|
|
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.05.2007 N 40/41 "Об утверждении Инструкции по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 2 112. В качестве моющих средств, являющихся компонентами моющих составов, необходимо использовать вещества, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Не допускается применение для мойки легковоспламеняющихся жидкостей. На рабочем месте должна иметься таблица с указанием состава, концентрации и температуры моющего раствора. 113. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, должны промываться в моющих щелочных составах отдельно от остальных деталей. 114. Перед выпуском деталей и агрегатов из моечного отделения по технологическим требованиям их следует ополаскивать теплой водой либо протирать ветошью для удаления остаточных количеств моющих средств. 115. Система канализации поста мойки автомобилей, деталей и механизмов должна подсоединяться к внешним сетям ливневой канализации через песконефтеловушки либо иные местные или локальные очистные сооружения. 116. Нефтеловушки и прочие установки для очистки сточных вод должны содержаться в исправности, чистоте и не являться источниками загрязнения воды, почвы и воздуха. Глава 9 ПОМЕЩЕНИЯ МОЙКИ, СУШКИ, РЕМОНТА И ХРАНЕНИЯ РУКАВОВ, БОЕВОЙ ОДЕЖДЫ И СНАРЯЖЕНИЯ 117. Рукавная база (пост) размещается на территории пожарных аварийно-спасательных подразделений в отдельно стоящем здании или встроенном помещении и предназначена для хранения, технического обслуживания и ремонта пожарных рукавов. 118. При ремонте и обслуживании пожарных рукавов при работе с клеем необходимо через каждые 1,5 часа работы проветривать помещения. В случае, если проветривание неэффективно или отсутствует возможность для естественного проветривания, необходимо предусматривать устройство местной вытяжной вентиляции. 119. Сушка боевой одежды должна осуществляться теплым воздухом в отдельном помещении. При отсутствии отдельного помещения для сушки боевой одежды необходимо оборудование сушильного шкафа. 120. Допускается хранение сухой боевой одежды в помещении гаража-стоянки. Для этих целей должны быть выделены специально оборудованные стеллажи или тумбочки в достаточном количестве. 121. Запрещается хранение и сушка боевой одежды в помещении гаража-стоянки в неустановленных местах навалом или на элементах системы отопления. Глава 10 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССАМ И ОБОРУДОВАНИЮ 122. При использовании производственных помещений, организации технологических процессов и использования производственного оборудования (станков, машин, аппаратуры, рабочих инструментов) должны учитываться требования действующего санитарного законодательства, правил охраны труда, нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических веществ, ориентировочно-безопасных уровней воздействия, предельно допустимых уровней физических факторов, а также предусматриваться меры по снижению тяжести и напряженности труда, предупреждению утомления работников. 123. В зоне крытой стоянки не допускается производить ремонт автомобилей, их заправку топливом, перемещение автомобилей, кроме въезда и выезда, а также оборудовать осмотровые канавы. 124. При включении двигателя для заполнения пневмосистемы автомобиля необходимо предусматривать отведение отработанных газов с помощью гибких шлангов, подключенных к выхлопной трубе автомобиля, за пределы зоны стоянки или подачу сжатого воздуха от компрессорных станций. 125. Ремонтные работы под навесом на открытой площадке могут допускаться лишь в теплый период года. 126. При ремонте автомобилей вне осмотровых канав, эстакады или подъемника работников, производящих ремонт, необходимо обеспечивать лежаками. 127. При очистке, проведении ремонтных работ внутри цистерн или резервуаров из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся жидкостей, ядовитых веществ работники должны быть обеспечены спецодеждой, шланговыми противогазами, спасательными поясами и веревками, страховаться двумя специально обученными работниками. 128. Автотранспорт, подлежащий ремонту, следует предварительно очистить от грязи, вымыть, высушить. 129. Охлаждающие жидкости (эмульсии), используемые при выполнении станочных работ, должны приготавливаться централизованно, по рецептуре, согласованной с территориальными органами государственного санитарного надзора, и содержать антимикробные добавки. 130. Рабочие места в отделениях разборки и сборки машин должны быть оборудованы подъемно-транспортными устройствами с механизированным перемещением. 131. Для уборки рабочих мест и оборудования работники должны обеспечиваться ветошью, крючьями, щетками и другими приспособлениями. Не допускается удаление пыли, стружки сжатым воздухом. Рекомендуется применение промышленных пылесосов. 132. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места. 133. Станки, на которых обрабатываются хрупкие материалы (чугун, латунь, бронза, пластмассы, текстолит и др.), должны быть оборудованы пылестружкоприемником для сбора пыли и стружки у мест их образования. 134. Газоэлектросварочные работы должны производиться на специальных местах, оборудованных системами механической вентиляции, стационарными или переносными ограждениями, окрашенными алюминиевыми красками в светлые тона. Для улавливания сварочного аэрозоля следует предусматривать устройство местной вытяжной вентиляции, обеспечивающей предотвращение попадания в воздух рабочей зоны вредных веществ. 135. Изделия и детали, поступающие на сварку, газовую резку и плавку, необходимо очистить от красок, смазочных масел, окалины или грязи. Сухую очистку и обезжиривание поверхностей изделий следует производить в шкафах, укрытиях, камерах и других устройствах, оборудованных местной вентиляцией. 136. Процесс пайки свинцовыми припоями рекомендуется сосредотачивать на специальных рабочих местах в изолированных помещениях. Пайка и лужение радиаторов, бензобаков и других крупных деталей должны производиться на специальных подставках, оборудованных поддонами для стекания припоя. 137. Мытье полов на участках выполнения жестяницко-медницких работ должно производиться по окончании рабочей смены. Сухие способы уборки не допускаются. 138. Участок (рабочее место) приготовления красок должен размещаться в изолированных помещениях, все операции по приготовлению красок производятся в вытяжном шкафу. Окраску деталей пульверизационным способом необходимо проводить в специально предназначенном помещении. Допускается по согласованию с территориальными органами государственного санитарного надзора проведение пульверизационной окраски в общем помещении окрасочного отделения в вытяжном шкафу. Применение лакокрасочных материалов (эмали, краски, грунтовки) при ручной пульверизационной окраске допускается при содержании соединений свинца в пигментах не более 1%, при более высоком содержании свинца окраска должна производиться в вытяжных шкафах, оборудованных эффективной вентиляцией. 139. В случае осуществления окрасочных работ методом ручного распыления должны соблюдаться требования Санитарных правил и норм 9-93-98 "Санитарные правила и нормы при окрасочных работах с применением ручных распылителей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. N 53. 140. Сушку крупногабаритных изделий после покраски следует проводить вне производственных помещений в специальных камерах или на открытых площадках. 141. Для испытания топливных насосов должны применяться приспособления, не допускающие распыления топлива в производственных помещениях. 142. Разбортировка и ремонт колес должны производиться в специально выделенном месте, оборудованном вентиляцией, необходимым набором инструмента и приспособлений. Монтаж и демонтаж шин должны производиться после предварительного их увлажнения для предупреждения пылеобразования. 143. Шины должны поступать в ремонт чистыми и сухими. Мойку шин следует производить в моечных машинах, установленных в помещениях с устройством канализации для отвода загрязненных вод. Сушка шин должна производиться в специальном помещении, оборудованном стеллажами, конвейерами и подъемными механизмами. Допускается сушка в вытяжных шкафах. 144. Приготовление резинового клея и разлив его должны производиться в специально оборудованных помещениях или вытяжных шкафах. Нанесение клея следует производить избегая его попадания на кожные покровы. 145. Нерабочие поверхности паропроводов и вулканизационных аппаратов должны быть теплоизолированы, при этом температура их наружной поверхности не должна превышать 450 град. C. Раздел IV ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-БЫТОВЫМ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ Глава 11 ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ОТДЫХА ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ, КОМНАТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ, СПОРТИВНОГО ЗАЛА И УЧЕБНОГО КЛАССА 146. Помещения отдыха дежурной смены должны располагаться не выше второго этажа. 147. Рекомендуется размещать помещения отдыха дежурной смены вблизи гаража-стоянки с выходом в гараж. Между помещениями дежурной смены и гаражом должно быть предусмотрено устройство тамбура или коридора. 148. В помещении устанавливаются легко раскладывающиеся кресла, топчаны или кровати для ночного отдыха дежурной смены с необходимым количеством резервных мест с учетом усиления службы. Стены окрашиваются в светлые мягкие тона. Мебель, вышедшая из строя или имеющая ненадлежащий эстетический вид, подлежит своевременной замене.
149. Запрещается устройство санитарных узлов над, под или смежно с помещениями отдыха дежурной смены, а также устраивать проходы через помещения отдыха дежурной смены. Использование помещений не по назначению не допускается. 150. Помещения отдыха дежурной смены должны регулярно проветриваться. При невозможности естественного проветривания должны устраиваться вентиляция с механическим побуждением или устройства кондиционирования воздуха. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже 18 град. C.
151. Для улучшения психофизиологического состояния работников после выполнения боевых задач необходимо устройство отдельной комнаты психофизиологической разгрузки. 152. Стены в комнате психофизиологической разгрузки следует окрашивать в светлые мягкие тона. Оснащение и оборудование комнаты должно способствовать улучшению психофизиологического состояния работников. 153. Комнату психофизиологической разгрузки рекомендуется оснащать цветным телевизором, музыкальным комплексом, комплектами аудиокассет или компакт-дисками, креслами мягкими с высокими спинками, журнальным столиком, светильниками-подсветками настенными, чайником (самоваром), чайным сервизом, живой или искусственной зеленью. 154. Полы в спортивном зале должны быть без щелей, иметь ровную горизонтальную, нескользкую и окрашенную поверхность. Полы не должны деформироваться от мытья. 155. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко проводить влажную уборку помещений. 156. Температура воздуха в спортивном зале в зоне нахождения занимающегося должна быть не менее 15 град. C, освещенность - не менее 150 лк. Максимальный уровень шума в спортивном зале не должен превышать 82 дБА. 157. Окна спортивных залов должны иметь устройства для открывания фрамуг с целью проветривания помещения спортивного зала. 158. Все спортивное оборудование, установленное в местах проведения занятий физкультурой и спортом, должно находиться в исправном состоянии и быть надежно закреплено. 159. Запрещается проведение занятий физкультурой и спортом на неисправном оборудовании или использование инвентаря с дефектами. 160. Рекомендуется устраивать душевые при спортивном зале. Душевые кабины должны оборудоваться смесителями горячей и холодной воды и находиться в исправном состоянии. 161. Уборка спортивного зала должна проводиться ежедневно. Генеральная уборка и последующая дезинфекция должны проводиться не реже одного раза в месяц. Полы, двери, стены, оконные рамы и подоконники, окрашенные масляной краской, а также радиаторы центрального отопления моются водой с добавлением моющих средств. 162. Ковры и матерчатые половые покрытия в тренажерных залах необходимо ежедневно после окончания занятий очищать с помощью пылесосов. Используемый спортивный инвентарь должен ежедневно протираться влажной ветошью с применением дезредств. 163. Учебные классы в органах (подразделениях) по чрезвычайным ситуациям не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий. 164. Направление основного светового потока естественного освещения в учебном классе должно быть боковым левосторонним. Освещенность должна быть равномерной. 165. Стены, потолки, полы, оборудование учебного класса должны иметь матовую поверхность теплых тонов. Побелка потолка и оконных откосов должна проводиться по мере необходимости. Оконные рамы, коробки, переплеты и подоконники окрашиваются масляной краской светлых тонов. 166. Оптимальными источниками искусственного освещения в учебном классе являются разрядные (люминесцентные) лампы. Освещенность рабочих поверхностей при освещении люминесцентными лампами должна составлять не менее 500 лк, при освещении лампами накаливания - не менее 250 лк. 167. Не допускается использование открытых (незащищенных) люминесцентных ламп. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца. 168. Учебный класс следует регулярно проветривать через фрамуги, форточки или другие устройства. Оптимальная температура воздуха в учебном классе является +18 - +20 град. C. Глава 12 ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ГАРДЕРОБА 169. Гардероб предназначен для обеспечения раздельного хранения личной и рабочей одежды работников. 170. Запрещается совместное хранение личной и рабочей одежды в гардеробных, а также хранение боевой одежды личного состава в помещении гардероба пожарных аварийно-спасательных подразделений. 171. Количество гардеробных шкафчиков должно соответствовать количеству работников. Кроме того, гардероб следует оснащать необходимым дополнительным количеством резервных шкафчиков на случай усиления службы. 172. Поверхности стен и пола в гардеробе должны быть выполнены из материалов, позволяющих проводить влажную уборку. Для сбора бытового мусора должна быть установлена урна. 173. Помещение гардероба должно содержаться в чистоте, уборка проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену. Глава 13 ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ БАНЬ (САУН) 174. Допускается оборудовать в зданиях органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям бани или сауны с микробассейнами. Состав и площади помещений определяются заданием на проектирование с учетом требований Санитарных правил и норм 2.1.2.12-21-2005 "Гигиенические требования к оборудованию и содержанию бань, саун", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20 октября 2005 г. N 154, и других ТНПА. 175. Качество воды в бане должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм 10-124 РБ 99 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. N 46. 176. Режимы эксплуатации, дезинфекции ванн микробассейнов необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм 2.1.2.10-39-2002 "Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. N 167. 177. Внутреннюю отделку помещений бани (сауны) требуется выполнять в соответствии с их функциональным назначением. Поверхности стен, перегородок и потолков помещений должны быть гладкими, не иметь следов затеков, плесени, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции. 178. Все применяемые материалы для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем должны быть разрешены к применению для данных целей Министерством здравоохранения Республики Беларусь. 179. Мебель следует применять из материалов, легко поддающихся мытью и дезинфекции. 180. Тазы, предназначенные для мытья тела и для мытья ног, должны быть пластмассовыми или металлическими, неподвергающимися коррозии и устойчивыми к действию высоких температур. Тазы для мытья ног должны иметь соответствующую надпись: "Для ног". 181. Использование мыла, мочалок, веников, головных гребней и щеток общественного пользования категорически запрещается. С целью предупреждения грибковых заболеваний работники должны использовать индивидуальную обувь при посещении бани или сауны. 182. Во всех помещениях бани или сауны должна поддерживаться чистота, не допускается засорение канализационных трапов и застой на полах грязной воды. 183. После посещения работниками бани (сауны) необходимо проводить дезинфекцию по фунгицидному режиму тазов для мытья тела и ног. 184. По окончании работы или посещения работниками бани или сауны должна проводиться влажная уборка всех помещений, обработка инвентаря и оборудования, а также проветривание помещений. 185. Генеральную уборку (мойка и заключительная дезинфекция всех помещений, оборудования, инвентаря по фунгицидному режиму средствами, разрешенными Министерством здравоохранения Республики Беларусь) следует проводить ежемесячно. 186. Для проведения уборок необходимо иметь раздельный уборочный инвентарь, выделенный и промаркированный с учетом назначений помещений и видов работ. Глава 14 ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ОБЩЕЖИТИЙ 187. При общежитиях подразделений необходимо устройство площадки для отдыха и детских игр. Вход в общежития пожарных аварийно-спасательных подразделений должен быть расположен на расстоянии не менее 15 метров от помещения гаража-стоянки. 188. Жилая площадь в общежитиях должна быть не менее 6 кв.м на 1 человека. В каждой комнате разрешается проживание не более 3 человек, а в отдельных случаях - не более 4 человек. 189. Жилые комнаты следует устраивать непроходными, с выходом в коридор непосредственно или через переднюю. Двери жилых комнат должны открываться вовнутрь и иметь уплотняющие прокладки в притворах. Ширина жилых комнат должна быть не менее 2,2 м. 190. Вспомогательные и санитарно-бытовые помещения (туалеты, умывальные, душевые, постирочные, кладовые, общие кухни) следует предусматривать на каждом этаже. 191. Постирочные допускается делать совмещенными с умывальными. К ваннам и умывальникам должна быть подводка холодной и горячей воды через смеситель. Допускается установка в постирочных индивидуальных бытовых автоматических стиральных машин. 192. В жилой зоне здания пожарного аварийно-спасательного подразделения допускается устройство квартир. 193. Каждая жилая комната должна быть обеспечена твердым и мягким инвентарем в достаточном количестве. 194. Количество тумбочек, стульев в жилых комнатах должно соответствовать числу проживающих. Жилые комнаты необходимо оснащать столами, при необходимости книжными полками и другой мебелью. Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и дезинфекции. 195. Жилые комнаты следует оборудовать шкафами для одежды и обуви. Над окнами должны быть карнизы для занавесок. 196. Кухни должны быть оборудованы плитами, мойками, стойками-шкафами, а также настенными или пристенными шкафами для посуды и при необходимости скамейками или табуретами. Оборудование устанавливается из расчета: 1 конфорка электрической плиты - на 3 человека, 1 мойка и 1 стол-шкаф - на 8 человек, 1 отделение настенного или пристенного шкафа размером 30 x 30 см - на 1 человека. Рекомендуется на кухнях устанавливать бытовые холодильники. 197. Все санитарно-техническое, технологическое и другое оборудование, приборы, мебель и инвентарь должны соответствовать требованиям ТНПА и эксплуатироваться с соблюдением их требований. 198. Не допускается крепление санитарно-технических приборов непосредственно к стенам, являющимся общими для жилых помещений и помещений, в которых устанавливаются указанные приборы. 199. Вышедшее из строя оборудование, мебель, инвентарь подлежит срочному ремонту или замене. Не допускается загромождение помещений, а также коридоров списанным, неиспользуемым или неисправным оборудованием. 200. Полы и стены туалетов, помещений с влажным режимом (душевые, умывальные, постирочные), панели в кухнях на высоту 1,6 м, а также стены в местах установки раковин и других санитарно-технических приборов должны быть выполнены из водостойких материалов. 201. Полы в общежитии должны быть гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтусы должны плотно прилегать к стенам и полу. В помещениях душевых и постирочных полы необходимо оборудовать сливными трапами с соответствующими уклонами полов к отверстиям трапов. 202. Поверхность стен, перегородок, отделочных материалов, столярных изделий (дверей, окон) и покрытий должна быть гладкой, легкоочищаемой, доступной для текущей уборки. 203. Дефекты в отделке помещений (разбитая облицовочная плитка, затеки и плесень на стенах и потолках, нарушение целости линолеума и других покрытий, столярных изделий) не допускаются. 204. Допускается использование жильцами общежития личного постельного белья. 205. В случае, когда жильцы используют белье общежития, необходимо предусмотреть выделение помещений или кладовых для хранения чистого и грязного белья. Кладовые должны быть оборудованы полками с гигиеническим покрытием, устойчивыми для влажной уборки и дезинфекции, а также стеллажами, столами для подборки и сортировки белья. 206. Грязное белье должно храниться в деревянных ларях, окрашенных масляной краской светлых тонов. 207. Персонал, в обязанности которого входит прием и выдача белья, должен иметь два разных халата для работы. После приема грязного белья работник обязан вымыть руки и сменить халат. 208. Все помещения, оборудование и мебель в общежитии пожарного аварийно-спасательного подразделения должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна производиться ежедневно маркированным инвентарем. 209. Уборка жилых помещений входит в обязанность проживающих. Для уборки мест общего пользования и других помещений общежития рекомендуется предусмотреть введение в штатное расписание подразделения обслуживающего персонала. 210. Один раз в месяц в общежитии должен проводиться санитарный день с проведением генеральной уборки всех помещений (обметание стен и потолков, мытье полов, панелей, окон и дверей, оборудования, мебели, вытряхивание и проветривание постельных принадлежностей, очистка от пыли и грязи отопительных приборов, светильников, другие работы). Раздел V ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ, ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПУНКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ОРГАНАХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ Глава 15 УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ КОМНАТ РАЗОГРЕВА И ПРИЕМА ПИЩИ 211. В зданиях органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям необходимо устраивать отдельные комнаты для разогрева и приема пищи. 212. Допускается организация разогрева и приема пищи в одном помещении при условии зонирования комнаты на зону разогрева и зону приема пищи. 213. В комнате разогрева и приема пищи должна быть подводка проточной горячей и холодной воды. Подача воды должна осуществляться посредством смесителей, смесители должны находиться в исправном состоянии. 214. Комната разогрева пищи оборудуется шкафчиками, разделочными столами, разделочными досками и ножами, стационарным кипятильником и холодильником. Для разогрева пищи должна быть установлена кухонная плита, допускается использовать для этих целей микроволновые печи. 215. Работникам запрещается приготовление любых видов пищи из сырых продуктов. 216. Для хранения готовых к употреблению пищевых продуктов должны применяться бытовые холодильники. На холодильнике должны быть вывешены время и дата проведения текущей и генеральной уборки с указанием работника, ответственного за проведение уборки. Текущая уборка должна проводиться ежедневно, генеральная с размораживанием холодильника - один раз в месяц. 217. При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться основные принципы товарного соседства, сроки годности и условия хранения. 218. Хлеб и хлебобулочные изделия должны храниться в шкафчике, дверцы которого имеют отверстия для вентиляции, допускается применение хлебниц. При уборке шкафчика или хлебницы крошки должны сметаться. Не реже 1 раза в неделю следует тщательно протирать полки с использованием однопроцентного раствора уксусной кислоты. 219. В комнате приема пищи устанавливаются обеденные столы и стулья. Обеденные столы в комнате приема пищи должны быть покрыты гигиеническим легко моющимся покрытием (пластик, другое покрытие), разрешенным Министерством здравоохранения Республики Беларусь и устойчивым к воздействию дезсредств. 220. После каждого приема пищи должна проводиться уборка обеденного стола. Для уборки столов следует иметь комплект ветоши с соответствующей несмывающейся маркировкой. 221. Использование столовой, чайной посуды с трещинами, отбитыми краями, алюминиевой и дюралюминиевой посуды, а также повторное использование посуды, предназначенной для одноразового использования, запрещено. 222. Для хранения чистых столовых приборов должны использоваться специальные кассеты. Столовые приборы в кассетах должны храниться ручками вверх. Кассеты для хранения столовых приборов должны ежесменно подвергаться санитарной обработке. Хранение столовых приборов навалом запрещено. 223. Разделочные доски и ножи должны храниться в подвешенном состоянии, иметь четкую маркировку в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "КО" - квашеные овощи, "Х" - хлеб, "МГ" - мясная гастрономия, "РГ" - рыбная гастрономия, "Сельдь", "Зелень". Деревянные доски с трещинами и заусеницами подлежат замене. 224. Для мытья посуды необходимо использование специализированного инвентаря (щеток, мочалок, других). При появлении признаков изменения их поверхности, плесени инвентарь должен быть заменен. Использование для этих целей ветоши не допускается. 225. Инвентарь (рабочие поверхности столов, раковина, кухонная плита и другие) в комнате разогрева и приема пищи должен быть изготовлен из материалов с гладкой поверхностью, без щелей, зазоров, зазубрин, которые затрудняют мойку и обработку. 226. Комнаты разогрева и приема пищи должны содержаться в чистоте. Ежедневно должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств. 227. Генеральная уборка помещений производится не реже 1 раза в неделю с применением моющих и дезсредств, разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь в соответствии с инструкцией по их применению. При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация помещений. 228. На видном месте должен быть вывешен график проведения генеральной уборки. 229. Для уборки должен быть выделен соответственно маркированный специальный инвентарь (ведра, тряпки и другой необходимый инвентарь). 230. Для сбора бытового мусора необходимо устанавливать урны с педальным механизмом. Для сбора остатков пищи необходимо устанавливать специально промаркированную тару (ведра, бачки с крышками). Глава 16 ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ МЧС 231. Состав и площади помещений пищеблока (столовой) учреждений образования МЧС должны обеспечивать работу на сырье. 232. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения, при строгом соблюдении товарного соседства сырой и готовой продукции. 233. Транспортирование скоропортящихся продуктов должно проводиться в промышленной либо специально выделенной закрытой маркированной таре. В теплое время года продукты должны доставляться охлаждаемым или изотермическим транспортом в течение не более 1 часа. 234. Транспорт, предназначенный для перевозки пищевых продуктов, должен иметь санитарный паспорт, выданный территориальными органами государственного санитарного надзора сроком не более чем на полгода. В паспорте отмечаются: номер автомашины, фамилия, имя, отчество ответственного за санитарное состояние транспорта, наличие санитарной одежды. 235. Работники, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, должны пользоваться санитарной одеждой (халат, рукавицы и др.), иметь личную медицинскую книжку установленного образца с отметками о прохождении медицинских осмотров, гигиенического обучения. 236. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать требованиям ТНПА и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность. Не должны допускаться к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком годности, с признаками порчи, нарушенной упаковкой. 237. В сопроводительном документе о качестве особо скоропортящегося продукта должны быть указаны дата и час выработки продукта, а также час и дата его конечного срока реализации. Сопроводительный документ (маркировочный ярлык) необходимо сохранять до конца реализации продукта. 238. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать Санитарным правилам и нормам 2.3.4.15-32-2005 "Гигиенические требования к объектам общественного питания", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23 ноября 2005 г. N 195. 239. Сроки годности скоро- и особо скоропортящихся продуктов должны соответствовать Санитарным правилам и нормам 2.3.4.15-18-2005 "Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза и подтверждение правильности установления сроков годности (хранения), условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 130. 240. Организация горячего питания осуществляется на основе примерного 2-недельного меню с учетом физиологических норм для данной категории. Примерное меню утверждается начальником учреждения образования МЧС и согласовывается с территориальными органами государственного санитарного надзора. 241. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо выполнять требования, предъявляемые к рецептурам и технологии приготовления блюд и кулинарных изделий, противоэпидемические требования. 242. Мытье столовой и кухонной посуды производится механическими моечными машинами или ручным способом с использованием моющих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь. 243. Моечные кухонной и столовой посуды должны быть обеспечены разводкой холодной и горячей воды со смесителями к моечным ваннам. Должны быть предусмотрены резервные источники горячего водоснабжения в моечной кухонной и столовой посуды с разводкой воды к моечным ваннам. 244. Столы моют горячей водой с использованием моющих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь, специально выделенной для этого ветошью из промаркированной тары. 245. Работники пищеблоков должны приходить на работу в чистой, опрятной одежде и обуви. Перед началом работы необходимо сменить обувь, тщательно вымыть руки, одеть чистую санитарную одежду, аккуратно подобрать волосы под косынку или колпак. Смена санитарной одежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в 2 дня. 246. Перед входом в туалетную комнату необходимо снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения тщательно вымыть руки с мылом. Перед выходом из помещений пищеблока санитарная одежда должна быть убрана в шкаф. Должно быть обеспечено раздельное хранение санитарной одежды и личной одежды персонала. 247. Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков осуществляет медицинский работник. Больные или подозрительные на заболевание к работе на пищеблоке не допускаются. 248. Ответственность за соблюдение требований санитарных правил и норм на пищеблоке, организацию питания возлагается на руководителя учреждения образования МЧС, а также на персонал пищеблока в объеме их функциональных обязанностей. 249. Работники пищеблоков учреждений образования МЧС должны подвергаться предварительному (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. N 33 "О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 87, 8/3914). 250. К работе на пищеблоке допускаются лица, прошедшие гигиеническое обучение и аттестацию в соответствии с инструкцией 1.1.1.11-11-17-2003 "Порядок проведения гигиенического обучения и аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды и пестицидов, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и для инженерно-технических работников организаций и предприятий различных форм собственности", утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 15 августа 2003 г. N 90 "Об организации и проведении гигиенического обучения и аттестации должностных лиц и работников". 251. Результаты медицинских осмотров и аттестации по гигиеническому обучению вносятся в личную медицинскую книжку работников. Обслуживающий персонал обязан соблюдать правила личной гигиены. Раздел VI ТРЕБОВАНИЯ К ВЕНТИЛЯЦИИ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЮ, ОТОПЛЕНИЮ И ОСВЕЩЕНИЮ Глава 17 ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ И ОТОПЛЕНИЕ 252. Отопление и вентиляция помещений органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям должны быть оборудованы в соответствии с требованиями СНБ 4.02.01-03 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и другими ТНПА. 253. Для отопления помещений зданий необходимо использовать системы централизованного отопления. Допускается отопление помещений пожарных аварийно-спасательных подразделений с помощью систем местного отопления. Система отопления должна обеспечивать равномерный прогрев воздуха в течение всего отопительного периода. 254. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в зданиях и сооружениях органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям должны обеспечивать благоприятные микроклиматические условия среды, нормативное качество воздуха помещений. 255. В помещениях гаража-стоянки и на постах ТО должна предусматриваться как общеобменная приточно-вытяжная, так и местная вытяжная вентиляция от источников образования и выделения производственных вредностей в соответствии с требованиями ТНПА. 256. Подача приточного воздуха в помещения поста ТО автомобилей должна предусматриваться рассредоточенно непосредственно в рабочую зону, а также в канавы, приямки, тоннели. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется с территории пожарного аварийно-спасательного подразделения в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли. 257. Приемные устройства для забора наружного воздуха приточных вентиляционных систем ПТЦ должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от ворот для выезда (въезда) автомобилей. 258. Удаление воздуха из помещений для постов ТО автомобилей с работающим двигателем должны предусматриваться из верхней зоны помещения. Отведение отработанных газов от двигателей при их испытании следует производить при помощи гибких шлангов, надеваемых на выхлопную трубу. 259. Производительность систем приточной вентиляции в помещениях с выделением вредных веществ в воздушную среду должна быть на 5% меньше производительности системы вытяжной вентиляции во избежание поступления загрязненного воздуха в соседние помещения. 260. Для проветривания производственных помещений независимо от наличия вредных выделений и вентиляционных систем должна предусматриваться естественная вентиляция через оконные проемы, при этом открывающиеся створки переплетов должны составлять не менее 20% общей площади оконных проемов. 261. Подача приточного воздуха в аккумуляторную должна осуществляться рассредоточенно в рабочую зону с малой скоростью. В аккумуляторном отделении возможна подача воздуха непосредственно в нижнюю зону или из смежных помещений через решетки в нижней части дверей. 262. В помещениях аккумуляторной кроме местной механической вентиляции должна предусматриваться естественная вытяжная вентиляция из верхней зоны помещения. Местная вытяжная вентиляция в виде панелей равномерного всасывания должна устраиваться от стеллажа для зарядки аккумуляторов. 263. В случае отсутствия аккумуляторных допускается проводить работы по зарядке аккумуляторных батарей на посту ТО в вытяжном шкафу, оборудованном вентиляцией с механическим побуждением. 264. Систему вытяжной вентиляции помещений для размещения малярного и аккумуляторного отделений (участков) и помещений для регенерации масла не допускается объединять между собой и с системами вытяжной вентиляции других помещений. 265. Местная вытяжная вентиляция должна быть предусмотрена: в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей - местные отсосы от выхлопной трубы автомобилей; на карбюраторном участке - от столов для ремонта карбюраторов; на участке ремонта топливной аппаратуры - от промывных и испытательных стендов; в шиноремонтном отделении - от заточных станков и стендов шероховок и мест разбортировки колес, в помещениях для приготовления и разлива резинового клея; в механическом отделении - от заточных, обдирочно-шлифовальных станков; станков, предназначенных для обработки хрупких материалов, станков, на которых применяются смазывающе-охлаждающие жидкости; в малярном отделении - от окрасочных и сушильных камер, краскосмесителей и приямков; |
Партнеры
|