принцип, по которому определяется сравнимы товары или нет, узнать, влияют ли их различия на цену. Обычно товары считаются сравнимыми, если нет значительных различий в их потребительских качествах, которые определяют цену. Насколько строгими должны быть критерии сравнимости решает сам экономист, осуществляющий регистрацию цен. Если эти критерии будут слишком строги, индекс будет рассчитан на основе лишь ограниченного количества цен и может не отразить их действительного изменения. Если они будут слишком неопределенными, индекс цен отразит изменение качества как изменение цены.



Глава 8

СЕЗОННЫЕ ТОВАРЫ



27. Примерами сезонных товаров являются некоторые продукты питания (овощи, фрукты, картофель, живая рыба), отдельные виды одежды и обуви, услуги отопления, туристские услуги и прочие.

В несезонные периоды года по таким товарам применяется метод расчетных цен, по которому уровень цен на отсутствующие товары определяется с учетом их изменения на аналогичные товары соответствующей группы, имеющиеся в продаже в течение всего года.

Для сезонных товаров, отсутствующих в продаже в течение от одного до нескольких месяцев в году, регистрирующий цены специалист должен сделать в бланке формы пометку, что товар в продаже отсутствует. Последняя зарегистрированная цена в бланк формы за отчетный месяц в качестве цены предыдущего месяца не заносится.

28. Государственное статистическое наблюдение за ценами на плодоовощную продукцию имеет свою специфику, поэтому при регистрации их цен на отдельные товары следует учитывать некоторые особенности.

Регистрацию цен на картофель рекомендуется проводить раздельно на картофель ранний (молодой) и картофель урожая предыдущего года. В расчет ИПЦ информацию о ценах на ранний картофель следует включать с момента массовой реализации данного товара. В условиях климата республики месяцем включения в расчеты раннего картофеля обычно является июль (в отдельных случаях, в условиях ранней весны, - вторая половина июня). Необходимо учитывать постепенно возрастающий удельный вес раннего картофеля в общем объеме реализации данного товара. Для этого цены на картофель ранний и картофель урожая предыдущего года в летний период (учитывая значительную разницу в ценах) необходимо взвесить на их объемы реализации для получения средневзвешенной цены, что позволяет сделать увязку цен на картофель урожая текущего и предыдущего года.

Информацию о ценах на раннюю морковь, свеклу, капусту следует так же включать в регистрацию с момента массовой реализации данных товаров, учитывая растущий вес продукции урожая текущего года, постепенно увеличивая количество соответствующих ему котировок цен.



Глава 9

ПОЯСНЕНИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ОТДЕЛЬНЫЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ)



29. Несмотря на то, что приведенные в настоящей Инструкции пояснения применимы к большинству товаров (услуг), в ряде случаев необходимы дополнительные разъяснения. В частности, это касается платы за техническое обслуживание жилых помещений, коммунальных услуг, транспорта и связи, санаторно-оздоровительных, туристических, медицинских услуг, услуг образования, правового характера.

30. Для расчета платы за техническое обслуживание жилых помещений формируется представительная выборка из жилых помещений, на которые оформлен договор найма. Характеристики выбираемых помещений (тип, размер) должны оставаться неизменными. Данные о тарифах регистрируются в ЖЭС, ЖСК. В Бланке формы указывается плата за техническое обслуживание жилых помещений, исчисленная за квадратный метр отдельно по государственному жилищному фонду и по частному жилищному фонду (дома ЖСК). Если нет возможности сразу получить данные за один квадратный метр, то общая плата за техническое обслуживание жилых помещений записывается в графах 6 и 11, а исчисленная за квадратный метр - в графах 7 и 12.

Плата за жилое помещение, на которое оформлен договор найма (в настоящее время плата за техническое обслуживание жилых помещений, регулируемая государством) считается также платой, которую выплачивают и владельцы жилых помещений, находящихся в частной собственности.

Потребители жилищных услуг производят оплату за техническое обслуживание жилых помещений по установленным ставкам (для общей жилой площади, занимаемой в пределах установленных норм) и (или) по нормативной себестоимости содержания одного квадратного метра общей площади жилых помещений (для сверхнормативной площади и площади второго жилья). В государственное статистическое наблюдение включена плата за техническое обслуживание жилых помещений по установленной ставке.

31. Услуги коммунального хозяйства, включенные в ИПЦ, подобраны исходя из структуры и характера их потребления в республике. Тарифы, участвующие в расчетах отдельных коммунальных платежей, используются без учета скидок для отдельных категорий граждан, имеющих право на оплату этих услуг на льготных условиях.

Регистрируется месячная плата за холодную, горячую воду и за канализацию, рассчитанная на одного человека.

В связи с тем, что население оплачивает весь комплекс предоставленных услуг по снабжению горячей водой, куда входит отпуск воды и ее подогрев, то плата на одного человека в месяц за пользование горячей водой определяется расчетным путем исходя из:

средней (нормативной) величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды, которая утверждается областными (городскими) исполнительными комитетами, и в разных городах республики может быть различной;

стоимости единицы тепловой энергии, действующей в отчетном месяце (утверждается постановлением Министерства экономики Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь);

нормы расхода горячей воды (согласно СНиП 2.04.01-85 г. - 120 л = 0,12 куб.м). Если в отдельных городах республики утверждены другие нормы отпуска воды, то в расчет берутся эти утвержденные нормы;

среднемесячного количества дней в году (30,42).

Пример расчета:

0,12 x 30,42 = 3,650 куб.м;

3,650 x 0,0422 = 0,1540 Гкал (где 0,0422 - средняя норма расхода тепловой энергии);

0,1540 x 36 355,5 = 5599 рублей (где 36355,5 рубля - стоимость единицы тепловой энергии).

Плата за пользование водопроводом и канализацией на одного человека в месяц рассчитывается исходя из:

нормы расхода холодной воды (согласно СНиП 2.04.01-85 г. - 300 л = 0,3 куб.м). Если в отдельных городах республики утверждены другие нормы отпуска воды, то в расчет берутся эти утвержденные нормы;

среднемесячного количества дней в году (30,42);

тарифа за 1 куб.м холодной воды (устанавливается решением областного (городского) исполнительного комитета или постановлением Совета Министров Республики Беларусь).

Пример расчета:

0,3 x 30,42 = 9,126 куб.м;

9,126 x 379,3 = 3461 рубль.

Данные показатели используются до пересмотра любого из нормативных показателей.

Если установлен раздельный размер платы за водоснабжение и канализацию, то для определения общего уровня оплаты данной услуги величину стоимости этих видов услуг следует суммировать.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.